Чешская моравия

«Война с Вильгельмином»

В то время, когда Карл Толстый стал единоличным правителем Восточной Франции в 881 году, сыновья Вильгельма и Энгельшалка, бывшие командующие баварскими войсками, оккупировавшими Моравию в 870–871 годах, начали сговор с различными баварскими магнатами с целью выгнать Арбо , маркграфа Людовика Немецкого, назначенного командовать ключевой частью границы Восточной Франции на Дунае. Однако Арбо обратился за помощью и получил помощь от Карла Толстого и Святополка и даже передал последнему своего сына в заложники.

По просьбе Арбо Святополк, вспомнив, «сколько зла он вместе со своим народом претерпел» от рук Вильгельма и Энгельшалька, напал на их сыновей. Его войска вскоре захватили второго сына Энгельшалка, который был изуродован по приказу Святополка. После этого оставшиеся сыновья вышли из-под власти Карла Толстого и стали людьми сына Карломана, Арнульфа, правившего в то время в Паннонии. Узнав об этом, Святополк отправил к Арнульф послов с требованием немедленно отослать сыновей Вильгельма и Энгельшалька. Арнульф, однако, отказался передать их, на что Святополк ответил дальнейшими вторжениями. Помимо франков и моравов, болгары также вступили в конфликт, вторгшись во владения Святополка. Согласно записи в Анналах Зальцбурга , регион Вены ( Австрия ) также был захвачен в 881 году венграми. Похоже, они были наняты либо Святополком, либо Арнульфом, чтобы вмешаться в их конфликт.

Таким образом, «Война Вильгельминеров», продолжавшаяся до 884 года, привела к опустошению Паннонии к востоку от реки Раба . Наконец, явился сам Карл Толстый и принял Святоплука в качестве своего человека в Каумберге (Германия), получив обещания мира и верности. Сватоплюк также пообещал никогда не вторгаться в царство Карла Толстого с враждебной силой, пока он жив, в то время как Карл Толстый признал его князем своего королевства. Однако мир между Арнульфом и Святополком был заключен только во второй половине следующего года.

«Я мораванин» – неофициальный гимн

Фото: Катерина Айзпурвит, Radio Prague International

Как известно, гимн Чехословакии состоял из двух частей – чешской «Где мой дом» и словацкой «Над Татрами молнии сверкают». Мораване шутили, что их гимн – пауза между этими мелодиями. Неофициальным символом исторического региона считается песня «Я мораванин», написанная в конце XIX века историком Вацлавом Новотны.

В 1989 году «бархатная» революция в Чехословакии открыла дорогу демократическим переменам, и мораване захотели исправить историческую несправедливость. Зимой и весной 1991 года в Брно, Оломоуце и других городах прошли массовые демонстрации под лозунгом «решения моравского вопроса».

Фото: Катерина Айзпурвит, Radio Prague International

«Еще 9 мая 1990 года Федеральное собрание приняло постановление, в котором было указано, что ликвидация земли Моравия и Силезия было актом несправедливости, отражающим тоталитарную практику и противоречащим принципам демократии и самоуправления. Этот вердикт послужил толчком к развитию так называемого «моравизма», то есть моравского движения, главным выразителем которого стала организация «За демократию самоуправления Моравии и Силезии». Ее представители с июня 1990 года были в числе депутатов Национального и Федерального парламентов Чехословакии.

Они выдвинули на рассмотрение Федерального собрания предложение превратить Чехословакию в федерацию трех субъектов. Однако поправка к закону о федерации, равно как и предложение восстановить Моравско-Силезскую землю, не получили поддержки, несмотря на то что была составлена петиция, которую подписало невероятное количество граждан – 630 000. Среди людей усиливалось разочарование. Движение начало организовывать так называемые «моравские круглые столы», а в начале 1991 года в Моравии и Силезии, прежде всего в Брно, Оломоуце и Остраве, начали проходить массовые демонстрации. Распад Чехословакии ослабил моравское движение, которому не удалось добиться превращения Чешской Республики в федеративное государство», – объясняет историк.

Болеслав Барта|Фото: Dendrofil, Wikimedia Commons, Public Domain

В мае 1991 года скоропостижно, сразу после своего выступления на политическом саммите в Словакии, скончался Болеслав Барта, депутат Федерального собрания, один из главных борцов за автономию Моравии. Проститься с ним в театр Брно пришло несколько тысяч человек, а на гроб возложили терновый венок. В память о Барте политическая партия «Моравия» проводит ежегодные встречи на его могиле.

Сегодня стремление мораван к автономии уже не проявляется столь сильно, хотя на улицах Брно и сегодня нередко можно увидеть моравский красно-желтый флаг с орлом и шествия в народных костюмах.

Правительство

Бывшее здание Моравского сейма. Сейчас здесь находится Конституционный суд Чешской Республики .

Маркграф имел высшую власть в Моравии на протяжении всей истории маркграфства. Это означало, что по мере того, как маркграфы становились все более иностранными, становилось все больше и управление маркграфством.

В Моравии существовала законодательная власть, известная как Моравский сейм . Собрание берет свое начало в 1288 году, когда был организован Colloquium generale , или curia generalis . Это была встреча высшей знати, рыцарей, епископа Оломоуца , аббатов и послов королевских городов . Эти встречи постепенно переросли в диету.

Сила этой диеты на протяжении истории росла и ослабевала. К концу марграфства диета была практически бессильна. Рада состояла из трех поместий королевства : сословия высшего дворянства , поместья низшего дворянства и сословия прелатов и бюргеров . С февральским патентом 1861 года диета была преобразована в более эгалитарный организм. Он по-прежнему сохранил ту же структуру, но состав изменился. Он состоял из собраний помещиков, горожан и крестьян. Это сохранялось до тех пор, пока диета не была отменена после падения двойной монархии.

Природа Моравии

Моравская местность отличается живописностью и очаровывает с первого взгляда. Обязательно загляните в Моравский карст – это удивительный природный объект с таинственными пещерами, речушками в скалах и озерами под каменными сводами. Роскошные зеленые массивы парков Подийи, Палава и Литовельске Поморави – идеальное место для умиротворенного исследования окружающей среды и философских прогулок. Вся область прорезана маршрутами для велосипедов и пешеходными дорожками, а на их пересечении находится несколько курортов, специализирующихся на терапии лечебной грязью.

Природа Моравии

Моравия многогранна и увлекательна, поэтому каждый путешественник найдет в поездке удовольствие для себя и получит массу впечатлений. Кроме осмотра объектов культурно-исторического наследия, здесь можно продегустировать знаменитые моравские вина и окунуться в региональные традиции, которые поражают самобытностью и жизнелюбием.

Последние годы

Мефодий, который, кажется, был в поезде Святоплука в Каумберге, умер в 885 году. В свои последние дни он указал Горазда, одного из своих моравских учеников, как наиболее достойного его преемника. Горазд, однако, не представил или не мог сразу представить свою кандидатуру для ратификации Святым Престолом, потому что епископ Нитры Вичинг вскоре поспешил в Рим . Он убедил Папу Стефана V, что Мефодий проигнорировал приказы Папы Иоанна VIII в отношении славянской литургии, и, таким образом, по его инициативе папа запретил славянскую литургию в Моравии. Папа также направил Святополку письмо (Quia te zelo) , в котором убеждал его принять добавление filioque к Символу веры и отказаться от таких своеобразных византийских обычаев, как субботний пост .

Вернувшись из Рима, Святополк призвал других учеников Горазда, Климента и Мефодия подчиниться папским указаниям. Когда они отказались сделать это, Святополк предоставил Вичингу развязку для принятия мер против них. Некоторые из них были сначала брошены в тюрьмы и вскоре изгнаны из Моравии, а другие, в том числе Наум , были проданы в рабство. Изгнание учеников Мефодия из Моравии означало конец славянской литургии в Центральной Европе . Однако изгнанники впоследствии нашли убежище в Первой Болгарской империи, где смогли продолжить свою работу. Святой Климент Охридский сказал:

В своем письме Quia te zelo папа назвал Святополка rex Sclavorum («царь славян»). Хотя королевский титул Святоплука не был признан современными Анналами Фульды , летописец Регино из Прюма также упоминал Святоплука как rex Marahensium Sclavorum («царь моравских славян») в начале 10 века, что является независимым свидетельством того, что Святоплук держал титул короля. Согласно Хроникам священника Дуклии конца XII века , Святополк был коронован «царем по римской моде на поле Далмы» в присутствии папского легата , кардиналов и епископов.

