«важно знать людей, которым ты помогаешь…»
Содержание:
- Культурное восприятие
- Гипотезы
- Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)
- Картина Рембрандта
- История
- Конфиденциальность
- Кто такие самаряне?
- Склонность оказывать помощь не связана с религиозностью
- Самаритянская религия
- История
- Религиозные тексты
- Условия эксперимента
- Закон доброго самаритянина
- Выражение «добрый самаритянин»
- Что показал эксперимент?
- Кто такие самаритяне
- Процедура эксперимента
- Добрый самаритянин: толкование притчи
Культурное восприятие
Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:
- Рембрандт;
- Винсент Ван Гог;
- Эме Морот;
- Доменико Фетти;
- Иоганн Карл Лот;
- Джордж Фредерик Уоттс;
- Джакомо Конти;
- Ян Вейнантс.
Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:
- Английский композитор Бенджамин Бриттен написал одноименное произведение к столетию «Красного Креста»;
- В 2003 году австрийский монетный двор выпустил серию денежных знаков, на реверсе которых отражены сцены из Библии (в том числе и помощь ближнему);
- Оригинальная интерпретация содержится в шестом эпизоде четвертого сезона американского сериала «Агенты ЩИТ»;
- Серия комиксов «Хэллбой» также паразитирует на известных христианских мотивах.
Гипотезы
Джон Дарли и Дэниел Батсон выдвинули следующие гипотезы, которые необходимо было проверить:
- Люди, размышлявшие на религиозные и этические темы в то время, когда потребовалась их помощь, будут не более предрасположены к оказанию помощи, чем люди, думавшие о чем-либо другом.
- Если люди спешат, когда они столкнулись с ситуацией, в которой требуется их помощь, то они будут менее склонны предложить помощь, чем люди, которые никуда не спешат.
- Люди с религиозностью такого же типа, как религиозность самарянина (религиозные нормы являются самоценными, выполнение религиозных норм происходит как реакция на повседневную жизнь, духовный поиск), будут помогать чаще, чем люди с религиозностью такого типа, как у священника и левита (религиозные нормы выполняются ради вознаграждения).
Дарли и Батсон рассуждали таким образом: можно предположить, что священник и левит, будучи глубоко религиозными по своим убеждениям и участниками богослужений по роду своей деятельности, по дороге думали на религиозные темы и, возможно, торопились на службу и другие важные встречи, связанные с их общественной деятельностью.
Самаритянин же, будучи не столь религиозным и занятым, был в гораздо меньшей степени поглощен мыслями о предстоящих встречах, его ждали гораздо меньше людей, и он не так торопился, поэтому мог заметить нуждавшегося в помощи. Кроме того, авторы рассуждают о типах религиозности: искренней, идущей «от сердца», и «профессиональной», которая могла иметь место у служителей культа. Самаритянин действует спонтанно, а не из религиозных соображений, поступает согласно своему внутреннему душевному порыву.
Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)
Толкований этой притчи священнослужителями много. Хочется немного остановиться на статье митрополита Иллариона «Кто мой ближний?» (Православие и мир). Это настоящая проповедь о милосердном самарянине. Поражает простота и доступность объяснения притчи, её основная цель.
Митрополит Илларион считает, что не зря вопрос задаёт книжник, который хорошо знаком с Законом. Зная его содержание, ему самому не всё понятно в нём. Мало того, что знаешь Закон, нужно ещё его и соблюдать. Хорошо знать заповеди Бога, но нужно их и воплощать в жизнь. Поэтому книжник, не понимающий значение, спрашивает: «А кто ближний?»
Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи – милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны
Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют
Картина Рембрандта
Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:
- Передний план целиком занимает лошадь, которую прислуга удерживает за уздечку;
- Еще один слуга помогает умирающему взойти по лестнице в помещение;
- У входа стоит состоятельный мужчина, в котором можно узнать добродетеля. Он вручает владельцу дома динары как плату за заботу о пострадавшем;
- В левом краю картины можно увидеть молодого человека в шляпе с оперением;
- В его сторону и смотрит несчастный. Выражение лица его говорит о том, что он едва понимает, где оказался. Согласно популярному прочтению иудей полагает, что попал в лапы главаря растерзавших его разбойников;
- По словам критиков, образ еврея наиболее точным образом передает положение человека, обеспокоенного за свою жизнь. Ни до, ни после художникам не удавалось так живописать выражение беспомощности на лице;
- На правом конце полотна безучастная служанка берет воду из колодца.
Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.
История
Самарианство считает, что вершина горы Геризим является истинным местом Святилища Бога, в отличие от Камня Основания на Храмовой горе, как учит иудаизм. Таким образом, самаритяне ведут свою историю как отдельное от евреев образование до времен Моисея, когда, по их мнению, Иисус Навин заложил фундамент их храма. Самаритянская историография прослеживает сам раскол до того, как первосвященник Илий оставил скинию Моисея в пользу горы Геризим после смерти Иисуса Навина.
Абу л-Фатх , который в XIV веке написал крупный труд по истории самаритян, комментирует происхождение самаритян следующим образом:
Кроме того, в Самаритянских хрониках Адлера , или Новой Хронике, которые, как полагают, были составлены в 18 веке с использованием более ранних хроник в качестве источников, говорится:
Традиционное еврейское повествование о 2-х царях и Иосифе гласит, что народ Израиля был переселен царем ассирийцев ( Саргоном II ) в Хала , в Гозан на реке Хабур и в города мидийцев . Затем царь ассирийцев привел людей из Вавилона , Куты, Авы, Эмафа и Сефарваима, чтобы они поселились в Самарии. Поскольку Бог послал среди них львов, чтобы убить их, царь ассирийцев послал одного из израильских священников из семьи / касты из Вефиля, чтобы он научил новых поселенцев Божьим таинствам. В конечном итоге новые поселенцы поклонялись как Богу земли, так и своим богам из стран, из которых они прибыли.
Современные генетические исследования (2004 г.) предполагают, что родословная самаритян восходит к общему предку с евреями в еврейском первосвященстве ( Cohanim ), унаследованном от отца, временно приближающемся к периоду ассирийского завоевания царства Израиль, и, вероятно, являются потомками евреев. историческое израильское население, хотя и изолированное, учитывая затворническую историю народа. Это ставит под сомнение, если не полностью опровергает эту историческую теорию о происхождении самаритян из Ассирии.
Кроме того, в свитке Мертвого моря 4Q372, в котором рассказывается о надежде на то, что северные племена вернутся в землю Иосифа, отмечается, что нынешние жители севера — глупцы, враждебный народ, но прямо не упоминает их как иностранцев. Далее говорится, что эти люди, самаритяне, издевались над Иерусалимом и построили храм на высоком месте (гаризим), чтобы спровоцировать Израиль.
Конфликты между самаритянами и евреями были многочисленными в период между концом ассирийской диаспоры и восстанием Бар-Кохбы . Еврейская историография описывает многочисленные подстрекательства со стороны самаритянского населения против евреев и унижает их, и притча Иисуса о добром самаритянине также свидетельствует о конфликте. Разрушение самаритянского храма на горе Геризим приписывают первосвященнику Иоанну Гиркану .
После неудавшихся восстаний гора Геризим была повторно освящена новым храмом, который в конечном итоге был снова разрушен во время восстаний самаритян . Преследования самаритян были обычным явлением в последующие века.
Конфиденциальность
У самаритян есть строгий кодекс конфиденциальности звонящего даже после смерти звонящего. Если звонящий не дает согласия на передачу информации, конфиденциальность будет нарушена только в редких случаях, например, когда самаритяне получают предупреждения о взрыве или терроризме, чтобы вызвать скорую помощь, потому что звонящий не может принимать рациональные решения для себя, или когда вызывающий абонент угрожает добровольцам или намеренно препятствует доставке услуги другим абонентам.
В ноябре 2011 года Совет попечителей Великобритании согласовал ходатайство о нарушении конфиденциальности в Ирландской Республике, согласившись: «Оказывать конфиденциальную поддержку детям, но сообщать руководству службы здравоохранения о любых контактах (со стороны взрослых или детей), если это обнаруживается. ребенок находится в определенных ситуациях, например, в тех, которые могут причинить ему серьезный вред от себя или от других «. В 2011 году Facebook сотрудничал с самаритянами, чтобы предложить помощь людям, попавшим в беду. Это привело к вызову по «иному делу», который, по мнению некоторых, был посягательством на частную жизнь людей. Ирландский журналист написал о своем опыте получения такого сообщения.
Кто такие самаряне?
Кем же они являлись на самом деле и какова причина того, что Иисусом они были выбраны, как антипод священнику? Ответ на последний вопрос очень простой: в иудаизме священники являются образцом духовности, в то время как самаряне считаются полулюдьми.
Следует отметить, что в те времена евреи были уверены, что только они – настоящие люди. Все остальные народы, по их мнению, даже сравнения с иудеями не были достойны. Но также существовали самаритяне. Они являлись, с одной стороны, иудеями, а с другой стороны — нет. Именно поэтому к ним относились, как к полуязычникам, жившим на окраине израильских территорий.
Самаритяне были уверены, что они — потомки Иосифа. Что касается людей, живших в Иудее, они считались потомками египетского мужчины, прибившегося к евреям, бежавших с Египетских земель. Другими словами, каждый верил в свою «правду». Вероятнее всего, обживаться на этих территориях они начали в середине VIII века до нашей эры.
Невзирая на все рассказы из Библии, иудеи были не сильно закрытыми людьми. Среди них, особенно в приграничных районах, к которым относилась Самария, практиковались браки, заключавшиеся с представителями другой национальности.
В результате таких браков на окраинах начала своё формирование общность. Также не стоит забывать о том, что в период, когда иудеи попали в вавилонский плен, на пустующих землях стали появляться другие народы, часть из которых по возвращению иудеев приняла их веру.
Склонность оказывать помощь не связана с религиозностью
Ученые выяснили, что склонность оказывать помощь нуждающимся в ней никак не связана с религиозностью человека. А вот с занятостью и нехваткой времени — да. Так что в определенной ситуации и религиозный, и неверующий человек могут не заметить, что кто-то попал в беду, спеша по своим делам. Спешили ли на самом деле герои притчи о добром самаритянине? Этого мы никогда не узнаем точно, как и то, были ли черствыми священник и левит, испытали ли они внутренний конфликт.
От этого поступок самаритянина не становится менее значимым, но два других персонажа уже выглядят не столь отталкивающе, как могло бы показаться вначале. Хотя, если перечитать притчу, там явно сказано, что они заметили несчастного: «По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо». Так что о невнимательности из-за спешки здесь речь не идет.
Таким образом, при оценке поведения людей лучше избегать стереотипов, особенно при недостатке данных о ситуации. Опираясь только на факты и не поддаваясь эмоциям, можно легко избежать манипуляций сознанием с помощью специально созданных для этого историй. Когда-то это были притчи, а сейчас это может быть любой громкий случай, попавший в средства массовой информации. Также не стоит забывать о том, что вне наших этических и религиозных убеждений мы прежде всего биологические существа со своими физическими ограничениями.
Список использованной литературы:
- 1. John М. Darley, С. Daniel Batson. «From Jerusalem to Jericho»: A Study of Situational and Dispositional Variables in Helping Behavior. — Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 27. P. 100-108. Приводится по изданию: Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. С. 457-469.
- 2. Дэниел Бэтсон — биография и профессиональная деятельность Дэниела Батсона. — http://ru.knowledgr.com/02046338/
- 3. Дэниела Батсон http://batson.socialpsychology.org/ — персональная страница, перечень публикаций
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Самаритянская религия
Святая самаритянская Тора
Самаритяне признают авторитет пяти книг Моисея (Пятикнижия или Торы ) только из Священных Писаний Библии . Самаритянин Пятикнижие написано в его собственном сценарии самарянине , который основан на древнем иврите , которая развивалась от финикийского алфавита . С другой стороны, сегодняшняя еврейская письменность — это изначально арамейская письменность, которая была принята евреями только во время их вавилонского изгнания . Кроме того, они получили свою собственную традицию передачи и произношения своих священных писаний и древнееврейского языка , являющегося сокровищницей как для библеистов, так и для лингвистов.
Пророческие книги евреев не имели для самаритян никакого значения. Скорее, они придерживались мнения, что евреи, потомки южного царства Иудеи, дистанцировались от старого израильского представления о Боге, особенно во время вавилонского изгнания. Самаритяне обвиняли евреев в приписывании человеческих качеств Богу Израиля (как в пророческих книгах Ветхого Завета). Поступая так, они создали бы образ Бога и нарушили бы божественную заповедь не иметь образов.
Самаритяне сохранили древние обычаи, некоторые из которых восходят к временам до вавилонского изгнания. Например, они все еще знают о первосвященстве и жертвоприношении животных и празднуют свой Новый год весной, а не осенью, как это принято сегодня в иудаизме.
История
Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название группы и обозначение всей территории — Самария — происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией. Согласно иудейскому вероучению, самаритяне — потомки гутиев (у Иосифа Флавия — хуфейцы), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, и вскоре воспринявшие иудаизм от своих соседей иудеев.
Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой. Возможно, евангельский образ «доброго самаритянина» приобретал дополнительные краски на фоне этой многовековой вражды.
После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне под руководством Санаваллата построили храм на горе Гризим, два века спустя его разрушил хасмонейский царь Иоанн Гиркан I. Римская административная реформа провинции Иудея (56 г. до н. э.) предоставила самаритянам автономию. В результате гонений многие самаритяне, которые, в отличие от евреев, были обязаны выказывать лояльность языческой вере, отступили от своей веры. После разрушения Второго храма значительные общины самаритян стали появляться за пределами Самарии (в Бет-Шеане, Кесарии, Эммаусе, Яффе, Явне и др.), а в близких к Самарии районах самаритяне составляли заметную часть населения. В V—VI веках в результате волнений дважды провозглашалась независимость от Византии. Самаритяне смогли ненадолго возвести на престол собственных царей, но оба раза восстания были подавлены. В последующие века численность самаритян сокращалась (главным образом за счёт перехода в ислам), к 1917 году их оставалось 146 человек. В 1954 году все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме (совр. Наблус), были переселены в Холон. Когда в 1993 году было принято решение вывести израильские войска из Шхема, шхемские самаритяне потребовали, чтобы на район Кирьят-Луза распространился статус израильского поселения, но в этой просьбе израильское правительство им отказало. В то же время на самаритян распространяется «Закон о возвращении», поэтому все самаритяне имеют израильское гражданство и, при желании, могут переселиться в Израиль.
Самаритянка Софи Цдака является известной израильской актрисой (в основном — исполнительницей детских и «сказочных» ролей) и певицей, в прошлом — королева красоты Израиля.
До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и караимках, а затем — и на христианках.
В Палестинском законодательном совете первого созыва (1996—2006) за самаритянами был закреплён один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.
Религиозные тексты
« Шема Исраэль » написана каллиграфией на самаритянском иврите.
Самаритянский закон отличается от Галахи (раввинского еврейского закона) и других еврейских движений. У самаритян есть несколько групп религиозных текстов, которые соответствуют еврейской Галахе. Вот несколько примеров таких текстов:
Самаритянский первосвященник Яаков бен Аарон и свиток Авиши , 1905 г.
Самаритянское Пятикнижие : Есть около 6000 различий между Самаритянским Пятикнижием и текстом масоретского еврейского Пятикнижия; и, согласно одной оценке, 1900 пунктов совпадения между ним и греческой версией LXX . Некоторые отрывки в Новом Завете также, по-видимому, перекликаются с текстовой традицией Торы, не отличной от той, что сохранилась в самаритянском тексте. Есть несколько теорий относительно сходства. Вариации, некоторые из которых подтверждаются чтением в древне-латинских, сирийских и эфиопских переводах, свидетельствуют о древности самаритянского текста, хотя точная дата составления все еще в значительной степени неясна
Особое внимание уделяется так называемому « Свитку Авиши », рукописи традиции Пятикнижия, приписываемой Абишуа , внуку Аарона , традиционно составленной в бронзовом веке. Однако тестирование свитка показало, что он был создан не ранее 14 века н.э., фактически примерно на столетие моложе самого старого свитка Торы в мире.
Исторические сочинения
Самаритянские летописи, Толида (от сотворения мира до Авиши)
Самаритянские хроники , Хроники Иисуса Навина (Израиль во времена божественной милости) (4 век, на арабском и арамейском языках)
Самаритянская летопись, Адлер (Израиль со времен божественной немилости до изгнания)
Житийные тексты
Самаритянский галахический текст , Хиллух (Кодекс Галахи, брак, обрезание и т
Д.)
Самаритянский галахический текст , Китаб ат-Таббах (Галаха и интерпретация некоторых стихов и глав из Торы, написанные Абу аль-Хасаном 12 век н.э.)
Самаритянский галахический текст , Китаб ал-Кафи (Книга Галаха, написанная Йосефом Аль Аскаром, 14 век н.э.)
Аль-Асатир — легендарные арамейские тексты XI и XII веков, содержащие:
Агадический мидраш , Абу’л Хасан аль-Сури
Haggadic Мидраш , Memar Markah-третий или четвёртый век богословских трактатов приписываются Hakkam Марха
Хаггадический мидраш , Пинхас на Тахебе
Агадический мидраш , Молад Масех (о рождении Моисея)
Дефтер , молитвенник псалмов и гимнов.
Самаритянская Агада
Условия эксперимента
Эксперимент решили проводить на студентах-добровольцах из Принстонской богословской семинарии. Для «жертвы», нуждавшейся в помощи, важным фактором была вероятная оценка пострадавшего участниками как «сомнительного». То есть человек должен быть плохо одет, иметь болезненный и неопрятный вид, но не должно быть понятно, действительно ли он пострадал, болен, пьян или даже потенциально опасен. Встреча с «пострадавшим» не должна была восприниматься испытуемыми как нечто спланированное, находящееся под наблюдением. Поэтому решено было инсценировать эту встречу по дороге из одного заданного пункта в другой, между выполнением других заданий.
Для эксперимента было отобрано 67 студентов. Им не была раскрыта истинная цель эксперимента, вместо этого участникам было объявлено, что они участвуют в исследовании профессиональной карьеры студентов семинарии. Перед началом эксперимента студенты заполнили опросники на выявление их типа религиозности. Перед ними была поставлена задача: пройти несколько экспериментальных процедур в разных помещениях, находившихся в разных зданиях, путь между которыми занимал несколько минут пешком. У дороги из одного здания в другое экспериментаторы поместили актера, который изображал пострадавшего.
Зависимой переменной в данном эксперименте являлось то, окажут ли студенты помощь пострадавшему, и какую. Независимыми переменными были временные рамки — до какой степени студент спешил в другое здание, а также тема речи, которую он должен был там произнести. Одним студентам дали достаточно времени на дорогу, другие же были ограничены во времени. Темы также различались: одни должны были рассказать о своих представлениях, на какой должности они будут работать эффективнее всего, другие — рассказать притчу о добром самаритянине.
В результате эксперимента было отобрано 47 студентов: 7 из них оказались в дальнейшем недоступными для связи по телефону, а 4 догадались о цели эксперимента.
Для оценки религиозности использовались 5 личностных шкал, в основном заимствованных из работ Олпорта и Росса (Allport, Ross, 1967), которые провели разграничение между «подлинной» и «поверхностной» религиозностью.
Исследование проводилось в течение трех дней, с 14 по 16 декабря 1970 года, с 10 до 16 часов. Такие узкие временные рамки были созданы для того, чтобы исключить разницу в погодных условиях и освещении, что могло бы повлиять на ход эксперимента. Испытуемые были разделены по экспериментальным группам случайным образом.
Закон доброго самаритянина
Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.
Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла:
- Человек обязан помогать пострадавшему только в том случае, если их связывают семейный узы, он является лечащим врачом или виновником бедственного положения. Во всех остальных случаях закон оставляет право спасения на усмотрения каждого гражданина;
- Если прохожий решил добровольно подойти к пострадавшему, то он не имеет права покидать место происшествия до приезда «скорой». Единственное исключение: опасность для жизни самого помощника;
- Успешное спасение чужой жизни не подлежит оплате, даже если действия производил квалифицированный специалист;
- При прочих равных условиях «самаритянин» не несет ответственности за возможную потерю здоровья в результате медвежьей услуги;
- Мнение пострадавшего имеет значение. Если он явным образом выразил желание не принимать помощь, то нарушение его волеизъявления будет караться по всей строгости закона.
Выражение «добрый самаритянин»
Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.
Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.
Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:
- Греческий философ Ориген интерпретирует ее как спасение Адама Иисусом, что говорит о неизбежности Второго Пришествия. Прошедший мимо священник олицетворяет бессердечный закон, защищающий власть имущих;
- Августин предложит еще более символическое толкование: Иерихон олицетворяет вечную жизнь, прошедшие мимо – Ветхий Завет, хозяин дома (где приютили пострадавшего) – Апостола Павла. По мнению современных философов, такая трактовка признается «мешаниной», не имеющей к оригинальному посылу никакого отношения;
- Одна из ведущих фигур Реформации Жан Кальвин полагал, что история говорит о наличии врожденных обязательств между всеми людьми на земле.
Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.
Видео: откуда это пошло, притча
В этом ролике Анна Свиридова расскажет притчу о добром самаритянине, как важно помогать малознакомым людям:
Что показал эксперимент?
Из эксперимента следует совершенно однозначный вывод: занятые и не занятые религиозными мыслями люди одинаково склонны оказывать помощь попавшим в беду. А вот спешка довольно существенно влияет на стремление оказывать помощь пострадавшим.
Значимость норм оказания помощи, подкрепленная притчей о добром самаритянине, казалось бы, должна была сильнее повлиять на поведение испытуемых. Но статистически значимого влияния не было, к удивлению самих экспериментаторов. Значит ли это, что постоянная спешка, привычная для современного общества, привела к снижению этических норм? И люди, зная, что кому-то нужна помощь, сознательно игнорируют его?
Экспериментаторы считают, что нет, так как у спешащего человека происходит некоторое замедление интерпретаций увиденного либо эмпатических реакций на ситуацию. Это так называемое «сужение когнитивной карты», описанное еще У. Толменом. То есть, испытуемые видели жертву, но вовремя не осознали, что ей нужна помощь, и не восприняли увиденную ситуацию как случай, где нужно принимать этическое решение.
Другие же испытуемые успели это осознать и оказались перед сложным выбором: помочь внезапно встреченному человеку или выполнить свой долг перед экспериментатором, который уже ждал в другом здании. Это сложный внутренний конфликт, который, однако, нельзя назвать черствостью. Экспериментаторы отмечали, что некоторые испытуемые были взволнованы из-за того, что им пришлось принять такое решение.
Кто такие самаритяне
Чтобы лучше понять смысл рассматриваемой притчи, необходимо знать, кто такой самаритянин. Почему представитель именно данного народа стал главным героем слов Христа?
В речи иудеев слово «самаритянин» имело негативный смысл и практически приравнивалось к ругательству. Правоверные иудеи, боясь оскверниться, даже не разговаривали с самаритянами, поскольку они были наполовину язычниками.
После смерти царя Соломона в начале X века до Рождества Христова в еврейском народе произошло большое разделение. Лишь два колена остались верными Единому Богу, которому молились в Иерусалимском храме. Они образовали своё Иудейское царство.
Оставшиеся десять племен, признавая истинного Бога, поклонялись также и идолам, то есть впали в язычество. Это царство со столицей в городе Самарии стало называться Израильским.
Несмотря на все милости, которые Господь оказывал царям Израильского царства, они продолжали упорствовать в идолопоклонстве. Тогда Господь допустил ассирийскому царю завоевать некогда процветающую Самарию, а всех людей забрать в плен. На Израильские земли пришли переселенцы-язычники из разных стран. Однако из пустыни стали приходить львы и нападать на людей. Так Господь выразил свой гнев на происходящее здесь беззаконное поклонение языческим богам и истуканам. Тогда ассирийский царь приказал прислать одного из уведённых в рабство священников, чтобы тот научил живущие здесь племена поклоняться Истинному Богу. Так из язычников, смешанных впоследствии с вернувшимися на эти земли остатками евреев, образовался Самарийский народ.
Они верили в Единого Бога Израиля, признавали священным Пятикнижие Моисея и ожидали прихода Мессии. Но наряду с этим продолжали чтить и своих идолов. Из-за этого, признавая их нечистыми, евреи ненавидели самаритян.
Конфликт между ними обострился после того, как народ Самарии построил себе храм на горе Гаризим. Оскорбленные иудеи не могли простить этого самаритянам. Согласно иудейскому учению, молиться Единому Богу можно лишь в Иерусалимском храме и нигде больше.
Процедура эксперимента
Всем испытуемым, явившимся для участия в эксперименте, ассистент давал прочесть объяснение необходимости исследования, а затем выдавал задание: записать на магнитофон 3-5-минутную речь, которую нужно произнести, основываясь на предложенном тексте. Первый текст касался будущей карьеры, а второй представлял собой притчу о добром самаритянине. Испытуемый должен был сказать то, что он сам думает по поводу предложенного текста, но не пользоваться записью.
Ассистент на несколько минут оставлял студента наедине с текстом, а затем возвращался и пояснял, что, поскольку в этом здании мало места, для записи нужно будет пройти в другой корпус, и показывал дорогу. Затем вводилась переменная 2: спешка. Ассистент, взглянув на часы, говорил испытуемому, что ему лучше поторопиться, так как его уже ждут и он опаздывает.
Когда испытуемый проходил по дороге, «пострадавший» сидел у дверей дома, не двигаясь, в скрюченной позе, пару раз он кашлял и стонал. Если испытуемый останавливался и спрашивал, что случилось и не нужна ли помощь, то «пострадавший» объяснял, что страдает болезнью легких, все в порядке, у него есть таблетки и они только что были приняты. Поблагодарив студента, он отказывался от помощи. Если же испытуемый настаивал на том, чтобы помочь, то «пострадавший» позволял завести его в дом и благодарил.
Оценку помощи проводил сам «пострадавший» по шкале от 0 до 5:
0 — испытуемый вообще не заметил, что «жертва», возможно, нуждается в помощи;
1 — испытуемый заметил пострадавшего и понял, что помощь нужна, но не предложил ее;
2 — заметил, но не остановился и помог косвенным способом (например, рассказал экспериментаторам о нуждающемся в помощи);
3 — остановился и спросил, нужна ли помощь;
4 — остановился и помог зайти в дом.
5 — отказался оставить жертву (через 3-5 минут) и настоял на том, чтобы отвести ее куда-либо в другое место, например, выпить кофе или в больницу.
После происшествия студент попадал во второе здание, где ему давалось время на подготовку и запись речи без свидетелей. Затем он получал опросник о личной и социальной этике, в который входили 3 основных вопроса: а) «Когда вы в последний раз видели человека, которому, возможно, требовалась помощь?», б) «Когда вы в последний раз останавливались, чтобы помочь кому-нибудь, нуждающемуся в этом?», в) «Приходилось ли вам помогать людям, попавшим в беду? Если да, то расскажите об этом вкратце». Эти данные собирались, чтобы уточнить, действительно ли испытуемые не заметили жертву и воспринимали ли они происшествие как ситуацию, где требуется помощь.
Затем испытуемому рассказывали об истинном смысле эксперимента, объясняя причины обмана и его необходимость, обсуждали реакцию испытуемого на «жертву» и в целом на эксперимент. Авторы утверждают, что все испытуемые поняли необходимость эксперимента и никто из них не был возмущен. Вероятно, это делалось, чтобы соблюсти этичность эксперимента.
Добрый самаритянин: толкование притчи
Как и все притчи Христа, рассказ о добром самаритянине глубоко символичен. Святые Отцы, которые смогли проникнуть в глубину Евангельских слов, видят следующие образы в притче о милосердном самарянине.
Человек, попавший в руки разбойников — это Адам, а вместе с ним и все падшее человечество. Преступив Божие повеление и вкусив запретный плод, Адам вынужден был покинуть Рай (в притче — Иерусалим) и отправиться в изгнание. То есть выйти в путь в Иерихон, где его ждёт скорбь и страдание.
На выбранном человеком пути удаления от Бога и святости его постоянно встречают разбойники-бесы. Они ранят душу греховными страстями и привычками, лишают Божественной благодати, крадут возможность спасения.
Священник и левит, не оказавшие помощь раненому, это ветхозаветная Церковь. Даже полное исполнение иудейского Закона не могло полностью исцелить человеческую душу от вечной гибели.
А добрый самаритянин — это никто иной, как Сам Иисус Христос. Он сравнивает Себя в притче с язычником-самарянином, тем самым отождествляя Себя со всем грешным человечеством.
Христос пришёл на землю, чтобы понести грехи мира и открыть людям вход в Царство Небесное. Он показывает пример высочайшего милосердия, когда милость оказана тому, кто кажется врагом. Христос переворачивает сознание людей, показывая образ настоящей Любви.
Гостиница, в которую добрый самаритянин отвез израненного человека — это Церковь Христова, наша лечебница от греховных ран и страстей. В ней Христос, заботясь о нас, оставил хозяину гостиницы — пастырям и священникам — два динария. Эти монеты символизируют Тело и Кровь Христовы в Таинстве Причастия.