Псалтырь

Интересные факты об этой книге Библии


Псалтирь Ефрема Сирина

Большая часть псалмов надписана именами их авторов, но некоторые песни Псалтири подписаны, как «ла-манацеах» или по-русски «начальнику хора». Исследователи Библии предполагают, что такие псалмы были предназначены для разучивания и исполнения хором левитов при Иерусалимском храме

Еврейские комментаторы, подчёркивая важность Псалтири, дополнительно причисляют к её авторам Адама, Мелхиседека и Авраама

Прямое упоминание Псалтири содержится даже в исламском Коране. Название «Псалтирь» происходит от названия похожего на арфу греческого музыкального инструмента «псалерия» и свидетельствует о том, что в древности большинство псалмов пелось под аккомпанемент музыкальных инструментов. Католики и сегодня исполняют псалмы под музыку органа. В еврейском языке эта книга именуется «Тегилим» – «хваления».

«Псалтирь» Давида не единственная книга с подобным названием. Одним из лучших церковных песнотворцев после царя и пророка Давида стал преподобный Ефрем Сирин. Подражая ветхозаветному праведнику, сирийский отшельник сочинил собственную «Псалтирь» из 150-ти псалмов, разделённых на 20 отделений. Псалтирь Давида была финальной книгой для обучения грамоте в Древней Руси и цитаты из неё содержатся в большинстве книг и корреспонденции тех лет.

О порядке келейного (домашнего) чтения Псалтири

Стихословие Псалтири начинается чтением Молитв перед началом пения Псалтири. Они приведены в разделе «Молитвы перед началом чтения Псалтири»

В православном богослужебном и молитвенном обиходе принято деление Псалтири на 20 разделов – кафизм, каждая из которых в свою очередь делится на три Славы, или статии.

Стихословие очередной кафизмы начинается молитвословием:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Затем читается первая статия.

На первойСлаве, после стихословия первой статии, чтец произносит:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)

Го́споди, поми́луй. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

И читает следующую статию.

На второйСлаве те же молитвословия, что и на первой.

На третьейСлаве: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Затем читаются тропари и молитва, положенные после каждой кафизмы.

Стихословие нескольких кафизм или всей Псалтири заканчивается чтением раздела «Молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири».

На Славах

во время келейного чтения Псалтириможно поминать живых и усопших:На первойСлаве: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)

Го́споди, поми́луй. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (и́мя), роди́телей мои́х (имена́), сро́дников (имена́), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена́) и всех правосла́вных христиа́н.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

На второйСлаве: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)

Го́споди, поми́луй. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х (имена), сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

На третьейСлаве – как обычно.

В богослужебных книгах принято сокращенное обозначение некоторых молитвословий. Например, Сла́ва, и ны́не: должно читать: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сла́ва:– Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; И ны́не:– И ныне и присно и во веки веков. Аминь. При указании на молитвы, например, Царю Небесный: или Отче наш: или Достойно есть должно прочесть их полностью. Когда в богослужебных книгах написано: Трисвятое. И по Отче наш следует прочесть ряд молитв:СвятыйБоже… (трижды),Слава, и ныне; Пресвятая Троице…; Господи, помилуй (трижды);Слава, и ныне…; Отче наш… Затем читаются положенные по чину молитвы. Цифирь в скобках после молитвы указывает на то, сколько раз следует прочесть эту молитву. Например: Господи, помилуй (12) – (12 раз).

Молитвы перед чтением Псалтири дома

Традиционно, прежде чем приступать к чтению Псалтири дома, верующему стоит определенным образом помолиться. Установлен следующий порядок чтения молитв:

«Молитвами святых отец наших…
»,

молитва Святому Духу («Царю Небесный
»),

Трисвятое, молитва ко Пресвятой Троице,

молитва Господня («Отче наш
»),

тропари (глас 6) – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще…
»,

Слава: «Честное пророка Твоего, Господи, торжество…
»

Ныне: «Многая множества моих…
»,

молитва Святой Живоначальной Троице.

Обратите внимание, что в нашем каталоге есть как совмещенные издания Псалтири и молитвослова, так и отдельные на все случаи жизни, а также

Неусыпаемая псалтырь о здравии, что это такое

Жизнь и здоровье для любого человека – это самое главное, без него ничего не имеет смысла. И когда наших близких подстерегает страшный недуг, подстерегают житейские напасти, также можно читать псалмы “О здравии”. Их заказывают в монастырях, и тогда монахи неустанно в течение определенного времени молятся, чтобы Господь даровал родному человеку свою благодать и помог побороть уныние.

Как читать псалтырь о здравии дома

Также помочь близкому человеку можно и дома. Читая молитвы самостоятельно и придерживаясь вышеизложенных правил, каждый из нас может обратиться к Богу, точно зная, что его услышат. Для этого нужно иметь чистые помыслы и непоколебимую веру.

Человек всегда уповает на милость Божью, потому что понимает, что самостоятельно ему тяжело будет бороться с различными хворями и напастями. И каждый раз, когда в жизни случаются беды, мы обращаемся к Господу, как к последней “инстанции”, где услышат, узреют, поймут и помогут…

Разделение на кафизмы и употребление Псалтири


Чтение Неусыпамой Псалтири

По древней монашеской традиции вся Псалтирь полностью прочитывается иноком каждую неделю. Для этого она разделена на 20 кафизм (разделов). Каждая кафизма поделена на три «славы» и включает от шести до девяти псалмов. Отдельные стихи, псалмы или даже целые кафизмы присутствуют во всех без исключения богослужениях суточного круга, в том числе и в Божественной литургии.

Богатое назидательное, нравственное и богословское наполнение псалмов делает их столь же полезными для чтения в домашней молитве, сколь и в храме. По сути, «Псалтирь» является одной огромной молитвой Богу и содержит прославления, восхваления и прошения ко Всевышнему в любом из эмоциональных состояний человека. Это своего рода «духовный камертон», который позволяет нам настроиться на дальнейшую молитву.

В домашней или келейной молитве на каждой «славе» каждой кафизмы принято читать особые молитвы и поминать живых и усопших близких. В некоторых монастырях и храмах чтецы, сменяя друг друга, читают Псалтирь непрерывно. Такое чтение с поминовением живых и усопших называется Неусыпаемой Псалтирью. Также Псалтирь принято читать при исходе души из тела, что служит молитвой и назиданием для самого умирающего и для его родных. Читают псалтирь и над гробом усопшего сразу после смерти все время вплоть до отпевания.

Структура Псалтири

Православная Псалтирь состоит из 150 псалмов и еще одного, которого нет в тексте на евреейском. 151-й псалом на славянский язык был переведен с греческого. Все псалмы для удобства их использования собраны в 20 разделов, которые называются кафизмами (глава, раздел) (от греческого слова «кафизо » — «сижу»). При их чтении, согласно Церковному Уставу, разрешается сидеть.

Псалмы учат восхвалять Господа в любых жизненных ситуациях. Свою актуальность эти тексты не теряют и в современном мире. Во многих псалмах прослеживается пророческий характер. Это «Откровение внутри Откровения».

Так, например, в псалме 21 имеется описание крестных страданий Спасителя:

Святитель Амвросий Медиоланский, 340-397:

Чтение псалтыря в одиночку

Правила следующие:

Приготовьте запас восковых свечек. Они должны гореть все время в процессе молитвы. Исключение составляют ситуации, когда псалтырь зачитывают в путешествии, во время дороги.
Нельзя читать молитвы мысленно — все слова четко и членораздельно произносятся вслух

Хотя бы шепотом, если вы не хотите мешать домашним и своей семье.
Акцентируйте внимание на каждом слове, правильно расставляйте ударения — малейшая ошибка способна в корне поменять значение молитвы, что является грехом с точки зрения церкви.
Читать тексты можно сидя, это не возбраняется.

Не вкладывайте в текст большого количества эмоций. Ваша речь должна литься плавно, монотонно, желательно исключить из нее всякое выражение чувств. Читать можно немного нараспев, чтобы перейти на уровень благоприятных энергетических вибраций, но без театральности.

Если вам не до конца понятен смысл той или иной молитвы, не нужно прерываться или пытаться вникнуть. Ваша душа чувствует, слышит и понимает все, даже если мозгу это не по силам. Поэтому сохраняйте спокойствие и не переживайте.

С каждым днем и новой прочитанной молитвой вы будете все глубже ощущать свою связь с Богом, научитесь понимать смысл всех слов и предложений. Нужно лишь время, чтобы повысить свой духовный уровень, научиться отключать разум и чувствовать молитву сердцем.

О чём Кафизма 1

Каждый раздел Псалтири, в свою очередь, содержит 3 части – статии. Между ними читается славословие, поэтому статии также называются «славами». Восемь псалмов первой кафизмы распределены в ней следующим образом: в первой и второй статиях – по три псалма, а в третьей – один. Открывающая Псалтирь кафизма 1 также называется «Блажен муж», так как этими словами начинается первый псалом. В нём говорится, что счастлив тот праведник, который избегает злых дел и чтит Божьи заповеди. Такой человек сравнивается со стоящим у воды зеленеющим деревом, которое приносит плоды. Грешник же в псалме уподобляется праху, который разнесёт ветер. Это несчастный человек, которого ждёт погибель.

Второй псалом говорит нам, что нападающие на праведника и помазанника Божьего (правителя, который благословлён Всевышним) потерпят неудачу. В песнопении содержится призыв не сходить с истинного пути и уповать на Бога. Третий псалом наставляет на молитву в опасных ситуациях и говорит, что уповающему на Бога праведнику не страшны никакие беды. Четвёртый псалом вновь указывает нам на то, что Бог хранит верных Ему. Давид благодарит Всевышнего за дарованную Им душевную радость. 

В пятом псалме содержатся мольбы автора к Богу о защите от врагов, а также об укреплении праведников. Шестой псалом выражает покаяние грешника и радость от Его прощения. В седьмом псалме мы видим упования Давида на Бога и славословия Ему. Восьмой псалом содержит хвалу Всевышнему и восхищение Его величием как на земле, так и на небе. Автор радостно удивляется тому, как высоко Бог вознёс человека над всем своим творением.

Что представляет собой Псалтырь

Среди православных священных текстов есть разные по объему, отдельные и сборники. Так вот, Псалтырь — есть такой сборник специальных молитв, которые предназначены для непрерывного чтения. Еще один нюанс в том, что читают эту книгу в таком положении, в каком удобно, т. е. даже можно присесть во время чтения.

Сам сборник поделен на несколько разделов, каждый из которых объединяет молитвы определенной категории. Например, все тексты за здравие — в одном, за упокой — в другом и т. д. Есть часть, куда включены молитвы на каждый день.

Как следует читать псалтырь новичку

Сам процесс чтения удобен тем, что его можно проводить дома, не идя в церковь. Это бывает кстати людям, которые не в состоянии часто посещать храм

Всегда можно помолиться в домашней обстановке, важно лишь соблюсти некоторые условия и помнить об особенностях священного сборника

При чтении в домашних условиях помощь приходит ко всем, кто имеет отношение к дому и к хозяину. От регулярных молитв обязательно будет положительный результат. Это будет выражаться не только в улучшении здоровья, но и крепости веры, появлении свежей энергии. Появится возможность вдохновить многих своим примером истинной веры в Господа.

Тонкости чтения

Те священнослужители, кому разрешено прочтение указанного сборника в храме, люди привилегированные. Они могут просить прощения за всех у Господа, за грехи любого. Их проповеди близки к силе божественной. Когда батюшка посылает свои молитвы, ему в этот момент даруется большая сила. Ей подвластно оградить всех от искушений нечисти и посягательств злых духов. Чтение псалтыри в храме должно протекать безостановочно. Так как это для одного смертного очень утомительно и почти нереально, то служители читают на смену друг другу.

Не каждый монастырь удостоен права чтения священного сборника молитв. Это щедрая милость храму. Подобное моление оказывает помощь во многом, в том числе:

  • дарует душам усопших покой;
  • помогает выздоравливать больным.

От чтения огромная польза всем: и чтецам, и заказчику, и тому, для кого читаются тексты, самой церкви и ее священникам.

О Псалтири

Название книги Псалтирь (на греческом «Псалтирион») происходит от струнного музыкального инструмента, при помощи которого в древности (в частности, в Ветхом Завете) исполнялись обращенные к Богу молитвенные песнопения. Уже это свидетельствует о том, что священные псалмы – это религиозные песни, исполнявшиеся верующими по тому или иному поводу.

П
салтирь входит в группу ветхозаветных учительных книг
, то есть ее основная душеполезная составляющая заключается в научении, назидании и помощи человеку на его пути к Богу. Главные темы Псалтири, по которым, собственно, верующие и прибегают к этой книге – покаяние, поиск Бога, просьбы о помощи и заступничестве, благодарение Бога и т.п.

Изначально Псалтирь предназначалась преимущественно для народа Израиля, однако святые отцы христианства включили ее в общий канон Священного Писания, как духовно ценную и полезную для всех христиан, как часть Откровения Божия.

О помощи в различных житейских нуждах

1. Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах:

Пс. 137

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы:

Пс. 2

3. Чтобы Господь благословил честную торговлю:

Пс. 64

4. Чтобы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу:

Пс. 46

5. Об оставленных людях, чтобы обрели приют:

Пс. 70

6. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности:

Пс. 80

7. Тем, чей труд сопряжен с опасностями:

Пс. 48

8. Тем, кому трудно работать от лени или от страха:

Пс. 60

9. Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства:

Пс. 83

10. Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов, когда погода неблагоприятная:

Пс. 30

11. О нахождении потерянных ключей:

Пс. 15

12. Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи:

Пс. 23

Неусыпающий псалтырь

Этот сборник молитв характерен не только тем, что читается без перерыва, но и тем, что при его изложении служители церкви могут сидеть. Он состоит из определённых разделов (“кафизмы” – читать сидя), которые отдельно исполняются во здравие, за упокой и на каждый день. Также его можно читать самостоятельно дома. Этот обряд не только укрепляет дух молящегося, но и открывает его душу Господу, так как говорит с ним неустанно и с великой верою.

Неусыпаемая псалтырь, особенности

Монахи, которым дано право читать эти псалмы, имеют свыше особенную благодать – вымаливать прощения за грехи мирских людей. Для них молитва – это проповедь, благая весть, которая приближает их к Богу. И здесь, на Земле, они находятся в обличии ангелов. Их сила очень велика, иначе просьбы не дойдут до Всевышнего, а значит, помощь в спасении души не будет оказана. А допустить такого они не могут.

Особенностью таких молитв является тот факт, что в то время, когда монахи молятся за человека, большая сила ограждает его от злых демонов и помогает в борьбе с греховными страстями. Читаются они днями и ночами, а служители просто сменяют друг друга по истечению определённого времени.

Издавна это произведение исполнялось во многих монастырях. И заказать его чтение считалось щедрой милостыней, которая помогает во здравии и спасает душу на небесах. Любому монастырю необходимо иметь такой чин, так как это его непосредственная поддержка. Большая польза от этого обряда будет не только тому, за кого заказали, но и:

  • лично вам, потому как это великое и милосердное дело;
  • монастырю, так как это его главная поддержка;
  • монахам, ведь они принимают участие в этом чине;
  • собственным примером вы можете вдохновить других людей;
  • увидев непременный и ожидаемый результат, ваша вера укрепится и станет сильнее.

Очень хорошо заказывать чтение и лично за себя, тогда незримая поддержка чувствуется во всём. Как не удивительно, что есть и вечное чтение. И, поверьте, потраченные деньги будут этого стоить. Также можно проводить это действо и самому.

Западное христианство

Отдельные псалтыри, в отличие от копий псалмов в других форматах, например, как часть полного издания Ветхого Завета, были впервые разработаны на Латинском Западе в VI веке в Ирландии и примерно с 700 на континенте .

Обширно иллюстрированная Утрехтская Псалтырь является одной из наиболее важных сохранившихся каролингских рукописей и оказала большое влияние на более позднее развитие англосаксонского искусства . В средние века псалтыри были одними из самых популярных типов иллюминированных рукописей , сравнимыми только с Евангельскими книгами , от которых они постепенно переняли свое место в качестве типа рукописей, выбранных для щедрого освещения. С конца 11 века они получили особенно широкое распространение — псалмы читались духовенством на разных этапах литургии , поэтому псалтыри были ключевой частью литургического оборудования в крупных церквях.

Существовали различные схемы расположения псалмов по группам (см. Латинские псалтыри ). Помимо 150 псалмов, средневековые псалтыря часто включали календарь, литанию святых, песнопения из Ветхого и Нового Заветов и другие религиозные тексты. Выбор святых, упомянутых в календаре и ектении, сильно различается и часто может дать ключ к разгадке первоначального владения рукописью, поскольку как монастыри, так и частные покровители выбирали тех святых, которые имели для них особое значение.

Многие псалтыри были щедро иллюминированы миниатюрами на всю страницу, а также украшены инициалами. Из инициалов наиболее важным обычно является так называемый « инициал Beatus », основанный на букве «B» слов Beatus vir … («Благословен человек …») в начале Псалма 1 . Этому обычно давали самое сложное оформление в иллюминированном псалтыре, часто занимая целую страницу для начальной буквы или первых двух слов. Исторические инициалы или полностраничные иллюстрации также использовались для обозначения начала трех основных разделов Псалмов или различных ежедневных чтений и, возможно, помогали пользователям переходить к соответствующей части текста (средневековые книги почти никогда не имели номеров страниц. ). Многие псалтыри, особенно начиная с XII века, включали богато украшенный «вводный цикл» — серию полностраничных иллюстраций, предшествующих псалмам, обычно иллюстрирующих историю Страстей, хотя некоторые также содержали повествования из Ветхого Завета. Такие изображения помогли повысить статус книги, а также послужили помощниками к созерцанию в практике личного поклонения.

Псалтырь также является частью часовни или молитвенника , который используется для чтения Часовой литургии в восточном и западном христианских мирах соответственно.

Неусыпаемая псалтырь, чтобы снять с человека порчу

Иногда случается, что человек с виду здоров и разумен, но его что-то тяготит и не даёт нормально жить. И когда никакие “земные” методы не помогают, он идёт в храм, понимая, что управляет ним “нечистая сила”, которая может со временем захватить его тело и душу полностью.

Чтение именно этого писания лучше всего снимает порчу, ведь главная его цель – усмирить и подарить покой, изгоняя демонов, которые полонили разум и сердце.

Неусыпаемая псалтырь снимает порчи различных видов. А это очень серьёзная проблема, в которую многие не верят, а зря. Помыслы человека материальны и, единожды подумав греховно, можно навести на себя огромную мощь демонов.Их сила очень велика, и справиться с ними в одиночку, как правило, практически невозможно. И это, к сожалению, может привести к плачевным последствиям.

Здесь помощь в чтении молитв не просто необходима, а является единственным способ помочь страдающему.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов

Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри

Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога

То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.

Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

Литературные особенности Псалтыри.

Два первых псалма задают тон всей книге. Они являются великолепными образцами еврейской библейской поэзии.  Поэтическая сила Псалтири основана на синтаксическом параллелизме текстов, когда мысль выражается посредством синонимии, либо параллельно высказываются противоположные точки зрения.

Велико и жанровое разнообразие псалмов. По жанру псалмы Псалтири можно разделить на:

  • Прославления Бога,
  • Мольбы (псалмы 6, 50),
  • Жалобы (псалмы 43, 101),
  • Проклятья (псалмы 57, 108),
  • Исторические псалмы (105),
  • Брачная песня (44),
  • Философские псалмы (8),
  • Гимны (103) и пр.

Несмотря на деление книги на псалмы и их жанровое разнообразие Псалтирь представляет собой цельное произведение, основной мыслью которого является возможность человека обратиться к Богу и раскрыть ему глубину своей души.

Многие псалмы были переложены на стихи. Практически в каждом каноне есть своя стихотворная Псалтирь. Только Лютеране не используют в службе стихотворную Псалтырь.

В русской поэзии к стихотворным переводам и парафразам отдельных псалмов обращались:

  • Ломоносов,
  • Сумароков,
  • Державин,
  • Глинка и др.

Особенности языка Псалтири.

  1. Ассоциативность,
  2. Образность,
  3. Символизм,
  4. Иносказательность,
  5. Эмоциональность.

Псалтырь в Иудаизме.

Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются здесь ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112—117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.

День недели Псалом
Понедельник 47
Вторник 81
Среда 93
Четверг 80
Пятница 92
Суббота 91
Воскресенье 23

Псалтирь в православии

В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33. В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50. В заупокойное богослужение входит 118-й псалом. Его же читают накануне родительских суббот. Различные псалмы используются на Литургии, молебнах и в обрядах.

Монахи читают Псалтирь в течение недели. В Великий пост Псалтирь прочитывается в монастырях, придерживающихся уставу, два раза. Псалтирь используется для келейной молитвы.

Псалтирь у католиков.

В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари. В основном практикуется четырехнедельный цикл прочтения Псалтири. Используется Псалтырь и в домашней личной молитве. К примеру, в Пост читается семь псалмов покаяния.

Псалтирь в исламской традиции.

В Коране указано, что Аллах Давиду, книгу Забур, которая отождествляется с Псалтирью. Однако, в исламской традиции считается, что псалтирь дошла до наших дней в искаженном виде. Псалтирь в исламе считается пророческой книгой.

Без преувеличения можно сказать, что Псалтирь является для многих самой важной книгой Ветхого Завета. Псалтирь —книга молитв

Читать Псалтирь можно в любых случаях – в горе и в радости.

Псалом 90: для чего читают 40 раз

Вы помните, с чего мы начали? В Евангелии от Луки говорится, что стих этот нужен для защиты от соблазнов. Они у всех свои. Но любой человек понимает, когда отклоняется от истинного пути. Его чувства пребывают в беспорядке, покой покидает душу. Мысли растеряны или попадают в плен дьявольских искушений. На других такой бедолага смотрит не как на братьев во Христе, а как на врагов, обвиняя в собственных неприятностях. Вот тут и нужен псалом 90. Для чего читают (на русском в том числе) его, мы уже разобрали: суть стиха в том, чтобы ощутить связь с Господом, его покровительство и добрую защиту. Понятно, что для этого требуется время. Вот и придумали читать псалом сорок раз. Пока вдумывается человек в смысл стихов, его сомнения улетучиваются, а вера в Господа оживает в душе.

В заключение

В любом случае читать псалмы следует без особого театрального переигрывания. Чем монотоннее интонация, тем лучше. Поскольку Богу, в отличие от простых смертных, неприятны проявления мирских чувств и страстей.

Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector