Николай гоголь: мертвые души

Очень краткое содержание поэмы «Мертвые души»

В заштатный губернский город приезжает господин средних лет Павел Иванович Чичиков, выдающий себя за помещика. Он немедленно проявляет интерес к местным жителям, поочерёдно наносит визиты первым лицам и всех очаровывает. Героя приглашают на балы и обеды. Горожане и предположить не могут, ради какой махинации приятнейший Павел Иванович посетил их провинцию.

В гостях у помещика Манилова герой делает хозяину выгодное предложение: продать ему души умерших крестьян. На такую же сделку ему удаётся уговорить недалёкую помещицу Коробочку, крайне скупого Плюшкина и делового Собакевича. По ревизии эти крестьяне числились ещё живыми, и Чичиков намерен был заложить их в Опекунский совет, чтобы получить значительную ссуду.

Павел Иванович всегда стремился разбогатеть любым способом. У него за плечами тёмное прошлое, о чём повествует автор в последней главе. Ранее Чичиков служил на таможне, где за крупную взятку покрыл контрабанду. Разными ухищрениями ему удалось избежать тюрьмы. Скупка мёртвых душ тоже грозила неприятностями с законом. Поэтому, когда в губернском обществе поползли слухи о таинственном миллионере, когда за ним началась охота как за выгодным женихом, герой бежит из города.

Задумка поэмы «Мертвые души»

Николай Васильевич приступил к написанию своей поэмы в 1835 году. До сего времени он довольно долго томился в ожидании стоящего сюжета для крупного произведения. Большую роль в появлении на свет «Мертвых душ» сыграл А.С. Пушкин. Во-первых, он убедил Гоголя, что талант украинского писателя столь велик, что ему никак не позволительно засиживаться в жанре небольших повестей и рассказов, а нужно обязательно взяться за создание серьезного произведения. Во-вторых, именно Александр Сергеевич подкинул товарищу центральную идею о покупке и продаже «мертвых душ» с целью извлечения прибыли. Правда, также сохранились сведения, что А. Пушкин без большого удовольствия уступил столь захватывающий сюжет коллеге, так как и сам был не прочь развить его в яркое произведение.

Близкие друзья вспоминали, что он то ли в шутку, то ли всерьез не раз сетовал на Гоголя: 

Тем не менее, Александр Сергеевич позднее признавался, что никому другому, кроме Гоголя, он бы эту идею не подарил. Настолько он уважал талант Николая Васильевича. 

Плюшкин, художники П. Боклевский и И. Панов

Если же говорить о том, откуда сам Пушкин вял сюжет поэмы, то биограф установили, что в 1820 году во время кишиневской ссылки Александр Сергеевич столкнулся с реальной ситуацией появления в г. Бендеры «мертвых душ». Здесь в течение нескольких лет совсем не регистрировали смерть крестьян. Под именами же умерших записывали вновь прибывших в город беглых крестьян. Таким образом, на бумаге за несколько лет не умерло ни одного крепостного. Пушкин чуть переделал реальную историю и в таком виде преподнес Гоголю, когда тот жаловался на отсутствие темы для большого сочинения.

Что такое «поэма»?

Роман отличается от других литературных жанров гладко выстроенным рядом событий, большим количеством героев с подробным описанием их жизни, обволакиванием значительного временного отрезка. Поэма — это среднее или крупное стихотворное произведение. Она характеризуется:

  • лирическими отступлениями;
  • повествованием события;
  • взаимодействием главного героя с другими персонажами;
  • присутствием антигероев.

Мнение Гоголя

Но почему Гоголь назвал свое произведение Мертвые души, если в процессе написания он несколько раз менял его жанр. Николай Васильевич предпочитал использовать эпос или «менее эпический вид». Одновременно с эпическим началом ему удалось добавить в повествование лирические элементы.

При создании этого сочинения, почему Гоголь назвал свою поэму Мертвые души, учитывались произведения «Ганц Кюхельгартен», «Тарас Бульба». Они содержат гоголевские сравнения, боль за родину.

Взаимодействие лирики и эпоса

Некоторые читатели не понимают, Мертвые души повесть или роман, или все-таки другой жанр. В рассказе четко прослеживаются два стиля из разных жанров:

  1. Поэтика возвышенности. Относится к жанру лирики. Стиль использовался для написания лирических отступлений. Поэтому они стали полноценными стихотворениями в прозе.
  2. Поэтика тривиальности, реализма. Относится к жанру эпоса. Стиль реализован в основной линии сюжета.

Герои и антигерои

Поэма отображает поведение целой линейки антигероев. Вот несколько примеров:

  • симпатичный, сентиментальный и слащавый Манилов — воплощение розового оптимизма и глупой мечтательности, бесхарактерного и безвольного человека;
  • Коробочка — олицетворение людей с ограниченным мышлением;
  • Ноздрев — любителей различных авантюр, искателей собственной выгоды в делах;
  • Собакевич («кулак») — хитрого, алчного, ненасытного общества;
  • Плюшкин — хорошая передача таких черт характера, как жадность и абсолютная деградация;
  • Чичиков — великолепное сочетание образованности и опрятности с лицемерием, подлостью, лукавством.

Язык повествования

Гоголь всегда отличался языком написания произведений. Его выделяют знаменитые трюки: сравнение людей и животных, иронические метафоры, потрясающие эффекты в виде многогранных аллюзий. Образность персонажей необычна, поскольку писатель преувеличивает их характеристики. А это недопустимо при создании романов или повестей.

Николай Васильевич не стремился углубляться в психику героев, но хорошо акцентировал внимание на отличительных жестах, мимике и позах. Читатель самостоятельно составляет правильный образ персонажа

Вот почему Мертвые души поэма, кратко итоги. Сам Николай Васильевич Гоголь назвал поэмой это литературное произведение. Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. На вопрос Мертвые души — это роман или поэма можно с уверенностью сказать, что это сочетание эпоса и лирики. В произведении есть все признаки жанра, знаменитые гоголевские сравнения, подробная характеристика персонажей, лирические отступления.

Популярные сочинения

  • Цель в жизни человека — сочинение рассуждение У каждого человека есть тайная цель, скрытое стремление в жизни. Кто-то хочет воплотить свою детскую мечту и стать пожарным или космонавтом
  • Сочинение Новогодняя сказка Зима – это волшебное изумительное время года. Зимой природа одевается в белую уникальную одежду из снега, которая блестит и переливается в лучах морозного солнышка. Зимой можно кататься на коньках и лыжах
  • Сочинение по картине Лель. Весна Нестерова (5, 8 класс) Большую часть пространства картины «Лель. Весна», написанную художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, занимает великолепная природа. Она словно проснулась после долгой зимней спячки

История создания

Когда речь заходит о русской литературе первой половины девятнадцатого века, чаще всего вспоминаются два писателя: Пушкин и Гоголь. Но не все, однако, знают следующий интересный факт: именно Пушкин подсказал своему товарищу темы «Ревизора» и «Мертвых душ». Сам поэт извлек замысел из истории о беглых крестьянах, не имевших документов, которые принимали имена умерших и таким образом не давали зарегистрировать ни одной смерти в городе Бендеры.

Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он пишет Пушкину (именно тогда начинается документированная история создания произведения):

Задумка Гоголя, по одной из версий, заключалась в том, чтобы создать поэму по образцу «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первый том – ад. Второй – чистилище. Третий – рай. Нам остается только гадать о том, действительно ли таков был план автора, а также о том, почему Гоголь не закончил поэму. На этот счет есть две версии:

  1. Н.В. Гоголь был верующим человеком и прислушивался ко всем рекомендациям своего духовника (священника, который принимал его исповеди и напутствовал ему). Именно духовник и велел ему сжечь «Мертвые души» целиком, так как усмотрел в них нечто богопротивное и недостойное христианина. Но первый том уже распространился настолько широко, что уничтожить все экземпляры не было никакой возможности. Зато второй на стадии приготовления был весьма уязвим и пал жертвой автора.
  2. Писатель создал первый том с энтузиазмом и был доволен им, но вот второй том был искусственным и натянутым, потому что соответствовал концепции Данте. Если ад в России удалось изобразить без труда, то рай и чистилище не соответствовали действительности и не могли выйти без натяжки. Гоголь не хотел изменять самому себе и стараться делать то, что было слишком далеко от истины и чуждо ему.

История создания

Роман-поэма «Мёртвые души» создавался на протяжении почти 17 лет. Сначала Гоголь собирался написать вещь исключительно комическую. И основой вновь-таки послужил бы анекдот из жизни, рассказанный Гоголю Пушкиным: некий предприимчивый молодой человек продавал мёртвые души в опекунский совет и нажил на этом приличное состояние.

Сюжет показался Гоголю весьма интересным, ведь он позволял описать в ходе путешествий главного героя всю Россию. Однако в процессе создания история усложнялась. Николай Васильевич стремился описать русскую душу со всеми её пороками и добродетелями. При этом он опирался на «Божественную комедию» Данте: «Мёртвые души» задумывались как трёхчастный роман (в «Божественной комедии» — «Ад», «Чистилище», «Рай»).

Гоголь написал полностью первую часть, принялся за создание второй, но остался ею недоволен и сжёг рукопись.

Проблематика:

  • путь России;
  • проблема живого и мёртвого (мёртвые души выдаются за живые, персонажи «Мёртвых душ» выглядят живыми, но душой мертвы), омертвение души человека;
  • человеческие пороки (взяточничество, казнокрадство, лесть), распространённые на уровне всей страны.

Смысл названия: Чичиков скупает «мёртвые души» (крепостных крестьян, которые фактически уже умерли, но по документам ещё живы), чтобы потом заложить их и получить приличную сумму денег. Но помещики, которые продают (или не продают) Павлу Ивановичу крестьян, сами фактически являются «мёртвыми душами», закостеневшими в своём маленьком мирке и почти утратившими человеческий облик. Великое и святое, бессмертная человеческая душа — эти понятия невозможны в мире Маниловых, Коробочек и Собакевичей.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма (по авторскому определению); имеет черты романа.

Жанровые особенности: неслучайно Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой: это лиро-эпическое произведение, в котором масштабная картина жизни переплетена с авторскими лирическими отступлениями и рассуждениями.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе NN.

Глава 8

Весь город судачил о приобретениях Чичикова. Каждый пытался оценить размер состояния гостя, но все сходились на том, что тот сказочно богат. Чиновники задавались вопросом о возможной прибыли c крестьян на переселение.

Высказывались тревоги по поводу транспортировки такого количества крепостных и возникновения возможных бунтов.

Со всех сторон на Чичикова сыпались советы, но тот успокаивал горожан, говоря, что подданные его тихие и спокойные. Гость приобрел невероятную популярность у женского пола. Дамы видели в Чичикове завидного жениха с тяжелым кошельком, некоторые приступили к написанию анонимных любовных писем.

Павел Иванович отправляется на бал к губернатору, где становится центром внимания. Многочисленные дамы оказывали знаки Чичикову и он совсем позабыл познакомиться с хозяйкой бала. Та сама находит героя повествования и представляет ему свою дочь. Ей оказалась та самая молодая блондинка, которую Чичиков видел во время столкновения бричек.

Весь оставшийся вечер покупатель мертвых крестьян пытается оказывать новой знакомой знаки внимания, но встречает полное равнодушие. Размеренное течение вечера нарушает традиционно шумный Ноздрев, который на весь зал начал расспрашивать Чичикова о приобретенных мертвых душах.

Гости смущены рассказами Ноздрева, но ему никто не верит. В это время приезжает экипаж с помещицей Коробочкой, которая пыталась узнать, не продешевила ли она при продаже усопших.

Метафоричность

Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой — хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали. Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.

Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер — все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.

История создания «Мёртвых душ». Кратко

  • 1831, май — Знакомство Гоголя с Пушкиным
    сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Поэт кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь записал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров»
  • 1835, 7 октября — Гоголь сообщил в письме Пушкину, что начал работу над «Мёртвыми душами»
  • 1836, 6 июня — Гоголь уехал в Европу
  • 1836, 12 ноября — письмо Жуковскому из Парижа: «…принялся за «Мертвых Душ», которых было начал в Петербурге. Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись…»
  • 1837, 30 сентября — письмо Жуковскому из Рима: «Я весел. Душа моя светла. Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой»
  • 1839 — Гоголь закончил черновой вариант поэмы
  • 1839, сентябрь — Гоголь ненадолго вернулся в Россию и вскоре по возвращении прочитал первые главы своим приятелям Прокоповичу, Анненкову
    «изъявление нелицемерного восторга, которое видимо было на всех лицах под конец чтения, его тронуло… Он был доволен..»
  • 1840, январь — Гоголь прочитал главы «Мёртвых душ» в доме Аксаковых
  • 1840, сентябрь — Гоголь снова уехал в Европу
  • 1840, декабрь — начало работы над вторым томом «Мёртвых душ»
  • 1840, 28 декабря — письмо Т. Аксакову из Рима: «приготовляю к совершенной очистке первый том «Мертвых Душ». Переменяю, перечищаю, многое перерабатываю вовсе…»
  • 1841, октябрь — Гоголь вернулся в Москву и отдал рукопись поэмы на суд цензуры. Цензура в Москве произведение печатать запретила.
  • 1842, январь — Гоголь представил рукопись «Мёртвых душ» цензорам в Петербурге
  • 1842, 9 марта — петербургская цензура дала разрешение на публикацию поэмы
  • 1842, 21 мая — книга поступила в продажу и была раскуплена.это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.
  • 1842, июнь — Гоголь снова уехал на Запад
  • 1842-1845 — Гоголь работал на вторым томом
  • 1845, лето — Гоголь сжег рукопись второго тома
  • 1848, апрель — Гоголь возвратился в Россию и продолжил работу над несчастным вторым томом. Работа двигалась медленно.
    Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, — положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы
  • 1852, зима — Гоголь встретился с ржевским протоиреем Матвеем Константиновским. который посоветовал ему уничтожить часть глав поэмы
  • 1852, 12 февраля — Гоголь сжег беловую рукопись второго тома «Мёртвых душ» (сохранились в неполном виде только 5 глав)

Вариант 2

В чем заключается отличие стихотворного произведения от прозы? Многие скажут в наличие рифмы, но в действительности речь идет о ритмико-рифмическом рисунке, который представляет собой определенное сочетание слов. Ведь существуют также и стихи совсем без рифмы, нечто похожее на прозу, записанную в столбец, но, тем не менее, являющуюся стихами.

На самом деле суть этого рисунка заключается в гармонии и определенном равновесии элементов. Подобно тому как на завершенной картине, если убрать какую-то деталь, то появится дисгармония.

Также, если из стихотворения или поэмы убрать хотя бы одно слово, то в итоге структура полностью рушится и конструкция становится неполной. С другой стороны, если мы убираем какое-либо слово из прозы, то не всегда нечто теряем. В прозе нередко есть, скажем так, некий словарный наполнитель, который просто создает объем, подобно тому как разговорная речь (наше общение с другими людьми) полна различными ненужными оборотами, дополнительными словами и междометиями.

Итак, если из поэмы убрать хотя бы слово, то нарушится рисунок произведения, деформируется конструкция – таков удобный тест. Пожалуй, тогда следовало бы попробовать использовать этот тест для произведения Мертвые души и тогда мы довольно легко увидим, к чему произведение ближе.

Конечно, Гоголь и сам называл Мертвые души поэмой и, вероятно, не просто ради того чтобы казаться оригинальным. Тем более, как известно, сначала он использовал слова роман и повесть и только потом в письмах к своим современниками говорил о работе над поэмой, где хочет описать всю Русь. Опытный писатель, наверное, и сам со временем понял сколь поэтичным становится его произведение и на правах профессионала просто дал верную классификацию.

Если читать Мертвые души и наблюдать за способами описания и развития сюжета, то проза действительно выглядит стихами. Описание жилища и быта каждого помещика или, например, приема у городских чиновников. Повсюду там используется огромное количество сравнений и метафор, язык, безусловно, поэтический, который и составляет поэму.

В заключение следует отметить и содержание произведения с его особенностями. Гоголь использует главного героя, который пробирается через различные приключения и формирует тем самым эпический сюжет, повествующий фактически о подвигах героя. Соответственно (в частности, если учитывать предполагаемые второй и третий том произведения) перед нами эпос, то есть эпическая поэма, созданная в рамках традиций и канонов античности.

Таким образом Мертвые души являются поэмой, исходя из основного содержания и структуры повествования, исходя из определения самого автора, и исходя из особенностей используемого языка.

Смысл названия

В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.

Очевидно, что мертвые души – предмет, вокруг которого строятся махинации Чичикова и, соответственно, все события поэмы. Но названа поэма не только и не столько для обозначения неординарного товара, сколько из-за помещиков, охотно продающих или даже дарящих души. Они сами мертвы, но не физически, а духовно. Именно эти люди, по мнению Гоголя, составляют контингент ада, именно их (если верить гипотезе о заимствовании композиции у Данте) ждет рай после искупления грехов. Только в третьем томе они могли бы стать «живыми».

Лирические отступления в поэме

«Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных. Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении. Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мертвые души»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мертвые души»

для самых компанейских —

Главные герои «Мертвые души»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мёртвые души»

для самых любопытных —

Анализ «Мёртвые души» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы сентября для 9 класса:

Каждый сам себе судьба (Старуха Изергиль)

Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Анализ произведения «Недоросль»

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Смысл «Слова о полку Игореве»

Сочинение «Воспитание и образование» (Недоросль)

Призыв к единению (Слова о полку Игореве)

Анализ «Узник» Лермонтова

Сентиментализм повести «Бедная Лиза»

Краткое содержание «Гамлет»

История 3

Произведение, основной темой которого является описание российской действительности девятнадцатого века, представляет собой первоначально сочинение в виде легкого юмористического романа. Однако работу над творением писатель осуществляет на протяжении почти двадцати лет, постоянно усложняя содержание сюжетной линии, подсказанной автору Пушкиным А.С., меняя жанровое направление произведения, окончательно остановившись на поэме, тем самым, подчеркнув его характеристику в виде эпичности, глубоких обобщений и широкого лиризма.

Авторский замысел предусматривает написание произведения, состоящего из трех томов, первый из которых должен содержать описание недостатков современной жизни, второй – изображение процесса изменения личностных характеристик героев в положительную сторону, а третья часть планируется в виде изложения будущей жизни, вставших на путь исправления персонажей.

Начало поэмы пишется писателем на территории России, а в дальнейшем работа продолжается в Италии, куда автор переезжает и где вносятся многочисленные правки в текст произведения, а некоторые сцены переделываются либо удаляются. В основном корректировке поддается «Повесть о капитане Копейкине», которая подвергается жесткой цензуре в связи с сатирическим изображением столичной жизни в виде высоких цен, произвола самодержавия, злоупотребления властью. Писатель категорически не соглашается исключить повесть из текста произведения, поскольку считает ее наиболее удачной в поэме, поэтому соглашается снизить ее сатирическое значение.

Первое прочтение шести глав поэмы писателя осуществляет, гостя в московском семействе Аксаковых, глава которого является известным театральным критиком и общественным деятелем.

В момент окончания написания рукописи органы цензуры меняют свое решение и отказывают писателю в его издании, однако на помощь автору приходит известный критик Белинский В.Г., имеющий возможность влияния на принятие решения цензорами

Но писателю для публикации приходится выполнить условие чиновников, сменив название произведения, именуя его «Похождения Чичикова, или мертвые души», тем самым акцент смещается в сторону приключений главного персонажа, уводя внимание читательского круга от описания насущных проблем общественной жизни

После первого издания произведения поэма вызывает неоднозначное отношение в литературоведческом обществе, и некоторые критики считают писателя виновным в выражении клеветы и ненависти к своей стране, однако в защиту произведения и его автора снова выступает Белинский В.Г.

Писатель приступает к работе над второй частью поэмы, в которой планирует описать осознание главным героем истинного жизненного смысла, но написание второго тома двигается с огромным трудом и является незаконченным, поскольку в тот момент писатель испытывает душевные страдания и личную драму. Поэтому творческое наследие писателя составляет лишь одна часть великой поэмы.

Глава 2

Павел Иванович пробыл в городе уже больше недели. Он посещал вечеринки, обеды и балы. Чичиков решил посетить помещиков Манилова и Собакевича. Причина такого решения была другой. У барина было двое крепостных: Петрушка и Селифан. Первый молчаливый любитель чтения. Он читал все, что попадало под руки, в любой позе. Ему нравились неизвестные и непонятные слова. Другие его страсти: спать в одежде, сохранять свой запах. Кучер Селифан был совершенно другим. Утром отправились к Манилову. Искали имение долго, до него оказалось больше чем 15 верст, о которых говорил помещик. Господский дом стоял открытый всем ветрам. Архитектура настраивала на английский манер, но напоминала ее только отдаленно. Манилов расплывался в улыбке по мере приближения гостя. Характер хозяина описать сложно. Впечатление меняется от того, насколько близко с ним сходится человек. У помещика заманчивая улыбка, белокурые волосы и голубые глаза. Первое впечатление – очень приятный мужчина, затем мнение начинает меняться. От него начинали уставать, потому что не слышали ни одного живого слова. Хозяйство шло само собой. Мечты были абсурдны и невыполнимы: подземный ход, например. Читать он мог одну страницу несколько лет подряд. Мебели не хватало. Отношения между женой и мужем напоминали сладострастные кушанья. Они целовались, создавали сюрпризы друг другу. Все остальное их не волновало. Начинается разговор с вопросов о жителях города. Всех Манилов считает приятными людьми, милыми и любезными. К характеристикам постоянно добавляется усилительная частица пре-: прелюбезнейший, препочтеннейший и другие. Разговор переходил в обмен комплиментами. У хозяина было два сына, имена удивили Чичикова: Фемистоклюс и Алкид. Медленно, но Чичиков решается спросить хозяина об умерших в его имении крестьянах. Манилов не знал, сколько человек умерло, он велел приказчику переписать всех поименно. Когда помещик услышал о желании купить мертвые души, он просто остолбенел. Не смог представить, как оформить купчую на тех, кого уже не было в числе живых. Манилов передает души даром, даже оплачивает расходы по передачи их Чичикову. Прощание было таким же слащавым, как и встреча. Манилов долго стоял на крыльце, провожая взглядом гостя, затем погрузился в мечтания, но странная просьба гостя не укладывалась в его голове, он крутил ее до ужина.

Краткая характеристика героев поэмы «Мёртвые души»

Всё повествование в поэме построено на подробном разборе образов чиновников на Руси и непростой жизни крестьянства. Из характеристик главных персонажей произведения складывается образ России XIX века.

Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души»

Главного героя, Павла Ивановича Чичикова, поэмы можно смело назвать представителем зарождающегося на Руси класса предпринимателей. Образ его многогранен, он качественно выделяется на фоне других персонажей своей деятельностью и активностью. Для всех он загадка — даже внешность Чичикова о нём мало говорит. И не красив и не уродлив, и не стар и не слишком молод…

Нелегко понять и внутренний мир героя Гоголя. Он многолик, подстраивается под любого собеседника, что позволяет ему без особых усилий втереться в доверие к местным чиновникам и помещикам и моментально занять нужное ему положение в незнакомом обществе. Ещё с юных лет Чичиков научился получать выгоду с тех людей, которые побогаче его самого. Отец объяснил герою, что к деньгам нужно относиться очень бережно и ценить каждую копейку — эта вещь надёжнее всего. Чичиков с ранних лет уяснил, что именно деньги прокладывают путь ко всему желанному и необходимому в жизни.

Всю свою карьеру герой зарабатывал денежные средства не честными путями. Активно пользуясь своими качествами: очаровательным обманом, возможностью при исполнении брать взятки и откаты, способностью умом продумывать всевозможные махинации. Любыми способами герой шёл к личному обогащению, игнорируя нормы морали и нравственности.

Характеристика Манилова в поэме «Мёртвые души»

Образом господина Манилова Гоголь охарактеризовал целый класс «сентиментальных» помещиков, которым свойственны мечтательность и отсутствие деятельности. Такого рода помещики не следят за хозяйством и ничем полезным не заняты. Манилов обходителен, добр и в общении достаточно приятный человек. Но он глуп, пуст и бездарен.

Образ Коробочки в поэме «Мёртвые души»

Настасья Петровна Коробочка разительно отличается от Манилова. Она замечательная хозяйка и в её поместье царит идеальный порядок. Но на этом «хорошее» в помещице заканчивается. Коробочка не развита духовно и не стремится к этому. Всё что ей волнует — быт и двор, на которых свет сошёлся клином. Гоголь с помощью характеристики этой героини раскрывает читателю целый «вид» ограниченных и безперспективных людей.

Образ Ноздрёва в поэме «Мёртвые души»

Гоголь причисляет Ноздрёва к помещикам, в которых нет серьёзности. Этот герой отличается энергичностью, но его энергия направлена на сиюминутные удовольствия, а не на развитие хозяйства. Ноздрёв игрок и пьяница, легкомысленный балагур с праздным отношением к жизни.

Характеристика Собакевича в поэме «Мёртвые души»

Образ Михаила Семёновича Собакевича Гоголь ассоциирует с русским медведем. Он степенен, неповоротлив и силён. В нём видится что-то от дикого зверя. Он ценит не эстетику окружающего мира, а его надёжность. За этой грубой силой — суровый

характер, ум и хитрость. Собакевич изворотливый помещик, который готов грядущим на Руси переменам и реформам.

Образ Плюшкина в поэме «Мёртвые души»

Плюшкин представляет в поэме самый необычный и интересный тип помещика. Это скупой старик, жадность которого распространяется не только на крепостных, но и на себя самого. Чрезмерная экономия сделала из помещика бедняка. Скупость и зацикленность на сохранении несуществующего добра не позволяют ему обрести главное в жизни — семью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector