Помазание в церкви
Содержание:
- Таинства Православной церкви
- История миропомазания
- Святое миро
- Зачем в церкви мажут лоб маслом? Что означает этот обряд?
- Что такое миропомазание в церкви
- Можно ли мыться после миропомазания
- История Таинства и его отличия
- Миропомазание на вечерней службе
- Что это за служба? Определение
- Молитва о всех страждущих
- Иерусалим Камень Миропомазания
- Что общего у миропомазания и елеосвящения
- История установления Таинства и развитие его чинопоследования
- Что такое миропомазание в церкви
- Освящается вещество
- Популярное за 7 дней
- Незаметное Таинство
- Личная пятидесятница
- История установления обряда
Таинства Православной церкви
Всего в православной традиции установлено семь таинств, посредством которых верующие и приобщающиеся к таинствам получают различные божественные дары:
- Таинство крещения – крещаемый троекратно окунается в купель или обливается водой с прочтением молитв. Новокрещенному прощаются прежние грехи, происходит приобщение к Церкви.
- Таинство миропомазания в православии заключается в нанесении святого мира на определенные части тела. Помазуемому передается дар Духа Святого, наставляющий его на путь духовного самосовершенствования.
- Таинство покаяния – искреннее раскаяние христианина в своих грехах, полная исповедь духовнику как прообразу Господа. Покаявшемуся грешнику отпускаются исповеданные грехи.
- Таинство причащения (другое название – евхаристия) – причащение Святыми Дарами, освященными и приготовленными особом способом, вином и хлебом, символизирующими Тело и Кровь Христа; причастившийся соединяется с Господом.
- Таинство елеосвящения (или соборование) – тело человека помазуется маслом (елеем). Верующему даруется избавление от различных недугов.
- Таинство брака (известное как венчание) – заключение церковного союза мужа и жены. Родившейся семье даруется божественное благословение.
- Таинство священства (иначе называется хиротонией) – посвящение в священнослужители. Даруется возможность самостоятельного участия в таинствах церкви, проведения обрядов и совершения служб.
Евангельские тексты содержат прямое упоминание трех таинств – крещения, покаяния и причащения; богоустановленное происхождение остальных таинств засвидетельствовано другими книгами Священного писания и трудами первых учителей церкви.
История миропомазания
Миропомазанию уделяется большая роль в православии. В его процессе на человека сходит Святой дух, свыше даруются такие дары, благодаря которым человек растет духовно. Принять помазание можно только один раз за всю жизнь. Действо с использованием Мира установил Спаситель. Скорее всего, помазание стало продолжением возложения рук апостолов на головы крещенных людей.
О чем говорит Святое Писание:
Спаситель наделил своих последователей апостолов неимоверной силой. Святой дух через их руки исцелял больных и одержимых, воскрешал умерших. После того, как Спаситель вознесся на небо, он наградил каждого из учеников своих властью прощения грехов простому люду. Прощение снисходило в момент накладывания рук «миропомазания».
Спаситель выделил один день в году «Пятидесятницу», когда Святой Дух сходит на всякого верующего в Господа нашего. Именно в этот день на учеников Христа снизошли «огненные языки», наделившие их Господней благодатью. В последствии чего, ученики смогли передать каждому кого помазали, дары благодати Духа Святого.
В ветхозаветном писании помазание проводилось поливанием головы Миром. Ранний христианский период описан обязательным поливанием головы Миром. Проводил такую процедуру епископ, позже его пресвитеры. Второй Вселенский собор 381 года дал определение помазанию и установил правила для его проведения. Было установлено какие именно части тела нужно мазать Миром. Утверждены самые важные слова, которые говорят и сегодня: « Печать дара Духа Святого».
Спустя некоторое время, когда последователей Слова Божье стало в разы больше, помазание стали выполнять священники. Им передавали священное Миро, «печать Святого Духа». Продолжать возложение рук стало физически невозможным, так как люди массово принимали веру и Христа. Сегодняшнее Миропомазание продолжение ветхозаветного обряда возложения рук.
Помазание проходит и у католиков. У них это действо немного иное, называется конфирмацией. Имеет отдельный чин и не проходит сразу после крещения. Само действо проводят тогда, когда человек осознает свою роль в этом мире. Чаще всего помазание проводят уже в совершеннолетнем возрасте.
В древности у евреев, в Византийской и Российской империи помазание было важнейшим обрядом для вступления на престол. Считалось, что сам Господь определил судьбу и роль самодержца, вверив в его руки всю империю.
В писании от апостола Павла есть такие строки:
Само Таинство помазания и получения даров впоследствии должно восприниматься праздно, а не как банальную обыденность. Ведь обретенный Святой Дух на протяжении всей нашей жизни будет награждать нас благодатью Божьей, Его любовью и заботой, смирять наши мысли и жажду. Помазание завершающий этап, следующий после Крещения, перед входом человека в Церковь Божью.
Святое миро
В переводе с древнегреческого «миро» означает «благовонное масло». По данным различных источников, количество ингредиентов, необходимых для приготовления мира, используемого в таинстве, колеблется от 35 до 75. Такое обилие составляющих миро компонентов соотносится с огромным числом добродетелей, которыми должен обладать истинный христианин. Основу мира составляют белое виноградное вино, чистое оливковое масло и разнообразные ароматические вещества и масла.
На заре христианства правом приготовления и освящения мира обладали только апостолы, позднее — назначенные ими епископы. Сегодня в Русской Православной Церкви готовить и освящать миро может только Патриарх.
Зачем в церкви мажут лоб маслом? Что означает этот обряд?
В ответах на этот вопрос есть путаница, то есть, ни одного правильного ответа.
Да, таинство миропомазания совершается в церкви, но оно совершается над человеком только раз в жизни, сразу же после Крещения, во время Крещения, на которое не пускают всех подряд обычно, то есть, постоянно видеть, как совершается это таинство могут только работники храмов. Это дар Духа Святого, дар благодати, который дается как помощь в духовной жизни и благодать эту нужно сохранить и преумножить.
Помазание маслом, которое совершается в церкви регулярно, по субботам и большим праздникам на всенощном бдении (вечерней службе) таинством не является, называется не миропомазание, а елеопомазание, помазание маслом. На всенощном бдении, совершаемом полным чином, без сокращений, елеопомазание совершается после литии, на которой вспоминается чудо умножения хлебов, совершенное Христом, а потом верующих помазывают маслом, как апостолы помазывали маслом больных для исцеления, это укрепление в духовной жизни и укрепляет также физически.
Миропомазание, которое совершается в храме после таинства Крещения — это аналог схождения Святого Духа на человека, как это было с апостолами в день Пятидесятницы, но не аналог елеопомазания для телесного и духовного исцеления.
Что такое миропомазание в церкви
Все православие верит в спасение через Духа Святого. Для церкви Иисус – Спаситель, он отдал Свою жизнь ради нашего спасения. Воскрес ради того, чтобы продолжать спасать нас грешников. То что совершено Иисусом никак не было подвластно человеку, люди не могли повлиять на ход событий.
В обряде Крещения человеческая душа рождается и умирает вместе с Христом. Она освобождается от сатанинских пут, их пагубного влияния. Приобщается к церковной жизни, Богу, Спасителю, Святому Духу. Церковь для верующего человека служит Телом Спасителя. Перед человеком открываются новые возможности, так сказать путь, который приведет его к спасению от грехопадения. Этот путь ему предстоит пройти самому, испытывая тяготы жизни, соблазны, обжигания грехом. Миропомазание позволяет человеку наслаждаться общением со Всевышним, вкушать Его дары.
Дары Духа Святого, такие как, пророческие видения, возможность исцелять других, исходили и исходят на человека во все времена. Получают их в момент Миропомазания. К сожалению, сходят они не на каждого, только на тех, кто крепок в вере своей. Можно сказать избран свыше для определенной миссии на земле. Про этих людей еще говорят: «Одаренные Богом», «Боженька поцеловал».
В наше время таким даром считается, например:
- Быстрое запоминание на слух.
- Отличная зрительная память.
- Талант к рисованию. Есть такие дети, которые рисуют не хуже художников и при этом не заканчивали художественных школ.
- Талант к пению. Сегодня есть шоу программы, которые проводят отбор детей и взрослых с хорошими вокальными данными.
- Талант к готовке. Творят кулинарные шедевры не те, что учились этому в специальных школах и институтах.
- Умение шить и вязать без подготовки и навыков.
- Умение вести переговоры. Миротворческая миссия так же проводится людьми одаренными свыше. Талант общения, убеждения – дар Святого Духа.
Все что выходит за рамки обыденности, дети вундеркинды — это и есть ничто иное как «печать дара» которая снизошла на человека в момент помазания Святым Миром. Эта печать свидетельствует о Боге и Его благих делах.
Церковь имеет одну простую задачу, преобразить и изменить мир каждого верующего. Каждый, кто приходит в церковь, под влиянием Святого Духа постоянно растет духовно. Миропомазание делает его ближе к Всевышнему. Даже если человек не приходит в церковь и долго грешит, после его возвращения, при покаянии восстанавливается утраченная связь со Всевышним. И это все благодаря Миропомазанию, которое воссоединяет человеческую душу и Творца.
Печать Дара и помазание ценнейшие церковные символы. Печатью накладывается принадлежность к ее владельцу, Богу. Святое Писание говорит о том, что Всевышний наложил ее на Спасителя, Сына Своего. (Ин. 6:27). Действо помазания святым Миром говорит о власти Всевышнего. С греческого «Христос» — это «помазанник». В древности помазанниками считали царей, священников. Но особое значение имеет только один «помазанник» — Сын Божий. Только с Ним и Его искупительной жертвой связано действо Миропомазания.
Можно ли мыться после миропомазания
Мыться после Миропомазания или нет вопрос довольно риторичный и часто задаваемый. Многие считают, что после мытья Святое Миро попадет под ноги. Попирать святыню большой грех.
Священники по этому поводу говорят, что это все глупости. На обряд вы должны взять с собой салфетки, которыми можно вытирать текущее Миро, если вы взрослый человек. Салфетки остаются в церкви, их впоследствии сжигают. После обряда происходит умывание мест помазанных Миром. Кроме этого масло имеет свойство быстро впитываться, из-за чего смыть его уже просто нет возможности. Оно в вас!
Малыши, как правило, находятся в крыжме для крещения. Масло остается на нем. Именно поэтому его не рекомендуют стирать. Им покрывают болеющего или сильно капризничающего ребенка.
А мыться можно и нужно, и нет в том никакой скверны!
История Таинства и его отличия
В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями.
Интересно! Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых.
Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл — так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея.
Миро — это специальный ароматический масляный состав
Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте.
А вот в восточной традиции, которая и является корнем нашего современного православия, уже с ІІІ века Крещение было тесно переплетено с помазанием святым миром.
По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ.
Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому.
Миропомазание на вечерней службе
Также помазание елеем совершается на вечернем богослужении (точнее сказать, на утрене всенощного бдения). Это – не Миропомазание и не Соборование. Это не Таинство, а обряд. Помазание елеем символизирует дар милости Божьей. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Что это за служба? Определение
Название службы показывает, что происходить она должна, очевидно, ночью. А термин «всенощная» говорит о продолжительности молитв – до рассвета. Греческое название службы «ἀγρυπνία» («агрипиния»), означающее одновременно «бессонницу» и «бдительность» говорит о том же самом.
Ночные моления в раннехристианской церкви
Действительно, традиция особенно усердно молиться во время ночи известна еще у первых христиан. Она восходит к Самому Господу. Евангелия повествуют о Его ночных молениях:
- перед избранием на служение 12 учеников (Лк. 6:12);
- накануне Преображения (Лк.9:28);
- перед преданием иудеям в Гефсиманском саду (Мф.25:36).
Полезные материалы
Нередко молились по ночам Апостолы. Св. Лука рассказывает о том, как свв. Павел и Сила ночью в тюрьме «молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Лк.16:25). Традиция ночных продолжительных молитв постепенно утвердилась среди верующих.
Правда, бдение от захождения солнца до рассвета совершалось первыми христианами только при особых случаях, например, накануне Пасхи Христовой. По большей же части моления заканчивались около полуночи.
Монашеская традиция
С утверждением христианства в Византии продолжительные молитвенные стояния стали уделом иноков, но не везде.
Известны 2 наиболее распространенных с VI-VIII вв. богослужебных устава монахов – Константинопольского монастыря прп. Феодора (обитель также называлась Студийской, по имени некогда основавшего ее сенатора) и обители св. Саввы Освященного близ Иерусалима.
По местам происхождения эти уставы назывались Студийским и Иерусалимским, и отношение к ночным молениям было у них разным:
- монастырь прп. Феодора был общежительным, монахи жили под управлением настоятеля; продолжительные богослужения совершались ежедневно, дополнительное ночное бдение не требовалось; но, подобно первым христианам, студийцы могли совершать подобные богослужения накануне больших праздников;
- прп. Савва был духовным руководителем иноков-отшельников, которые всю седмицу молились по кельям, только накануне воскресенья приходя к общему храму; отцы, проведшие неделю без Божественной службы, нуждались в духовном подкреплении особенно усиленной молитвой; естественным образом в Иерусалимском Уставе появляется поэтому длительное бдение накануне праздников и воскресений.
В России
Русскими литургистами еще начала XX в. установлено, что на Руси последовательно сменили друг друга три богослужебных Устава:
- введенный, по-видимому, при князе Владимире Святом (X в.) Типикон церкви св. Софии Константинопольской, приходского храма, где бдение не было предусмотрено;
- Студийский, принесенный на Русь при прп. Феодосии Печерском (XI в.); благодаря высокому авторитету святого он распространился и по приходским церквям;
- Иерусалимский, появившийся на русских храмах с XIV в., когда он распространяется в Византии; этот иноческий Устав богослужения также распространялся на приходские церкви: особого устава именно для мирских храмов на Руси не было и не существует до сих пор.
Молитва о всех страждущих
Господи Иисусе Христе, услышь просьбы, мольбы и слёзы всех страждущих и больных. Даруй им утешение, освети их жизнь, отмеченную печатью страдания, и будь светом на пути, по которому они идут к своей цели. Прошу Тебя за всех страждущих в нашем приходе и во всём мире, тех, кто страдает дома, в больницах, стремится поправить своё здоровье в санаториях. Удели всем им благодать Свою. Боже, скажи им, что слёзы и кровь человеческие никогда не истекают бессмысленно, ибо всех Ты желаешь сделать Твоими соработниками в деле спасения мира, чтобы они открыли Лик Твой, запечатлённый в сердце каждого из нас, Аминь.
Иерусалим Камень Миропомазания
Великая христианская святыня, расположенная в нынешнем израильском Иерусалиме, Храм Гроба Господня, хранит в себе множество драгоценных реликвий. Среди них и Камень Миропомазания.
По преданию, здесь лежало тело распятого Христа после казни. На этом месте Иосиф Аримафейский и Никодим умастили его благовониями и облачили тело в плащаницу.
Производя эти манипуляции, они преследовали цель как можно дольше сохранить тело Христа от тления с помощью драгоценных веществ, входящих в состав миро.
Эти их действия говорят о том, что они воспринимали Христа, как простое живое существо и отдавали ему дань как великому, но все же человеку.
В наши дни паломники, приходя поклониться подлинным святыням, связанным с именем Христа, обязательно стараются прикоснуться к Камню и положить ненадолго на него личные предметы: крестики, образки, платки и свечи, таким образом благословляя их.
Ранее же существовал обычай возложения на Камень белого полотна, имеющего размеры, повторяющие длину и ширину Камня. Полотно это потом хранилось до конца жизни и служило посмертным покрывалом для паломника.
Что общего у миропомазания и елеосвящения
Эти обряды очень часто путают. Можно услышать о помазании Миром на ночной службе. Помазание елеем это «Соборование» и ничего общего с Миропомазанием не имеет. Это абсолютно два разных обряда. Существует еще и третий обряд помазание елеем на утренней службе.
В первом и втором обряде человек обретает благодать Господнюю, силу Духа святого и Его дары. Если помазаться Миром можно только один раз за всю жизнь, то обряд елеосвящения доступен каждый год. Проводят его в большие праздники. Основной и единственный обряд «Соборования – елеосвящения» проводят в Великий Пост. Елей считается милостью Всевышнего, помазание им дарует верующему благодать и дары Святого Духа.
Миропомазание проводят сложным составом масел и благовоний, которые доступны человеку только один раз. Повторно обряд может быть проведен только в исключительных случаях описанных выше.
Для приготовления Елея используют:
- Масло – как прообраз милости Всевышнего;
- Красное вино – как Кровь Христа пролитую ради спасения мира.
Заключение:
Все церковные обряды направлены на спасение души человеческой, на ее воссоединение с Господом нашим. Благодаря Миропомазанию человек получает блага и дары дарованные ему свыше. Мы все их имеем, к сожалению, по своему неверию не все из нас ими пользуются. Можно сказать даже пренебрегают, за что и получают. Тому, кто верит, придерживается слова Божьего и следует за Спасителем, открываются такие возможности, о которых можно только мечтать. Все, что пожелает человек, может и имеет место свершиться. Ведь не зря говорят: «Дано будет по вере вашей».
Миропомазание защищает душу от нападения нечистой силы. Оно укрепляет нашу веру, дает силы и возможность расти в ней. Нужно помнить что человек в этом мире не одинок, рядом с ним всегда идет Спаситель.
https://www.youtube.com/watch?v=KM7pqqM9u1Yhttps ://www.youtube.com/watch?v=uqDJ-_g56jM
История установления Таинства и развитие его чинопоследования
Как и остальные Таинства Христовой Церкви, Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.
Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела. Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели. Таинство же Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры.
В древней ЦерквиТаинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с Крещением одно целое. В это время два Таинства только начинают отделяться друг от друга.
Но уже в III и IV веках чин Миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром (с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью (греч. – сфрагас).
Во времена Константина Великого (IV в.), после того как христианство стало государственной религией Империи, Таинство Крещения происходило, большей частью, в крестильне (крестильной комнате), а после этого новокрещенные, держа в руках зажженные свечи с пением «Елицы во Христа крестистеся» направлялись в сам храм, где и совершалось Миропомазание.
В IV веке Таинство совершалось через помазание Миром непосредственно после Крещения (что отражено в 48 правиле Лаодикийского Собора). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (правила Второго Вселенского Собора; 7 правило Трулльского Собора; Тайноводственное поучение второе свт. Кирилла Иерусалимского). Помазание миром с момента утверждения Таинства совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви: Дионисия Ареопагита, блаженного Августина, свт. Амвросия и др.
В Русской Церкви в XI-XII векахТаинство Миропомазания совершалось в двух вариантах.
1. По правилу епископа Саввы – помазывали чело, ноздри, уста, уши, сердце и одну из ладоней.
2. По правилу епископа Новгородского Нифонта – те же части тела, кроме уст.
В этот период Таинство, по свидетельству епископа Нифонта, совершалось следующим образом: «Наденеши ризы крестныя и венец, и тако помажеши и (то есть его) святым Миром и даши ему свещу». После Таинств Крещения и Миропомазания, которые совершались непосредственно перед Литургией, новокрещенного причащали Святых Таин.
Владимирский собор 1274 года осудил укоренившуюся было практику, сводящую Миропомазание и помазание елеем во время Крещения в одно действие. Отцы собора постановили совершать их отдельно и когда это положено в чинопоследовании Таинств.
В XV веке во время совершения Таинства пелся псалом «Блажени, имже оставишися беззакония» и кроме вышеуказанных частей тела помазывалось иногда «на сердце, на чреве и на плечах». Затем следовало облачение новокрещенного в срачицу и верхнюю одежду со словами: «Одевается раб Божий, имярек, одеждою веселия и возрадования».
В XVI веке к частям тела, которые помазываются в современном чине Таинства, прибавлялись «сердце, чрево и плечи».
Что такое миропомазание в церкви
Все православие верит в спасение через Духа Святого. Для церкви Иисус – Спаситель, он отдал Свою жизнь ради нашего спасения. Воскрес ради того, чтобы продолжать спасать нас грешников. То что совершено Иисусом никак не было подвластно человеку, люди не могли повлиять на ход событий.
В обряде Крещения человеческая душа рождается и умирает вместе с Христом. Она освобождается от сатанинских пут, их пагубного влияния. Приобщается к церковной жизни, Богу, Спасителю, Святому Духу. Церковь для верующего человека служит Телом Спасителя. Перед человеком открываются новые возможности, так сказать путь, который приведет его к спасению от грехопадения. Этот путь ему предстоит пройти самому, испытывая тяготы жизни, соблазны, обжигания грехом. Миропомазание позволяет человеку наслаждаться общением со Всевышним, вкушать Его дары.
Дары Духа Святого, такие как, пророческие видения, возможность исцелять других, исходили и исходят на человека во все времена. Получают их в момент Миропомазания. К сожалению, сходят они не на каждого, только на тех, кто крепок в вере своей. Можно сказать избран свыше для определенной миссии на земле. Про этих людей еще говорят: «Одаренные Богом», «Боженька поцеловал».
В наше время таким даром считается, например:
- Быстрое запоминание на слух.
- Отличная зрительная память.
- Талант к рисованию. Есть такие дети, которые рисуют не хуже художников и при этом не заканчивали художественных школ.
- Талант к пению. Сегодня есть шоу программы, которые проводят отбор детей и взрослых с хорошими вокальными данными.
- Талант к готовке. Творят кулинарные шедевры не те, что учились этому в специальных школах и институтах.
- Умение шить и вязать без подготовки и навыков.
- Умение вести переговоры. Миротворческая миссия так же проводится людьми одаренными свыше. Талант общения, убеждения – дар Святого Духа.
Все что выходит за рамки обыденности, дети вундеркинды — это и есть ничто иное как «печать дара» которая снизошла на человека в момент помазания Святым Миром. Эта печать свидетельствует о Боге и Его благих делах.
Церковь имеет одну простую задачу, преобразить и изменить мир каждого верующего. Каждый, кто приходит в церковь, под влиянием Святого Духа постоянно растет духовно. Миропомазание делает его ближе к Всевышнему. Даже если человек не приходит в церковь и долго грешит, после его возвращения, при покаянии восстанавливается утраченная связь со Всевышним. И это все благодаря Миропомазанию, которое воссоединяет человеческую душу и Творца.
Печать Дара и помазание ценнейшие церковные символы. Печатью накладывается принадлежность к ее владельцу, Богу. Святое Писание говорит о том, что Всевышний наложил ее на Спасителя, Сына Своего. (Ин. 6:27). Действо помазания святым Миром говорит о власти Всевышнего. С греческого «Христос» — это «помазанник». В древности помазанниками считали царей, священников. Но особое значение имеет только один «помазанник» — Сын Божий. Только с Ним и Его искупительной жертвой связано действо Миропомазания.
Освящается вещество
В настоящее время на богослужении употребляется освященное масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных — в Таинстве Елеосвящения, произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к Святому Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших. Миро (греч. «благовонное масло») — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего 50 веществ). Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Христа именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле.
Популярное за 7 дней
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Незаметное Таинство
— Владыка, почему мы так мало знаем о Миропомазании?
— Дело в том, что Таинство Миропомазания остается для многих из нас как бы незаметным. Оно совершается сразу же после Крещения: священник помазывает лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки и ноги новообращенного (обычно — младенца) особым веществом — святым миром. Это длится совсем недолго, буквально минуту. Его (Миропомазание) видят лишь священник, восприемники (крестные родители) и, естественно, тот, кого помазывают. Поэтому в сознании большинства Миропомазание как бы сливается с Крещением.
В этом есть определенный символизм: Святой Дух всегда действует неприметно. Мы не видим Его лица, но мы можем услышать Его дыхание в нашей жизни. Так и с Миропомазанием. Мало кто помнит, как его помазывали миром, но каждый должен возгревать в себе этот дар Святого Духа. Мы часто забываем, что Крещение – не конец, а лишь начало нашего пути к полноте богообщения. Войти в радость нашего Небесного Отца мы сможем лишь тогда, когда раскроем в своей жизни все то богатство благодатных даров, которые получаем в Таинстве Миропомазания.
— В чем же смысл этого Таинства?
— Миропомазание — личная Пятидесятница каждого новокрещенного: ему дается тот самый дар Святого Духа, который апостолы получили на 50-й день после Пасхи (см.: Деян. 2: 2–4). В столь знаменательный для нас праздник — День Святой Троицы — и родилась Церковь Христова. И, соответственно, получив дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания, человек обретает возможность стать полноценным членом Церкви.
— Что делать, если святого мира нет, а Крещение нужно совершить?
— Приведу пример из богоборческой истории ХХ в. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своих воспоминаниях рассказывает, что во время ссылки предстояло крестить младенца. Святого мира, конечно же, не было. Однако владыка, будучи епископом, возложил на голову младенца руки и призвал Святого Духа. Разумеется, священник такой власти не имеет: если он не может миропомазать, то должен сообщить новообращенному (или его восприемникам/родителям) о необходимости совершить это Таинство после Крещения. И в наше время иногда случается, что человека (из-за угрозы смерти или невозможности призвать священника) крестит кто-то из мирян. В этом случае Миропомазание может совершить только священнослужитель.
— Когда Миропомазание совершается повторно?
— Только в особых случаях. Например, если человек отошел от Христа и надолго «застрял» в другой религии. При возвращении в Церковь он должен быть снова миропомазан. Ведь сознательное отречение от Спасителя приводит к лишению того дара Святого Духа, который дается при Миропомазании. В дореволюционной практике вторично миропомазывали и тех, кто долгое время (десять лет и более) не участвовал в таинствах. Например, если человек оказывался в плену у иноверцев. В советское время миллионы православных не посещали храмы. Некоторые приходские священники миропомазывали таких людей, чтобы возобновить в них дар Святого Духа.
Личная пятидесятница
Иногда таинство миропомазания называют личной пятидесятницей человека. Понять смысл этой фразы можно, вспомнив страницы Евангелия.
На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Дух Святой в виде огненных языков пламени. Они сразу же почувствовали воздействие божественной благодати – их наполнила божественная любовь к людям и Христу, готовность посвятить себя служению им. Они получили способность говорить на неизвестных им ранее языках, что позволяло вести проповеди в разных уголках земли.
В таинстве миропомазания с человеком происходит то же самое, что пережили апостолы. Внешняя форма этого явления изменилась – пламя теперь заменяет крестообразное помазание миром, но внутренняя сторона, смысл таинства остались неизменными – схождение Святого Духа и освящение христианина через получаемую благодать.
История установления обряда
В первые годы распространения христианства таинство миропомазания имело совсем иную форму.
Христиане первых веков получали благодатный дар посредством молитв и личного возложения апостолами рук на головы новообращенных.
Однако распространение христианства и возрастающее число верующих сильно затрудняло личное участие апостолов в благословении каждого новообращенного. Поэтому на рубеже III и IV веков внешняя обрядовая сторона таинства миропомазания была изменена. Теперь вместо апостольского руковозложения стали помазать миром определенные части тела. Миропомазание — это было таинство, которое сопровождалось молитвами и наложением крестного знамения (по-гречески «сфрагис» – печать). Правом совершать помазание миром наделялись епископы и пресвитеры церкви, назначенные апостолами.