Где родился гоголь? где гоголь провел детство?

Гоголь за границей

Летом 1836 г. Николай Васильевич Гоголь поехал в первую продолжительную поездку за границу, где пробыл до октября 1841 г. Поводом к поездке было болезненное состояние писателя, от природы некрепкого (известия об его болезненности идут со времени поступления его в нежинскую гимназию), сверх того сильно расшатавшего свои нервы в той житейской и душевной борьбе, которая вывела его на настоящий путь. За границу его влекла и потребность дать себе отчет в своих силах, в том впечатлении, которое произвел на общество «Ревизор», вызвавший бурю негодования и всколыхнувший против писателя всю бюрократическую и чиновную Россию, но давший, с другой стороны, Гоголю еще новый круг почитателей в передовой части русского общества. Наконец, заграничная поездка необходима была для продолжения того «жизненного дела», которое было начато в Петербурге, но требовало, по словам самого Гоголя, взгляда на русскую жизнь извне – «из прекрасного далека»: для продолжения «Мертвых душ» и новых, более соответствовавших настроению обновленного духом писателя переработок начатого. Гоголь, с одной стороны, представлял себя совершенно как будто раздавленным впечатлением, которым завершилось появление «Ревизора». Он обвинял себя в роковой ошибке, взявшись за сатиру. С другой же, Гоголь энергично продолжает развивать свои мысли о великом значении театра и художественной правды, продолжает перерабатывать «Ревизора», пишет «Театральный разъезд» и упорно работает над «Мертвыми душами», печатает кое-что из прежних набросков (Утро делового человека, 1836), перерабатывает «Портрет» (1837 – 1838), «Тараса Бульбу» (1838 – 1839), кончает «Шинель» (1841).

Во время первого заграничного путешествия Николай Васильевич Гоголь живёт в Германии, Швейцарии, в Париже (со своим школьным товарищем и другом А. Данилевским), где частью лечится, частью проводит время среди русских кружков. В марте 1837 г. он попадает в Рим, к которому искренно привязывается, очарованный итальянской природой, памятниками искусства. Гоголь остается здесь надолго и в то же время работает усиленно, главным образом, над «Мертвыми душами», заканчивает «Шинель», пишет повесть «Аннунциата» (позднее – «Рим»). В 1839 г. осенью он приезжает по семейным делам в Россию, но вскоре возвращается в Рим, где в 1841 г. летом и кончает первый том «Мёртвых душ». Осенью Гоголь посылает его из-за границы в печать в Россию: книга, после целого ряда затруднений (московская цензура ее не пропускала, петербургская сильно колебалась, но, благодаря содействию влиятельных лиц, книга была наконец пропущена), вышла в Москве в 1842 г. Около «Мёртвых душ» поднялся литературный шум критики «за» и «против», как и при появлении «Ревизора», но Гоголь уже иначе реагировал на этот шум. Ко времени окончания «Мёртвых душ» он успел сделать дальнейший шаг в направлении этико-религиозного мышления; ему уже предносилась вторая часть, которая должна была выражать иное понимание жизни и задач писателя.

В июне 1842 г. Гоголь опять за границей, где видимо уже наметился тот «перелом» духовного настроения, которым отмечен конец его жизни. Живя то в Риме, то в Германии или Франции, он вращается среди людей, более или менее подходивших к нему по консервативному настроению (Жуковский, А. О. Смирнова, Виельгорские, Толстые). Постоянно страдая телесно, Гоголь все сильнее и сильнее развивается в направлении пиетизма, зачатки которого были у него уже в детстве и молодости. Его мысли об искусстве, нравственности все больше окрашиваются христианско-православной религиозностью. «Мёртвые души» становятся последним художественным произведением Гоголя в прежнем направлении. В это время он готовит собрание своих сочинений (вышло 1842 г.), продолжает перерабатывать, внося в них новые уже черты тогдашнего настроения, прежние свои работы: «Тараса Бульбу», «Женитьбу», «Игроков», и др., пишет «Театральный разъезд», известное «Предуведомление» к «Ревизору», где старается дать то толкование своей комедии, которое подсказывалось его новым настроением. Николай Васильевич Гоголь работает и над вторым томом «Мёртвых душ».

[править] Примечательные факты

  • Н. В. Гоголь усматривал в своей судьбе участие провиденческих сил: «чувствую, что не земная воля направляет путь мой», — отмечал он.
  • По свидетельству современника, Гоголь считал польский язык звучнее, чем русский.
  • Неоднократно выдвигались предположения о гомосексуальности Гоголя. Сторонники этих теорий основываются на том, что Гоголь избегал интимных отношений с женщинами, тем не менее, никаких данных об влечении к мужчинам у Гоголя нет, а критики считают эти гипотезы о гомосексуальности неосновательными (например, литературовед И. П. Золотусский назвал это мнение «чепухой»). Известно, что Гоголь увлекался женщинами, например, А. М. Виельгорской.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Портрет Николая Гоголя

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье — помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.

Василий Афанасьевич, отец Николая Гоголя

Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.

Мария Ивановна, мать Николая Гоголя

Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.

Дом детства Николая Гоголя

Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.

Николай Гоголь

Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая Пушкину классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

[править] Примечания

  1. ↑ http://gogol.lit-info.ru/gogol/bio/stepanov-gogol-bse-1952.htm
  2. ↑ http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GOGOL_NIKOLA_VASILEVICH.html
  3. http://gogol.lit-info.ru/gogol/bio/pereverzev-gogol-bse-1930.htm
  4. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GOGOL_NIKOLA_VASILEVICH.html
  5. ↑ http://bigenc.ru/literature/text/2366004
  6. http://gogol.lit-info.ru/gogol/bio/mann-gogol-istoriya-vsemirnoj-literatury-v-9-tomah-1989.htm
  7. https://iz.ru/news/338952
  8. http://newizv.ru/news/culture/01-04-2009/107421-v-svoj-jubilej-gogol-stal-samym-uznavaemym-avtorom
  9. http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/sekrety_biografii_gogolya.html
  10. wikipedia:ru:Гипотезы о гомосексуальности Николая Гоголя
  11. Великие геи России
  12. http://www.izvestia.ru/news/345118

Смерть и похороны

21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей квартире на Никитском бульваре.

Отпевали Гоголя в университетской церкви мученицы Татианы.

Гоголь был похоронен в Донском монастыре, но после революции его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.

На могиле писателя в Донском монастыре был установлен памятник, состоящий из двух частей:

— бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! Апокалипс. гл. КВ, ст. К»;

— чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи:

На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года».

На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав. 20, ст. 8».

На большой боковой стороне плиты к зрителю: «Муж разумивый престол чувствия. Притчей гл. 12, ст. 23», «Правда возвышает язык. Притчей гл. 14, ст. 34».

На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя (к решётке): «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл. 8, ст. 21».

Считается, что И. С. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму (гранильщики называли его «черноморский гранит»).

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован.

31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли, и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.

В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Томского, на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от Правительства Советского Союза».

«Голгофа» какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища. Жена писателя Булгакова Михаила Афанасьевича (1891 – 1940), Елена Сергеевна Булгакова, подыскивала надгробие для могилы покойного мужа. Она и обнаружила «Голгофу», выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.

К 200-летию со дня рождения писателя, в 2009 году, могиле Гоголя был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест (был изготовлен новый) на чёрном камне.

Личность Гоголя

Как у любого человека, личность Гоголя формируется, прежде всего, под влиянием родителей. Отец его был театральным человеком. Несмотря на то, что проработал всю жизнь на почте, в душе его жила идея создать театр, что он и сделал, выйдя в отставку.

Гоголь родился, кода отец уже не работал, а театр процветал. Именно оттуда набрался будущий писатель творческих идей, понимания театра и литературы. Семья Гоголя была зажиточной, пока не умер отец.

Тем не менее, Николай Васильевич, всегда по духу был ближе не к своему классу, а к крестьянам. Панов он высмеивал. Это можно понять, вспомнив его «Вечера на хуторе близь Диканьки».

Характер у писателя был своеобразный. Он тяжело сходился с людьми, так как многие не понимали его и не разделяли взгляды. Гоголь придерживался  своих, только ему понятных взглядов. Что любили его современники, он отрицал и ненавидел, а любил то, чего не любили другие. Николай Васильевич отличался противоречивым характером, и производил впечатление человека заносчивого и нелюдимого.

Однако те, кто знал его близко, отмечали его доброту и готовность придти на помощь в любой момент. Гоголя считали скрытным человеком, он не располагал к общению. Но при этом у него было много знакомых, которым он с готовностью помогал.

Он был необычайно щердр: подавал милостыню нищим, помогал молодым талантам пробиться благодаря своим связям.

Кроме того, Николай Васильевич был хорошим психологом, умел разговорить человека, тот рассказывал ему все подробности о себе, своей жизни и проблемах. Поэтому образы, созданные в произведениях, интересны читателям, описаны с величайшим талантом и основаны на жизненных примерах.

К увлечениям Гоголя, в первую очередь, можно отнести изучение истории, в общем, и особенно своей Родины. Он много писал об Украине, все образы панов и простых крестьян художественны и правдивы.

Еще с детства Николай Васильевич увлекся шитьем и вязанием, что прошло через всю его жизнь. Возникло такое хобби от постоянного общения со своими сестрами, которые и приучили мальчика к этому.

Театр был поистине его страстью. Он часто посещал театральные представления и сам участвовал, еще учась в гимназии. В свое время даже хотел поступить на службу в Императорский театр, но не прошел отбор.

Образ жизни писателя можно охарактеризовать как аскетический. Он везде передвигался с одним чемоданчиком, в котором было самое необходимое и дорогое его сердцу. Он мог бы стать коллекционером, чем начал заниматься еще в юности.

Но смерть отца подкосила материальное положение семьи, и Гоголь отказался от своего наследства в пользу родственников. К бытовым условиям писатель не предъявлял никаких требований. Его устраивало все, он часто проживал у товарищей, к которым часто ездил в гости и оставался на продолжительное время.

История семьи Гоголя

Будущий писатель родился в зажиточной украинской семье. Николай Васильевич Гоголь стал третьим из двенадцати детей. Но так как двое первых мальчиков умерли в младенчестве, для родителей он был словно долгожданный первенец. Незадолго до родов матушка горячо молилась преподобному Николаю Чудотвроцу, а потому, родившегося мальчика было решено назвать Николенькой.

Из девяти родившихся после него детей выжило только четыре сестры: Машенька, Анюта, Лиза и Оля, с которыми Коля был очень дружен. Отчасти под влиянием сестер, отчасти по складу своего мягкого характера, все детство Николай Васильевич провел в «женских» занятиях: очень любил шить, вязать, ткать, вышивать. Кстати, и будучи взрослым он часто, при написании своих произведений, вязал на спицах, а также любил одеваться как франт и некоторые из своих нарядов мастерил сам с большим усердием и удовольствием.  

Отец Гоголя

Отец писателя – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – долгое время работал в Малороссийском почтовом ведомстве, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал постоянно проживать со своим семейством в имении Васильевка Полтавской губернии. Там, в селе Сорочинцы, весной 1809 года и родился Николай Гоголь. Василий Афанасьевич был образованным, разносторонне развитым человеком, любил веселье, шутки, литературу, сам слыл неплохим поэтом, писателем, а особой его страстью был театр.

Вместе со своим другом помещиком Трощинским Василий Гоголь-Яновский организовал домашний театр и с увлечением писал для него пьесы, участвовал в постановках. Вероятно поэтическим и писательским талантом Николай Васильевич обязан именно отцу. Что касается двойной фамилии, писатель «избавился за ненадобностью» от второй ее части, когда начал публиковаться и вошел в историю мировой литературы просто «Николем Гоголем».  

Василий Гоголь-Яновский, отец Николая Гоголя

Мать Гоголя

Матушка писателя – Мария Ивановна, в девичестве Косяровская – по воспоминаниям современников был невероятно красива внешне и слыла завидной невестой. Василий Гоголь-Яновский женился на девушке, когда той едва исполнилось 14 лет. Мария Ивановна всю свою жизнь была очень набожной и домашней, везде и всюду следовала за мужем, даже когда тот выезжал куда-то по хозяйству, то всегда брал с собою супругу. Считается, что свою тягу к мистицизму и потустороннему миру Гоголь унаследовал именно от матери, так как та всегда рассказывала детям множество преданий и легенд о леших, домовых и нечистой силе.

Мария Ивановна Гоголь-Яновская (рожд. Косяровская), мать Николая Гоголя

Сверхвпечатлительная натура мальчика буквально впитала в себя все эти рассказы, и он пронес их через всю свою жизнь, отразив позднее в творчестве. Известно также, что уже живя в Петербурге, Гоголь много раз писал матери с просьбой прислать ему новые подробности украинской жизни: какую одежду носили предки, каковы были их обычаи и просил снабдить его новыми притчами и легендами. Мать с радостью делилась с сыном тем, что знала сама или узнавала от местных жителей.

Мать писателя Мария Гоголь-Яновская. Изображение: for-teacher.ru

ночь перед рождеством гоголь

Смерть Александра Пушкина, которого он представлял чуть ли не вечным, не просто поразила писателя. Мне кажется, тогда Гоголь и решил ненавидеть женщин всеми фибрами своей нежной души и потому убивать за любовь Андрия, терзать костром Тараса, породившего детей, пытаться стать монахом, а то и католиком. Рим привлекал его неодолимо, но решиться на «измену», потерять российские стипендии, богатых русских друзей — было Гоголю не под силу.

Гоголь продолжал убегать от всего и добежал даже до Ерушалайма, где Гроб Господень не произвел на него никакого впечатления и не вдохновил, чего он крайне желал. И в самом деле — толкающиеся греческие монахи, темные камни, жара, вонь свечей и требование по-быстрому залезть в пещерку и по-быстрому выскочить перекрестившись — не всякому под силу. Некоторым повезло быть невпущенными, так как шорты смущали последователей равви Иешуа, который сам ходил черт знает в чем, говоря проще, уж по-простому.

Возвращение «на родину», как пишут в советских газетах, вызвало в нем ужас. После жизни в Европе, после возможности наблюдать солнечный великий Рим, он попал в тоже болото, дожди и мрак небесный. Всюду толкались ревизоры, свихнувшиеся казаки, все лелеяли страшную месть, встающую где-то у Карпатских гор. Посетить Украину он боялся, так как ощущал себя предателем и эта беда будет сопровождать любого умного и развитого украинца, которого обязательно попытаются впихнуть в «боротьбу» то за язык, то за флаг, то уж и за европейзацию дорогой, чудесной Степи.

день рождения гоголя

— Господа, зачем вы меня обижаете? — впору было кричать ему каждому встречному-поперечному, но он продолжал притворяться ультроправославным, великорусским, и его резонно считали невыносимым, ведь он столь многим хотел понравиться.

Мифы о его смерти ужасают. Казачуры с шашками и какими-то хлестаковскими крестами бродят в Свято-Даниловом монастыре и бубнят православным: «Зачем его держат на Новодевичьем, его ведь нет там давно…»

Споры о его национальной или государственной принадлежности грозят привести к тому, что его гроб распилят, а костями станут швыряться во имя русскомировской идеи. И это очень символично, потому что настоящий писатель никогда и никому не принадлежит, даже самому себе. Может быть Богу, если считать создание параллельных миров — нужной Богу задачей. 1 апреля 1809-го года отмечено рождением Николая Гоголя.

Тэги: день рождения николая гоголя, день рождения гоголя, гоголь николай васильевич, ночь перед рождеством гоголь, гоголь произведение

Текст от 01.04.2017 21:02

Биография[]

«Биография Гоголя давно стала не только частью литературного мифа, но и своеобразным художественным средством, через которое преломляется восприятие великой гоголевской прозы. Как филологи, маститые гоголеведы, так и хоть сколько-нибудь любознательные читатели находятся в курсе основных моментов жизни Гоголя, со всеми вытекающими отсюда в наше время последствиями. История этой странной жизни и еще более странной смерти (что уж говорить о погребении и посмертии), постепенно превратилась в предмет так называемых „журналистских расследований“ — пожалуй, только Пушкин может сравниться в этом отношении с Николаем Васильевичем. Посмертные приключения Гоголя продолжаются и сегодня, и разве может писатель пожелать себе лучшей судьбы?»

— Александр Секацкий, философ.

Биография Гоголя

До сих пор доподлинно неизвестно, когда именно родился Николай Васильевич Гоголь. Официальной датой его рождения принято считать 20 марта 1809 г.

Все свое детство маленький Коля провел в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Он рос в очень большой семье. У него было 5 братьев и 6 сестер, хотя некоторые из них умерли еще в младенчестве.

Его семья происходила из старого дворянского рода Яновских. По семейному преданию, его дед Афанасий Яновский решил добавить к своей фамилии еще одну часть, чтобы доказать родство с казацким гетманом Остапом Гоголем.

Таким образом, они стали носить фамилию Гоголь-Яновский.

Родители Гоголя

Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, трудился в почтовом ведомстве, дослужившись до чина коллежского асессора. Он был творческой личностью и живо интересовался искусством, что, несомненно, повлияло на биографию юного Николая.

У главы семейства проявлялся талант к поэзии и писательству. Он также руководил домашним театром одного из своих товарищей, и периодически сам участвовал в выступлениях.

Известно, что Гоголь-старший писал комедийные пьесы, однако до наших дней дошла лишь одна из них – «Простак, или хитрость женщины, перехитренная солдатом». Очевидно, именно от отца Николай Васильевич перенял увлечение литературой, и уже в раннем детстве начал писать стихи.

Мать Николая Гоголя звали Марией Ивановной. Она вышла замуж, когда ей едва исполнилось всего 14 лет. Она была вдвое моложе своего мужа. В юности она обладала особой привлекательностью и считалась первой красавицей в деревне. Мария являлась богобоязненным человеком и старалась воспитывать детей в том же духе

Особенное внимание она уделяла разным библейским пророчествам и Страшному суду над человечеством, который должен был произойти в скором времени

Некоторые биографы Гоголя считают, что именно благодаря своей матери творчество писателя пропитано мистикой. Поскольку в детстве он видел, как живут бедные крестьяне и зажиточные паны, в своих произведениях он начал мастерски описывать тонкости быта и душевные переживания людей.

Домашний театр

Писал Гоголь-отец и комедии, которые ставили в домашнем театре родственника Марьи Ивановны.

Кибинцы, имение Трощинского, занимают особое место в детстве писателя. Здесь находился один из культурных центров Полтавщины. Бывший министр юстиции Трощинский был одним из самых богатых и знатных людей Украины. В его доме хранилась обширная картинная галерея, коллекции золотых монет, оружия, в библиотеке было несколько тысяч томов. Гоголи были частыми гостями в имении экс-министра. Трощинский любил себя потешить, частенько устраивая забавы, не всегда безобидные. Очень любил украинские пьесы, которые писал Василий Афанасьевич, и песни. Когда пели «Чайку», закрывал лицо руками и плакал навзрыд. Все это видел трех-четырехлетний Николай: как человеколюбие уживалось с бесчеловечностью, цинизм с прямодушием, культура с дикостью. Эти противоречия можно выразить словами из повести Гоголя «Шинель»: «Как много в человеке бесчеловечья».

К сожалению, до наших дней дошли всего две комедии Гоголя-старшего. Николай Васильевич в одном из писем обратился к Марье Ивановне с просьбой выслать ему «папенькины малороссийские комедии» — «Собака-Вивця» и «Роман с Параскою». Под многими эпиграфами гоголевской «Майской ночи» и «Сорочинской Ярмарки» подписано «Из малороссийской комедии». Очевидно, это отрывки из сочинений Василия Афанасьевича. Можно сказать, что Гоголь с раннего возраста был окружен творческой атмосферой, а первые уроки сценических приемов получил под крышей родного дома. Кибинцы находились недалеко от села, где родился Н. В. Гоголь, но они занимают особое место в гоголевском детстве не только как культурный центр, повлиявший на его мировоззрение, но и образ хозяина имения, точнее, модель судьбы и поведения Трощинского проявятся в двух произведениях писателя.

Цитаты

Мы — смерть небожителей. Сообщество убийц — террористы, скрывающиеся в тени этого мира. Пятерка тех, кто провозглашает конец небесного царства.
— Николай Гоголь к Огури Муситаро. Глава 57 «Трагедия воскресного дня»».
Я полностью в своем уме. Я понимаю, что убивать — плохо, и мне знакомо чувство вины.
— Николай Гоголь к Ацуши Накаджима. Глава 58 «Трагедия воскресного дня: Продолжение».
Ха-ха-ха! Поверил? Нельзя прислушиваться к словам клоуна. Ночью спать не сможешь!
— Николай Гоголь к Ацуши Накаджима. Глава 58 «Трагедия воскресного дня: Продолжение».
Быть убитым чудаком, лишенным человечности. Бессмысленная, но простая причина, которую можно принять и умереть.
— Николай Гоголь к Ацуши Накаджима. Глава 58 «Трагедия воскресного дня: Продолжение».

Николай Гоголь

Выросший в Малороссии, впитавший в себя язык и культуру этого благодатного края, образование Николай Гоголь получил в классической русской гимназии. Как и многие другие молодые провинциалы, он рассчитывал «сделать большую карьеру», уехав в столицу для поступления на государственную службу. К этому его подталкивали и житейские обстоятельства — после смерти отца Николай в 15 лет стал старшим мужчиной в доме.

Николай Гоголь в молодости

Семья возлагала на него большие надежды, и в немалой степени окрыленный именно этими упованиями он, подобно тысячам других молодых людей, отправился в имперскую столицу. И так же, как многих других соискателей, Петербург пребольно щелкнул Гоголя по носу. В его случае — в самом прямом смысле слова: в первую же петербургскую зиму Николай отморозил себе нос.

Но гораздо сильнее, чем столичный климат, Гоголя разочаровали реалии канцелярской жизни. Тянуть чиновничью лямку он не захотел, но возмечтал о поступлении на сцену и предпринял несколько попыток прибиться к столичным труппам. Однако жестокий мир Мельпомены вынес свой суровый вердикт, признав Николая неспособным к актерской игре. Что же оставалось молодцу? Дома он пробовал сочинять и после театрального фиаско задумал добиться успеха в качестве литератора.

Первый «литературный блин» вышел у него комом. Написанная еще в стенах Нежинской гимназии поэма «Ганц Кюхельгартен» была издана Гоголем за свой счет под псевдонимом В. Алов. Вложив в издание больше 300 рублей из тех полутора тысяч, что прислала мать для внесения процентов в опекунский совет по заложенному имению, автор полагал, продавая поэму по пять рублей за экземпляр, заработать порядка двух тысяч рублей «чистыми».

Николай Гоголь

Увлекательный эксперимент был прерван в самом начале, после того как двое почтенных литературных критиков так язвительно «отщелкали» сочинение В. Алова в журнальных публикациях, что сгоравший от стыда Гоголь бросился со своим слугой по книжным лавкам выкупать тираж. Собрав все, что мог, литератор нанял номер с камином в одной из гостиниц и сжег большую часть экземпляров, превратив таким образом «Ганца Кюхельгартена» в настоящую библиографическую редкость.

Расстроенный до последнего этой творческой неудачей, Гоголь вознамерился бежать от всех знакомых, скрывшись за рубежами отечества. Выхлопотав себе заграничный паспорт и прихватив остатки «процентной суммы», Гоголь сел на корабль в петербургском порту, намереваясь в конечном счете добраться до американских берегов. В его грезах заокеанская демократия рисовалась «страной счастья и разумно-производительного труда». Но путь в Америку преградили жестокая морская болезнь и полное незнание иностранных языков, а потому, доплыв только до Любека, Николай Васильевич Гоголь сошел на берег и сушей вернулся обратно в Петербург.

Последние годы жизни

1836 год – очень важный период в биографии Николая Гоголя: в это время им были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также во Францию (некоторое время он пребывал в Париже). Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана одна из самых главных, может быть, повестей Гоголя – «Шинель».

Ночью 11 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, а 21 февраля скончался.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Гоголя

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Писатель увлекался мистикой и религией. Самым загадочным произведением Гоголя считается повесть «Вий», созданная, по словам самого автора, на основе народного украинского предания. Однако литературоведы и историки до сих пор не могут найти доказательств этому, что указывает на эксклюзивное авторство писателя-мистификатора.
  • Принято также считать, что за несколько дней до своей смерти великий писатель сжег второй том «Мертвых душ». Некоторые ученые считают это недостоверным фактом, но правду уже никто никогда не узнает.
  • До сих пор доподлинно не известно, как именно умер писатель. Одна из основных версий гласит, что Гоголь был похоронен заживо. Доказательством тому было изменение положения его тела при перезахоронении.

Все интересные факты из жизни Гоголя

  1. /12

    Вопрос 1 из 12

Значение творчества Гоголя

Внимательное изучение деятельности и жизни Николая Васильевича Гоголя, выразившееся в обширной литературе, посвященной писателю, показало все великое значение этой деятельности для русской литературы и общества. Влияние Гоголя и созданных им направлений русской литературной и общественной мысли не прекратились до сих пор. После Гоголя русская литература окончательно порывает связь с «подражательностью» западным образцам, кончает свой «учебный» период, наступает время полного её расцвета, полной её самостоятельности, общественного и народного самосознания; она получает значение международное, мировое. Этим всем современная литература обязана тем основам её развития, которые выработаны были к середине XIX столетия; таковыми являются: народное самосознание, художественный реализм и сознание своей неразрывной связи с жизнью общества. Выработка этих основ в сознании общества и литературы совершена трудами и талантами писателей первой половины века – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова. И Гоголю в ряду этих писателей принадлежит важнейшее значение. Даже радикал Чернышевский называл весь период русской литературы середины XIX века гоголевским. Последующая эпоха, отмеченная именами Тургенева, Гончарова, Льва Толстого и Достоевского, тесно связана с задачами, поставленными литературе Гоголем. Все перечисленные писатели или непосредственные его последователи (например, Достоевский – в «Бедных людях»), или идейные продолжатели Николая Васильевича Гоголя (например, Тургенев в «Записках охотника»).

Художественный реализм, этические стремления, взгляд на писателя, как общественного деятеля, необходимость народности, психологический анализ жизненных явлений, широта этого анализа – все, чем сильна русская литература последующего времени, все это сильно развито Гоголем, намечено им так определенно, что преемникам оставалось только идти дальше вширь и вглубь. Гоголь является крупнейшим представителем реализма: он точно и тонко наблюдал жизнь, улавливая её типичные черты, воплощал их в художественные образы, глубоко психологические, правдивые; даже в своем гиперболизме он безукоризненно правдив. Образы, созданные Гоголем, поражают необыкновенной вдумчивостью, оригинальностью интуиций, глубиной созерцания: это – черты гениального писателя. Душевная глубина Гоголя нашла себе выражение и в свойствах его таланта: это – «незримые миру слезы сквозь видимый ему смех» – в сатире и юморе.

Национальные особенности Николая Васильевича Гоголя (его связь с малорусской историей, культурой), внесенные им в русскую литературу, оказали громадную услугу последней, ускорив и закрепив начавшее в русской литературе пробуждаться национальное самосознание. Начало этого пробуждения, очень нерешительное, относится ко второй половине XVIII века. Оно видно в деятельности русской сатирической литературы XVIII столетия, в деятельности Н. И. Новикова и других. Оно нашло себе сильный толчок в событиях начала XIX века (Отечественная война 1812), получило дальнейшее развитие в деятельности Пушкина и его школы; но завершилось это пробуждение только в Гоголе, тесно слившем идею художественного реализма и идею народности. Великое значение деятельности Гоголя, в общественном смысле, заключается в том, что он направил свое гениальное творчество не на отвлеченные темы искусства, но на прямую житейскую, обыденную действительность и вложил в свой труд всю страсть искания правды, любви к человеку, защиты его прав и достоинства, обличения всякого нравственного зла. Он стал поэтом действительности, чьи произведения сразу получили высокое социальное значение. Николай Васильевич Гоголь, как писатель-моралист, является прямым предшественником Льва Толстого. Интерес к изображению внутренних движений личной жизни и к изображению явлений общественных именно под углом осуждения общественной неправды, искания нравственного идеала – это дано нашей последующей литературе Гоголем, восходит именно к нему. Последующая общественная сатира (например, Салтыкова-Щедрина), «обличительная литература» 1860 – 1870 гг. без Гоголя были бы немыслимы. Все это свидетельствует о великом нравственном значении творчества Гоголя для русской литературы и о его великой гражданской заслуге перед обществом. Это значение Гоголя ясно чувствовали и ближайшие его современники.

Гоголь занял видное место и в создании мирового положения русской литературы: с него (раньше Тургенева) западная литература стала знать русскую, серьёзно интересоваться и считаться с ней. Именно Гоголь «открыл» русскую литературу Западу. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector