Чему учит «сказка о рыбаке и рыбке» а.с. пушкина
Содержание:
- Композиция и язык
- Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» с цитатами
- Текст сочинения:
- Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях
- Главная мысль
- Альтернативный анализ произведения
- Золотая Рыбка в мультфильмах
- СПАДИЛО.РУ
- Анализ 2
- Старуха
- Мораль сказки
- Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
- Смысл сказки о рыбаке и рыбке
- Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
- Сочинение на тему Золотая рыбка Пушкина
Композиция и язык
У произведения Александра Сергеевича сложный и загадочный текст. Изначально свои сказки писатель предназначал взрослым. У шедевра о волшебнице-рыбке мифологические истоки, близкие к фольклору. Критики считают, что Пушкин тайно намекал в этой книге об угнетении простого народа. Писатель видел, как на Россию надвигается безжалостный капитализм.
Произведение можно отнести к жанру истории-притчи в стихах. Через неё проходит мощный поток лиризма и насыщает сюжет болью, скорбью, иронией, гневом. Лирическое повествование ведётся от лица автора. Поэт использует разговорную сказовую речь.
Из изобразительно-выразительных средств Пушкин использует градацию, повторяющиеся конструкции, олицетворения. Сюжет начинается подобно фольклорному произведению. Отдельным действующим лицом выступает море. Оно откликается на все сказочные события и меняет цвет. Море с его повелительницей вершат суд над человеческой гордыней.
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» с цитатами
«У самого синего моря» в ветхой землянке жил старик со своей старухой. Вместе они прожили долгую жизнь – ровно «тридцать лет и три года». Старик промышлял рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу – тем и жили.
Однажды старик отправился к морю ловить рыбу. Дважды он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину да траву морскую. На третий раз в неводе оказалась рыбка, но не простая, а золотая.
Рыбка принялась умолять старика отпустить ее обратно в море. Взамен же она обещала выполнить любое его желание. Старик не на шутку испугался – он рыбачил много лет, но никогда «не слыхивал, чтоб рыба говорила». Сжалившись над рыбкой, он отпустил ее в синее море без откупа.
Старик рассказал о великом чуде своей старухе, и та принялась его что есть силы бранить – их старое корыто раскололось, а он даже не подумал попросить у рыбки новое.
Отправился старик на берег и увидел, как «море слегка разыгралось». Он принялся «кликать золотую рыбку», и та явилась на его зов. Старик попросил у нее новое корыто для старухи, и она согласилась выполнить его просьбу. Но, получив корыто, жадная старуха еще сильнее принялась ругать своего мужа-простофилю, который не догадался попросить у волшебной рыбки новую избу.
Делать нечего, вновь побрел старик к синему морю, которое еще более помутилось. Он позвал золотую рыбку, поклонился ей в пояс, и передал просьбу жены. Та согласилась выполнить и это желание.
Вернулся старик, и вместо старой землянки увидел прекрасную новую избу. Но и этого было мало сварливой старухе. Едва увидев мужа, она тут же погнала его назад, к морю: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!».
Отправился старик опять звать рыбку. Та спокойно выслушала новую просьбу старухи, и пообещала выполнить ее. Старик был немало удивлен, когда увидел вместо избы прекрасные хоромы, в которых восседала его жена «в дорогой собольей душегрейке» и командовала многочисленными слугами. Увидев мужа, старуха прикрикнула на него и «на конюшне служить его послала».
Но и этого оказалось мало жадной и завистливой женщине. Спустя время она вновь послала старика к синему морю передать рыбке новое свое желание: «Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей».
Старик испугался, просил супругу одуматься, но та и слышать ничего не хотела. Пошел он к потемневшему морю на поклон рыбке. Она пожалела старика, и пообещала сделать старуху царицей.
Вернувшись обратно, старик с удивлением увидел вместо боярского терема царские хоромы. Старуха в роскошных одеждах восседала на троне, возле нее стояли грозные стражники, а прислуживали ей «бояре да дворяне». На старика она даже «не взглянула, лишь с очей прогнать его велела».
Прошло время, «ещё пуще старуха вздурилась». Послал она слуг за мужем, и приказала немедленно передать рыбке, чтобы та сделала ее «владычицей морскою». Узнав, что старуха возжелала стать ее царицей, рыбка ничего не ответила, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».
Старик еще долго стоял на берегу, дожидаясь ответа. Когда же он вернулся обратно, то увидел свою старую землянку, а на пороге – старуху с разбитым корытом…
Заключение
Сказка учит добру и справедливости. За хорошие поступки человек всегда получает вознаграждение, в то время как жадность, коварство и зависть способны разрушить его жизнь.
Это интересно: Сказку «Цветик-семицветик» Катаев написал в 1940 году. Краткое содержание сказки «Цветик-семицветик» для читательского дневника поможет задуматься над идеей рассказа о волшебном цветке и вспомнить подробности истории.
Текст сочинения:
В начале повествования автор описывает старика со старухой как среднестатистических крестьян-пенсионеров, доживающих свой век за порогом бедности. Единственным источником дохода семейной пары, указанным автором, является рыбалка. Именно на ней старик и ловит золотую рыбку, которая могла бы решить многие их проблемы. Но по доброте душевной и из-за недостатка практичности, старик отказывается от помощи.
Старуха же, узнав о такой возможности улучшения их социального положения, накинулась на старика с обвинениями. Для начала она говорит мужу, чтобы тот выпросил у рыбки новое корыто вместо старого, которое совсем рассохлось. Когда корыто оказалось у неё в руках, старуха осознала, что её желания действительно исполняются, решила улучшить свою жизнь радикально. Отругав старика за его глупость, отправила она его просить новую избу.
Получив новое жильё, старуха решила изменить свой социальный статус: перейти из разряда чёрных крестьян в столбовые дворяне. Как известно, женщине приобрести столь высокий статус в то время можно было несколькими способами: либо родиться в зажиточной семье, либо выйти замуж за зажиточного человека. Ранее ей не удалось этого сделать, поэтому сейчас она с большим удовольствием воспользовалась этой возможностью.
Как известно, любая социальная роль предъявляет особые требования к её исполнителю. Старуха, ввиду своей необразованности, видимо, знала только одну модель поведения дворян – это бранить окружающих и накапливать богатства. Именно её она и переняла: через некоторое время она снова отругала старика и отправила его к рыбке с просьбой сделать её «вольною царицей».
Но, как известно, чем выше должность – тем больше ответственность. Видимо, старуха считала, что все царицы только и могут, что унижать своих подданных и хотеть ещё больше власти. Но нет, любой правитель должен обладать большим умом и тактикой, чтобы не потерять свой титул. Как видно, старуха не обладала данными качествами: приказала старику, чтобы тот сделал её «владычицей морскою». Не подумала старуха, что не станет рыбка исполнять это желание, не захочет идти к ней в рабство, и «осталась у разбитого корыта». Таким образом, чрезмерное желание власти и отсутствие чувства меры снова сделали старуху крестьянкой.
Возможно, этой ситуации можно было избежать, если бы старуха не стала конфликтовать со своим стариком. Возможность повысить свой социальный статус будто запеленила ей глаза и сделала одержимой. От желания к желанию она всё хуже и хуже относилась к мужу: если в самом начале она просто накричала на него, то после того, как стала царицею, выгнала старика своего со двора и несколько недель не интересовалась им, пока не вздумала стать «владычицей морскою».
В защиту старика стоит отметить, что он не проявлял он лишь по доброте душевной. Будучи типичным «подкаблучником», он потакает всем желаниям жены. Быть может, именно это раздражает её в муже? Но, когда старуха захотела стать царицей, старик попытался возразить ей, мол, «Ни ступить, ни молвить не умеешь. Насмешишь ты целое царство», чем вызвал ещё более страшный гнев старухи.
Непрямой социальный конфликт существовал также между старухой и золотой рыбкой. Каждый раз, когда старик приходил с новым желанием старухи, рыбка гневалась всё больше и больше, что выражалось через состояние моря.
Таким образом, не стоит пытаться улучшить своё социальное положение через сомнительные источники. Всегда лучше полагаться на себя и свой ум.
Сочинение предоставлено usan-2016.
Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях
Камбала — у братьев Гримм с сказке «О рыбаке и его жене» главная волшебная рыба — камбала. Говорящая. И исполняет желания рыбака по похожей просьбе:
Рыба, рыбка, рыбинка, Ты морская камбала! С просьбою к тебе жена Против воли шлёт меня!
Золотая рыба в индийской сказке «Золотая рыба»
Рыба в латышской сказке «Как сын рыбака счастье нашёл»
Рыба в самоцветах в румынской сказке «Царь-рыба»
Рыба с тремя золотыми перьями в китайской сказке «Золотая рыба»
Разноцветные рыбки в восточной сказке «Сказка о разноцветных рыбах»
Говорящая рыба в армянской сказке «Говорящая рыба»
Золотая рыба в узбекской сказке «Золотая рыба»
Золотая рыба в киргизской сказке «Золотая рыба»
Говорящий сом в африканской сказке «Говорящая рыба»
Неведомая радужная рыба с четырьмя глазами в африканской сказке (народ манджак) «Рыбак Сант-Яго и восьмиглавый змей»
Главная мысль
Маленьким читателям важно разобраться, в чём основная суть сказания Александра Сергеевича, чтобы написать рецензию. Из прочитанного дети могут сделать следующие выводы:
Не нужно быть жадными.
Важно беречь то, что имеется.
Необходимо быть благодарным судьбе.
Успехов следует добиваться самостоятельно.
Взрослые по-своему понимают идею произведения. Человек должен жить чувствами, эмоциями, желаниями, но и проявлять разум. Беспрекословное покорство эгоизму разрушительно действует на личность
Важно проявлять силу духа, жить духовными ценностями, не идти на поводу у других. Материальные блага не приносят истинного счастья
Альтернативный анализ произведения
Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.
Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:
- Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
- Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
- Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
- Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.
Мужская интерпретация:
- Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
- Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
- В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
- Вывод — не следует требовать слишком много.
Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.
Золотая Рыбка в мультфильмах
Образ волшебного персонажа не единожды использовался в мультипликации. Самая ранняя картина была снята Александром Птушко в 1937 году. В 2010 году реставраторы Госфильмофонда восстановили мультфильм с цветной картинкой, до этого была доступна только черно-белая версия.
В 1950 году «Союзмультфильм» экранизирует пушкинскую сказку под режиссурой Михаила Цехановского. Мультфильм через год получил премию на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 2001 году видео отреставрировали, а также переозвучили. Но критики восприняли такие изменения негативно.
В 1965 году выходит мультфильм «Вовка в Тридевятом королевстве», где одним из главных персонажей выступает волшебная рыбка. Позже, образ популяризируют и в других картинах, например, в мультипликационном сериале «Кот Леопольд».
СПАДИЛО.РУ
Волшебный улов
На берегу моря, в убогой землянке доживали свою долгую жизнь старик и старуха. Питались они в основном тем, что старик приносил с рыбалки. Так было и в этот раз. Закинул старик свои сети в море, вытащил их, а там – чудо! Рыбка золотая бьется и умоляет человеческим голосом отпустить ее в море за любое желание.
Гнев старухи
Никогда еще старику не доводилось встречаться с подобными вещами. Растерялся он, испугался да и отпустил рыбку просто так. Выслушав старика, бабка страшно рассердилась. Она тут же велела ему вернуться и попросить у рыбки новое корыто, потому что старое стало совсем дырявым.
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Художник Никифор Ращектаев
Новое корыто
Подошел дед к тихому, гладкому морю и стал вызывать рыбку. Когда она появилась, он передал ей просьбу жены. Рыбка пообещала выполнить желание старухи и велела ему возвращаться домой. Возле своей избушки старик увидел сердитую бабку и новое корыто, которое ее явно не радовало.
Терем
На этот раз старуха повелела просить у рыбки новый терем. Дед был настолько запуган женой, что тут же помчался на берег. Вызвал он рыбку и озвучил требование старухи. В этот раз море слегка волновалось, и уже не было таким спокойным. Но и теперь рыбка не отказала ему, а велела возвращаться домой. Подходя к дому, старик увидел, что от избушки не осталось и следа, а вместо нее возвышался новый резной терем.
Столбовая дворянка
Но, видно, мало было этого злой старухе. Приказным тоном она послала старика к золотой рыбке требовать у нее для себя титул столбовой дворянки. Когда старик приблизился к морю, он поразился тому, насколько оно потемнело. На его зов приплыла рыбка. Он, как и в прошлый раз, озвучил ей требование бабки. Рыбка согласилась исполнить и это желание.
Вольная царица
Недолго пробыла старуха столбовой дворянкой. Теперь ей не давала покоя мысль, что можно стать вольною царицей. Снова старик вызвал рыбку, и снова она выполнила очередной каприз старой бабки.
Вернувшись домой, старик застал такую картину: в царских роскошных палатах восседает бабка-царица, вокруг нее снуют слуги, выполняя ее малейшие прихоти. Бросив в сторону мужа взгляд, полный презрения, «царица» приказала прогнать его вон.
Владычица морская
Однажды к старику прискакали гонцы от царицы. Она велела им доставить его во дворец. На этот раз старуха изъявила желание стать не кем-нибудь, а самой владычицей морскою, чтобы золотая рыбка ей служила и выполняла все ее желания.
Страшная буря разыгралась на море. Кое-как докричался старик до рыбки. Выслушала она его, но ничего в этот раз не сказала, лишь, блеснув золотой чешуей, нырнула обратно в темное море.
Старое корыто
Побрел старик домой, боясь наказания царицы. Смотрит, а перед ним уже не палаты, а старая избушка, а вместо царицы сидит его прежняя бабка и смотрит на разбитое корыто.
Анализ 2
«Сказка о рыбаке и рыбке» — одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Его можно читать не только детям, но и людям старшего возраста, так как в нем поднято очень много серьёзных проблем. Впечатляет также сам слог Пушкина, его стихотворная ирония, с которой он подходит к описанию извечных русских проблем.
Интересно обратить внимание на композицию сказки. Её можно назвать кольцевой
Главная героиня, старуха, решила воспользоваться щедростью рыбки и попросила новое корыто. С этого то и началось ненасытное пользование добротой рыбки. Старуха хотела большего, при этом просила не сама, а использовала своего мужа. Ей показалось мало даже положения царицы, которой все прислуживали. В итоге, она оказалась ни с чем. В финале мы снова видим бедную, обиженную жизнью женщину. Причём, осталась она всё с тем же корытом, как символом её бедности и душевной пустоты
Таким образом, сама композиция текста «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» подводит нас к очень важному выводу: жадность – большой порок общества. Он может сгубить любого человека: как молодого, так и пожилого
Ненасытная старуха тому пример: она хотела большего, её не устраивало то, что она имела. В итоге, она получила вполне заслуженное наказание за свою жадность.
В данной сказке А. С. Пушкин также поднимает проблему семьи, взаимоотношений мужа и жены. Часто в русской культуре жена не уважает мужа, ставит себя на его место, руководя всем в доме. Именно так и поступает старуха. Она ругает старика, в буквальном смысле слова заставляет ходить к рыбке и передавать ей просьбы. Старуха даже позволяет себе бить мужа, что вдвойне безнравственно. Печально, что старика, по всей видимости, устраивает такое поведение жены. Он терпит это обращение, как мы читаем, по меньшей мере, тридцать три года и не ставит жену на место. Пушкин осмеивает такие уклады жизни в сказке, с остротой изобличая столь неблагородное поведение.
Мне очень понравилась эта сказка. Как видно, она не просто развлекает, но и поднимает глубокие жизненные проблемы: жадность, алчность, отношение жены к мужу. И мы в очередной раз убеждаемся в безграничном мастерстве А. С. Пушкина, сумевшего в оригинальной сказочной форме преподать важные уроки своим читателям.
Старуха
Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.
Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.
У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.
Мораль сказки
Анализируя прочитанное, осмысливая происходящие события, представители младшего поколения делают выводы о том, что жадность – плохое качество. Ненасытность желаний приводит к потере всего, что даровано судьбой, поэтому следует ценить подарки судьбы. При этом лучше добиваться желаемого своим упорством, а не ждать подачек.
Что касается восприятия морали взрослыми, то она достаточно глубже. Истинный смысл заключается в противопоставлении бескорыстия и алчности. Автор подводит читателя к мысли о том, что сам он с одинаковой иронией и осуждением относится к покорности старика и желанию властвовать над миром старухи.
Красной нитью через сказочный сюжет проходят следующие мысли:
- необходимо управлять своими желаниями и эмоциями;
- эгоистическое и потребительское отношение к жизни действуют на человека разрушающе;
- стремление к неограниченной власти ожесточает и приводит к краху не только материальному, но, что особенно страшно, – и духовному.
Сказочное поэтическое повествование подводит к философскому осмыслению действительности – обрести счастье посредством овладения материальными излишествами невозможно без гармоничного сочетания лучших человеческих качеств, лада в душе и доброго отношения к окружающему миру.
`
Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Урок литературного чтения. 2-й класс
Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина.
Цели:
отрабатыватьнавыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:предметные умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге;метапредметныерегулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,познавательные — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,коммуникативные — ответы на вопросы на основехудожественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;личностные формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.
Оборудование:
ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска, нетбуки учащихся.
Используемые ЭОР:
интерактивный тест, презентация.
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Слайд 1.
Речевая разминка. Стихотворение. Кто хочет разговаривать, / тот должен выговаривать всё правильно /и внятно, / чтоб было / всем понятно.// — Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; — О чем стихотворение? — Какие слова надо выделять? — Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы. — Чтение в темпе скороговорки.
2.Актуализация опорных знаний. Слайд 2.
• Есть зачин, концовка • Волшебство • Повторение сюжета • Магическое число • Добро побеждает зло — Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка). — В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания) — Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте. — Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
Смысл сказки о рыбаке и рыбке
«Сказка о рыбаке и рыбке» родом из детства. Ведь многим знакома эта история еще с младенческих лет. Сказка учит добру, показывает, к чему может привести неуемная жадность.
Любимая сказка
По мотивам этой истории созданы мультипликационные фильмы, сделаны театральные и радиопостановки. Знаменитое стихотворное произведение А. С. Пушкина до сих пор вызывает восхищение.
Эта сказка любима многими. Ведь недаром ребятишки, только ознакомившись с ней, пытаются нарисовать старика, старуху, золотую рыбку, воссоздать на бумаге сцены из этой волшебной истории.
Как развивались события
Первые строки сказки Пушкина знакомят нас со стариком и старухой. Это старые люди, живущие в ветхой лачуге, у которых даже нет хорошего корыта, чтобы мыться и стирать. А имеется только старый потрескавшийся предмет гигиены.
После такого описания становится искренне жаль эту пожилую пару. Ведь им приходилось в буквальном смысле слова выживать. Но они находили выход из положения. Старуха пряла пряжу, из которой затем, наверное, вязала тёплые вещи, чтобы не замерзнуть в холода.
А старик ловил рыбу, чтобы хоть как-то прокормить свою немногочисленную семью. Денег у пожилых людей не было, так как-то в те времена беднякам пенсия не полагалась.
Смысл сказки на этом этапе сводится к печальной картине жизни бедных людей в царской России того времени. Не секрет, что А. С. Пушкин в своих произведениях не раз протестовал против такого уклада жизни, когда люди из низших сословий практически нищенствовали.
Как мы видим из сказки, у этой пожилой семейной пары не было детей, поэтому некому было им помочь. В силу возраста старик со старухой не могли заниматься приусадебным хозяйством, которое было бы подспорьем в их нелегкой жизни.
Но затем счастье улыбнулось старику. В свои сети он поймал золотую рыбку. Но пожилой мужчина был добрым человеком. Несмотря на то, что они со старухой жили впроголодь, он пожалел золотую рыбку и отпустил её.
Но жительница морских глубин решил отблагодарить своего спасителя. Так раскрывается следующий смысл «Сказки о рыбаке и рыбке». Она учит и тому, что на добро нужно отвечать добром.
Характер старухи
Старик был бескорыстным человеком. Он отпустил рыбку в морские просторы, ничего не попросив взамен.
Когда старик рассказывал эту историю жене, та была полна негодования. Она отругала мужа, сказав, чтобы он попросил у рыбки хотя бы новое корыто.
На этом этапе сказки отношение читателя к старухе начинает меняться. Ведь она показывает свой властный характер, приказывает супругу, даёт ему неприятные прозвища.
В дальнейших эпизодах всё больше проявляется и ее алчная сущность. Ведь то старуха хочет новый дом, то желает быть дворянкой, а затем и царицей. При этом её отношение к людям ниже по статусу тоже не вызывает уважения.
Ожидаемый финал
А старик безропотно подчиняется своей избраннице. Он слушается её и всякий раз ходит к рыбке, чтобы исполнять прихоти жены. Хотя видно, как ему неудобно перед этой обитательницей морских глубин.
Рыбка тоже была очень терпеливой и выполняла желания своего спасителя, которые диктовала ему жена. Но всему есть предел.
Здесь стоит отметить, что, скорее всего, Александр Сергеевич Пушкин ассоциировал с местом жительства рыбки. Поэт интересовался древнерусским язычеством, а в верованиях людей того времени море-океан ассоциируется с океаном мироздания.
Поэтому смысл сказки словами старухи перерастает в её желание стать выше бога, сотворившего Мироздание.
Конечно, такого даже терпеливая рыбка не смогла вынести. Старуха наказана по заслугам. Когда старик под конец истории пришел к жене, она вновь сидела около старой избушки, рядом было разбитое корыто.
Поэтому не стоит алчно желать богатства, необходимо ценить то, что есть. Ещё смысл сказки в том, что нужно быть благодарным человеком, а если добился высот, то не задирать нос, не становиться высокомерным.
Многим читателям не нравится, как старуха обращается со своим мужем. Поэтому смысл сказки и в том, что нельзя унижать и обижать близких людей, а нужно ценить их. А старику необходимо было проявлять характер, обуздать растущие потребности жены. Надо вовремя остановиться, чтобы, как в сказке, не остаться у разбитого корыта.
Недаром эту сказку читают детям с ранних лет. Она написана легким языком, поэтому стихотворные строчки быстро остаются в памяти у ребятишек. Но ещё они начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Поэтому такое произведение рекомендовано для молодых родителей, которые будут читать сказку своим малышам, тем самым учить их быть добрыми, справедливыми, ценить то, что имеешь.
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
24 февраля филолог, профессор Александр Ужанков в Актовом зале Сретенской семинарии в рамках курса «Духовные основы русской литературы» прочитал лекцию по произведению Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
В начале лекции Александр Ужанков обратил внимание слушателей на название сказки — «О рыбаке и рыбке». Сразу возникли вопросы: «Почему Пушкин на первое место ставит именно рыбака?», «Куда “потерялась” старуха?»
Идею и сюжет этой сказки Пушкин позаимствовал из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыба-камбала выполняет желания обоих: и старика и старухи. Пушкин взял сюжет и сильно приблизил его к русской действительности:
«По сути дела Пушкин превратил эту померанскую сказку в русскую».
Сказка «О рыбаке и рыбке» была написана осенью 1833 года. Александр Ужанков отметил существенную деталь написания сказки — Пушкин писал ее, когда уже был женат:
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь».
Далее Александр Ужанков детально разобрал вступление:
«Пушкин начинает свою сказку с таких слов: “Жил старик со своею старухой у самого синего моря”. Главное слово — “своею”. То есть это муж и жена, они венчаны, а значит старуха “замужем” — муж впереди, а жена за ним. По сути дела, мы должны здесь увидеть аллюзию к “Домострою” — произведению об идеале семейной жизни, где четко прописано, что муж предстоит пред Богом за свою жену. И этот смысл заложен в произведении».
Профессор заметил, что Пушкин не просто так с точностью указывает, где жили герои произведения — «у самого синего моря». Сразу появился вопрос, почему он не сказал просто «у моря», а выбрал именно «у самого синего»:
«Море — отражение “синего” неба. А значит, когда на протяжении всего произведения цвет моря будет меняться, на самом деле будет меняться небо, то есть будет меняться отношение к происходящему с Неба».
Описывая желания старухи, Александр Ужанков определил в ней «разыгравшуюся» страсть стать выше Бога. Рыбка выполнят все желания старика и старухи, но чтобы их «урезонить» возвращает всё в исходное состояние:
«Пушкин в своем произведении говорит о семье как о малой Церкви — жена спасается мужем, а муж женой. В итоге, чтобы понять это, старик и старуха должны были прожить 33 года у моря в нищете, готовясь к главному испытанию своей жизни, и пройдя его, уже начать думать об общем спасении».
Так как эту сказку нужно понимать как притчу, а у каждой притчи несколько смыслов, то Александр Ужанков обозначил другое ее значение:
«Старик — это человеческая душа, которой ничего не нужно, кроме одного — покоя, для спасения, а старуха — это человеческая плоть, которой всегда что-то нужно. И чем больше душа позволяет плоти требовать, тем душе сложнее укротить плоть».
Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 9 марта в Актовом зале Сретенской семинарии. Она также будет посвящена творчеству Александра Пушкина, но уже по другому произведению — повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С. Пушкина и вершина его творчества.
Лекция (продолжительность: 1:40:13)
26 марта 2020 г.
Сочинение на тему Золотая рыбка Пушкина
«Золотая рыбка» — милая сказка. Мне так нравится рыбка! Она волшебная. Она маленькая, симпатичная. Её так красиво рисуют… Я представляю, что она вся сияет. И думаю, что голос у неё приятный. И ещё она такая добрая.
Она, конечно, жалеет дедушку. Он бедный рыбак, старик. И даже не думает от о себе, а только о своей жене, тоже старухе. Он ведь не пожелал себе молодую жену! А он хотел порадовать старуху новым корытом, деньгами. Просто бабка оказалась очень жадной. Или просто увлеклась? Она ведь не стала сразу просить (хотя бы со второго) стать королевой морской. Она сначала одно загадала, потом другое… Почему нет? Ведь ограничений не было. И сразу, наверное, была бы наглость, а так по чуть, по чуть… И разозлила, правда, рыбку. Но потому это всё, что вздумала занять её место. Это если бы у Президента просить одно, второе, а после вдруг пост Президента. Так бы он и уступил! И ещё это ведь готовиться надо. Как бы она всеми этими морскими тварями управляла бы, если она их не знает толком. И ещё, может быть, это надо было б в море жить – в воде. То есть рыбка отказала, чтобы спасти бабку от утопления. Но и наказала, конечно, раз у той всё пропало… Но это мне ещё напоминает шоу «Кто хочет стать?..», конечно, миллионером. Только тут несгораемая сумма – это разбитое корыто. Главное, что хуже бабке не стало – её не казнили, не отправили в джунгли. А так можно сказать, что всё это ей приснилось. Или даже деду приснилось.
Но я надеюсь, что если после этого сна он нашел в своих сетях рыбку золотую, даже если она не волшебная, не говорящая, то он бы её отпустил на свободу.