«пусть земля тебе будет пухом»
Содержание:
- Душа после смерти
- Можно ли желать «Пусть земля будет пухом»?
- Атеизм или язычество?
- Атеизм или язычество?
- Вечная передышка
- Альтернативы
- Откуда пошло выражение «Пусть земля будет пухом»?
- Принятое поминание по православным канонам
- Альтернативы
- Древнеримские корни выражения «пусть земля ему будет пухом»
- Вечная память
- Как правильно пожелать Царствия Небесного
- Смерть и сон – близнецы
- Как молиться о покойном
- Как правильно пожелать Царствия Небесного
- Пожелания покойному в других конфессиях
- Царствие небесное
- Что значит когда живому, здоровому человеку говорят пусть земля тебе будет пухом?
- «Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
- Можно ли желать «Пусть земля будет пухом»?
- Атеизм или язычество?
- Душа после смерти
- Бессмертная душа
- Заключение
Душа после смерти
Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.
Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.
Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)
Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.
Можно ли желать «Пусть земля будет пухом»?
Подумаем над тем, что именно мы говорим, произнося эту фразу. Мы выражаем желание мягкой земли, и удобства для тела усопшего. Но что такое тело, как не просто бренная оболочка, которая после смерти оказывается покинута душой?
Ведь христианское учение говорит о том, что после смерти душа покидает тело и отправляется на высший суд, который определит где ей пребывать в посмертии, в раю или аду. И проводя погребальные обряды, мы показываем свою веру в воскрешение.
Не стоит переживать о покинутом духом теле, стоит беспокоиться об участи самой Души. Ей гораздо важнее молитвы близких, поминальная служба, проведённая по церковным канонам, благие дела и добрая память об усопшем.
Само христианское слово «Усопший» подчёркивает, что смерть есть не разложение и тлен, а засыпание, переход в вечность, в мир иной. Душа человека отправляется к Богу и совершенно неверно желать ей мягкой земли.
Атеизм или язычество?
Сейчас часто можно услышать, даже от священников, что эта фраза является атеистической, не имеющей никакого отношения к церкви, к христианскому вероучению, и напротив, абсолютно ему противоречащей.
Но на самом деле, эта фраза не имеет никакого отношения к атеизму. Она языческая. В давние времена религиозные представления людей отличались от принятых ныне. Люди верили, что душа человека остаётся с телом в посмертии. Они оказывали почести именно телу, стремились обеспечить ему максимальный комфорт в посмертии. Снабжали человека различными атрибутами светской жизни, клали в могилы оружие, утварь, драгоценности. Существовал даже обычай хоронить с умершим его слуг и жён, коней, собак.
Фараону в гробницу могли поместить целый корабль, чтобы ему было удобней путешествовать по реке смерти.
Атеизм или язычество?
Сейчас часто можно услышать, даже от священников, что эта фраза является атеистической, не имеющей никакого отношения к церкви, к христианскому вероучению, и напротив, абсолютно ему противоречащей.
Но на самом деле, эта фраза не имеет никакого отношения к атеизму. Она языческая. В давние времена религиозные представления людей отличались от принятых ныне. Люди верили, что душа человека остаётся с телом в посмертии. Они оказывали почести именно телу, стремились обеспечить ему максимальный комфорт в посмертии. Снабжали человека различными атрибутами светской жизни, клали в могилы оружие, утварь, драгоценности. Существовал даже обычай хоронить с умершим его слуг и жён, коней, собак.
Фараону в гробницу могли поместить целый корабль, чтобы ему было удобней путешествовать по реке смерти.
Вечная передышка
Пожелание «пуховой земли» – языческое наследие. Наши предки-язычники на проводах покойника в Загробный мир действительно использовали эту фразу в силу объективных причин. Как пишет в книге «Тайны языческой Руси» Ю. Мазун, до принятия христианства славяне считали, что смерть – своеобразный сон и вечная передышка от житейской суеты. Подобно тому, как зима заставляет природу застыть без движения и погрузиться в спячку, так и завершивший жизненный цикл человек «засыпает».
Неслучайно в русском фольклоре сохранились многочисленные причитания с призывами к мертвому человеку проснуться: «Взбушуйтесь, ветры буйные! Ударьте в большой колокол! Разбудите мою матушку!» или «Стань, пробудись, мой родимый батюшка!». А в Архангельской губернии до недавнего времени слово «жить» употребляли в значении «проснуться, начать день»: «Вечером вся деревня была еще жива» или «Мы зажили ранним утром». Да и слово «усопший» имеет очевидную связь с глаголом «спать».
Если принять, что смерть – это сон, то языческое пожелание «пуховой земли», то есть мягкой постели, выглядит вполне логично.
Альтернативы
Кроме S.T.T.L. в римской культуре также часто использовались похожие высказывания:
- S.E.T.L.— Sit Ei Terral Levis — Да будет ему земля лёгкой.
- O.T.B.Q. — Ossa Tibi Bene Quiescant — Кости, у вас есть возможность отдохнуть. Преимущественно встречается в римской Африке.
- D.M.S. — Dis Manibus Sacrum — Святым Богам Манам. Маны — в религии италиков обожествлённые души умерших предков. Любопытно, что слово manis (духи умерших) имеет общий корень со словом manus (рука). Таким образом DMS можно перевести и как «в руки святых богов».
- H.S.E. — Hic Situs (sita) est — Здесь находится он (она). Как правило, эта надпись сопровождалась именем покойного.
Откуда пошло выражение «Пусть земля будет пухом»?
Часто слышу: «Пусть земля будет пухом» . Понятно, что это «атеизм». А что же на самом деле желают, какой смысл скрыт в этой фразе? Людмила, г. Пушкино.
Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так — «Sit tibi terra levis». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости)
Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы — S·T·T·L — это эпитафия от – «Sit tibi terra levis» (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L — «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись — R.I.P. (Rest In Peace) — покойся с миром.
То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания.
Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» — употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке.
Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения.
PS. На фото фрагмент древнеримской надгробной плиты, где есть надпись «Sit tibi terra levis».
Анатолий Баданов администратор миссионерского проекта «Дышу Православием»
Задайте свой вопрос
Принятое поминание по православным канонам
Согласно православным основам, следует желать не телу, а душе вечного покоя, милости Божьей, прощения ее грехов. Правильным считается использование нескольких фраз:
- «Царствия тебе Небесного»: значит, что произносящий эту фразу верит в вечную жизнь души, обретение покоя на небесах;
- «Вечная память»: фраза часто произносится атеистами, агностиками и людьми, далекими от церкви, даже если они веруют в Бога, а также истинными христианами, она универсальная, изначально не несет в себе религиозного подтекста, но может применяться при выражении соболезнования верующими, т. к. ничем не нарушает православных канонов;
- «Вечный покой», альтернативный вариант «Покойся с миром»: это короткие выражения могут произноситься верующими, т. к. они знают, что душа не умирает, продолжает существование в иной форме, при этом высказывается пожелание обрести мир.
Альтернативы
Кроме S.T.T.L. в римской культуре также часто использовались похожие высказывания:
- S.E.T.L.— Sit Ei Terral Levis — Да будет ему земля лёгкой.
- O.T.B.Q. — Ossa Tibi Bene Quiescant — Кости, у вас есть возможность отдохнуть. Преимущественно встречается в римской Африке.
- D.M.S. — Dis Manibus Sacrum — Святым Богам Манам. Маны — в религии италиков обожествлённые души умерших предков. Любопытно, что слово manis (духи умерших) имеет общий корень со словом manus (рука). Таким образом DMS можно перевести и как «в руки святых богов».
- H.S.E. — Hic Situs (sita) est — Здесь находится он (она). Как правило, эта надпись сопровождалась именем покойного.
Древнеримские корни выражения «пусть земля ему будет пухом»
При произнесении распространенных фраз почти никто не задумывается об их истоках. Многие стародавние обычаи и традиции вошли в христианство, стали использоваться верующими нашего времени. Однако изначально применялись язычниками. Священники допустили это по одной причине – стародавние традиции оказались сильнее, народ продолжал совершать древние обряды, произносить языческие фразы. Но теперь все они приобрели иное значение, как, например, религиозный важный день – Радоница (в языческие времена – Радуница).
Однако выражение «пусть земля будет пухом» имеет более давние корни. Его использовали древние римляне. Причем во времена, когда появилась эта фраза, люди приобщились к язычеству. Впервые она возникла на латинском языке: «Sit tibi terra livis». Причем надпись в виде аббревиатуры этой фразы обнаружилась на древнеримских каменных надгробиях.
Гражданская панихида
Отношение православной церкви к языческому фразеологизму
Пожелания и соболезнования, произносимые верующими православными, должны быть искренними, но этого недостаточно. Используемые молитвы, слова, фразеологизмы должны иметь отношение к вере, которую исповедует человек. Когда звучат выражения «пусть земля будет пухом» или «царствие небесное», предпочтение следует отдавать последнему из вариантов.
Фраза «земля тебе пухом» несет противоположный смысл. Если произносить ее, таким образом высказывают пожелание мягкой земли, что закрывает возможность покинуть тело для души. Это кощунственное обращение к умершему, христианская вера не имеет ничего общего с ним.
Другие приметы и языческие обычаи
Даже верующие не всегда ведут себя правильно. Продолжением ошибочно используемых фраз при высказывании речей соболезнования являются языческие обряды, традиции:
- на поминальном столе не оставляют вилки и ножи, разрешено использовать только ложки;
- завешивают зеркала после смерти человека;
- на столе во время поминок не должно быть соли;
- кладут топор под табурет, где стоит гроб покойника;
- не закрывают ограду до 40 дней с момента смерти человека.
Многие из обычаев пошли со времен, когда царствовало невежество, люди попросту не знали, что происходит с душой и телом после смерти. Традиции часто строились на страхах, как та, что обязывает произносить цитату древнеримского поэта: «Пусть земля тебе будет пухом». Люди считали, что усопший имеет возможность поменять позу.
Поминальный обед
Вечная память
Возгласами «Вечная память» завершается любая панихида по умершему, поэтому эту фразу логично сказать при прощании с покойником – крещеным и верующим. Панихида, особая молитва с поминанием усопшего, с просьбой о прощении и даровании ему Царствия небесного, читается не только в день похорон. В церкви или на могиле прочесть ее может священник на 9 и 40 день, на годину смерти, в день рождения или на именины умершего. Дома или при посещении могилы каждый может прочесть литию – сокращенный вариант панихиды. А в Родительские субботы проводятся парастасы – особый вид заупокойной службы, когда поминаются все умершие христиане.
Завершается чин панихиды просьбой: «Во блаженном успении вечный покой дай, Господи, усопшим рабам Твоим, и сотвори им вечную память». Затем «Вечная память» повторяется трижды. В чине панихиды также встречается фраза «Душу раба/рабы Твоего/Твоей спаси и упокой», которую также уместно сказать на похоронах и поминках православного.
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.
После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.
Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.
Смерть и сон – близнецы
Ассоциации смерти со сном восходит к античности, ведь еще Гомер называл Сон и Смерть – неразлучными близнецами. «Спящее тело» оставалось значимым, ведь именно в нем душа продолжала путь в Царство Мертвых. Большое значение имело удобство погребального ящика, гроба, склепа. В нем должно быть достаточно места – чтобы и тело не было стеснено, и необходимые предметы уместились.
Умерших погребали с полным набором атрибутов, которые пригодятся им в загробной жизни. На них надевали красивую и удобную одежду и обувь, вкладывали в руку оружие, опускали в могилу посуду и деньги. Ремесленнику «в дорогу» давали инструмент, земледельцу – орудия для пахоты и сбора урожая, состоятельному человеку или правителю – то, что подчеркивало его статус: лошадей или верблюдов, наложниц или рабов.
Как молиться о покойном
В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.
Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:
Метки: как правильно пожелать Царствия Небесного, пуст земля ему будет пухом, царствие ему небесное, Царствие Небесное и вечный покой
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.
После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.
Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.
Пожелания покойному в других конфессиях
Существуют разные традиции пожеланий покойному при последнем прощании, а также при выражении соболезнований родным. Для представителей других конфессий они могут быть непонятны или недопустимы.
Ислам
Определенное обращение к умершему после смерти отсутствует. Все, что говорится после смерти человека, направлено на соблюдение воли Всевышнего:
- перед смертью над умирающим произносят последние слова: «Нет бога, кроме Аллаха»;
- во время обмывания говорят «Именем Аллаха»;
- на похоронах читается молитва – джаназа, когда почитают Аллаха.
Мусульманские традиции присущи разным народам: их придерживаются татарские этнические группы, ингуши, азербайджанцы, башкиры, балкарцы, туркмены, узбеки и др. У всех обряд погребения схож.
Иудаизм
Особняком стоит выражение «мир праху его». Оно часто произносится иудеями, может значить пожелание покоя праху, в который после смерти превращается физическая оболочка. Причем такая фраза встречается и на могилах православных, но редко.
Царствие небесное
По христианскому вероучению тело есть вместилище души, храм, который следует содержать в надлежащем порядке. В том числе и после смерти. Воскрешение один из главных догматов церкви. А после Воскрешения душа вновь воссоединится с телом, где бы то ни находилось, и в каком бы состоянии ни пребывало.
Отсюда бережное, благоговейное отношение в церковных обрядах к телу усопшего. Отсюда различные погребальные обряды. Но душа бессмертна.
Фраза «Пусть земля ему будет пухом» досталась нам в наследство от язычества. Но если многие языческие обряды вполне успешно ассимилировались церковью, то эта фраза противоречит вере, не несёт в себе никакой пользы усопшему и употреблять её нельзя. Вместо неё следует пожелать усопшему Царствия небесного.
Что значит когда живому, здоровому человеку говорят пусть земля тебе будет пухом?
Это самая простейшая форма энвольтирования — проклятия. Все зависит от того с какой энергосилой данное слово было сказано, т. к. это может быть посыл на неприятности в слабом исполнении, а может быть программа на смерть при сильных негативных чувствах говорящего. На такой случай рекомендую носить соли в корманах. Она не плохо всю такого рода гадость в себя вбирает. Потом просто выбросите ее и с ней же уйдет та пакость, которую она от вас отвела. А вообще после таких слов для человека, которому сие было сказано, стоит заказать на себя и на говорящего молебен за здравие и сорокоуст. Таким образом человек себя обезопашивает.
Собака лает — ветер носит!
Трите к носу и все пройдет!
По стопочке по маленькой налей налей налей — по стопочке по маленькой — чем поят лошадей! !
Удачи! Да пребудет с Вами Сила! Elleanelle
Svanhildr valkyrie otama
Смотря кто сказал и как сказал. Похоже пожелали не приятностей, а может и смерти. В таком случаи лучше сказать (можно мыслено) «Твои речи тебе на плечи. Все что даал, себе сполна забрал. «
«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.
Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.
Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:
Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.
Можно ли желать «Пусть земля будет пухом»?
Подумаем над тем, что именно мы говорим, произнося эту фразу. Мы выражаем желание мягкой земли, и удобства для тела усопшего. Но что такое тело, как не просто бренная оболочка, которая после смерти оказывается покинута душой?
Ведь христианское учение говорит о том, что после смерти душа покидает тело и отправляется на высший суд, который определит где ей пребывать в посмертии, в раю или аду. И проводя погребальные обряды, мы показываем свою веру в воскрешение.
Не стоит переживать о покинутом духом теле, стоит беспокоиться об участи самой Души. Ей гораздо важнее молитвы близких, поминальная служба, проведённая по церковным канонам, благие дела и добрая память об усопшем.
Само христианское слово «Усопший» подчёркивает, что смерть есть не разложение и тлен, а засыпание, переход в вечность, в мир иной. Душа человека отправляется к Богу и совершенно неверно желать ей мягкой земли.
Атеизм или язычество?
Сейчас часто можно услышать, даже от священников, что эта фраза является атеистической, не имеющей никакого отношения к церкви, к христианскому вероучению, и напротив, абсолютно ему противоречащей.
Но на самом деле, эта фраза не имеет никакого отношения к атеизму. Она языческая. В давние времена религиозные представления людей отличались от принятых ныне. Люди верили, что душа человека остаётся с телом в посмертии. Они оказывали почести именно телу, стремились обеспечить ему максимальный комфорт в посмертии. Снабжали человека различными атрибутами светской жизни, клали в могилы оружие, утварь, драгоценности. Существовал даже обычай хоронить с умершим его слуг и жён, коней, собак.
Фараону в гробницу могли поместить целый корабль, чтобы ему было удобней путешествовать по реке смерти.
Душа после смерти
Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.
Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.
Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)
Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.
Бессмертная душа
Православное вероучение рассматривает смерть – лишь как этап перехода из одной жизни к другой. Если упростить, то при жизни душа живет в теле, а после смерти – покидает его, но жить не прекращает. Как пояснял архиепископ Антоний Женевский, покинувшая безжизненное тело душа остается живой в силу своей бессмертности. Она продолжает жить как раньше, обуреваемая прежними добродетелями, страхами, пороками. В ней сохраняются накопленные при жизни земной достоинства и недостатки. Конечной целью ее нового существования становится ожидание Страшного Суда и воскрешения. При этом благочестивые души ждут Страшного Суда с радостью, а порочные – со скорбью.
Лучшее напутствие для православного – пожелание Царствия Небесного, ведь каждый верующий стремится обрести после смерти место рядом с Богом. Слова эти обращают не к телу, а к душе. Их говорят и отдельно, и в завершении молитвы, читаемой на поминальном обеде после похорон, на девятый и сороковой день, а также на поминках через год после смерти. Кроме Царствия Небесного, крещеному в православие уместно пожелать вечной памяти. Упоминание вечной памяти наряду с просьбами о прощении и даровании Царствия Небесного присутствуют во всех панихидах по умершему – на девятый и сорокой поминальный день, в годовщину, на именины или день рождения.
На некоторых надгробиях православных встречается еще одна фраза – «Мир праху твоему». Она не нарушает религиозных канонов, если учитывать, что Господь создал человека «из праха земного». По научению Иоанна Златоуста, фраза напоминает о смиренном принятии неизбежной смерти и негасимой надежде на воскресение бессмертной души.
Заключение
Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл “земельки”. В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:
– Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.
А на мой вопрос:
– Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:
– Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!
Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия из наших храмов. Конечно, нечасто виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, “главные по подсвечникам” и по “правильному” благочестию. Но, а где же в это время священник, почему его нет в храме? Почему вместо дремучих язычниц в храме не дежурят молодые знающие ребята, которые в отсутствие священника могут в чёткой и доступной форме объяснить приходящим элементарные понятия православной жизни?
И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не “бабушкиной”.
Священник Алексий Плужников
Источник: Русская линия