Соломон «книга екклеcиаста»
Содержание:
- Название «Екклесиаст» переводиться как «проповедник», это калька с греческого слова «кохелет»
- На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература
- Пояснение к тексту
- Экклезиаст — Коэлет
- Почему во многой мудрости много печали
- Блж. Иероним Стридонский
- Книга Екклесиаста ― это уникальное явление в составе Библии
- Глава 4
- Глава 2
- Екклесиаст (Экклезиаст) ― это одна из канонических книг Ветхого Завета
- Экклезиаст: это что или кто?
- Глава 5
- Глава 8
- Глава 10
- Лопухин А.П.
Название «Екклесиаст» переводиться как «проповедник», это калька с греческого слова «кохелет»
Книга называется Екклесиаст, поскольку написана от лица «Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Екк. 1:1). Это название ― греческая калька с еврейского слова «кохелет». Оно означает проповедника в собрании.
Именно поэтому в христианском каноне сочинение носит название Екклесиаст или Экклезиаст. В переводе с греческого оно означает «оратор в собрании». Полное название в синодальном переводе этой книги следующее: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».
Святой Григорий Нисский. Мозаика XI века в киевском Софийском соборе. Святой Григорий Нисский считает, что имя Екклесиаст указывает на высшего Наставника Церкви ― Иисуса Христа
Современные богословы указывают на то, что слово «ках`ал», означает собрание всей ветхозаветной Общины или молитвенное собрание верующих. Именно поэтому греческий переводчик произвел свое наименование книги от слова «экклесиа» — народное собрание, Церковь. Именно поэтому Смысл слова «Кохелет-Екклесиаст» передаётся как проповедник или говорящий в собрании.
Стоит при этом отметить, что святой Григорий Нисский видит в этом имени указание на высшего Наставника Церкви — Христа (Истолков. Екк 2:1). Таким образом, можно сделать вывод, что название произведения носит символический и характер и избранно не случайно.
На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература
В любом случае царь Соломон в Ветхом Завете представляется идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира. Именно поэтому автор Екклесиаста называется его именем.
При этом самая ранняя рукопись Екклесиаста найдена в 4-й Кумранской пещере у Мертвого моря. Она относится приблизительно к 150 году до Р.Х. Таким образом, книгу не могли написать позже этой даты.
Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения
Иудейские учителя выступали против включения книги в канон. Церковь же приняла ее как часть Священного Писания, вопреки мнению Феодора Мопсуестского, который оспаривал ее боговдохновенность.
Современные учёные указывают на то обстоятельство, что на текст Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература религиозного характера. Среди таких сочинений можно назвать «Песнь Арфиста», «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор со своим Ба» и т.д.
Именно поэтому современные учёные относят Екклесиаста к разряду распространённых на Древнем Востоке текстов «литературы мудрости».
Пояснение к тексту
Практически первое, с чем сталкивается читатель Екклезиаста — это печаль автора о человеческих грехах. Автор говорит о том, что Бог изначально создал человека «правым» ( в смысле — правильным, праведным), но люди по своей свободной воле выбирают путь греховной жизни (Еккл. 7:29).
Грех, который изначально был не свойственен человеческой природе, настолько тесно вплетается в жизнь человека, что вот уже нельзя найти никого, кто мог бы жить и не совершать хотя бы каких-нибудь грехов (Еккл. 7:20).
Несмотря на то, что расплата за совершенный грех всегда произойдет, она часто приходит не сразу. И человек, вместо того, чтобы использовать это время для покаяния и исправления своей жизни, начинает грешить еще больше. Тем не менее, если в душе поселяется страх Божий, все можно исправить (Еккл. 7:18).
Экклезиаст — Коэлет
Эта мудрая книга, принадлежащая перу царя Шломо (Соломона), посвящена поискам смысла жизни. Изначально она представляла собой речь, произнесенную в присутствии народа. Автор, мудрейший из людей, делится с нами своими соображениями по поводу иллюзорности материальных наслаждений
Одна из самых известных книг Танаха. Греческое название — Экклесиастес, в русской традиции — Экклезиаст.
Автор книги — царь Шломо, чему свидетельствуют первые слова текста: «Слова Коэлета, сына Давида, царя в Иерусалиме»
Книга содержит 12 глав, состоящих из 222 стихов.
Эту книгу принято читать в субботу праздника Суккот. Мидраш
поясняет, почему: Чтобы напомнить, что мы веселимся не для самого веселья, а с целью выполнить заповедь. Ведь написано:«Про смех я сказал: глупость! Про веселье: зачем оно?» Здесь подразумевается бесцельное, пустое веселье, смех ради смеха. И там же сказано:«И прославил я веселье» , — это о веселье, связанном с заповедью. Потому что Б-г «не присутствует» там, где царит уныние.
Название свитка — на иврите Коэлет (Коhэлет
) — происходит от словакааль , что означает:«община» , или«собрание» (от корнякуф-hэй-ламед , имеющего значение «собирания»). ВедьКоэлет — это речь, произнесенная в присутствии народа: Тора приводит заповедь собирать народ «в год шмита, в праздник Суккот» (Дварим 31 ), т.е. на седьмой год семилетнего цикла, в Иерусалим, и читать перед ними некоторые разделы из Торы.
А про автора книги, царя Шломо, сказано: «И собрал Шломо народ». Итак, Коэлет — это слова царя Шломо.
Еще одно интересное объяснение: Раши пишет, что Шломо назван здесь именно этим именем, потому что собрал за свою жизнь много мудрости. Накопленную за годы жизни мудрость он изложил в этой книге. Мудрецы (Шир а-Ширим рабба 1, 1
) говорят, что царь Шломо написал эту книгу в конце своей жизни. И ещё сказали мудрецы (Талмуд, трактат Мегила 7а ): «Коhэлет — мудрость царя Шломо».
Книга посвящена поискам смысла существования. Чувственные наслаждения не могут удовлетворить разумного человека. Также иллюзорны удовольствия эстетического характера. Автор находит, что надо отказаться от эгоистических целей. Но признав ценность знания и мудрости, он озабочен одинаковостью судьбы мудрых и глупых людей.
Разгадка бытия содержится в заключительных словах: «Бойся Всевышнего и соблюдай Его заповеди, ведь для того человек и создан. Ибо все дела Всевышний приведет на Суд — даже скрытые, — будь то хорошее или злое (дело)».
Почему во многой мудрости много печали
Сегодня мы попробуем выйти далеко за рамки сегодняшних наших знаний и хоть немножечко приоткрыть тайны великой мудрости. А для этого мы детально познакомимся с самым высшим и продвинутым уровнем интеллектуальной мудрости, который только возможно достичь, и узнаем его основные недостатки, если они конечно существуют. Казалось бы, какие проблемы могут возникнуть у самого умного, или даже мудрого человека, но самое интересное что эти проблемы появляются именно с обретением высшей мудрости.
мы подробно рассмотрим тему, почему так часто люди говорят, что во многой мудрости много печалипо логике, обретение знаний должно давать прозрение, счастье, успех, известность, и тому подобные вещи, которые в итоге дают мудрецу радость, но никак не печаль.
И так мы начали свое путешествие в тайны мудрости еще с прошлой статьи про ошибки мудрости. Советую прочесть ее, ведь если мы не сможем приодолеть все главные трудности рассмотренные нами, то мы просто не попадем на высший уровень мудрости, а просто по дороге заблудимся где-то в темноте лени или невежества.
Великая мудрость
Ну ладно, сегодня побудем оптимистами, и представим что мы все-таки взобрались на высший уровень мудрости, преодолели все преграды и открыв все тайны мудрости. Казалось бы, все просто отлично.
Для достижения великой мудрости, мы объединили все наши огромные знания в одну цельную картину мира, теперь можем предсказать любой процесс заранее, и находимся на не достижимой высоте сознания от всего остального человечества.
Какие же могут возникнуть проблемы теперь, когда мы можем решить любую даже самую сложную задачу. В жизни все должно вроде бы само наладиться, ведь теперь нам все по силам, деньги не проблема, ведь с помощью гениального ума легко заработать в бизнесе любые нужные деньги. А соответственно теперь легко можно купить любую вещь.
Отношение с людьми еще легче, ведь психологией можно любого человека подтолкнуть принять вашу сторону в споре, сделать то что вы хотите, подружиться с вами, и даже работать на вас. Фактически можно завести семью, бизнес, знакомства, хобби, кошку, собаку, любовницу, и даже свой самолет.
Но в итоге, все равно что-то всегда не так, ведь счастья как не было, так и нет. А то и еще хуже этого. Возможно раньше было счастье, ведь мы росли на пути обретения мудрости и познания ее секретов, нам было все ново и интересно, все в новинку. Мы познавали огромный и бесконечно интересный мир, но что случилось сейчас, когда мы казалось бы знаем про него все, почему пропали все краски?
Почему во многой мудрости много печали
Давайте подумаем логикой, ведь наш бренный мир в любом случае станет совсем однообразным, скучным, пресным и унылым местом, если ты научишься его в точности предсказывать на много шагов вперед. Просто исчезнет, любой сюрприз, неожиданность и пропадет желание развиваться дальше. Да и куда теперь развиваться, если ты все уже знаешь, и многое даже наперед.
Это и есть та самая последняя загадка мудрости которую вам предстоит разгадать, для того что бы стать счастливым. Ведь именно от пагубного влияния этой великой ошибки и великой тайны мудрости которую вам еще предстоит раскрыть и пошла фраза «во многой мудрости много печали». Именно эта ошибка преследует многих печальных мудрецов прошлого и современности, именно она делает унылой и не счастливой их жизнь.
Ну вы также можете возразить, что за вздор ты говоришь, как мир может надоесть. Ладно давайте представим живо представим себе картину которую видит очень интеллектуально мудрый человек.
Для начала тяжело даже представить в теории, что вообще может нас порадовать хотя бы немного?
Да и к тому же, если бы эти люди еще были в итоге хоть когда-нибудь благодарны по настоящему. Ведь если разобраться по существу, все мотивы и поступки людей настолько банальны и предсказуемы, что становиться даже противно с ними как-либо контактировать, а не то что бы им раскрывать священные тайны мудрости.
Блж. Иероним Стридонский
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа
И предал я сердце мое, чтобы познать мудрость и ведение, заблуждения и глупость: узнал, что и это есть пасение ветра, или томление духа. Противное объясняется противным. Первая мудрость та, чтобы не иметь глупости. А не иметь глупости может только тот, кто поймет ее. Поэтому-то и сотворено в существующем очень много вредного, чтобы, избегая оного, мы научались мудрости. Итак, Соломон равно стремился постигать мудрость и знание, а с другой стороны – заблуждения и глупость, чтобы в стремлении к одному и в уклонении от другого испытывалась истинная мудрость его. Но и в этом, как и, впрочем, по словам его, он пас ветры и не мог постигнуть совершенной истины. О томлении духа, или пасении ветра, о чем очень часто говорится в этой книге, достаточно будет сказанного выше.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Книга Екклесиаста ― это уникальное явление в составе Библии
Книга Екклесиаста во многом представляет собой уникальное явление в составе Библии, заметно отличаясь от всех остальных её книг образом мыслей автора. Иудейское предание говорит о том, что Соломон написал в Старости, в то время когда книга Песнь Песней была написана им в юности.
Основная мысль книги сводится к развенчанию всех земных иллюзий. Если автор Книги Иова еще считает благоденствие в этой жизни знаком милости Божией, то Проповедник показывает тщету всего земного.
Царь Соломон на троне. Песнь песней, гравюра из Национального музея Германии. 1590 год. Считается, что царь Соломон написал Песнь Песней в молодости, а Екклесиаст в старости
Основной лейтмотив сочинения выражается в следующей его строке: «Все суета сует и томление духа»! Кроме того, такое выражение как «кто умножает познания, умножает скорбь» указывает на Екклесиаста как на престарелого мудреца, который в течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного.
Поэтому он призывает в сочинении, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге. Это истинная задача земной жизни мудрого. Не даром автором в качестве заключительных избранны следующие слова: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».
Автор Екклесиаста не рассуждает о жизни после смерти в своих стихах.
Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его.
В тексте книги есть такое высказывание: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Екк. 1:18.). Таким образом, автор говорит о том, что большие знания порождают большую печаль и поэтому говорить о том, что он не знает, автор считает для себя невозможным.
Титул рукописного издания «Священных книг Ветхого Завета». Вена. 1877 год. Некоторые иудейские богословы Талмуда выступали против включения Книги Екклесиаста в состав Библии
Автор Екклесиаста, говоря о бренности и суетности окружающей его действительности, указывает на то, что не видит смысла жизни в погоне за земными благами. Бренность и суетность окружающей действительность Кохелет объясняет:
- грехопадением людей,
- непостижимости путей Господних,
- неизбежности смерти,
- неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.
Не следует превратно толковать Екклесиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога. В этой связи необходимо отметить, что сохранились возражения иудейских богословов Талмуда против включения Книги Екклесиаста в состав Библии (Шаббат, 30 б). О ней прямо говорилось, что она содержит еретические воззрения (Вайикра рабба, 28 а).
Глава 4
К главе: | | | | | | | | | | |
И
обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы
угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у
них нет. И
ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а
блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие
делаются под солнцем.
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между
людьми зависть. И это — суета и томление духа!
Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И
обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек
одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет
конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю
душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде
их:
ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда
упадет, а другого нет, который поднял бы его.
Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И
если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка,
втрое скрученная, нескоро порвется.
Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не
умеет принимать советы;
ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который
займет место того. Не
было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются
им. И это — суета и томление духа!
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к
слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
Глава 2
К главе: | | | | | | | | | | |
Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись
добром»; но и это — суета! О
смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»
Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое
руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо
для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни
жизни своей. Я
предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил
себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и
мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в
Иерусалиме;
собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя
певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.
4-8: И
сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и
мудрость моя пребыла со мною.
Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему
никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это
было моею долею от всех трудов моих. И
оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился
я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них
пользы под солнцем! И
обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может
сделать человек после царя сверх того, что уже сделано? И
увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество
света перед тьмою: у
мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна
участь постигает их всех. И
сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к
чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это —
суета;
потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все
будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел
я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо
все — суета и томление духа! И
возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен
оставить его человеку, который будет после меня. И
кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом
моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это —
суета! И
обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я
трудился под солнцем,
потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать
все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло
великое!
Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что
трудится он под солнцем?
Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью
сердце его не знает покоя. И это — суета! Не
во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда
своего. Я увидел, что и это — от руки Божией;
потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;
а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму
пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!
Екклесиаст (Экклезиаст) ― это одна из канонических книг Ветхого Завета
Екклесиаст (Экклезиаст) входит в состав канонических книг Ветхого завета. Это также 33 часть Танаха и 7-я книга Ктувим. Она имеет поучительный характер и поэтому идет вслед за Притчами Соломона. В русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской — между Плачем Иеремии и книгой Есфири.
Екклесиаст. Обложка книги. 19 век. Екклесиаст относиться к каноническим библейским произведениям в жанре литературе мудрости
Священник Александр Мень считает, что книга принадлежит к кругу писаний мудрецов-хакамов. В ней, как в Иове, Притчах и Песни Песней, в ней нет прямых ссылок на Закон, Завет и священную историю.
Автор сочинения, при этом, стоит на общечеловеческих позициях и поэтому оно понятно людям любой страны и эпохи. Основная мысль книги ― «суетность настоящего». Её библейский писатель выражает в поэтической форме. Сохранилось множество древних переводов ее текста, что говорит о популярности этого литературного произведения.
Экклезиаст: это что или кто?
В еврейском оригинале текст называется Кохелет — «говорящий в собрании», «проповедник». Дословный перевод на греческий — Экклезиаст («Εκκλησιαστής»). Таким образом, Экклезиаст это не собственное имя. В Русском Православии по традиции сохранено именно греческое слово. Так что в полном названии книги синодального перевода указано: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».
Если Екклесиаст это не имя, тогда кто же тогда автор Книги?
Общепринятого мнения об авторстве и времени написания книги до сих пор нет. Хотя Православное Предание считает, что это творение принадлежит еврейскому царю и пророку Соломону (10 век). Предполагают, что он ее написал на исходе своей долгой жизни. На это указывают слова самого автора, который называет себя сыном Давида и царем в Иерусалиме.
Однако в 17 веке голландский богослов Гуго Гроций высказал сомнения по поводу авторства царя Соломона. Это мнение поддержали многие протестантские ученые, сомневающиеся в подлинности Книги. Выдвигалось множество предположений о времени ее написания. В пользу своих суждений приводилось описание бедствий, неизвестных в судьбе Соломона. Использование некоторых слов в Книге Экклезиаста признавались несвойственными Соломоновой эпохе. Так, немецким историком Фридрихом Деличем время составления Книги указывался период с 464 по 332 годы до Рождества Христова. Немецкий же историк Генрих Грец относил ее к 1 веку до Рождества Христова.
Для православных вопрос об авторстве Книги Экклезиаста занимает второстепенное значение. Здесь главным является сам смысл Книги, ее содержание и учение.
Глава 5
К главе: | | | | | | | | | | |
Не
торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом;
потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при
множестве слов.
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к
глупым: что обещал, исполни.
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не
дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом
: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог
прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты
бойся Бога.
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды,
то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще
высший;
превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет
пользы от того. И это — суета!
Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для
владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает
ему уснуть.
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое
владетелем его во вред ему. И
гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках
у него.
Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и
ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И
это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он
трудился на ветер? А
он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во
всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей,
которые дал ему Бог; потому что это его доля. И
если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть
пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар
Божий.
Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его
радостью сердца его.
Глава 8
К главе: | | | | | | | | | | |
Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека
просветляет лице его, и суровость лица его изменяется. Я
говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом. Не
спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что
захочет, все может сделать.
Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?»
Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и
устав;
потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло
оттого,
что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?
Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти,
и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.
Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под
солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.
Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого
места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — суета! Не
скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов
человеческих делать зло.
Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет
боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а
нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не
благоговеет пред Богом.
Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела
нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И
сказал я: и это — суета! И похвалил
я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и
веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог
под солнцем.
Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела,
которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не
знает сна, —
тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел,
которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он
все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не
может постигнуть этого.
Глава 10
К главе: | | | | | | | | | | |
Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть
мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его
мудростью и честью.
Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. По
какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому
он выскажет, что он глуп.
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что
кротость покрывает и большие проступки.
Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая
от властелина;
невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.
Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.
Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может
подвергнуться опасности от них.
Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать
силы; мудрость умеет это исправить.
Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.
Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же:
начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие.
Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет
ему, что будет после него?
Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город.
Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо
тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят
вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! От
лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. Пиры
устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро.
Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь
богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и
крылатая — пересказать речь твою.
Лопухин А.П.
Ст. 17-18 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь
Екклезиаст на собственном опыте убедился, что приобретение мудрости и знания оказалось такой же суетой, такой же погоней за ветром, как и всё в человеческой жизни. Оно не только не доставило ему счастья, но, напротив, увеличило его страдания, показав всю призрачность человеческих надежд, всю безрезультатность человеческих стремлений, обнажив ничтожество всего земного.
Толковая Библия.
предыдущий стихследующий стих