В 887 году Арнульф, противник Святоплука в «Войне Вильгельминцев», стал королем Восточной Франции. Они встретились в Омунтесперше , местности, которая еще не была идентифицирована, зимой 890 года. На встрече Святополк передал Арнульфу послание от Папы Стефана V, в котором он призвал короля вторгнуться в Италию для защиты Святого Престола. Согласно Регино Прюмскому, два монарха также заключили соглашение, по которому Арнульф уступил дукат Богемии Святополку.

Где-то в 891 году, согласно Анналам Фульды , Арнульф отправил посольство во главе с маркграфом Арбо в Моравию, чтобы возобновить мир. В письме маркграфа вскоре было объявлено, что легаты возвращаются из Святополка и моравцев, которые согласились «отдаться дружбе». Однако Святоплук нарушил свои обещания, поэтому Арнульф решил вторгнуться в Моравию в 891 году. Сначала король встретился с Браславом , славянским дуксом на реке Сава , затем собрал армию франконцев, баварцев и аламаннов, а также набрал венгров, чтобы присоединиться к его кампания. В конце 10 века оттоновские авторы обвинили Арнульфа в том, что он напал на венгров в Европу из-за его желания разрушить Моравию.

Вторжение Арнульфа началось в июле 892 года, но ему не удалось победить Святополка. Война против Моравии, по-видимому, продолжалась до 894 года. Это был год «самой неудачной смерти» Святоплука, согласно Фульдским анналам , что подразумевает, что он встретил свой конец в какой-то неудаче, подобной той, что случается на войне. Однако точные обстоятельства смерти Святополка неизвестны.

Симон из Кезы записал, что он погиб в бою под Корнье.

История

Нитранское и Моравское княжества в IX веке

Древность

Около 400 года до н. э. Моравия была заселена кельтами. Приблизительно в 60 году до н. э. из этого региона ушли кельтские племена бойи, вытесненные маркоманами и квадами (германскими племенами), а тех в VI веке сменили моравы и другие славянские племена.

Средние века

В 623—658 годах Моравия входила в состав славянского княжества Само (после 658 года государство распалось).

К концу VIII века на территории сегодняшних юго-восточной Моравии и западной Словакии возникло государство Великая Моравия, достигшее пика своего могущества в IX веке — тогда в него входили части сегодняшней Чехии, Венгрии и земли вдоль Вислы. В 907 году Великая Моравия пала под напором мадьяр, а моравские земли оказались под владычеством Чехии.

В сочинении Томаша Пешины на латинском языке «Mars Moravicus» 1677 года сообщается, что князем Моравии в 940 году стал Олег Моравский. Моравия, населённая славянским племенем моравов, в это время представляла собой лишь небольшую часть территории бывшего государства Великая Моравия, павшего в 906 году под натиском венгров. Венгры откочевали в Паннонию из северного Причерноморья под давлением печенегов. Распад Великой Моравии начался ещё до вторжения венгров: Чехия откололась в 895 году при последнем известном моравском правителе Моймире II, и о территориальных границах Моравии в составе Чешского княжества ничего не известно. О борьбе моравов в 940-х годах с венграми также нет сведений за исключением рассказа Томаша Пешины. Олег получал помощь от князя западных полян Земомысла с севера и своих родственников из Руси. После нескольких лет борьбы венгры захватили столицу Моравии, Велеград. В одном из сражений при Брюнне в 949 году венгры обратились в притворное бегство, выманив войско Олега на засаду, а затем полностью разбили его.

С 999 года по 1019 год Моравия входила в польское государство Болеслава Храброго, затем вновь вернулась в состав Чешского королевства, с которым впоследствии разделила его исторический путь. В 1063 году здесь была учреждена Оломоуцкая епархия.

С 1182 года Моравия — имперское маркграфство в составе Священной Римской империи. В это время происходила интенсивная немецкая колонизация.

В первой половине XV века Моравия была охвачена движением гуситов, последователей Яна Гуса. В начале XVI века здесь распространяются реформационные учения (лютеранство, анабаптизм).

С 1526 года Моравия вместе с Чехией вошла в империю Габсбургов. В XVII веке Моравия фактически стала одной из провинций монархии Габсбургов.

Новое время

В 1782 году Моравия была объединена с австрийской Силезией в одну административную единицу с центром в Брно.

В 1849 году выделена в особую коронную землю Австро-Венгрии. Моравия имела собственный парламент, в который представители (чехи и немцы) избирались в этнически разделённых избирательных округах.

Новейшее время

После распада Австро-Венгрии в 1918 году Моравия вошла в состав Чехословакии. Чехословакия состояла из четырех равноправных земель — Чехии (Богемии), Моравии, Словакии и Подкарпатской Руси. Национальный гимн состоял из четырех частей.

В 1938 году в результате Мюнхенского сговора значительная часть Моравии была захвачена Германией. В марте 1939 года была оккупирована остальная часть Моравии, вошедшая в так называемый Протекторат Богемии и Моравии. В мае 1945 года освобождена Красной Армией и возвращена в состав Чехословакии. После 1945 года большинство немецкого населения подверглось переселению на территорию Германии.

С 1993 года — в составе Чешской Республики.

Исторической столицей Моравии до 1641 года был город Оломоуц, расположенный в центре региона. После осады Брно в 1645 году старый спор между Брно и Оломоуцем за право называться моравской столицей разрешился в пользу Брно (Оломоуц был взят шведами ещё в 1642 году).

Города и крепости

Местоположение Моравии, (вероятной) столицы Великой Моравии, остается неизвестным.

В году 30 из 41 опорного пункта (civitates) империи располагались на территории современной Словакии.

Единственные места, которые упоминаются в текстах, которые четко идентифицируются сегодня, это, помимо Нитры , Девин (в современной Братиславе ) в 864 году , Ужгород ( Украина ) в 903 году , Братислава в 907 году и город Старое Место. / Велеград (кантон Угерске Градиште ) к XII — го  века .

Остатки этих крепостей можно увидеть сегодня в долине Моравы в Микулчице , Старом Месте , Поганско ( Бржецлав ) и Модре .

Культура

Микульчицкие железные стили (писа́ла), использовавшиеся для письма на восковых табличках

Культура Великой Моравии развивалась под сильным влиянием Византии. После того, как папа Римский признал за славянским языком статус литургического и разрешил чтение Евангелия по-славянски во время богослужения, стала активно развиваться литература на этом языке, сначала переводы проповедей, затем и оригинальные сочинения, например, «Проглас» святого Кирилла.

Из архитектурных памятников того периода сохранились лишь фундаменты, выявленные при раскопках в XX веке.

— писал академик Йозеф Поулик… Наиболее популярным типом церковной постройки была ротонда. Именно из Великой Моравии распространилась она позднее в Чехию и Польшу, а также в другие славянские государства. Ян Эйснер и некоторые другие чешские историки считают, что резиденция архиепископа Мефодия и, возможно, резиденция князей Великой Моравии находилась в Старом месте.

Шаровидные пуговицы-гомбики из археопарка Микульчице

В прикладном искусстве чувствуется арабское и персидское влияние. Очень развитым было ювелирное дело, особенно в изготовлении женских украшений. Секрет тончайшего моравского литья не полностью разгадан и в наши дни. В первой половине IX века преобладал так называемый блатницко-микульчицкий стиль, когда гравированный орнамент комбинировался с чеканкой, высоким рельефом и чернью.

История

Во времена античности Моравия была заселена кельтами и, в частности, волками , затем она будет занята различными германскими народами  : кадами , ругами и герулами .

Во времена античности регион пересекает с севера на юг янтарная дорога  : она соединяет Балтийское море с итальянским полуостровом ( Аквилея , Венеция , Рим ), через Вроцлав (Вратиславия, Бреслау), Оломоуц (Оломунций, Ольмютц), Брно. (Эбуродунум, Бруна, Брюн, Брин), Братислава (Прешпорок, Прешпурк, Прессбург), Шопрон (Скарбанция, Супрун, Оденбург) и Любляна (Аллувиана, Лайбах).

250-260 годы датируются могилами, унаследованными от лангобардов на части современных территорий восточной Чехии ( Злинский район ), Словакии и Венгрии. В VI — го  века славяне называли «Моравский» поселились там: по археологическим признакам, первые славянские поселения появляются в Южной Моравии после 556 нашей эры. Стороны царства Само в VII — м  веке, они находятся под влиянием аваров на востоке и франки на Западе. Они являются предками будущих чехов и словаков, но в то время это различие еще не было актуальным. В году франкские анналы указывают на присутствие моравских послов во Франкфуртском сейме.

Kneze Моймир  я первый занимал в , соседнее княжество Нитра . Эта дата сохраняется для основания Великой Моравии , которая соответствует нынешним территориям Моравии, Словакии , северной Австрии и Венгрии , западной части Прикарпатской Украины, а затем Богемии (889-894 гг.) И юго-восточной Силезии . С года моравы перешли от славянской мифологии к христианству под влиянием двух миссионеров Кирилла и Метода . Термин Великая Моравия известен из сочинений Константина  VII Порфирогенета . Однако неизвестно, называли ли тогда сами моравы свое княжество.

Впоследствии Моравия последовательно входила в состав:

  • Герцогства, затем Королевства Богемия и, вместе с ним, Священной Римской Империи  ;
  • Габсбургской монархии , и среди его компонентов, то Священной Римской империи  ;
  • в Австрийской империи , и среди его компонентов, в германской конфедерации  ;
  • из Австро-Венгрии и, в том числе два , то три составляющих этого одного, в австрийской части или «Cisleithanie»  ;
  • из Чехословакии и среди составляющих их территории, языка , территории и чешской культуры;
  • из нацистской Германии в восточной части Чехии Моравского протектората (центральная часть Моравском) и Судет (непосредственно прикреплен Рейхом  : периферийная часть Моравско);
  • в Чешской Республике , которая является восточной частью.

Хронология

  • 846: Великая Моравия переходит в руки Людовика Германского после смерти Моймира.
  • 862: ратислав, сын Моймир I ст берет на престол страны.
  • 870: Сватоплук, племянник Растислава, заключает союз с Карломаном Баварским, чтобы избавиться от своего дяди, и Карломан получает взамен Западную Моравию, то есть нынешнюю Чехию (Святополк правит восточной частью Великой Моравии, нынешней Моравией и Словакией) . Позже Святополк, который не поворачивается, поворачивается против своего вчерашнего союзника и возвращает себе Западную Моравию (Богемию и Силезию). Его правление знаменует собой максимальное расширение королевства.
  • 894: смерть Святоплука: славяне Богемии заключают союз с Арнульфом Каринтийским, чтобы восстановить свою независимость.
  • 901: столкнувшись с венгерской опасностью , моравцы снова объединились и заключили союз с франками .
  • 4 июля 907 г.В Братиславе , то венгры разгромить баварец и Carentanes . Присутствие моравцев в этой битве не упоминается в франкских хрониках того времени, но вполне вероятно, что Моравия была побеждена одновременно с баварцами и карентанами, потому что Великая Моравия пала, а венгры захватили Словакию, а затем центральную часть. королевства, которое становится для них «  Верхней Венгрией  ». Этногенез западно-моравских жителей Чехии и Моравии дал начало чешскому народу, а этногенез восточно-моравских жителей на территории, которая на девять веков стала «  Верхней Венгрией  », породил словацкий народ .

Союз с Богемией

После года моравцы были разделены на несколько княжеств , подчиненных их более могущественным соседям, венграм и франкам . На западе, Пршемысловно в Чехии постепенно появляется в течение Й — го  века, так как повелители на этих землях славянских, и принять окончательным — в или (дата является неопределенной) — контроль Моравия. Три герцогства созданы для младших сыновей герцогов Богемии в Брно , Оломоуце и Зноймо . Во время разделения церквей Востока и Запада моравцы выбирают послушание Римской церкви . Моравия становится маркграфством в году и отныне будет разделять историю Богемии, с которой она связана, во времена Священной Римской империи, затем во времена Австрийской империи и, наконец, после Первой мировой войны , в составе Чехословакии .

Моравский народ?

«Не следует забывать еще один ключевой показатель: во время всеобщей переписи населения в 1991 году 1 360 000 граждан заявили о своей принадлежности к «моравскому народу». Силезцами себя назвали почти 45 000 человек», – заключает сотрудник Карлова университета, историк Петр Главачек.

Фото: Kirk, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

И в наши дни партия «Мораване» выдвигает лозунги: «Моравия должна быть на карте Европы», «Без «моравизма» мы иностранцы в собственной стране» и «Чем больше граждан во время переписи заявит о своей национальной принадлежности как мораване, тем легче будет восстановить территориальное самоуправление».

Пока нет данных, сколько граждан Чешской Республики объявили себя мораванами в ходе всеобщей переписи населения 2021 года. Сегодня для многих жителей региона это понятие – просто напоминание о древних корнях своей земли и общая историческая память.

Достопримечательности городов-соседей Моравии

Брно

Главной городской достопримечательностью считается как раз та самая ратуша, с которой связана эта удивительная история. В ее стенах хранится чучело крокодила — символ Брно. Когда в 17 веке его привезли из Турции, местные жители были поражены устрашающим видом незнакомого им существа, и сочли его за самого настоящего дракона. Еще одна историческая достопримечательность — Шпилбергская … Открыть »

Тршебич

Самой известной святыней Тршебича является базилика святого Прокопия, представляющая собой строение с тремя нефами. Строительство базилики началось в сороковых годах тринадцатого столетия и продлилось практически сорок лет. В оформлении храма четко видны элементы, характерные для готики и романского стиля. Причем все части священного здания прекрасно гармонируют и дополняют друг … Открыть »

Кромержиж

В период существования Великой Моравии на территории современного Кромержижа появилось первые жители. Однако в исторических документах об этом месте, упоминается в десятом году двенадцатого столетия. О нем говорится, как о деревне, которую приобрел Оломоуцский епископ, которого звали Иоганн Второй. Благодаря удачному расположению на перекрестке торговых путей, в шестидесятых годах … Открыть »

Оломоуц

На строительство новой ратуши понадобилось двадцать три года и в сорок третьем году пятнадцатого столетия появилось обновленное административное здание, которое на протяжении последующих лет неоднократно реконструировалось и видоизменялось. В настоящее время перед гостями города предстает трехэтажное здание, в котором можно посетить зал в готическом стиле, увидеть часовню Святого … Открыть »

Тельч

Одной из многочисленных святынь, сохранившихся в Тельче с давних времен, является храм, построенный во славу святого Иакова Старшего. Появился он в шестидесятых годах четырнадцатого столетия. После нашествия гуситов церковь практически полностью была разрушена и долго находилась в запущенном состоянии. Местные жители на тот период были бедны, и вкладывать средства в реконструкцию … Открыть »

Тренчин

Сильный пожар и войны уничтожили значительную часть исторических памятников, но несколько из них все же уцелело, и сегодня тысячи путешественников приезжают в Тренчин, чтобы полюбоваться его красотами. В центре города расположена площадь Mierove nam, на которой в 1712 году был установлен памятник «Чумная колонна». Он напоминает о трагических событиях начала 18 века, когда сотни местных жителей … Открыть »

Примечания

  1. Супрун А. Е., Молдован А. М. Старославянский и церковнославянский язык // Языки мира. Славянские языки. — М.: Academia, 2005. — С. 30. — ISBN 5-87444-216-X.
  2. ↑ , s. 91.
  3. См. соответствующие статьи указанных энциклопедий.
  4. ↑ Лаптева Л.П. Чешские земли в Средние века и Раннее Новое время // История южных и западных славян / Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С.. — Москва: Издательство Московского университета, 2008. — Т. 1. — С. 242. — ISBN 978-5-211-05388-5.
  5. Ирина Шушарина. Введение в славянскую филологию: учебное пособие / Славянские государства / Великая Моравия, 2015.
  6. Josef Poulík. «Jižní Morava země dávných slovanů», 1950. С. 129—130
  7. Лаптева Л. П. Чешские земли в Средние века и Раннее Новое время // История южных и западных славян / Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С.. — Москва: Издательство Московского университета, 2008. — Т. 1. — С. 243. — ISBN 978-5-211-05388-5.
  8. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. — (Studia Historica). — ISBN 5-94457-065-2.
  9. Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». История Средних веков. — М.: Олма-Пресс Образование, 2004. — С. 121.
  10. Анналы королевства франков (822 год).
  11. Гимбутас М. Славяне
  12. Sommer, Petr, «Bohemia and Moravia», in Berend, Nora, Christianization and the rise of Christian monarchy : Scandinavia, Central Europe and Rus’ c. 900—1200, Cambridge, UK ; New York: Cambridge University Press, pp. 214—262
  13. Фульдские анналы (846 год)
  14. Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье во второй половине I тыс. н.э.: Начальные этапы формирования государственности // ROSSICA ANTIQUA: Исследования и материалы. 2006 / Отв. ред. А. Ю. Дворниченко, А. В. Майоров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 6-39.
  15. Тржештик Д., Достал Б. Великая Моравия и зарождение Чешского государства // Раннефеодальные государства и народности (южные и западные славяне VI–XII вв.). М.: «Наука», 1991. – Стр. 87
  16. . // pamiatky.sk. Дата обращения: 4 марта 2016.
  17. Седов В. В. Древнерусская народность. М.: Языки русской культуры, 1999. – 317 с.
  18. Зоценко В. Н. Гнёздово в системе связей Среднего Поднепровья IX-XI вв., С. 122., 2001.
  19. Петрухин В. Я. Гнёздово между Киевом, Биркой и Моравией (Некоторые аспекты сравнительного анализа), 2001.
  20. Ширинский С. С. Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии // Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рождённые трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / Сост. А. Г. Кузьмин. 2-е изд., М., 1999. С. 393—394).
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 июля 2018.
  22. Иванов Й. Български старини из Македония. С, 1970. С. 307
  23. Vana Z. Madari а Slovane ve svetle archeologickych nalezu X—XII stoleti // Slovanska archeologia. 1954. 2
  24. ↑ , s. 92.
  25. , s. 93.
  26. , s. 95.

Моравский орел

Древнейшее из сохранившихся цветных изображений герба моравского маркграфа.

В его нынешнем виде Моравский орел был создан Оттокаром II Богемским в середине 13 века после того, как он стал королем Богемии . Моравский маркграф начал использовать Моравского орла в серебристо-красную клетку на синем поле в дополнение к чешскому серебряному льву на красном поле. С тех пор серебристо-красно-клетчатый орел с золотой короной и золотым клювом, языком и когтями на синем щите использовался на произведениях искусства и официальных документах.

Самое старое цветовое представление

Самое старое цветное изображение Моравского орла находится в холле городского замка (или дворца) Гоццобург в Кремсе, Австрия; Оттокар II Богемии правил современной Австрией. Серебряно-красный клетчатый орел издавна считался гербом Моравского края. По мнению некоторых исследователей, эти цвета произошли от цветов чешского льва (серебряного льва на красном щите) и связывали Моравию с королем Богемии и чешской монархией.

Другие старые цветовые представления

Йобст Моравский , миниатюра в Кодексе Гельнхаузена

Другая версия Моравского герба датируется 1361 годом в галерее гербов Карла IV в замке Лауф , построенном в 1356 году императором Карлом IV. недалеко от Нюрнберга на Рейх-роуд между Прагой и Нюрнбергом на руинах старого замка Штауф . Зал гербов содержит гербы Моравии и Богемии, других стран, духовенства, знати и городов.

Происхождение шахматной доски

Моравский орел отличается от других геральдических орлов своеобразной шахматной доской (a quila scacata ). Шахматная доска орла задокументирована на старейшей известной печати Зноймо от 1 сентября 1272 года, гербе короля Богемии Оттокара II (который был моравским маркграфом с 1247 года). В соответствии с традициями шахматная доска образована ромбами .

Кодекс Гельнхаузена

Gelnhausen Кодекс , написанный Jihlava города писец Ян де Gelnhausen в начале 15 — го века, содержит много освещенных представлений Моравского орла и Чешского льва.

Самое старое письменное упоминание

Самое древнее письменное упоминание о моравском орле содержится в стихотворной хронике Оттокара Штирии, которая описывает события в Центральной Европе с середины 13 века до конца первого десятилетия 14 века. В описании битвы при Крессенбрунне 12 июля 1260 года, в которой войска Оттокара II Богемии победили войска венгерского короля Белы IV , экфрас чешского знамени ( «in einem rȏten samît … ein lewe wîz» ; белый лев на красном поле) следует за Моравским знаменем ( «ein geschâchzabelten arn von rȏter und von wîzer varbe» ; бело-красный клетчатый орел).

Культура

Великая Моравия особенно важна тем, что знаменует начало письменности и, следовательно, славянской истории, литературы и культуры. Отметим среди прочего:

  •  : первая славянская школа (Великая Моравская академия, вероятно, в Девине)
  •  : первая церковь среди славян (в Нитре )
  • раннеславянская письменность
  • первый славянский перевод Библии
  • первый славянский свод законов
  • первое славянское архиепископство и др.

Хотя словаки во время разделения церквей Востока и Запада решили подчиниться Римской церкви , византийский двойной крест, принесенный Кириллом и Мефодием , до сих пор остается символом Словакии.

Союз с Богемией

Богемское государство в 10 веке

Йобст Моравский , маркграф Моравский и король римлян

После поражения мадьяр императором Отто I в битве при Лехфельде в 955 году союзник Отто Болеслав I , правитель Чехии Пршемысловичей , получил Моравию. Польский Болеслав I Хробрый аннексировал Моравию в 999 году и правил до 1019 года, когда князь Пршемысловичей Бретислав отвоевал ее. С тех пор Моравия поделилась своей историей с Богемией. После смерти своего отца в 1034 году Бретислав также стал правителем Богемии. В 1055 году Бретислав постановил, что Богемия и Моравия будут унаследованы вместе по первородству , хотя он также постановил, что его младшие сыновья будут править частями (кварталами) Моравии в качестве вассалов его старшего сына.

На протяжении всей эпохи Пржемысловичей младшие князья часто правили всей Моравией или ее частью из Оломоуца , Брно или Зноймо , с разной степенью автономии от правителя Чехии. (В основном герцоги Оломоуцкие обычно выступали в роли «правой руки» пражских герцогов и королей. Герцоги Брно и особенно Зноймо были гораздо более непокорными.) Моравия достигла пика автономии в 1182 году, когда император Фридрих I возвел Конрада II Отто Зноймо до статуса маркграфа , немедленно подчиненного императору, независимого от Богемии. Этот статус был недолгим: в 1186 году Конрад Отто был вынужден подчиниться верховному правлению чешского герцога Фридриха . Три года спустя Конрад Отто наследовал Фредерику на посту герцога Богемии и впоследствии отменил свой титул маркграфа. Тем не менее, титул маркграфа был восстановлен в 1197 году, когда Владислав III, герцог Богемии, разрешил спор о престолонаследии между ним и его братом Оттокаром , отрекшись от чешского престола и приняв Моравию в качестве вассальной земли чешских (то есть Праги) правителей. Владислав постепенно основал эту землю как маркграфство , немного отличное в административном отношении от Богемии.

Королевство Богемия и прилегающие земли во время гуситских войн

Основная линия династии Пржемысловичей вымерла в 1306 году, а в 1310 году Ян Люксембургский стал маркграфом Моравии и королем Богемии. В 1333 году он сделал своего сына Карла следующим маркграфом Моравии (позже, в 1346 году, Карл стал также королем Богемии). В 1349 году Карл передал Моравию своему младшему брату Джону Генриху, который правил в маркграфстве до своей смерти в 1375 году, после него Моравией правил его старший сын Йобст Моравский, который в 1410 году был избран королем Священной Римской империи, но умер в 1411 году (в в настоящее время он похоронен вместе со своим отцом в церкви Св. Фомы в Брно — столице Моравии, откуда они оба правили). Моравия и Богемия оставались в составе люксембургской династии королей и императоров Священной Римской империи (кроме периода гуситских войн ), пока не были унаследованы Альбертом II Габсбургским в 1437 году.

После его смерти последовало междуцарствие до 1453 года; земля (как и остальные земли чешской короны) находилась в ведении ландфридов ( landfrýdy ). Правление молодого Ладислава Посмертного просуществовало менее пяти лет, и впоследствии (1458 г.) королем был избран гуситский Георгий Подебрадский . Он снова объединил все чешские земли (затем Чехию, Моравию, Силезию, Верхнюю и Нижнюю Лужицу) в единоличное государство. В 1466 году папа Павел II отлучил Георгия от церкви и запретил всем католикам (т.е. 15% населения) продолжать служить ему. Затем последовал венгерский крестовый поход, и в 1469 году Матиас Корвинус завоевал Моравию и провозгласил себя (с помощью восставшей чешской знати ) королем Богемии.

Последующий 21-летний период разделенного королевства стал решающим для растущего осознания специфической моравской идентичности, отличной от Богемии. Хотя Моравия воссоединилась с Богемией в 1490 году, когда Владислав Ягеллон , король Богемии, также стал королем Венгрии, некоторая привязанность к моравским «свободам» и сопротивление правительству Праги продолжались до конца независимости в 1620 году. В 1526 году сын Владислава. Луи погиб в бою, и его преемником был избран
Габсбург Фердинанд I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector