Софийский собор в новгороде

Библиотека

Библиотека Ярослава Мудрого стала вместилищем легендарного собрания книг и документов, которые были собственностью Великого князя киевского. Как считают историки, начиная с XII века и позже она размещалась в Софийском соборе Киева, а также в его подземельях. На данный момент собрание утеряно, есть множество версий его расположения, тем не менее ни одна из них не подтверждена.

В 1969 году в западной части, недалеко от входа в святыню, установили мемориальный знак, посвященный библиотеке. Его украшает изображение Ярослава Мудрого, ниже него расположена цитата из «Повести временных лет». В качестве автора памятника выступил И. П. Кавалеридзе.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Владимир. Успенский собор

Свято-Успенский кафедральный собор

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 56

Успенский собор — выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублёва. В 1992 году собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор (по материалам книги «100 самых красивых мест России, которые необходимо увидеть / Т.Л. Шереметьева. — Минск: Харвест, 2010. — 288 с.: ил.»):

Успенский собор находится на высоком берегу реки Клязьмы в центре города, господствуя над панорамой Владимира. Храм был возведен при князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. В 1161 г. стены расписаны искусными греческими изографами, все было подготовлено к тому, чтобы 21 сентября в собор была перенесена, по преданию написанная евангелистом Лукой еще при жизни Пречистой Девы, величайшая святыня Руси — Чудотворная икона Божией Матери, для коей храм, собственно, и строился. С тех пор образ и стал называться Владимирской иконой Божией Матери. А Успенский собор становится главным храмом всей Православной Руси.

После пожара 1185 г. при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри достроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII в. собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Храм сложен из белого камня в технике полубутовой кладки. Внутренние его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись. Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII в. и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 г. и создавшего иконостас. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX в. В некрополе собора покоятся святые мощи великих князей Владимирских и их родственников, епископов и настоятелей храма.

В течение столетий собор еще не раз горел и был разорен, реставрировался. Вплоть до 1432 г. под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи.

В XIX в. рядом с Успенским собором была построена четырехъярусная колокольня с высоким шпилем в стиле классицизма. В настоящее время Успенский собор, всемирно известный памятник архитектуры, вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии РПЦ.

Успенский кафедральный собор (по материалам книги «500 мест Золотого кольца, которые нужно увидеть / Автор-составитель С.М. Михня. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мартин, 2016. — 384 с.: ил.»):

Успенский собор возвышался над древним деревянным городом знак покровительства Богородицы Владимирской земле. По высоте (32,3 м) храм превосходил даже Софийский собор в Киеве.

Успенский собор представляет собой комплекс построек, возведенных в разное время. Первоначально собор был построен в 1158-1161 гг. при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы и задумывался не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель». Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 г. стены были расписаны искусными греческими мастерами. 21 сентября 1164 г. в собор была перенесена величайшая святыня Руси — чудотворная икона Божией Матери, для которой он и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.

После пожара 1185 г. при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри построек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII в. собор стал более обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII в. и творения Андрея Рублева, закончившего роспись в 1410 г. Вскоре после этого татарские полчища, напавшие на город, разграбили Успенский собор. Захватчики потребовали от попа Патрикея выдать церковную казну, золотые и серебряные украшения, а когда Патрикей отказался, татары пытали его и замучили до смерти. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX в.

В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей и их родственников, епископов и настоятелей храма. Собор вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимирской и Суздальской епархии.

Информация

Адрес: ул. Б. Московская, 56.

Проезд: тролл. 5 до ост. «Соборная площадь».

2. История

Место, на котором стоит Успенский собор, по преданию издавна было ритуальным. Строительство собора началось в 1671 году под руководством гетмана Демьяна Многогрешного, уроженца соседнего Коропа, избранного в Новгороде-Северском в 1668 году на елекцийной раде «Северским гетманом».

По плану Успенский собор возводился в стиле украинского барокко раннего периода на подобии, например, Екатерининской церкви в Чернигове, только формы в нем масштабнее, центральный круглый барабан удивительно прочный, а пирамидальность очерчена выразительнее. Единство материала и конструкции с такой же последовательностью выступает и в интерьере: даже неровности рядов кирпичной кладки напоминают деревянные бревенчатые стены. Возможно этот храм в одной из тогдашних казацких столиц должен был символизировать восхождение новой административной звезды. Но в следующем году Многогрешного обвинили в государственной измене, выслали в Сибирь и заключили в Иркутский острог. Но все же строительство храма было продолжено, хотя и с меньшим энтузиазмом. В связи со строительством Санкт-Петербурга царь Петр I издал указ, которым запрещал каменное строительство по всей стране.

Работы возобновились только в 1721 году, после снятия этого запрета. Храм был освящен после 1721 года во время правления гетмана Даниила Апостола. Строительством руководил архитектор из Киева, имя его неизвестно. Долгое время службы в недостроенном соборе отразилось на состоянии здания. Успенский собор начал понемногу разрушаться, монументальное здание дало трещины в арках, стены также покрылись трещинами. Поэтому в 1767 году пришлось дополнить внутреннее пространство вспомогательными столбами, также надежно подперли высокие арки главного нефа, укрепили восточную стену.

Худшее с храмом произошло в 1820 году, когда вместо замечательных грушевидных барочных куполов появились лукообразные, значительно испортившие живописный силуэт памятника украинского зодчества. Тогда же были пристроены колокольня и крытый переход-притвор к ней. Несмотря на многочисленные перестройки, здание храма сохранила свою основу. которая принадлежит к образцам национального зодчества XVII в., где органично сплелись архитектурно-пластические приемы стилистических систем ренессанса и украинского барокко.

История Софийского собора

Строительство новгородского храма было запланировано князем Владимиром. Его закладка состоялась в 1046 году. На торжественное мероприятие из Киева прибыли родители князя: мать княгиня Ирина и отец, великий Ярослав Мудрый. Софийский собор было решено разместить немного севернее места, где прежде находился деревянный дубовый храм «о 13 верхах», уничтоженный пожаром.

Окончание строительства в разных источниках указывается по-разному: либо в 1050-м, либо в 1052-м году. Сразу же состоялась церемония освящения собора, проведенная епископом Лукой Жидятой.

После свержения царя и прихода к власти большевиков началась компания по закрытию церковных приходов. В 1922 году Софийский собор в Новгороде оставили временно работать, но изъяли в пользу государства некоторое имущество. Через семь лет дело дошло и до него: приход закрыли, а здание передали под музей антирелигиозной пропаганды. Здесь советским гражданам предлагалось ознакомиться с сокровищами собора на живом примере и увидеть, каким богатством обладала церковь, обирая бедных крестьян.

Во время нашествия фашистов храм разграбили и частично повредили. После окончания войны здание отремонтировали и передали музею-заповеднику Новгорода. Во владение Церковной Епархии собор передали в 1991 году. Церемонию освящения, состоявшуюся 16 августа, проводил лично Алексий II, патриарх всея Руси того времени.

В 2005 году началась реставрация и обновление куполов собора, длившаяся два года.

Жизнь прихода

Подворье в Аляухово

К храму Успения Божией Матери в Путинках приписан храм Святых Царственных страстотерпцев в Аляухово.

Адрес:

Московская область, Одинцовский район, село Аляухово, дом 33

Молодежный клуб Петра и Февронии

Клуб во имя святых Петра и Февронии является одной из самых больших православных молодежных организаций Москвы. Общий охват молодежи, привлеченной к участию – около 4 тыс человек. Основной возраст участников Клуба – 20-45 лет. С момента создания Клуба (сентябрь 2007 годя) из участников образовалось более 100 венчанных пар. Руководитель Клуба – Громова Екатерина.

Каждое воскресение за исключением Великого поста и престольных праздников в 17.00 служится молебен перед чудотворной иконой святых Петра и Февронии в храме Успения (Успенский пер, д. 4), проводится чаепитие, концерты православных исполнителей. После чаепития – мастер-классы по историческим бальным танцам. На каждую встречу приходит около 250 человек, в летнее время около 350.

Внутреннее убранство

Общество трезвости во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского было создано по инициативе настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Гомонова в последнюю неделю Великого поста в 2013 году. Этим постом многие страждущие недугом пьянства, прошли по благословению духовника серьезный этап воздержания, и наш батюшка принял решение закрепить эти результаты созданием Общества трезвости. «Гибнут хорошие люди от водки и наркотиков. Не только неверующие, но и верующие. И чтобы помочь им, нужно приложить усилия. Недостаточно простой исповеди, надо создать особую среду для исцеления их и общения с ними», – так определил о. Алексий задачи вновь созданного общества.

Служба помощи жен-мироносиц

Благотворительная служба Жен Мироносиц возникла в конце 90-х при московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Ее основательница Людмила Афанасьева — вдова первого настоятеля этого храма протоиерея Глеба Афанасьева. Указом Святейшего Патриарха Алексия она была назначена старостой храма, главой приходского совета. После смерти мужа все свои силы она сосредоточила на восстановлении храма. Храм восстановили, начал складываться и крепкий дружный приход. Тогда и возникла мысль о помощи тем, кто так часто оказывается всеми забыт — вдовствующим матушкам и престарелым священнослужителям.

Клуб «Вербочка»

Клуб православных многодетных семей «Вербочка» при храме Успения Божией Матери в Путинках, являющийся коллективным членом Всероссийской общественной организации «Много деток – хорошо!», ставит своей задачей подержать и объединить семьи с детьми, в которых :

— считают, что основное воспитание детей и становление их личности происходит в кругу семьи;

— чтят наши русские православные традиции, обряды, праздники;

— любят нашу прекрасную русскую землю и её древнюю столицу Москву;

— принято воспитывать детей на примерах русской истории, русской классической и святоотеческой литературы, на лучших образцах зарубежной культуры.

Для совместного отдыха родителей и детей создан летний семейный православный лагерь в г. Плёсе Ивановской области на 50 человек ( в 2015 году — с 10 по 25 июля), где дети и их родители могут не только отдохнуть, но и принять участие в литературных и музыкальных вечерах, народных праздниках, в благотворительной ярмарке, в помощи храму и детям местного детского реабилитационного центра и во многих других совместных делах.

Кроме того дети и родители нашего семейного клуба могут заниматься в различных кружках по интересам.

Все участники семейного клуба «Вербочка» считают, что только в многодетной семье, основанной на крепких традициях и православном укладе жизни, ребёнок может вырасти достойным гражданином нашей Родины, которая всегда называлась Святой Русью.

Более подробную информацию о наших встречах можно узнать на сайте клуба «Вербочка».

Руководитель Клуба многодетных православных семей «Вербочка» — Козлова Елена Владимировна (мама 4-х детей и бабушка 1-й внучки) — 8 963 7700627.

История[ [ | ]h2>

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Во время штурма Новгорода от войск Якоба Делагарди протопоп собора Амос Иванович героически погиб в сражении с шведскими солдатами.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов/p>

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музейгде были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Волхов

Новгородский Детинец стоит на берегу Волхова. Отсюда открывается великолепная панорама на Ярославово Дворище и Торг. Если Новгород стоит у истоков Волхова, то Старая Ладога — близ её устья. Таким образом, эти два древних города контролировали эту великую реку на всем её протяжении и, тем самым, частично торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы».

ВолховПешеходный мост через Волхов, Ярославово Дворище и Торг

Покидать Новгородский кремль не хотелось — осталось еще много неосмотренных объектов. Но нас, как всегда, ждала дорога.

Памятник Рахманинову около Новгородского кремля

Информация для путешественников

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Владычный двор и Владычная (Грановитая) палата

Пройдя через арку между Софийским собором и Митрополичьми покоями (первая треть XVIII века), мы оказались перед Владычным двором — самой укрепленной частью Новгородского кремля, его цитаделью. В прошлом здесь располагалась резиденция епископа. С этого ракурса хорошо заметно, что башня-часозвоня заметно наклонена в северо-западную сторону. Но вот славы Пизанской башни у неё почему-то нет

Владычный дворЧасозвоня

Одно из самых интересных сооружений Владычного двора — Владычная, или Грановитая палата, памятник архитектуры XV века. Она была заложена в 1433 году по распоряжению новгородского архиепископа Евфимия. В её строительстве принимали участие русские и немецкие мастера, придавшией ей ярко выраженные позднеготические черты. Она напомнила мне архитектуру костела Св. Франциска Ассизского в Вильнюсе.

Владычная (Грановитая) палата

Владычная палата — одна из древнейших гражданских построек не только Великого Новгорода, но и всей Руси. В прошлом здесь проходили заседания суда и совета знати Новгородской республики, а в 1478 году в её стенах был оглашен указ Ивана III о присоединении Новгорода к Москве. Сейчас в помещениях Владычной палаты расположен музей, где представлено немало интересных экспонатов, в том числе и знаменитые новгородские берестяные грамоты.

Своды Владычной палатыСводы Владычной палатыОкноСводы Владычной палатыМакет Владычной палатыМакет Владычной палатыОдин из залов Владычной палаты

В наши дни Владычная палата представляет собой необычное сочетание древних и современных архитектурных форм. С одной стороны, элементы XV века, а с другой — современные материалы и лаконичные линии. Можно поспорить о приемлемости такого подхода к реставрации исторического объекта, но, на мой взгляд, получилось весьма интересно.

Фрагмент старого полаФрагмент старой кирпичной кладкиЛестницаФрескаГалерея при входе в Главный зал Владычной палатыГалерея при входе в Главный зал Владычной палатыГлавный зал Владычной палатыСводы Главного залаФреска в стенной нише

Из Главного зала Владычной палаты можно попасть и в другие помещения этого уникального здания. Здесь сохранились фрагменты старинных фресок.

Одно из помещений Владычной палатыЗал с фрескамиОтоплениеФрагменты фресокОдно из помещений Владычной палатыКоридорВнутристенная лестницаЭкспозиция музеяЕвангелиеГалерея перед Главным заломЭкспозиция музеяЭкспозиция музеяЛихудов корпус, XVII — начало XVIII вековВладычный дворКрепостные стены

Каменная летопись

Основатель собора – князь Ярослав Мудрый, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. Не только знатные горожане, но и простые люди знали грамоту, читали и писали. Князь говорил: «Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».

В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.

Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания, переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки, свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний «посажения» князей на киевский престол.

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

История

План без приделов

Место, на котором стоит Успенский собор, по преданию издавна было ритуальным. Строительство собора началось в 1671 году под руководством гетмана Демьяна Многогрешного, уроженца соседнего Коропа, избранного в Новгороде-Северском в 1668 году на елекцийной раде «Северским гетманом».

По плану Успенский собор возводился в стиле украинского барокко раннего периода на подобии, например, Екатерининской церкви в Чернигове, только формы в нем масштабнее, центральный круглый барабан удивительно прочный, а пирамидальность очерчена выразительнее. Единство материала и конструкции с такой же последовательностью выступает и в интерьере: даже неровности рядов кирпичной кладки напоминают деревянные бревенчатые стены. Возможно этот храм в одной из тогдашних казацких столиц должен был символизировать восхождение новой административной звезды. Но в следующем году Многогрешного обвинили в государственной измене, выслали в Сибирь и заключили в Иркутский острог. Но все же строительство храма было продолжено, хотя и с меньшим энтузиазмом. В связи со строительством Санкт-Петербурга царь Петр I издал указ, которым запрещал каменное строительство по всей стране.

Общий вид

Работы возобновились только в 1721 году, после снятия этого запрета. Храм был освящен после 1721 года во время правления гетмана Даниила Апостола. Строительством руководил архитектор из Киева, имя его неизвестно. Долгое время службы в недостроенном соборе отразилось на состоянии здания. Успенский собор начал понемногу разрушаться, монументальное здание дало трещины в арках, стены также покрылись трещинами. Поэтому в 1767 году пришлось дополнить внутреннее пространство вспомогательными столбами, также надежно подперли высокие арки главного нефа, укрепили восточную стену.

Худшее с храмом произошло в 1820 году, когда вместо замечательных грушевидных барочных куполов появились лукообразные, значительно испортившие живописный силуэт памятника украинского зодчества. Тогда же были пристроены колокольня и крытый переход-притвор к ней. Несмотря на многочисленные перестройки, здание храма сохранила свою основу. которая принадлежит к образцам национального зодчества XVII в., где органично сплелись архитектурно-пластические приемы стилистических систем ренессанса и украинского барокко.

Собор все времена, в том числе и в советский период, был действующим храмом православной церкви.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.

Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.

1. Описание

В плане крестовый, пятиглавый, с четырьмя низкими помещениями между ветвями креста по осям 27х23.5 м. Высота интерьера к зениту среднего купола составляет 28 м. Фасады храма оформлены на гранях пилястрами, окна — наличниками с треугольными сандриками и полуколонками. Средний купол расположен на круглом барабане, боковые — на восьмиграннике. Внутренний подкупольное пространство пяти куполов воспринимается как единственный благодаря высоким подпружные аркам среднего купола. Угловые маленькие помещения между рукавами креста перекрыты сомкнутыми купольными сводами на низких восьмеричках, переход к которым осуществляется с помощью плоских парусов. Интерьер поражает светлостью и торжественностью; в нем нет ничего мелкого, ничтожного, ничто не мешает общему обзору. Собор принадлежит к одному из самых ярких произведений архитектуры украинского барокко XVII-XVIII вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector