Основы православной культуры — в помощь учителям и родителям
Содержание:
Дни славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия в Томске:
-
Все видеоматериалы мероприятий XXVI Томских Духовно-исторических чтений памяти святых Кирилла и Мефодия
(17 – 24 мая 2016 года) — Миссионерский отдел Томской епархии -
Все видеоматериалы мероприятий XXV Томских Духовно-исторических чтений памяти святых Кирилла и Мефодия
(11 – 24 мая 2015 года) — Миссионерский отдел Томской епархии - Видеозапись пленарного заседания XXV Дней славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия, Томск 14 мая 2015 года — Миссионерско-апологетический проект «К Истине»
- Комплексный курс ОРКиСЭ: теория и практика — V Региональная научно-практическая конференция 14 мая 2015 года — видеозапись выступления педагогов — Миссионерско-апологетический проект «К Истине»
- Комплексный курс ОРКиСЭ: теория и практика — IV Региональная научно-практическая конференция 21 мая 2014 года — видеозапись выступления педагогов
- Видеозапись пленарного заседания XXIV Дней славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия, Томск — 21 мая 2014 года
- Видеозапись пленарного заседания XXII Дней славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия, Томск — 15 мая 2012 года
Александр Ужанков в Томске:
Александр Николаевич Ужанков — русский филолог, культуролог, теоретик и
историк русской литературы и культуры, литературовед, ведущий специалист в области
изучения истории и культуры Древней Руси, истории
русской средневековой словесности, поэтики и философии,
истории Русской православной церкви, русской литературы
и культуры XVIII—XIX веков. Доктор филологических наук,
профессор. Член Союза журналистов СССР (1986) и
Союза писателей России (2000), действительный
член (академик) Академии Российской словесности (2011), член
Общества исследователей Древней Руси, член Комиссии по
культурному и историческому наследию Российской Академии наук.
- Русское летописание и Страшный суд — Александр Ужанков
- Скрытые смыслы «Слова о полку Игореве» — Александр Ужанков
- Князья Борис и Глеб: образ любви нелицемерной — Александр Ужанков
- Византийские летописи: «Русь» – греческое слово, «русский» – это православный — Александр Ужанков
- Духовно-нравственные идеалы Древней Руси — Александр Ужанков
Документы:
- Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения России новых проектов стандартов общего образования — Патриархия.Ru
- Письмо Министерства образования и науки РФ о реализации курса ОРКиСЭ — 21 апреля 2014 года
- Письмо Департамента образования г. Москвы об информационной поддержке родителей в выборе модулей курса ОРКиСЭ — 14 февраля 2013 года
- Соглашение между Московской Патриархией и Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе В. Толоконниковым — текст
- Резолюция Круглого стола «Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания в реализации ФГОС» — МАОУ СОШ № 40 г. Томска, 26 августа 2013 г.
- Резолюция Круглого стола «Выявление наиболее эффективных практик духовно-нравственного образования и воспитания в образовательных учреждениях Томской области» — ТОИПКРО, 29 октября 2013 г.
- Письмо директора Департамента государственно политики в образовании Министерства образования и науки РФ И.С. Реморенко № 03-1032 от 21 мая 2010 года — в дополнение к методическим материалам по преподаванию ОРКиСЭ
“Основы Православной культуры” в средней общеобразовательной школе
Человек, знающий и любящий родную культуру, с уважением будет относиться к традициям других народов. По данным социологических опросов в школах, где преподаются основы православной культуры, отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.
5. Что значит свобода выбора предмета по религиозной культуре и этике?
Именно родители выбирают тот или иной предмет по религиозной культуре. Рекомендации и советы учителя или директора школы конечно важны, но они не имеют решающего значения. Кому, как не родителям, необходимо знать о законном праве ребенка на образование, и помочь ему сделать правильный выбор.
6. Каким должен быть учитель православной культуры?
Чтобы преподавать «Основы православной культуры», учитель должен иметь к этому призвание. Главное свидетельство такого призвания — любовь к православной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение и любовь к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт непосредственного, живого общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.
7. Почему ОПК?
Выбор «Основ православной культуры» обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии.
Изучение основ православной культуры — это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. ОПК открывает ребенку мир Православия — мир бесконечный, добрый и мудрый.
8. Как помочь детям в изучении ОПК?
Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки — все это не противоречит светскому характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.
9. Можно ли поменять предмет по религиозной культуре в процессе обучения?
Часто бывает, что родители сначала выбирают для ребенка предмет «Основы светской этики», а через какое-то время понимают, что интереснее и полезнее было бы изучать ОПК. В этом случае смену предмета обязана обеспечить школа. Родителям нужно заблаговременно подать письменное заявление о своем намерении директору школы и, если необходимо, обратиться за помощью и информацией к представителям епархии.
10. Каковы перспективы преподавания ОПК в светской школе?
Сейчас, в процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», формируются основы соработничества школы, Церкви и родительского сообщества в воспитании детей. Один из первых результатов этого процесса — в обязательную часть учебных планов начального и основного общего образования включена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой и будут преподаваться «Основы православной культуры» после завершения апробации курса ОРСКЭ в 2012 году.
Православная педагогическая общественность и Русская Православная Церковь выражают согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо преподавать во всех классах средней школы — с первого по одиннадцатый.
Православная культура в светской школе
Мамин-Сибиряк. Злой дух).
В гнездо родственных слов входят: вестник “тот, кто приносит какую-либо весть, известие”; входит это слово в названия научных изданий (в 2005 году был издан первый выпуск “Вестника Славянского педагогического университета”); вестница; вестовщик (устар.), весточка.
Существительное весть входит в сочетание без вести пропасть “бесследно исчезнуть” (о человеке).
Устаревшая форма весть (от глагола ведать) входит во фразеологизмы бог весть; не бог весть какой.
— Вспомните, что меня лет десять сряду хвалили бог весть за что, а разругали за “Годунова” и “Полтаву” (А. Пушкин. Письмо М. П. Погодину, 1832 г.) М. П. Погодин — историк, писатель, издатель журналов (1800-1875).
Слово весть имеет в русском языке непроизводную основу: весть; ср.: вест-очк-а, вест-ник.
Глагол вести многозначный. Назову некоторые значения:
1. Идя вместе, направлять движение, помогать идти (вести лошадь под узцы; вести дочь за ручку).
2. Управлять движущимся предметом (вести самолет).
3. Направлять деятельность кого-либо, чего-либо, руководить кем-либо, чем-либо (вести семинар; вести домашнее хозяйство). И другие.
Глаголы вести, веду по происхождению очень древние. Форма вести не исконная: ведти > ветти > вести. Родственные слова и формы: водить, вождь.
Глагол вести входит в состав фразеологизмов: вести себя; повести себя; вести свою линию; вести свой род; вести речь.
В глагольных формах вести, веду, вел следует выделять варианты корня: вес-ти, вед-у, ве-л.
О. Е. Ольшанский