Притча о мудрых и неразумных девах
Содержание:
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О ДЕСЯТИ ДЕВАХ
От Преподобного Серафима Саровского
В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: Шедши купите на торжищи. Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него.
Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей.
Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божиего, и говорится в отеческих книгах: Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово.
Дела плоти.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.» Гал. 5:19-21.
Все вышеописанные дела и им подобные являются явными делами. И все знают, что это грех. Если мы так поступаем, тогда будет нелегко поверить нашему христианству. Все десять дев были девами и все десять сокрушали в себе оливы, чтобы у них было масло. Однако пять мудрых дев позаботились не только о том, чтобы их светильники горели там и тогда, но и о масле, которое взяли с собой.
Эти «дела плоти» будут проявляться в повседневной жизни, в различных испытаниях, когда мы находимся среди людей. Именно тогда наши светильники должны светить. Пять неразумных дев тоже отвергают себя в обстоятельствах жизни, довольствуясь тем, что их светильники светят и люди не могут осудить их. Однако, они вовсе не задумываются над тем, что то скудное количество масла, которое они добывают быстро сгорит. Мудрые девы собирают масло в свои сосуды. Когда испытания приходят к концу они испытывают самих себя. В тишине перед лицом Божьим, они видят себя, свою человеческую природу, которую они сокрушают. Сейчас они не излучают свет для кого-то, но собирают масло в сосуды. Это скрытая жизнь со Христом в Боге.
Неразумные девы довольны тем, что люди не могут осудить их, так как они делают столько доброго во внешнем. Они не знают ни минуты покоя. Мир и покой пред лицом Божьим? Нет. На это нет времени. В этом они подобны Марфе. Она несмотря на своё усердие в служении Иисусу, оставалась обращенной к земле. Она не понимала Марию, которая сидела у ног Иисуса и собирала елей в свой сосуд.
Интерпретации
Притча представляет собой последовательность ответов на вопрос в Матфея :
Другие притчи в этой последовательности включают притчу о растущей смоковнице (от Матфея 24: 32–35) и притчу о верном Рабе (от Матфея 24: 42–51). Притча о десяти девственницах усиливает призыв к готовности перед лицом неопределенного времени этого второго «пришествия». Это было описано как «притча о наблюдении». Подобно притче о потерянной монете , это притча о женщинах, которая следует сразу же за предыдущей притчей о мужчинах и делает то же самое.
Эта картина Иеронима Франкена Младшего (ок. 1616 г.) дает моралистическую интерпретацию притчи.
В этой притче Иисус Христос — жених, повторяя ветхозаветный образ Бога как жениха в Иеремии и подобных отрывках, а девы — это христиане. Ожидаемое событие — Второе пришествие Христа . RT France пишет, что эта притча является «предупреждением, адресованным специально тем, кто в исповедующей церкви, которые не должны предполагать, что их будущее безусловно обеспечено».
Притча критикует девственниц не за то, что они спят, поскольку обе группы так и поступают, а за то, что они были неподготовленными, так как они не принесли масла (неясно, удастся ли глупым девственницам купить масло в ту ночь: большинство магазинов было бы закрыто. ). Исследователь Нового Завета Дэн О. Виа рассматривает историю подружек невесты как пример трагической притчи с перевернутым U-образным сюжетом . Восходящее действие притчи — это подготовка к приходу жениха, но когда жених опаздывает, наступает кризис. Это поворотный момент (разворот или перипетия ), который ведет к катастрофе.
Притча написана не в восхвалении девственности, и, действительно, Людовик Гранадский в своем «Путеводителе грешников» 1555 года пишет: «Никто не ходатайствует перед Женихом за пять неразумных дев, которые, презрев плотские удовольствия и задыхаясь в них, их сердца огонь похоти, более того, после соблюдения великого совета девственности, они пренебрегли заповедью смирения и возгордились из-за своей девственности ».
Спенсер В. Кимбалл дал LDS взгляд на различие между мудрым и неразумных дев, и почему они не смогли поделить нефть: «Это не было эгоизмом или недоброжелательность Вид масла, которое необходимо , чтобы осветить путь и загореться. темноту невозможно разделить. Как можно разделить послушание принципу десятины; умиротворение ума от праведной жизни; накопление знаний? Как можно поделиться верой или свидетельством? Как можно разделить отношение или целомудрие … должен получить такое масло для себя «.
Великий вторник. Притча о десяти девах
Великий вторник. Притча о десяти девах
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!Великий вторник, это день, наполненный проповедническим служением Спасителя. Господь, зная о Своих близких Крестных страданиях и смерти, особенно много учил, обличал и наставлял. Среди многих притч и поучений, сказанных Господом в этот день, особо выделяется притча о десяти девах:
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали им: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
Когда же пошли они покупать масло, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25.1-13).
«Во святой и Великий вторник, — говорится в Синаксаре, — мы вспоминаем притчу о десяти девах, ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям.
Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине; потому что Он много говорил им о девстве и о скопцах, да и всегда девство прославляется, ибо это действительно великая добродетель.
Но чтобы кто, подвизаясь в ней, не пренебрегал другими, прежде всего милостыней, которая делает ярким светильник девства, святое Евангелие приводит эту притчу; и называет мудрыми пятерых, приложивших к девству много дорогого елея милостыни, а пятерых — неразумными, ибо хотя и они имели девство, но милостыню — несравненно меньшую.
Потому они и неразумные, что, выполнив большее, оставили меньшее, и ничем не отличались от блудниц, ибо были так же побеждены через богатство, как те — через плоть.
Когда же кончилась ночь сей жизни, задремали все девы, то есть умерли, ибо сон означает смерть. И когда они спали, в полночь раздался крик.
Одни, взявшие много елея, вошли с женихом, когда открылись двери; а неразумные, имеющие недостаточно елея, проснувшись, искали его. Мудрые же хотели дать, но не могли и перед тем, как войти, сказали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим, то есть к бедным, и купите себе», — но бесполезно, ибо после смерти это невозможно, как и в притче о богатом и Лазаре открывает Авраам, говоря: «Трудно перейти отсюда туда» (Лк.16.26).
Однако неразумные, придя непросвещенными, так взывали, стуча в двери: «Господи! Господи! отвори нам» (Мф.25.11). Сам же Господь дал им тот страшный ответ, сказав: «Отойдите, не знаю вас» (Мф. 25. 12), ибо как вы могли бы увидеть жениха, не имея приданого, то есть милостыни?
Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и примером Иосифа учат стяжать целомудрие, а смоковницы — всегда приносить духовный плод.
Ибо, кто делает одно, даже и явно большее, доброе дело, а другими, прежде всего милостыней, пренебрегает — не входит со Христом в вечное упокоение, но со стыдом возвращается назад. Ибо нет ничего более печального и постыдного, чем девство, побеждаемое пристрастием к имуществу».
Великий вторник. Проповедь Патриарха Кирилла
В искусстве
Эта притча была популярным предметом для живописи, скульптуры, музыки и драмы.
Фридрих Вильгельм Шадов , Притча о мудрых и глупых девственницах , 1838–1842 гг. (Фрагмент), Штедельский музей , Франкфурт-на-Майне.
Картина
Притча была изображена на нескольких картинах, в том числе на запрестольных образах в Северной Европе. Недавний пример из 1954 года принадлежит Туве Янссон . В XIX веке этой темой занялись и художники движения назареев .
Скульптура
Три мудрых девы появляются со Христом на Страсбургском соборе .
Скульптуры мудрых и неразумных дев были обычным мотивом в средневековой церковной архитектуре в Европе, особенно для украшения дверных проемов, а резные фигуры, представляющие их, появляются во многих средневековых церквях и соборах готического стиля , в том числе:
- Амьенский собор
- Осерский собор
- Лаонский собор
- Собор Парижской Богоматери
- Собор Нотр-Дам, Реймс
- Страсбургский собор
- Эрфуртский собор
- Магдебургский собор
Девы также изображены на соборах Швейцарии и других стран; На портале, ведущем в главную церковь Ованаванка (1216–1221) в Армении, вырезаны сцены из притчи о мудрых и неразумных девах.
Вездесущность таких скульптур вдохновила на создание вымышленного описания: резные фигурки на дверях собора Кингсбридж в романе Кена Фоллетта « Мир без конца» , действие которого происходит в позднем средневековье .
Музыка
Третья строфа Wachet auf, ruft uns die Stimme , здесь как заключительная часть хоральной кантаты Баха.
Эта притча вдохновлена несколькими религиозными музыкальными композициями. Его послание было сформулировано в гимне Филиппа Николаи « Wachet auf, ruft uns die Stimme », который Иоганн Себастьян Бах использовал в своей хоральной кантате Wachet auf, ruft uns die Stimme , BWV 140 . Притча образует тему для нескольких гимнов, в том числе гимна 19-го века Джорджа Фредерика Рута «Узри, идет жених» , который начинается так:
«Мудрые девы» — одноактный балет, написанный в 1941 году Уильямом Уолтоном на музыку Иоганна Себастьяна Баха в хореографии Фредерика Эштона.
« Keep Your Lamp Trimmed and Burning » — это госпел-блюзовая песня, основанная на этой притче. Он был записан такими артистами, как Blind Willie Johnson , Reverend Pearly Brown и Rev. «Blind» Gary Davis .
Нерелигиозная музыка также использовала притчу в качестве темы, например, балет «Мудрые и глупые девы» шведского композитора Курта Аттерберга (1887–1974), написанный в 1920 году.
Ссылка сделана на притчу в песне Джонни Кэша 2002 года « Человек приходит », которая во многом основана на Библии.
В альбоме 1974 года Genesis — The Lamb Lies Down on Broadway ссылка на притчу сделана в песне The Carpet Crawlers : «Мудрые и глупые девы хихикают, их тела ярко светятся».
Драма
С раннехристианских времен история о десяти девственницах рассказывалась как мистерия . Святой Мефодий написал на греческом языке мистическую пьесу « Пир десяти девственниц» . «Спонсус» , пьеса середины 11 века, исполнялась как на латыни, так и на окситанском языке. Немецкая пьеса « Ludus de decem virginibus» впервые была исполнена 4 мая 1321 года. Была также голландская пьеса позднего средневековья.
Толкование
В притче Господь сравнивает Царствие Небесное с брачным пиром. Это пир, на который могут зайти далеко не все верующие. Многие привыкли думать то, что если человек верит в Бога, если он знает все церковные правила, то есть воцерковлен, живет в ожидании Христа и делает добрые дела, да еще и никого не осуждает, это является гарантией для его спасения.
Но в притче Господь говорит совсем не так, как мы считаем. Люди неверующие, те, которые не живут в ожидании женщина, то есть те, которые не живут в ожидании Пришествия Господня, находятся за границами этой притчи. Их в этом рассказе нет. Он о тех, кто верит во Христа.
Девы, которые вошли на брачный пир – это верующие. Те, которые были брошены во тьму внешнюю, тоже верующие и ожидающие пришествия Мессии.
«Девы» – это церковь, человеческие души.
«Жених» – это Спаситель наш Господь Иисус Христос.
«Горящий светильник» – это вера или молитва.
«Масло» – это благодать Святого Духа, подающаяся нам через служение ближнему.
«Продающие» – это наши ближние.
В этой притче мы не случайно видим цифру 5. Пять дев умных и пять дев неразумных. Что означает эта цифра? Об этом мы можем только догадываться. Но это единая с одной стороны и противопоставляемая с другой пятерка встречается в Священном Писании достаточно часто. Это и длина крыльев херувимов в иерусалимском храме, и пять шестов из дерева ситтим, пять столбов и пять подножий, пять шекелей (сумма выкупа за первенца), пять светильников, сделанных царем Соломоном, пять козлов, пять агнцев (которые являются частью мирной жертвы Господу), пять ран Христа, пять перемен одежд Вениамина, данных ему Иаковом, пять братьев из десяти, которых представил Иосифу фараон и так далее.
Неразумных и мудрых отличает друг от друга не просто наличие или отсутствие масла, а то что одни думали и готовились к долгой ночи ожидания Спасителя, а другие просто имели веру в своем сердце. Эта приятная вера помогает жить, не задумываясь о том, что в действительности вера – это угождение Богу. Ведь веру, не угождающую Богу, имеют даже бесы, но она не спасает их.
То, что они девы, это указывает на их чистоту. Они думают, что Господь будет проявляться в жизни тогда, когда им это надо. Но разумные говорят: «Предстану перед Тобой Господи и буду ожидать». Одни говорят сами себе: «Все еще успеется: жить, исправляться, заботиться о домашних, смотреть в глаза своей жене, ходить в храм. Пока будем просто молиться». А другие говорят: «Что я буду делать завтра, если сегодня я умру? Что я оставлю после себя здесь и что я возьму в вечность?».
Масло закончится и двери закроются. Это произойдет до того, как ты успеешь понять, что случилось. Надеешься на тех, у кого есть масло в сосудах, а сам довольствуешься лишь тлеющим светильником? Надеешься, что за тебя молятся в 12 монастырях Афона? Что ты пожертвовал в храм колокол и больше непрестольное Евангелие? Что у тебя есть три знакомых батюшки? Что однажды ты сидел на Пасху вместе с архиереем? Разве эта надежда спасет нас?
Христос говорит: «Будешь просить, но никто не поможет». Прицепом нельзя войти в Царство Божие. Двери в ковчег закрылись прежде, чем начался потоп. Еще на Земле светило солнце и пели птички, и масло в светильниках еще не иссякло, но врата уже закрылись.
«Вы думаете, что знаете меня? Но я вас, не знаю. Вы не проливали слез перед моим образом, не искали меня в Священном Писании, в молитвах, вы не разделяли со мной трапезу, вы берегли свои силы и оберегали свой покой. Вы не отдавали себя, не растрачивали себя. Я вас не знаю», – говорит Христос.
В этой притче скрыта еще одна глубокая мысль – два народа, ожидающих прихода Мессии. Сегодня один народ – это принявший Духа Святого в день Пятидесятницы, а другой народ, который говорил: «Вы обмануты! Вы напились сладкого вина!».
Христианская иконография
С 6 века
Наши женщины в хоровой арке Меммингена
В XII веке, с началом готического периода, эта тема появляется как скульптурное украшение на порталах французских соборов, но лишь отчасти в архивах и барельефах дверных столбов. Девы играют более заметную роль в портальных системах в немецкоязычной области. В Галлуспфорте (12 век) Базельского собора они занимают перемычку, они принимают монументальную форму в фигурных порталах и райских подъездах 13 века (Бремен, около 1230 года; Магдебург, около 1240/60; Страсбург, после 1276 года; Фрайбург, около 1300 г.). Начиная с магдебургского цикла, фигуры дали готическому скульптору возможность выразить аффект печали и блаженства во всех драмах. Цикл Девы приписан либо теме Марии (Мария как мистическая невеста Христа), либо Страшному суду .
Настенные росписи на эту тему часто можно встретить в хоровой арке. В Скандинавии мотив мудрых дев нашел свое отражение в скамьях и хорах, например, на шведском острове Готланд в средневековых церквях Готем и Стенкирка .
Витражи изображают девственниц в Елизаветинской церкви в Марбурге, 13 век, а также работы Шарля Кроделя в 1953 году во время реконструкции Франкфуртской церкви Катариненкирхе . Большая алтарная мозаика Отто Хабеля (1961) в соборе Святого Эберхарда в Штутгарте показывает девственниц справа и слева от монументального изображения Христа. Однако в христианском искусстве эпохи Возрождения и барокко этот сюжет почти не играл роли.
Скульптурные циклы
Глупые девы с соблазнителями (Страсбургский собор) |
Христос с мудрыми девами (Страсбургский собор) |
- Амьен , Собор Парижской Богоматери
- Осер , собор Сент-Этьен
- Базель , Мюнстер , Галлуспфорте, около 1150/1170 гг.
- Берн , Мюнстер , главный портал под Страшным судом
- Бурж , собор Сент-Этьен
- Эрфурт , собор Святой Марии , около 1330 г., см. Изображение
- Фрайбург-им-Брайсгау , министр Богоматери , до 1300 г .; в вестибюле на северной и южной стенах
- Лаонский собор
- Любек , музей Санкт-Аннен (позднее представление около 1400 г. под влиянием итальянского Треченто ) и в качестве рельефа на бронзовой крестильной купели Мариенкирхе (1337 г.)
- Магдебург , Собор Св. Маврикия и Катарины , Мудрые и неразумные девы у райского портала северного фасада, около 1250 г., см. Изображение
- Мариенбург , золотые ворота Мариенкирхе
- Минден , собор Св. Горгония и Петра , около 1270/80 г.
- Мюльхаузен / Тюрингия , Мариенкирхе
- Оснабрюк , Церковь Святой Марии
- Падерборн , собор Святой Марии, Либория и Килиана , рельеф на южной стороне восточного круизного лайнера
- Париж , Собор Парижской Богоматери
- Пон-л’Аббе-д’Арно , монастырь Сен-Пьер
- Реймс , Собор Парижской Богоматери
- Сенс , собор Сент-Этьен
- Страсбург , Мюнстер Богоматери , южный портал, см. Изображение
- Страсбург, Jung-St. Питер
- Worms , Церковь Богоматери
- Цюрих , Церковь Энге
- Цюрих , Кройцкирхе
- Цвиккау , , портал свадебного зала
литература
→ см. Также разделы в (особенно Луз, Гнилка) и
- Иоахим Иеремия : Притчи Иисуса . Краткое издание. 9-е издание. Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 1984, ISBN 3-525-33498-2 , ( серия Kleine Vandenhoeck 1500), стр. 34f., 116f.
- Арман Пуч-и-Тарреч: Парабола де вьеров. Мф 25, 1-13 . Издательство Библейского института, Рим и др. 1983, ISBN 88-7653-102-5 , ( Analecta Biblica 102), ( Collectania Sant Pacia 28).
- Сюзанна Шмид-Гретер: Как глубокий колодец, наполненный водой … Притчи Нового Завета перечитываются и понимаются на еврейском фоне . JCFV, Wetzikon 1998, ISBN 3-9521622-1-3 , стр. 85-92: 5.4 Притча о десяти девушках .
- Луиза Шоттроф : Притчи Иисуса. Gütersloher Verlagshaus, Gütersloh 2005, ISBN 3-579-05200-4 , стр. 44-53.
- Регине Кёркель-Хинкфот: притча о мудрых и глупых девственницах (Мф. 25, 1-13) в изящных искусствах и духовной драме. Lang, Франкфурт-на-Майне, 1994. (Франкфурт (Майн), Univ., Diss., 1992). ISBN 3-631-46174-7 .
- Рубен Циммерманн : Свадебный ритуал в притче о деве. Социально-исторический фон 25.1-13 Мф. В: New Testament Studies 48.1 (2002), pp. 48-70 doi: 10.1017 / S0028688502000048