Солигалич

Окрестности[править]

Вид на Галичское озеро с горы Балчуг

Из Солигалича всего один лёгкий и круглогодично доступный путь — обратно на юг в Чухлому и Галич. Чухлома вряд ли стоит пристального внимания, если только вы не планируете посещать лесные терема в её окрестностях, зато Галич претендует на роль второго города области после Костромы: в нём и внушительные торговые ряды, и храмы, и замечательный вид на озеро, и железная дорога с прямыми поездами в обе столицы. При всём при том Галич не выглядит глушью и потому не имеет даже малой доли солигаличского обаяния, но посвятить городу несколько часов имеет смысл.

Если же у вас достаточно времени и сил, стоит подумать о радиальных выездах из Солигалича: в окрестностях города 7 архитектурных памятников федерального значения и несчётное число региональных, см. список. Перечисленные ниже точки достижимы на любой машине, если не указано иное, но учитывайте, что дороги плохие. Общественного транспорта нет.

Восточное направлениеправить

Церковь в Верховье с восьмиугольным ярусом колокольни

Погост Высоко находится на самой границе Солигаличского и Чухломского районов. Дорога продолжается на Судай, но говорят, что проехать там можно только в сухую погоду.

Монзенская железная дорогаправить

Железнодорожная техника на станции Солигалич

Приехав в Солигалич с юга, трудно поверить, что в этой глуши есть самая настоящая железная дорога. Она начинается на станции Вохтога участка Вологда–Буй и протянулась более чем на 100 км, проходя сквозь глухие леса на границе Вологодской и Костромской областей. Дорога, названная в честь небольшой реки Монза, принадлежит местному деревообрабатывающему комбинату на пару с солигаличским известняковым заводом, для которого служит главной транспортной магистралью. Солигалич стоит на тупиковом ответвлении от её основного хода. Долгое время Монзенская дорога была уголком железнодорожного туризма: почти каждый день по линии ходил свой собственный, не принадлежащий РЖД пассажирский поезд, а транспортные фанаты устраивали здесь регулярные «покатушки». Сейчас из-за плохого состояния рельс и связанных с этим аварий железная дорога влачит жалкое существование. Пассажирское движение прекращено; рано или поздно линию, видимо, передадут РЖД, после чего она окончательно утратит свою уникальность.

Энтузиасты железных дорог по-прежнему умудряются арендовать дрезины и кататься по Монзенской железной дороге, хотя с 2018 года и это практически невозможно. Всем остальным доступна лишь станция Солигалич, расположенная на северной окраине города.

phrases

Воскресенский монастырь (Солигалич) • Рождественский монастырь (Солигалич)

Wikipedia

Солигалич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Солига́лич — город в Костромской области, административный центр Солигаличского района Костромской области.

Солигалич расположен на правом берегу реки Костромы (приток Волги), в 95 км к северу от железнодорожного узла Галич, в 216 км к северо-востоку от Костромы. C начала 1960-х годов в городе существует станция Монзенской железной дороги. Бальнеогрязевой курорт с .

Население 6,6 тыс. жителей (2005).

Главное предприятие современного Солигалича — Солигаличский известковый комбинат.

История

Известен с как Со́ль-Га́лицкая. В в Солигаличе было учреждено воеводство, с  — в составе Архангелогородской губернии, с  — уездный город Костромской губернии.

К концу 1850-х гг. (перед отменой крепостного права) в городе проживало 60 потомственных (33 мужчины, 27 женщин) и 41 личный (24 мужчины, 17 женщин) дворянин. В этот же период белое духовенство насчитывало 198 человек (93 мужчины, 105 женщин). Купеческое сословие насчитывало 226 человек (126 мужчин, 100 женщин).

В конце 1860-х гг. в городе проживало 2988 жителей, в том числе 1296 мужчин и 1692 женщины. Более половины городского населения (51,5 %) составляли мещане — 1539 человек. В это же время в городе проживало 146 потомственных (65 мужчин, 81 женщина) и 51 личный (29 мужчин, 23 женщины) дворянин, 134 лица купеческого сословия (66 мужчин, 68 женщин).

По переписи 28 января в Солигаличе было 3420 жителей. К концу XIX века количество мещанского сословия в городе сократилось до 1478 человек (43,2 %). Дворянское сословие было представлено 64 потомственными (32 мужчины, 32 женщины) и 201 личным (92 мужчины, 109 женщин) дворянами. Купеческое сословие насчитывало 146 человек (66 мужчин, 80 женщин). Кроме того, в городе проживало 1182 крестьянина (571 мужчина, 611 женщин).

Подавляющее большинство населения города к началу XX века было православным (99,2 %).

Известные люди, родившиеся в Солигаличе

  • Василий Кокорев — российский предприниматель, банкир, публицист.
  • Василий Купреянов — первый в России специалист по подъёму затонувших кораблей.
  • Иван Сытин — известный книгопечатник.
  • Геннадий Невельской — адмирал, первопроходец дальневосточных рубежей России.

Ссылки

  1. Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. — СПб, 1861.
  2. Материалы для статистики Костромской губернии. Вып. 1 — Кострома, 1870.

Файл:Coa of kostroma oblast.gif
Файл:Flag Kostromskoy obl.gif
Костромская область

Административный центр: КостромаГорода: Буй | Волгореченск | Галич | Кологрив | Макарьев | Мантурово | Нерехта | Нея | Солигалич | Чухлома | Шарья


Административно-территориальное деление:

Городские округа: Кострома | Волгореченск | Буй | Галич | Мантурово | ШарьяРайоны: Антроповский | Буйский | Вохомский | Галичский | Кадыйский | Кологривский | Костромской | Красносельский | Макарьевский | Мантуровский | Межевской | Нейский | Нерехтский | Октябрьский | Островский | Павинский | Парфеньевский | Поназырёвский | Пыщугский | Солигаличский | Судиславский | Сусанинский | Чухломский | Шарьинский

Статьи:Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг

   Advertizing ▼

Как добраться[править]

На автобусеправить

Маршрутки из Костромы 3 раза в день, в пути около 5 часов с промежуточными остановками в Судиславле, Галиче, Чухломе. Частники возят в Галич за 2000 руб. с машины (2020). В Галич можно приехать прямым поездом из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова.

На автомобилеправить

Единственная дорога ведёт в Солигалич из Галича (100 км) через Чухлому (50 км), от Костромы 220 км. Асфальт на всём протяжении, но, как водится в Костромской области, очень переменного качества, хотя совсем плохих участков по состоянию на 2020 год нет. Дальше на север, в сторону Тотьмы, нормальная дорога отсутствует — проехать можно только на вездеходе или по зимнику в холодное время года.

Машину можно запарковать где угодно. В городе две АЗС, обе не-сетевые, хотя одна из них в интернете порой фигурирует как Роснефть или ТНК. Ближайшая настоящая ТНК — в Чухломе.

Понять[править]

Солигалич
Деревянный дом с резным декором
Полезная информация
Население 5998 чел.
Телефонный код +7 49436
  Культурное наследие

Дореволюционный Солигалич — мост через реку Кострому с Преображенской и Никольской церквями

Город Солига́лич, в прошлом Соль Галицкая, вырос из соляного промысла в верховьях реки Костромы в дальнем северо-западном углу одноимённой Костромской области. Промысел возник в 1335 году при основанном здесь Воскресенском монастыре и поначалу принадлежал галицкому князю. В середине XV века Солигалич, к тому моменту уже крупный центр добычи соли, перешёл к Москве и обзавёлся крепостью, защищавшей от набегов волжских татар, но не устоявшей в Смутное время, которое принесло городу значительные разрушения. Соль по тем временам была одним из самых ценных товаров, поэтому ресурсов для восстановления хватало, и в середине XVII века — раньше, чем во многих окрестных городах, — в Солигаличе начинается каменное строительство, причём сразу нескольких храмов, которые формируют узнаваемый облик города по сей день.

Расцвет Солигалича закончился на рубеже XVIII и XIX вв. крупным пожаром 1808 года. Соль к тому времени подешевела, да и её запасами, а вернее концентрацией в местных водах, город не мог конкурировать с Соликамском, где было налажено куда более крупное производство. В надежде достичь пластов, богатых солью, стали рыть глубже, но нашли лишь источник минеральных вод, при котором местный купец Василий Кокорев решил в 1841 году устроить водолечебницу. Сам Кокорев почти сразу же уехал в Москву, где быстро развернулся, став одним из крупнейших русских промышленников середины XIX века и, например, основателем бакинских нефтепромыслов, но водолечебница на исторической родине была не самым успешным из его предприятий. Больных оказалось мало ввиду того, что в Солигалич очень трудно было доехать: ещё в XIX веке город остался в стороне от крупных, да и мелких дорог. Круглогодичную автодорогу из Костромы построили только в 1980-е годы, а ещё сравнительно недавно сюда было проще прилететь самолётом, чем доехать по земле.

От превращения в полное захолустье вроде соседней Чухломы Солигалич спасла промышленность. Её здесь оказалось ровно столько, сколько такому городу нужно, чтобы худо-бедно существовать, не теряя за новостройками свой исторический облик. Когда-то в Солигаличе делали железо: сначала, видимо, для сковородок, на которых выпаривали соль, а потом и для других надобностей — есть, например, легенда, что Владимир Ильич Ленин, скрывавшийся от властей в , пользовался топориком с клеймом «Солигалич». После войны на смену этому мелкому производству пришёл известняковый комбинат, успешно работающий по сей день. Комбинат связан с остальным миром железной дорогой, которая, впрочем, приходит сюда с севера из Вологодской области, а не с юга из Костромы, и никогда толком не использовалась для пассажирских перевозок.

Современный облик Солигалича складывается из двух составляющих. С одной стороны, несколько каменных храмов, для Костромской области не совсем обычных и чем-то напоминающих города Золотого Кольца. С другой стороны, замечательные деревянные здания: от уникальных торговых рядов до рядовых домов с красивой резьбой, которая тут повсюду и украшает здания всех эпох, включая современные. По духу Солигалич — северный город, расположенный где-то далеко от всего в тупике дорог, что накладывает свой отпечаток на городскую среду и общий ритм жизни. Здесь очень тихо, спокойно, уютно и слегка архаично. Познакомиться с основными достопримечательностями и проникнуться колоритом можно за 3-4 часа, но будет ошибкой не остановиться здесь на ночлег, да и местная логистика к этому очень располагает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector