Философия стоиков — кратко об идеях, принципах и представителях

Суть стоицизма и основные идеи

Диоген Лаэртский разделял учения стоиков на три части, а именно физику, этику и логику, причем подобное деление, по словам Э. Целлера, было заимствовано от платоников. Известно сравнение стоицизма с фруктовым садом, где логика, обеспечивающая защиту, соответствует ограде, а физика и этика представляют собой дерево и плоды соответственно.

Кроме того, известно еще два сравнения с животным и яйцом, где в первом случае обозначенные логика, физика и этика представляют собой кости, мясо и душу, в то время как во втором – скорлупу, белок и желток.

В концепции стоиков истина формируется непосредственно в процессе тщательного процесса осмысления воспринимаемой действительности, причем Секст Эмпирик отмечал, что истинным стоики признавали лишь определенную часть ощущаемого и мыслимого. Истина, по мнению стоиков, является своеобразным продуктом согласия интеллекта с сущностью объекта, носящей предметный характер, причем подобное согласие требует определенных усилий, на которые способны лишь мудрецы. Соответствующее деление на «мудрецов» и «глупцов» вызвало отмену концепции разума как бога, который является определителем всего сущего, за исключением самого себя.

Разум у стоиков сохранился в качестве первопричины всего, но это применительно к физике, в то время как в логике разум приобрел способность определять истину непосредственно в плане осуществления оценки самых разных феноменов действительности. Отношение стоиков к государству, считавших общественные имперские отношения далекими от справедливости, предопределила их непосредственная философская доктрина, вызвавшая появление понятия «космополиса».

Логика

Состоит из риторики и диалектики, под которыми подразумевается наука говорить и наука спорить соответственно. В качестве отправного пункта стоической теории познания выступает материя, причем Зенон утверждал, что восприятие, изменяющее состояние материальной души, оставляет в ней отпечаток, как в воске.

Физика

По мнению стоиков, окружающий мир представляет собой своеобразный живой организм, управление которым осуществляет логос, в то время как судьба человека является его проекцией. Согласно стоицизму, все существующее, носящее телесный характер, отличается исключительно степенью «грубости» материи.

Стоики отмечали, что реальность воспринимается исключительно в субъективном отношении, в то время как «объективное» восприятие невозможно по природе. Единственным способом, позволяющим осуществить познание истины, стоики считали теоретическое мышление, причем эмпиризм не только не выступал в качестве основного критерия верности рассуждений, но и вообще игнорировался в этом отношении, уступая свою позицию «теоретической истине».

Этика

Основной идеей этики стоицизма является телеологически предустановленный ход истории, причем основная цель человека, по мнению стоиков, заключается в том, чтобы находиться в гармонии с природой.

Стоики выделяют четыре основных вида аффектов, которых следует избегать, а именно: удовольствие, вожделение, отвращение и страх, при этом они придерживались скепсиса относительно возможности изменить общество, основываясь преимущественно на познании, в связи с чем считали рациональным проповедовать мудрость, носящую индивидуальный характер, отделяя ее от общества в целом.

Суть и цели стоицизма

Разбирая особенности философского направления, необходимо понять, в чем заключается ее суть. Согласно имеющимся сведениям, представители учения придерживаются взглядов, что мир является непредсказуемым. В рамках учения человеческая жизнь – миг, который необходимо провести с пользой. Философский взгляд призывает людей проявлять стойкость и силу, уметь контролировать себя, свои чувства, эмоции, порывы и желания. Согласно ему, источник неудовлетворенности, которую испытывает человек, кроется в импульсивной зависимости от спонтанных эмоций и чувств. Если же полагаться в жизни в большей степени на логику, то многих проблем и неприятных явлений удастся избежать. Учение отличается от многих философский течений тем, что его главная суть – действие, а не простые разговоры и размышления. Стоицизм призван помочь человеку преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать на положительные составляющие его жизни.

Цель учения – освобождение от любых мучений и страданий, поскольку они разрушают человека. Необходимо стремиться к разуму и логическим заключениям, чтобы понять всю суть происходящего. Суждения должны выстраиваться по принципу объективности. Не допускается любая эмоциональная окраска.

Стоики считают, что когда человек станет  спокойным, только тогда он сможет в полной мере познать, что же собой представляет причина, ставшая основой для возникновения всех вещей. Философы рассматривают негатив или зло, как результат невежества. Если человек не может или не хочет осознать, что его разум является универсальным, то над ним верх возьмут злые эмоции. Если возникает желание (или необходимость)разрешить проблему, связанную со злым и негативным составляющим в жизни, то достижение желаемого происходит за счет изучения собственных суждений, поступков и поведения. Это позволяет определить, где личность могла отклониться от универсальности и стать подвластной негативному составляющему. По мнению философов – жить в согласии с природой нужно всецело. Это означает, что сущность природы, разума и человека едина.

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Представители стоицизма

За исключением основоположника, Зенона Китийского (которого ещё называют Зенон-стоик), у стоицизма было три главных лидера, но есть и другие.

Марк Аврелий, император Римской империи. Считается, что он садился каждый день и работал над своими заметками о сдержанности, сострадании и смирении.

Эпиктет перенёс ужасы рабства в Риме, но был освобождён и основал свою собственную школу.

Также древнегреческий философ-стоик Хрисипп обычно считается наиболее важным влиянием на стоицизм. Более поздняя, знаменитая фраза в стоицизме гласила: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои».

Хрисипп защищал и развивал эмпирическую эпистемологию, психологию и проводил многие другие исследования.

Конечно же Сенека. У этого харизматичного оратора были многолетние проблемы со здоровьем. Что однако не помешало ему стать всемогущим советником и получить безграничную власть. Но одновременно его ненавидел и сенат, и римский народ.

А вот американский профессор Массимо Пильюччи — уже философ-стоик нашего времени. Он преподаёт философию в Городском колледже Нью-Йорка (City College of New York) и публикует книги. Одна из этих книг стала довольно популярной: о том, как быть стоиком в современном мире.

А умер ли философ от смеха?

Хрисипп (279 г. до н. э. – 206 г. до н. э.)

Многие источники пишут, что философ-стоик Хрисипп умер от слишком сильного смеха. Но другой философ, по имени Диоген Лаэртский, писал, что по его мнению, он умер от того, что выпил слишком много неразбавленного вина, т. е. его смерть была вызвана алкогольным отравлением.

Криминалистика была довольно ограничена в то время, и мы никогда не сможем узнать истинную причину его смерти.

Соединение с христианством

На начальных этапах существования христианство находило своих приверженцев совершенно не в каждом уголке нашей планеты. Продолжительное время люди не могли отказаться от традиций своих предков, от древних верований. Нередко они объединялись с христианством (дуализм), эта же тенденция была и в Риме. С самого первого столетия нашей эры в стране в больших масштабах распространяется стоицизм. На единстве с природой и апатии жители Рама были просто помешаны, но довольно быстро их взгляды начинают изменяться под воздействием новой религии. Продолжительное время римляне не признавали христианства. Шло время, и основы данных теологических учений начали друг друга дополнять.

Нужно отметить, что христианство в то время являлось самой молодой религией, которой был необходим некоторый базис, и это обеспечил стоицизм. Сегодня можно четко проследить данную взаимосвязь. Так как в обоих учениях нам говорится о том, что нельзя предаваться страху, злу, порокам, нельзя быть пристрастным. И стоицизм, и христианство – это учения о силе, о знаниях, о доброте, а также о том, что неисповедимы пути Господни, и любой из нас обязан быть покорным Высшему Создателю.

Задачи и принципы стоицизма

С самого начала своего появления это философское направление получило название «зенонизм» по имени своего основателя – Зенона Китийского, передававшего свои идеи последователям и сторонникам. Еще за сто лет до возникновения зеноновской школы афиняне называли стоиками группу поэтов, сходившихся в дебатах на рынке в Стоа Пойкиле.

Стоицизм получил распространение среди интеллектуальной элиты в античном мире. К ним себя причисляла практически вся верхушка общества. После официального признания христианства государственной религией античный стоицизм пережил кризис, однако всплеск нового к нему интереса возвращался на протяжении истории неоднократно.

Это происходило и в эпоху Ренессанса (неостоицизм), происходит и в наше время. Термин и понятие стоицизма в целом имеет и другое название, а точнее, — свое переносное значение. Его можно определить словами стойкость, мужество, бескомпромиссность.

Суть основных мыслей и идей

В своем учении стоики отводят особую роль внутреннему миру человека. Он для них —  хранитель всей человеческой предметно-практической деятельности, он же и источник анализа и познания вещей.

Сознание, с точки зрения стоиков, является посредником между человеком и внешним миром, а каждый индивид входит в систему мирового разума, являясь его частью.

В целом смысл концепции стоиков заключался в том, чтобы избавить человека от давления на него окружающего мира. Они предпочитали собственную линию поведения, основами которой были:

духовная эволюция; признание ценностей мировой культуры; внимание к прогрессу и совершенствованию; приумножение мудрости. Согласитесь — весьма актуальные для сегодняшнего дня принципы

Согласитесь — весьма актуальные для сегодняшнего дня принципы.

Помни, что ничто не вечно

Александр Великий и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же: либо приняты в тот же осеменяющий разум, либо одинаково распались на атомы. – Марк Аврелий –

В великой схеме вещей ничто из того, чего мы достигли, не имеет значения. Эта мысль отрезвляет и успокаивает. Оказывается, не обязательно добиваться славы – можно просто целыми днями пить «Маргариту» и радоваться жизни. А ведь мы все живем так, будто находимся в центре реальности. Каждый видит себя главным героем в собственной истории.

Но истина в том, что это восприятие существует только в наших умах. А миру и окружающим ты на хрен не нужен. Обычный мужичок-мудачок, с черт знает какими мыслями в голове. Все вокруг ходят с подобным мышлением, но каждый из нас в конечном счете ничтожен. Даже самые яркие умы, такие как Эдисон и Ньютон, разложатся на плесень и липовый мед. А Эдисон так и вовсе был мерзавцем по жизни, так что статус небожителя ему не светит.

Нам не нужно соответствовать иррациональным ожиданиям и внешнему давлению. Мы не должны изобретать совершенно бессмысленную чепуху вроде спиннера в надежде на создание богатого наследия и увековечения собственного имени в анналах истории. Это бессмысленно, ибо все обратится в прах, даже твое самолюбие не долго будет тешиться, ибо его продырявят черви.

Все, что имеет значение, – это жизнь в комфортных условиях. Это единственное мерило, позволяющее на смертном одре сказать вожделенно: «А жизнь-то я прожил хорошую».

Влияние на христианство

Юстус Липсиус , основатель неостоицизма

В « Обязанностях святого Амвросия Миланского »: «Голос — это голос христианского епископа, но заповеди — это слова Зенона ». Относительно того, что он называл «Божественным Духом», Максвелл Стэнифорт писал:

Относительно Троицы Станифорт писал:

В Отцы Церкви считали стоицизм как «языческой философии»; Тем не менее раннехристианские писатели использовали некоторые из центральных философских концепций стоицизма. Примеры включают термины «логотипы», « добродетель », «дух» и « совесть ». Но параллели выходят далеко за рамки обмена и заимствования терминологии. И стоицизм, и христианство отстаивают внутреннюю свободу перед лицом внешнего мира, веру в человеческое родство с Природой или Богом, чувство врожденной порочности — или «постоянного зла» — человечества, а также тщетность и временную природу мирской жизни. имущество и вложения. Оба поощряют Аскезу в отношении страстей и низших эмоций, таких как похоть и зависть, так что высшие возможности человечества могут быть пробуждены и развиты.

Стоические произведения, такие как « Размышления » Марка Аврелия , на протяжении веков высоко ценились многими христианами. Восточная православная церковь и Восточная православная церковь принимает стоическое идеал бесстрастия и по сей день.

Средние и римские стоики учили, что секс возможен только в браке, только для целей объединения и продолжения рода. Это учение принято католической церковью по сей день.

Святой Амвросий Миланский был известен применением стоической философии в своем богословии.

Работай над характером и твори добро

«Каждый день — возможность уменьшить количество своих пороков». Сенека

Для стоиков одним из смыслов жизни было самосовершенствование, работа над характером и обретение добродетели. Философы считали, что лишь добрый человек, который способен жить не только ради себя, но и приносить пользу другим, творить добро, достоин называться полезным человеком. Такая личность не оставит никого в беде, будет стремиться занять лидерские позиции, чтобы объединить вокруг себя массы и направить их по верному пути. У каждого из нас есть лучшая версия себя, которую мы идеализируем и думаем: «А как я должен был правильно поступить в этой ситуации?». Чтобы понять свою суть, задай себе некоторые из этих вопросов, заодно обращаясь к своей «идеальной версии»:

Моя «идеальная версия» нашла бы 40 минут в день для тренировки? Моя «идеальная версия» нашла бы 5 минут, чтобы позвонить и поговорить с родителями? Моя «идеальная версия» часто звонит старым друзьям? Моя «идеальная версия» покрыла бы матом с головы до ног парня, который нагло подрезал меня на трассе?

И так далее.

Если ты стремишься к саморазвитию, то просто стань добрее. Тебе кажется, что это просто и быть добряком очень легко, но не стоит так думать. Порядочных, светлых людей не так-то много в нашем мире. К тому же тебе придется сочетать внутреннюю доброту с железным характером, ведь люди часто путают добро и слабость. Старайся помогать другим, избавься от злости, чтобы начать жить в спокойствии и гармонии.

Имя

Происхождение

Первоначально стоицизм был известен как «зенонизм» в честь основателя Зенона из Citium . Однако от этого названия вскоре отказались, вероятно, потому, что стоики не считали своих основателей совершенно мудрыми, и чтобы избежать риска превращения философии в культ личности .

Название «стоицизм» происходит от Stoa Poikile ( древнегреческий : ἡ ποικίλη στοά), или «расписное крыльцо», колоннада, украшенная мифическими и историческими батальными сценами, на северной стороне Агоры в Афинах , где Зенон и его последователи собрались, чтобы обсудить свои идеи.

Иногда стоицизм поэтому упоминается как «Стоа» или философия «Портика».

Современное использование

Слово «стоик» обычно относится к тому, кто безразличен к боли, удовольствиям, горе или радости. Современное употребление слова «человек, который подавляет чувства или терпеливо переносит» впервые было процитировано в 1579 году как существительное и в 1596 году как прилагательное . В отличие от термина « эпикуреец », то Стэнфорд энциклопедия философии » запись s на стоицизм отмечает, что „смысл английского прилагательного „стоически“ не совсем в заблуждение относительно своих философских истоков“.

Устанавливая цели, не думай о результате

«Некоторые вещи находятся в пределах нашей власти, а другие — нет. В нашей власти есть мнение, мотивация, желание, отвращение и, словом, все, что от нас зависит; не в нашей власти — наше тело, наша собственность, репутация — словом, все, что не принадлежит нам». Эпиктет

Когда мы ставим перед собой цель, то сразу же думаем о тех благах, результатах, которые принесет нам ее достижение. После мы начинаем представлять все те сложности и трудности, которые предстоит преодолеть, и именно мысли о негативном исходе могут зарубить на корню даже самые амбициозные начинания. Но подумай вот о чем: спортсмены не думают о поражении, когда усиленно тренируются перед соревнованиями — в их умах лишь победа. Они готовят свое тело, чтобы стать лучшими из лучших. Футболисты не боятся поражения из-за того, что во время матча вдруг пошел дождь (ну кроме нашей сборной), ведь эти атлеты тренировались для того, чтобы победить. Хочешь найти себе хорошую подругу? Не думай о том, где ее искать и как завоевывать сердце — преврати себя в такого парня, с которым бы захотела быть каждая девушка. Работай над собой, моделируй ситуацию, создавай возможности, чтобы в итоге результат превзошел ожидания.

Практика 2. Дихотомия контроля

Период пандемии показал, сколько всего мы не в состоянии контролировать. Неудивительно, что это осознание оставило многих в уязвимом и беспомощном состоянии. В своей книге Ирвин обращается к работам Эпиктета, в которых философ поделил желания на те, что зависят и не зависят от нас. Однако Ирвин также разделил последние на две группы:

  • вещи, над которыми у нас совсем нет власти (о них не стоит переживать, так как мы совсем не контролируем их — например, в случае с погодой);
  • вещи, над которыми у нас есть власть (на них мы можем повлиять, однако исход всё равно не зависит только от нас — победа в теннисном матче).

Суть практики

Если у вас есть задача, из-за которой вы переживаете, расчертите в блокноте табличку с тремя столбцами: что вы можете контролировать полностью, что — частично, а что не можете контролировать совсем. Первый столбец у вас, вероятно, не вызывает тревогу — это те вещи, в которых вы чувствуете себя уверенно. Второй — тот, в котором нужно чётко и реалистично поставить цели. Третий — это то, на что не стоит тратить много сил (исход в любом случае от вас не зависит). 

Как работает

Самая важная идея практики касается тех вещей, которые мы можем лишь частично контролировать. Здесь нужно обязательно поработать с тем, как мы ставим цели. Например, вы хотите принять участие в соревнованиях по бегу. Можно выбрать два варианта постановки цели:

  • внешняя, над которой у нас нет контроля (победить в соревновании);
  • внутренняя, над которой у нас есть контроль (сыграть на пределе своих возможностей).

Если выберете первый вариант, велика вероятность расстроиться в случае поражения. Во втором же вы будете чётко понимать, что сделали всё, что от вас зависело. Когда мы объективно оцениваем, что в наших силах, а что — нет, мы наконец можем расслабиться и сконцентрироваться только на тех вещах и задачах, которые мы контролируем (хотя бы частично).

Что получилось

Вернёмся к истории со здоровьем. Негативная визуализация довольно неплохо подготовила меня к работе с контролем. Я перечитала то, что написала во время предыдущей практики, и постаралась вернуться к настоящему моменту, когда ничего не воспалилось, но я паникую. Вероятность того, что болячка снова воспалится, зависела от меня лишь частично. Я выделила два столбца:

  • что я совсем не контролирую (воспалится болячка или нет); 
  • что я частично контролирую: превентивные процедуры (я могу сходить в аптеку, взять все нужные лекарства, которые мне в последний раз рекомендовал врач), поход в больницу.

Так после двух-трёх дней постоянной тревоги из-за здоровья я впервые почувствовала себя немного спокойнее: я чётко видела, что на тот момент было в моих руках, а что совсем от меня не зависит

Это позволило сосредоточиться на вещах, которые было важно сделать, а в свободное от тревожных мыслей время не сидеть и перечитывать статьи о моей болезни, а поработать или даже отвлечься на фильмы

Сразу стоит предупредить — это не работает как волшебная палочка. Практика не отключает тревогу автоматически и навсегда. Однако в течение нескольких дней напоминая себе её повторять, я смогла намного лучше справляться с общей паникой.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагор (ок. 570 – 497 гг. до н.э.), философ и математик, в юности был слушателем Анаксимандра, побывал в Египте и Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Примерно в 532 г. до н.э. в г. Кротон он основал «пифагорейский союз» – нечто среднее между философской школой и тайным обществом. Члены союза имели совместное имущество и общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Обучение в школе длилось 15 лет.

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Ксенофан Колофонский (род. в 570 г. до н.э.) – философ и поэт, во многом предопределил учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «чувственное», утверждая, что человек не способен полностью познать истину (т.е. стоял у основ скептицизма). Также он отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога, неотделимого от мира.

Зарождение философии стоицизма

Стоицизм зародился в поздние годы эллинизма (в IV в. до н. э.), вначале в Греции, а затем получил распространение и в Римской империи. Зенон Китийский стал родоначальником этого учения, базой которого служат понятия мужественности, устойчивости, твердости в любых обстоятельствах. В стоицизме не принимаются эмоции, они критикуются за импульсивность и неуправляемость, стихийность возникновения и проявления. Примат разума и жесткое подавление эмоций – основное в философии стоиков. Это, кстати, касалось и искусства спора: с минимумом эмоций, с продумыванием аргументации, с четкой логикой изложения. Именно благодаря стоицизму мы пользуемся сегодня поговоркой «в споре рождается истина». В целом, стоицизм существовал около шести веков, и очень интересен этот опыт в общемировой истории – как влияющий на умонастроения людей самых разных эпох.

Учение

В своей философии стоики придерживались доктрины высшего разума

Прежде всего, они проявляли внимание к практическому использованию интеллекта, относительно которого в целом они занимали весьма критическую позицию

Один из представителей греческого скептицизма говорил, что стоики признавали истинным не всё то, что они переживают и представляют, а лишь часть от всего этого.

Истина для них не принадлежит к внешним проявлениям, но и не считается продуктом мыслительной деятельности. Она находится где-то посередине: это, скорее, – результат интеллектуальной оценки явления или объекта. И этот процесс требует мыслительного напряжения, а оно, по мнению стоиков, доступно не всякому, а лишь избранным: мудрецам.

Хорошая жизнь — это добродетельная жизнь

Пару лет назад я написал чрезвычайно длинную статью, в которой объяснил, почему ценить такие высоко абстрактные принципы, как честность, порядочность, мужество и т.д. — или то, что древние называли бы “добродетелью” — было, с психологической точки зрения, возможно, самым здоровым делом, которое мы можем сделать, как для себя, так и для наших отношений и общества.

Здесь я не буду пытаться подытожить аргументы. Вместо этого идите и прочтите, если хотите понять больше.

4. Материализм — то, что реально, можно рассчитать и измерить

Теперь мы ввязываемся в философские сорняки.

Одно из основных убеждений Платона заключалось в том, что физический мир является лишь несовершенным отражением более глубокой, метафизической сферы идей. Позднее идеи Платона были переняты в христианские представления о перманентной “душе” и представления о духах.

Стоики и эпикурейцы, как известно, придерживались иного такта. Они верили, что ничего не существует, кроме того, что мы можем видеть и переживать сами. Как только ты умрешь, ты станешь гребаным крысиным мясом, брат. Нет ни души, ни рая, ни мира духов, чтобы спасти тебя.

За эти верования раннехристианская церковь впала бы в ярость и сожгла бы тысячи книг, библиотек и людей. В то время как верования Платона о параллельном мире идей и души были интегрированы в христианское богословие и сохранены, стоические и эпикурейские идеи заняли бы более 1500 лет, чтобы быть заново открытыми, часто случайно.

В конце концов, эти материалистические идеи действительно вернулись в Европу в XV веке, где вскоре были поглощены голодными умами Реформации. Затем эти тексты распространялись и вскоре вдохновляли на научную революцию и Просвещение. Тогда все жили долго и счастливо.

5. Мементо Мори

Наконец, стоики увлеклись практикой, которую они называли Мементо Мори, или “Помни, что ты умрёшь”. Хотя это звучит темно, есть реальное практическое применение в размышлениях о собственной смерти.

Как я писал в своей книге, размышления о своей смерти заставляют вас задуматься о том, что действительно важно в вашей жизни. Только вообразив, что вы не живы, вы можете правильно расставить приоритеты во всем, что вы делаете, находясь в живых

Это еще одна идея, которая проявляется в ряде традиционных религий. Впервые я познакомился с этой идеей в Тибетской Книге Живых и Умирающих, где медитация описывается как средство подготовки к смерти. Но это идея, которая нашла свой путь в современное время от таких философов, как Ницше и Камю, до таких лидеров бизнеса, как Стив Джобс.

Менять отношение к происходящему

Обижает не тот, кто бранится или бьет, но мнение об этих вещах, будто бы они причиняют обиду. Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся не дать увлечь себя собственным представлениям.

По мнению Эпиктета, не люди и не обстоятельства становятся причиной раздражения, а наше отношение к ним. Изменив его, мы начинаем частично контролировать ситуацию. Эмоции — это результат наших суждений, в то время как сами вещи нейтральны, именно мы присуждаем им ту или иную характеристику. Они становятся «плохими» или «хорошими» только после того, как мы о них подумали тем или иным образом.

. Согласно ей, психические расстройства вызваны нецелесообразными мыслями человека. , американский психолог и когнитивный терапевт, в юности читал стоиков и в своих научных изысканиях опирался на изречение Сенеки о том, что нас беспокоят не сами вещи, а мысли о них. Что, по мнению психотерапевта , и есть «когнитивная модель эмоций», которая включает в себя два компонента — физиологическое возбуждение и интерпретацию этого возбуждения.

Логика стоиков

Она обозначала, прежде всего, постижение внутреннего и внешнего взаимодействия и складывалась из риторики (мастерства красноречия) и диалектики (метода аргументации и способа мышления, исследующего противоречия).

Этика и этические размышления

Они базируются, прежде всего, на сознании ответственности. Жизнь должна соблюдать законы природы и повиноваться судьбе. Совершенство внутреннего мира достигается посредством познания страстей, избавления от них и стремлением человека жить по нормам нравственности. А следование своему человеческому долгу позволяет обрести ему внутреннюю свободу.

В области этики стоицизм во многом сходен с учением киников (кинизм — ответвление одного из учений Сократа: поиск новых способов жизни вне падшего общества). Стоики-космополиты считали всех людей теоретически равноправными по социальным, национальным и гендерным признакам перед мировыми законами.

И чтобы не впадать в зависимость от внешних сил, важно развивать в себе аскетизм и умение этим внешним силам противостоять. Благо для стоиков – это не просто способность выживать физически, а возможность жить в соответствии с собственным разумом – исключительной поддержкой человека в мире

Для них имеет значение не итог, а сам процесс мышления и его корректировка в случае необходимости

Благо для стоиков – это не просто способность выживать физически, а возможность жить в соответствии с собственным разумом – исключительной поддержкой человека в мире. Для них имеет значение не итог, а сам процесс мышления и его корректировка в случае необходимости.

Вселенная

В стоической физике вселенная начинается и заканчивается божественным огнем ремесленников.

Как и Аристотель, стоики считали космос конечным с Землей в центре и Луной, Солнцем, планетами и неподвижными звездами, окружающими его. Точно так же они отвергли возможность существования какой-либо пустоты (то есть вакуума) в космосе, поскольку это разрушило бы целостность Вселенной и симпатию ее частей. Однако, в отличие от Аристотеля, стоики видели космос как остров, погруженный в бесконечную пустоту. У космоса есть свой гексис, который скрепляет его и защищает, а окружающая пустота не может повлиять на него. Однако космос может различаться по объему, позволяя ему расширяться и сжиматься в объеме в своих циклах.

Формирование

Пневма стоиков является примитивным веществом , которое существовало до космоса. Это вечная предпосылка определенных вещей; совокупность всего сущего; из него исходит вся природа, и в конечном итоге она поглощается ею. Это творческая сила (Бог), которая развивает и формирует универсальный порядок ( космос ). Бог — это все, что существует.

В изначальном состоянии Бог пневмы и космос абсолютно идентичны; но даже тогда действует напряжение, неотъемлемый атрибут материи. В примитивной пневме находится крайнее тепло и напряжение, внутри которых есть давление , стремление к расширению и рассредоточению. Движение вперед и назад, как только возникнет, охлаждает светящуюся массу огненного пара и ослабляет напряжение. Отсюда следует первая дифференциация примитивной субстанции — отделение силы от материи, эманация мира от Бога. В семенном Логосе , который, в силе его натяжения, задремали в пневмах , в настоящее время продолжается после его творческой задачи. Цикл его преобразований и последовательных сгущений составляет жизнь космоса. Космос и все его части — всего лишь различные воплощения и стадии изменения примитивного существа, которое Гераклит назвал «прогрессом вверх и вниз».

Из него отделен элементарный огонь , огонь, который мы знаем, который горит и уничтожает; и это конденсируется в воздух ; на следующем шаге по нисходящему пути в результате затвердевания воздуха образуются вода и земля . На каждом этапе степень напряжения ослабевает, и образующийся элемент все больше приближается к «инертной» материи. Но, как один элемент не полностью превращается в другой (например, только часть воздуха превращается в воду или землю), так и сама пневма не полностью превращается в элементы. Из элементов одна субстанция превращается во множество отдельных вещей в упорядоченном космосе, который сам является живым существом или существом, а пневма, пронизывающая его и обуславливающая жизнь и рост повсюду, является его душой .

Концовка и возрождение

Процесс дифференциации не вечен; это продолжается только до времени восстановления всех вещей. Ибо космос, в свою очередь, распадется, и напряжение, которое было ослаблено, снова усилится. Вещи постепенно распадутся на элементы, а элементы — на первичную субстанцию, которые будут сожжены в общем пожаре ( экпирозис ), когда мир снова будет поглощен Богом. Этот экпирозис — не столько катастрофическое событие, сколько период космического цикла, когда преобладание огненной стихии снова достигает своего максимума. Вся материя поглощается, становясь совершенно огненной и всецело подобной душе. С этого момента можно рассматривать Бога как полностью существующего в себе самом.

В должном порядке начинается новый цикл космоса ( палингенезис ), воспроизводящий предыдущий мир, и так далее навсегда. Поэтому одни и те же события повторяются снова, бесконечно. Поскольку космос всегда разворачивается по наилучшей возможной причине , любой последующий мир, вероятно, будет идентичен предыдущему. Таким образом, так же, как космос занимает конечное пространство в бесконечной пустоте, можно понять, что он занимает конечный период в бесконечном промежутке времени.

Вывод

Если вы прочитали эту статью и что-то внутри ёкнуло, не останавливайтесь.

В мире есть множество учений о благодарности, дружбе, развитии личности, преодолении проблем, практике веры, целеполагании и достижении счастья. Но не смотря на это, практика стоицизма вплетена в нашу культуру так, что к нему вы будете возвращаться еще не раз.

Стоицизм можно изучать, но без практики изучение бесполезно. Чтобы познакомиться с основами, начните с моего сборника статей о стоицизме.

Я верю, что если к любой философии подходить с умом, усердием и намерением применять, то жизнь улучшится (и я говорю не о вселенской радости и отсутствии проблем).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector