Православная инициатива

история

Самовластие человека и миф об абсолютной свободе человека определенно возникает уже в эпоху Возрождения, когда, например, Колюччо Салютати говорит об общем благе, как о таком, «которое делает нас в некотором роде помощниками Бога». Салютати продолжает: «Мы заслуживаем всяческой похвалы за благо, которое создаем сами… когда Бог дает нам право творить и этим сравняться с Ним». Законы — «это божественный знак, которым после грехопадения бог открыл человеческому обществу, путь отвоевания блага» .

Спиноза вскрывает атеистический смысл синергии, утверждая относительно помощи Божий и Промысла Божия, что

Владимир Соловьев называет самоспасение «соучастием» в деле спасения мира: «Человек дорог Богу не как страдательное орудие Его воли – таких орудий довольно и в мире физическом, – а как добровольный союзник и соучастник Его всемирного дела» .

Согласно о. Павлу Флоренскому, «бытия могут, оставаясь по сущности своей неслиянными… могут быть и подлинно объединены между собою своими энергиями: тогда это объединение может быть мыслимо не как приложение деятельности к деятельности, не как механический толчок одним бытием другого, а в виде взаимопроизрастания энергий, со-действия их, synergeia, в котором нет уже врозь ни той, ни другой энергии, а есть нечто новое».

Для модернизма всякое творчество человека и во всех областях человеческой деятельности есть сотворчество Богу: «Человек безусловен в своей деятельности… Мысль эта бесспорно вытекает из идеи Воплощения» .

массовая религия

Основы социальной концепции
движение литургического обновления

Согласно о. Александру Шмеману, «все обряды Евхаристии в той или иной мере выражают не только единство предстоятеля и народа, но и их „синэргию“ – сотрудничество, сослужение в буквальном смысле этих слов. Так, чтение Слова Божия и изъяснение его в проповеди, составляющие, по единогласному свидетельству всех памятников, содержание первой части евхаристического священнодействия, самоочевидно предполагают слушающих и принимающих проповедь».

Таинства – это более не действия Божественной благодати, а проявление Божественной творческой силы в человеке, или, что то же, слияние Божественного творческого действия с человеческой деятельностью.

идеология

В гностической политической мысли синергия выражается в учение о совпадении Промысла Божия с ходом истории, Откровения с развитием человеческой культуры. Согласно Николаю Бердяеву, «личность тогда только есть личность человеческая, когда она есть личность богочеловеческая. Свобода и независимость человеческой личности от объектного мира и есть ее богочеловечность… Человеческая личность есть существо теоандрическое. Теологи будут возражать с испугом, что только Иисус Христос был Богочеловеком, человек же есть тварное существо и не может быть богочеловеком… Пусть человек не есть богочеловек в том смысле, в котором Христос — Богочеловек, Единственный. Но в человеке есть божественный элемент, в нем есть как бы две природы, в нем есть пересечение двух миров, он несет в себе образ, который есть и образ человеческий и образ Божий и есть образ человеческий в меру того, как осуществляется образ Божий».

Человек у Николая Бердяева рассматривается не только как творец мира, но и как спаситель самого себя: «Творчество по религиозно-космическому своему смыслу равносильно искуплению». Он же исповедует обожествленный субъективизм: «Излияние Духа, меняющего мир, есть активность духа и в самом человеке».

Идея царства Божия есть идея преобразовательной деятельности в человечестве; следовательно ей сроден и вполне отвечает принцип либерализма. Напротив, консерватизм, охраняя существующее, не принимая участия в поступательном ходе царствия Божия и, как выражается Владимир Соловьев, «не помогая Богу и заставляя Его делать то, что должен делать сам человек», прямо противен Христианству, которое только в том и состоит, что Божие стало вместе с тем делом вполне человеческим.

определение

В религии самоспасения человек спасает себя сам, хотя и делает при этом оговорку, что спасает себя сам лишь «отчасти», лишь наполовину. Как замену Божественному чуду религия самоспасения предполагает человеческое содействие, синергию.

Синергия есть мысленный ход, диалектический мотив, который появляется в западной мысли в Новое время. В этом мифе есть умозаключение, рассказ, но выражен он одним словом.

Учение о синергии непосредственно связано с созидаемым богочеловечеством. Синергия связывается с любым творчеством и, в частности, в богословии иконы — с иконописанием. Икона или произведение искусства становится местом «встречи Бога и человека» .

Благодаря культу творчества синергия служит оправданием для порока многоделания.

Синергия несовместима с учением о спасении, о благодати, с христианским учением о Боге и о человеке. Для спасения нужен и Спаситель, и спасаемый, но они нужны в совершенно разных смыслах, которые надо оговаривать или подразумевать.

Невозможна с богословско-философской точки зрения, потому что совместное действие может быть только у единоприродных деятелей:

Слова Апостола Павла об апостолах как «сотрудниках Богу» означают, что «мы, учащие, говорит, есмы сотрудники Божии, содействующие намерению Его, спасти всех хотящего; но не мы содеватели или дарователи самого спасения» .

Синергия — это никакое не учение, а указание на то, что непонятно, кто именно действует в Таинстве.

Учение о синергии игнорирует несовершенство и непостоянство человеческих дел. Это самовольное возвращение в райское состояние и через этот миф учение о синергии связано с масс-культурной слепотой и с мыслеформой, зафиксированной в лозунге «ничто само по себе не плохо».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector