Разговоры о вере: всегда ли эко

Нужно ли православным прибегать к ЭКО

Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.

Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.

Что говорит православие об ЭКО

А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.

Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.

Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?

Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.

Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).

Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.

Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.

Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей

Молитвы и иконы

Важно молиться не по обязанности в ожидании исцеления, и не точное повторение, заученного текста, помогает достичь результата, а эмоции, вложенные в молитву, страстность и искренность молящего. Хороша коленопреклонная молитва от бесплодия в храме, также желательно, чтоб дома была икона от бесплодия: Икона Милостливая, Федоровская икона Божьей Матери, Моденская икона, Грузинская икона Божьей Матери

  • Каждый человек находится под покровительством своего Ангела-Хранителя, это святой, к которому можно обращаться за помощью и поддержкой.
  • Святых, молитвы к которым, по наблюдениям, способны помогать при проблеме бесплодия, много. Но, в первую очередь, церковь рекомендует обратиться к Богу – именно он дает жизнь.
  • Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, прошли через испытание бесплодием крепости своего брака. Считается, что молитвы от бесплодия, специальные молебны и посещение, посвященного им храма, благотворно для семей с проблемой бесплодия.
  • Святые пророк Захария и праведная Елизавета, родители святого Пророка Крестителя Иоана, частые адресаты молящих об избавлении от бесплодия. До преклонного возраста они не имели детей, и, смирившись, зачали сына.
  • Молитвы Преподобному Александру Свирскому не только помогают парам при бесчадии. Замечено, что святой способствует рождению мальчиков.
  • Святые благоверные князь Петр и княгиня Февронья, Муромские чудотворцы, пострадавшие за святость брака, хотя и являются покровителями новобрачных, так же помогают при проблеме бесплодия.
  • Пресвятой Богородице хорошо молиться не только об избавления от бесплодия, но и о сохранении беременности, для укрепления семьи, перед или после ЭКО.
  • Многим матерям даровал исцеление святой Роман Антиохийский (Сирийский). Молитва от бесплодия ему адресованная помогала даже в безнадежных случаях.

Способствуют исцелению святые: праведная Анна Пророчица, блаженная Ксения Петербуржская, праведная блаженная Матрона Московская, а так же молитвы святой великомученице Параскева Пятнице и святой блаженной Матроне Анемнясевской. Творят чудеса при бесплодии святой мученик Ипатий, епископ Гангрский и святой мученик отрок Иоанн Киево-Печерский. Если известна причина болезни, то поможет святой Давид Гареджийский.

Церковь рекомендует, при невозможности лечения или неудачном ЭКО, не отчаиваться, принять ситуацию, не терять веру и рассмотреть возможность усыновления.

Почему священники посещают врачей, но сами против ЭКО?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Вопрос читателя:

Просмотрел много передач, где церковнослужители рассуждают об ЭКО. Позиция церкви довольно странная: ЭКО — это вмешательство в дела Бога относительно человека. Тогда почему священники посещают врачей? Почему же они сами вмешиваются в дела Бога? Суждено умереть, значит, так и быть. Зачем врачи их спасают?

Артемий

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Церковь не возражает вообще против ЭКО, но не соглашается с определенными его аспектами. Когда речь идет о медицине — будь то ЭКО или любая другая операция, не должно быть нарушение установленных Богом законов.

Если речь идет об ЭКО, c точки зрения Православной Церкви должны быть соблюдены три условия:

Первое: оплодотворение должно быть совершено только половыми клетками мужа (а не донора), так как «оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». Второе: эмбрион должен быть один или столько, сколько мать может выносить. Недопустимы все разновидности ЭКО, «предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. И третье: категорически неприемлемо суррогатное материнство, даже в тех случаях, когда оно осуществляется на некоммерческой основе.

Как видите, Церковь не против медицины, но она против того, чтобы медицинские технологии противоречили Божественным законам, как, например, суррогатное материнство.

Подробнее: Что Церковь говорит о суррогатном материнстве, ЭКО и контрацептивах?

Что касается ЭКО, то, как сказано выше, основное возражение — это то, что не все оплодотворенные эмбрионы могут быть выношены. Жизнь человека начинается с момента зачатия, и в случае уничтожения части эмбрионов человек, по сути, совершает аборт, убийство. Если же все оговоренные выше моменты будут учтены, если супруги готовы выносить все эмбрионы, которые будут оплодотворены в случае ЭКО, в том числе и те, которые могут нести в себе какие-то генетические изменения, болезни и так далее (как это бывает и в случае естественного зачатия), тогда да, тогда ЭКО возможно. То же самое и с медициной: если для совершения какой-то операции требовалось бы, скажем, убить человека, чтобы получить его органы, это было бы недопустимо. Если же заповеди не нарушаются, то и проблем никаких нет. Ведь Бог создал людей и дал некоторым из них возможность заниматься медициной и лечить людей. И человек, если он верующий и заболел, должен обращаться и к Богу, и к медицине одновременно. Здоровье — это дар Божий, и нужно беречь и приумножать его, используя и свои человеческие силы, и прибегая к помощи Божией. Это основной принцип христианской жизни — синергия, соработничество человека в Бога. Человек делает то, что в его силах, и препоручает себя Богу. Но не перекладывает на Творца всю ответственность! Поэтому не ждите от Бога, без Ваших искренних к Нему молитв, «волшебных» чудес и исцелений, которые совершал и совершают Христос и святые… Человек сам много должен стараться для того, чтобы вылечиться и не болеть. А такие чудеса исцеления далеко не каждому даны Богом. Поэтому, православие имеет такую позицию: лечитесь одновременно, и у врачей, и у Бога.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Почему православная церковь против ЭКО

Священники настаивают, что ребенок должен родиться на свет только в результате близости мужа и жены. Посторонние люди не должны вмешиваться в процесс этого таинства. Другие популярные аргументы церкви:

  • Мастурбация – безнравственный способ получения мужского семени.
  • ЭКО – эгоистический поступок, препятствие Божьей воле.
  • Врачи создают и убивают «ненужные» эмбрионы.
  • Суррогатное материнство – форма торговли людьми сродни проституции.
  • ЭКО рассматривается как поддержка гомосексуальных отношений.
  • Купля-продажа, донорство половых клеток разрушают идею традиционной семьи.
  • Процедурой могут воспользоваться люди, не состоящие в браке, что противоречит законам церкви.

Церковь об ЭКО

Зачатие в пробирке

Когда мужские или женские половые клетки используются для зачатия вне тела супруги, это приравнивается к суррогатному материнству. Церковь придерживается мнения, что ЭКО нарушает духовную составляющую отношений мужа и жены, таинство зачатия, поэтому является нарушением моральных и нравственных устоев христианства.

Зачатие в пробирке

Отбор и уничтожение эмбрионов

Генетик, работающий с генетическим материалом будущих родителей, является грешником в глазах церкви. Специалист отбирает сильные, жизнеспособные зиготы, а слабые уничтожает. Этот процесс сортировки эмбрионов приравнивается к аборту – намеренному уничтожению живого существа.

Дети ЭКО

Священнослужители, рассуждающие категорично и нежелающие признавать прогрессивные медицинские методики, иногда принимают доходящие до абсурда решения. Имеется в виду отказ крестить детей, родившихся при помощи ЭКО

Во внимание не берутся даже обстоятельства, из-за которых мужчина и женщина решились на этот шаг

Родителям таких деток не стоит паниковать и отчаиваться. Выход очень прост, нужно обратиться в другой храм. Дело в том, что святой отец не имеет права отказывать в таинстве крещения по причине его осуждения поступков взрослых людей. Как говорится в Библии, каждый человек лично несет ответственность за свои деяния. Дети не могут отвечать за поступки родителей, а родители не могут быть наказаны за детей. Церковь правомочна требовать от отца и матери покаяния до того, как состоится крещение ребенка ЭКО.

Малыши, рожденные таким способом, в обязательном порядке принимаются в церковное лоно. Их не только крестят, но и соборуют, разрешают причащаться и исповедоваться. По-большому счету, ребенок ЭКО точно такой же, как и его сверстники. По мнению священнослужителей, эти дети вместе с родителями должны посещать храм как можно чаще.

Позиция других конфессий

Отношение других конфессий к проблеме искусственного оплодотворения разное. Одни полностью отвергают такую возможность зачатия ребенка, другие – поощряют.

Католичество

Католическая церковь не приемлет компромиссов в вопросах искусственного оплодотворения. Она считает, что такой способ зачатия греховен изначально, так как нарушает тайну «интимности» супружеской близости. Даже использование искусственной инсеминации с применением половых клеток супругов считается греховной.

Буддизм

В отличие от католичества буддизм приветствует любые новые технологии, которые помогают женщине обрести радость материнства. ЭКО, донорство, суррогатное материнство – любой способ хорош, если он поможет продлить человеческий род.

По мнению буддистов, женщина, прилагающая все усилия, чтобы забеременеть, получает благословение свыше.

Иудаизм

Одна из заповедей иудеев гласит: «Плодись и размножайся». Какой способ выберет для этого семейная пара, не имеет никакого значения. Позволительно также пользоваться услугами суррогатной матери. Более того, государство возвращает все затраты семьи на искусственное оплодотворение.

Однако есть некоторые условия, которые будущие родители должны выполнить перед использованием ЭКО:

  • Получить благословение раввина;
  • Приглашать на роль суррогатной матери незамужнюю женщину, которая не имеет родственных связей с супругами.

Следовать предписаниям своей конфессии в отношении искусственного оплодотворения или нет, решать семейной паре. Если же верующие супруги не хотят идти против законов церкви, можно усыновить малыша. Известно много случаев, когда после усыновления ребенка бездетная женщина беременела и рожала своего здорового ребенка.

Экстракорпоральное оплодотворение — это технология, которая была изобретена во второй половине прошлого столетия. С ее помощью за это время огромное количество женщин, которые по тем или иным причинам не могли самостоятельно забеременеть, сделали это и познали радость материнства.

  • Как православная церковь относится к ЭКО
  • Мнение католиков
  • Иудаизм об ЭКО
  • Буддизм об ЭКО
  • Как Ислам относится к ЭКО
  • Как поступить: решиться на ЭКО или не нарушать правила своей конфессии?
  • Что делать, если церковь категорически против ЭКО?

В большинстве случаев женщины прибегают к этому способу оплодотворения, если у них имеются те или иные проблемы, и самим не получается зачать или родить ребенка. Также проблема может быть в партнере, кто должен стать отцом будущего ребенка. Либо партнера у женщины нет, и она использует для ЭКО донорский материал.

Ситуации могут быть разные. Не все женщины решаются на такую процедуру, даже если у них есть финансовые возможности.

В большинстве случаев камнем преткновения является религия, которую проповедует женщина.Многие религиозные конфессии негативно относятся к ЭКО, некоторые допускают эту процедуру, но с определенными условиями. В каждой религии свои условия. Почему же церковь против ЭКО, и как быть в этой ситуации?

Это интересно: Православная церковь о кремации — отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Епископ Пантелеимон (Шатов) об ЭКО: Люди попирают Божий Промысл

Москва, 28 сентября 2013 г.

Русская Православная Церковь не принимает технологии искусственного оплодотворения (ЭКО) и предохранения от беременности не потому, что Церковь против технологий как таковых и не только из-за их возможного абортивного эффекта. Его может и не быть, но отношение Церкви к таким технологиям не изменится, потому что суть их в том, что «современные люди хотят полностью контролировать все стороны своей жизни», руководствуясь при этом эгоистическими желаниями и не давая воле Божией участвовать в их судьбе. Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон на III Общецерковном съезде по социальному служению подробно ответил на вопрос участников съезда об отношении Церкви к процедуре ЭКО, сообщает Благовест-инфо.

«Корень проблемы в том, что современные люди пытаются взять под контроль все стороны своей жизни и подчинить ее своим эгоистическим желаниям: если хочу ребенка, то пойду на все – на ЭКО, на суррогатное материнство… Не хочу – сделаю, чтоб ребенка не было: либо с помощью средств предохранения, либо с помощью аборта. Захочу – поменяю цвет кожи, захочу – изменю пол… Как будто жизнь человеческая – это товар в супермаркете: какую хочу, такую выбираю и за деньги покупаю. Но ведь ясно, что есть некий Божий промысел о человеке, и он узнается из обстоятельств нашей жизни. Нужно быть самим собой и принимать тот крест, который Бог нам дает. Посылает много детей – значит, надо их рожать, растить. Не дает детей – усынови сироту, ведь так много детей живет без родителей, без семьи», — сказал епископ Пантелеимон.

В беседе с «Благовест-инфо» он пояснил: «Технология ЭКО постепенно перестает быть абортивной – врачи научились получать нужное количество эмбрионов, чтобы не убивать «лишних». Но сама технология от этого не стала человечной. Да, эмбрионов не убивают, но очень часто их консервируют – замораживают в жидком азоте, чтобы использовать в случае неудачи цикла ЭКО. Или же создают «банк» эмбрионов, которыми могут воспользоваться и другие родители. Эмбрионы могут пролежать так многие годы. Известны случаи, когда родители умирали, так и не забрав из клиники и не родив зачатого ребенка. Но ведь эмбрион – это уже человек на эмбриональной стадии развития, с уникальным набором генов! Это биологический факт, я сейчас не затрагиваю болезненного вопроса о душах зачатых детей, чьи эмбрионы годами лежат в жидком азоте. Это совершенно бесчеловечное отношение к человеку – с ним обращаются как с чем-то неодушевленным».

Глава Синодального отдела обратил внимание также на то, что последствия применения технологий искусственного оплодотворения еще мало изучены, но даже то, что уже известно, не может не пугать: «Страдает и здоровье женщины, и здоровье искусственно зачатых детей. Главный педиатр России еще в 2009 году публично заявил, что 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами, и что российское правительство делает ошибку, оказывая финансовую поддержку технологии ЭКО»

Епископ Пантелеимон считает, что тяжелые последствия – закономерный результат применения человеком бесчеловечной технологии.

«Люди попирают Божий Промысл и не понимают, что если его принять, подчинить ему свою жизнь, то Бог даст силы преодолеть жизненные испытания, и даст такую радость, которую человек не способен обрести, ставя исполнение своих желаний выше всего на свете», — заключил епископ Пантелеимон.

Справка. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — вспомогательная репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия. Во время процедуры ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, после чего переносят в полость матки для дальнейшего развития.

Пути преодоления бесплодия

Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?

В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.

Очень важным для решения проблемы бесплодия является освящение церковного брака

Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.

Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.

Также необходимо совершить следующие обряды:

Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.

Молитвы от бездетности и бесплодия

Ребёнок — не трансформер

Очень осторожно я бы относился и к ситуации подбора донора. Если говорить подробнее, то родители хотят ребёнка с определёнными чертами — цветом глаз, волос, кожи и так далее, — для чего на каждого донора составляется подробное эссе

В нём содержится вся возможная информация о нём: генетический паспорт, фото в детстве и на момент сдачи клетки, группа крови, подробный отчёт о болезнях и так далее. Готовы ли вы делиться всем этим? Где гарантия, что эти данные будут защищены? Что не нравится лично мне: клиника делает всё, чтобы подобрать донора, который обеспечит родителям такого ребёнка, какого они хотят. Как в магазине: хочешь с белыми волосами — пожалуйста, брюнета — тоже можно. Слушаешь, как спокойно специалисты говорят обо всём этом — и делается страшно: это ведь не мясо в продуктовом магазине и не трансформер. На мой взгляд, здесь налицо коммерциализация медицинской помощи и грубое вмешательство в тайну создания человеческой жизни.

Ко всему прочему, есть понятие утилизации эмбрионов — их могут отправить в специальный банк или в научные институты как материал для исследований. Что там будут с ними делать — неизвестно. Можно ли это контролировать? — нет. Донор может только доверять порядочности заведения, с которым имеет дело, а контролировать ничего не может.

Показания к проведению

Кому же показано оплодотворение в пробирке в первую очередь?

  • Женщинам с непроходимостью маточных труб. Яйцеклетка при такой патологии никак не сможет попасть в трубы и встретиться там с мужской гаметой.
  • Полное отсутствие труб матки.
  • Пациенткам с диагнозом эндометриоз.
  • При гормональных нарушениях, которые вызывают самопроизвольное прерывание беременности или не дают нормально созревать яйцеклетке.

Помимо женского, очень часто встречается мужское бесплодие. С мизерным процентом полноценных сперматозоидов — нереально зачать детей. К сожалению, стоит отметить, что количество мужчин потерявших репродуктивные способности, с каждым годом увеличивается. И в этом случае экстракорпоральное оплодотворение является единственным шансом стать родителями.

ЭКО — грех, противоречащий замыслу Божьему, считает Русская Православная Церковь

XX век бурного развития технологий, ознаменован разными открытиями, в том числе и в медицинской области. Многие из них бесспорно спасли и помогают спасать множество жизней.

Однако эта тема до сих пор вызывает различные точки зрения.

Ребёнок из пробирки — так называют детей, рожденных в результате ЭКО

Применение ЭКО меняет представление человека о способе зачатия ребенка, что сопряжено с рядом этических проблем.  Поэтому у верующих часто возникает вопрос: как православная церковь относится к эко?  Одобряет ли?

Православная Церковь выступает категорически против его проведения. Отношение Церкви к ЭКО и его оценка изложены в «Основах социальной концепции» в разделе «Проблемы биоэтики».

В документе сказано:

Основах социальной концепции Русской православной церкви

Единственным нравственно допустимым способом преодоления бесплодия искусственным путем Церковь называет метод «искусственной инсеминации». В этом случае искусственное оплодотворение происходит половыми клетками мужа, но никак не постороннего человека.

Как считают священнослужители, лишь в данном случае не нарушается целостность брачного союза. Метод «искусственной инсеминации» принципиальным образом не отличается от естественного зачатия и не ломает семейных устоев.

О недопустимости искусственного оплодотворения, церковь высказывается, если применяются следующие методы:

  • использование донорской спермы;
  • процедура без брака;
  • замораживание или уничтожение лишних эмбрионов;
  • использование ЭКО женщинами в не брака;
  • редукция зародышей.

Священнослужители полагают, что семейная пара, решившаяся на искусственное оплодотворение, несет моральную ответственность за гибель «лишних» эмбрионов.

Члены РПЦ высказываются против использования донорской спермы и яйцеклеток при ЭКО или суррогатной матери. Так как при этом происходит подрыв семейных устоев, теряется ценность духовного единства, поскольку у ребёнка, помимо «социальных» родителей существуют еще и биологические.

Церковь считает морально недопустимыми те варианты искусственного оплодотворения, при которых будет получено заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо.

Статистика ЭКО показывает, что успех зачатия с первого раза происходит лишь в 45-50% случаев.

В дальнейшем используются запасные эмбрионы, заготовленные на первом этапе.

Связано это с тем, что выявление детородной яйцеклетки у женщины происходит через гормональное стимулирование женских яичников, а это большой риск для здоровья.

Поэтому за один раз получают несколько эмбрионов и используют при необходимости.

В случае ненадобности происходит их намеренное уничтожение, которое церковь приравнивает к аборту. Или же воспользоваться оставшимися эмбрионами могут другие семейные пары, естественно при согласии доноров.

Нарушением церковных канонов считается употребление репродуктивных методов однополыми парами и парами, живущих в гражданском браке.

Использование метода ЭКО для рождения ребенка вне семьи, «для себя» также считается недопустимым, ведь это лишает ребенка права обрести обоих родителей.

Церковь не против ЭКО, но с двумя условиями

Диакон Андрей Кураев об ЭКО, суррогатном материнстве и целостности семьи.

Отрицательное, в целом, отношение православной церкви к ЭКО известно. Допускаете ли вы, что со временем оно изменится? Как менялось на протяжении веков отношение церкви к различным вопросам социума ― от театра до науки.

Возможно, вы неверно представляете отношение церкви к ЭКО. Церковь не против ЭКО как такового. Она только предлагает учесть два ограничения. Первое ― чтобы оплодотворение происходило без участия банка спермы, то есть — только с использованием биологического материала супругов. Чтобы жизнь семьи, жизнь двух людей оставалась их личной жизнью, и дети были бы их детьми. Это вполне понятное этическое, психологическое ограничение, оно не подлежит пересмотру.

И второе ― чтобы все оплодотворенные яйцеклетки вернулись бы на место. Сейчас из-за того, что процедура очень дорогая, врачи, чтобы не рисковать, отбирают сразу несколько эмбрионов. И оплодотворяют сразу несколько. Затем они наблюдают, как у эмбрионов идет развитие, и один-два из них возвращают назад, а остальные сливают в канализацию. Вот именно это вызывает возражения церкви. Если же все яйцеклетки, которые взяты, будут возвращаться на место, никаких возражений не будет.

Чем, по большому счету, с точки зрения церкви, отличается медицинское вмешательство при разных нарушениях здоровья? Почему рак лечить – не грех, а бесплодие – грех? Ну или с ограничениями… Разве и то, и другое – не замысел божий в отношении больного?

Что именно считать вмешательством… Сейчас уже делают импланты, пересадку органов, даже искусственные органы, почему нет? Повторю, церковь не против вмешательства медицины, церковь говорит только об отношениях людей внутри семьи, о сохранении целостности семьи. Что делают люди, которые не находятся в браке, это другая история.

Бесплодной супружеской паре однозначно нужно смириться с бездетностью?

К сожалению, в мире много детей, которые для кого-то оказываются лишними. Поэтому можно посвятить свою жизнь заботе об этих детишках.

Если бы население планеты было на грани глобальной демографической катастрофы, на грани вымирания, вы бы одобрили ЭКО без соблюдения условий, о которых вы сказали? Или лучше роду человеческому исчезнуть без греха?

Демографическая ситуация в стране не имеет ни малейшего отношения к ЭКО. Увеличение рождаемости с помощью ЭКО ― это незначительный процент от общей рождаемости.

При этом я вполне приветствую, если государство будет принимать меры по снижению стоимости операции по ЭКО. По крайней мере, я бы не возражал. При условии, что будут соблюдаться ограничения, о которых я говорил. Сохранять целостность семьи ― это значимо. И значимо, чтобы ребенок был зачат в минуту высшей радости и наслаждения. Роды у женщины и так связаны с болью, так пусть хотя бы зачатие будет связано с радостью.

Вы думаете, радость женщины, которая много лет мечтала о материнстве и наконец познала его с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, не компенсирует ей отсутствие радости во время зачатия?

Это очень тонко… Это надо наблюдать на очень большом материале и на нескольких поколениях. Все это крайне непросто психологически, и не нам, мужикам, судить. Должна измениться в целом социальная оценка ЭКО, должны уйти мифы, которые окружают эту тему, чтобы сама женщина и ее окружение не считали ее исчадием. Пока еще рано делать выводы. Несколько поколений должны пройти, чтобы можно было спокойно оценить все риски, в том числе психологические.

Чтобы ушли мифы, нужно информировать, просвещать. В целом вы за популяризацию темы ЭКО?

Было бы легко ответить, если можно было бы развести две темы ― ЭКО и суррогатное материнство. А они, к сожалению, часто идут паровозом. В случае суррогатного материнства, как и в случае со спермой донора, нарушается связь внутри семьи. А дальше подцепляется третий вагончик ― права гомосексуальных пар. А это уже путь к катастрофе.

Христианство. Целостность брачного союза должна быть нерушима.

Католическая и православная церкви являются наиболее нетерпимыми к использованию вспомогательных репродуктивных технологий, однако не запрещают ЭКО, а лишь настаивают на нескольких ограничениях.

Во-первых, под безусловным запретом ― суррогатное материнство и любые формы донорства генетического материала и эмбрионов: использовать  можно только биоматериал мужа и жены.  

Во-вторых, церковь против утилизации «лишних» эмбрионов, поскольку с момента зачатия эмбрион считается человеческим существом, имеющим душу и достоинство. Криоконсервация эмбрионов также находится под запретом.

Есть определенные «сложности» и с получением генетического материала мужчины – мастурбация считается «порочным рукоблудием». Таким образом, сперму можно получать, только собрав во время полового акта с супругой.

При соблюдении названных ограничений разрешен метод искусственной инсеминации, как наиболее близкий к естественному зачатию. Также не запрещены консервативные и хирургические методы лечения бесплодия.

Последователями крупнейшей мировой религии сегодня являются около трети населения мира, из них католики составляют примерно половину. Они составляют большинство населения Европы и обеих Америк.

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)

На сегодняшний день существует целая система регулирования рождаемости. Те семейные пары, у которых по каким-то физиологическим причинам не может появиться ребенок, но они этого хотят, прибегают к различным искусственным методам.

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — вспомогательная репродуктивная технология в случае бесплодия

Во время процедуры ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, после чего переносят в полость матки для дальнейшего развития.


Культивирование эмбрионов — контроль над процессом оплодотворения яйцеклетки

Первая успешная процедура ЭКО оплодотворения была проведена еще сорок лет назад в 1978 году.

На свет появилась девочка Луиза Браун, у которой уже есть свои дети.

1978

в этом году была проведена первая успешная процедура ЭКО

К процедуре ЭКО семейные пары обычно прибегают, если курс лечения, назначенный после обследования не дал никаких результатов, и им все-таки не удалось зачать долгожданного ребенка.

В каких случаях церковь относится к ЭКО неодобрительно или негативно?

Православная церковь не одобряет экстракорпоральное оплодотворение, если оно связано с совершением грехов, нарушает права будущего ребёнка или ставит под сомнение основные принципы супружеских отношений.

Стоит рассмотреть случаи, в которых священнослужители относятся к ЭКО неодобрительно или даже крайне негативно:

  • Такие манипуляции с эмбрионами как их консервация (заморозка) или уничтожение. В православии даже человеческий зародыш наделяется свойствами человека. То есть человеческая душа зарождается ещё на этапе зачатия, и, значит, отбор жизнеспособных эмбрионов предполагает намеренное убийство, которое расценивается как тяжкий грех. Что касается остальных манипуляций, то они ставят под угрозу значимость личности человека и его достоинства, заставляя воспринимать жизнь как некий продукт. Поэтому если верующая женщина решилась на ЭКО, то она заранее должна попросить врачей о том, чтобы они использовали для подсадки всех полученных эмбрионов.
  • Использование донорских половых клеток. Оно ставит под сомнение исключительность и целостность брачной связи, нарушает достоинство личности и права будущего ребёнка на единственных родителей, которые будут являться и биологическими, и социальными, то есть фактическими. А ещё, по мнению священнослужителей, такая практика связывается с вмешательством третьих лиц и поощрением безответственности анонимных биологических отцов, которые не будут знать о существовании своих родных детей и не будут принимать участие в их жизнях.
  • Использование ЭКО для зачатия ребёнка в нетрадиционной семье. В таком случае процедура подрывает основы отношений между мужчиной и женщиной, представляет собой угрозу для признанной церковью традиционной семьи.
  • Реализация так называемых «репродуктивных прав» одинокими женщинами или мужчинами. В православной христианской вере указывается, что каждый ребёнок имеет право на двух родителей, а ЭКО изначально лишает его такой возможности, поэтому воспринимается неодобрительно.
  • Получение половых клеток – это ещё одна актуальная этическая проблема, связанная с экстракорпоральным оплодотворением. Дело в том, что для извлечения сперматозоидов в большинстве современных клиник используется онанизм, а рукоблудие расценивается как грех. Но можно найти иной способ. Так, половые клетки могут быть получены в ходе медицинской манипуляции или при нормальном супружеском взаимодействии.

Есть мнение, что ЭКО, в принципе, является греховным способом решения проблемы бесплодия, так как для его разработки проводились многочисленные эксперименты над эмбрионами, приведшие к их смерти. Но с данной точки зрения можно практически любые процедуры и медицинские методы расценивать как противоречащие Библии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector