Отцы и дети

Главный герой

Евгений Васильевич Базаров

Евгений Васильевич Базаров — молодой разночинец, он учится на доктора, изучает естественные науки. Базаров — материалист, презирающий романтизм, искусство, любовь, не чувствующий красоту природы. Он убеждённый нигилист, не признающий никаких авторитетов.

Базаров умён, хорошо образован, увлечён естественными науками. Для него природа — не храм, а мастерская. Базарову свойственны такие черты характера как самоуверенность, ироничность, насмешливость. В гостях у Кирсановых он ведёт себя развязно, непочтителен к хозяевам, резок в разговорах с Павлом Петровичем, которого сразу невзлюбил за аристократизм манер.

Подробная характеристика Евгения Васильевича Базарова здесь.

«Отцы и дети» — конфликт Базарова и Кирсанова: сочинение


«Отцы и дети» — конфликт Базарова и Кирсанова

Тема отцов и детей и конфликта между ними – вечная. Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе — представители двух противоборствующих сторон. Вот сочинение по теме «Отцы и дети» — конфликт Базарова и Кирсанова»:

Базаров – прогрессивный молодой человек нового поколения, который считает, что систему надо менять и разрушать, но не предлагает ничего взамен, разночинец. Павел Петрович – это дворянин старой закалки, который считает, что молодыми людьми подобного типа двигает глупость. Именно поэтому в нем нарастает раздражение практически с самого начала творения.

Базаров раздражает Кирсанова не только суждениями, но и поведением и даже внешностью. Однако в споре молодой человек с радикальными взглядами выглядит спокойнее, чем зрелый аристократ. А вот Кирсанову не хватает аргументов, и он порой переходит на личности. Евгений презрительно относится и к аристократам, и к народу. Авторитетов для него и вовсе нет. Любовь – физиология, искусство – пустая трата времени, а вот человек должен образовываться сам и соглашаться только с тем, что проверено на практике. Наука же – главенствующая ступень развития.

Кирсанов привык жить по старой системе, его устраивает тихая, но сытая жизнь в имении, он ценит любовь и искусство (как всякий аристократ), восхищается религией. Что же касается Базарова, ему все это чуждо. Он уверен, что именно молодое племя нигилистов и реалистов должно править страной, а все устаревшее нужно отсекать.

Можно сказать, что это вечный конфликт. Ситуация, когда старое поколение не сдает позиций, а молодое требует от него уступить пальму первенства, имеет место не только в обществе, но и во многих современных семьях.

Исторический контекст романа «Отцы и дети»

Иван Тургенев стал одним из первых писателей, которые в середине XIX века заметили и описали смену одного поколения российского общества другим. Написание и публикация романа пришлись на переломный для Российской империи момент: общественность разделилась на два лагеря, между которыми вспыхнула нешуточная борьба, и найти компромисс не представлялось возможным. Автор ясно видел, что время «отцов» подходило к концу, однако старшее поколение не желало сдавать свои позиции, уступать место под солнцем молодежи, признавать, что наступает новая эпоха с новыми ценностями. Писателю удалось ярко и образно изобразить смену одной идеологии на другую. Роман «Отцы и дети» проиллюстрировал процесс отживания дворянства, на смену которого пришли люди «нового времени».

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Английские переводы

  • Юджин Шайлер (1867)
  • Констанс Гарнетт (1895, как отцы и дети )

    • Отредактировано Ральфом Э. Мэтлоу (1966, переименовано в Отцы и Сыновья )
    • В редакции Элизабет Череш Аллен (1994, переименованный в Отцы и Сыновья )
  • Изабель Ф. Хэпгуд (1903, как отцы и дети )
  • Си Джей Хогарт (1921)
  • Ричард Хэйр (1947, отцы и дети )
  • Гарри Стивенс (1950)
  • Бернар Гильбер Герни (1961)
  • Джордж Риви (1961)
  • Бернард Айзекс (1962)
  • Аврил Пайман (1962, как отцы и дети )
  • Розмари Эдмондс (1965)
  • Барбара Макановицки
  • Ричард Фриборн (1991)
  • Майкл Р. Кац (1994, первоначально опубликовано как « Отцы и дети» ; переименовано в « Отцы и дети» в 2008 году)
  • Питер Карсон (2009)
  • Майкл Пурсглов (2010, как отцы и дети )

Анализ произведения

В романе поднимаются противоречия в понимании друг друга двух поколений. Автор не только раскрывает конфликт, но и вместе с героями пытается найти выход из сложившейся ситуации. «Отцы и дети» ясно указывают на то, что старый уклад жизни уже изжил себя, а новый только формируется. Действие романа происходит накануне отмены крепостного права. Система, при которой поместное дворянство жило за счёт рабского труда крестьян, давно требовала перемен. Любое безвременье, считает автор, рождает таких людей, как Базаров — нигилистов, полностью отринувших прошлое, но не нашедших себя в будущем, отрицающих государственное устройство и моральные ценности. Сам писатель был сторонником постепенных, реформенных преобразований, насилие революции он не принимал.

Главные темы

  • Основная тема произведения звучит в названии романа — многогранная тема отцов и детей. Это не только известный конфликт поколений — старшего и молодого, но и столкновение старых и новых взглядов на жизнь, разных типов мировоззрения. Базаров — представитель нового поколения, тип нового человека. Он отрицает образ жизни аристократов, видя в нём зло для народа, препятствие к развитию. Вместе с тем герой — вульгарный материалист, он готов ниспровергнуть и все нравственные ценности. Носители старых взглядов — семья Кирсановых. Тургенев писал, что вывел в их образах представителей передового дворянства. «Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?».
  • Второй темой можно считать критику чрезмерно материалистического взгляда на мир. Базаров — скептик и нигилист, презиравший романтическое отношение к женщинам, всегда искавший в них один «толк», вдруг переполняется этой самой романтической любовью к женщине, от которой «толку» не добиться. Скептицизм Тургенева по поводу нового мировоззрения подчеркивают такие персонажи, как Кукшина и Ситников. Эти недалёкие люди со слабой мыслительной деятельнстью в подражании Базарову нелепы, в их исполнении идеи нигилизма ещё более непривлекательны.

Композиция

Композиция романа кольцевая. Всё произведение — это две поездки Базарова и Аркадия Кирсанова по одному маршруту: поместье Кирсановых — поместье Одинцовой — небольшое имение Базаровых. В первом путешествии у Базарова в каждом имении новые встречи и знакомства, во втором — расставания, горькие разрывы, прощания, последнее целование. Так роман делится на две части с разной эмоциональной окраской: Базаров-победитель и Базаров-побеждённый.

Во второй части герой переживает внутреннюю перемену, которая нанесла удар по его мировоззрению. Он уже не может всё отрицать. И. С. Тургенев показал нового человека трагической фигурой. В начале романа Базаров появляется у Кирсановых уверенным в себе и в своих убеждениях, во второй части произведения новые чувства Евгения вступают в противоречие с его мировоззрением. Любовь к Одинцовой его изменила, пошатнула принципы нигилизма.

Жанр

Жанр этого классического произведения — роман, содержащий достоверное и точное изображение быта и реалий, современных И. С. Тургеневу. Правдивое и точное описание чувств персонажей помогают читателю разделить переживания героев. В спорах между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым отображается социально-идеологическое противостояние двух миров — аристократа-либерала и разночинца-нигилиста.

Смысл названия

Почему автор назвал свой роман именно так? Выше мы еще ни слова не сказали о буквальном противостояние отцов и детей, то есть младшего поколения и старшего, хотя это вопрос вечный. Младшее поколение волей-неволей отрицает старшее. Таков закон отрицания отрицания. То есть когда придет третье поколение, оно будет усовершенствованным первым. В романе отцы — Кирсановы и Базаровы старшие, дети — Аркадий и Евгений Базаров. Это частный конфликт, представленный разногласиями Кирсановых и Базарова.

Однако частный конфликт перетекает в конфликт глобальный. Конфликт двух сословий, где отцами представлено дворянство, а детьми — разночинцы. Герои остаются те же, но они изображены на большом фоне второстепенных персонажей. Одинцова с сестрой Катей, Колязин, Кукшина — дворяне, Ситников — разночинец. Но автор позволяет именно сливкам двух сословий защищать свои интересы: «Если таковы сливки, то каково же молоко?». Это действительно прослеживается в тексте, Базаров — сливки, а вот Ситников уже — молоко. Такие же дела с Кирсановыми-старшими и Кукшиной.

Таким образом, название романа двойственно и, удивительным образом, отражает сразу 2 смысла. Конфликт поколений и конфликт сословий. Таков смысл заглавия, данного Тургеневым.

История создания

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала  «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Отцы и дети»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Отцы и дети»

для самых компанейских —

Главные герои «Отцы и дети»

для самых занятых —

Читательский дневник «Отцы и дети»

для самых любопытных —

Анализ «Отцы и дети» Тургенев

для самых крутых —

Читать «Отцы и дети» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы сентября для 10 класса:

Краткое содержание «Душечка»

Анализ «Свои люди — сочтёмся» Островский

Ольга Ильинская

Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад»

Главная тема пьесы «Вишневый сад»

Базаров

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова

Смысл названия и символика пьесы «Гроза»

Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского

Краткое содержание «Пир во время чумы»

Замысел романа

Тургенев во время своей поездки в Англию встретился с юношей, имевшим профессию доктора. Общение с этим молодым человеком сильно вдохновило писателя. Он задумался о пороках общества в целом, а особенно об обстановке дел на его родине. Позже, расшифровывая замысел романа, в дневниковых записях он фиксирует такую мысль: «Если сливки так плохи, то каково же молоко». Речь идет о том слое общества, которое считается высшим кругом, привилегированным, имеющим особые права и возможности и считающем, что такое положение освобождает его от исполнение многих общечеловеческих обязанностей, но наделяет возможностями, недоступными другим.

Этот молодой врач в разговор с Иваном Сергеевичем запомнился ему не только благородной профессией и свежестью лица, а также смелой точкой зрения на окружающий мир. Причем, интересна не только позиция юноши, но и умение грамотно ее высказать, подкрепить аргументами и фактами из реальности. Тогда после путешествия по железной дороге на остров Уайт, Тургенев и принимает решение запечатлеть все эти мысли в прозаической форме.

Изначально Иван Сергеевич видит произведение в виде небольшой рассказа или повести. Он не хочет наполнять историю большим количеством действующих лиц, основная цель — представить философию главного героя, совпадающее с его личной. Тургенев одним из первых русский писателей заговорил на страницах своих произведений о смене поколений и о том, что порой это, действительно, серьезные изменения, которые могут изменить общество в любую сторону — как положительно, так и отрицательно.

Объяснение сюжета

В романе Тургенева «Отцы и дети» смысл названия носит двойственный характер. Отцы и дети символизируют не только непонимание между родителями и детьми, но и борьбу двух мировоззрений.

Смысл конфликта двух поколений – разность интересов, ценностей, неспособность принять чужие взгляды, идеалы.

Помимо темы противостояния поколений, автор поднимает вопросы:

  • любви;
  • дружбы;
  • семейных отношений.

Но основной смысл романа Тургенева – рождение нового явления в обществе – нигилизма, ставящего под сомнение существующие государственные устои. Базаров в глазах автора не только нигилист, но и революционер, новатор, отличающийся новыми идеями, стремлениями.

Роман писался во время «переходного периода». Мир стоял на пороге изменений. Но время таких людей, как Базаров, еще не пришло. Для них нет места в обществе, они лишние.

Отношение автора Тургенева к героям романа «Отцы и дети»: сочинение


Отношение автора Тургенева к героям романа «Отцы и дети»

Писатель может создать творение, но не разделять взгляды на него со своими читателями. Вот сочинение на тему «Отношение автора Тургенева к героям романа «Отцы и дети»:

Можно сказать, что Тургенев на стороне старшего поколения – ему нравится увлечение Кирсанова поэзией, также писатель трепетно относится к любви. Что же касается циничного и грубоватого молодого Базарова – он Тургенева открыто раздражает. И мало того, вряд ли бы Тургенев убил в творении своего любимого героя.

Этим поступком он юношу «проучил» и показал, что мыслящая таким образом, молодежь, идет неверной тропой. Такие как Евгений, ничего не добьются. Но невозможно сказать, что писатель ненавидит Базарова. Ему неприятно отношение молодого врача к искусству, любви, природе. Однако Тургенев поощряет задор героя и его революционные взгляды. В некоторых моментах он даже поддерживает Евгения.

Так или иначе, писатель недооценивал революционеров. Он думал, что такие, как Евгений не нужны России, но ошибался. В романе у главного героя нет последователей, а в реальности они нашлись. Правда, несколько позже.

Критика

  • Как считал Белинский, произведение оказалось ожидаемым плодом творчества Тургенева. Он отметил отсутствие интереса к сюжетной линии и основным персонажам с первой же части после прочтения романа. По высказываниям критика его смущает текст в «художественном плане», он не вызвал каких-то отрицательных или положительных эмоций.
  • Буренин этому роману выделяет почетное место, ставя его в ряд с сочинениями Толстого «Война и мир» и Пушкина «Евгений Онегин». Основного героя произведения — Базарова — он считает положительным персонажем, выделяющимся среди других энергией и особым духовным миром. Он противопоставляет этот образ представителям целого поколения, которые предшествовали бесхарактерным типам.
  • Жуковский считал, что в основе романа — конфликт Добролюбова и Тургенева. Последний в лице главного персонажа изобразил именно этого критика, назвав в отместку «нигилистом».

Семейные отношения между отцом и ребенком — отношение Базарова к родителям: неизбежен ли конфликт, в чем его основа и смысл, почему такой конфликт вечен?


Семейные отношения между отцом и ребенком — отношение Базарова к родителям

Семейные отношения между отцом и ребенком могут быть очень сложными. К примеру, отношение Базарова к родителям в романе «Отцы и дети». Почему такой конфликт вечен? Неизбежен ли конфликт, в чем его основа и смысл? Вот ответ:

По отношению к родителям герой сдержан. Он уверен, что они не понимают его прогрессивных взглядов. Но и не заставляет отца и мать их понимать. Что же касается стариков, они по-прежнему видят в нем Енюшу – ребенка, которого родили. Базаров практически никогда не разговаривает с ними по душам, не проявляет эмоций, единственное, о чем он просит, чтобы ему не мешали работать и иногда накрыть на стол, принести что-либо.

Родители искренне любят его. Но и Евгений их любит. Только глубоко внутри себя. Присутствует конфликт мировоззрения – у Базарова одни ценности, он юноша нового времени. А старики – родители мыслят иными категориями и не могут понять его порывов.

Основа данного конфликта не только в неспособности осознать, что сын вырос, но и в разнице во взглядах. Именно поэтому с родителями герой не близок. Тем не менее, крайне редко он говорит о любви к ним. И утверждает, что лучше родителей стоит поискать. Следовательно, какое бы непонимание не висело над их головами, он уважает людей, что дали ему жизнь.

Несмотря на то, что отец Евгения тоже врач, они не могут найти общий язык. Старик – приверженец старых методов. Что же касается Базарова-младшего, он верит, что будущее за научными изобретениями, которые принесут прогресс. Отец боится нового, как огня. Как и дворянин-Кирсанов, старший Базаров считает, что ничего менять не нужно, его целиком и полностью устраивает перспектива доживать свой век по-старинке.

Но нигилист-сын не хочет этого. Он верит в изменения и требует от старого поколения дать ему и таким, как он, дорогу. На самом деле, конфликт отцов и детей вечен. Ведь разница поколений будет присутствовать, даже если отношения в семье очень толерантные. Однако его можно сгладить, если и родители и дети будут идти друг другу навстречу и стараться обрести взаимопонимание.

2 вариант

Роман указывает на общественные противоречия середины XIX века. Но главный конфликт, освещаемый в произведении, имеет если не античные истоки, то шекспировские непременно. Ситуация показательна: идейные противоречия порой важнее родственных уз.

Императорское руководство после фиаско на Черном море осознало, что состояние экономической и политической жизни совершенно разорено. Плеяда перемен, поднявших страну на дыбы, дала новый толчок общественному развитию. Скакуны перемен под императорским предводительством решительно направились в сторону реформ, которые осуществятся немного позднее написания фабулы романа.

Реформированная общественная система вызвала пробуждение революционных идей среди одной социальной страты: это молодежь из высших учебных заведений, отрицающие старые формы жизни, проповедующие просвещение . Эти люди посеяли семя, которое своими мощными корнями взрыхлит на два штыка лопаты общественную почву и призовет штыки солдатских ружей через 50 лет. Представителем этой страты был и Евгений – идейный противник консервативного семейства Кирсановых. Молодой Аркадий Кирсанов тоже изначально соглашался по многим вопросам с Базаровым. По ходу череды конфликтов студент осознал, что личное для него важнее незримого будущего. Чувство любви оказалась для него предпочтительнее, чем вечное одиночество. Этот юноша не мог быть нигилистом. Уют родового гнезда – не то, к чему стремится революционер.

Базаров до кончины остается верен себе. Он мог нежно чувствовать и быть любимым, но самое нежное чувство – ничего не значит перед борьбой с мертвым укладом бытия консерваторов, его твердолобостью. Отношения с родителями и с противоположным полом – пыль перед лицом бессмертия, которое принесет успех нигилистов и будущая социальная катастрофа сторонников царизма. Для Базарова самоцель — это ломать и крушить фундамент империализма. Не зря он выбрал стезю медика: наука любит четкие и решительные действия, а не пустословие гуманитарных «болтунов». Обыденные людские душевные проявления тоже касаются Базарова: он выказывает порой сыновье уважение к отцу с матерью, симпатизирует в суженой Анне Одинцовой, которая с ним похожа во взглядах. Но Базаров – «одинокий волк»- лучше одному, чем со «слабаками» или любовницей, которые не в состоянии идти до конца. Он подавляет себе сострадание к себе, в первую очередь.

К крестьянской массе Базаров относится снисходительно, но сельчане видят, что это «свой» парень — не барским духом от него пахнет. Мужик боится его, но принимает барина в свою стаю. Так же к нему относится и невеста отца Аркадия, которая нашла его интересным человеком.

Родственники Аркадия – противники Базарова, потому что они тоже боятся молодого медика, но не питают к нему пиетета. Презирают. Если Николай создает лишь видимость неприятия нигилизма, то Павел просто фибрами души ненавидит его. Для него барство – черта элиты, данная императором-батюшкой в стародавние времена. Он оголтелый приверженец аристократизма, эти понятия впитаны им с молоком матери. Ему даже приходиться покинуть страну, чтобы не предавать свои идеалы. Показательна сцена дуэли из-за девушки – так отношения выясняли только дворяне. Евгений иронизирует над этим фактом.

Писатель не принимает точки зрения героев однозначно: он дает право самому читателю подумать, кто прав. Но для себя он считает, безусловно: дивный новый мир будут строить Базаровы, а не Аркадии. Многие современники пытались образумить писателя, но ветер истории смел их скепсис в 1905, а затем в 1917 году.

Сочинение-рассуждение 3

Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями

И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети». Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением

Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи.  Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших

Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи.  Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.

Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.

Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.

Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.

Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.

Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к  этому прекрасному чувству.  Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.

Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.

Жанр

«Отцы и дети» относятся к жанру романа

Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом

Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю в сопоставлении чувств Базарова и Аркадия Кирсанова, который способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна, чего не скажешь о Базарове.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева определён тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

Тема

Проблематика романа глобальна, автор раскрывает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твёрдыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающий старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьёзным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни: ленивое созерцание происходящего или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять её суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись писатель внёс некоторые изменения в текст, а некоторые фрагменты эпизода, где идёт спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Вывод

Каждая новая эпоха даёт новых людей, а с ними — новые убеждения, взгляды, идеи. Но смена поколений не должна происходить революционным путём: сломать всё старое и на развалинах старого построить новый мир. Так не бывает. Вернее, бывает, в России так и произошло в 1917 г. Но это неправильный путь. Новое поколение должно брать всё лучшее от предыдущих поколений и развиваться дальше, только тогда возможно движение вперед. Образ Павла Петровича Кирсанова вносит равновесие в идеологический спор двух противников: нельзя искать истину в крайностях, она всегда посередине.

Какая идея дальше овладела бы Базаровым, если бы не смерть?

Возможно, Тургенев поэтому и не разделял нигилистических убеждений Базарова и развенчивал их, что предугадывал, к чему это может привести. Новое поколение ещё толком не выработало новых взглядов: нигилизм — переходное состояние мировоззрения героя, и он постепенно сам от него отходит.

Характеристика образа Павла Петровича Кирсанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector