Иван тургеневотцы и дети

Этапы создания

До написания произведения Тургенев сотрудничает с журналом «Современник». После конфликта с Добролюбовым прекращает работу. Чтобы понимать лучше последовательность событий, написан конспект для урока. Кратко об истории создания произведения «Отцы и дети»:

  1. Появляется умысел нового творения в 1860 году на острове Уайт, автор составляет план сочинения.
  2. В этом же году работа начинается в Париже.
  3. К весне 1861 г. создана первая половина романа.
  4. В Спасском Иван Сергеевич заканчивает писать в июле 1861 года.
  5. В Париже Тургенев переделывает рукописи и вносит поправки, в течение осени и зимы 1861 г.
  6. Впервые произведение публикуют в журнале «Русский вестник» (1862).
  7. Отдельное издание печатают осенью в 1862 году.

Демократическое направление романа усиливает то, что произведение посвящено В. Г. Белинскому. В роли главного героя видны черты Виссариона Григорьевича и качества народа его типа.

Этапы работы на романом

Первый замысел будущего произведения возник у Ивана Сергеевича в 1860 году, когда писатель находился в Англии. Тургенев полагал, что он напишет небольшую повесть, о романе от тогда не помышлял. Однако последующая работа над рукописью привела его к мысли, что только жанр романа может в полной мере отразить те глобальные мысли, которые автор хотел донести до читателей.

Через несколько месяцев Иван Тургенев перебрался из Англии в Париж и там составил подробный план будущего произведения, прописав весь сюжет до мельчайших деталей. К весне 1861 года первая половина романа была завершена. 

Однако вскоре работа застопорилась, и писатель понял, что заграницей он не сможете завершить произведение, полностью посвященное России. В мае 1861 года он возвращается на родину и там, в течение пары месяцев заканчивает роман. 

Июль Тургенев посвятил чтению рукописи своим друзьям. Те давали писателю обратную связь, на основе которой Иван Сергеевич вносил правки. На эту работу ушло еще три месяца работы. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Отцы и дети»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Отцы и дети»

для самых компанейских —

Главные герои «Отцы и дети»

для самых занятых —

Читательский дневник «Отцы и дети»

для самых любопытных —

Анализ «Отцы и дети» Тургенев

для самых крутых —

Читать «Отцы и дети» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы сентября для 10 класса:

Краткое содержание «Душечка»

Анализ «Свои люди — сочтёмся» Островский

Ольга Ильинская

Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад»

Главная тема пьесы «Вишневый сад»

Базаров

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова

Смысл названия и символика пьесы «Гроза»

Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского

Краткое содержание «Пир во время чумы»

Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» герои часто описываются с помощью сравнения с предметным миром. С помощью таких оборотов автор раскрывает характер персонажей и показывает их отношение к окружающему миру. Например, про робкую и боязливую Фенечку он пишет, что она «высматривала как зверёк».

Автор также показывает характеристику персонажей с помощью интерьеров. Дом Василия Базарова характеризует его как доброго и образованного, но не всегда собранного и аккуратного человека. А с помощью таких приемов, как описание интерьера комнаты сразу от двух лиц (Фенечки и Павла Кирсанова) Тургенев показывает, как по-разному эти два персонажа относятся к миру.

В романе «Отцы и дети» представлен раскол интересов общества на два поколения: консервативных «отцов» и прогрессивных «детей». Примечательно, что это происходит всего за несколько лет до отмены крепостного права – события, которое сильно пошатнем привычный для русских людей уклад. В произведении есть множество примеров взаимодействия людей из разных поколений, а также показана смерть – как физическая (Евгений Базаров), так и духовная (Павел Кирсанов).

Время создания

Иван Сергеевич Тургенев один из первых заметил смену одного поколения другим. Создание и появление романа «Отцы и дети» происходит в достаточно переломный период для России: общество поделилось на два лагеря – «отцов» и «детей» – между которыми происходила политическая борьба. Старшее поколение уже уходило с арены действия, но не желала этого принять. «Отцы» не были готовы отдавать свое место новому поколению.

И. С. Тургеневу удалось показать этот переход от одной идеологии к другой. Роман «Отцы и дети» становится своеобразной иллюстрацией постепенного падения дворянства, на смену которого приходят «новые люди».

Творческая история романа

В августе 1860 года Иван Сергеевич Тургенев находился в Англии. Он прекрасно проводил время на острове Уайт. Когда он принимал морские ванны в Вентноре, по воспоминаниям самого писателя, неожиданно ему в голову пришла мысль — написать «большую повесть». После этого автор стал понемногу работать над своим новым произведением.

В одном из своих писем Тургенев пишет о том, что прототипом главного героя-нигилиста стал его попутчик в вагоне. Как вспоминал сам Тургенев, из-за больших снежных заносов их поезд не мог ехать дальше, поэтому у Ивана Сергеевича было время как можно лучше познакомиться с молодым доктором из провинции. Известно, что этот попутчик умер незадолго до написания Тургеневым романа.

Уже осенью этого же года Иван Тургенев, находясь в Париже, составляет свой «план» повести, по которому и начинает писать. Кстати, план нового произведения был проработан Иваном Сергеевичем до малейших подробностей. Сам автор романа «Отцы и дети» рассказывал всем, что замысел ему очень нравится, и он желает закончить это произведение уже к весне.

Зимой автор начинает писать свою «большую повесть», и к весне половина романа уже была готова. Но тут происходит что-то странное — Тургенев больше не может плодотворно трудиться над своим произведением. В письмах он сообщает друзьям, что на него негативно влияет постоянное пребывание в Париже.

Только вернувшись в Россию, находясь в своем имении, летом 1861 года писатель наконец-то заканчивает свою работу над романом. Но на этом Иван Сергеевич не остановился. Вернувшись в Париж, он читает свою рукопись друзьям и знакомым, а затем дополняет ее и вносит некоторые правки. После этого он отсылает черновой вариант романа своему другу Павлу Анненкову. Тот, прочитав роман, отослал ее назад уже вместе со своими дополнениями и замечаниями. После этого Тургенев опять делает некоторые исправления и правки в тексте романа. Эта работа шла в течение трех-четырех месяцев.

Первая публикация романа состоялась весной 1862 года в журнале «Русский вестник». А вот отдельной книгой это тургеневское произведение вышло лишь только осенью 1862 года.

Этапы создания:

  1. Возник замысел нового произведения (Вентнор, 1860 год),
  2. Начало работы (Париж, 1860 год),
  3. Написана первая половина романа (весна 1861 года),
  4. Завершение работы (Спасское, июль 1861 года),
  5. Изменение рукописи и внесение правок (Париж, осень и зима 1861 года),
  6. Первая публикация («Русский вестник», 1862 года),
  7. Отдельное издание произведения (осень 1862 года).

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений

Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Образ главного героя

Современники часто говорили о том, что Н. А. Добролюбов и стал прототипом главного героя романа «Отцы и дети». Считалось, что Базаров – настоящая пародия на молодого критика.

И. С. Тургенев и Н. А. Добролюбов относились к разным поколениям, они не могли понять друг друга. Этот конфликт поколений и стал основой романа «Отцы и дети».

Однако сам писатель отрицает, что прототипом Базарова явился Н. А. Добролюбов. По его словам, находясь в Англии, он познакомился с молодым провинциальным врачом, и именно из его образа стал зарождаться Базаров.

Изучив труды нигилистов, которые отрицают все общепринятые нормы, И. С. Тургенев решает сделать нигилистом своего главного героя. Сам писатель отмечал, что был удивлен тому, что до этого он не встречал литературные образы нигилистов, хотя они «чудились повсюду». И. С. Тургеневу одному из первых удалось увидеть этот новый тип людей.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «История создания «Отцов и детей»», рассмотрит основные этапы создания романа, продемонстрирует события, которые отразил в своем произведении И. С. Тургенев, а также покажет прототипы главного героя.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Отцы и дети»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Отцы и дети»

для самых компанейских —

Главные герои «Отцы и дети»

для самых занятых —

Читательский дневник «Отцы и дети»

для самых любопытных —

Анализ «Отцы и дети» Тургенев

для самых крутых —

Читать «Отцы и дети» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы сентября для 10 класса:

Таблица «Сравнительная характеристика Штольца и Обломова»

Характеристика героев пьесы «Вишневый сад»

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»

«Медный всадник» очень краткое содержание

Анализ «Вишнёвый сад» Чехов

Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён» Лермонтова

Смысл названия и символика пьесы «Гроза»

Последнее свидание Катерины и Бориса

Краткое содержание «Записки сумасшедшего»

Краткое содержание «Обломов»

Смысл названия

Почему автор назвал свой роман именно так? Выше мы еще ни слова не сказали о буквальном противостояние отцов и детей, то есть младшего поколения и старшего, хотя это вопрос вечный. Младшее поколение волей-неволей отрицает старшее. Таков закон отрицания отрицания. То есть когда придет третье поколение, оно будет усовершенствованным первым. В романе отцы — Кирсановы и Базаровы старшие, дети — Аркадий и Евгений Базаров. Это частный конфликт, представленный разногласиями Кирсановых и Базарова.

Однако частный конфликт перетекает в конфликт глобальный. Конфликт двух сословий, где отцами представлено дворянство, а детьми — разночинцы. Герои остаются те же, но они изображены на большом фоне второстепенных персонажей. Одинцова с сестрой Катей, Колязин, Кукшина — дворяне, Ситников — разночинец. Но автор позволяет именно сливкам двух сословий защищать свои интересы: «Если таковы сливки, то каково же молоко?». Это действительно прослеживается в тексте, Базаров — сливки, а вот Ситников уже — молоко. Такие же дела с Кирсановыми-старшими и Кукшиной.

Таким образом, название романа двойственно и, удивительным образом, отражает сразу 2 смысла. Конфликт поколений и конфликт сословий. Таков смысл заглавия, данного Тургеневым.

Низость Курагиных

Курагины — совсем другое дело. В «Войне и мире» проблема отцов и детей для них выражается в собственной низости и беспринципности. Князь Василий совершил множество ошибок в воспитании. Он наделил потомков следующими качествами:

  • беспредельным эгоизмом;
  • циничным отношением ко всему;
  • готовностью совершить что угодно для собственной выгоды.

Отец не учёл одно: дети окажутся подобны ему, они не постесняются разрушить всю семью, если это понадобится для какой-нибудь личной цели. Несмотря на это, он всё же пытается им помочь устроиться в жизни: помогает сыну попасть на «тёплое» место по службе, а дочке — найти самого выгодного жениха.

Показателен разговор Василия Курагина с Анной Павловной. Там звучит признание, что дети для него обуза, которую он вынужден терпеть. В первую очередь он пожинает плоды своих же ошибок. Это явно говорит об отсутствии у него родительских чувств к ним. Их связь выражается только общими делами и формальными обязательствами, а внутренней привязанности между ними нет и в помине.

Писатель выразил в этой семье всё, что он презирал во дворянстве того времени. Это собирательный образ дурных качеств в литературе, присущих знати в той или иной степени. Для него такие семьи не просто разрушаются изнутри, но ещё и оказывают катастрофическое влияние на государство и общество в целом.

Базаров — герой своего времени или лишний человек?

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному.

Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения — нигилизма.

Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов. Главный герой романа Евгений Базаров — персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма.

Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров — нигилист по духу, Аркадий — на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы — так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество.

Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же?

Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее.

На вопрос этот ответила история. Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе.

Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России.

Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное.

Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров — человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно необходимо… Если базаровщина — болезнь, то она — БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…»

Базаров и его родители

В любви, в том числе и родительской, Базаров видел лишь инстинкт, свойственный и животным. Поэтому он не находит с родителями общего языка, а в отчем доме томится, пробыв там всего три дня. Он не видит, не чувствует и не понимает всей силы родительской любви.

Отец так же, как и он, увлечён медициной, но Евгению кажется, что старик уже отстал от века, что его медицинские познания устарели, и он высокомерно обрывает отца, как только тот пытается обсудить какую-то теоретическую медицинскую проблему. Профессиональный разговор с отцом ему скучен, и он это даже не старается скрыть.

Но родители, особенно отец, стараются понять своего сына. Отец чувствует, что медицина — не главное в жизни его сына, что интересы его шире, что его что-то сильно волнует, кроме науки. Об этом он разговаривает с Аркадием.

Исторический контекст романа «Отцы и дети»

Иван Тургенев стал одним из первых писателей, которые в середине XIX века заметили и описали смену одного поколения российского общества другим. Написание и публикация романа пришлись на переломный для Российской империи момент: общественность разделилась на два лагеря, между которыми вспыхнула нешуточная борьба, и найти компромисс не представлялось возможным. Автор ясно видел, что время «отцов» подходило к концу, однако старшее поколение не желало сдавать свои позиции, уступать место под солнцем молодежи, признавать, что наступает новая эпоха с новыми ценностями. Писателю удалось ярко и образно изобразить смену одной идеологии на другую. Роман «Отцы и дети» проиллюстрировал процесс отживания дворянства, на смену которого пришли люди «нового времени».

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.

Сравнение принципов двух семей

Проблема взаимоотношений отцов и детей актуальна во все времена

Очень важно то, какое воспитание родители дают своим детям, но также важны и отношения в семье. В строгости и жесткости можно воспитать волю, но наиболее гармоничные личности вырастают в семьях, где детям позволено иметь свое мнение

Семью Ростовых Толстой представляет как идеал взаимоотношений между родителями и детьми. Здесь царят гармония и взаимоуважение.

Направление принципов воспитания Болконских автор показывает жестким и диктаторским. Марья обречена на безбрачие, жизнь в доме тирана. Она смирилась с этим, а отцу безразлична ее женская судьба, хотя он очень любит Марью. В поисках достойного кавалера, Николай Андреевич способен и вовсе оставить дочь без семьи и детей. Андрей стремиться убежать из родительского дома, но на его личности сказывается жесткость в принципах воспитания. Это говорит о том, что на плечи родителей ложится судьба сына или дочери, ведь принципы воспитания – прямая дорога, по которой предстоит идти выросшему человеку самостоятельно.

Проблема отношения между старшим и молодым поколением – вечный вопрос, который в своем творчестве поднимает множество авторов

На примере произведения «Война и мир», мы видим, насколько важно вкладывать в воспитание детей любовь и готовность поддерживать начинания и идеи ребенка

Сравнивая принципы воспитания в нескольких семьях, Толстой показывает, как важно уделять внимание тому, что происходит с ребенком, контролировать его поведение, но не влезать в его жизнь. Так, на примере Курагиных читатель может увидеть и оценить, что собственный пример – одна из немаловажных составляющих воспитания. Дурное воспитание передается детям автоматически, и очень важно не только воспитывать детей в кругу семьи, но и создавать общественный контроль над воспитанием молодого поколения

Дурное воспитание передается детям автоматически, и очень важно не только воспитывать детей в кругу семьи, но и создавать общественный контроль над воспитанием молодого поколения. Роман «Война и мир» способен много рассказать о важных принципах жизни в обществе, в том числе о воспитании детей и проблемах столкновения интересов поколений

Роман «Война и мир» способен много рассказать о важных принципах жизни в обществе, в том числе о воспитании детей и проблемах столкновения интересов поколений.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Отцы и дети в романе «Война и мир», дать сравнительную характеристику принципов воспитания в двух разных семьях.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Война и мир»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Война и мир»

для самых компанейских —

Главные герои «Война и мир»

для самых занятых —

Читательский дневник «Война и мир»

для самых любопытных —

Анализ «Война и мир» Толстой

Тест по произведению

  1. /31

    Вопрос 1 из 31

Самые популярные материалы сентября для 10 класса:

Смысл названия пьесы «Гроза»

Анализ «Бахчисарайский фонтан» Пушкин

Философская лирика Лермонтова

«Вишнёвый сад» — драма, комедия или трагедия?

«Отцы и дети» очень краткое содержание

Сочинение «Причины конфликтов отцов и детей»

Анализ «Вишнёвый сад» Чехов

Характеристика Лопахина из «Вишневого сада»

Краткое содержание «Палата номер 6»

История создания пьесы «Гроза»

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но всё это построено на контрасте.

Антитеза использована и при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставлении городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нём сталкиваются яркие личности, каждый из которых убеждён в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого даётся в сравнении с ним. Всё это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой и ведёт борьбу Базаров.

Главный герой

Евгений Васильевич Базаров

Евгений Васильевич Базаров — молодой разночинец, он учится на доктора, изучает естественные науки. Базаров — материалист, презирающий романтизм, искусство, любовь, не чувствующий красоту природы. Он убеждённый нигилист, не признающий никаких авторитетов.

Базаров умён, хорошо образован, увлечён естественными науками. Для него природа — не храм, а мастерская. Базарову свойственны такие черты характера как самоуверенность, ироничность, насмешливость. В гостях у Кирсановых он ведёт себя развязно, непочтителен к хозяевам, резок в разговорах с Павлом Петровичем, которого сразу невзлюбил за аристократизм манер.

Подробная характеристика Евгения Васильевича Базарова здесь.

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует начать с толкования смысла названия «Отцы и дети». Из названия сразу становится ясно, о чём будет повествование, речь пойдёт о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями, о разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Отцы и дети»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Отцы и дети»

для самых компанейских —

Главные герои «Отцы и дети»

для самых занятых —

Читательский дневник «Отцы и дети»

для самых крутых —

Читать «Отцы и дети» полностью

Базаров и Одинцова

В имении Анны Сергеевны Одинцовой Аркадий и Базаров провели около двух недель. Евгений влюбляется в Одинцову, но своё чувство пытается скрыть. Она тоже не безразлична к нему.

Чем же привлёк Базаров холодную барыню Одинцову?

Конечно же, своей неординарностью. Ей интересно с ним, она тоже сильно отличается от женщин светского общества губернского города, которое её не привлекает, и она там чувствует себя чужой. И вот появился человек, не похожий на других, смело выражающий свои взгляды, имеющий на всё своё мнение. Конечно, он мог заинтересовать умную Одинцову. Она, возможно, готова полюбить Базарова, но эта любовь и притягивает, и страшит её.

А молодой нигилист и вовсе не готов к этому чувству, он его отрицает и не может допустить в себе. К тому же Базаров не знает, как вести себя с женщиной, в его готовые нигилистические схемы это чувство не укладывается: в любовь он не верит, но не понимает, что за томление испытывает. Сцена признания в любви Базарова к Одинцовой описана автором как мучительный процесс: это не просто любовь, а любовь-злоба. Он злится на неё и на себя самого за слабость. Он не ожидал, что в его душе может возникнуть чувство, которое он высмеивал в других.

И хотя Анна Сергеевна обладает всеми привлекательными для женщины качествами, она не способна на искреннюю, всепоглощающую любовь, на безрассудный поступок. Она понимает, что Базаров не может дать ей то, в чём она нуждается: покой, комфорт, гармонию.

Они расстаются. Но любовь в душе Базарова всё-таки восторжествовала: умирая, он хочет видеть именно Одинцову.

Тирания Болконского

Семья Андрея Болконского живёт не в лучшей атмосфере. Глава дома обладает множеством качеств, возведённых в абсолют:

  • богатство и знатность рода;
  • большое влияние на других;
  • чрезмерная строгость и официальность.

На этом примере отцы и дети в «Войне и мир» переживают скрытый конфликт, который не выражается явно. Авторитет главы семейства настолько велик, что с ним страшно вступать в открытое столкновение, поэтому семья ведёт себя зажато, скрытно и малоэмоционально. Нельзя было ждать другого, ведь это прямая преемственность от идей родителей. Немое напряжение, которое никак не может вылиться в скандал.

Если Андрей всё ещё пытается отделиться от отца и выбрать своё направление в жизни, Мария покорилась судьбе. Из-за придирчивости князя она никак не может найти себе мужа. Впоследствии это грозит тем, что она так и останется одна либо будет вынуждена оказаться в одной семье с нелюбимым человеком.

Старый отец всё же смягчается прямо перед смертью. Он чувствует потребность, чтобы простить всех своих старых врагов, поблагодарить за всё друзей. Рядом остаётся Мария, и она жалеет его, хоть и стала главной жертвой деспотизма. Она всё же чтит семейный очаг, поэтому не забывает своих корней, не отгораживается от них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector