Икона «сошествие христа во ад»
Содержание:
- Мысли отцов Церкви на эту тему связаны с жертвой Христовой
- Православные изображения спуска Христа в ад
- Выбор противника
- 5 Другие стихи тоже неубедительны – The Other Verses Aren’t Conclusive Either
- Как Христос попал в ад?
- Тема сошествия в ад восходит к религии Месопотамии
- 7 “Геенна” тоже вызывает споры – ‘Gehenna’ Is Controversial, Too
- Что Иисус делал в аду?
- Популярное за 7 дней
- 8 Многие ссылки на ад были неправильным переводом – Many References To Hell Were Mistranslations
- Ад в церковной жизни
- Крещение христиан
- Кого Христос взял на небеса?
Мысли отцов Церкви на эту тему связаны с жертвой Христовой
Но это не означает, что отцы никогда не задавались этим вопросом
Мысли некоторых из них по этому поводу были высказаны в контексте рассмотрения другой, более важной темы, связанной с жертвой Христовой. Иные отцы высказывали свои соображения в словах, произнесенных на великие христианские праздники, еще иные, отвечая на отдельные вопросы, лишь вскользь прилагали свои мысли касательно этой области
Что же касается источника святоотеческого богомудрия – Священного Писания, то оно, к сожалению, не дает конкретного ответа. Скорее Библия содержит противоречивые свидетельства, тезисного или контекстуального характера, анализ которых мы попытаемся провести. Также важным для нас есть литургическое наследие, ведь церковная гимнография является одной из форм фиксации богословского предания.
Православные изображения спуска Христа в ад
С X века образ «Сошествие во ад» прочно укоренился в русской православной живописи и вошел в состав пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.
Сюжет вышивали на праздничном архиерейском одеянии. Среди икон и элементов настенной росписи наиболее известны четыре древнерусских памятника.
Фреска «Анастасис» в Софийском соборе
Росписи на стенах киевского собора частично утратили первоначальный вид. Художники реставрировали фрески без четкого представления о расположении деталей. Фигуры Адама и Иисуса, а также левая часть изображения, переписаны маслом. В целом, фреска отображает основные особенности иконографии:
- Иисус ступает по разрушенным адским вратам;
- правой рукой Спаситель поддерживает Адама, поднимающегося из преисподней;
- в левой руке Христа изображен крест.
Фигуры пророков Исайи и Симеона, предположительно, дописаны слева во время реставрации. Советский искусствовед В. Н. Лазарев предполагал, что изначально рядом с Адамом были изображены только Ева и фигура праведника.
В правой части фрагмента росписи изображены библейские цари Давид и Соломон, восстающие из саркофага. Они предсказывали приход Христа, и повторили предсказание во время пребывания в преисподней. Рядом с царями изображен Иоанн Предтеча. Он указывает на Иисуса в знак подтверждения своего предсказания о явлении Спасителя в аду.
Иконография софийской фрески близка к сюжету иконы XII века из Эрмитажа. Роспись преисполнена торжественности, особенно подчеркнутой в написании Иисуса Христа.
Прохор с Городца
Икона находится в Благовещенском соборе Московского Кремля и относится к концу XIV века. Автора считают учителем прославленного московского иконописца Андрея Рублева.
О жизни Прохора известно мало. Историки предполагают, что он был родом из волжского города Городец. Характерные особенности его иконописи — резкие переходы от тени к свету. В целом, художник придерживался стилей византийской и греческой иконописных школ.
Прохор участвовал в росписи стен Благовещенского собора и, предположительно, написал иконы для первого иконостаса. Изображения были утрачены из-за перестройки собора и пожара 1547 года. Иконы, которые стоят сейчас на иконостасе, выполнены в технике Прохора с Городца, поэтому его называют автором.
Русский мастер лаконично изобразил схождение:
- под ногами Иисуса — разлом адских врат и черная бездна;
- слева на коленях стоит Адам;
- Спаситель и прародитель тянут друг к другу руки;
- справа преклонила колени и тоже тянет руки Ева в красном одеянии;
- на заднем плане выстроились библейские пророки и цари.
Иисус сделал шаг и чуть склонился к Адаму. Облик Спасителя выражает милосердие и прощение. Адам преисполнен раскаяния и благоговения.
Андрей Рублев
Икона из Троице-Сергиевой лавры напоминает работу учителя московского иконописца, Прохора из Городца.
Особенности «Сошествия во ад» Андрея Рублева:
- Христос протягивает руки к Адаму и Еве, стоящим в правой части иконы;
- Ева изображена стоя, а Адам — коленопреклоненным.
Андрей Рублев немного изменил композицию. На иконе Прохора фигура Адама расположена традиционно справа от Христа, в левой части изображения. Также традиционным считается фронтальное изображение спасителя.
На иконе Андрея Рублева Иисус Христос обращен в левую сторону, спиной к царю Соломону. Библейский царь указывает на Спасителя Давиду. Соломон торжествует — его пророчество сбылось.
Дионисий
Последователь иконописной традиции Андрея Рублева изобразил сошествие Христа в ад в цикле росписей на стенах храма Рождества Богородицы Феропонтова монастыря. Полный цикл иллюстрирует акафист Пресвятой Богородицы.
Фреска соответствует 12 кондаку и дословно передает его смысл: Спаситель пришел к праведным душам в преисподнюю и разорвал рукописание, желая дать Благодать Божию.
В исполнении Дионисия Иисус стоит на перекрещенных обломках врат преисподней. По обе стороны от Спасителя преклонили колени Адам и Ева. Христос держит их за руки. Позади прародителей стоят пророки и цари. Внизу под вратами изображены во тьме два ангела и поверженный ими Сатана, а также праведники в белых одеждах.
Выбор противника
Важное отличие состояло бы в том, что противником Александра в Италии стал бы не Рим, а луканы, япиги, мессапы и другие народы Апулии, которые в конце IV века до н.э. угрожали греческим городам побережья
Мессапы, япиги, певкеты и давнии были потомками иллирийцев, переселившихся в Италию с Балканского полуострова в конце II тысячелетия до н.э. Луканы представляли собой южную ветвь народов оскско-умбрской языковой группы, родственной жившим в центральной части Италии сабинам и самнитам. Они пришли сюда в VI–V веках до н.э. и стали беспокойным и опасным соседом греческих Тарента, Фурий, Метапонта, Гераклеи и других городов.
Для борьбы с ними греки в 343–338 годах до н.э. пригласили спартанского царя Архидама III, а после его смерти в 334 году до н.э. обратились за помощью к царю Александру Эпирскому (345–331 годы до н.э.). Последний был братом Олимпиады и, следовательно, приходился Александру Македонскому дядей по матери. Родственники ревниво относились к успехам друг друга. Получив известие о победах дяди над мессапами и луканами, Александр, только что разгромивший Дария III при Иссе, пренебрежительно назвал их «мышиной вознёй». Царь Эпира парировал тем, что ему, мол, приходится сражаться здесь с мужчинами, в то время как Александр в Персии воюет с женщинами. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы Александр Эпирский не угодил в засаду луканов у Пандосии и не погиб в 331 году до н.э.
Италийские воины IV–III веков до н.э. на росписи апулийской ойнохои. Художественный музей, Бостон.
Долгое время греки не знали о Риме и его военных успехах. Лишь победы над самнитами в ходе войн 326–304 и 298–290 годов до н.э. сделали римлян известными в Южной Италии, а также за её пределами. В 291 году до н.э. они вывели колонию Венузию, которая располагалась на границе Самния, Лукании и Апулии. Вскоре после этого греческие Фурии обратились к Риму за защитой от нападений луканов. Этот вопрос римляне пытались урегулировать вначале дипломатическим, а затем и военным путём. В 282 году до н.э. консул Гай Фабриций Лусцин разбил луканов в большом сражении, а затем расставил римские гарнизоны в Гераклее, Локрах и Регии. Его действия вызвали опасения Тарента, который в 280 году до н.э. обратился за помощью к Пирру.
Таким образом, та геополитическая реальность, с которой пришлось иметь дело высадившемуся в Италии Пирру, за 40 лет до того ещё не существовала. Более того, между 326 и 304 годами до н.э. Рим был вовлечён в войну против самнитов, являвшихся на тот момент ближайшими родственниками и друзьями луканов. Парадоксально, но в парадигме «враг моего врага», появись Александр в Италии в это время, у Рима было больше шансов оказаться среди его союзников, нежели стать его врагом. Не случайно первую попытку завязать переговоры с римлянами историки приписывали уже Александру Эпирскому. Однако ранняя смерть свела его достижения на нет.
Македонская кавалерия. Реконструкция Дж. Шумейта.
5 Другие стихи тоже неубедительны – The Other Verses Aren’t Conclusive Either
Библия также содержит ссылку на вечные огненные пытки в Откровении 20: 10-15, где говорится о «озере горящей серы», где сущности «мучатся день и ночь во веки веков». Конечно, вовлеченные сущности, очевидно, включают «смерть» и «Аид», которые не являются настоящими людьми, способными испытывать настоящие страдания. Другими словами, это символизм. Так же, как это не буквальные люди, не то и место, куда они назначены.
Остается притча об овцах и козлах, найденная в книге от Матфея. В этой истории, которая находится где-то между притчей и простой проповедью, Иисус, кажется, говорит о Страшном суде, когда грешники будут изгнаны «в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов». Этот раздел проповеди / притчи является довольно прямым и явно не является частью вымышленной истории, такой как Богатый и Лазарь. Притча заканчивается очевидным указанием на нескончаемые мучения: «Тогда пойдут на вечное наказание, а праведные – на жизнь вечную». По этим причинам «Овцы и козы» обычно считаются ключевым библейским отрывком, лежащим в основе популярной концепции ада.
Однако многие теологи утверждают, что это толкование овец и козлов противоречит ряду других Библии. стихи, объясняющие судьбу неправедных на Страшном суде как огненное разрушение через «смерть вторую». Если нечестивые будут уничтожены, их нельзя будет мучить вечно. Некоторые библеисты утверждают, что, хотя огонь наказания описывается как вечный, это не означает, что нечестивые будут наказаны там на всю вечность. Скорее, наказание – полное разрушение в священном огне, который существовал всегда. Другими словами, вечное наказание (« aionios kolasis ») длилось вечно, но само наказание – это просто немедленное уничтожение.
Свидетели Иеговы и другие группы, которые не верят в ад идут еще дальше, утверждая, что слово коласис вообще не следует переводить как «наказание». Ссылаясь на его происхождение от греческого термина, обозначающего обрезку деревьев, они предполагают, что его лучше перевести как «срезание», «разрушение» или даже «смерть». Последнее толкование превратит « aionios kolasis » в «вечную смерть», создав приятный контраст с «вечной жизнью», обещанной праведникам. Значение «обрезка деревьев» также связано с Иоанном 15: 6: «Если ты не остаешься во Мне, ты подобен ветке, которая отброшена и засыхает; такие ветки собирают, бросают в огонь и сжигают ». Коласис встречается в Новом Завете только дважды, но Ветхий Завет на греческом языке использует его для обозначения наказания в целом и смерти как формы наказания, предполагая, что «вечное наказание» и «вечная смерть» оба являются действительными переводами.
Как Христос попал в ад?
Согласно Библии, за грехопадения и отступления людей от Бога, долгое время дорога в рай была закрыта как для грешников, так и для праведных. Все люди, независимо от их поступков, совершенных при жизни, после смерти попадали исключительно в ад. Примечательно, что праведники имели в преисподней отдельное место, называемое Авраамово лоно. Некоторые богословы, как, например, Игнатий Брянчанинов, считают Авраамово лоно неким филиалом небес в аду.
Монах Симеон Новый Богослов пишет «некогда Христос Бог наш после того, как повешен был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, сошел в преисподняя ада, потом поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых и затем, наконец, вознесся на небеса с силою и славою многою, скончался, спустился в преисподнюю, а потом, поднявшись оттуда, снова «вошел в пренепорочное тело Свое и воскрес»».
Тема сошествия в ад восходит к религии Месопотамии
Иисус Христос не был первым, кому по преданию, выпало попасть в ад. Подобные мифы известны с глубокой древности:
- В Кении рассказывали о Маруэ в подземном мире;
- В Новой Зеландии был миф о Паре и Хуту;
- Племена Ирокезы рассказывали о Сайадио в стране мёртвых;
- Чинук передавали из поколения в поколение историю о голубой сойке, побывавшей в загробном мире.
Но нам интереснее всего самый древний миф из Месопотамии, который, безусловно, оказал влияние на христианские представления. Эта история существовала уже примерно в XXX веке до нашей эры, а может, и раньше в устной традиции.
Древняя статуэтка богини Иштар, которая так же, как Иисус, имела богочеловеческую природу, умерла, побывала в царстве мёртвых и воскресла
Богиня Иштар отправилась в царство мёртвых — туда, откуда нет возврата. Точные мотивы её не сохранились ни в аккадских, ни в шумерских источниках. При этом богиня точно знала, чем рискует.
Она поочерёдно проходила через семь врат ада, где стражи требовали богиню снять по предмету одежды или украшению. А эти вещи — сила. В итоге богиня осталась даже без набедренной повязки и погибла от взгляда хозяйки загробного мира.
Но один из богов сотворил двух бесполых существ, чтобы спасти Иштар. Почему бесполых?
- Пол подразумевает размножение. Это жизнь. А жизни нет места в царстве мёртвых;
- Только женское или мужское существо может умереть. Бесполое неуязвимо для смерти.
Древние верили, что из загробного мира могло выйти только целомудренное существо.
Кстати, отсюда идёт традиция безбрачия и целибата у жрецов, священников и монахов.
Эти два создания принесли богине семя жизни и воскресили её.
Самое любопытное в этой истории, что Иштар была одновременно супругой и бога, и человека, а значит, сама имела двойственную природу — полубогиня, получеловек.
Такой тема сошествия во ад богочеловеческой фигуры впервые зафиксирована в человеческой культуре. История Иштар на этом не закончилась, но нам этой информации достаточно.
7 “Геенна” тоже вызывает споры – ‘Gehenna’ Is Controversial, Too
Итак, если «Аид» и «шеол» не соответствуют современному восприятию ада, остается «геенна». («Тартар» также иногда переводится как «ад», но этот термин встречается в Библии только один раз и не по отношению к людям, поэтому здесь он имеет ограниченное значение.) «Геенна», безусловно, библейский термин, который чаще всего переводится как « Ад »на английском языке. Например, в Новой международной версии Евангелия от Матфея 5:30 говорится: «Если ваша правая рука заставляет вас споткнуться, отрежьте ее и выбросьте. Лучше потерять одну часть тела, чем все тело попасть в ад ». Страшно, правда?
Все сводится к спорам о точном значении слова «геенна». Само это слово является греческим переводом еврейских терминов ge-hinnom и ge-ben-hinnom , которые означают «долина сынов Еннома» и относятся к действительному долина недалеко от древнего Иерусалима. Впервые долина появляется в Ветхом Завете как место огненных языческих жертвоприношений детей, которые продолжаются по крайней мере до 2 Царств 23:10, где описывается, как Иосия опустошил это место, «чтобы никто не мог заставить своего сына или дочь пройти через огонь Молоху ». Ко времени Иисуса этот термин явно использовался метафорически для обозначения места огненного разрушения, и Иисус использует его в этом контексте 11 раз. Интересно отметить, что в иврите не было слова для обозначения такой концепции, и Иисус, очевидно, не чувствовал необходимости вводить его, предпочитая вместо этого делать исторические ссылки.
А может, и нет. По мнению некоторых ученых, ко временам Христа долина Геенны фактически превратилась в мусоросжигательную печь Иерусалима. На нем постоянно горели пожары, которые пожирали городской мусор, тела преступников и опальных людей. Эта традиция довольно старая, но не подтверждена никакими реальными доказательствами или древними записями, хотя странно, что Иисус упоминает тела, уничтожаемые в Геенне, а также души.
В любом случае, ни одно из упоминаний Христа геенне предполагают какие-то вечные муки. Конечно, огни геенны описываются как вечные, но Иисус особо предупреждает, что они будут использованы для «уничтожения души и тела». Удаление неправедных людей из существования, как предполагает этот стих, не похоже на вечные мучения. Второе значение могут понять только читатели, которые уже имеют такое представление об аде.
Что Иисус делал в аду?
Спустившись в ад, Христос таким образом подтвердил предсказание пророка Исаии: «На живущих в стране тени смертной (в преисподней) свет воссияет». Зная об этом пророчестве, мертвые ждали Мессию. Потому как, согласно христианскому учению, Иисус перенес мученическую смерть не только ради живых, но и ради мертвых.
Перед тем, как войти в преисподнюю, Христос, как пишет Иоанн Златоуст, разрушил медные адские ворота. Тем самым Спаситель полностью сокрушил саму смерть и открыл людям дорогу в рай.
При этом Златоуст утверждает, что грехи людские остались при них же. Для того, чтобы грешники покаялись, а незнающие познали Бога, Христос читает проповедь душам умерших. «Иисус «сошед, проповедовал» — пишет апостол Петр.
Греческий богослов Кармирис утверждал, что Мессия читал проповедь для всех, чтобы каждый имел возможность спастись: «Проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем», праведным и грешникам, иудеям и иноверцам. Фома Аквинский предполагал, что та проповедь не являлась обличительной и осуждающей, а только радостной благой вестью о возможности спасения.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
8 Многие ссылки на ад были неправильным переводом – Many References To Hell Were Mistranslations
Когда дело доходит до неправильных представлений об аде, популярная версия Библии Короля Иакова 17-го века (KJV) может дать много ответов. Например, в KJV пророк Иона был в «чреве ада», в то время как Давид недоуменно настаивает на том, что Бог будет с ним даже в аду. Даже Иисус спускается в ад после своей смерти на кресте.
Очевидно, это не имеет смысла. Библия неоднократно заявляет, что ад, чем бы он ни был, подразумевает отделение от Бога. Так почему же Иисус заходит в гости и почему Давид так уверен, что Бог будет с ним там? Фактически, если Бог с Давидом, зачем ему вообще быть в аду? Ответ заключается в том, что KJV объединяет в один английский термин «ад» целую кучу разных греческих и еврейских слов. Речь идет о словах Hades, Sheol, Tartarus и Gehenna, и они могут иметь очень разные значения в исходном контексте.
Это особенно важно для Hades и Sheol, которые являются примерно эквивалентными словами на греческом и иврите. Ни то, ни другое нельзя разумно перевести как «место мучений», что сейчас обычно подразумевает слово «ад»
Лучшим переводом может быть «могила» или «загробная жизнь». Ни один из этих терминов не несет оценочного суждения, как «ад» – только нечестивые попадают в ад, но все души после смерти находятся в шеоле. Итак, странное заявление Дэвида о том, что Бог будет с ним в «аду», лучше переводить как «загробная жизнь» или даже «глубины». В то время как KJV ссылается на то, что Иисус был в аду после его смерти на кресте, в Новой международной версии говорится о его пребывании в «могиле» гораздо менее драматично. Фактически, Новая международная версия ссылается на ад только 15 раз, по сравнению с колоссальными 54 упоминаниями в KJV.
Другие современные Библии пытаются вообще избежать таких проблем, просто оставляя «шеол» и «ад». не переведено, хотя это не совсем повлияло на влияние KJV. Поскольку Энциклопедия Американа EM> 1942 выразился: «Много путаницы и недоразумений была вызвана через ранних переводчиков Библии постоянно делает еврейское Преисподняя и греческий Аид и Геенна от слова„Ад“. простой транслитерации этих слов переводчиками исправленных изданий Библии было недостаточно, чтобы существенно прояснить эту путаницу и заблуждение ».
Ад в церковной жизни
Писания святых отцов Церкви (выше мы проанализировали свидетельства некоторых из них) имеют для нас значение лишь в рамках церковной жизни. Ведь святые отцы — это не просто мыслители, философы, размышляющие на вероучительные темы. Нет. Они выражают опыт Церкви, истолковывают вверенное ей Откровение.
Я приведу два простых примера, чтобы показать, что изложенное выше учение является убеждением и опытом всей Церкви.
Первый пример — Причащение Тела и Крови Христовых
. Божественное Причащение действует в соответствии с состоянием человека. Если человек нечист, оно его опаляет, если же он подвизается для своего очищения или тем более находится уже в состоянии обожения, оно действует иным образом.
Апостол Павел пишет об этом коринфянам:
Ниже он подтверждает свою мысль:
Причащение Тела и Крови Христовых, становясь жизнью для людей очищенных и обоженных, для нечистых бывает осуждением и смертью, — даже телесной смертью. Многие болезни, а иногда и смерть, как утверждает апостол Павел, причиной своей имеют недостойное Причащение Честных Даров. Поэтому Апостол дает такой совет:
Фразу апостола Павла “да испытывает” следует сопоставить с духом всех его Посланий. Согласно им, благодать Божия должна просвещать сердце человека, что подтверждается следующей цитатой:
Отсюда очевидно, что, приступая к божественному Причащению, человек должен испытать, в каком духовном состоянии он находится. Ибо для очищающихся Причастие становится очищением, для просвещающихся — осиянием, для обоживающихся — обожением, а для нечистых и нераскаянных — судом и осуждением, адом.
Именно поэтому священник в литургических молитвах умоляет Бога, чтобы божественное Причащение было не в суд и осуждение, но во оставление грехов. Очень показательна молитва святого Златоуста:
Этот же покаянный дух мы видим и в молитвах “Последования ко Святому Причащению”.
При явлении Бога во время Второго Пришествия произойдет то же, что происходит уже сейчас во время святого Причащения. Для тех, кто очистился и покаялся, Бог станет раем. Для тех же, кто не очистился, Бог станет адом.
Другой пример
— из иконописи, которая, безусловно, является зримым выражением учения Церкви. На изображении Второго Пришествия, как оно представлено в притворах монастырских храмов, мы видим следующее: от престола Божия исходит свет, объемлющий святых, и от того же самого престола Божия исходит и огненная река, опаляющая нераскаянных грешников. Источник и света, и огня — один и тот же. Это замечательное выражение учения святых отцов Церкви, — рассмотренного нами выше учения о двух действиях божественной благодати — просвещающем или опаляющем — в зависимости от состояния человека.
Из книги митрополита Иерофей (Влахос) «Рай и ад»
Крещение христиан
Петр только что говорил о порочных людях в эпоху Ноя, непокорных и развращенных; все они были уничтожены. Но в ходе этого уничтожения восемь человек — Ной, его жена, его сыновья Сим, Хам и Иафет, и их жены были спасены от воды в ковчеге. И сразу же слова спасение от воды обращают мысль Петра к христианскому крещению, которое тоже представляет собой спасение через воду.
Петр буквально говорит, что Ной и его близкие — это прообразы крещения. Это слово демонстрирует особое отношение к Ветхому Завету.
Существуют два тесно связанных между собой слова; типос, что значит печать, и антитипос, что значит оттиск печати. Совершенно очевидно, что между печатью и ее оттиском существует самое близкое соответствие.
Лица и события в Ветхом Завете подобны печатям, лица или события в Новом Завете подобны оттискам этих печатей; одно соответствует другому. Это можно выразить так: события в Ветхом Завете символизируют и предвещают события в Новом Завете.
Наука выявления прообразов и аналогов в Ветхом Завете достигла больших успехов: возьмем простой и очевидный пример — пасхальный агнец и козел отпущения, принимавшие на себя вину людей, являются прообразом Иисуса; служение первосвященника и принесение им жертвы за грехи людей — это прообраз свершений Иисуса во спасение людей.
Здесь же Петр видит в спасении от воды Ноя и его семьи прототип крещения.
В этом отрывке Петр отмечает три великих аспекта крещения. Надо помнить, что в то время крестили в Церкви только взрослых людей, перешедших прямо от язычества в христианство, верою принявших свое спасение и засвидетельствовавших это пред всеми.
1. Крещение — это не просто физическое очищение, это духовное очищение сердца, души и самой жизни. Оно должно оказывать влияние на душу человека и на его жизнь.
2.Петр называет крещение обещанием Богу доброй совести (ст. 21). При этом Петр употребляет слово еперотема, переведенное как обещание.
В древности частью каждого делового соглашения был вопрос: «Принимаешь ли ты условия соглашения и обязываешься ли ты соблюдать их?» Ответ «Да», делал соглашение обязательным для договаривающихся сторон. Без этого вопроса и без этого ответа договор считался недействительным.
В правовой терминологии этот вопрос и ответ назывались еперотема.
Петр, в сущности, говорит, что в крещении Бог спрашивает приходящего к Нему человека: «Принимаешь ли ты условия служения Мне? Принимаешь ли ты связанные с ним привилегии и обетования; принимаешь ли ты связанные с ним обязательства и требования?»
И в акте крещения человек отвечает: «Да».
Мы употребляем слово таинство, обет.
Соответствующее латинское слово сакраментум означает воинскую присягу, клятву верности, которую приносит воин при вступлении в армию.
В современных условиях это можно сопоставить с обретением полноправного членства в Церкви.
Когда мы вступаем в Церковь, Бог спрашивает нас: «Принимаешь ли ты условия служения Мне, со всеми связанными с ним привилегиями и обязательствами?» и мы отвечаем: «Да».
Хорошо было бы, если бы каждый ясно понимал, что он делает, вступая в Церковь.
3.Вся идея и весь смысл крещения связаны с Воскресением Иисуса Христа; очищает нас милосердие воскресшего Господа; мы обязуемся воскресшему и живому Господу, и к Нему, воскресшему и живому Господу обращаемся мы с просьбой дать нам силы сдержать данное нами обещание.
Кого Христос взял на небеса?
Уничтожив смерть, Иисус отправился туда, где ему и следовало быть, то есть в рай. Однако ушел он из ада не один. Святитель Григорий Богослов так говорит о Спасителе: (Иисус) «погребается, но восстает, нисходит в ад, но возводит из него души».
Христианский комментатор Маркион Синопский утверждал, что Христос полностью опустошил ад, то есть вывел оттуда всех, кто там находился. Однако другой богослов Ириней Лионский заявил, что Спаситель вывел из преисподней только тех, кто обрел веру и покаялся в грехах. С ним согласны и большинство представителей христианского учения.
Так вслед за Христом поднялись на небеса все ветхозаветные праведники. Едва завидев Мессию в преисподней, к нему ринулись «Святые Пророки, Моисей, Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Самуил, Исаия и Иоанн Креститель» (Евангелие от Матфея).
Однако Иисус все же забрал из преисподней и некоторых грешников. Так вместе с Христом покинули ад первые люди Адам и Ева, с которых и началось грехопадение. Но оба они давно раскаялись в своих деяниях, а потому милостью Господа были прощены. На иконе, которая так и называется «Сошествие в ад» Иисус изображен на фоне сломанных адских ворот, держащим за руки Адама и Еву.