Благословен бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. аминь

Великая ектения

Затем диакон произносит великую ектению́ (по-гречески — «усиленное прошение»): Ми́ром Го́споду помо́лимся.

Слово мир также имеет значение «вселенная» и более узкие: «род человеческий» и «община верующих» (сравните с современным миряне). Было и другое слово «мир» — то самое, которое священник произносит в возгласе Мир всем! и которое мы слышим в последующих словах диакона на великой ектении: О свы́шнем ми́ре и спасéнии душ нáших Гóсподу помóлимся, о ми́ре всегó ми́ра — со значением «умиротворение, мирность духа». Для удобства в различении этих слов-омонимов в церковнославянской грамматике даже ввели правило: мир как «вселенная» писалось через і (и краткое), а мир как «умиротворённость» — через и обычное. Таким образом, диакон призывает к молитве членов христианской общины, собравшихся в этом храме, а в перспективе — всех людей во вселенной.

О свы́шнем ми́ре, благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й и соедине́нии всех, Го́споду помо́лимся.

О свы́шнем ми́ре — не просто о мирном состоянии духа, а о мире, ниспосланном свыше, о котором Христос сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й — «твёрдом (добром) стоянии». Церквями раньше называли не каменное или деревянное здание для молитвы, а христианскую общину. Таким образом, это молитва об укреплении христиан в вере.

О святе́м хрáме сем и с ве́рою, благогове́нием и стрáхом Бо́жиим входя́щих в онь, Го́споду помо́лимся.

В онь — «в него».

О грáде сем, вся́ком грáде, стране́ и ве́рою живу́щих в них, Го́споду помо́лимся.

Град — «город». В сельских храмах произносят «о веси сей», а в монастырях — «о святей обители сей». «Весь» по-церковнославянски значит село, небольшой посёлок.

О благорастворе́нии возду́хов, о изоби́лии плодо́в земны́х и вре́менех ми́рных Го́споду помо́лимся.

О благорастворе́нии возду́хов — «о хорошей погоде».

Вре́менех ми́рных — «мирных временах».

О избáвитися нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.

О избáвитися нам — «о том, чтобы нам избавиться».

Ну́жда — «опасность, мучение, беда».

Сáми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш Христу́ Богу предади́м.

Живо́т — «жизнь».

Первый антифон

Затем хор исполняет избранные стихи 102 псалма, который полностью звучит за утренним богослужением. В древности их пели попеременно два хора. Этот способ исполнения носил название «антифонный». По этой причине исполняемые хором строки псалма называют первым антифоном. Всего антифонов, звучащих на литургии, три.

Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́.

Вну́тренняя — «утроба; всё, что внутри меня».

Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́.

Воздая́ний — значит не только «возмездий», но и «наград».

От истле́ния — «от гибели».

Щедро́тами — «проявлениями милосердия».

Во благи́х — «во всём том, что служит благу, счастью».

О́рля — орлиная. В древности считалось, что орёл до самой смерти сохраняет силу и ловкость, приобретённую в юности, и даже умирает в полёте.

Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым.

Творя́й — «творящий, творит».

Судьбу́ — «суд».

Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́.

Сказа́ — «сказал».

Сыново́м — «сынам».

Хоте́ния — «волю, желания».

00 Молитвы перед началом чтения Псалтири

Разумно да будет,

како подобает особь пети Псалтирь

Аще иерей, глаголет:

Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Аще ли ни, глаголи умиленно:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас, ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Отче наш, Иже еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Тропари сия, глас 6

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честно́е проро́ка Твоего́, Го́споди, торжество́, Не́бо Це́рковь показа́, с челове́ки лику́ют А́нгели. Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, в ми́ре упра́ви живо́т наш, да пое́м Ти: Аллилу́иа.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний, к Тебе́ прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя: посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти ми оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, Еди́на Благослове́нная.

Го́споди, поми́луй (40 раз).И поклонися, елико ти мощно.

Тажемолитва Святей Живоначальней Троице

Всесвята́я Тро́ице, Бо́же и Соде́телю всего́ ми́ра, поспеши́ и напра́ви се́рдце мое́, нача́ти с ра́зумом и конча́ти де́лы благи́ми богодухнове́нныя сия́ кни́ги, я́же Святы́й Дух усты́ Дави́довы отры́гну, и́хже ны́не хощу́ глаго́лати аз, недосто́йный, разуме́я же свое́ неве́жество, припа́дая молю́ся Ти, и е́же от Тебе́ по́мощи прося́: Го́споди, упра́ви ум мой и утверди́ се́рдце мое́, не о глаго́лании усте́н стужа́ти си, но о ра́зуме глаго́лемых весели́тися, и пригото́витися на творе́ние до́брых дел, я́же учу́ся, и глаго́лю: да до́брыми де́лы просвеще́н, на суди́щи десны́я Ти страны́ прича́стник бу́ду со все́ми избра́нными Твои́ми. И ны́не, Влады́ко, благослови́, да, воздохну́в от се́рдца, и язы́ком воспою́, глаго́ля си́це:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем

Рцы cueБлажен муж…»тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая

Назад к списку

Третий антифон

Диакон снова возносит малую ектению. Хор исполняет третий антифон, в который вошли евангельские заповеди блаженств.

Во Цáрствии Твое́м помяни́ нас, Гóсподи, егдá прии́деши во Цáрствии Твое́м.

Егдá — «когда».

Прии́деши во Цáрствии Твое́м — т.е. вместе с Царствием Твоим.

Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Цáрство Небе́сное.

Блаже́ни — «блаженны».

Яко — «ибо, потому что».

Блаже́ни плáчущии, я́ко тии́ уте́шатся.

Тии́ — «те».

Блаже́ни крóтцыи, я́ко тии́ насле́дят зе́млю.

Крóтцыи — «кроткие».

Насле́дят — «наследуют».

Блаже́ни áлчущии и жáждущии прáвды, я́ко тии́ насы́тятся.

Блаже́ни ми́лостивии, я́ко тии́ поми́ловани бу́дут.

Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко тии́ Бóга у́зрят.

Блаже́ни миротвóрцы, я́ко тии́ сы́нове Бóжии нареку́тся.

Сы́нове — «сыновьями».

Блаже́ни и́згнаны прáвды рáди, я́ко тех есть Цáрство Небе́сное.

Блаже́ни есте́, егдá понóсят вам и изжену́т, и реку́т всяк зол глагóл на вы, лжу́ще Мене́ рáди. Рáдуйтеся и весели́теся, я́ко мздá вáша мнóга на небесе́х.

Понóсят вам — «поносят, бесчестят вас».

Изжену́т — «изгонят».

Реку́т всяк зол глагóл — «скажут всякое злое слово».

На вы — «на вас».

Мздá — «воздаяние».

Мнóга — «многая, большая».

Во время третьего антифона священник в алтаре читает неслышную прихожанам молитву:

Иже óбщия сия и соглáсныя даровáвый нам моли́твы, Иже и двемá или трем согласу́ющимся о и́мени Твое́м проше́ния подáти обещáвый! Сам и ны́не раб Твои́х проше́ния к поле́зному испóлни, подая́ нам в настоя́щем ве́це познáние Твоея́ и́стины и в бу́дущем живóт ве́чный дáруя.

Иже — «Тот, Который».

Общия — «совместные».

Соглáсныя — «согласные, воссылаемые в согласии, единомысленно».

Двемá или трем — «двум или трём».

Согласу́ющимся — «договаривающимся». «Тот, Который двум или трём договорившимся о имени Твоём обещал подать прошения». Эта молитва основана на словах Христа: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:19-20).

Раб Твои́х — «рабов Твоих».

К поле́зному — «к пользе».

Настоя́щем — «нынешнем».

Ве́це — «веке, т.е. сроке жизни».

Второй антифон

Хор исполняет второй антифон, состоящий из 145 псалма.

Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь.

В животе́ мое́м — «(во всей) жизни моей».

До́ндеже — «до тех пор, пока».

Есмь — «я есть, существую».

Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, в ни́хже несть спасе́ния. Изы́дет дух eго́ и возврати́тся в зе́млю свою́. В той день поги́бнут вся помышле́ния eго́.

Изы́дет дух eго́ — в древнееврейском подлиннике перед этими словами было: «на сына человеческого», поэтому дальше речь о нём, о каждом человеке, живущем на земле.

Помышле́ния — в подлиннике псалма: «думы, замыслы».

Блаже́н, eму́же Бог Иа́ковль Помо́щник его́, упова́ние eго́ на Го́спода Бо́га своего́, сотво́ршаго не́бо и зе́млю, мо́ре и вся, я́же в них, храня́щаго и́стину в век, творя́щаго суд оби́димым, даю́щаго пи́щу а́лчущым.

Бог Иа́ковль — Бог Иакова, одного из ветхозаветных патриархов. Родоначальник еврейского народа Иаков получил от Бога новое имя Израиль («Бог будет бороться»). Ветхозаветный народ называл себя по имени своего основателя. Поэтому «Бог Иакова» можно также понимать как «Бог всего Израиля и ветхозаветной Церкви», преемницей которой стала Церковь новозаветная.

Вся — «всё».

Я́же — «которое».

А́лчущым — «голодным».

Госпо́дь реши́т окова́нныя. Госпо́дь умудря́ет слепцы́.

Реши́т — «освобождает».

Умудря́ет — в подлиннике псалма: «открывает глаза».

Госпо́дь храни́т прише́льцы, си́ра и вдову́ прии́мет и путь гре́шных погуби́т. Воцари́тся Госпо́дь во век, Бог твой, Сио́не, в род и род.

Прише́льцы — «странников».

Си́ра — «убогого».

Сио́не — звательный падеж от Сион — название горы (холма) в Иерусалиме, на которой стоял Храм. Собирательный образ ветхозаветной Церкви.

В род и род — «в роды родов, во всех поколениях».

Во время пения второго антифона священник тихо читает молитву:

Гóсподи Бóже наш! Спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, исполне́ние Це́ркве Твоея́ сохрани́, освяти́ лю́бящия благоле́пие дóму Твоегó; Ты тех возпрослáви боже́ственною Твое́ю си́лою и не остáви нас, уповáющих на Тя.

Иногда молитвы священника, произносимые тихо или про себя во время пения хора, чтения ектении, называют тайными. Однако ничего «тайного» в этой молитве нет: она произносится вслух в конце литургии как заамвонная. Традиция прочитывать какие-то молитвы во время пения хора и, следовательно, неслышно для мирян, изначально возникла в городских храмах ради экономии времени. Впоследствии к этому добавилось и желание оградить такие важные моменты службы, как молитва священника, от посторонних — ведь в храм мог зайти кто угодно.

Достоя́ние — «наследие».

Исполне́ние — «полноту».

Лю́бящия — «любящих».

Возпрослáви — «снова прославь». В церковнославянском языке есть интересная приставка воз-. Она имеет два значения: 1) возвышение, устремление ввысь; 2) возврат какого-то действия. В русском языке она тоже присутствует в обоих этих значениях, просто мы как носители языка не всегда это замечаем. Например: вознесение, возвышение и — возвращение, возобновление. Человек некогда в раю был облечён в Божественную славу, но утратил её после грехопадения. Это молитва о том, чтобы мы вернулись в райское состояние и снова обрели утраченную славу.

Второй антифон продолжается песнопением «Единородный Сыне». По преданию, его написал около 536 года византийский император Юстиниан I. Это было время борьбы с распространившимися ересями. Песнопение утверждает вероучительную истину Боговоплощения, в противовес еретическим учениям.

Единорóдный Сы́не и Слóве Бóжий безсме́ртен сый, и извóливый спасе́ния нáшего рáди воплоти́тися от Святы́я Богорóдицы и Присноде́вы Мари́и, непрелóжно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бóже, сме́ртию смерть попрáвый, еди́н сый Святы́я Трóицы, спрославля́емый Отцу́ и Святóму Ду́ху, спаси́ нас.

Безсме́ртен — «вечен».

Сый — «есть».

Непрелóжно — «неизменно».

Распны́йся — «распявшийся».

Попрáвый — «поправший, победивший».

Еди́н сый Святы́я Трóицы — «один из Святой Троицы», или же: «единосущий Святой Троицы».

Спрославля́емый — «прославляемый вместе с».

ЗАПОВЕДИ ДЕСЯТОСЛОВИЯ

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоей и всеми силами твоими. И да будут слова эти в сердце твоем, и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая:

Я
Господь, Бог твой, да не будет у тебя
других богов.

Не
сотвори себе кумиров. Не поклоняйся им
и не служи им.

Не
произноси имени Господа, Бога твоего,
напрасно.

Помни
день субботний, чтобы святить его.

Почитай
отца своего и мать.

Не
убивай.

Не
прелюбодействуй.

Не
кради.

Не
произноси ложного свидетельства на
ближнего твоего.

Не
желай владеть домом ближнего твоего и
ничем, что есть у него.

Песнь хвалебная Пресвятой Богородице

Перевод

Тебя, Матерь Бога, хвалим, Тебя, Мария Приснодева и Богородица, исповедуем, Тебя, Превечным Отцом избранную, вся земля величает; Тебе все Ангели и Архангели, Тебе все Начала смиренно служат; Тебе все Власти и превышние Силы небесные, и все Господства повинуются;

Тебе все Престолы, Тебе Херувимы и Серафимы радостно предстоят, Тебе все ангельские лики непрестанными голосами вопиют: Пресвятая Богородица Мария, Матерь Приснодева! небо и земля полны величества Твоего чрева; Тебя преславный апостольский хор своего Творца и Спасителя Матерь восхваляет;

Тебя Богородицу величают множество мучеников; Тебя преславный исповедников хор называет храмом Святой Троицы; Тебя девственные полки проповедуют образом своего девства; Тебя все души святых называют преславной Царицей Небес;

Тебя по всей вселенной, как Матерь Бога, исповедует всех верных христиан святая Церковь и почитает истинного Царя Небесного Богоизбранную Отроковицу; Ты Ангелов Госпожа и слава всех святых; Ты райская открытая дверь; Ты лестница Небесного Царства; Ты Царя славы прекрасный чертог;

Ты нетленный ковчег благодати; Ты бездна щедрот; Ты прибежище грешных; Ты, благословенная Мать Спасителя Христа; Ты, ради освобождения пленённого человека, Бога приняла во чрево от Святого Духа и Невместимого вместила; Тобою был попран адский враг и открылись верным двери Царствия Небесного;

Ты стоишь по правую сторону Бога; Ты Его умоляешь за нас, Приснодева Мария, поскольку будет судить живых и мертвых; поэтому мы имеем желание, чтобы Ты всегда была нашей Заступницей пред возлюбленным Твоим Сыном и Богом, поскольку Он искупил нас Своей честной кровью, да восприимем вечной славы обещание.

Спаси люди Твои, о, Владычица, и благослови достояние Твоё, да будем причастниками блаженного наследия Сына Твоего, и упаси нас, и подыми нас даже до века, на каждый день. О, Прещедрая! Мы имеем желание хвалить и блажить Тебя сердцем и устами.

Сподоби, Премилосердая Матерь, сегодня и всегда без греха сохраниться нам. Помилуй нас, Заступница, помилуй нас, да будет милость Твоя с нами, так же уповаем на Тебя, сбереги нас, Премилосердая, во веки веков. Тебе подобает хвала, Тебе подобает слава, Тебе подобает пение ныне и всегда, и во веки веков, аминь.

Урок 7. Научение молитвам «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»

План. Любовь Бога к людям; потребность людей прославлять Его в молитве. Значение слова «слава». Изучение молитвы «Слава Тебе, Боже наш…». Значение славянских слов в молитве «Слава Отцу…», изучение ее. Нравственное приложение.

З. Все на свете чье?

У. Божие.

З. А все, что нам нужно, дает нам кто?

У. Бог.

З. Все нам дает Бог и дает нам все хорошее, потому что Он нас любит. А кто людям дает что-нибудь хорошее, того люди бранят или хвалят?[]

У. Хвалят.

З. Бог всегда дает все, что нам нужно, и умные люди всегда хвалят Бога. Мы людей хвалим слова-ми, и Бога можно хвалить словами. Как называются наши слова к Богу?

У. Молитвой.

З. Значит, люди хвалят Бога чем?

У. Молитвой.

З. Когда люди хвалят Бога, то они говорят молитву: «Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе». Когда мы хотим похвалить кого-нибудь, то говорим про такого человека, что он славный. Так и в молитвах вместо слова «хвала» говорится слава. Как «хвала» говорится в молитвах?

У. Слава.

З. Теперь мы и запомним молитву: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва заучивается сначала хором, а потом поодиночке[].

«Слава» как сказать по-другому?

У. Хвала.

З. Когда мы говорим молитву: Слава Тебе, Боже наш… кому мы молимся?

У. Богу.

З. Что мы делаем этой молитвой?

У. Хвалим Бога.

З. Этой молитвой мы хвалим одного Бога. А в скольких Лицах существует Бог?

У. В трех Лицах.

З. Назовите три Лица Святой Троицы.

У. Бог Отец…

З. Мы прославляем Отца и Сына и Святого Духа. Сейчас мы говорили молитву: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Точно так же люди молятся и всем трем Лицам Святой Троицы: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. «Слава» как по-другому?

У. Хвала.

З. Значит, когда мы хвалим всех трех Лиц Святой Троицы, тогда говорим: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Запомним эти слова.

Следует заучивание.

Люди хвалят Бога теперь и всегда и никогда не перестанут Его хвалить. Это они говорят и в молитве «Слава Отцу…». «Теперь» — в молитве говорят ныне. Как говорится в молитве слово «теперь»?

У. Ныне.

З. Что значит ныне?

У. Теперь.

На этот вопрос должны ответить несколько учеников, чтобы могло быть усвоено значение славянского слова. То же самое делается при заучивании и других славянских слов.

З. «Всегда» в молитве говорят присно. Как — «теперь»? Что значит присно? Что значит ныне? Мы сказали, что люди никогда не перестанут хвалить Отца и Сына и Святого Духа. А в молитве говорят:… во веки веков. Как говорится, что люди никогда не перестанут хвалить Бога?

У. Во веки веков.

З. Что значит во веки веков? Как говорятся в молитвах слова «теперь», «всегда»? К молитве: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу мы прибавим слова: ныне и присно и во веки веков. Теперь прочитаем молитву.

В этой молитве кому говорится «слава»?

У. Отцу и Сыну и Святому Духу.

З. Когда эта «слава» говорится?

У. Ныне и присно и во веки веков.

З. Верно это?

У. Верно.

З. А как в молитве говорят слово «верно»?

У. Аминь.

З. Прибавим это слово к молитве и прочитаем ее всю.

Следует чтение, а потом заучивание молитвы.

Сегодня мы с вами говорили, что все на свете Божие; Бог нас любит, дает нам все, что нам нужно. Мы за это хвалим Бога молитвами. Когда хвалим Бога, то говорим: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Бог в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, а потому хвалим Бога еще другой молитвой: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Теперь вы, дети, знаете четыре молитвы и читайте их утром и вечером, когда молитесь Богу. Когда узнаете еще другие молитвы, тогда читайте и их, а я вам скажу, когда какие молитвы нужно читать.

  1. Выражения «порицать», «поносить» и тому подобные незнакомы детям, а потому здесь «хвалить» противопоставляется слову «бранить» в русском значении последнего.
  2. Это правило должно соблюдаться при изучении каждой молитвы, и в дальнейшем изложении указаний о хоровом и одиночном заучивании делаться не будет.

предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Блаженны
нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны
плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны
кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны
алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся.

Блаженны
милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны
чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны
изгнанные за правду, ибо их есть Царство
Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Молитва Богородице Дево, радуйся текст на русском

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал . Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

Православная молитва Богородице Дево, радуйся» — одна из самых популярных и часто читаемых среди христиан всего мира. Многие знают определение на латыни — «Ave Maria». Да и сложно найти человека верующего, который бы хоть раз не слышал её слова и чудесную мелодию. Люди почитают её как символ материнства и начала всего нового на земле. Она дарит настоящее чудо всем, кто «прикасается» к её слову и свято верит в Господа. Далее в статье обо всех чудесах этой поистине великой молитвы.

Ангельское приветствие

Данную молитву человечество знает ещё с давних времён. Её второе (мало кому известное) название — «Ангельское приветствие». Текст – слова самого Архангела Гавриила, который спустился с Небес, дабы оповестить Марию о том, что она — будущая мать Спасителем человеческого.

Царица Небесная подарила людям правило Богородичное и завещала свято выполнять его, чтобы жизнь была праведной и честной, надежды оправдывались, а вера жила в сердцах вечно. Сначала православный народ выполнял их безукоризненно, но с течением времени всё стало забываться и уходить в небытие.

Напомнил о нём Пресвятой в своё время Серафим Саровский. Благородный старец завещал людям читать правило Богородичное Богородице Дево, радуйся» молитва 150 раз, говоря при этом о том, что те, кто будет чётко придерживаться этого действия каждый день на протяжении длительного времени, обретут Покров Пресвятой Девы Марии, станут ближе к Богу и получат в награду за труды праведные прощение, спасение и вечную жизнь.

Чудеса молитвы «Богородице Дево, радуйся»

Поистине чудотворное чтение молитвы славится огромным количеством чудес, которые происходят с людьми. И подтверждением этому являются многие свидетельства и факты, не раз доказанные и приведённые в православии.

Также существует в христианстве знание, которое говорит о том, что текст старинного писания, оставленного Пресвятым Серафимом в своей келье, необходимо произносить, используя древний монашеского оберег — чётки. Он защищает человека от:

  • всего злого;
  • проклятий;
  • разных колдовских действий;
  • козней дьявола;
  • напрасной смерти;
  • физических и душевных болезней.

Как читать молитву и сколько раз

И так, как правило Богородицы нужно читать 150 раз, чётки – это просто необходимая вещь при данном обряде. Ведь очень сложно полностью сосредоточиться на молитве, когда в это же время нужно вести подсчёт.

Само правило Пречистой Девы условно разделено на 15 десятков

Каждая из этих категорий отображает определённое важное событие в жизни Богородицы. Так, основными этапами такого разделения есть следующие:

  • Рождество;
  • Введение во храм;
  • Благовещение;
  • встреча с Елисаветой;
  • Рождение Христа;
  • Сретение;
  • бегство с Младенцев в Египет;
  • поиски Отрока Христа в городе Иерусалиме;
  • прославление чуда, сотворённого в Кане;
  • нахождение у Креста;
  • Воскресение;
  • Вознесение;
  • Сошествие Святого Духа;
  • Успение;
  • Воспевание славы Богоматери.

Каждый такой десяток читается, по правилам, ровно 10 раз. И эту процедуру нарушать не желательно.

О чем просить

Чудо молитвы Богородице Дево, радуйся» неизменно и верно, ибо только тот, кто истинно верует, обретёт желаемое. Зачастую Матерь Божью просят:

  • создать благополучие детям;
  • вразумить тех, кто по каким-либо причинам отошёл от Церкви;
  • помочь в утешении сердца и души;
  • организовать скорую встречу с людьми, пропавшими без вести;
  • показать, как жить праведно; о покаянии души после мирной смерти и её вознесении;
  • защитить от бед и искушений;
  • дать совет в житейских делах;
  • о здоровье и бодрости;
  • о милости Господа;
  • стать на защиту родных и близких.

Эта молитва очень сильная, ибо в ней — чистота помыслов и светлая вера. Её слова люди произносят уже сотни лет, глубоко веря в могущество Всевышнего, Девы Марии и Божьих Святых угодников. Стоит помнить также и о том, что читать молитву обязательно нужно в одиночестве и полной тишине перед ликом Девы Марии.

Читайте Богородице Дево, радуйся» искренне и праведно — и душа обретёт смирение и покой, наполнится радостью, умиротворением и надеждою, а жизнь превратится в настоящий праздник духовного счастья.

БогородицеДево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь.

Еще можно услышать и так:

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Песнь Богородицы[править]

Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.
Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
Честне́йшую херуви́м…
Я́ко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́ды родо́в боя́щимся Его́.
Честне́йшую херуви́м…
Сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, расточи́ го́рдыя мы́слию се́рдца их.
Честне́йшую херуви́м…
Низложи́ си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя; а́лчущия испо́лни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.
Честне́йшую херуви́м…
Восприя́т Изра́иля о́трока Своего́, помяну́ти ми́лости, я́коже глаго́ла ко отце́м на́шим, Авраа́му и се́мени его́ да́же до ве́ка.
Честне́йшую херуви́м…

Перевод: Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога–Слово родившую, истинную Богородицу — Тебя величаем. Что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Соделал Он сильное рукою Своею, рассеял надменных в помышлениях сердца их. Низложил властителей с престолов и вознес смиренных, алчущих исполнил благ и богатых отослал ни с чем. Поддержал Израиля, отрока Своего, вспомнив о милости, — как Он сказал отцам нашим, — к Аврааму и семени его навеки.

В словаре Даля

Поздравляю всех с продолжающимся праздником Рождества Христова! Именно продолжающегося, ведь попразднество этого праздника длиться целых семь дней, которых едва-едва хватает, чтобы прочувствовать это торжество. Но напишу я, пожалуй, не про это.

Множество молитв заканчиваются на такие слова: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы так часто слышим их в молитвах, что воспринимаются они как хвостик, без которого нельзя, хотя и не понятно почему. Поделюсь своим восприятием данных слов, и своим молитвенным переживанием, при их звучании.

«Ныне» знаменует наш век, на который нам выпало жить. В смысле не всем людям, а конкретно мне, конкретно ныне живущим. И в это самое нынешнее время мы хотим славить Бога, благословлять и молить Его о Его милости.

Кстати, частые повторения «Его» в молитвах, особенно в псалмах, не случайны. Ведь приговаривая к каждому слову местоимение»Его» мы обозначаем, что предмет, о котором говориться (в нашем случае «милость») исходит лично от Него. И никакой «милости» самой по себе, без Бога — нет, и быть не может. Милость только Его, и всех тех, кому Он её даровал

Вот хороший пример, который намного лучше воспринимается, если брать во внимание написанное выше: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я» (Пс. 102, 17-18)

Пойдем дальше. «Присно» можно понимать как время, которое было до нашей жизни, и которое наступит после нашей смерти. Ведь с нашей смертью все продолжает быть, как и было до нас. Указывая на время, которое было до нас, мы как бы подтверждаем, что мы присоединяемся к славословию тех людей, которые хвалили Бога до нашей жизни и соответственно будем согласны с теми, кто будет продолжать это дело после нас. Более того, время «присно» заключает в себе даже жизнь тех, кто после смерти пребывает в Раю или Аду.

Но как мы знаем, Рай и Ад будут не вечно, этим обителям душ человеческих придет конец. И даже само время перестанет существовать. И потому следует указать и на следующее время — «веки веков», которые можно понимать как «время», а точнее, вечность, которая наступит после Конца мира, в начале Царства Небесного. Но так как мы не знаем, сколько именно это веков, то говорим «во веки веков». Если посмотреть на старые молитвы, то в некоторых молитвах написано просто «во веки. Аминь». Видимо с какого-то времени Святые Отцы разглядели в этом какую-то конечность, ибо «во веки» можно понимать как время, которое может закончиться через N-ое количество веков. Но так как целью стоит указать не время, а вечность, то и решили добавить еще раз слово «век» во множественном числе. То есть это можно понимать как «и во много много веков». Между прочим к этому приему прибегал сам Христос, указывая прощать брата до седмижды семидесяти раз. И потому стали добавлять «во веки веков», указывая, что веков будет множество, тысячи тысячи. После Второго Пришествия Христова, после Страшного Суда, наступит новый век. И этот век будет не частью чего-то, но целым, которое будет включать в себя части, самой вечностью. Даже слово «вечность» наверняка недостаточно, чтобы описать будущий век. Но не будем всуе философствовать и пойдем дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector