Софийский собор

Настоятели, ключари

  • Гервасий (Линцевский) (? — 25 июня 1742)
  • Иларион (1764 — 1766)
  • Иосиф (1766 — 1767)
  • Мелхиседек (1771 — 1774)
  • …..
  • Иоанн Леванда (1786 — 25 июня 1814)
  • Димитрий Сигиревич (1814 — 11 января 1824)
  • Стефан Семяновский (1824 — 1829)
  • Каллистрат Соколовский (1829 — 9 марта 1849)

    Тимофей Сухобрусов (упом. 1843 )

  • Григорий Крамарев (5 августа 1863 — 12 июля 1868)

    Николай Оглоблин (5 августа 1863 — 1877)

  • Пётр Лебединцев (18 июля 1868 — 3 декабря 1896)
    • Василий Каменский (июнь 1877 — 12 октября 1879)
    • Василий Розов (1886 — 1890 )
    • Александр Браиловский
  • Александр Браиловский
  • Павел Преображенский (11 июля 1900 — 26 октября 1908)

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Духовенство Софийского собора

Настоятель — протоиерей Геннадий Зверев

 Родился 16 марта 1955 года. В 1979 году окончил Ленинградскую Духовную Семинарию, а в 1981 году — Ленинградскую Духовную Академию (ныне СПбДА). 13 февраля  1982  митрополитом Антонием (Мельниковым) рукоположен во диаконы, а 15 февраля того же года — во пресвитеры. С 1987 года — священник храма св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище. С 1989 года — настоятель Софийского Собора в Царском Селе.

В 1994 году стал управляющим (с 2013 года — настоятелем) Патриаршим подворьем «Феодоровский городок»

С 1998 года — благочинный Царскосельского округа Санкт-Петербургской епархии

В 1999 году протоиерею Геннадию Звереву было присвоено звание почётного гражданина г. Пушкина

Указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия за №79 с 28 апреля 2017 года назначен почётным благочинным Царскосельского округа

  Клир

иерей Алексий Баринов

ключарь приписных к Софийскому собору храмов: преп. Сергия Радонежского, вмч. Пантелеимона, иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте»

Родился 19 марта 1974 года

14 июня 2009 года наместником Александро-Невской Лавры, епископом Назарием (Лавриненко) рукоположен в сан диакона

В 2010 году окончил богословский факультет ПСТГУ, в этом же году был рукоположен в сан диакона, затем пресвитера

14 октября 2010 года епископом Маркеллом (Ветровым) рукоположен в стенах Казанского кафедрального собора в сан пресвитера

С этого же времени — клирик Софийского собора в Царском Селе

протоиерей Михаил Карпушкин

Родился 5 июня 1967 года

В 1988 году окончил Высшее военное училище (г. Рязань)

С 1994 года прихожанин Софийского собора г.Пушкина

8 ноября 2000 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским рукоположен в сан диакона к Софийскому собору

29 августа 2003 года тем же архиереем рукоположен в сан пресвитера

В 2014 году по заочному сектору окончил СПбДА

Является помощником благочинного по работе с воинскими структурами, а также смотрителем восстанавливающегося приписного к Софийскому собору храма в честь мученика Иулиана Тарсийского

иерей Вячеслав Килейников

Родился 23 сентября 1978 года

В 2009 году закончил СПбДА

13 сентября 2009 года викарием Санкт-Петербургской епархии, епископом Маркеллом (Ветровым), был рукоположен в сан диакона

27 декабря того же года тем же архиереем был посвящён в сан пресвитера

С 2010 по 2013 годы являлся ключарём Софийского собора г. Пушкина

Является духовником Воскресной школы собора

протодиакон Георгий Васильев

Родился 23 октября 1978 года

23 мая 1996 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) рукоположен в сан диакона

В 1999 году окончил СПбДА

диакон Сергий Крючков

ключарь собора

Родился 29 марта 1983 года

В 2005 году окончил Курскую Духовную Семинарию

В 2008 году окончил СПбДА, имеет степень кандидата богословия

19 августа 2008 года митрополитом Курским и Рыльским Германом рукоположен в сан диакона, с этого же года штатный клирик Знаменского кафедрального собора г. Курска, также нёс послушание при богослужениях правящего архиерея

С 2010 года штатный клирик Екатерининского собора Царского Села

С 2011 года клирик Софийского собора

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Примите к сведению: мощи святого князя Владимира, что хранятся в Храме, попали туда почти сразу после его возведения. Царь умер в 32 года, прожив после освящения строения всего 20 дней.

Софийский собор: жизнь в ХХI веке

Сегодня, когда стало модным создавать всякого рода рейтинги, Софийский собор по праву входит в «топ» красивейших православных святынь Петербурга. При этом в нем не забывают про «полковое» происхождение: храм в Пушкине известен своей дружбой с местными учебными заведениями, готовящими военных. Потому часто под сводами Софийских куполов слышны слова присяги и молебнов для тех, кто свою жизнь связал с армией. А на Христово Рождество можно даже запахи аппетитные учуять: то развертывает свою «вкусную» деятельность полевая кухня.

Имеет Софийский собор и свою воскресную школу, и собственную газету «Ковчег», и благотворительную столовую. Ежедневно в ней питаются около двухсот малоимущих. Откуда в столовой продукты? Прямиком из собственного подсобного хозяйства. А еще в соборе пытаются возродить исконно русскую деревню и не давать детворе бить баклуши. Для этого слуги Божьи позаботились о создании детского православного лагеря. 

… И удосужились не забыть о стариках: в соборе задумали обеспечить 25 людей преклонного возраста отдельными комнатами со всеми удобствами. Дому престарелых суждено выступить одним из крупнейших социальных проектов местного благочиния.   

Мир Софийского собора – мир Бога, то место, куда так часто стремится душа человека. А храм для души – это родное и по-настоящему нужное.

Интересные факты

? Екатерининском дворце до Великой Отечественной войны хранилась
модель Софийского собора в Царском Селе, изготовленная в 1780-х
годах. Она была изготовлена из дерева, холста и железа и расписана.
После оккупации она исчезла. Неизвестно, является ли эта модель
точной копией современного здания собора или это созданная по
указанию Екатерины II копия первого проекта, переданная
Императорскую Академию художеств.

В селе Стратилатовка (Каменка) Изюмского уезда Харьковской
губернии в 1832 году полковник Иван Васильевич Малиновский (сын
В. Ф. Малиновского) с матерью Анной Андреевной Самборской
(дочь протоиерея А. А. Самборского) построили Софиевскую
церковь — точную копию Царскосельского Софийского собора. Храм
был уничтожен во время Великой Отечественной войны.

Царскосельский Софийский собор — единственный из Софийских
соборов Русской Православной церкви, престол которого освящён в
честь Господского праздника (остальные — Богородичные).

Как добраться

Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.

Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.

Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Заключение

Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Автор статьи :  Айгуль Хусаинова

Архитектурные особенности

План собора в конце XIX века

«Магдебургские врата»

Фотография 1900 года Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма/p>

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формыВ некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Внутренний вид

КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру.

Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополни-тельные. То есть в древности Софийский собор был темнее. Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века).

Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке».

Софийский собор в наши дни

В сегодняшнем представлении Софийский собор является одним из самых значимых культурных достояний страны. Кроме богослужений в его стенах проходят концерты, массово-культурные мероприятия, приезжают экскурсии с разных уголков Беларуси и мира.

В 1987 году на территории собора был открыт музей истории архитектуры. В нём посетители могут увидеть неповторимые свидетельства богатой истории и архитектуры Софийского собора в Полоцке и другие уникальные экспонаты. Архитектура каменной кладки, дошедшая до нас из XI века, а также великолепные фрески и росписи станут отличным дополнением к «историческому путешествию» по храму.

В 1985 году чешскими мастерами был сооружён орган, который до сих пор звучит в храме.

В окрестностях Софийского собора также можно осмотреть некоторые достопримечательности:

  • Борисов камень XII века. Расположенный при входе в храм, Борисов камень представляет собой валун, на который были нанесены изображения крестов и древние письмена. Всего на территории Беларуси таких религиозных памятников-валунов лишь 4.
  • Спасо-Ефросиниевский монастырь. Сооружение было основано в 1125 году Евфросинией Полоцкой, которая стала также первой его настоятельницей.
  • Спасо-Преображенская церковь. Возведённый в середине XII века, храм прекрасно сохранился до наших дней. Церковь является историко-культурной ценностью и занесён в список мирового наследия ЮНЕСКО. Главным достоянием Спасо-Ефросиниевского монастыря является известный золочёный крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный ювелиром Лазаром Богшей, который до сих пор хранится здесь.

Интересные факты о Софийском соборе

  • Храм был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Очень часто люди задаются вопросом, сколько же Софийских соборов существует в мире? Так вот их насчитывается 12 штук. Помимо Полоцка они находятся в Стамбуле, Киеве, Великом Новгороде, Царском Селе, Вологде, Тобольске, Гродно, Лаишево, Алма-Ате и Салониках.
  • Каждое воскресенье в 15:00 в стенах собора проводятся концерты органной музыки, которые могут посетить все желающие. За год в храме устраивается порядком 300 подобных мероприятий.
  • Собор включён в полоцкий историко-культурный заповедник.
  • Строительство точной копии Софийского собора планируется провести также в Витебске.

Полоцкий Софийский собор в Полоцке (фото)

Если Вы хотите купить квартиру в Полоцке, обращайтесь к нашему порталу недвижимости! Большая база объявлений и удобная форма поиска по объектам поможет Вам подобрать самый лучший вариант.

Краткая история собора

В 324-337 гг. на месте нынешней Мечети стояла церковь, получившая название София. В 415 гг. ее уничтожил пожар.

В 415 гг. она была выстроена заново. Ей присвоили название —  Базилика Феодосия. В 532 гг. это здание также было сожжено во время восстания.

Через 40 ночей после этих смутных дней император Юстиниан решил построить не просто церковь, а грандиозный храм, который покажет все величие его империи.

Для этого были выкуплены дополнительные земли и снесены строения на этих землях. Для строительства были приглашены самые именитые архитекторы и работали ежедневно 10000 рабочих.

При строительстве этого храма использовали легкие, но очень прочные кирпичи, разноцветный мрамор и камни.

Мрамор, используемый при отделках собора, привозили из Египта, из Спарты, из Греции, а также из Ливии.

А для роскоши украшали золотом, серебром и использовали лучшую слоновую кость.

Вдохновляясь изысканной роскошью храма, народ слагал легенды о неземных силах, которые участвовали в его строительстве.

Почти через 6 лет успешного возведения в храме прошло первое богослужение. Впоследствии здесь короновали императоров Римской империи.

Храм с первого дня и до нашего времени привлекает внимание. Здесь не только молились, храмом восхищались, его рисовали художники, и слагали легенды летописцы

Вся внутренняя отделка храма выполнена из драгоценных камней, серебра и золота.

В дальнейшем Собор претерпевал разрушения землетрясением, восстанавливался, становился еще выше, еще мощнее и величественнее. Продолжал удивлять и восхищать своим великолепием.

29 мая 1453 года сюда ворвались с мечами и кинжалами турки. Почти все священники и прихожане были безжалостно убиты прямо во время чтения молитвы.

К зданию были пристроены минареты, он стал главной мечетью этого края. Были сделаны и другие перестройки внутри и снаружи, что существенно изменили вид Собора.

Под угрозой обрушения в 1847 году были произведены реставрационные работы.

А в 1935 году мечеть стала музеем, очистили слои штукатурки и взору открылись великолепные узоры, рисунки и фрески.

Так, главная мечеть Турции получила свое новое воплощение, стала радовать и принимать в своих стенах, людей всей планеты независимо от религиозной принадлежности.

Граффити на стенах

На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники. Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава». Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Описание

Не ищите храм Св Софии в Нижнем Новгороде: его вотчина, как его величали прежде — господин Великий Новгород! Эта крестово-купольная постройка относится к старым временам. Но даже тогда такие строения были редкостью, особенно на Русской земле. Пятинефное сооружение представляет собой уникальное архитектурное решение. Подобные строения создавались только в одиннадцатом веке. Кроме него существует всего несколько сооружений подобного типа. Например, одно из знаменитых сооружений находится в Киеве, это церковь Ирины и Георгия. Некоторые строения есть и в Полоцке, к ним относится Софийский собор, и такой же на Украине в Киеве.

Землёй тысячи церквей зовётся Новгородчина. Много в этом краю храмов больших и малых: от пышных соборов до часовенок, затерянных в самой глуши. Но только один всегда был и будет символом и сердцем Новгорода — Софийский собор

Это интересно: новгородские монеты отличались от любых других существовавших на Руси. На них изображался огненный ангел, символизирующий Софию – Божию премудрость. Это было олицетворением особого духовного значения Великого Новгорода.

Апсиды в строении можно насчитать всего три. Основная пятиугольная, а боковые круглые. Основная конструкция окружена галереями, имеющими огромную высоту и ширину в два этажа.

Собор занимает обширную территорию. В ширину он почти сорок метров. А в длину почти тридцать пять. Стены храма вложены из разных пород известняка, их толщина огромна — 1,2 метра.

Интерьер храма представляет собой типичный для тех времен Киевский стиль, который в свою очередь был создан на Византийских мотивах. Таким образом, храм представлен некоторым смешением традиционного киевского русского и византийского направлений.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.

Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Интересные факты

В стенах Софийского собора гусары Лейб-гвардии не только молились, но и сберегали штандарты, а также множественные награды за боевые подвиги. Имена геройски погибших в боях офицеров были высечены там же – на мраморных досках.

Однажды в храме была обнаружена интереснейшая находка: во время обустройства там подвалов (в них хотели разместить печи) копатели нашли серебряные с позолотой лопатку и молоточек. На тех красовались вензель Императрицы Екатерины и надпись «Чарльз Камерон – архитектор». 

В советское время Софийскому собору судилось побывать не только в роли склада: служил он и местом для утилизации отходов производства, и гаражным кооперативом, и даже заболоченной помойкой. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector