Статья 96 конституции рф

Шестой созыв, 2011 — 2016

Шестой созыв Госдумы — созыв, во время работы которого Владимир Путин вновь занял пост президента России, а Дмитрий Медведев стал председателем Правительства.

В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” – 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.

В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.

Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.

Говоря о результатах выборов, “Единая Россия” заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.

Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.

После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.

Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.

Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.

Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а “оговорка” в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.

Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.

Доверие правительству

Функции Государственной думы приобретают особое значение в период кризиса власти. Он может разрешаться несколькими способами. Например, выход из кризиса осуществляется через отставку правительства и формирование такого, к которому Госдума выразила бы свое доверие. Еще одним вариантом является роспуск самой нижней палаты и создание новой. Что касается отставки правительства, то оно может санкционироваться группой депутатов, численность которых не меньше 1/5 от общего их количества. Рассмотрение вопроса о недоверии осуществляется в течение недели. Решение об отставке правительства должно быть принято большинством.

Выдвижение обвинений против президента

Общая характеристика данной процедуры присутствует в Конституции. Нормативного регламентирования процесса выдвижения обвинений Главе страны нет в ФЗ. Порядок проведения процедуры оговаривается в Регламенте ГД. Реализация полномочия Государственной думы по отрешению от должности Главы страны допускается исключительно на основании обвинения его в госизмене либо совершении другого тяжкого деяния. Процесс начинается при наличии поддержки не менее 1/3 депутатов. При этом должно быть составлено заключение специальной комиссии. Она формируется Госдумой. Непосредственно само обвинение выдвигается 2/3 голосов от общего количества депутатов. Оно должно быть утверждено Верховным судом. КС РФ дает, в свою очередь, заключение о соблюдении предусмотренного порядка проведения процедуры отрешения президента от власти.

Законодательные полномочия

Законодательные полномочия подразумевают, что Государственная дума является нижней палатой российского парламента (Федерального собрания), которая начинает рассматривать любой поступивший в нее законопроект в трех чтениях.

Инициаторами законотворчества в РФ то есть теми субъектами права законодательной инициативы, согласно 104 статье Конституции РФ, которые вносят законопроекты в этот орган законодательной ветви власти, могут быть: 

  • Президент, 
  • сами депутаты Госдумы, 
  • члены Совета Федерации, 
  • федеральные министры, 
  • Правительство РФ, 
  • законодательные органы власти субъектов РФ, 
  • Конституционный суд, (про виды судов подробнее здесь)
  •  и Верховный суд.

После поступления законопроекта в Госдуму, он проходит 3 чтения. Принятые ею законопроекты поступают на рассмотрение в Совет Федерации. В случае, если последний не одобряет его, он возвращается на повторное рассмотрение в нижнюю палату Федерального собрания.

Президент перед подписанием нормативно-правового акта может сделать запрос в Конституционный суд РФ с просьбой проверить его на предмет соответствия Конституции РФ. Если законопроект противоречит ей, то он возвращается на повторное рассмотрение в Госдуму.

Важно понимать, что с момента начала заседаний Госдумы нового созыва, ее  полномочия  прежнего созыва  прекращаются (согласно статье 99 Конституции РФ 2020). Из всего вышесказанного следует, что граждане РФ непосредственно сами не могут вносить в Госдуму законопроекты

Но они могут выбирать депутатов в этот орган законодательной власти

Из всего вышесказанного следует, что граждане РФ непосредственно сами не могут вносить в Госдуму законопроекты. Но они могут выбирать депутатов в этот орган законодательной власти.

О депутатах в муниципальных образованиях

Муниципальных образований в России на 1 января 2015 года было почти 23 тысячи, согласно с данными Росстата. Вряд ли ситуация сильно поменялась к 2021 году. Таким образом, муниципальных депутатов ещё больше, чем депутатов федеральных и депутатов субъектов. Следует отметить, что местные бюджеты наполняются, в т.ч., за счёт земельного налога, налога на имущество физлиц, НДФЛ, а также многих других налогов.

Так вот, что касается муниципальных образований.  Самое малочисленное МО России — Алеутский муниципальный район, на территории которого проживает 677 человек. У образования есть своя Дума, состоящая из одного депутата, бюджет, сайт и прочие признаки самостоятельности.

Самое густонаселеное МО — городской округ Новосибирск. Тут обитает 50 муниципальных депутатов, коэффициент получится где то 30 000 чел. на депутата. Но таких образований в стране не много. 

По самым скромным подсчетам, если брать по 3 депутата на МО, общее количество муниципальных избранников будет около 70 тысяч. Это битком забитый стадион Санкт-Петербург, второй по вместимости после московских Лужников.


Вот такое количество народных избранников, предположительно, в России

Вот такая картина получается. Как вы полагаете, много это или мало? Данные остаются актуальными на 2021 год, т.к. существенных изменений в депутатских составах не наблюдалось. Таким образом, ответом на вопрос «сколько в России депутатов?» будет цифра — около 77 500 человек.

Ещё по теме:

  • Взять кредит и не остаться без имущества поможет депутат Яровая
  • Странная борьба депутатов с коррупцией
  • Курортный сбор предлагают отменить депутаты Госдумы
  • Депутаты защитят животных от жестокого обращения. За деньги
  • Депутаты вступились за граждан, имеющих долг за ЖКХ

Назначение Председателя Правительства

В соответствии с Регламентом, при внесении Главой страны предложения об утверждении соответствующего кандидата Государственная дума РФ рассматривает его в недельный срок. Согласие нижней палаты будет считаться полученным, если за назначение проголосовало большинство от общего количества депутатов. В случае отклонения предложения Глава страны также в течение недели представляет нового кандидата. Президент при этом имеет право предлагать одного и того же субъекта дважды либо трижды. В процессе утверждения кандидатуры должны соблюдаться конституционные требования, касающиеся согласованного взаимодействия его участников. Это означает, что президент и нижняя палата должны стремиться к договоренности о взаимоприемлемых субъектах на должность Председателя Правительства. Вне зависимости от количества представлявшихся кандидатов, в случае третьего отклонения Госдума подлежит роспуску.

Процедура

Устройство для голосования.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией. Все законопроекты сначала утверждаются Государственной Думой, а затем обсуждаются и утверждаются (или отклоняются) Советом Федерации.

Было опубликовано относительно мало поименных голосований , определяющих голоса отдельных депутатов. Голосование физических лиц учитывается только в том случае, если голосование является открытым и используется электронный метод. Хотя не все голоса официально являются поименными, каждый раз, когда депутат голосует в электронном виде, компьютер регистрирует голос отдельного депутата.

Число депутатов в автономных округах нашей страны

  • Ненецкий АО – 19 депутатов, 43 997 чел. населения коэффициент – 2 315 чел.
  • Ханты-Мансийский АО (ЮГРА) – 38 депутатов, 1 655 074  чел. населения коэффициент – 43 554 чел.
  • Чукотский АО – 15 депутатов, при 49 348 чел. населения коэффициент – 3 289 чел.
  • Ямало-Ненецкий АО – 22 депутата, при 538 547 чел. населения коэффициент – 24 479 чел.

Всего депутатов в автономных округах – 94 единицы, в среднем — 23,5 депутата на округ.

Лидером по числу депутатов в пересчёте на население в общем списке регионов оказался Ненецкий АО, в конце списка находится Златоглавая столица России.

Всего в РФ, с учётом состава Госдумы, а также депутатов областных, городских, окружных, краевых и республиканских образований, получается 4 508 избранников.

При подсчёте не учитывались члены Совета Федерации, поскольку они уже были учтены при подсчёте по регионам.

По состоянию на 2018 год, в России проживает 146 880 432 человек. Следовательно, по России отыскиваемый коэффициент составит 32 582 чел. на 1 депутата.

Следует упомянуть также о том, что в составе каждого субъекта России имеются муниципальные образования, например, муниципальные районы, городские округа, в которых также присутствуют советы депутатов. Расходы на оплату труда депутатов муниципальных образований закладываются в муниципальный бюджет.

Членство

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России в возрасте 21 года и старше. Однако это же лицо не может быть депутатом Совета Федерации. Кроме того, депутат Государственной Думы не может занимать должности в другом представительном органе государственной власти или органах местного самоуправления. Должность депутата Государственной Думы — это штатная и профессиональная должность. Таким образом, депутаты Государственной Думы не могут работать на государственной службе или заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, исследовательской или иной творческой деятельности.

Председатели Государственной Думы

Вячеслав Володин с Президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином в Государственной Думе 21 июня 2018 г.

  • Иван Рыбкин (1994–1996)
  • Геннадий Селезнев (1996–2003)
  • Борис Грызлов (2003–2011)
  • Сергей Нарышкин (2011–2016)
  • Вячеслав Володин (с 2016)

От столицы до окраин

Созыв 1 Государственной думы в России шел достаточно долго и сложно.

Несколько месяцев — с февраля по март 1906 года — шли выборы на местах. С учетом территориальной мощи страны, в некоторых национальных округах и регионах выборы проводились еще позже, например в Сибири они прошли в мае-июне 1906 года.

Таким образом, к началу работы Думы было избрано 480 депутатов вместо положенных 524 человек. Думский состав дополнялся постепенно, по мере завершения выборов на окраинах, избранниками на местах, прибывающих на заседания.

Одним из выборных нововведений являлось и то, что было принято решение провести в некоторых районах выборы в условиях военного положения. Так, избирательный механизм отрабатывался по специальному положению в тех уездах (районных городах), которые прилегали к линии СЖД (Сибирской железной дороги.

Как уже отмечалось, выборы в Первую государственную думу проводились в условиях напряженнейшей политической борьбы за приход к власти новых революционных или реформаторских сил. Между собой боролись как левые, так и правые партийные блоки, но в одном они были единодушны — в бойкоте выборов.

Крайне правые партии вообще отрицали возможность создания парламента, утверждая, что в России возможно лишь самодержавие.

Подзуживая народ бойкотировать выборы, революционеры, однако, допускали существенные поправки в отношении собственных персон. В качестве независимых кандидатов в выборах депутатов 1 Государственной думы приняли участие меньшевики и социалисты-революционеров. Позднее Ленин признавал ошибочную позицию партий в бойкоте выборов, считая, что это только отложило революционные преобразования в России.

Тем более что в условиях спада забастовок и стачек бойкот не сильно ударил по избирательному процессу. Избрание социал-демократов вне партии произошло с помощью голосов крестьянских и городских выборщиков. Кроме того, они объединились и вошли во фракцию трудовиков, но в июне уже выделились в отдельную самостоятельную фракцию по решению IV Съезда РСДРП.

Наиболее удачно выборы сложились для партии кадетов — представителей «Конституционно-демократической партии».

Второй созыв, 1996 — 2000

Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.

По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.

Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.

Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.

Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.

После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.

Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.

Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.

Законодательные полномочия Государственной думы

Нижняя палата, прежде всего, выступает как представительный орган. В связи с этим в полномочия Государственной думы входит нормотворчество. Нижняя палата обладает возможностью оказывать существенное влияние на процесс утверждения ФЗ. При этом в нормах, регламентирующих его, установлен ряд условий, при которых реализуются полномочия Государственной думы. Так, проекты юридических актов, касающихся отмены либо введения налогов, освобождения от обязанности их уплачивать, выпуска госзаймов, и ряд других правовых документов, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из федерального бюджета, могут вноситься на рассмотрение только при наличии правительственного заключения.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Полномочия

Государственная Дума имеет особые полномочия , перечисленные в Конституции России . Они есть:

  • Согласие на назначение Премьер-министром России .
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации по результатам его работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
  • Решая в Правительстве Российской Федерации .
  • Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка России .
  • Назначение и освобождение от должности председателя и половины аудиторов Счетной палаты.
  • Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека , который действует в соответствии с федеральным конституционным законом.
  • Объявление амнистии .
  • Возбуждение обвинения в Президенту Российской Федерации (требуется большинство в две трети голосов).

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее компетенции Конституцией Российской Федерации.

Четвёртый созыв, 2003 — 2007

В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.

Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.

Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть “местом для дискуссий”.

Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.

И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.

Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.

Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.

Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector