В чем помогает и от чего защищает почаевская икона божией матери

Воспитание души

При встрече с необъяснимыми явлениями человек может растеряться, поскольку разум привык всему давать собственную трактовку. Но не все поддается объяснениям — даже ученые это признают. Собраться с мыслями в таком случае поможет молитва. У «Почаевской» иконы их звучало бесчисленное количество, многие получали чудесный отклик.

  • Владимирская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери «Нечаянная радость» — здесь
  • Икона Божией Матери Призри на смирение —

О чем еще молятся православные у Почаевской иконы?

  • Об исцелении от недугов тела, в том числе проблем со слухом, зрением.
  • О защите от врагов в любой ситуации.
  • О прекращении вражды.
  • Об укреплении веры, исцелении души от бесов уныния.

Паломничество в Почаевскую Лавру

Главными святынями Почаевской Лавры являются: отпечаток стопы Пресвятой Богородицы с источником целебной воды (Успенский собор), чудотворная Почаевская икона Богоматери (Успенский собор), мощи преподобных Иова Почаевского и Амфилохия Почаевского (Пещерный храм). Многие паломники стремятся посетить и пещерку Иова Почаевского. Попасть в нее можно через узкий лаз. По утверждениям монахов, пролезть через небольшое отверстие в скале может даже человек с тучной фигурой. Однако бывают случаи, когда худощавый человек не помещается в отверстии — преподобный не пускает. 

До 2014 года Почаевскую Лавру посещали десятки тысяч паломников. В связи со сложившейся политической ситуацией в Украине в настоящее время существуют некоторые сложности для посещения россиянам. При посещении территории Украины для жителей России необходимо иметь определенный пакет документов. В их числе загранпаспорт, обратный билет, оплаченная туристическая путевка (если поездка осуществляется через туристическую фирму), документ, подтверждающий бронь жилья, оригинал нотариально заверенного приглашения и копию паспорта приглашающего лица (для частных визитов), подтверждение платежеспособности.

Приехать в Почаевскую Лавру можно как самостоятельно, так и с паломнической экскурсией, которую организуют во многих православных храмах. Почаевская обитель находится в 60-ти километрах от города Тернополь, до которого легко добраться поездом. От Тернополя до Лавры регулярно ходят автобусы. 

Поселиться паломникам можно в гостиничном корпусе Лавры или у местных жителей Почаева.

Почаевская Лавра расположена по адресу: Украина, Тернопольская область, город Почаев, улица Воссоединения, дом 8.

Телефон: +38 (03546) 612-18 (привратник), +38 (03546) 625-47/8 (гостиница).

Web-сайт: www.pochaev.org.ua.

В чем помогает, от чего оберегает

Обращение к образу Богоматери Почаевская необходимо, если нужно укрепить дух и веру, направить человека на праведный путь. Ее защита распространяется на всех, кто не знает, как справиться с нуждой, неприятностями и финансовыми проблемами. С сердечными молитвами идут на поклон к Богородице при тяжелых недугах, душевных переживаниях и сильных эмоциональных потрясениях.

С просьбами о помощи к иконе обращаются:

  • когда нужна помощь в исцелении от болезней;
  • с прошением о восстановлении мира и покоя в семье;
  • с целью защиты от врагов и недоброжелателей;
  • при проблемах в учебе и на работе;
  • когда необходимо вразумить заблудшего в жизненных установках человека;
  • для улучшения взаимоотношений между детьми и родителями.

Рис 3 Почитают икону Божией Матери Почаевская 13 апреля, 5 августа и 21 сентября. В эти дни молитвенное вознесение к святому образу обладает особой силой и мощной защитой.

С древних времен известны множественные чудотворные и судьбоносные чудеса с иконой. Согласно историческим данным ежегодно в церковных книгах фиксируется около шестисот чудес. Почаевская Богородица является покровительницей младенцев и детей. Она защищает от тюрьмы, необоснованного преследования и спасает невинно осужденных.

История

Начало

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Эпоха Иова Почаевского

В 1597 году монастырь получил в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодия, имения и чудотворный образ Божьей Матери. В 1649 году на средства Фёдора и Евы Домашевских построен новый каменный храм монастыря.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский.

2 августа 1675 года пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян, стали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед Почаевской иконой Божьей Матери на небе вдруг расступились тучи, и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окружённая ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Греко-католический период

Успенский собор (1771—1791)

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим. На протяжении 1720—1740 годов архитектор П. Гжицкий спроектировал и построил двухэтажные корпуса братских келий с трапезной. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771—1791), трапезная, монашеские кельи. Средства на реконструкцию монастыря выделял Николай Потоцкий, архитектор — Ян Готфрид Гофман. Общая композиция комплекса — террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением к главному — Успенскому собору. Главный фасад украшают две башни, по католической традиции — под углом 45° к главной оси, подчёркивают всефасадность собора — характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одним центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам украинского барокко — соборам Троицкого монастыря в Чернигове и Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине.

С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богато украшена настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

Это интересно: Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах, Подольск

Случаи чудотворного заступничества иконы

Во время насаждения униатства Польско-Литовскими властями монастырь оставался православным. Икона являла чудеса заступничества в семнадцатом веке, когда турки окружили обитель. Они могли бы сжечь деревянные постройки. Тогда монахи с горячей молитвой обратились к Пресвятой Богородице перед Ее чудотворной иконой. И Она не замедлила явить Свою помощь.

Над монастырем в небе враги увидели Пресвятую Богородицу, которая покрывала обитель Своим омофором. Вокруг Нее стояли светлые Ангелы с сияющими мечами в руках. Перед Пречистой стоял в молитве недавно преставившийся святой игумен Иов.

Испугавшись, турки начали совершать непонятные действия: убивали друг друга и, в конце концов, бежали прочь от обители. А монахи возблагодарили Пречистую за Ее заступничество.

В 1713 году обитель все же насильно была обращена в униатство. Но после разгрома поляк в 1831 монастырь снова вернулся в православие. Обитель стала называться лаврой и заняла почетное четвертое место среди лавр России.

История

По преданию, первый монастырь на горе близ местечка Новый Почаев на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. В те же годы, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе, ныне находится в Успенском соборе лавры). Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать.

Первое документальное упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве относится к 1527 году. Мужской монастырь был основан здесь в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской. Она же передала в обитель чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных святынь обители (ныне находится в Успенском соборе лавры).

В XVI-XVIII веках монастырь находился на территории Речи Посполитой, государства, образованного в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. В 1596 году монахи Почаевского монастыря выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных противников подчинения католичеству был преподобный Иов (в миру — Иван Железо), игумен Почаевского монастыря в 1617-1651 годах. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография.

С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1773 году по благословению папы Римского Климента XIV по католической традиции была коронована (т. е. официально признана чудотворной) Почаевская икона Божией Матери. В конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, земли обители вошли в состав Российской империи.

В 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православной церкви и в 1833 году получил статус лавры (т. е. монастыря, имеющего особое историческое и духовное значение). Почаевская лавра стала четвертой по старшинству в Российской империи после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. Монахи, оставшиеся в Почаеве, были отправлены в концентрационный лагерь. В 1916 году во время Брусиловского прорыва обитель была освобождена русскими войсками.

В 1919 году монастырь был разграблен отрядами Красной армии, затем занят польскими войсками.

После поражения РСФСР в советско-польской войне 1919-1920 годов Волынь, а вместе с ней и Почаев, была включена в состав польского государства. До 1939 года Почаевская лавра находилась в юрисдикции Польской православной церкви.

С 1939 года, после присоединения Волыни к Советскому Союзу, монастырь вошел в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата.

На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, организованных первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольские дружины, оперативники милиции и КГБ препятствовали посещению монастырских храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.

Советуем изучить Благодарение за всякое благодеяние Божие

С 1990 года обитель находится в юрисдикции Украинской православной церкви.

В 1992 году наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал раскольническую деятельность лишенного священного сана (позднее — подвергнутого анафеме) бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Однако братия отказалась переходить в созданный Денисенко самопровозглашенный «Киевский патриархат» и вынудила Иакова (Панчука) покинуть монастырь (в том же году он был извергнут из священного сана).

С 1997 года Почаевский монастырь является ставропигиальным, т. е. подчиненным непосредственно митрополиту Киевскому и всея Украины, главе УПЦ. Практическое управление монастырем осуществляет наместник — митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии.

В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.

Описание и значение в православии

Икона Почаевской Божией Матери относится к типу Умиление. Богоматерь изображена по пояс, что характерно для многих ее изображений. В одной руке у нее младенец Иисус Спаситель, в другой руке она держит платок белого цвета, которым прикрывает тело сына. Правой рукой Иисус делает характерный жест благословения.

Почаевская икона содержит различные древнегреческие надписи по периметру. Также там прорисованы, но не так детально, изображения различных Святых, к примеру, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины, пророка Ильи и мученика Степана. Богородица в христианстве — это символ земной сущности Христа. Это его природное начало, то, что связывает его с миром людей.

Божья Матерь и ее икона, как никто другой, понимает мольбы тех, кто находится на Земле. К ней приходят просить помощи при страшных и неизлечимых болезнях, если в семье большие трудности, если есть переживания на своих детей. Матерь Спасителя хоть и причислена к лику Святых, обладает человеческой сущностью. Она является связующим звеном между небесным и земным миром. Иконе придается особенное значение в православии, о чем можно судить по обилию праздников, посвященных Божьей Матери.

Чудесные истории исцелений

Удивительно, но за время своего существования святой лик смог совершить порядка 600 чудес, историй исцеления. Давайте дальше ознакомимся с самыми примечательными из них:

  1. Когда на город Почаев напали турки, то местные жители собрались в Лавре и отчаянно молились у образа Святой Девы Марии. Их мольбы были услышаны свыше – враги вдруг увидали перед собой Богородицу. Её явление повергло их в панический ужас, они стали разбегаться, нападая друг на друга.
  2. Эта история случилась в 1664 году. Тогда в доме у богатого человека по фамилии Жабокритский случилось горе – умер его сын. Все были в ужасной печали, а верующая бабушка, никак не могла поверить в то, что любимый внук умер, поэтому всю ночь молилась перед Почаевской иконой. Утром, на рассвете мальчик неожиданно ожил.
  3. В 1950 году с помощью чудотворной иконы была исцелена искалеченная монахиня по имени Варвара, жительница города Оренбурга. 48 лет она не могла самостоятельно передвигаться, в глубоком отчаянии женщина вознесла молитвенные речи у лика Почаевской Богородицы. И случилось удивительное: Варвара смогла встать и пойти. А её костыли до сегодняшнего дня хранятся как доказательство исцеления у образа.
  4. Жительница Украины Анна Якимчукова из города Каменец-Подольский с рождения была слепой. Она решила приехать в Почаев, поднялась на вершину горы, где некогда монахи увидали Матерь Божью. Там она умыла лицо святой водой из родника и в тот же миг смогла видеть.

Чудесные истории исцелений

Удивительно, но за время своего существования святой лик смог совершить порядка 600 чудес, историй исцеления. Давайте дальше ознакомимся с самыми примечательными из них:

  1. Когда на город Почаев напали турки, то местные жители собрались в Лавре и отчаянно молились у образа Святой Девы Марии. Их мольбы были услышаны свыше – враги вдруг увидали перед собой Богородицу. Её явление повергло их в панический ужас, они стали разбегаться, нападая друг на друга.
  2. Эта история случилась в 1664 году. Тогда в доме у богатого человека по фамилии Жабокритский случилось горе – умер его сын. Все были в ужасной печали, а верующая бабушка, никак не могла поверить в то, что любимый внук умер, поэтому всю ночь молилась перед Почаевской иконой. Утром, на рассвете мальчик неожиданно ожил.
  3. В 1950 году с помощью чудотворной иконы была исцелена искалеченная монахиня по имени Варвара, жительница города Оренбурга. 48 лет она не могла самостоятельно передвигаться, в глубоком отчаянии женщина вознесла молитвенные речи у лика Почаевской Богородицы. И случилось удивительное: Варвара смогла встать и пойти. А её костыли до сегодняшнего дня хранятся как доказательство исцеления у образа.
  4. Жительница Украины Анна Якимчукова из города Каменец-Подольский с рождения была слепой. Она решила приехать в Почаев, поднялась на вершину горы, где некогда монахи увидали Матерь Божью. Там она умыла лицо святой водой из родника и в тот же миг смогла видеть.

История, где находится

Чудотворная Почаевская икона хранится в Успенской Почаевской лавре на западе Украины в городе Почаеве Тернопольской области.

По преданию, она была подарена монахам дворянкой Анной Гойской, которая в 1559 году получила её в дар от проезжавшего мимо Почаева митрополита Неофита, будущего патриарха Константинопольского.

30 лет икона простояла в домовой часовне, а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, и тогда дворянка передала ее в монастырь.

Икона написана темперой древним византийским письмом на липовой доске и изображает Матерь Божию в пояс. На правой руке она держит младенца Иисуса, а на левой – плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благословляет. В иконографии такой тип изображения называется «Умиление».

На иконе есть еще семь миниатюрных изображений святых.

Молитва Иконе Почаевская

Обращение к иконе Почаевская можно произносить своими словами. Оригинальный текст молитвы есть в молитвослове, специальном церковном сборнике всех молитв. При вознесении святого текста рекомендуется не только просить о чем-то Богородицу, но и читать благодарственные слова. Это могут быть как собственная благодарность, так и зачитывание готовых молитв, восхваляющих и благодарящих Небесную Царицу за ее помощь и защиту.

Текст молитвы к иконе Божией Матери Почаевская на церковно-славянском языке:

«К Тебе, о Богоматерь, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу.

Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша, и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да, за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отъимет.

Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш к спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестерпимых. Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Рис 4 Для любого новичка молитва иконе Божией Матери Праворучица может показаться большой и сложной, однако прочитав текст несколько раз внимательно, он быстро становится понятным и запоминается за несколько прочтений.

Опытные прихожане стараются заучивать тексты всех молитв наизусть. Это позволяет молиться при любой необходимости, не отвлекаясь на поиски текста в молитвослове. Начинающим священники рекомендуют переписывать святые слова на листок, делая это только собственной рукой. Выполнение этого условия помогает сохранить чудотворную силу молитвы и делает ее дополнительным оберегом.

Листки с молитвами к Иконе Почаевская можно зашивать в специальные пояса и всегда носить при себе. Рекомендуется покупать медальоны с образом Богоматери, миниатюрные иконки, которые разрешается хранить на рабочем столе или в детской комнате. Настоящей защитой обладает только та икона, которая приобретена в церкви, монастыре или соборе. Все полотна освящаются священнослужителями и несут в себе сокровенный божественный смысл.

История появления акафиста Почаевской Божией Матери

Чудотворная Почаевская икона Божией Матери сегодня хранится в Успенской Почаевской лавре в украинском городе Почаево. В середине XVI века образ был подарен митрополитом Неофитом (будущим патриархом Константинопольским) местной дворянке Анне Гойской. Последняя передала икону в лавру.

После смерти Анны ее наследник Анджей Фирлей забрал чудотворный образ Пресвятой Богоматери обратно. Икону вернули в Успенскую лавру только в 1644 году. По легенде, супруга Фирлея начала бесноваться и излечилась только, когда, по совету игумена Иова Почаевского, икону вернули.

С образом связаны несколько чудес:

  1. Богородица защитила лавру от осады турок 20-23 июля 1675 года. Ее образ появился в небе. Враги испугались, начали стрелять, попадая друг в друга, и в итоге разбежались. День, когда враг отступил (5 августа), является днем почитания иконы.
  2. Больше 500 чудес были зафиксированы в период с 1721 по 1832 годы, когда лавра находилась под властью униатов. Последним чудом стало исцеление слепой девочки Анны, после чего обитель вернули Православной церкви. В память об этом событии по субботам каждую недели перед иконой читают акафист.

Икона относится к типу Умиление, или Елеуса. Богородица нарисована по пояс, она держит Младенца на правой руке, в левой сжимает плат, которым прикрыт Христос. Младенец опирается левой рукой о плечо матери, правой благословляет.

История появления этого образа началась в первой половине XIII века. В 1240 году, во время нашествия Золотой Орды на месте Успенской Почаевской лавры стоял густой лес. Два инока пришли сюда, чтобы уединиться от мира. Они жили в пещере, которая была неподалеку, и постоянно молились о спасении страны.

Однажды после молитвы один из отшельников поднялся на вершину горы. Перед ним появилась Богоматерь. Она встала на камень, а вокруг нее бушевал огонь. Инок тут же позвал товарища. Рядом проходил пастух Иоанн Босой. Поднявшись на гору, он увидел знамение и упал на колени, молясь.

Вскоре Богоматерь исчезла, но на камне, на котором она стояла, остался след ее правой ступни. След наполнился водой, которая не убывала, сколько бы не брали оттуда воду.

В акафисте также говорится об этом событии, камень со следом часто изображают на иконах. Сам акафист был принят 14 августа 1883 года Священным Синодом. Его составил протоиерей Андрей Хойнацкий.

Как старец Зосима на колодец преподобного Иова указал

Если поклониться Божией Матери и испить из Стопы ее в силе каждый паломник, то попасть к колодцу преподобного Иова, из которого берется целебная вода, может не каждый. Нам можно сказать, повезло, а точнее – промыслительно «повезло».

Готовя публикацию о разгуле раскольников в регионе, разбойных нападениях на православные храмы, мы попросили наместника Почаевской Лавры встречи с известным старцем – 86-летним схимонахом Зосимой (Росоловским), духовно окормлявшимся в свое время у почаевского старца Прохора, который в свою очередь был руководим прп. Ионой Киевским. Хотелось услышать совет многолетнего лаврского подвижника по поводу нынешних времен, которые переживает Церковь Христова в Украине и вообще в мире. Пообщавшись и получив утешительные советы, мы собрались уходить.

Но отец Зосима подозвал своего келейника, послушника Димитрия, приведшего нас в келью старца и присутствующего при нашей беседе.

– Ты им водицы святой дай и просфор, – велел старец. – И колодец преподобного покажи.

Чуть позже мы поняли, почему он дал такое распоряжение. Брат Дмитрий, 28-летний послушник из Белоруссии, несет послушание «колодезного». То есть является хранителем и ответственным за обслуживание святого колодца преподобного Иова.

Чудотворный образ

Лик Пресвятой Богородицы написан в византийском стиле масляными красками на доске из липы. Вначале святыня была покрыта тонкой серебряной пластиной. После того, как ее утратили, пластину заменили ризой, усыпанной мелкими жемчужинами.

На образе изображена Богородица, держащая на правой руке Младенца. Спину и ноги Христа прикрывает плат, левая рука его покоится на плече Матери, а правой Младенец благословляет. Голова Царицы небесной склонилась к Младенцу, тем самым показывая безграничную любовь.

На образе также присутствуют следующие лики святых:

  • преподобный Араамий – православие знает много подвижников с этим именем, считают, что это Авраамий Ростовский, который сокрушал идолов и обратил много язычников в христианство;
  • мученик Стефан – существует мнение, что он первый принял мученическую смерть за христианскую веру;
  • пророк Илья – ветхозаветный пророк, является покровителем десантников и летчиков. Почитают его не только в христианстве, но и в других вероисповеданиях. Известен тем, что вознесся на небо до его смерти;
  • мученик Мина – первый флорентийский мученик;
  • св. Параскева – приняла мученическую смерть во времена правления Нерона вместе с семьей;
  • великомученица Екатерина – девушка отказалась выйти замуж за римского императора, так как она решила посвятить свою жизнь Христу, за что и была казнена;
  • св. Ирина – вместе с двумя сестрами приняла смерть за Христа.

На месте, где сейчас стоит Лавра, жили два монаха. Один из них помолившись, поднялся на вершину горы и узрел стоящую на камне объятую пламенем Богородицу. Свидетелями чуда стали также второй инок и обычный пастух. Они втроем поднялись на гору и стали прославлять Всевышнего и Царицу Небесную.

Когда ведение исчезло, на камне, где стояла Царица Небесная, остался отпечаток Ее стопы, который и сейчас находится там. Он всегда наполнен водой. Самое удивительное, что несмотря на то, что паломники постоянно черпают эту воду, она появляется вновь.

На этом месте стали строить монастырь, который на сегодняшний день включает в себя 16 храмов. Вначале возвели Успенскую церковь, затем построили собор над отпечатком стопы Богородицы. Отпечаток вместе с источником покрыт ковчегом и огражден решеткой.

Почаевскую икону Богородицы можно отличить по отпечатку стопы, которая расположена в нижней части образа.

Почаевская икона Божией Матери

В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная Почаевская икона Божией Матери пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года.

Почаевская икона Божией матери

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина), у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы Пресвятой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют, / и агарянская нашествия отражают. / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставление испроси, / помыслы благочестия сердца наша просвети, / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися: тем же и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди, и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощещи, можеши.

История Почаевской Лавры

Согласно истории, монастырь был основан монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими от нашествия татар в 1240 году. Самое первое летописное упоминание о храме датируется 1527 годом.

Позже местной помещицей Анной Гойской монастырю было даровано значительные земельные угодья, фамильные имения и чудотворный образ Божьей Матери. А спустя ещё некоторое время был построен новый храм монастыря, благодаря Фёдору и Еве Домашевским.

Существует известный факт о том, что во время одного из нападений огромного турецко-татарского войска после чтения молитв мирянами над собором расступились тучи и появилась Богородица в окружении ангелов, а рядом с ней – Иов Почаевский. Именно времена его деятельности ознаменовали расцвет монастыря.

Был в истории монастыря и греко-католический период. В это время были сооружены:

  • главный храм Лавры — Свято-Успенский;
  • трапезная;
  • монашеские кельи.

Лучшая статья для Вас, переходите: Чем отличаются баптисты от православных

Средства на реконструкцию были выделены известным магнатом М. В. Потоцким, а архитектор Ян Готфрид Гофман превратил храм в настоящий шедевр православной культуры. Также там действовала Почаевская типография, за время работы которой было издано более 187 книг.

После польского восстания указом императора Николая I монастырь был передан Русской Православной Церкви. В 1833 году собор получил статус лавры. В начале XX века храм пережил трудные времена (оккупация австро-венгерскими войсками), и лишь после освобождения была полностью восстановлена его духовная жизнь:

  • возобновилось богослужение;
  • возвращены вывезенные насильно монахи;
  • привезены украденные святыни.

Во время Второй мировой войны Почаев снова оказался в разрухе и забвении:

  • у обители был отобран весь сельскохозяйственный инвентарь и продукты питания;
  • закрывались детские приюты и приходская школа;
  • прекратилась практически вся духовная жизнь (за исключением богослужений);
  • были изгнаны все послушники и молодые монахи;
  • значительно сократилось число людей, населяющих Почаевскую Лавру.

Вслед за изменениями социальными и экономическими, вызванными военными действиями, менялись и высокие чины служителей Православной Церкви, но молитвенные службы в монастыре продолжались вопреки всему.

Конец 1950-х-1960-х годов – это период гонений на монастырь. Причиной тому стала антицерковная политика, проводимая властью. И снова святая обитель выстояла, так как стойкость служителем храма к таким действиям была очень сильна.

Конец XX-начало XXI века, несмотря на свою значительную сложность во многих вопросах, ознаменовался обновлением Лавры. И это было заметно во всём, а именно:

  • проводились всевозможные празднования;
  • осуществляли паломничество многие известные церковнослужители;
  • увеличилось число монахов и прихожан;
  • пополнились шедеврами иконописного искусства стены монастырей;
  • появились первые печатные издания;
  • действовала воскресная школа;
  • были восстановлены гостиницы для паломников, возведение мельницы, сад и пасека;
  • открылись различные мастерские;
  • построена и освящена новая часовня.

Лучшая статья для Вас, переходите: Для чего нужны православные четки

Именно в эти годы Почаевская Лавра стала одной из главных святынь православного мира, которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector