«о времена! о нравы!»
Содержание:
Происхождение
ЦицеронЛуция Сергия Катилины
«Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?… О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия. Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы…»— Цицерон, «Первая речь против Катилины», 63 г. до н.э.
Катона Старшего
«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать законы и суды» О.Мирабо
О.Мирабо: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать законы и суды». В своем высказывании автор поднял идею о соотношении норм морали и права. Смысл этого высказывания в том, что моральные нормы намного лучше регулируют взаимоотношения между людьми внутренний мир самого человека.
В обществоведческой теории нормы морали и права очень часто сравниваются. Дело в том, что и те, и другие призваны регулировать человеческие отношения, определять поступки. Мораль возникла задолго до права, она основывается на представлениях о добре и зле, о чести и бесчестии, о справедливости и жестокости. Мораль нигде не закреплена письменно, она существует в сознании народа и передается из поколения в поколение. Нормы права возникли намного позднее и, имея, по сути, в основе нормы морали, нередко отступают от нее. Следующее сходство и
одновременно различие этих норм заключается в том, что за их неисполнение/нарушение следуют социальные санкции, однако, за неисполнение норм морали — неформальные, а за неисполнение правовых — формальные санкции. И, если за нарушение моральных норм человек может подвергнуться лишь общественному порицанию, то за нарушение права он понесет определенную юридическую ответственность. Однако, важнее все-таки прививать нравы, потому что зачастую именно ими и моралью руководствуются люди в своих поступках, и если человек тверд в своих
убеждениях и принципах, ничто не заставит его от них отказаться.
Приведу пример из истории. Всем известна комсомолка Зоя Космодемьянская — совсем ещё молодая девушка, в годы Великой Отечественной войны бывшая активной партизанской, но потом попавшая в плен к немцам. Фашисты пытали её, пытаясь выведать нужную информацию, но она стойко вытерпела все, не сказав ничего врагам. Конечно, за предательство в те времена карали строго, но страх ли двигал ею? Отнюдь. Она не могла даже подумать о предательстве, у неё были крепкие внутренние убеждения, которые она не преступила. Потому что была воспитана в патриотическом духе той эпохи, когда все эти чувства воспитывались и насаждались. Ведь и в годы войны находились предатели Родины, не остановившиеся перед страхом казни за этот поступок.
Другой пример, когда людьми двигает именно внутреннее убеждение, воспитанное с детства, приведу из личного опыта. Недавно я читала книгу «Капитанская дочка «Пушкина. В ней рассказывается о молодом человеке — Петре Гриневе. Он служит в крепости, на которую потом напал Пугачев. Петру удалось спастись, но там осталась его возлюбленная — Маша Миронова. Гринев отправляется в крепость — к Пугачеву, подозревая, что его могут обвинить в предательстве. Но ведь мог он не делать этого? Ведь нет такого закона, обязывающего спасать из плена своих
друзей? Но Петром двигали иные побуждения и ценности, нормы морали — нормы чести, заложенные когда-то его родителями.
Итак, очевидно, что воспитывать нравственность в людях намного важнее. Внешние позывы и стимулы оказываются бессильны там, где мораль и нравственность толкают людей на благородные поступки.
Mens sana in corpore sano
Когда мы хотим сказать, что только физически здоровый человек энергичен и может многое совершить, мы часто употребляем формулу: «в здоровом теле здоровый дух». А ведь её автор имел в виду совсем другое! В своей десятой сатире римский поэт Децим Юний Ювенал написал:
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…
Таким образом, римский сатирик никак не связывал здоровье ума и духа со здоровьем тела. Скорее, он был уверен, что гора мышц не способствует бодрости духа и живости ума. Кто же подредактировал текст, созданный во II веке нашей эры? Английский философ Джон Локк повторил фразу Ювенала в своей работе «Мысли о воспитании», придав ей вид афоризма и полностью исказив смысл. Популярным этот афоризм сделал Жан-Жак Руссо: он вставил его в книгу «Эмиль, или О воспитании».
O tempora! O mores!
21 октября 63 года до нашей эры консул Цицерон произнес в Сенате пламенную речь, и она имела для Древнего Рима судьбоносное значение. Накануне Цицерон получил сведения о намерениях вождя плебса и молодежи Луция Сергия Катилины совершить переворот и убийство самого Марка Туллия Цицерона. Планы получили огласку, замыслы заговорщиков были сорваны. Катилину выслали из Рима и объявил врагом государства. А Цицерону, напротив, устроили триумф и наградили титулом «отец отечества». Так вот, это противостояние Цицерона и Катилины обогатило наш с вами язык: именно в речах против Катилины Цицерон впервые употребил выражение «O tempora! O mores!», что по-русски значит «О времена! О нравы!».
1. Ab ovo
По римским обычаям обед начинался с яиц и заканчивался фруктами. Именно отсюда принято выводить выражение «с яйца» или на латыни «ab ovo», означающее «с самого начала». Именно они, яйца и яблоки, упомянуты в сатирах Горация. Но тот же римский поэт Квинт Гораций Флакк затуманивает картинку, когда употребляет выражение «ab ovo» в «Науке поэзии», по отношению к слишком затянутому предисловию. И здесь смысл другой: начать с незапамятных времен. И яйца другие: Гораций приводит в пример рассказ о Троянской войне, начатый с яиц Леды. Из одного яйца, снесенного этой мифологической героиней от связи с Зевсом в образе Лебедя, явилась на свет Елена Прекрасная. А ее похищение, как известно из мифологии, стало поводом к Троянской войне.
Значение татуировки
Татуировки, в которых используется фраза «Memento Mori», являются одними из наиболее популярных и востребованных. Согласно опросам, большое количество носителей тату с этой фразой не знают ее исторической подоплеки.
Современное значение «Memento Mori» предполагает предрешенность жизненного пути высшими силами. Человек не в силах изменить то, что предрешено ему Судьбой. Второй идеей фразы является конечность бытия.
Ничто в этом мире не вечно и смерть — это логическое продолжение жизни. Именно поэтому словосочетание «Memento Mori» так полюбилось поклонникам тленности бытия и предопределенности будущего.
Согласно ученым из Миссурийского университета, которые провели множество исследований о размышлениях на тему смерти, удалось выяснить, что:
- Осознание смерти подталкивает людей к альтруизму.
- Неотвратимость смерти побуждает к заботе о природе.
- Понимание наступления смерти делает людей терпимее.
- Конечность жизни заставляет задуматься о ее смысле.
История популярности фразы
«Memento Mori» стала знаковой фразой еще задолго до того, как ее стали повсеместно наносить на тело в виде тату. Кроме того, в античные времена она редко использовалась с приставкой «Carpe diem».
Своим появлением это выражение обязано римлянам, которые любили чествовать своих консулов за военные победы пышными триумфами при въезде в Рим. Однако, кроме яркого приветствия победителя, в сценарий праздника, который мог вскружить голову триумфатору, включали небольшую роль раба, обязанностью которого было стоять за спиной военачальника и, держа золотой венок над головой, постоянно повторять: «Memento Mori».
Надпись Carpe diem Memento Mori
Так римские граждане напоминали ему, что он тоже человек и его жизнь тоже когда-то закончится. Выражение «Memento mori» было использовано римским поэтом Горацием в его «Оде к Левконое». В книге «Апологетика» Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, жившего на рубеже II и III вв., выражение упоминается в другой формулировке: «Respice post te! Hominem te memento! Memento mori», что в переводе означает «Обернись! Помни, что ты — человек! Помни о смерти».
В XVII в., во время формирования тайных обществ, выражение «Memento Mori» стало использоваться в качестве приветствия друг друга монахами ордена «Братья Смерти».
Мотивируем себя
Стив Джобс в своей захватывающей речи в Стэнфорде сказал об этом намного лучше, чем кто-либо до или после него:
А как мы используем эту мысль, чтобы принимать смелые решения и воплощать свои мечты в жизнь уже сегодня? Не обязательно прогуливаться по кладбищу, как я (хотя реально помогает – подтверждаю). Существуют и другие способы.
Вот некоторые из моих любимых:
Заведите журнал о том, что хотели бы оставить после себя.
Пройдёт двадцать, тридцать или сорок лет. Какими вы бы хотели, чтобы вас запомнили? Что хотите передать, каким опытом поделиться? Запишите всё это.
Напишите письмо вашему нынешнему Я.
Опять же, перенесёмся в будущее. Представьте, что вам осталось жить несколько дней. Напишите письмо своему нынешнему Я. Что вы посоветуете себе настоящим?
Помедитируйте с гидом.
Существуют различные виды медитации, в том числе – визуализации собственной смерти (и возвращения на Землю)
Это прекрасные способы взглянуть на реальность другими глазами и понять, что для вас действительно важно
Проведите время с пожилыми людьми.
Поговорите с вашими родственниками или соседями, которым за 80. Они прожили на этой планете довольно внушительное время
Их мудрость поможет многое понять, на многое перестать обращать внимание
Напоминайте себе о смерти.
Найдите минутку и вспомните о том, что сегодняшний рассвет – это ещё один подарок Бога. Спросите себя: «Как я могу воспользоваться этим подарком? Что могу сделать хорошего и незабываемого?»
Сейчас – ваше время.
Примите то, что наша жизнь скоротечна, и все мы умрём. Поэтому сделайте то, что всегда откладывали или на что не решались. Сегодня – ваше время!
Ничего не бойтесь, ни на кого не оглядывайтесь. Всё равно мы все умрём. Поэтому спешите жить! Спешите мечтать и действовать!
[править] История
Первоначальное употребление (Римская республика)
Марк Туллий Цицерон, римский консул, которому приписывают авторство фразы О времена! О нравы!
Марк Туллий Цицерон выступает в Сенате против Катиллины, использовав фразу О времена! О нравы!
Первым знаменитую фразу применил известный римский философ Цицерон, живший в 1 веке до н.э.
Фраза получила распространение после Первой речи против Катилины, датирующейся 63 годом до н.э.
В обвинительной речи от Цицерона фраза используется в следующем контексте:
Цицерон одновременно выражает неудовольствие преступным поведением Катиллины, который спокойно является в Сенат после спланированного заговора против Римской республики, а также общей пассивностью властей, которые продемонстрировали довольно слабую реакцию на действия заговорщиков.
В произведении А. С. Грибоедова Горе от ума
В 1833 году в Российской империи вышла комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума», в которой была применена крылатая фраза О времена! О нравы! В связи с этим многие люди впоследствии приписывали авторство данной фразы Грибоедову.
Современное употребление
Фраза снискала широкую популярность в среде журналистов, писателей, публицистов.
Часто можно встретить заголовки газетных статей с названием «О времена! О нравы!»
Так обычно автор хочет обратить внимание к проблеме, к низкому уровню нравственности общества (что актуально постоянно), к ухудшающемуся порядку и общей деградации
Информация:
«О temporal О mores!» — латинское крылатое выражение. Ироническая форма возмущения упадком общественной морали. Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение, подчёркивая неслыханный характер события
Происхождение
Автор выражения — римский государственный деятель, оратор и писатель Цицерон (Марк Туллий Цицерон, 106 — 43 до н. э.), который произнес эти слова в своей речах против Луция Сергия Катилины (организатора заговоров против законных властей Рима), во время созванного им заседания Сената в храме Юпитера Статора 8 ноября 63 года до нашей эры. Раскрывая подробности заговора Катилины, в присутствии последнего, Цицерон этой фразой выражает возмущение как наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, так и бездействием властей относительно преступника, замышлявшего гибель Республики.
«Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?… О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия. Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы…»— Цицерон, «Первая речь против Катилины», 63 г. до н.э.
По другой версии, Цицерон процитировал слова древнеримского политика Катона Старшего (Катон Цензор; 234 — ок. 148 до н. э.).
[править] Источники
- Выражение «О времена, о нравы!» значение
- Катон Марк Порций — Жемчужины мысли
- О времена!.. — Alma Mater
Навигация по темам | |||||||||
Фразы |
|||||||||
|