Фридрих ницше — биография, новости, личная жизнь

Творчество немецкого философа: Ницше и Заратустра

Фридрих с раннего детства был довольно слаб здоровьем и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, какие только можно придумать. С восемнадцати лет он периодически жаловался на страшные головные боли, а во время работы санитаром перенес кошмарную дизентерию, лечить которую в то время не умели. Огромный удар по нему нанёс также разрыв с сердечным другом – Вагнером, которого он искренне считал самым близким человеком. Он практически не спал, регулярно попадал в руки эскулапов, а к тридцати вообще чуть полностью не ослеп.

Интересно

Болезням, которые постигли несчастного философа, мог бы позавидовать любой медицинский справочник конца прошлого века. По разным данным от страдал от шизофрении, ревматизма, лихорадки, дизентерии, мигрени и прочих малоприятных заболеваний. Современные исследователи считают, что все эти симптомы могут свидетельствовать о недиагностированном сифилисе, которым он легко мог заразиться в студенческие годы.

Творческий путь

В конце семидесятых он уже болел постоянно, но находил себе силы работать не покладая рук. Он писал много, чтобы успеть оставить потомкам «руководство», как правильно следует построить общество и на чем при этом основываться. Лечился он тогда опиатами, что наводит некоторых исследователей на мысль еще и о сильной зависимости мэтра от наркотических веществ. В мае семьдесят девятого он понял, что преподавать уже не может, потому ушел на пенсию с хорошим содержанием в три тысячи франков.

  • В том же году Ницше выпустил свое сочинение «Странник и его тень», отмечая впоследствии, что знает все о тенях, ведь как раз боролся со слепотой.
  • В июле восемьдесят первого в тираж пошла «Утренняя заря», с которой начался совершенно новый виток философии гения.
  • Спустя год Фридрих отправился в Вечный город, где ему пришло множество идей. В 82-м вышла первая часть книги «Так говорил Заратустра». Через пару лет появилась вторая часть, а в восемьдесят пятом и третья. Четвертую и последнюю книгу серии он издавал уже за свои деньги небольшим тиражом, а экземпляры раздал своим немногочисленным друзьям.

Однако главным произведением ученого можно назвать концептуальную книгу «Воля к власти» в которой отражена вся суть придуманного ним учения. В ней он затрагивает «мораль господ и рабов», где всю ответственность за пребывание последних постоянно в униженном положении он возлагает на самих обиженных и оскорбленных, которые принимают придуманную господами мораль.

Темы творчества Фридриха

Этот философ первым в истории подверг сомнению само существование истины как таковой, фундаментальной основы человечества в виде причинности воли, единства с нею рассматриваемого субъекта, а также возможность рациональной оценки поступков и для себя, и для окружающих. Являясь высокопрофессиональным философом, Ницше выбрал особый, афористичный стиль написания своих трудов. При этом он принимает теорию «здорового и упадочного». Первое прославляет жизнь во всех ее проявлениях, а второе тянет ее вниз, в бездну, вызывает пороки и разнообразные недостатки.

Причем источником культуры здоровья он называл единение аполлонийского и дионисийского. Первое как бы окутывает бытие легкой дымкой, подобной сну или фантазии, позволяя упростить существование, а второе является самой жизнью, пьянящей, необузданной, вольной и природной страстью. Кроме того, к характерным чертам творческой мысли философа можно отнести его крайний нигилизм с центральной идеей смерти Бога. Он пишет, что нравственность давно утонула в морали, а само божество задохнулось, задушенное богословием.

Еще одна фундаментальная черта и главенствующая тема творчества Ницше – понятие сверхчеловека, за которую так яростно хватались в Третьем рейхе. Он противопоставляет его последнему человеку, который живет, подобно животному или растению, заботясь исключительно о комфортных условиях. Такой сверхчеловек будет априори стремиться к власти, так как не воспринимает иного положения вещей. Он должен возвыситься над дробностью бытия, мелочностью всего происходящего с индивидом.

Женщины в жизни безумного философа: от колыбели до могилы

Одним из самых туманных и непонятных в учении Фридриха является его отношение к женщинам. Вопреки расхожим мифам, он не был женоненавистником в полном смысле этого слова. В раннем его творчестве он даже превозносит женщину, считая ее более близкой к идеальному мировоззрению и аполлонийскому взгляду на вещи. В то же время он приписывает представительницам прекрасного пола слабость, неспособность к дружбе, и, что особо парадоксально, наличие непреодолимых хищнических инстинктов.

Без супруги и детей

Годы жизни Ницше не протекали в абсолютном одиночестве. К примеру, во время поездки в Рим, он свел знакомство с писательницей Лу Андреас-Саломе (Lou Andreas-Salomе), русско-немецкого происхождения, урожденной Лизой (Луизой) Густавовной фон Саломе. Она была тонким психологом, прекрасным слушателем и благодарным читателем. Впоследствии она говорила, будто от Фридриха последовало предложение руки и сердца, которое она отвергла, однако было ли нечто подобное, ответить трудно.

Известно точно, что совместно с философом-позитивистом Паулем Рэ они одно время проживали своего рода семейством. Были ли между ними в это время какие-либо отношения, включая романтические – неизвестно, однако философия их объединяла прочно, пока сестра Фридриха не написала девушке гневное письмо с ругательствами. Не выдержав необоснованных оскорблений, обиженная женщина навсегда рассорилась с Ницше. Больше они не встречались. Единственной верной до конца осталась мать мужчины, вот ее он любил нежно и трепетно, порой забывая, что она тоже женщина.

Финал жизни немецкого мыслителя: в памяти потомков

В восемьдесят девятом году философу пришлось отказаться от творчества. У него стремительно начало развиваться слабоумие (деменция), он сильно изменился. В его комнате, где обычно был безупречный порядок, а каждая мелочь имела собственное место, воцарился жуткий бардак. Он стал ступать неуверенно, спина его ссутулилась, а четкость мысли пропала. Любитель наглаженных сорочек и модных галстуков стал неряшливым, а порой был грязным. Он ел одно сладкое, которое раньше совершенно не переносил, а писать стал так, что не снилось даже врачам. Он и сам понял, что сдает, потому стал тренировать мозг и руки, переписывал свои и чужие философские труды, стараясь осмысливать суть, но ничего не помогло.

После странных и неразборчивых посланий кайзеру и канцлеру, друзья обманом поместили его в психиатрическую клинику. Впрочем, на тот момент уже плохо понимал, что вокруг него происходит, хотя друзей и родных узнавал и даже нормально с ними общался. В девяностом году мать забрала его из лечебницы, героически ухаживала за ним семь долгих лет, пока сама не отдала богу душу. После этого он уже был «овощем»: не двигался, не разговаривал, не мог самостоятельно есть и пить, ходил под себя. 25 августа 1900 года великий философ скончался и был похоронен рядом с членами семьи в родной деревеньке.

Кроме своих бессмертных сочинений, о которых спорят величайшие умы планеты уже больше сотни лет, Ницше оставил после себя еще и музыкальные произведения. Он активно писал их на протяжении нескольких лет и получалось у него неплохо. Его именем не названы города и улицы, зато в кинематографе образ применялся неоднократно. К примеру, в ленте «По ту сторону добра и зла» итальянского режиссера Лилианы Кавани главную роль сыграл швед Эрланд Юзефсон. В израильском фильме «Когда Ницше плакал» почти гениально воплотил образ персонажа американец Арманд Ассанте.

Неоднозначные афоризмы Ницше

Самый опасный зверь – это человек.

Быть великим, значит указывать направление.

Собираешься сходить к женщинам? Возьми с собой плетку!

Государство и церковь – одно и то же. Обе системы лживы и непостоянны.

В христианстве ни религия, ни мораль никак не стыкуются ни с одной точкой реального мира.

Бог мертв!

В своей оценке всех ценностей Ницше также критиковал христианство, которое, как правило, «враждебно к жизни». Оно отрицает «мир», стремится сделать его более бедным, бледным и уродливым, вызванным его «отвращением к жизни». И моральные ценности христианства являются выражением усталости и упадка. Сама мораль, возникшая под знаком религии, является самой страшной формой проявления «воли обрекать».

Статья по теме: История печати

Поэтому стремление к «принципу жизни» по своей сути «антихристианское», а современность провозглашает, что «Бог мертв!». Христианская мораль слабых, беспомощных бездельников, которые только надеются на своего божества-спасителя, а не на себя. Ницше выступает против «высшего духа», который инстинктивно выступает против «воли к власти» как основного принципа жизни и независимости.

Биография Фридриха Ницше

Фридрих Ницше остается одним из самых видных представителей немецкой школы философии. Он является видным мыслителем, поэтом и философом 19-20 столетий.

Учение, которое он создал за период своей жизни, стало не только достоянием возрожденной философской школы, но и широко распространено среди научного сообщества, а также неплохо известно и обычным людям.

В первую очередь Ницше запомнился за то, что постоянно сомневался в основных принципах, на которых базировалось общественное понятие тех лет.

Для него не было запретных тем в сфере морали, либо общественных отношений. Подобный подход и сегодня остается темой для острой полемики между сторонниками и противниками данной позиции.

Детство и юность

Маленький Фридрих Вильгельм появился в 1844 году в небольшой деревушке возле города Лейпциг. Отец мальчика, Карл, а также его дедушки, представляли собой потомственных священников-лютеран.

Отец умирает всего через несколько лет после смерти Людвига, и все заботы о семействе ложатся на мать. Ницше в 1858 году отправляется учиться в  гимназию Пфорта, и этот момент в его жизни становится переломным.

Дело в том, что именно здесь Фридрих делает свои первые пробы пера. В гимназии он увлеченно изучает античные произведения, а также длительное время хотел стать музыкантом.

Здесь он впервые открыл для себя произведения таких известных композиторов, как:

  • Вагнер;
  • Шиллер;
  • Гельдерлин.

После завершения курса в гимназии, парень отправляется университет города Бонн, где она начинает изучать философию и теологию. Тем не менее, уже через несколько месяцев он быстро разочаровывается в своем выборе.

Наука выглядит для молодого человека не особо интересной, к тому же, у него не сложились отношения с прочими мальчиками, которые проходили обучение на курсе философии. По этой причине Фридрих принимает решение продолжить обучение в университете Лейпцига.

Во время своих частых визитов в местные книжные магазины, молодой Фридрих находит книгу Артура Шопенгауэра, в которой известный писатель рассматривает представление о мире. Данная книга оказывает очень сильное влияние на Ницше, который с этого момента не представляет для себя иного пути, кроме философии.

Стоит отметить, что данное явление и сегодня остается редкостью, а на тот момент в Европе впервые пригласили на должность профессора парня, который только недавно завершил обучение.

Стоит заметить, что, несмотря на успехи, сам философ не имел определенного удовольствия от процесса получения знаний. Но от возможности стать профессором, он не отказался.

Творчество и взгляды

Профессорская деятельность Ницше продолжалась сравнительно недолго. При поступлении в преподавательский состав вуза, ему пришлось отказаться от своего гражданства, ведь Базель является частью Швейцарии.

Поэтому произошедшая в последующем война между Францией и Пруссией осталась без деятельного участие в ней Ницше.

Поэтому уже в 1879 году он завершает свою научную деятельность, и приступает к работе над своими книгами.

Первое произведение, которое вышло из-под пера мастера, получило название Рождение трагедии из духа музыки. Ранее писатель уже успел создать несколько крупных научных статей, но публикация столь значительной работы предстояла впервые.

В своей книге он изучает особенности греческой трагедии, а вторая часть сочинения посвящена Вагнеру, с которым Фридрих длительное время находился в дружеских отношениях.

Смерть Бога

Философ постоянно уделял внимание религиозным и сакральным вопросам человеческого бытия.  Так одним из ключевых постулатов, которые выработал Ницше, является концепция смерти бога

Оно же говорит о том, что философ называл возрастанием нигилизма, что в результате стало причиной обесценивания чувств.

Сам Ницше выступал с жесткой критикой христианской доктрины, которая противопоставляет реальную жизнь загробной. Свои взгляды учены выразил в нескольких сочинениях, получивших общественный резонанс.

Он продолжал отстаивать свою позицию вплоть до смерти, которая приходится на 1900 год. Ницше повлиял на взгляды многих современников благодаря своей манере острой полемики.

[править] Мировоззрение

Первые его произведения посвящены проблемам классической филологии, первая значительная работа по философии «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) — преимущественно анализ античной культуры. В продолжение поисков Ф. Шиллера и представителей немецкого романтизма, развил идеи о существовании двух типов культуры: дионисийской — жизнеутверждающей и в то же время трагической, соответствующей хаотической направленности самой жизни (концепция «героического пессимизма»), и апполоновской — созерцательной, односторонне умственной и оптимистично радостной. Идеал искусства видел в гармонии этих двух типов (напр., в греческой трагедии, у Софокла); предшественниками искусства будущего считал Р. Вагнера, Ф. Шиллера, И. Гете.

В качестве культурно-этического идеала нового типа человека выделял эстетизированный им образ сверхчеловека как возможного и достижимого в перспективе идеала человечества. Характерными чертами идеального человека считал умение жертвовать собой, великодушие и жажду деятельной любви, честность, бесстрашие, твердость, героизм и т. д. («Так говорил Заратустра», т. 1-3, 1883-84). В произведениях «Ecce Homo», «Антихристианин» (оба 1888) и др. на первый план он ставил культ сильной личности, которая с крайней жестокостью преодолевает все моральные нормы общества. Понятием сверхчеловека Ницше активно пользовались нацисты, создавая идеологию господствующей расы, и приписывали арийской расе черты сверхчеловека, который по отношению к «чужим» свободен от моральных ограничений и руководствуется в своих действиях инстинктами. Сам Ницше был противником любых форм господства массового сознания и расизма. По его мнению, жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли (как у Артура Шопенгауэра), а конкретной воли к власти; ее он рассматривал как основу «права сильного», которым должен руководствоваться настоящий человек во всех сферах жизнедеятельности.

Фридрих Ницше утверждал, что на протяжении всей истории рабы пытались навязать свою мораль господствующим аристократом, и начало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете, а высшее развитие он получил в христианстве, прежде всего в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Отсюда вытекает необходимость преодоления последствий «восстания рабов» в морали, возвращения человека к подлинному существованию, к самому себе.

Ницше предсказывал распад европейской духовности и девальвацию ее ценностей, возникновение «массового общества» и тоталитаризма, господство «будущего хама» с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства людей. Борьба Ницше за освобождение людей от власти духовных и социальных авторитетов, которая вошла в историю культуры под лозунгом «переоценки бывших до сих пор ценностей», сделала его одним из наиболее ярких представителей европейского нигилизма («По ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего», 1886 г., «К генеалогии морали», 1887).

Он был агрессивным критиком традиционной морали, утилитаризма, тогдашней философии материализма, немецкого идеализма, немецкого романтизма и современности того времени в целом. Ницше создал большое количество афоризмов и экспериментальных форм письма. Хотя его творчество было после искажено и ассоциировано то с философским романтизмом, то с нигилизмом, то с антисемитизмом — сам Ницше горячо отрицал свою причастность к этим формам, которые уже существовали в его время, вплоть до прямого противостояния им. Его часто считали вдохновителем философского и литературного экзистенциализма, а позже и постмодернизма. Во многих отношениях, его взгляды трудно понять в любых систематических формах. Говорить о целостном учении Ницше, пожалуй, нельзя. А его творчество было и остается предметом горячих споров.

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом. Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили преподавателем греческого языка. Под влиянием своего учителя Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом. Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

Суть жизни Фридриха Ницше

Единственное реальное измерение мира в его существовании само по себе – это «жизнь», которая находится в водовороте вечного возвращения – вечный цикл, в котором «все умирает и все снова расцветает». И суть «жизни» определяется взаимозависимостью ее внутренних «сил», обусловленных «волей к власти». Эти принципы Ницше, принимая различные изменения в эволюции его взглядов, пронизывают всю его философию истории и культуры.

Даже в своих ранних работах он намеревается взглянуть на искусство и духовную культуру, которые определяют бытие человека «с точки зрения жизни». По словам Ницше, у источников европейской культуры – от древних греков – есть два основных «происхождения», которые в своей оппозиции определяют его развитие и его сущность. И это «Аполлон» и «Дионис».

Начало Аполлона

«Начало Аполлона» создает иллюзии абстракций, когда люди скрывают истинные основы реальности и заменяют ее миром своих фантазий. Эта тенденция превращается в логическую схему рационализма. Его основой является Сократ, который становится поворотным моментом в мировой истории. Он сначала дает иллюзорное представление о том, что с помощью чистого знания можно проникнуть в самые глубокие глубины бытия, которые даже могут быть исправлены.

Статья по теме: Хадзимэ Каваками — японский философ-марксист

Вот почему Сократ является прототипом «теоретического оптимиста», который дает и ищет знание универсального значения и рассматривает его как панацею от всех несчастий и основание морали. Следовательно, «апполонийская культура» культура знания, порождающая нелепую веру, что наука с ее логикой и теоретизмом должна и может вести «жизнь».

Эта тенденция проходит через всю европейскую культуру, чтобы найти кульминацию в современном мире, идеология которого – теоретизм, основанный на науке и оптимизм, основанный на знаниях. Но логика и теоретическая наука имеют свои пределы и обусловленности, которые в конечном итоге порождают разочарование и неопределенность. «Современная культура, основанная на принципе науки», встречается с призраком разрушения, потому что она начинает становиться «нелогичной».

Дионисское начало

В отличие от «Аполлона», «Дионисское начало» смелое и бурное. В своей иррациональной непосредственности оно срывает завесу иллюзий и «открывает путь к началу бытия, к самой интимной сущности вещей». Оно несет в себе «сверхнормальность витальности» и раскрывает возможность испытать истинное измерение бытия-трагизма как основы жизни.

По самой своей природе «начало Диониса» является «всеобъемлющим зеркалом мировой воли» как отражение вечной истины, которая всегда носит иррациональный мифический характер. Его неисчерпаемая жизненная сила не останавливается перед самыми страшными делами и разрушениями, все для него разрешено, оно не может быть добрым и злым, ибо у него нет границ. Это выражение сущности самой жизни, руководствующееся изначальной волей к власти, которая ведет к самоуничтожению.

Если Ницше в древнегреческом искусстве и культуре «Аполлон» и «Дионис» существуют как взаимозависимые и переплетенные основы, история всей европейской культуры – история научной рациональности, которая в настоящее время доведена до крайности. Так что современный человек больше не имеет истинную культуру, содержащуюся в его недрах «здоровый и святой праобители».

Он был лишен своих корней, воплощенных в мифах, которые подпитываются от «дионисийского начала» и человек постоянно стремится искать отчаянно в прошлом всех других культур. И, пожалуй, единственная тайна, носится духом новой немецкой музыки и философии, способна вернуть современного человека обратно на первичную основу потерянности мифического опыта жизни, доминирующего в досократовой эпохе.

Ницше ратует за «возрождение немецкого мифа», который может привести к «возрождению трагедии» молодому поколению «истребителей драконов», отвергающих иллюзию оптимизма и способных начать жить смело и решительн. В Ницше присутствует двойственность вместе с прославлением немецкого духа и надеждой на его освободительную роль он подвергает резкой критике немцев.

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения  нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось  уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и  творческий труд стал более продуктивным.

Краткая биография

  1. 1867. Добровольно вступает в армию, но вскоре с ним произошел несчастный случай, в результате которого он получил серьезные ранения и вынужден был вернуться к гражданской жизни.
  2. 1868. Знакомится с композитором Рихардом Вагнером.
  3. 1869. Назначается преподавателем классической филологии Базельского университета в Швейцарии.
  4. 1870. Во время франко-прусской войны служит санитаром в немецкой армии.
  5. 1872. Выходит в свет его первая книга «Рождение трагедии».
  6. 1876. Из-за серьезных проблем со здоровьем берет годичный отпуск и едет для лечения в Сорренто.
  7. 1878. Издает книгу «Человеческое, слишком человеческое», где впервые высказывает свои нигилистические идеи. Они настолько выходили за все рамки, что не встретили понимания даже у его ближайших друзей.
  8. 1879. Окончательно покидает Базельский университет, некоторое время живет в швейцарском городе Санкт-Мориц, затем возвращается в Наумбург.
  9. 1880. Едет в Геную.
  10. 1882. Поездка в Рим, где он знакомится с Лу Саломе. Выходит книга «Веселая наука», где рассматриваются такие вопросы, как сущность зла, связь искусства с природой. Именно здесь Ницше заявил, что «Бог умер» – это самое популярное из его изречений.
  11. 1883. За десять дней пишет в итальянском городе Рапалло первую часть своего самого знаменитого произведения – философской поэмы в прозе «Так говорил Заратустра», где выдвигает идею сверхчеловека.
  12. 1884. Вышли вторая и третья части «Заратустры».
  13. 1885. Издает за свой счет четвертую и последнюю часть «Заратустры».
  14. 1886. В Лейпциге выходит его книга «По ту сторону добра и зла», в которой он объявляет основным мотивом человеческого поведения волю к власти или могуществу.
  15. 1888. Последние книги Ницше «Казус Вагнер», «Сумерки идолов» и «Антихрист. Проклятие христианству».
  16. 1889. Уличная сцена с избиением лошади в Турине, свидетелем которой стал Ницше, так потрясает его, что он навсегда теряет рассудок. Друзья поместили его в психиатрическую лечебницу в Базеле, затем его перевели в Йену.
  17. 1890. Мать забрала его домой, в Наумбург.
  18. 1897. Умирает мать Ницше. Теперь за ним ухаживает его сестра Элизабет. Она продает дом в Наумбурге и переезжает с ним в Веймар.
  19. 1900. 25 августа скончался в Веймаре от инсульта, похоронен у себя на родине, в Рёккене.

Незадолго до смерти

Биография[править | править код]

Первенец в семье пастора Карла Людвига Ницше (ум. ) и Франциски, урождённой Ёлер (ум. ).

В 1850 году пошёл учиться в мужскую народную школу в Наумбурге, а затем учился в Домской гимназии.

В 1855 году, узнав о падении Севастополя, отказался вместе с сестрой Елизаветой в знак траура от обеда.

Осенью 1858 года как необычайно одарённый мальчик получил место в земельной школе-интернате «Шульпфорте».

В сентябре 1864 года закончил обучение в Пфорте и после сдачи экзаменов возвратился в Наумбург, а затем начал обучаться на теологическом отделении Боннского университета. Однако осенью 1865 года перешёл на отделение филологии. Начав заниматься в семинаре одного из лучших немецких филологов Фридриха Ричля, той же осенью перевёлся в Лейпцигский университет в связи с переездом туда своего наставника.

Летом 1867 года познакомился с молодым студентом Эрвином Роде, ставшим его близким другом на всю жизнь.

Осенью 1867 года вынужден был временно прервать обучение и пройти год военной службы, оказавшись во второй батарее полка полевой артиллерии, расквартированного в родном Наумбурге. Но однажды получил травму во время учений, долго лечился и, будучи признан негодным к службе в армии, возобновил обучение в университете.

Вечером 8 ноября 1868 года в доме профессора-востоковеда Германа Брокгауза познакомился с композитором Рихардом Вагнером.

23 марта 1869 года получил без какой-либо защиты степень доктора и право стать экстраординарным профессором Базельского университета.

17 апреля 1869 года получил из ведомства в Мерзебурге извещение о согласии королевского правительства на его выход из прусского подданства.

В апреле 1870 года получил в соседи в Базеле профессора теологии Франца Овербека, поселившегося в том же доме на Шютценграбен, где жил и сам.

В августе 1870 года, несмотря на попытки Козимы Вагнер отговорить, подал прошение об отпуске, чтобы принять участие в франко-прусской войне, но получил запрет от нейтральных швейцарских властей на непосредственное участие в боях.

После кратких санитарных курсов, 2 сентября 1870 года, в день капитуляции армии Мак-Магона под Седаном и пленения императора Наполеона III, приехал в Мец, откуда с переполненным санитарным поездом возвратился в Карлсруэ, где выяснилось, что он заразился дифтеритом зева и дизентерией. После болезни и возвращения в Базель начал посещать лекции историка Якоба Буркхардта, полные скепсиса и пессимизма в отношении грядущего.

В начале 1871 года предпринял попытку занять свободное место профессора философии, а в качестве своего преемника по филологической кафедре предложил кандидатуру Роде, однако попытка не удалась из-за противодействия руководителя основной кафедры философии К. Стеффенсена, с подозрением относившегося к вольнодумству Ницше, к его дружбе с язычником Вагнером и увлечению философией Артура Шопенгауэра.

В июне 1872 года на представлении в мюнхенской опере «Тристана и Изольды» Вагнера в постановке Ханса фон Бюлова познакомился с писательницей Мальвидой фон Мейзенбуг.

В апреле 1888 года не без приключений переехал из Ниццы в Турин. В это же время стал проявлять первые признаки психического расстройства и порвал с окружением Вагнера 70-х годов.

В начале января 1889 года окончательно помутился рассудком.

В конце августа 1900 года простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в полдень 25 августа.

Истинное бытие

Ницше кратко затрагивает проблемы бытия. По его мнению, истину и эмпирику нельзя ставить в противовес друг другу. Мыслитель отрицает существование мира, а это приводит к отрицанию реальности жизни человека. Его точка зрения основана на том, что бытия не существует и не существовало в принципе. Есть только круговорот жизненных событий, которые периодически повторяются.

Мыслитель подвергает яростной критике практически все: религию, достижения науки, разум, моральные устои. Он утверждает, что человечество в большинстве своем – это жалкие и ничтожные люди, которыми возможно управлять только с помощью войны.

Фридрих Ницше философия

Философское развитие Ницше традиционно делят на три основных периода, отражающих основные тенденции в его творчестве. В «ранний» период (1881-1886) преобладала философия культуры и эстетики, а также влияние Артура Шопенгауэра и Вагнера. Второй период (1876-1882) отражает оценку всех ценностей и критику, а третья – желание создать совершенно «новую философию», за которой больше нет ни Бога, ни человека.

Статья по теме: Сущность гуманистического рационализма Пьера Абеляра

Несмотря разделение, даже в его ранних работах, наблюдается звучание серии мотивов, которые позже находят своеобразное развитие и модификации в его зрелых работах. В то же время его взгляды в большинстве случаев преднамеренно подвергаются антисистематическим разборам в эзотерической и афористической форме, провоцируя возможности для различных интерпретаций.

На самом деле философ писал блестящим литературным языком, сознательно вплетенным в парадоксальную полифонию, акцентов и мыслеформ и образов. Поэтому все его творчество представляет собой как бы многогранную гигантскую структуру, но некоторые выдирают оттуда просто красивые кусочки мозаики, на которые предлагают смотреть другим, не говоря об общей картине этой разноцветной и фактурной громады.

Сам Ницше считает, что нет никаких реальных фактов о знании, а только «интерпретации» и интерпретации интерпретаций, которые придают явлениям различное значение в зависимости от точки зрения субъекта. Поскольку один текст допускает множество интерпретаций и никто из них не может утверждать, что он прав, то «истина – это такое заблуждение», без которого конкретные люди просто не могут существовать.

Даже законы природы являются лишь субъективной интерпретацией наших собственных символов, с помощью которых мы создаем «мир», чтобы мы могли жить в нем. Поэтому «мир», задуманный как нечто независимое от нас, нашего собственного существа, логики и предрассудков, невозможен и «не существует».

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Мыслитель Фридрих Ницше

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Артур Шопенгауэр

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше в молодости

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector