Глава xxxii. русиния и ее друзья (ruthenia magna)

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Уникальный народ

Большинство учёных сходится во мнении, что русины — этнос поистине уникальный. Поскольку долгое время их формирование происходило в условиях относительной изоляции, обусловленной местностью проживания, многие обычаи и культурные аспекты сохранили самобытность.

Что интересно, во многом язык русинов сохранил свои особенности, позволяющие установить родственность с древнерусским наречием. Представителям этого народа в прошлом веке было бы проще понять старославянские летописи, нежели текст русской или украинской газеты того времени.

Конечно, в значительной степени на культуру русинов повлияли народы, что проживали рядом с ними. Но, как утверждают сами русины, все их племена объединяет одно — мечты о единой родине. Кстати, среди этнических русинских подгрупп выделяют лемков, бойков, подолян, верховинцев и др.

Русины

Демография

Русины в современных государствах Сербии и Хорватии в основном живут в автономной провинции Воеводина (Сербия) и в регионе Славония (Хорватия). Перепись 1991 года в этих регионах (тогда бывшая Югославия) показывает около 25 000 русинов. В настоящее время количество русинов сокращается и оценивается примерно в 15 000 человек. Основная причина этого — экономическая миграция, поскольку все большее количество русинов решает переехать в западные страны, особенно в Канаду .

В Сербии 14 246 заявленных этнических русинов (перепись 2011 года). По религиозной принадлежности 94,91% заявили, что являются христианами (75,43% католиков, 18,53% православных, 0,7% протестантов).

Русинские деревни в сербской провинции Воеводина (перепись 2002 г.)

Деревня Руски Крстур в муниципалитете Кула является культурным центром русинов в Сербии. Другие деревни с русинским большинством включают Кучура в муниципалитете Врбас и Бикич До в муниципалитете Шид . Значительная концентрация русинов находится в Нови-Саде , где в 1820 году началось строительство приходской греко-католической церкви Святых Петра и Павла, которое впоследствии было завершено в 1834/1837 годах.

В Славонии (Хорватия) проживают русинские общины , которые составляют большинство в селе Петровцы , муниципалитет Богдановци , в уезде Вуковар-Срием .

Сербия
  • Руски Крстур (86%, 2002)
  • Бикич До (47,62%, 2002 г.)
  • Кучура (47,18%, 2002)
  • Журево (23,30%, 2002)
Хорватия

Петровцы, Хорватия (57,17%, 1991)

Современная история

Конституционный закон об автономии Подкарпатской Руси (1938 г.)

Карпатская Украина в 1939 г.

Карта территорий, занятых рутенами в Карпатском регионе возле Хуста, Мункача, Унгвара

Вывеска гласит: «Дом Подкарпатских русинов» в Мукачево.

Русины всегда были подчинены более крупным соседним державам, но в 19 веке сформировалось русинское национальное движение, которое подчеркивало отличительную этническую идентичность и литературный язык. Во время Весны народов 2 мая 1848 г. в Лемберге (ныне Львов ) было основано первое политическое представительство галицких русинов — Главный русинский совет ( русин : Головна Руська Рада , Главная Русская Рада ). Наиболее активным и ведущим слоем среди русинов было греко-католическое духовенство (см. Мукачевская греко-католическая епархия , Русинская греко-католическая церковь , преемница Ecclesia Ruthena unita).

Во время роспуска австро-венгерской монархии (1918 г.) различные части русинов столкнулись с различными политическими проблемами. Жители северо-восточных графств венгерской части бывшей монархии столкнулись с претензиями Венгрии, Румынии и Чехословакии. С другой стороны, те, кто жил в бывшем Королевстве Галиции и Лодомерии, столкнулись с претензиями Польши и Украины.

После Первой мировой войны русины образовали два эфемерных государства : Лемко-русинскую республику и республику Команьча . До этого времени, некоторые из основателей лемков-русинов Республики были приговорены к смерти или заключению в Талергоф по прокурорским Кость Левицкого (русинской: Кость Левицький), будущий президент Западно — Украинской Народной Республики . В межвоенный период русинская диаспора в Чехословакии пользовалась либеральными условиями для развития своей культуры (по сравнению с украинцами в Польше или Румынии).

В 1920-1930-е годы существовал спор между русофилами и украинофилами русинами. В октябре 1938 года была начата серия политических реформ, которые привели к созданию Второй Чехословацкой республики , состоящей из трех автономных политических образований, одним из которых была Подкарпатская Русь ( русин : Підкарпатьска Русь). 11 октября 1938 года было назначено первое автономное правительство Подкарпатской Руси во главе с премьер-министром Андреем Броди . Вскоре после этого произошел кризис между прорусинскими и проукраинскими фракциями, который привел к падению правительства Броды 26 октября. Новое региональное правительство во главе с Августином Волошиным взяло проукраинский курс и высказалось за смену названия с Подкарпатской Руси на Карпатскую Украину .

Этот шаг привел к возникновению особой терминологической двойственности. 22 ноября 1938 года власти Второй Чехословацкой республики провозгласили Конституционный закон об автономии Подкарпатской Руси ( чешский язык : Ústavní zákon o autonomii Podkarpatské Rusi ), официально подтвердив право на самоопределение русинского народа ( преамбула ) и подтвердив полная политическая и административная автономия Подкарпатской Руси, со своим собранием и правительством. В конституционной системе Второй Чехословацкой республики регион продолжал называться Подкарпатская Русь, в то время как местные учреждения способствовали использованию термина « Карпатская Украина» .

Республика Карпатская Украина , просуществовавшая один день 15 марта 1939 года, до того, как она была оккупирована и аннексирована Венгрией , иногда считается самоопределившимся русинским государством, которое намеревалось объединиться с Киевом . Президент республики Августин Волошин был сторонником русинской письменности . Венгерская аннексия вызвала поддержку русофильского направления, а в оккупированной Германии Польше — поддержку украинской идентичности. В 1947 году в рамках операции «Висла» произошло вынужденное переселение ок. 150 000 лемков, бойков и других украинцев между Польшей и Украиной. В то же время около 8 500 русинов добровольно эмигрировали из Чехословакии в Украину, но более половины из них вернулись в 1960-е годы.

После Великой Отечественной войны они были объявлены частью украинцев. К концу ХХ века появилось множество обществ и организаций, считающих русинов людьми, отдельными от украинцев. К началу 21 века у них были представители в парламентах Сербии, Венгрии и Румынии, издалась собственная пресса, а в 2007 году в Прешове , Словакия, был открыт Музей русинской культуры .

Русиния

Русиния представляет собой единое государство-преемник наследия Киевской Руси, с центром в Украине. Любая нация с белорусской или русинской культурой может сформировать ее, но в 1444 году таких государств не было. Запорожская сечь, которая существует с 1555 по 1755 год, является единственной нацией с русинской культурой, существовавшей в любое время. Другие нации, желающие сформировать Русь, должны сначала изменить свою культуру; Литва является лучшим государством для этого в 1444 году. Также можно освободить и играть в качестве русинского вассала из Литва или Польша, чтобы начать как руськое княжество и завершить миссию Восстановить Киев, чтобы создать кастомную нацию с правильной культурой. Выполнение миссий в качестве российских княжевств позволяет вам изменить культуру (или сохранить свою) после завоевания большей части Руси.

Рубрики

  • Альманах (224)
  • Аналитика (126)
  • Анекдоты (94)
  • Астрономия (104)
  • Аэропорт (107)
  • Бизнес молодость (162)
  • Братья наши меньшие (115)
  • Будущее (169)
  • Ветер странствий (102)
  • Возраст молодости (151)
  • Вопросы-Ответы (159)
  • Время вперед (256)
  • Всё знать говорить и умничать (220)
  • Вселенная

    Космос (85)

    (174)

  • Галерея (72)
  • Гид (230)
  • Долголетие (166)
  • Животные (127)
  • Здоровье и молодость (200)
  • Знания и опыт (188)
  • Информация (200)
  • Коллекция нелепиц (105)
  • Консультация (173)
  • Летопись (168)
  • Личное (120)
  • Магазин (313)
  • Медицина (311)
  • Мнение (139)
  • Молодость — это время (83)
  • Мысли вслух (223)
  • Недвижимость (88)
  • Новостная лента (252)
  • Образ жизни (226)
  • Общество (244)
  • Омолаживающая косметика (61)
  • Омоложение организма (51)
  • Парад технологий (114)
  • Питание и диеты (125)
  • Планета земля (84)
  • Платформа позитива (78)
  • Побольше улыбок (250)
  • Полезно знать (559)
  • Полиглот (62)
  • Политика (205)
  • Предъявите ваши доказательства (124)
  • Путешествие в историю (227)
  • Путешествуем легко (139)
  • Разное о продуктах питания (114)
  • Растения (58)
  • Религия (105)
  • Ремонт и Строительство (93)
  • Решаем проблему вместе (67)
  • Сайт молодость (295)
  • Салон молодости (180)
  • Секреты Стройности (85)
  • Слово науке (237)
  • События (245)
  • Тайна молодости (112)
  • Туризм (210)
  • Увлечения и хобби (183)
  • Удивительное рядом (275)
  • Украина Россия (214)
  • Фотоальбом (231)
  • Цитаты-цитирование (74)
  • Что нам стоит дом построить (135)
  • Энергетика (89)
  • Я вас тоже люблю (112)

На волне революции

Русинский национальный вопрос в Австрии резко стал актуален в ходе революции 1848 года. На фоне национальных и социально-политических волнений в Венгрии и Италии русины 2 мая 1848 года создали во Львове свою политическую организацию — Головну руску раду. Несмотря на то что обычно официальная Вена негативно реагировала на любые русинские проявления, в этот раз им мешать не стали. У русинов были плохие отношения с венграми, что превратило их в ситуативных союзников австрийской монархии.

  • Униат Григорий Яхимович

Председателем Рады был избран униат Григорий Яхимович. Примерно в 50 городах Галиции по инициативе Головной рады возникли рады окружные. С 15 мая Головная рада начала выпуск собственной газеты — «Зоря галицкая». В своих статьях и прокламациях представители Рады писали, что считают великороссов своими единокровными соплеменниками, но при этом называли австрийцев братьями и обещали им верность в борьбе с общими врагами — венгерскими революционерами.

При таинственных обстоятельствах у русинского движения появился жёлто-голубой флаг, ставший со временем символом украинства. 25 июня неизвестные вывесили сине-золотистую хоругвь на львовской ратуше. По городу поползли слухи, что это новое русинское знамя. По словам историков, тогда острожное руководство Рады запаниковало, опасаясь гнева официальной Вены, однако австрийская администрация отреагировала на произошедшее спокойно и даже благожелательно. Поэтому, по мнению учёных, есть основания считать, что к появлению нового флага мог приложить руку австрийский губернатор Галиции Франц Стадион фон Вартгаузен. Было объявлено, что сине-голубые цвета восходят к символике Галицко-волынского княжества, хотя на самом деле они были взяты с герба бывшего наместником польского короля в Галиции Владислава Опольчика.

  • Головна руска рада

Головна руска рада просуществовала в общей сложности около трёх лет. Она выступала за слияние всех восточнославянских земель в рамках Австрийской империи в одну территориально-административную единицу и за введение образования на русинском языке. Кроме того, она участвовала в формировании отрядов добровольцев для борьбы с революционерами и организовала в 1848 году Собор русских учёных, на котором обсуждались перспективы ведения просветительской работы в Галиции.

Учитывая «общерусские» нотки, звучавшие в заявлениях русинских активистов, Головна руска рада наткнулась на противодействие со стороны польских национальных организаций, которые были на хорошем счету у австрийского руководства. Поэтому официальная Вена, хоть и гарантировала русинам некоторые национально-культурные свободы, стала воспринимать в штыки их политическую активность, и из-за этого в 1851 году деятельность Рады сошла на нет.

[править] Расселение и численность

Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края) и часть Бескидов в Польше. Часть русин живёт в странах, куда они переселились в последние несколько веков — в Венгрии, Сербии (в провинции Воеводина, где их язык признан одним из официальных языков региона), Хорватии, США, Канаде, России.

Численность русинского населения в Словакии по сравнению с 1920 годами, когда оно оценивалось в 155 тысяч, сегодня значительно сократилась — из 90 тысяч жителей исторической Лемковщины (со словацкой стороны) русины сейчас составляют менее четверти, хотя большинство жителей этого региона имеют лемковское (русинское) происхождение.

По данным переписи 2001 года в Украине, в Закарпатской области было зарегистрировано 10 069 русин (по мнению русинских лидеров, эти цифры были сфальсифицированы). Перепись 2011 года в Словакии зафиксировала 33 482 русин, перепись 2002 года в Польше — 5 863, перепись 2002 года в Воеводине — 15 626, перепись 2001 года в Венгрии — 2 079 русин.

Сходства

У двух народов общие корни — и русские и русины 2 ветви восточных славян. История русинов отсчитывается с переселения восточных славян в Прикарпатье во II в. нашей эры.

  • Язык. Язык русинов близок к древнеславянскому с большим количеством церковнославянизмов. Слова похожи на русские, но произносятся по-особому. Часто вместо «е» употребляется  «э», буквы «р» и «в» произносят более мягко, как будто смягчив мягким знаком.
  • Алфавит. Алфавит русинов очень похож на русский алфавит. Отдельно можно выделить южно-русинский язык, который разделяется на несколько диалектов. Особенностью южно-русинского алфавита является присутствие двух «г». Основная часть русинов знает и использует украинский язык. Русины, проживающие в странах Восточной Европы владеют языками страны проживания.

Карпато-русинские обозначения

К концу XIX века в нескольких западных языках стал использоваться другой набор терминов, объединив региональные карпатские и русинские обозначения и, таким образом, образовав такие сложные термины, как: карпато-русины или карпато-русины. Эти термины также приобрели несколько значений в зависимости от меняющихся географических границ термина Карпатская Малороссия . Эти значения также простирались от более широкого использования в качестве обозначений для всех восточных славян Карпатского региона до более узких применений, фокусируясь на тех местных группах восточных славян, которые не принимали современную российскую или украинскую идентичность, а предпочитали сохранять свою традиционную русинскую идентичность. личность.

Обозначения русин и карпато-русин были запрещены в Советском Союзе к концу Второй мировой войны в июне 1945 года. Русины, которые идентифицировались под этнонимом русинов и считали себя национальной и языковой группой, отдельной от украинцев и белорусов, были отнесены к Карпатская диаспора и формально функционировала среди крупных иммигрантских общин в Соединенных Штатах. Общеевропейское возрождение произошло только с крахом коммунистического режима в 1989 году. Это привело к политическому конфликту и обвинениям в интригах против русинских активистов, включая уголовные обвинения. Русинское меньшинство хорошо представлено в Словакии. Единая категория людей, указавших свою этническую принадлежность как русин, была создана в 1920-х годах, однако общепринятого стандартизированного русинского языка не существовало.

Правительство Словакии провозгласило русинов ( русини ) отдельным национальным меньшинством (1991 г.) и признало русинский язык отдельным языком (1995 г.).

Русины Закарпатья

В наши дни русинами считают себя преимущественно жители земель, оказавшихся по итогам Первой мировой войны за пределами СССР и Польши. Речь идёт в первую очередь о Закарпатье и прилегающих к нему территориях, ставших в 1918 году частью Чехословакии и Румынии. Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов.

Также по теме


«Прагматичное сумасшествие»: какие дивиденды приносят Киеву антироссийские исторические мифы

Украинские официальные лица продолжают переписывать историю и бороться с памятниками. Так, заместитель министра по вопросам «временно…

В отличие от остальных «русинских» территорий, Закарпатье находилось под властью русских князей совсем недолго, и откуда на его территории взялось славянское русскоязычное население со стопроцентной уверенностью сказать нельзя. Это могут быть как потомки племён, живших на этих территориях еще в I тыс. н. э., так и правнуки переселенцев XIII—XIV веков.

«Сегодня существует мнение, что русины наравне с русскими, украинцами и белорусами являются отдельным восточнославянским народом», — рассказал RT академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

С точки зрения сторонников этой теории, закарпатские русины связаны с другими «историческими» русинами только названием и представляют собой самостоятельный этнокультурный феномен, пояснил эксперт.

Согласно другим версиям, современные русины всегда являлись частью той восточнославянской общности, на базе которой образовались украинцы, но благодаря стечению политических обстоятельств им удалось сохранить старый этноним. «На Украине сегодня их чаще всего характеризуют как часть украинского народа», — отметил Кошкин.

Сейчас, по словам эксперта, серьёзное опасение внушает тот факт, что киевские власти пытаются перевести научную дискуссию об этнической принадлежности закарпатских русинов в политическую плоскость.

  • Facebook

«С началом войны в Донбассе киевский националистический режим склонен в чём угодно видеть проявления сепаратизма, русинские активисты теперь подвергаются репрессиям со стороны украинских спецслужб просто за желание их народа получить официальный статус национального меньшинства. Такая политика в отношении русинского народа недопустима», — резюмировал Андрей Кошкин.

Приложения

Библиография

  • Хлебовски, Цезари (1983). «Вахларц»: монография о диверсионной организации национальной армии (АК) -Сентябрь 1941 г.-Март 1943 г.(Wachlarz: Monografia wydzielonej organizationacji dywersyjnej Armii Krajowej: wrzesien 1941-marzec 1943) , Instytut Wydawniczy Pax. ( ISBN  83-211-0419-3 )
  • Дайруд, Кейт П. (1992). Поиски души русинов: политика религии и культуры в Восточной Европе и Америке, 1890 г. — Первая мировая война (Поиски души русинов: политика религии и культуры в Восточной Европе и Америке, 1890 г. — мировая война I) , издательство Balch Institute Press. ( ISBN  0-944190-10-3 )
  • изд. Патрисии Крафейк (1994). Les Ruthènes (Русины) , Восточноевропейские монографии. ( ISBN  0-88033-190-9 )
  • Magocsi, Пол Роберт (1978). Формирование национальной идентичности: Подкарпатская Русь, 1848-1948 , Harvard University Press ( ISBN  0-674-80579-8 )
  • Magocsi, Пол Роберт (1988). Карпато-русинские исследования: аннотированная библиография (т. 1: Гуманитарная справочная библиотека Гарленд ) , издательство Garland Publishing. ( ISBN  0-8240-1214-3 )
  • Magocsi, Пол Роберт (1994). Наши люди: карпато-русины и их потомки в Северной Америке , Общество мультикультурных историков. ( ISBN  0-919045-66-9 )
  • Magocsi, Пол Роберт (1994). Русины Словакии , Восточноевропейские монографии. ( ISBN  0-88033-278-6 )
  • Magocsi, Пол Роберт (1996). Рождение нового славянского народа , Восточноевропейские монографии. ( ISBN  0-88033-331-6 )
  • Magocsi, Пол Роберт (1999). Карпато-русинские исследования: аннотированная библиография, 1985–1994, т. 2 (Карпаторусинские исследования: аннотированная библиография, 1985–1994, том 2) , Columbia University Press. ( ISBN  0-88033-420-7 )
  • Magocsi, Пол Роберт (2000). Становлению национальностей нет конца , восточноевропейские монографии. ( ISBN  0-88033-438-X )
  • Магочи, Пол Роберт, Сандра Стоцки и Рид Уэда (2000). Карпато-русины американцы (иммигрантский опыт) , Chelsea House Publications. ( ISBN  0-7910-6284-8 )
  • Magocsi, Пол Роберт (2002). Энциклопедия русинской истории и культуры , University of Toronto Press. ( ISBN  0-8020-3566-3 )
  • Magocsi, Пол Роберт (2006). Карпато-русинские исследования: аннотированная библиография, Vol. 3, 1995–1999 (Карпаторусинские исследования: аннотированная библиография, 1995–1999, том 3) , Восточноевропейские монографии. ( ISBN  0-88033-531-9 )
  • Майер, Мария, перевод Яноша Бориса (1998). Русины Венгрии: политическое и социальное развитие (Русины Венгрии: политические и социальные события, 1860-1910 , восточноевропейские монографии. ( ISBN  0-88033-387-1 )
  • Петров, Алексей (1998). Средневековая Карпатская Русь: древнейшие документы о Карпато-русинской церкви и епархии) , Восточноевропейские монографии. ( ISBN  0-88033-388-X )
  • Русинко, Элейн (2003). Трансграничные границы: литература и идентичность в Подкарпатской Руси , University of Toronto Press. ( ISBN  0-8020-3711-9 )

Внешние ссылки

О других проектах Викимедиа:

Русины , на Wikimedia Commons

Некоторые из приведенных ниже источников предлагают информацию, которая рассматривается не нейтрально.

  • Портал украина
  • Антропологический портал

Четвертые славяне

Русины — один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы — у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов — это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века — испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет — до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово «русины» было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ — и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

История

Русины — этническая группа, которая никогда не создавала независимого государства, за исключением короткого периода в шесть месяцев в 1919 году ( Подкарпатская Русь ). Таким образом, их судьба осталась в руках великих держав: Венгрии , Чехословакии , Словакии , Польши , Советского Союза , Украины и России . В отличие от украинского национального движения, которое объединило западных украинцев с украинцами из остальной части Украины, русиновское национальное движение принимает две формы: одна рассматривает русинов как отдельную восточнославянскую нацию, а другая основана на концепции братского единства с то русские .

Большинство современных восточных славян Западной Украины называли себя русинами, романский транскрипция украинского rusyny ( Русини ), и до XIX — го  века, большинство из этих людей были активными участниками создания украинской нации, а сами стали украинцы ( Українці , Латинская транскрипция «  Украинцы  »), многие из которых были близки евреям- ашкеназам на Львовщине . На самом деле существовали этнические русинские анклавы, которые не принимали участия в движении: для тех, кто жил на границах территории или был более изолирован, как, например, население Подкарпатской Руси или русины Подляское воеводство . Не имея причин менять свое название, эти изолированные группы продолжали называть себя русинами даже после того, как большинство их членов приняли украинскую идентичность. Таким образом, русины похожи на другие приграничные народности, и их национальное пробуждение может рассматриваться некоторыми как отрицание украинского национализма.

Некоторые ученые считают русинами лемков , бойков , гуцулов , верховинцев (верховинцев или горцев) и долинянинов (хайнал). На самом деле, как и все остальные жители нынешней Западной Украины, эти народы назначили сами русины в XIX — го  века и в начале XX — го  века. Некоторые из этих групп считают себя полностью дифференцированными, некоторые заявляют, что они украинцы, а третьи все еще идентифицируют себя как русины. Согласно недавней переписи населения Украины, подавляющее большинство бойков, лемков, гуцулов, верховенцев и долинянинов, проживающих в Украине, заявляют о своей национальности как украинцы. Почти 10 100 человек, или 0,8% Закарпатской области, объявляют себя русинами; с другой стороны, 1 010 000 из них считают себя украинцами. Исследование, проведенное Кембриджским университетом во время пика русинизма в 1990-х годах и сосредоточившееся на пяти конкретных регионах Закарпатской области с наиболее сильной прорусинской культурной и политической активностью, показало, что только 9% населения заявили о своей этнической принадлежности к русинам. Эти цифры могут измениться с будущим принятием идентичности русинов и русинов / рысын в системах образования в регионе, но в настоящее время большинство русинов считают себя украинцами.

Русинское национальное движение намного сильнее среди русинов, которые покинули территорию Украины, например, среди эмигрантов в США и Канаде , а также среди русинов, все еще присутствующих в Словакии . Перепись 2001 года насчитала 24 тысячи человек, считающих себя русинами, против 11 тысяч украинцев. В русины из Паннонии в Сербии, которые иммигрировали туда под австро-венгерского правления , также считает себя русинами. В XIX — го  века и в начале XX — го , некоторые из них были вновь поселились в Воеводине (ныне Сербия) и Славонии (ныне Хорватия). Третьи русины мигрировали в северные районы современной Боснии и Герцеговины, хотя многие из них признали себя украинцами. До переписи года в Югославии украинцы (по- сербски : Украјинци, украинцы ) и русины (по- сербски  : Русини, Русини ) из этих регионов были зарегистрированы как «русины». Подкарпатские русины считаются «национальным гимном» русин , а « Я русин был есм ‘и буду» — национальной песней.

Исторически считалось, что для разделения украинского населения Польша и Венгрия способствовали развитию русинской идентичности, отличной от украинской. Русины даже были зарегистрированы под другими национальностями в польских переписях до Второй мировой войны .

Язык[править | править код]

Основная статья: Русинский язык

Разговорный язык — близкие между собой говоры долинного Закарпатья, к которым примыкали ранее говоры таких этнографических групп Галиции, как лемки, бойки, гуцулы. В качестве литературного языка долгое время использовался церковнославянский (даже в XIX веке), что сильно повлияло на разговорную лексику и сблизило местные говоры с русским языком. В отличие от русского языка, литературный украинский имеет очень мало заимствований из церковнославянского. Основы русинского литературного языка заложил Александр Духнович. На рубеже XIX и XX веков русины Закарпатья также разделялись на русофилов и украинофилов. Первые выступали за принятие в качестве литературного языка русского, вторые — украинского. В настоящее время существуют разные варианты литературного русинского языка.

Русины – кто они

Русины тоже представители восточных славян. По мнению многих историков древние славянские племена первоначально заселяли регион в предгорьях Карпат, между реками Тиса и Дунай. Впоследствии они расселились по всей восточной Европе.

Русинами называли население Древней Руси. Есть 2 версии происхождения русинов. По одной из них эта нация являются группой восточных славян.

По другой — русские, украинцы и белорусы потомки русинов. Предки этого народа и положили начало всем славянам, сформировавшим Киевскую Русь. Впоследствии при смешении с другими народами произошло искажение языка и культуры русинов.

Начиная с X в. термин русины неоднократно встречался в текстах договоров на всей территории древнего русского государства, включающего в себя Малороссию, Великороссию, Белороссию и Карпатскую Русь.

Представители этой нации никогда не имели собственного государства, однако на протяжении многих веков боролись и сохраняли свою национальную идентичность.

Представители русинского этноса компактно проживают в восточной Украине, западной Словакии, на юго-востоке Польши, севере Румынии и Венгрии. Нет однозначного ответа на вопрос — каково количество русинов. Данные расходятся в зависимости от источника и насчитывают от 55 тыс. до 1,5 млн. чел.

До настоящего времени они сохранили традиции и свой самобытный язык. Интересно, как называют себя сами русины. Единственное число – русины, множественное число – русские. Свой родной язык они также называют русским.

Русины, проживающие в Карпатах, рано потеряли связь с древним русским государством и оказались в изоляции, но не утратили любовь к соотечественникам.  Длительное время они находились под воздействием венгерской культуры, но сохранили свою самобытность.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Большая советская энциклопедия: Русины
  2. ↑ Brittanica: Ruthenian(англ.)
  3. ↑ Encyclopedia of Ukraine: Ruthenians(англ.)
  4. Русины
  5. The Columbia Encyclopedia: Transcarpathian Region(англ.)
  6. The Columbia Encyclopedia: Ruthenia(англ.)
  7. The Columbia Encyclopedia: Carpatho-Rusyns(англ.)
  8. Encyclopedia of the Stateless Nations Carpatho-Rusyns(англ.)
  9. Encyclopedia of Rusyn history and culture: Carpatho-Rusyns(англ.)
  10. www.halgal.com: Ruthenian(англ.)
  11. Trud.ru № 12 за 26.01.2006
  12. http://www.regnum.ru/news/517984.html
  13. The Carpatho-Rusyns are central European people…
  14. Prof. P. R. Magosci The Rusyn Question
  15. ООН,Комитет по ликвидации расовой дискриминации, 69-я сессия,31 июля — 18 августа 2006 г., Ст. 20
  16. Dr. Michele Parvensky A People without a Country: The Carpatho-Rusyns
  17. Представитель русинского землячества в России: Под властью Украины русины не смогут остаться русинами (русск.)
  18. http://www.unpo.org/article.php?id=3399
  19. http://www.unpo.org/article.php?id=5500
  20. Ст. 20 http://www.universalhumanrightsindex.org/documents/824/1003/document/ru/doc/text.doc
  21. http://rusinpresent.narod.ru/soim5.htm
  22. http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1173443580&path=main
  23. http://rusinpresent.narod.ru/soim5.htm
  24. http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1173351060&path=main
  25. За проголосовало абсолютное большинство депутатов: 71 депутат из 75, 2 против, 2 воздержались. Первый пункт принятого облсоветом решения. Во втором пункте депутаты облсовета просят президента, Верховную Раду Украины и премьер-министра признать русинов на законодательном уровне по всей Украине http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1173443580&path=main
  26. http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1174683480&path=main
  27. http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1173443580&path=main
  28. http://www.unpo.org/article.php?id=5500
  29. http://www.carpathorusynsociety.org/duchnovyc.html
  30. http://www.unpo.org/member_profile.php?id=44
  31. http://www.lemko.org/rusyn/kuras.html
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector