Отец илиодор
Содержание:
- Ираида, православная козельчанка:
- Личность Илиодора[править]
- Самуил, духовное чадо иеродиакона Илиодора, руководитель социального благотворительного фонда «Покров»:
- Игумен Михаил, наместник монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь» села Клыково:
- Священник Дмитрий Торшин, настоятель Успенского храма в селе Озерское:
- Прихожанка Алевтина Соболева:
- Примечания[править]
- Сочинения[править]
- В Вятском Посаде нередко можно встретить насельника Оптиной пустыни иеродиакона Илиодора
- Священник Дмитрий Торшин:
- Игумен Симеон (Кулагин):
Ираида, православная козельчанка:
«Сегодня мы все в слезах, не можем успокоиться. Такие рождаются на миллион один человек. Ему сейчас хорошо, он отошел ко Господу. Ужасно то, что мы остались без него. К нему съезжались, наверное, со всего мира. Почти все кабинеты медицинские освящал он, да и многие учреждения тоже – везде от него висят иконочки. Его не нужно было просить о помощи, он сам подходил, спрашивал, как дела, все ли в порядке. У него была удивительная память, помнил имена всех. Наверное, потому что за всех и молился. Относился ко всем, как к родственникам. Для него мы все были родными. За ним гурьбой ходила молодежь, всем хотелось ближе находиться к нему. А сколько детей он привел к вере! Легко вступал с ними в разговор. Разговор переходил в наставления, конфетку всем даст, иконку, у кого нет крестика – пойдет купит, подарит. Дети от него не отходили. Никогда не оставался в стороне от проблем других людей. Когда у моего сына возле монастыря сломалась машина, то он сам, вместе с батюшками, помогал толкать ее. Чем он отличается от других? Его не нужно было звать в беду, приглашать, он чувствовал, когда человеку плохо, и приходил сам. Как ангел звал его. Он почти не спал, у него болели ноги, а он все рвался помогать».
Подготовлено редакцией газеты «Козельск»
Личность Илиодора[править]
Бывший член президиума Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (ЧСК) А. Ф. Романов вспоминал в начале 1920-х годов, что книга Труфанова о Распутине при документальной проверке оказалась наполненной вымыслом; множество телеграмм, которые в ней привёл Труфанов, никогда в действительности не посылались. Бывший заведующий следственной частью той же ЧСК Г. П. Гирчич позднее отметил, что в сочинении Илиодора были помещены вдобавок к апокрифическим телеграммам и разные басни.
Писатель Е. Н. Чириков размышлял в 1920-х годах об Илиодоре:
Квинтэссенция личности Илиодора
Из телеграммы архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского) от 23 августа 1916 года в адрес Святейшего Синода (сохранена лексика автора):
Самуил, духовное чадо иеродиакона Илиодора, руководитель социального благотворительного фонда «Покров»:
«Моя жизнь в Оптиной началась с него. У меня были неприятности с бизнесом, позвонил ему. Он огорчился за меня, сказал: «Давай, бегом ко мне». Я приехал, был рядом с ним. Потом уезжал, но понял, что не могу без его помощи, вернулся. Через какое-то время он меня благословил помогать отцу Дмитрию в Подборках.
Это очень большая утрата для нас всех. Он – монах с большой буквы. Человек-душа. Никогда не было случая, чтобы он не помог тому, кто нуждался. У него телефон просто не умолкал. Всегда жил всеми.
Я бывал с ним в братской трапезной. Ел он очень мало, зато других кормить старался до отвала. Заботился, ну как мать о нас, чадах.
Всегда помнил о моих именинах, никогда не забывал поздравить. Он был большой, высокий. И когда при встрече обнимал меня, это было, как будто бы жизнь начиналась заново.
Несколько раз возил его в Москву. Наедине с ним ехать, разговаривать всю дорогу – это было большое счастье для меня.
А как он музицировал, как играл!.. У отца Дмитрия дома есть пианино, и батюшка, когда приходил к нему в гости, то всегда садился за инструмент и играл».
Игумен Михаил, наместник монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь» села Клыково:
«Для нас это большая утрата, таких людей мало, практически нет. Человек был очень активный, значимый. Таких немного. Бывает, человек хороший по своим нравственным качествам, но не активный. Так вот, отец Илиодор никогда не оставался равнодушным, если знал, что у человека беда. Помогал любому, не было никакой грани. Все нуждающиеся бежали к нему, знали, что откликнется, поможет. Около него всегда была толпа людей, которые любили и надеялись на него. У отца Илиодора всегда под мантией были сумочки, в которых он носил гостинцы. Когда к нему подходили, то всегда раздавал, никто не уходил без подарка.
Я когда в свое время приехал в монастырь Оптину пустынь, первый, кто меня встретил, это был отец Илиодор. Он очень участливо меня водил по монастырю, показывал, рассказывал, он мне запомнился именно таким: открытым, добродушным.
Я был в монастыре на послушании водителем, помню, он ко мне подошел, говорит: «Поехали». А было уже около полуночи. А ему, оказывается, нужно было забрать из роддома роженицу, которая попросила его об этом – ей не на чем было добраться.
Его и меня потом отругали, что это было без благословения. Но он всегда стремился помочь.
Еще запомнилось: я запозднился, никого уже в монастыре не было. Отец Илиодор увидел меня: «Пойдем, поможешь мне». Пошли к нему в келью и до 5 утра переставляли какие-то коробки. А потом я понял, что весь смысл того, что мы делали – это был у него такой подвиг. Чтобы не спать, он всю ночь что-то делал. Бывало, не выдерживал без сна: братья рассказывали, что приходя на полуночницу в храм, наблюдали, что батюшка во время поклона засыпал. Но всегда занимался самоуничижением, не давал себе расслабиться. Это хорошее качество для монаха.
Помогал строить храмы, не только в Калужской области».
Священник Дмитрий Торшин, настоятель Успенского храма в селе Озерское:
«Отец Илиодор вёл такую жизнь… истинно христианскую, которая есть для нас всех – пример. Это теплота, забота отцовская, которую чувствовал каждый человек, который знал отца Илиодора. Я думаю, каждый, кто был с ним знаком, уверен, что Илиодор к нему относился по-особенному. Потому что никто из людей не получал большей любви, как от него. Если бы мы были людьми неверующими, то получив это известие… это просто… ну, в окно выйти. Но поскольку мы люди, знающие о том, что происходит с человеком после его смерти, после того, как он уходит на небо, то вместе с этой скорбью чувствуем, наверное, радость того, что у нас есть молитвенник и заступник. Ну вот как мы к святителю Николаю обращаемся, так у нас появился ходатай ко Господу – отец Илиодор. И будет оказывать нам заботу – наверное, даже больше, чем на земле, т.к. не будет ограничен такими понятиями как пространство, время. Все мы осиротели, но в этом есть и определенная радость. Это жалко нас, что мы остались без него.
Я когда только начал служить на приходе, он всегда мне звонил, переживал за меня, интересовался моими делами. Отец Илиодор был единственным человеком в моей жизни, кто мог позвонить в 2 часа ночи и спросить: «отец Дмитрий, как у тебя дела?». Я, естественно, говорю, что все хорошо. А он: «Как обстановка, есть, что кушать?». Я опять: «Да, все хорошо», а он мне: «Открывай холодильник, что там у тебя есть?». Заставлял перечислить, что у меня лежит, чтобы убедиться, что не голодаем. И так не только со мной, заботился обо всех. Были случаи, когда у человека была тяжелая ситуация, отец Илиодор приезжал, по-отцовски заботился».
Прихожанка Алевтина Соболева:
Такого ухода надо заслужить!
Как хорошего актера, провожая в последний путь, благодарят аплодисментами за труды, так простого Оптинского монаха провожают радостным пением, прославляющим Царицу Небесную, в память о духовном учителе и наставнике.
Он воспитал целую плеяду христианских душ. Он научил петь и духовно радоваться многих Оптинских паломников.
Пожалуй, самым запоминающимся событием в сердцах и умах паломников родной обители, после многочасового всенощного бдения, является соборное пение Акафиста Пресвятой Богородицы, а также Агни Парфене, Христос Анести под руководством покойного отца Илиодора.
И нет места печали и горести духовной, есть только человеческая скорбь и боль утраты, но нет уныния и тоски, ибо многие уверены, что этот человек, это служитель Христов, удостоен будет жизни вечной в чертогах Царских.
Во Блаженном Успении, подай Господи, новопреставленному иеродиакону Илиодору вечный покой.
Примечания[править]
- В современных эпохе и эмигрантских источниках встречается также написание Иллиодор.
- Номер за 9 января 1913 года.
- Бэттс Р. (Фома) Пшеница и плевелы. Беспристрастно о Г. Е. Распутине / Пер. с англ. — М.: Рос. отд-е Валаам. о-ва Америки, 1997. — С. 74.
- Это словосочетание однозначно оскорбительно для христиан, но с энциклопедической точки зрения нельзя не оставить полную библиографическую запись.
- ↑ а б Илиодор // КиноПоиск
- ↑ а б Фомин С. Убийство Распутина: создание мифа — 1 // Русский Вестник. — 22 декабря 2006.
- Боханов А. Н. Распутин. Быль и небыль. — М.: Вече, 2006. — С. 177. ISBN 5-9533-1409-4
- Платонов О. А. Криминальная история масонства 1731‒2004 гг. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. — С. 237. ISBN 5-699-09130-0
- Евгений Чириков. На путях жизни и творчества (Отрывки из воспоминаний) // Наш современник. — 1991. — № 9. — С. 82.
- Мультатули П. В. Николай II: Отречение, которого не было. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — С. 268. ISBN 5-17-064144-4, ISBN 5-271-26340-8
- Создатели фильма: Григорий Р. // КиноПоиск
- Сериал Григорий Р. (2014) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
- Платонов О. А. Криминальная история масонства 1731‒2004 гг. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. — С. 400. ISBN 5-699-09130-0
- Аврех А. Я. Царизм накануне свержения / Отв. ред. А. М. Анфимов. — М.: Наука, 1989. — С. 137. ISBN 5-02-009443-9
- Юсупов Ф., князь. Перед изгнанием. 1887‒1919 / Пер. с фр. О. Эдельман; вст., прим. Н. Стрижовой. — М.: АО «Московский центр искусств», 1993. — С. 215 (прим. 3). ISBN 5-87554-009-5
- Кирилина А. Неизвестный Киров. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — С. 68‒70. ISBN 5-7654-1483-4, ISBN 5-224-02571-0
Сочинения[править]
- Видение монаха (М., 1907)
- За что царь распустил Вторую государственную думу (Харьков, )
- Когда же конец? (М., )
- Правда о Союзе русского народа, Союзе русских людей и др. монархических партиях (Одесса, 1907)
- Его преосвященству, преосвященнийшему Гермогену, епископу Саратовскому и Царицынскому иеромонаха Илиодора доклад (М., 1908)
- Где ты, Господи? Из поучений иеромонаха о. Илиодора (Сухум, 1911)
- Святой чорт. Записки о Распутине. С предисловием С. П. Мельгунова. Типография Т-ва Рябушинских. XV, 188 c. М., 1917, 1991.
- Тайны Дома Романовых (М., 1917)
- Это Савл, а не Павел (Шанхай, 1937)
В Вятском Посаде нередко можно встретить насельника Оптиной пустыни иеродиакона Илиодора
28 ноября 2018
Иеродиакон Илиодор (Гариянц) так рассказывает о своей встрече с Оптиной пустынью и старцем Илием:
— Когда я только выбрал монашеский путь, я поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, нес почти в течение четырех лет — с 1985 по 1989 годы — послушания у отца Кирилла (Павлова). Думал, что так и останусь в Лавре, но батюшка Кирилл сказал:
— Ты подожди…
Наступает 1989 год, и он благословляет меня в Оптину пустынь. Вызывает к себе и говорит:
— Георгий (так меня звали до пострига), тебе завтра уже надо ехать в Оптину.
Я даже растерялся:
— В какую Оптину?!
А батюшка мне:
— Это — монастырь, Оптина пустынь, открывается в Калужской области под городом Козельском.
«Что за Козельск? — думаю я. — Козел там, что ли, какой или козы живут? Ни разу не слыхал!»
Говорю:
— Батюшка! Господь с вами! Какой Козельск?! Куда я поеду? Никуда я не поеду!
А отец Кирилл улыбается:
— Ты поезжай, поезжай! Там — монастырь… А почему ты не хочешь?
— Прежде всего, потому что там не будет вас!
А старец Кирилл отвечает:
— Там будет отец Илий!
Я тогда еще грешным делом подумал: «Ну, какой такой Илья может сравниться со старцем Кириллом?»
Батюшка Кирилл стал моим первым духовником. Так я тогда и сказал отцу Кириллу. А он в ответ опять улыбается:
— Нет-нет, ты поезжай!
Я перед ним на колени упал:
— Батюшка! Хотите — выгоняйте меня, но я туда не поеду!
Смотрю, он замолчал, опустил голову. Рассердился даже. После паузы говорит:
— Так, ну ладно, раз ты меня не слушаешь, иди к преподобному Сергию в Троицкий Собор! И спроси у Преподобного, что он тебе скажет…
Я усомнился: «Ну, как это я у раки благословлюсь? Что, мощи Преподобного мне что-то скажут, что ли?»
Вслух говорю:
— Батюшка, да вы что?..
А он мне:
— Все! Иди!
Встал и вышел.
Разговор наш происходил внизу, в посылочной, где обычно старец принимал народ. А он поднялся к себе в келью на втором этаже. Я опешил, стою весь бледный, ноги трясутся… Не знаю, что и делать. Но пошел к Преподобному, раз батюшка благословил.
Иду, а у самого — слезы в три ручья, рыдаю, думаю: «Ой, вот это попал! Как с батюшкой-то Кириллом расстаться?! Четыре года у него окормлялся, а теперь иди в какую-то Оптину, в Козельск какой-то, к какому-то Илье!» Доплелся с этими мыслями к преподобному Сергию. А это был день, когда там читался акафист Божией Матери. Пятница или воскресенье — сейчас не вспомню.
В общем, собрался народ и величает Богородицу. Я боком протиснулся сквозь толпу к раке с мощами Преподобного, рухнул на колени, уперся головой в раку и плачу навзрыд, думая: «Что делать?!.. Как быть?!» Вот так и повторял. Но ничего в голову не приходило, кроме: «Козельск! Оптина!» Я ведь впервые эти названия от старца Кирилла и услышал. Но что это за Оптина?..
Пока минут 30 читался акафист, я все плакал, стоя на коленях на полу. Но вот акафист закончился, люди начали прикладываться к иконе и потихоньку расходиться. Скоро должны были прийти уборщицы, и меня тоже попросили бы выйти из храма. А я так ничего и не понял. Батюшка-то вразумлял: «Преподобный тебе все скажет!» Опять я заплакал, направил последние силы к молитве и спрашиваю: «Господи! Ну что мне делать-то?.. Преподобный, что делать мне?!»
Вдруг толпа шарахается в сторону, и я слышу голос:
— Иди в Оптину!
Думаю: «Ничего себе! Галлюцинации, что ль?» Ведь кроме меня никто не мог знать о моем деле. Я на коленях, люди в храме, чей же это мог быть возглас? Надо, думаю, еще послушать… Опять я заплакал. Проходит еще минут пять или десять, и вдруг снова слышу:
— Иди в Оптину!
Уже громче, настойчивее. Я аж подпрыгнул на месте, а слезы высохли. Это не галлюцинация, а чей-то окрик. Поднимаюсь с колен и вижу такую картину: один блаженный перелез на солею, а монахи схватили его и выпроваживают. Выталкивают его, а я вытянулся во весь рост и понял, что слова-то эти от него исходили. Я к нему:
— Чего? Чего?
Про Оптину-то мне только батюшка Кирилл один и говорил. А он мне в ответ:
— Я тебе сказал: иди в Оптину!
Но тут его уже утащили.
Я встал как вкопанный, думаю: «Ну ладно!» И поплелся назад, к отцу Кириллу, а он меня спрашивает:
— Ну, что тебе сказал Преподобный?
И улыбается, слегка прищурившись.
Я отвечаю:
— Ну что? Сказал: «Иди в Оптину!» Блаженный там один был…
А отец Кирилл мне:
— Ну ладно, пошли!
И мы отправились в келью, где отец Кирилл читал нам по вечерам.
Так я и оказался в Оптиной.
Священник Дмитрий Торшин:
Однажды у наших знакомых случилось несчастье: замерла беременность, и молодой женщине пришлось перенести операцию по удалению мертвого плода. Они по этому поводу, конечно, очень переживали, и я попросил отца Илиодора помолиться о скорбящих родителях. И он с великой скорбью воскликнул:
-Зачем же операция?! Нужно было её пособоровать – и ребеночек бы ожил!
И такая вера была в его словах, что я был просто поражен… Прошло некоторое время. Как-то отец Илиодор при встрече с моей матушкой, спрашивает её:
-Ну что, София, ждем ребеночка?!
А матушка только что перед поездкой в Оптину сделала тест на беременность, и он был отрицательный. Поэтому она отрицательно покачала головой. А отец Илиодор говорит:
-А мне почему-то показалось – ждем…
Через некоторое время у матушки сильно заболел живот, и я повез её в Калугу. Врач осмотрел её, сделал УЗИ и сказал, что у неё замершая беременность. Отругал, что дошли до такого тяжелого состояния, предупредил, что утром будут срочно проводить чистку.
Нас словно громом поразило. Матушка рыдала. В какой-то момент я вспомнил полные уверенности слова отца Илиодора о том, что, если бы наши знакомые вовремя бы пособоровались, ребеночек бы ожил. Это предположение казалось совершенно невероятным, но я под расписку забрал жену из больницы – по другому не отпускали.
Мы приехали домой, и я стал её соборовать. Оба мы при этом плакали и горячо молились – как никогда в жизни. Боли в животе прекратились, температуры не было. Когда мы снова поехали в женскую консультацию, врач, осмотрев мою жену, сказал, что ребенок жив и здоров. Господь совершил явное чудо.
Я хочу добавить, чтобы никого не соблазнить этой историей, что чудо – это чудо, и ожидать, что оно произойдет в случае каждой замершей беременности, мы не можем. Безусловно, бывают такие опасные для жизни матери и ребенка осложнения беременности, когда первым делом нужно вызывать “скорую помощь” и ехать в больницу, а о соборовании можно вести речь уже только в больничной палате. Но вот молитва должна сопровождать каждую беременность, как и вообще всю нашу жизнь.
Итак, матушка моя ходила беременная, а отец Илиодор у неё без конца спрашивал:
-Ну что, когда мне внука родите?
Матушка отвечала, что согласно результатам УЗИ, она ждет девочку. На что отец Илиодор замечал:
-А мне показалось, что внук будет…
В итоге она родила сына, которого мы назвали Илиодором. Если бы не общение с отцом Илиодором – этого бы не произошло. У нас бы не хватило веры – и наш сын бы не родился. А когда человек сам горит – он зажигает своей верой окружающих.
На фото: отец Илиодор с маленьким Илиодорчиком и его родителями…
Игумен Симеон (Кулагин):
Оптина Пустынь прощается с одним из своих собратьев – иеродиаконом Илиодором. После отпевания, когда началось последнее целование, и сотни людей подходят ко гробу, чтобы проститься с тем, кого они называли Авва, храм вдруг наполнился пасхальным и радостным пением. Народ запел – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И действительно, любой знавший отца Илиодора может сказать – этот человек всей своей жизнью, наполненной любовью к Богу, Пресвятой Богородице и ближним – свидетельствовал о Вечности.
Отец Илиодор был очень разносторонним человеком и прожил долгую жизнь. В 1980-х годах он пришел в Троице-Сергиеву Лавру, где несколько лет прожил рядом со стоим старцем – архимандритом Кириллом (Павловым). В 1989 г., когда началось восстановление Оптиной Пустыни, отец Кирилл благословил его присоединиться к братии этой славной обители. На протяжении тридцати лет отец Илиодор нес подвиг, примеров которому не так много в Церкви – он всего себя отдавал служению тысячам и тысячам паломников со всего света стекающихся в Оптину.
И опять же, не так много примеров, когда монах в сане диакона стал духовным наставников поистине огромного количества православных христиан – священников, монахов, мирян. Отец Илиодор полностью свою жизнь, свои силы и способности посвятил этому служению. Он никогда не был без дела или занят собой – поэтому он не знал, что такое уныние. Он практически не спал – меня, многолетнего его соседа, это поражало.
В 5:30 утра уже немолодой монах приходил на братский молебен у мощей старца Амвросия Оптинского. Обязательно служил литургию в одном из храмов обители. После этого его уже ждали люди, приехавшие для духовного общения. Обойдя с чадами все оптинские святыни, потрудившись на просфорне и посетив соседние обители – Шамордино и Клыково, обязательно пропев Агни Парфене в храме после вечернего богослужения, поздно ночью отец Илиодор заканчивал свой день пением акафиста в часовне трех убиенных на Пасху монахов.
Вернувшись в келию, он немного отдыхал в кресле, так как его кровать всегда была заставлена книгами, иконами, конфетами – духовными и телесными утешениями для богомольцев. И рано утром вновь начинался день наполненный молитвой, радостью и трудами. Его наставления отличались такими качествами, как любовь, рассудительность и тонкое чувство юмора. Не жалея себя, он был более чем снисходителен с ближнему, и этим многие пользовались. Но духовные дары, а также удивительный ум и эрудиция, зачастую скрываемые за юродством, позволяли ему глубоко видеть состояние души и дать верное наставление.
Монастырская жизнь устроена по строгому уставу и мне, по послушанию, иногда приходилось делать замечание старцу. Конечно, он всегда смиренно принимал это, а иногда и опускался на колени, прося прощения. Его духовные чада существенно помогали братской трапезной монастыря продуктами. И отец Илиодор просил разрешения после воскресной литургии накормить их обедом. Получив благословение на это, авва вышел на крыльцо трапезной и стал звать на обед не своих вполне обеспеченных чад, а тех кто искал около монастыря помощи, просил милостыню, покинул монастырь из-за своего пьянства. Увидев это я не мог дальше призывать отца Илиодора к порядку, получив пример того, что Истинная Любовь выше наших представленний о порядке.
Отец Илиодор особо почитал, точнее – любил, Прествятую Богородицу. Она, несомненно, также любит своего верного послушника. Авва, уроженец Кавказа, ушел в мир иной в день празднования Иверской иконы. Его погребение состоялось в день памяти оптинского чудотворного образа Борогодицы «Спорительница хлебов». А через сорок дней мы будем молиться о его упокоении в день Введения во храм Пресвятой Богородицы – главный праздник Введенской Оптиной пустыни и день его диаконской хиротонии.
Молись и ты о нас, авва…