Первая железная дорога в мире

Золотой век

Неудивительно, что с созданием первых удачных паровозов железнодорожная сеть стала развиваться семимильными шагами. В 1830 году на территории Англии была открыта первая в мире рельсовая дорога, соединившая два города, Манчестер и Ливерпуль. Она была, как полагается, с вокзалами и протянулась на 56 километров.

Первые предпосылки к появлению железнодорожных путей на американском континенте появились во втором десятилетии XIX века, когда полковник Джон Стивенс заполучил право на строительство компании.

К 1826 году Стивенс представил свой первый локомотив, работающий на пару, который прошел успешные испытания. И уже в 1830 году США догнала Европу и открыла первую общественную дорогу.

С 1860-х годов в США начинается золотой век железнодорожного транспорта. Эта сфера попала в руки магнатам, правительство выделяло щедрые субсидии за каждую милю рельсов, поэтому неудивительно, что за полвека количество километров выросло до 408 тысяч.

Железная дорога поспособствовала объединению страны в единый внутренний рынок и помогла развиться металлургии и машиностроению.

Билет из Древнего Египта

Рассуждая о железной дороге, хочется рассказать читателю ее историю от создания и развития до сегодняшних дней. Ведь, не зная прошлого, трудно адекватно заглянуть в будущее. Только хочется сделать это как-то необычно, ведь рассуждать придется не о неподвижной субстанции, а о бесконечно бегущей, никогда не стоящей на месте.

А что если представить, что мы с вами сели на поезд, который поедет от самых истоков создания железной дороги до настоящего времени? Давайте попробуем!

…Билет на древнеегипетский «поезд» достался нам совершенно случайно — можно сказать, по блату: возница разрешил нам за некоторую плату присесть на вершину камня, который тащили быки к строящимся возле столицы пирамидам. Роль рельсов на этой «железной дороге» выполняли два глубоких желоба, в которых двигались колеса повозки, — так в древности перевозили тяжелые грузы.

Возница попался болтливый, выложил все местные новости — про то, что фараон простудился на последнем празднике солнца, про размеры новой пирамиды, да еще про то, что в молодых соседних государствах, Риме и Греции, тоже строят дороги с глубокими колеями для перевозки больших предметов, только там еще зашивают досками пространство между колеями — чтобы не размывало дождями.

Период социализма

К моменту начала 1917 года Россия располагала общей протяжённость железных дорог более, чем 70.5 тысяч километров. При этом из 38 железных дорог 25 принадлежали государственным структурам, а 13 из их общего количества имели статус частной собственности.

Однако с учётом вполне определённых исторических событий, а это и та же Мировая война 1914 года, события октября 1917 года и последовавшая за этим Гражданская война, привели общее техническое и организационное состояние железнодорожного транспорта, с такое состояние которое не только не обеспечивало необходимого уровня безопасности перевозок, но в некоторых случаях было просто не возможным.

Исходя из этой ситуации, Советским правительством было принято решение о полной национализации российского железнодорожного транспорта. Так впервые за свою историю русская железная дорога стала полностью принадлежать государству. Что в свою очередь не заставило долго ждать существенных изменений в вопросах функционирования этой государственной структуры.

Так в период с 1920 года по 1934 года помимо восстановленной части железных дорог, существовавших до этого периода, усилиями отечественных железнодорожников было построено более 6.5 тысячь километров железнодорожного пути, соединивших надёжным транспортным сообщением важнейшие экономические и политические центры социалистической России

А это привело к тому, что русская железная дорога приобрела важное стратегическое значение в обеспечении жизнедеятельности и обороноспособности СССР в целом. И уже в те годы перед конструкторами и инженерами железнодорожного транспорта ставились такие актуальные задачи, как перевод подвижного состава на электрическую тягу, разработка и строительство мощных паровых локомотивов, большегрузных вагонов и прочих перспективных направлений по повышению эффективности функционирования русской железной дороги.

Кто придумал железную дорогу

Железнодорожный транспорт настолько уверенно вошел в повседневную жизнь, что представить без него современную цивилизацию невозможно. Железная дорога в ее привычном виде существует всего два столетия, а вот первые прототипы таких путей появились значительно раньше, задолго до изобретения локомотива и вагонов.

  • Из истории железной дороги
  • Возникновение железнодорожного транспорта

Несколько столетий спустя дороги с колеей широко использовали в зарождавшейся горной промышленности. До сих пор сохранились остатки рудников с оборудованными в них деревянными рельсами. По такому пути могла двигаться груженая рудой тележка, запряженная лошадью. Колея давала возможность ускорить перемещение тяжелых грузов и в определенной степени напоминала современные рельсовые пути. Но деревянные брусья со временем изнашивались, а потому их стали укреплять металлическими вставками в виде полос. До изобретения железной дороги оставалось совсем немного.

Первые чугунные рельсы стали изготовлять в середине XVIII века. Их придумал владелец металлургического предприятия Ричард Рейнольдс. Он же первым и заменил деревянные брусья на путях, которые вели к горным выработкам, на металлические рельсы. Колеса тележек для транспортировки руды теперь также стали делать из чугуна. Нововведение быстро распространилось по всей Англии и позволило совершить рывок в производительности труда рудокопов. Но тянули вагонетки по-прежнему лошади.

Своим успехом и повсеместным внедрением железная дорога всецело обязана Джорджу Стефенсону, который в 1825 году предложил конструкцию паровоза, пригодную для того, чтобы тянуть по рельсам вагоны не только с углем, но и с пассажирами. Изобретателю удалось убедить предпринимателей построить пути из прочного железа, поскольку чугун не был в состоянии выдерживать вес локомотива. Стефенсон же пришел к выводу о необходимости использования на дороге насыпей, а также придумал эффективный способ стыкования рельсов.

Распечатать

Кто придумал железную дорогу

Местоположение

Некрополь Саккара в Египте. \ Фото: pinterest.at.

Пирамида Джосера находится в некрополе Саккара, расположенном в древнеегипетской столице Мемфисе. Этот некрополь (буквально город мёртвых) является одним из крупнейших и наиболее ярких погребальных комплексов в мире, расположенных на площади более десяти километров.

Согласно легенде, Мемфис был основан фараоном Менесом, который объединил Верхнее и Нижнее царства Египта более пяти тысяч лет назад. Стратегически расположенный в устье дельты Нила, город служил торговым, экономическим и религиозным центром на протяжении всей древнеегипетской истории. В конечном счёте он был смещён в качестве столицы, когда город Александрия был основан в IV веке до нашей эры, но всё ещё остаётся важным историческим и археологическим объектом. Саккара уже давно была местом захоронения египетских правителей, но ступенчатая пирамида Имхотепа полностью изменила ландшафт, создав новый прецедент, который будет воспроизведён в знаменитых пирамидах в Гизе.

Особенности Транссибирской магистрали

Самая длинная в мире железная дорога связала две части света — Европу и Азию, ее протяженность более 10 000 километров. Как и на всех железных дорогах России, колея здесь шире европейской — полтора метра.

Вся Транссибирская магистраль делится на несколько участков:

  1. Уссурийская дорога;
  2. Западно-Сибирская дорога;
  3. Средне-Сибирская дорога;
  4. Забайкальская дорога;
  5. Маньжурская дорога;
  6. Кругобайкальская дорога;
  7. Амурская дорога.

Уссурийская железная дорога, общей протяжённостью 769 километров с тридцатью девятью раздельными пунктами, вступила в постоянную эксплуатацию в ноябре 1897 года. Она стала первой железнодорожной магистралью на Дальнем Востоке.

Строительство Западно-Сибирской дороги началось в июне 1892 года. За исключением водораздела между Ишимом и Иртышом, она проходит по равнинной местности. Дорога поднимается лишь на подходах к мостам через большие реки. Только для обхода водоёмов, оврагов и при пересечении рек трасса отклоняется от прямой.

Средне-Сибирская дорога началась строиться в январе 1898 года. На ее протяжении встречаются мосты через реки Томь, Ия, Уда, Кия. Уникальный мост через Енисей проектировал выдающийся мостовик — профессор Л. Д. Проскуряков.

Забайкальская железная дорога — это часть Великой Сибирской магистрали, которая начинается от станции Мысовой на Байкале и заканчивается у пристани Сретенск на Амуре. Трасса проходит по берегу Байкала, пересекает многочисленные горные реки. Сооружение дороги началось в 1895 году под руководством инженера А. Н. Пушечникова.

После подписания соглашения между Россией и Китаем началось строительство Маньжурской дороги, соединяющей Сибирскую магистраль с Владивостоком. Новая дорога протяжённостью 6503 километра позволила открыть сквозное железнодорожное движение от Челябинска до Владивостока.

Кругобайкальский участкок начали возводить в самую последнюю очередь (в 1900 году), так как это самый трудный и дорогостоящий район. Строительство сложнейшего участка дороги между мысами Асломовым и Шаражангаем возглавил инженер А. В. Ливеровский. Длина этой магистрали составляет восемнадцатую часть общей длины дороги, а строительство его потребовало четвёртой части от всех затрат на дорогу. На протяжении всего пути поезд проходит двенадцать тоннелей и четыре галереи.

В 1906 году начались работы над трассой Амурской дороги, которая делится на Северо-Амурскую (от станции Керак до реки Бурей протяжённостью 675 километров с ветвью на Благовещенск) и Восточно-Амурскую линию.

Создание Транссиба было великим достижением русского народа. С трудностями и радостями строители закончили дорогу. Они прокладывали её на своих костях, крови и унижении, но всё-таки справились с этим неимоверно тяжёлым трудом. Эта дорога позволила России перевозить огромное количество пассажиров и грузов. Каждый год по дороге Транссиба провозятся до 100 млн. тонн груза в год. Благодаря сооружению магистрали, были заселены безлюдные территории Сибири.

Первый российский паровоз

Прогресс строительства железнодорожного полотна не стоял на месте. Так спустя некоторое время, инженер П.К. Фролов становится автором выпуклых рельсов, имеющих эллиптическую форму поверхности скольжения, соответственно изменилась и форма рельсовой головки, которая и по сей день является основой по созданию нынешних железнодорожных рельсов.

За трёхлетний период, начиная с 1806 года по 1809 год, в Змеиногородском руднике. Алтайские Колывано-Воскресенские заводы стали обладать первой конно-чугунной дорогой, имеющей выпуклые рельсы, протяжённость путей составляла уже два километра. Работами руководил инженер П.К. Фролов. Это открытие первой железной дороги в России отличало то, что она была построена с главными отличительными элементами.

Это касается виадука, специальных выемок и насыпи. Через реку Корбалиху пришлось наводить мост, в основании которого стояли двадцать каменных столбов, высота их достигала одиннадцати метров, всего 14 % собой уклон всей линии. На лошадь уже загружался груз в двадцать пять раз больше, в соотношении с грунтовыми дорогами.

Такую дорогу, Англия смогла построить только через 10 лет, а Америка приступила к строительству только через 17 лет.

Несмотря на грандиозность, ряд проектов талантливого инженера П.К. Фролова остались лежать под сукном у тогдашних чиновников.

Создание первой железной дороги в России началось в 1833 году братьями Черепановыми. Но этому предшествовал мучительный поиск решения по созданию своих паровых машин. Уральские заводы того времени стали тормозиться в своём развитии по причине недостаточности базовой энергии, нужны были паровые двигатели. На Демидовских заводах по-прежнему лидировала дешёвая рабочая сила крепостных, но уже в 1820 году Ефимом Черепановым создаётся первый образец паровой машины.

После вояжа старшего брата из Черепановых в Англию, он ещё больше убедился в своей правоте по созданию русской паровой машины.

Изобретение принципиально нового механизма послужило началом новой эпохи в сфере машиностроения…

Читайте статью: Первые паровозы Стефенсона и Черепановых

За неполное десятилетие отцом и сыном Черепановыми, при субсидии, равной десяти тысячам рублей, была изготовлена первая большая паровая машина с мощностью в тридцать лошадиных сил. Всего же ими было создано 20 таких машин. Минимальная мощность их машины составляла 2 лошадиные силы, максимальная мощность была достигнута, и она уже равнялась 60 лошадиным силам. Ими были созданы оригинальные металлорежущие станки. После тщательного изучения английского опыта в создании паровых машин, 1834 год, август месяц ознаменуется созданием Черепановыми первого русского паровоза, который был установлен на колесопровод. Грузоподъёмность их детища составляла 3500 кг, а скорость транспортировки груза составляла 15 вёрст в час. Протяжённость рельсовой чугунной дороги составляла всего 800 метров. Спустя полгода в 1835 году, в марте появляется второй паровоз. Грузоподъёмность этой машины составляла 17 тонн. Решено было увеличить длину железнодорожного полотна из чугуна до 3500 метров. Так на Нижнетагильском заводе приступил к работе русский паровоз второй модели. Эта и была первая железная дорога из чугуна. Среди мировых держав Россия заняла вторую позицию после Англии по созданию своих национальных паровозов, обойдя по этому показателю США и Францию.

Мосты и дамбы на пути

Между Ростовом и Батайском возвели восьмиверстная земляная дамба. А также каменный пойменный мост длиною 250 саженей (533,4 м). Всего построили более десятка крупных мостов и свыше 200 малых мостов и водопропускных труб. Железная дорога Ростов — Владикавказ, протяженностью 652 версты (695 км), со всеми инженерными и гражданскими сооружениями построили за три года — как и намечалось. Официальное открытие движения поездов состоялось 2 июля 1875 года. Владимир Михайлович Верховский стал первым управляющим Ростово-Владикавказской железной дороги. В декабре 1879 года его сменил И.Д.Иноземцев. В июле 1883 года правление Общества Ростово-Владикавказской железной дороги направляет прошение в комитет министров о предоставлении концессии на строительство линии от Тихорецкой до Новороссийска. 9 ноября 1883 года получили разрешение. И 25 декабря 1884 года дорога была переименована в Владикавказскую.

Строительство началось в апреле 1885 года. На сооружение всей линии от Тихорецкой до Новороссийска длиною 258 верст отводилось три с половиной года. На Новороссийской ветке работами руководил инженер путей сообщения Михаил Станиславович Кербедз. Рельсы производились на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге и на железоделательном заводе в Юзовке (Донецк). Из Петербурга рельсы пароходами везли до Ростова и Новороссийска. Далее — по железной дороге до места укладки. Дубовые шпалы заготавливались в близлежащих лесах. Первый участок от Тихорецкой до Екатеринодара был открыт для движения в июле 1887 года. На втором, более сложном участке от Екатеринодара до Новороссийска сооружалось два горных тоннеля: малый, протяженностью 180 саженей, и большой — 650,9 сажени. Новороссийская ветвь строилась однопутной, тоннели проектировались сразу на две колеи, хотя укладывался первоначально только один путь.

Паровые двигатели

Следующей вехой развития рельсовой дороги стал паровой двигатель, который кардинально поменял концепцию этого вида транспорта. Возникла идея заменить ресурс для тяги с человека (животного) на мобильный паровоз, который мог бы передвигать вагоны по рельсам.

Воплощение этой идеи ускорилось после создания первого в истории парового двигателя. В 1769 году изобретатель из Шотландии Джеймс Уатт запатентовал тяжелую паровую машину, которую усовершенствовал к 1782 году. Обновленный вариант подходил для использования в паровозах, так как был более компактным и мощным.

Первым, кто смог представить миру повозку на паровом двигателе, стал француз Николя Кюньо. Его изобретение можно смело называть предшественником паровозов, хотя испытание закончилось провалом.

Успех пришел к Ричарду Третивику, которому в 1797 году удалось представить паровую повозку. Он занялся разработкой повозки, которая могла бы двигаться по рельсам, так как грунтовые дороги были в печальном состоянии. И, начиная с 1801 года, он создал несколько успешных моделей паровозов, которые сначала использовались на железной дороге-аттракционе.

Косвенно к резкому скачку в развитии железнодорожного сообщения приложил руку сам император Наполеон. Его войны с большинством европейских стран привели к подорожанию многих продуктов, в том числе и зерновых, которые шли на корм лошадям. Так как все крупные предприятия использовали лошадиную тягу, им пришлось срочно предпринимать меры для того, чтобы без потерь заменить лошадей на паровозы.

В качестве экспериментального участка стала использоваться Мидлтонская железная дорога, которая начала использовать паровую тягу. Она начала работу в 1758 году и сперва осуществляла перевозки за счет лошадей, которые таскали по рельсам тележки. Именно для Мидлтона в 1812 году был сконструирован первый коммерчески успешный паровоз «Саламанка».

Таким образом опыты по созданию успешного паровоза продолжались несколько десятилетий, и только в 1825 году состоялось открытие железной дороги, доступной общественности. Она была открыта официально 27 сентября, и в день открытия провезла 600 пассажиров. Тянул состав паровоз Locomotion №1, построенный изобретателем Джорджем Стефенсоном.

Дорога протянулась на 40 километров и на тот момент являлась первой, предназначенной для общего пользования. С того времени железнодорожный ажиотаж распространился на другие страны и стал настоящим прорывом в индустриальной революции.

1857 г. — Указ о создании сети железных дорог

Несмотря на интерес Николая I к железнодорожному строительству и практическое осуществление ряда проектов, Россия продолжала отставать в этой области от развитых государств мира: в 1853 г. протяжённость железнодорожных линий в стране насчитывала 979 верст, что составляло 1,5 % мировой железнодорожной сети. Это обстоятельство негативным образом проявилось в ходе Крымской войны, ибо отсутствие современных путей сообщения сделало невозможным бесперебойное снабжение армии необходимыми подкреплениями, боеприпасами и продовольствием.

Александр II определил дальнейшее строительство сети железных дорог в качестве необходимого условия развития экономики и укрепления обороноспособности страны. В 1855 г. главноуправляющим путями сообщения был назначен генерал-адъютант К.В.Чевкин, горный инженер и участник строительства Николаевской железной дороги.

26 января 1857 г. Александр II подписал указ о создании сети железных дорог. Одновременно правительством была заключена концессия на сооружение целого ряда железных дорог общей протяжённостью около 4000 км.

Для реализации намеченных планов было образовано Главное общество российских железных дорог с участием русского, французского, английского и немецкого банковского капитала. К началу 1860-х гг. были построены первые участки московских железнодорожных направлений. В Москве появились Нижегородский, Ярославский и Курский вокзалы, но ожидаемого прилива иностранного капитала в Россию за счёт продажи акций и облигаций Главного общества не произошло.

В 1870-х гг. требования к ширине колеи были ужесточены до 1520 мм. Строительство дорог оказалось под угрозой. Против решения о прекращении на неопределённое время строительства железных дорог выступил главноуправляющий путями сообщения генерал-лейтенант П.П.Мельников. П.П.Мельников считал необходимым активно привлекать к железнодорожному строительству капиталистов, преимущественно отечественных, но на линиях не первостепенного значения.

К 1865 г. протяжённость железных дорог России составила 3000 км. Успешное завершение сооружения Петербурго-Варшавской и Нижегородской линий способствовали притоку к предприятиям такого рода отечественных и русских капиталов.

В последующие три года были выданы концессии на строительство 26 линий, среди которых дороги Курск—Киев, Курск—Харьков—Таганрог, Орёл—Витебск.

В начале 1870-х гг. в стране начался настоящий железнодорожный бум.

В 1865 г. Главное управление было преобразовано в Министерство путей сообщения, которое, проводя курс на объединение железнодорожной сетью всей территории России, в качестве первостепенных задач определило освоение Донецкого и Криворожского горнорудных бассейнов, выход на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Строительство предполагалось вести преимущественно за счёт государства.

По мере развития железнодорожной сети всё более выявлялась необходимость разработки железнодорожного законодательства. В 1875 г. были подготовлены правила и условия перевозки грузов по русским железным дорогам, а так же утверждены Министерством путей сообщения Временные правила перевозки пассажиров.

В соответствии с ними за проезд без билета пассажиры несли денежную ответственность, а именно подвергались взиманию двойной платы за все расстояния от той станции, где производился последний просмотр билетов, до той, на которой будет обнаружено отсутствие билета. Правила допускали, с дозволения начальников станции, перевозку комнатных птиц и животных (в том числе и собак), в общих пассажирских вагонах

Был составлен перечень опасных предметов, перевозка которых должна производиться с особыми предосторожностями (порох, фосфор, жирные масла и т.д.)

Цель

Рельеф Джосера, обращённый к храму Гора из Бехедета, пирамида Джосера. \ Фото: pinterest.com.

Пирамида была построена для фараона Джосера. Он был одним из правителей Третьей династии Египта. Хотя и был фараоном около двух десятилетий, о его правлении известно мало. За годы его правления по всему королевству начали возводиться более крупные и долговечные памятники, часто под присмотром Имхотепа. На одной гравюре IV века до н. э. записано, что фараон Джосер спас Египет от голода, восстановив храм, посвящённый богу Хнуму, который, как считалось, контролировал Нил.

После его смерти саркофаг Джосера был помещён в погребальную камеру, глубоко внутри великой ступенчатой пирамиды. Рядом с его останками было найдено до сорока тысяч каменных урн. На этих сосудах начертаны имена фараонов Первой и Второй династий, и они продолжают представлять загадку для современных археологов. Некоторые предполагают, что они были созданы для того, чтобы представить правление Джосера как кульминацию египетской истории.

Влияние революции и войны на строительство

Начавшаяся в 1904 году русско-японская война и революция 1905 года привели к торможению строительства. Строительство новых линий надолго приостановилось. За период с 1901 по 1913 год была построена ветка от Батайска до Азова длиной 28 верст. Она принята в эксплуатацию в 1911 году. Отрезок Ростов — Владикавказ, построенный в 1875 году, обладал невысокой пропускной способностью. А потому с ростом объемов перевозок, особенно после пуска Новороссийской линии и выходов к Волге и Каспийскому морю, потребовалась коренная его реконструкция. Деревянные сооружения были заменены каменными, узловые и крупные грузовые станции перестроены с укладкой дополнительных путей.

Отец и сын

Горного инженера Козьму Дмитриевича Фролова направили в 1763 году на Змеиногорский рудник для механизации производства. Работая на Алтае, он построил лежневую дорогу, придумал самоопрокидывающуюся тележку, передвигавшуюся по деревянному настилу из продольных брусьев-лежней на прочных канатах и доставлявшую руду к месту переработки.

Видимо, изобретательская смекалка по наследству передалась и сыну Козьмы Дмитриевича – Петру, который стал выдающимся организатором горнозаводского производства на Алтае, занимался проектированием и строительством железных дорог в России.

Петр Козьмич Фролов — инженер, изобретатель, губернатор. Фото: Википедия 

В 1806 году он представил горному ведомству свой проект чугунной рельсовой дороги от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода. Замысел был грандиозным: построить железную дорогу в 300 км! Дело сулило такую очевидную выгоду, что проект был принят, но… Денег дали на строительство только 2 километровой дороги – от рудника до Змиевскго сереброплавильного завода.

Первая в России чугунная дорога на конной тяге была сдана в эксплуатацию в 1809 году. Ее обслуживали всего два человека и две лошади. Но экономический эффект от чугунки был огромен: она позволила в 500 раз сократить барщинные отработки приписных крестьян на перевозке грузов, скорость доставки руды на завод увеличилась, соответственно увеличилось количество серебра, меди, свинца для нужд государства Российского.

Фроловская чугунка на Алтае исправно «работала» 25 лет.

Открытие

Эдвард Пиз и Джордж Стефенсон вместе основали первый в истории завод по строительству локомотивов. Он располагался в городе Ньюкасле. 16 сентября 1825 года первый локомотив с паровым двигателем покинул стены завода. Вскоре он был представлен широкой публике.

Стоимость создания первой железной дороги в мире сильно превысила изначальные расчёты. Компания была вынуждена взять краткосрочный кредит на 60 тысяч фунтов стерлингов. Акционеры надеялись на то, что проект в скором времени начнёт приносить прибыль, которая даст возможность вернуть огромный долг. Первая железная дорога в мире была построена в 1825 году. Её официальное открытие состоялось 27 сентября. Локомотив, тянувший за собой 21 вагон, отправился в путь около 7 часов утра. Впереди поезда скакал всадник с флагом. В оборудованном сиденьями составе находилось от 450 до 600 пассажиров. На некоторых участках пути поезд развивал скорость до 24 километров в час.

Первое испытание не обошлось без технических неполадок. Поезд сделал вынужденную остановку продолжительностью в 20 минут из-за того, что у вагона, в котором ехали представители компании и инженеры, отвалилось колесо. Ещё полчаса пришлось потратить на ремонт парового локомотива. Поезд преодолел расстояние в 14 километров и был встречен восторженной толпой в 10 тысяч человек в Дарлингтоне. Это путешествие в общей сложности заняло два часа. Владельцы предприятия сочли открытие удачным и организовали праздничный банкет.

Первой русская железная дорога

     Сто лет назад дороги в России были очень плохи. Перевозка грузов по ним отнимала много времени и требовала больших накладных расходов (пуд хлеба, продававшийся в Саратове за 98 копеек, дойдя до города Ревель, вырастал в цене до 4 рублей 23 копеек).

     Быстрый рост железных дорог в Америке и Англии кружил головы дельцам и сулил купечеству крупные барыши и быстрый оборот капитала.

Проектирование первой русской железной дороги

     За постройку первой русской железной дороги взялся австрийский инженер Франц Герстнер, уже выстроивший у себя на родине железнодорожный путь между Лидсом и Будвейсом (в Богемии).

Франц Герстнер

     Добившись аудиенции у Николая I, Герстнер привел доводы об экономической пользе железных дорог и подробно остановился на их стратегическом значении.

     Он утверждал, что железная дорога, будет в состоянии немедленно перевезти 5 тыс. человек пехоты и 500 человек конницы с артиллерией, обозом и лошадьми.

      Франц Герстнер, ссылался на опыт Англии. Ее правительство, во время волнений в Ирландии, в течение двух часов. перебросило войска из Лондона в Манчестер для следования в Дублин.

     Мысль использовать железную дорогу для военных и усмирительных целей очень понравилась Николаю I, и он создал специальный комитет для рассмотрения герстнеровского проекта.

     На первом же заседании польза железных дорог была признана безоговорочно, и комитет потребовал у Герстнера подробных объяснений: сколько будет стоить дорога, какой она сможет принести доход, есть ли нужные для постройки капиталы и т. д.

     Точных данных Герстнер представить не мог, и переговоры затянулись. Наскучив ожиданием, Герстнер предложил построить в виде опыта железную дорогу между Петербургом и Царским селом.

Франц Герстнер

     Нужные для этого деньги он брался достать на петербургской бирже.

     Предложение было принято и Герстнер, немедленно, организовал для постройки дороги акционерную кампанию.

     После долгой переписки, заказы на рельсы и подвижной состав, были переданы ряду английских и бельгийских заводов и законтрактованы нужные для работы техники иностранные специалисты.

Первой русская железная дорога

     1 мая 1836 года были начаты земельные работы. Дорогу строило 3900 человек: 2500 крепостных крестьян и 1400 солдат. Заказанные в Англии рельсы прибыли без опоздания, и к половине сентября дорога была уже готова.

Первая железная дорога в России

     27 сентября 1836 г. толпы народа стекались к деревянному «пассажирскому дому» на Семеновском плацу, чтобы посмотреть первую пробу дороги.

     По рельсам пустили несколько вагонов, запряженных лошадьми, и предложили желающим покататься.

Газета «Северная пчела» писала:

     «Скорость не могла, конечно, превосходить быстроту обыкновенного лошадиного бега. Но, достойно внимания, однако, что две лошади везли во всю скачь, 60 человек в вагонах, весивших более 200 пудов (3,28 тонны).

     Движение ровное, приятное. одобрения были всеобщими. Слава господину Герстнеру и честь почтенным покровителям его предприятия».

     Наконец, получены были и паровозы. Каждый из которых имел свое имя: «Стрела», «Богатырь», «Проворный», «Слон», «Орел», «Лев».

Первая железная дорога в России

     Паровозы были снабжены специальными приспособлениями для скалывания примерзшего к колесам льда и очистки путей.

     Для предупреждения жителей о приближении поезда на паровозе впереди дымовой трубы был установлен орган, ручку которого на ходу поезда крутил один из кондукторов.

     Согласно изданной железнодорожным начальством инструкции «кондуктора должны получать барабаны и сильные трубы, коими аккомпанировать музыкальным пьесам органа».

Первая железная дорога в России

     6 ноября по рельсам впервые двинулся паровоз с двумя вагонами. Писалось в очередном номере «Северной пчелы»:

     «Не можем изобразить, как величественен сей грозный исполин, дышавший пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед… Стоявшие по сторонам дороги зрители изумлялись, видя величественное, легкое и притом скорое движение машины».

     Газета выразила надежду, что «сия первая железная дорога поведет ко все местному введению сего способа сообщения, который и принесет государству нашему несметные выгоды».

Первая железная дорога в России

     Через несколько дней опыт паровозного движения был повторен в значительно большем масштабе: пущенный поезд состоял из 8 вагонов и вез 256 пассажиров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector