Смысл книги станислава лема «солярис»

Краткое содержание сюжета

Солярис описывает окончательную тщетность попыток связи с внеземной жизнью, населяющей далекую инопланетную планету Солярис. Планета почти полностью покрыта океаном геля, который, как выясняется, представляет собой единую, охватывающую планету сущность. Ученые-земледельцы предполагают, что это живое и разумное существо, и пытаются общаться с ним.

Крис Кельвин, психолог, прибывает на борт станции Солярис, научно-исследовательской станции, парящей у поверхности океана Солярис. Ученые изучали планету и ее океан в течение многих десятилетий, в основном тщетно. Научная дисциплина, известная как соляристика, с годами выродилась в простое наблюдение, регистрацию и категоризацию сложных явлений, происходящих на поверхности океана. Пока что ученые составили только детальную номенклатуру явлений и еще не понимают, что на самом деле означает такая деятельность. Незадолго до прибытия Кельвина команда подвергла океан более агрессивным и несанкционированным экспериментам с использованием высокоэнергетической рентгеновской бомбардировки. Их эксперименты дают неожиданные результаты и становятся психологически травматичными для них как индивидуально несовершенных людей.

Реакция океана на это вторжение обнажает более глубокие, скрытые аспекты личностей ученых-людей, не раскрывая при этом ничего о самой природе океана. Он делает это путем материализации физических симулякров , в том числе человеческих; Кельвин сталкивается с воспоминаниями о своем мертвом возлюбленном и чувством вины за ее самоубийство. «Гости» других исследователей только упоминаются. Все попытки людей разобраться в деятельности Соляриса оказались тщетными. Как писал Лем, «особенность этих явлений, кажется, предполагает, что мы наблюдаем некую рациональную активность, но смысл этой, казалось бы, рациональной активности Солнечного океана находится за пределами досягаемости человеческих существ». Он также написал, что сознательно решил превратить разумного пришельца в океан, чтобы избежать любой персонификации и ловушек антропоморфизма при изображении первого контакта.

Действующие лица[ | ]

  • Крис Кельвин (Kris Kelvin ), психолог
  • Снаут (Snaut , прозвище: Хорек, польск. Szczur), заместитель Гибаряна, кибернетик, маленький человек с обожженным лицом. Одет в рубашку или черный свитер (при второй встрече) и грязные белые полотняные штаны с карманами. Из банки ест мясные консервы, а из термоса пьет бульон. Его резиденцией на станции служит радиорубка.
  • Доктор Сарториус (Sartorius ), физик, высокий и худой (автор сравнивает его с Дон Кихотом), с узкой головой, короткостриженный, седовласый, предстает в кремовом трикотажном комбинезоне, носит черные очки. Материализованным фантомом Сарториуса, который он тщательно скрывает в своей лаборатории, является ребенок.
  • Хари , материализованный фантом из воспоминаний Кельвина, босая темноволосая девятнадцатилетняя девушка в белом платье с декольте и красными пуговицами, которые невозможно расстегнуть.

Критика и интерпретации

В интервью Лем сказал, что роман «всегда был сочной добычей для критиков», с интерпретациями, варьирующимися от фрейдизма , критики контактов и колониализма , до антикоммунизма , в котором говорится, что Океан представляет Советский Союз и народ. на космической станции представляют страны-спутники Центральной и Восточной Европы . Он также прокомментировал абсурдность аннотации к обложке книги для издания 1976 года, в которой говорилось, что роман «выражает гуманистические убеждения автора о высоких моральных качествах человека». Лем отметил, что критик, пропагандировавший фрейдистскую идею, на самом деле ошибся, основав свой психоанализ на диалоге из английского перевода, тогда как его диагноз не смог бы основываться на идиомах в исходном польском тексте.

Съёмочная группа[ | ]

  • Режиссёр: Андрей Тарковский
  • Сценаристы: Андрей Тарковский
  • Фридрих Горенштейн

Оператор: Вадим Юсов
Художник: Михаил Ромадин
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукооператор: Семён Литвинов
Второй режиссёр: Юрий Кушнерёв
Второй оператор: Евгений Шведов
Художник-гримёр: Вера Рудина
Художник по костюмам: Нелли Фомина
Монтажёр: Людмила Фейгинова
Комбинированные съёмки

  • оператор: Василий Севостьянов

художник: Александр Клименко
Ассистенты режиссёра:

Арнольд Идес, Лариса Тарковская, Мария Чугунова

Ассистенты оператора:

Юрий Невский, Владимир Шмыга

  • Редактор: Лазарь Лазарев
  • Директор картины: Гарри Гуткин, Вячеслав Тарасов

Символы

  • Главный герой, доктор Крис Кельвин , психолог, недавно прибывший с Земли на космическую станцию, изучающую планету Солярис. Ранее он был сожителем с Хэри («Рея» в переводе Килмартина-Кокса), который покончил жизнь самоубийством, когда он разорвал их отношения. Ее точный двойник — его посетитель на космической станции и становится важным персонажем.
  • Снаут («Снег» в переводе Килмартина – Кокса) — это первый человек, которого Кельвин встречает на борту станции, и его посетитель не показан.
  • Гибарян , который был преподавателем Кельвина в университете, покончил жизнь самоубийством всего за несколько часов до прибытия Кельвина на станцию. Посетителем Гибариана была «гигантская негритянка», дважды являвшаяся Кельвину; сначала в коридоре вскоре после его прибытия, а затем во время осмотра трупа Гибариана. Кажется, она не подозревает о других людях, которых встречает, или просто игнорирует их.
  • Последний обитатель, которого встречает Кельвин, — Сарториус , самый замкнутый член команды. Он появляется только изредка и с подозрением относится к остальным членам экипажа. Кельвин мельком видит соломенную шляпу, которая может быть посетителем Сарториуса.
  • Хэри («Рея» в переводе Килмартина-Кокса, анаграмма Хэри), которая покончила с собой смертельной инъекцией после ссоры с Кельвином, возвращается как его посетитель. Переполненный противоречивыми эмоциями после столкновения с ней, Кельвин заманивает первого посетителя Хэри в шаттл и запускает его в открытый космос, чтобы избавиться от нее. Ее судьба остальным ученым неизвестна. Снаут предлагает вызвать шаттл Хэри, чтобы узнать о ее состоянии, но Кельвин возражает. Вскоре появляется Хэри, но он не помнит инцидента с шаттлом. Более того, второй Хэри осознает свою преходящую природу, и его преследует то, что он является средством достижения цели Соляриса, воздействуя на Кельвина неизвестным образом. После прослушивания магнитофонной записи Гибариана и, таким образом, узнав о своей истинной природе, она пытается покончить жизнь самоубийством, выпив жидкий кислород . Это не удается, потому что ее тело состоит из нейтрино , стабилизируется каким-то неизвестным силовым полем и обладает невероятной силой и способностью быстро восстанавливаться после всех травм. Впоследствии она убеждает Снаута уничтожить ее с помощью устройства, разработанного Сарториусом, которое разрушает субатомную структуру посетителей.

Рецензия на фильм «Солярис» Андрея Тарковского

Фильм «Солярис» был снят в 1972 году по мотивам одноименного фантастического романа польского писателя Станислава Лема. Однако Тарковский творчески переосмыслил роман и значительно расширил его философское содержание. Станислава Лема волновали пути познания космического «неизвестного». Тарковского — нравственные проблемы личности. «Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких, как проникновение в космос, изучение объективного мира», — писал Тарковский. В основу своего фильма режиссер положил известную евангельскую притчу о блудном сыне.

Евангелие от Луки (15.11–24)

…XXI век. По орбите далекой планеты Солярис движется космическая станция, много лет назад запущенная с Земли. Ученые тщетно пытаются установить контакт с планетой, которая представляет собой странное явление — мыслящий Океан, способный влиять на сознание работающих на станции людей. В центре управления полетами решают отправить в космос психолога Криса Кельвина (литовский артист Донатас Банионис), чтобы тот, разобравшись в сложной ситуации, принял окончательное решение о судьбе и «соляристики» вообще. Прилетев на станцию, Крис неожиданно для себя встречает свою бывшую жену Хари (Наталья Бондарчук), которая умерла много лет назад, не сумев пережить измену мужа. Постепенно становится понятно, что Хари, как и «гости» других членов экипажа, — это некая матрица, нейтринная модель: она вычитана «мыслящим» Океаном из человеческого подсознания и является материализацией угрызений совести, порожденных совершенными грехами.

Разобравшись в сути дела, Крис пытается заманить двойника Хари в ракету и отправить ее в космос. Однако механическими действиями от угрызений совести избавиться невозможно, и псевдо-Хари является вновь. Оказавшись в аналогичной ситуации, другие герои фильма ведут себя по-разному. Руководитель экспедиции Гибарян (армянский артист Сос Саркисян) от стыда кончает жизнь самоубийством. Кибернетик Снаут (эстонский актер Юрий Ярвет) спивается. Исследователь Сарториус (Анатолий Солоницын), считающий, что долг перед наукой выше жалости и морали, начинает экспериментальную разработку «аннигиляции», то есть, по сути, механического убийства этих нейтринных моделей. В отличие от своих коллег Крис, по словам Хари, «ведет себя по-человечески в нечеловеческих условиях». Он избирает путь покаяния. Во искупление своего смертного греха он решает навсегда остаться на станции и полюбить двойника Хари как настоящую женщину.

В своем заключительном монологе Крис вопиет:

Глубокое покаяние Криса преобразует Хари, женщину-матрицу. «Я люблю, а, значит, я — человек», — говорит Хари, выражая одну из ключевых идей фильма. В минуту невесомости Крис и Хари, взявшись за руки, медленно парят в воздухе под звуки органной музыки. Это образ возвышающей и преображающей любви. Покаяние Криса считывается и мыслящим океаном Соляриса: неожиданно «гости» исчезают, исчезает и Хари. Вместо нее во сне Крису видится давно умершая мать, которая ухаживает за ним, как за маленьким ребенком, омывает и исцеляет его. Крис возвращается домой. В последних кадрах фильма он стоит на пороге отчего дома, на коленях у ног отца в позе блудного сына, точь-в-точь как на известной картине Рембрандта. Трудно понять, состоялось ли его возвращение в реальности или это плод фантазии Криса, материализованной Океаном Соляриса. Кадр отдаляется от нас, и отчий дом постепенно превращается в крошечный островок в необозримом Океане планеты Солярис.

Последние кадры — это символический образ возвращения домой, возвращения к покинутому Отцу, а, значит, — Богу. Возвращения через стыд, через покаяние, через спасительную горечь ностальгии о потерянном рае.

В ролях[ | ]

Актёр Роль
Донатас Банионис Крис Кельвин Крис Кельвин
Наталья Бондарчук Хари Хари
Юри Ярвет Снаут Снаут
Анатолий Солоницын Сарториус Сарториус
Николай Гринько Ник Кельвин отец Криса Ник Кельвин
Владислав Дворжецкий Анри Бертон Анри Бертон
Сос Саркисян Гибарян Гибарян
Ольга Барнет мать Криса в молодости
Александр Мишарин председатель комиссии
Юлиан Семёнов председатель научной конференции
Георгий Тейх Мессенджер профессор Мессенджер
Баграт Оганесян Тархье Тархье
Тамара Огородникова Анна тётка Криса Анна
Виталий Кердимун сын Бертона
Татьяна Малых племянница Криса
Виталий Стацинский в юности Криc в юности
Ольга Кизилова «гостья» Гибаряна
Симон Бернштейн «гость» Сарториуса
  1. озвучивает Владимир Заманский
  2. озвучивает Владимир Татосов
  3. не отмечен в титрах

В роли собаки отца Криса Кельвина — бульдог по кличке Метан

Экранизации и инсценировки[ | ]

  • «Солярис» (СССР, 1968) — телеспектакль, реж. Борис Ниренбург.
  • «Солярис» (СССР, 1972) — реж. Андрей Тарковский. Экранизация романа Тарковским Лему не понравилась:
  • Московский композитор Сергей Жуков написал двухактный балет «Солярис» по мотивам романа. Либретто А. Соколова и В. Фетисова. Поставлен в 1990 г. в Днепропетровском театре оперы и балета, балетмейстер — А. Соколов, дирижёр Н. Шпак, художник Г. Якубовская, режиссёр Ю. Чайка.
  • «Solaris. Дознание» (Россия, 2007) — спектакль московского театра «АпАРТе». Режиссёр — А. Любимов, художники — М. Кривцова и К. Автандилова. В ролях: А. Фигуровский, А. Зыкова, А. Любимов, Д. Дежин.
  • «Солярис» — радиоспектакль (Россия, 2007, продолжительность — 3 часа 45 минут). Автор сценария и режиссёр Дмитрий Креминский, композитор Тимур Кадочников. Роли исполняют: Сарториус — Александр Филиппенко, Снаут — Армен Джигарханян, Кельвин — Владислав Ветров, Гибарян — Александр Вилькин, Мессенджер — Алексей Жарков, Бертон — Андрей Тушканов, Хари — Татьяна Шпагина.
  • «Солярис» — балетный спектакль Юрия Смекалова, совместный проект театра «Приют комедианта» и M.A.D. Company (Премьера спектакля состоялась 3 марта 2021 года)

О чем книга

Сюжет произведения включает две основные линии: первая связана с историей исследования планеты, вторая – интеллектуальные и духовные перипетии главного героя – ученого Криса Кельвина. Таким образом, роман объединяет в себе черты разных литературных жанров: документалистики, притчи; научного, психологического, мистического, научно-фантастического романа, романа-исповеди и т. д.

События в романе разворачиваются в далеком будущем. К этому времени люди уже многое знают о планете Солярис − спутнике двойной звезды, обладающем сходными с земными характеристиками: атмосферой, массой. Единственный «обитатель» планеты – вязкий Океан, который оказывает необъяснимое гравитационное воздействие на траекторию небесного тела с помощью непонятных структур, построенных по математическим принципам. После многолетних исследований ученые приходят к выводу, что Океан управляет планетой с помощью «разума», и создают особую отрасль науки − соляристику.

С целью сбора данных на орбиту планеты выводятся исследовательская станция, оборудованная техникой и обширной библиотекой, а также искусственный спутник – сателлоид. Однако новая наука вскоре заходит в тупик в безуспешных попытках установить контакт с мыслящим Океаном. Именно в этот момент на станции появляется Крис Кельвин. Психическое состояние коллег ученого не оставляет сомнений: океан способен вызывать фантомов – материализовавшихся двойников близких людей, которые провоцируют возникновение страхов, депрессии, суицидальных мыслей, так как с ними всегда связаны травмирующие воспоминания, запрятанные в глубинах подсознания. При этом «гости» обладают памятью и человеческими эмоциями, структура их тел идентична человеческой.

В случае Кельвина таким моральным испытанием стало появление Хари – его бывшей жены, покончившей жизнь самоубийством по его вине. Никакие попытки избавиться от фантомов не приводят к успеху. В конце концов, один из коллег Кельвина Сарториус находит выход – уничтожение двойников в аннигиляционной камере. Предварительно Снаут снимает энцефалограмму мозга Кельвина с целью «радиоактивного контакта» с Океаном. Кельвин разрывается между необходимостью следовать голосу разума и иррациональным желанием сохранить «жену». Узнав правду, фантом Хари добровольно убивает себя. Кельвин в состоянии шока хочет нанести аннигиляционный удар по «виновнику» произошедшего – Океану, но внезапно фантомы исчезают. Душевно опустошенный, Кельвин остается на станции, надеясь установить контакт с инопланетным разумом.

Смысл произведения Солярис

Основной конфликт романа – не внешний: ученые и инопланетный разум, а внутренний – неготовность человека к встрече со своим Я. Исследователь и исследуемый объект поменялись местами: человеческая логика оказалась бессильна при столкновении не только с чем-то могущественным и непознанным, но даже собственными страхами.

Автор поднимает проблему морального выбора ученого, этичности методов познания мира и показывает, что технический прогресс обогнал прогресс личностный. Люди не смогли выдержать испытание встречей с «гостями», которые воплощали их самые потаенные страхи и комплексы, и Океан, поняв сущность человеческой психики, перестал мучить незадачливых ученых. Готово ли человечество к покорению космоса, если не может понять даже устройство собственного сознания?

Смысл финала

Кельвин остается на станции в надежде понять, что из себя представляет Солярис: но не прежними, «человеческими», методами, а с позиции нового опыта. Не покорить, а принять, не убегать, а внимательно анализировать. Океан не отпускает его, продолжает играть с его психикой, а значит, контакт установлен. Финал открыт, и результат непредсказуем, и надежда человечества в лице одного ученого не угасла.

Примечания[ | ]

  1. Blade Runner tops scientist poll (англ.). BBC News. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  2. Top 10 sci-fi films (англ.). The Guardian. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  3. Николай Боков. Симон Бернштейн, герой фильма Андрея Тарковского «Солярис»(неопр.) . memorusse.blogspot.com (ноябрь 2006). Дата обращения: 26 апреля 2021.
  4. Фильм Андрея Тарковского «Солярис». Материалы и документы
  5. Зоркая Н. М., Сандлер А. М. Мир и фильмы Андрея Тарковского, 1991.
  6. Духина В. «Солярис» в Японии // Советская культура. — 1971. — № 155. — С. 3.
  7. Киноместа в Подмосковье, где снимались восемь легендарных фильмов (неопр.) . riamo.ru (27 августа 2015). Дата обращения: 26 апреля 2020.
  8. Медиа-архив Андрей Тарковский. Солярис. Альтернативные фрагменты (неопр.) . Дата обращения: 3 июля 2012.
  9. Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы, 2012.
  10. Материалы и документы о съёмках фильма «Солярис» Андрея Тарковского (неопр.) . Журнал «Сеанс». Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  11. Хироси Такахаси. Вадим Юсов. О Тарковском (рус.).Архив . Журнал «Искусство кино» (ноябрь 2013). Дата обращения: 6 января 2014.
  12. MediaVision, 2021, с. 45.
  13. 12 Черненко, 1966, с. 18—19.
  14. Станислав Лем критикует «Солярис» Тарковского (рус.). diletant.media . Дата обращения: 15 августа 2021.
  15. Белов, Игорь. Такой разный «Солярис». Как поссорились Станислав Лем и Андрей Тарковский(неопр.) . Дата обращения: 23 июля 2021.
  16. 12Гаков Вл. Безмолвная звезда. О судьбе экранизаций произведений Станислава Лема // Если. — 2001. — № 9. — С. 95—104.
  17. Газета «Московские новости» от 18.06.1995.
  18. S. Beres. Rozmowy ze Stanislawem Lemem. — Krakow: WL, 1987. — С. 133—135.
  19. Впрочем, о голливудской версии 2002 года Лем отозвался куда более уничижительно, обозвал её режиссёра Содерберга «болваном» и в интервью 2004 года сказал: «…тогда я понял, что Тарковский сделал совсем неплохой „Солярис“».
  20. 123D. Steven. The Solaris Effect: Art & Artifice in Contemporary American Film (англ.). — University of Texas Press, 2006. — P. 10, 13—15. — ISBN 0-292-71345-2.
  21. Казин А. Л. Феномен Тарковского : Соловьёвские исследования // ИГЭУ : журнал. — 2012. — № 3 (35). — С. 8—16. — ISSN 2076-9210.
  22. Радионов Вадим. «Солярис» задумывался Тарковским как ответ Стэнли Кубрику (рус.).Эхо Москвы . Дата обращения: 25 июля 2021.

Музыка[ | ]

Музыку для фильма написал Эдуард Артемьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки. Картина была условно разделена на две части: конкретные природные шумы Земли и некий иной мир, космический, который решался уже синтетическим методом. В фильме звучит переложение фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха (Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ

, BWV 639), это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)». Тарковский не собирался включать в картину просто музыку, ему нужна была именно звуковая картина, как неотъемлемая часть атмосферы планеты Солярис. В работе над звуковой составляющей фильма используется фотоэлектронный оптический синтезатор «АНС».

Анализ[ | ]

Питер Брейгель Старший — «Охотники на снегу», эту картину лицезреет Хари, находясь на станции Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей (которые в фильме представлены полотнами Брейгеля, копией Венеры Милосской, иконой Троицы, музыкой Баха, текстами «Дон-Кихота») выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности. В философских дискуссиях герои Тарковского обращаются к именам Толстого, Достоевского, Мартина Лютера, к произведению Гёте «Фауст», мифу о Сизифе, спорят с идеями Фридриха Ницше, не называя его по имени (монолог Криса «Проявляя жалость, мы опустошаемся…»). Предлагаемые режиссёром ответы радикальны. В отличие от большинства фантастических фильмов, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство. На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоёма предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис. Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына.

Фрейдистское толкование предложил культуролог Славой Жижек в документальной ленте «Киногид извращенца» (2006):

Считается, что «Солярис» — это ответ на «Космическую одиссею 2001 года» Кубрика.

Адаптации

Аудио

  • 1963 — Театр Польского радио ; Режиссер: Юзеф Гротовски, Кельвин: Станислав Зачик
  • 1975 — Театр Польского радио; Режиссер: Юзеф Гротовски, Кельвин: Марек Вальчевски
  • 2007: BBC Radio 4 транслировало двухчасовую театрализованную версию романа.
  • 2007: в России выпущен аудиоспектакль на диске CD — MP3 (226 минут, 14 треков).

Аудиокниги

  • 2010: Польское радио , комментатор Петр Фрончевский
  • 2011: Audible.com выпустил первый прямой перевод с польского на английский в виде аудиокниги, озвученной Алессандро Джулиани . Оригинальный польский текст был переведен на английский Биллом Джонстоном с одобрения поместья Лема. Затем последовало издание электронной книги ( ISBN  978-1-937624-66-8 ) перевода Джонстона.
  • 2011: англоязычная версия переведена Биллом Джонстоном , рассказана Алессандро Джулиани.
  • 2011: Аудиотека, рассказала команда

Театр

  • Польская сценическая постановка 2009 г. « Солярис: Отчет» (польский: Solaris. Raport ), Т. Р. Варшава , Польша.
  • Британская сценическая постановка Дмитрия Девдариани « Солярис » ( Лондон , Англия , 2012).
  • По мотивам романа была написана пьеса Дэвида Гайтана в 2014 году, поставленная Мартином Акостой и премьера которой состоялась в Мехико, — La velocidad del zoom del horizonte .
  • В 2018 году в Театре Магдебурга , Германия, была поставлена ​​экранизация Тима Стаффеля в постановке Люси Берелович.
  • Solaris (2019 игры) , премьерав солодовни театре , производство адаптации по Дэвид Грейг , совместно с Royal лицейского театра , Эдинбург , который бежал в Эдинбурге в сентябре-октябре 2019 года и в Лондоне Lyric Hammersmith в октябре-ноябре 2019Его герой была женщина, и экипаж космического корабля был сбалансирован по половому признаку.

Опера

  • Немецкая опера « Солярис » Михаэля Обста ( Мюнхенская биеннале , Германия , 1996).
  • Итальянская опера « Солярис » Энрико Корреджиа ( Турин , Италия , 2011).
  • Австрийская опера « Солярис » Детлева Гланерта ( Bregenzer Festspiele , Австрия , 2012).
  • Японская опера « Солярис » Дая Фудзикуры и Сабуро Тешигавара (« Опера Лилля и путешествия по другим площадкам», 2015 г.).

Кино

Солярис снимался трижды:

  • Советский телевизионный спектакль « Солярис» (1968) ,поставленный Борисом Ниренбургом   , довольно точно следует сюжету и сохраняет акцент на планете, а не на человеческих отношениях.
  • Солярис (1972) , советский полнометражный фильм режиссера Андрея Тарковского . Фильм свободно следует сюжету романа, подчеркивая человеческие отношения вместо астробиологических теорийЛема- особенно жизнь Кельвина на Земле до его космического путешествия на планету. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля 1972 года .
  • «Солярис» (2002) , американский фильм режиссера Стивена Содерберга с Джорджем Клуни в главной роли,продюсер Джеймс Кэмерон . Этот фильм также подчеркивает человеческие отношения и снова исключает научные и философские темы Лема.

Сам Лем заметил, что ни одна из версий фильма не изображает большую часть необычайной физической и психологической «чуждости» океана Соляриса. Отвечая на кинематографические обзоры версии Содерберга, Лем, отметив, что не смотрел фильм, написал:

Культурные аллюзии и работы по мотивам Соляриса

  • Альбом музыканта Исао Томита 1977 года Kosmos , в частности трек The Sea Named «Solaris» , основан на музыке Баха из фильма Тарковского. Томита был вдохновлен фильмом и даже отправил свою запись Тарковскому.
  • Венгерская рок-группа Solaris назвала себя в честь романа.
  • 1990 Русский балет Solaris от Сергей Жуков   ( Днипро театр оперы и балета).
  • Русская драма 1990 года » Солярис». Дознание .
  • Песня «Solaris», написанная Кеном Эндрюсом из альбома Fantastic Planet 1996 года космической рок- группы Failure , резюмирует некоторые события из романа.
  • В конце фильма 1997 года « Веселые игры » Майкла Ханеке Питер обсуждает с Полом философское значение «Соляриса».
  • Песня «Солярис» из альбома музыканта Фотека » Солярис » 2000 года .
  • Македонский мультимедийный проект Solaris (Соларис) по Златко Slavenski (2007).
  • Альбом Даниэля Бьярнасона и Бена Фроста «Sólaris» 2011 года был вдохновлен фильмом Тарковского.
  • Песня 2017 года «Solaris» австралийской пост-рок- группы Fierce Mild.
  • Работа австралийского художника Оливера Халла « Поверхность », основанная на моделировании 2018 года.
  • В сюжете сериала 2021 года «Катла» использованы центральные элементы из «Соляриса», во многом вдохновленные романом.
  • EP «Solaris» 2021 года от Politaur.

Фильм одного дубля

Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год. Оператор Вадим Юсов (спиной) и Андрей Тарковский

Стремясь к максимальной достоверности в кадре, Андрей Тарковский ставил перед оператором Вадимом Юсовым и художником картины Михаилом Ромадиным трудновыполнимые задачи. Изначальная сложность состояла в том, что «Солярис» был фильмом одного дубля: из-за дефицитного количества плёнки Kodak к каждому эпизоду приходилось тщательно подготавливаться и снимать его нужно было с первой попытки. Однако съемочной группе удалось запечатлеть на пленке нужную «теплую» фактуру Земли, с которой как будто вступала в конфликт тусклая, более искусственная фактура «Соляриса».

Принципиальная установка режиссера – не отвлекать внимание зрителей специальными «фантастическими» атрибутами – подразумевала, что быт ученых на космической станции должен выглядеть привычным глазу, не экзотичным:

Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год. Вадим Юсов и Андрей Тарковский

Отдельного внимания заслуживает и библиотека «Соляриса» – очаг земной жизни в космическом пространстве, в котором разворачивались все ключевые сцены. Именно здесь сосредоточено все наследие материальной цивилизации — от Венеры Милосской до копий картин Питера Брейгеля-старшего. К слову, именно под влиянием живописи Тарковский выстраивал визуальную атмосферу фильма. Так, например, кадр, в котором Крис Кельвин прощается с Землей под дождем, — оммаж художнику раннего итальянского Возрождения Витторе Карпаччо, а заключительный эпизод встречи с отцом — прямая отсылка к полотну Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Те же требования «достоверности» Андрей Тарковский предъявлял и к внешнему облику персонажей. Вот как об этом вспоминает художница по костюмам Нелли Фомина:

Одним из самых непростых моментов для операторской группы стала съемка самоубийства главной героини.

Помимо тяжелого грима, на Наталье Бондарчук — костюм «замороженной» героини, и пока операторы присматриваются к локации, актриса неподвижно лежит на полу. При создании этой сцены обостряются и без того напряженные отношения между Юсовым и Андреем Тарковским, постоянно спорящими по поводу визуальной составляющей кадра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector