Святитель иоанн златоуст и литургия его имени
Содержание:
- Малый вход
- Первый антифон
- Песнь 9
- Разновидности чинопоследования
- Во время евхаристического канона — священник возносит молитвы Господу Богу
- Когда совершается богослужение
- Развитие литургического чина
- Пример службы
- Предисловие
- Студийский и Иерусалимский Уставы
- Древние литургии, не вошедшие в годовой круг богослужений
- Развитие литургического чина
- История возникновения
- Великая ектения
- Литургия оглашенных
- История появления и значение в православии
- Божественная литургия св. Иоанна Златоуста
- Третий антифон
Малый вход
Во время пения третьего антифона начинается малый вход с Евангелием.
Священник читает также следующую молитву.
Влады́ко Гóсподи Бóже наш, устáвивый на небесе́х чины́ и вóинства Ангел и Архáнгел в служе́ние Твоея́ слáвы! Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти, сослужáщих нам и сославослóвящих Твою блáгость.
Яко подобáет Тебе́ вся́кая слáва, честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки векóв. Ами́нь.
Прихожане слышат лишь последнюю её часть, произносимую громко.
Устáвивый — «установивший».
Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти — «сделай, чтобы вместе с нашим входом был вход святых Ангелов».
Диакон возглашает:
Прему́дрость, прóсти! — «Премудрость! Встаньте прямо!» Церковнославянское слово премудрость также значит «поучение». Эти слова произносятся перед важными моментами богослужения, на литургии оглашенных — перед пением Трисвятого, чтением Апостола и Евангелия.
Хор поёт:
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спаси́ ны, Сы́не Бóжий, воскресы́й из ме́ртвых, (на буднях — во святы́х ди́вен Сый) пою́щия Ти: Аллилу́ия.
Ны — «нас».
Сый — «есть».
Следом звучат тропари и кондаки праздника, а также святого покровителя того храма, где совершается литургия. В это время священник про себя читает молитву:
Бóже Святы́й, и́же во святы́х почивáяй, и́же трисвяты́м глáсом от Серафи́мов воспевáемый и от Херуви́мов славослóвимый, и от вся́кия Небе́сныя Си́лы покланя́емый, и́же от небытия́ во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, создáвый челове́ка по óбразу Твоему́ и по подóбию, и вся́ким Твои́м даровáнием укрáсивый, дая́й прося́щему прему́дрость и рáзум, и не презирáяй согрешáющаго, но полагáяй на спасе́ние покая́ние, сподóбивый нас, смире́нных и недостóйных раб Твои́х, и в час сей стáти пред слáвою святáго Твоегó же́ртвенника, и дóлжное Тебе́ поклоне́ние и славослóвие приноси́ти. Сам, Влады́ко, приими́ и от уст нас, гре́шных, Трисвяту́ю песнь, и посети́ ны блáгостию Твое́ю, прости́ нам вся́кое согреше́ние вóльное же и невóльное, освяти́ нáша ду́ши и телесá, и даждь нам в преподóбии служи́ти Тебе́ вся дни животá нáшего, моли́твами святы́я Богорóдицы, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших.
Полагáяй на спасе́ние покая́ние — «назначивший для спасения покаяние».
В преподóбии — «в святости».
Первый антифон
Затем хор исполняет избранные стихи 102 псалма, который полностью звучит за утренним богослужением. В древности их пели попеременно два хора. Этот способ исполнения носил название «антифонный». По этой причине исполняемые хором строки псалма называют первым антифоном. Всего антифонов, звучащих на литургии, три.
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́.
Вну́тренняя — «утроба; всё, что внутри меня».
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́.
Воздая́ний — значит не только «возмездий», но и «наград».
От истле́ния — «от гибели».
Щедро́тами — «проявлениями милосердия».
Во благи́х — «во всём том, что служит благу, счастью».
О́рля — орлиная. В древности считалось, что орёл до самой смерти сохраняет силу и ловкость, приобретённую в юности, и даже умирает в полёте.
Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым.
Творя́й — «творящий, творит».
Судьбу́ — «суд».
Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́.
Сказа́ — «сказал».
Сыново́м — «сынам».
Хоте́ния — «волю, желания».
Песнь 9
Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес: тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.
Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих.
Чудеса велия имже несть числа сотворивый, Безсмертне, на рабах Твоих, милости Твои, Боже, яко Милостив покажи, и от содержащая нас ныне болезни свободи, моленьми рождшия Тя, и лика страстотерпцев Твоих.
Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих.
Ангелов, Архангелов и пророков, апостолов, мучеников, преподобных же, иерархов, священномучеников Твоих молитвами, плач рабов Твоих обрати, Всесильне, в радость: исцели болезнь, облегчи недуги, и здравие нам даруй.
Слава: Душ же и телес Врача, в милости богатаго Господа, Тебе молим: исцели страсти наши многия, от болезней и скорбей избави нас яко Благ и един Благодетель, и спасай верою чистою Тя величающих.
И ныне. Богородичен: Щедраго рождшая и Милостиваго, и Владыку, и Создателя и Господа, ныне на нас покажи Твоя обычно щедроты, и лютаго недуга нас изнуряющего избави нас, Дево Богородице, и подаждь нам здравие, яко да непрестанно величаем Тя.
Посем:
Достойно есть: Трисвятое. Отче наш: Возглас.
И по возгласе, тропари: Помилуй нас Господи, помилуй нас:
Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом:
Милосердия двери отверзи нам:
Разновидности чинопоследования
В течение года в церквях служат несколько видов литургий. Некоторые приурочены к определенным дням постных недель или дням памяти святых.
Иоанна Златоуста
Богослужения святого Иоанна Златоуста бывают в большую часть дней. Они отличаются последовательностью анафоры: словесных выражений, поминовения святых.
Преждеосвященных даров
На литургии приобщаются заранее освященными Святыми Дарами.
На заре христианской веры причастие проходило в будние дни. Но полную торжественную службу посчитали неуместной в постные дни. Поэтому для причащения Христовых Тайн, ввели службу Преждеосвященных Даров.
Служение проходит в Великий Пост:
- каждую среду, пятницу;
- на седьмой постной неделе в четверг;
- на Страстной неделе, с понедельника по среду.
Литургию по этому чину совершают в день памяти Иоанна Предтечи: 8 марта в високосный год, 9 марта в не високосный. Также служба проходит в день Сорока мучеников Севастийских — 22 марта. Но при условии, что оба дня выпадают на Великий Пост или не приходятся на Воскресенье.
Марка
Чинопоследование служили в 4-5 веке. Краткая служба напоминает стиль евангелиста Марка. Второе название литургии — святого Кирилла, который окончательно отредактировал последовательность. Популярность выразительной службы стала снижаться после внедрения чина Иоанна Златоуста примерно в 8-9 веке. С 11 века чинопоследование Марка запретил Константинополь.
Богослужение состоит из Литургии оглашенных и верных, без Проскомидии. В современной Православной церкви литургия восстановлена по благословению Патриарха Московского Алексия II и проходит 8 мая в день памяти евангелиста Марка.
Иакова
В чинопоследовании также опущена Проскомидия. Если она совершается, то девятая частица агнецкой просфоры вынимается в честь святого Иакова. Также в чине нет отпуста и каждения. Богослужение возрождено Московским Патриархатом и проводится в дату памяти святого Иакова — 5 ноября.
Василия Великого
Дни литургии:
- все воскресенья предпасхального поста, кроме Вербного;
- Чистый Четверг;
- Великая Суббота;
- дата поминовения Василия Великого – 14 января.
Чинопоследование проходит перед рождественскими, крещенскими праздниками.
Григория Двоеслова
Литургию Преждеосвященных Даров окончательно отредактировал в 6 веке Папа Римский Григорий Двоеслов. Поэтому богослужение также называют его именем.
Во время евхаристического канона — священник возносит молитвы Господу Богу
Далее начинается снова просительная ектенья, и затем поется «символ веры». «Символ веры» поется вместе со всеми прихожанами. После чего начинается евхаристический канон. Диакон возглашает: «станем добре, станем со страхом вонмем, святое возношение в мире приносите». В этот момент священник находится в алтаре, где возносит Господу молитвы. В этот момент и читается евхаристическая молитва. Далее происходит прославления Божьей Матери.
Во время евхаристического канона, священник возносит молитвы к Господу
После слова начинается просительная ектенья, а после нее молитва Господня — Отче Наш, которая поется вместе со всеми мирянами в храме. Это поздняя часть богослужения, в это время все близится к завершению.
Далее завеса над царскими вратами закрывается. Священник из алтаря произносит «святая святым». После чего хор начинай петь духовные песнопения или же чтец громко читает молитвы ко святому причащению.
После этого происходит причащение святых Христовых Тайн мирян. Завеса над царскими вратами открывается, и священник выходит с чашей и провозглашает «со страхом Божиим и верою приступите».
После чего священник читает молитву перед причащением, после чего люди по одному подходят, и принимают Святые Тайны Христовы. Затем священник заходит в алтарь и ставит Чашу на престол. Именно так совершается божественная литургия.
Так происходит причащение мирян на божественной литургии
Когда совершается богослужение
Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.
Утренняя
Служба складывается из трех частей:
- полунощницы;
- утрени;
- первого часа.
Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.
Дневная
Последовательность дневной службы:
- третий час;
- шестой;
- литургия.
9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.
Вечерняя
Богослужение проводится с 15.00 и включает:
- девятый час;
- вечерню;
- повечерие.
Служба девятого часа совершается редко.
Праздничная
В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.
Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.
Воскресная
Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.
Развитие литургического чина
Порядок первых христианских литургий был прост и напоминал дружескую трапезу, сопровождавшуюся молитвой и воспоминаниями о Христе. Но вскоре появилась необходимость отличить литургию от обычных званых обедов, чтобы внушить верующим благоговение перед совершаемым Таинством. Постепенно, кроме псалмов Давидовых, в неё вошли песнопения, сочинённые уже христианскими авторами.
С распространением христианства на восток и запад богослужения стали приобретать национальные черты народа, принимавшего новую веру. Литургии стали отличаться друг от друга настолько сильно, что потребовались решения соборов епископов об установлении единого последования.
В настоящее время существует 4 основных литургических чина, составленных Святыми Отцами и совершаемых в Православной церкви:
- Литургия Иоанна Златоуста — совершается ежедневно, исключая уставные дни литургии Василия Великого, а в период Постной Триоди — по субботам и в Вербное воскресенье.
- Василия Великого — 10 раз в году: в день памяти автора, оба Сочельника, 5 раз в течение Четыредесятницы и 2 — на Страстной Седмице.
- Григория Двоеслова или Преждеосвященных Даров — служится во время Великого поста на буднях.
- Апостола Иакова Греческого — совершается на некоторых российских приходах в день памяти Апостола.
Кроме перечисленных литургий, существуют особые чины в Эфиопской, Коптской (египетской), Армянской и Сирийской церквях. Свои чинопоследования Литургий имеются на католическом Западе, а также у католиков восточного обряда. В общих чертах все литургии схожи между собой.
Пример службы
Содержание проскомидии:
- изъятие Святого Агнца из первой просфоры;
- поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою;
- изъятие частиц из прочих четырех просфор;
- поставление звездицы над дискосом;
- покрытие дискоса и потира покровами;
- каждение приготовленных Агнца и частиц;
- чтение молитвы о принятии Святых Даров и отпуст.
Литургия оглашенных:
- начинательные возгласы;
- великая ектения;
- псалом 102;
- малая ектения;
- псалом 145;
- пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий»;
- малая ектения;
- пение Евангельских Блаженств;
- малый Вход с Евангелием;
- пение «Придите поклонимся»;
- пение тропаря и кондака;
- возглас диакона: «Господи, спаси благочестивый»;
- пение «Трисвятого»;
- пение «Прокимна»;
- чтение Апостола;
- чтение Святого Евангелия;
- сугубая ектения;
- ектения за усопших;
- ектения за оглашенных;
- ектения с повелением оглашенным оставить храм.
Литургия верных:
- сокращенная великая ектения;
- Херувимская песнь (1-я часть);
- Великий вход и перенос Святых Даров;
- Херувимская песнь (2-я часть);
- просительная ектения (1-я);
- внушение диаконом мира, любви и единомыслия;
- пение «Символа веры»;
- «Станем добре»;
- евхаристическая молитва;
- освящение Святых Даров;
- «Достойно есть»;
- поминовение живых и умерших;
- внушение священником мира, любви и единомыслия;
- просительная ектения (2-я);
- пение «Отче Наш»;
- возношение Святых Даров;
- причащение священнослужителей;
- причащение мирян;
- возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видихом свет истинный»;
- «Да исполнятся уста наши»;
- благодарственная ектения за причащение;
- заамвонная молитва;
- «Буди имя Господне» и 33-й псалом;
- последнее благословение священника.
Литургия длится 1,5 часа. Окончание службы затягивается, если в храме много причащающихся.
Предисловие
Одна из трудностей, с которой сталкивается человек, приходящий в храм, – это сложность православного богослужения для его восприятия. Человеку современной культуры необходимо потратить немало времени и усилий, чтобы начать понимать богословские глубины поэтических образов, содержащихся в литургических текстах Православной Церкви. Сделать это тем более непросто потому, что в Русской Церкви богослужение совершается на церковнославянском языке, который благоговейно сохраняется почти без изменений многие века. Все без исключения священнослужители обязаны знать церковнославянский язык на достаточном уровне – хотя бы в объеме семинарского курса. Многие миряне также имеют усердие к изучению церковнославянского языка, но многим другим это оказывается не под силу.
Настоящее издание представляет собой пособие для тех, кто хочет лучше понимать православное богослужение. Церковнославянский текст главной церковной службы – Божественной литургии – приведен здесь параллельно с новым выверенным русским переводом. Этот перевод не предназначен для богослужебного употребления, но носит пояснительный характер. Книга специально издается в компактном формате, чтобы прямо в храме можно было следить по ней за ходом совершаемого по-церковнославянски богослужения. Перевод сопровождается пояснениями, большинство из которых – указания на явные и неявные цитаты из Священного Писания, содержащиеся в текстах молитв и песнопений. Мы искренне надеемся, что это небольшое пособие поможет верным чадам Русской Православной Церкви лучше понять и еще больше полюбить ее древнее богослужение.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии
Студийский и Иерусалимский Уставы
Наибольшее распространение в христианском мире получили Студийский и Иерусалимский богослужебные Уставы. Хотя за историю Церкви их создано гораздо больше.
До 14 века широкое распространение имел Студийский устав (9 век). Его составителем признается преподобный Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря в Константинополе.
На Руси придерживаться Студийского устава стали с 1070 года. В Киево-Печерской Лавре его ввел преподобный Феодосий Печерский. Затем Устав переняли другие монастыри. С 14 века в Русской Православной Церкви стал употребляться Иерусалимский устав.
Первоначально Иерусалимский устав был составлен преподобным Саввой Освященным в 6 веке. Но во время нападения завоевателей подлинник был утрачен. Патриархом Софронием Иерусалимским (6 век) устав был восстановлен. Но с 8 по 11 век Святыми Отцами в него вносились дополнения.
В Православии богослужебный устав, разработанный для монашествующих, долго применялся и в приходских церквях. Со временем стало очевидно, что следовать монастырским требованиям в условиях обыденной жизни «в миру» невозможно. Большинство мирских людей работает и находиться на всех богослужениях в храме не представляется возможным. Особенно на длительных службах во время Великого поста. Это относится и к соблюдению строгого поста. По Уставу в первый день Великого поста предписывается полное воздержание от пищи. Работающим христианам и детям это не под силу (можно нанести вред здоровью). Поэтому поститься рекомендуется «по совести».
С 17 века эти требования стали постепенно сокращать. Порядок совершения богослужений в церквях для мирян приобрел современный вид.
Древние литургии, не вошедшие в годовой круг богослужений
Древние литургии отличает необязательность совершения проскомидии как более позднего чина. Кроме Евангелия и Апостола читается также Ветхий Завет. Общей особенностью является также способ причащения. Миряне, как и священнослужители, причащаются раздельно: сначала причащающийся вкушает частицу Тела, а потом принимает Кровь, отпивая прямо из Святой Чаши. Объясняется это тем, что причащение мирян лжицей стало общеупотребительным только в VIII веке.
Литургия святого
апостола Иакова
История
Это чинопоследование берет свое начало в Иерусалимской Церкви, первым епископом которой по жребию стал святой апостол Иаков Зеведеев. Не подлежит сомнению, что апостол лично занимался устройством богослужений и таинств. Поэтому возведение иерусалимской литургической традиции к имени святого Иакова вполне оправдано. Свидетельство об авторстве апостола Иакова сохранилось также в преданиях древних восточных церквей.
До IX века это чинопоследование совершали в Палестине, на Кипре и в
других поместных церквах, но позже оно было заменено литургией святого Иоанна
Златоуста. Традиция совершать литургию святого апостола Иакова сохранилась до
наших дней в Иерусалиме, Греции и Антиохийской Церкви.
Сегодня
Совершение Литургии апостола Иакова. Санкт-Петербургская Духовная академия, 2016 г.
В ХХ веке, с одобрения священноначалия, литургию святого апостола Иакова начинают служить сначала в Русской Православной Церкви Заграницей, а потом и в некоторых храмах Московского Патриархата.
Особенности
Во время богослужения ектении провозглашаются лицом к народу. Священное Писание читается не на амвоне, а в центре храма. Священнослужители дважды торжественно обходят храм: первый раз во время Малого входа с Евгением в руках, второй — во время Великого входа со Святыми Дарами. Вместо «Иже херувимы» исполняется древний гимн «Да молчит всякая плоть человеча».
Литургия святого
апостола Марка
История
Эта литургия зародилась в Африке — в египетском городе Александрии. В I веке в этом городе-миллионнике треть населения составляли иудеи, имевшие около десяти синагог. Именно к ним пришел с проповедью святой апостол от семидесяти — Марк. Здесь он основал церковь и рукоположил во епископы Аниана, бывшего, по преданию, сапожником, починившим порванную сандалию апостола. Именно Марк служил первую в Александрии литургию. И с апостольских времен александрийские христиане знали только один литургический чин — вплоть до появления в IV веке литургии святого Иоанна Златоуста. В V веке литургический чин был отредактирован святым Кириллом Александрийским.
Особенности
, как и Евангелие от Марка, отличается простотой и краткостью. Она начинается с малого входа. Вместо «Иже херувимы» может исполняться один из псалмов. Священник, причащаясь, произносит слова 41-го псалма «Как лань желает к потокам воды, так желает и душа моя к Тебе, Боже».
Сегодня
В некоторых храмах Русской Православной Церкви литургия апостола
Марка служится в день памяти святого апостола, а также в дни памяти древних
александрийских святых, которые при своей жизни участвовали в литургии именно
по этому чину.
История
Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. Милан, IV–V вв.
Это уходящий в глубокую древность литургический чин, возникший
на территории современной северной Италии в городе Медиолане (современный
Милан). Согласно преданию, христианство в эти земли принес апостол от семидесяти
Варнава, прошедший долгий путь с востока на запад. Именно он основал здесь
епископскую кафедру и, укрепив молодую Церковь, отправился с проповедью дальше.
Литургический чин, зародившийся в этих местах, уже довольно рано
имел развитую структуру. Он имеет сходство с некоторыми восточными литургиями,
так как Медиолан, будучи западным городом, в древности находился под влиянием византийской
культуры.
В IV веке Медиоланская литургия была записана и дополнена святителем Амвросием Медиоланаским, имевшим особый интерес к богослужению и церковному пению.
Особенности
начинается с многократного «Господи помилуй», которое возглашается священником и поется хором. Во время великого входа священнослужители несут поднос с просфорой и сосуды с вином и водой. Вместо «Иже херувимы» поется антифон, состоящий из стихов Псалтири:
Сегодня
Медиоланской литургии удалось пережить период унификации, когда по воле Ватикана древние местные литургические традиции заменялись римской мессой. Древность литургии святого Амвросия была настолько неоспорима, что упразднить ее оказалось невозможным, и перерывов в ее служении не было.
Подробнее о разных типах литургии смотрите или слушайте лекцию игумена Силуана (Туманова) «Какие бывают литургии: разные формы, одна суть».
Развитие литургического чина
Порядок первых христианских литургий был прост и напоминал дружескую трапезу, сопровождавшуюся молитвой и воспоминаниями о Христе. Но вскоре появилась необходимость отличить литургию от обычных званых обедов, чтобы внушить верующим благоговение перед совершаемым Таинством. Постепенно, кроме псалмов Давидовых, в неё вошли песнопения, сочинённые уже христианскими авторами.
С распространением христианства на восток и запад богослужения стали приобретать национальные черты народа, принимавшего новую веру. Литургии стали отличаться друг от друга настолько сильно, что потребовались решения соборов епископов об установлении единого последования.
В настоящее время существует 4 основных литургических чина, составленных Святыми Отцами и совершаемых в Православной церкви:
- Литургия Иоанна Златоуста — совершается ежедневно, исключая уставные дни литургии Василия Великого, а в период Постной Триоди — по субботам и в Вербное воскресенье.
- Василия Великого — 10 раз в году: в день памяти автора, оба Сочельника, 5 раз в течение Четыредесятницы и 2 — на Страстной Седмице.
- Григория Двоеслова или Преждеосвященных Даров — служится во время Великого поста на буднях.
- Апостола Иакова Греческого — совершается на некоторых российских приходах в день памяти Апостола.
Кроме перечисленных литургий, существуют особые чины в Эфиопской, Коптской (египетской), Армянской и Сирийской церквях. Свои чинопоследования Литургий имеются на католическом Западе, а также у католиков восточного обряда. В общих чертах все литургии схожи между собой.
История возникновения
Первую Литургию на Земле совершил Иисус Христос в окружении 12 апостолов. Это событие вспоминают в Великий Четверг. С апостольских времен чин Литургии видоизменялся, распространяясь по всему христианскому миру. Но суть и главное её содержание остаются теми же.
В IV в. последование современной ему литургии записал святой Василий Великий. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинополя, несколько сократил молитвы. Так сформировались и дошли до наших времен два чина литургии, очень сходные между собою.
Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, литургия же св. Василия Великого – по воскресениям Великим постом и в некоторые праздники.
Великая ектения
Таже великая ектения, до: О плавающих: и прилагаются сия:
О еже не помянути беззаконий и соблазнов нас грешных и недостойных рабов Своих, но милостивно очистити грехи наша, и отвратити гнев Свой, праведно движимый на нас, Господу помолимся.
О еже не яростию Своею обличити, ни гневом наказати нас, но милостивно пощадити от смерти души наша, Господу помолимся.
О еже не внити в суд с рабами Своими, и не помянути беззакония наша, но очистити их, и милостиву быти, и пощадити людей согрешивших, Господу помолимся.
О еже помянути щедроты и милости Своя, от века сущия, грехов же юности и неведения нашего и старости окаянства не помянути, и помиловати нас, Господу помолимся.
О еже услышати от храма Святаго Своего глас наш, и исцелити болезни смертныя одержащия нас, и потоки беззакония смутившия нас изсушити, Господу помолимся.
О еже вскоре изъяти нас от сетей смертных и от болезней избавити, Господу помолимся.
О еже милостивно продолжити рабам Своим покаяния время, и не безгодно яко неплодную смоковницу посещи, но благосердием окопати, и милосердия росою напоити, плодов покаяния и обращения нашего человеколюбно еще ожидая, Господу помолимся.
О еже вознести нас от врат смертных, и меч изъятый, и лук Свой напряженный, и в нем сосуды смертныя на нас праведно уготованныя со стрелами горящими, милостивно от нас отвратити, Господу помолимся.
О еже услышати молитву нашу, и моление наше прияти, и слез наших не премолчати: но ослабити нам, да почием прежде даже не отыдем, и ктому не будем, Господу помолимся.
О избавитися нам:.. и проч.
Возглас: Яко подобает Тебе:
Глас 2: Бог Господь, и явися нам: со стихами.
Тропарь:
Во гневе Твоем, Боже, помяни щедроты Твоя, прах бо и пепел есмы, и не яростию Твоею обличи нас, да не погибнем до конца, но пощади души наша, яко един Милосерд. (Дважды.)
Слава, и ныне. Богородичен:
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Псалом 50: Помилуй мя Боже:
Литургия оглашенных
Диакон, испросив благословения у священника («Благослови, Владыко!»), читает ектению (общую молитву о благополучии церкви и государства), которая начинается со слов: «Миром Господу помолимся!». Прихожане отвечают возгласами «Господи, помилуй!». Затем следуют антифоны, повторяющие пение псалмов (Пс. 102, 145), чередующиеся с пением гимна Единородный Сыне. Далее поются Евангельские заповеди о блаженствах, после чего торжественно вносится Библия. Хор поёт тропари и кондаки по уставу. Далее следует пение трисвятого, чтение «Апостола» (предваряется прокимном) и «Евангелия» (предваряется аллилуиарием). После чтения Писания обязательно следовала проповедь, однако ныне проповедь отодвигается на конец богослужения и превращается в напутственное слово. Затем следует ектения об умерших и оглашенных, а также отпуст оглашенных («оглашеннии, изыдите»).
История появления и значение в православии
Появление института оглашения ведет свое начало с древних времен. Еще Иисус Христос завещал своим ученикам-апостолам передавать основные вероучительные истины желающим принять крещение. Но перед тем, как креститься, люди должны были пройти специальную подготовку, которая могла длиться довольно долго. Поэтому и возникло такое понятие, как оглашение (катихео), в переводе с латинского означающее «слышать что-либо от других».
Оглашенные изучали основы веры, традиции, правила. К тому же, требовалось время, чтобы убедиться в твердости принятого решения. Знакомство с христианской религией включало в себя посещение храма во время проведения службы. Чтобы катехумены могли присутствовать на богослужении, была введена литургия оглашенных, предшествующая причастию.
Главная цель обряда – подготовить верующего к причащению.
Каждый этап этой службы имеет символическое значение. В первой части богослужения звучат слова, возвещающие о рождении Сына Божьего. В обязательных пениях слышатся напоминания об искупительном подвиге Христа
За время проведения литургии прихожанам разъясняется цель появления Спасителя на земле и важность таинств
Божественная литургия св. Иоанна Златоуста
Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника- при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.
Библиография
• Священное Писание — Библия.
• Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» есть четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.
• Так как Библия является основой для нашей цивилизации то оно, для лучшей ориентации, поделено на книги (сейчас это отделы) и они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира.
• Существует Священное Писание на «Церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской мысли.
• Каждый православный христианин должен иметь «Священное Писание» и «Молитвослов».
• Священное Писание. Библия Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание. 1967 г. Св.Троицкий Монастырь, с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк. Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. Переиздана много раз в России и переведена на английский язык.723 стр., твер. пер., по стар. орф.
• Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, Начало Христианской Церкви, О вере и жизни христианской, О Богослужении. Было бы хорошо каждому православному христианину приобрести этот учебник.
• Есть на нашем узле: Закон Божий. О. С. Слободской Священникa Н.Р.Антоновa. Храмъ Божий и церковныя службы. 2-е издание дополненное. Учебникъ Богослужения для средней школы. 1912 г. С.-Петербургъ. Перепечатано Св.Троицким Монастырем в с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк, а также и в России. 236+64 стр., мягк. перепл.
Третий антифон
Диакон снова возносит малую ектению. Хор исполняет третий антифон, в который вошли евангельские заповеди блаженств.
Во Цáрствии Твое́м помяни́ нас, Гóсподи, егдá прии́деши во Цáрствии Твое́м.
Егдá — «когда».
Прии́деши во Цáрствии Твое́м — т.е. вместе с Царствием Твоим.
Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Цáрство Небе́сное.
Блаже́ни — «блаженны».
Яко — «ибо, потому что».
Блаже́ни плáчущии, я́ко тии́ уте́шатся.
Тии́ — «те».
Блаже́ни крóтцыи, я́ко тии́ насле́дят зе́млю.
Крóтцыи — «кроткие».
Насле́дят — «наследуют».
Блаже́ни áлчущии и жáждущии прáвды, я́ко тии́ насы́тятся.
Блаже́ни ми́лостивии, я́ко тии́ поми́ловани бу́дут.
Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко тии́ Бóга у́зрят.
Блаже́ни миротвóрцы, я́ко тии́ сы́нове Бóжии нареку́тся.
Сы́нове — «сыновьями».
Блаже́ни и́згнаны прáвды рáди, я́ко тех есть Цáрство Небе́сное.
Блаже́ни есте́, егдá понóсят вам и изжену́т, и реку́т всяк зол глагóл на вы, лжу́ще Мене́ рáди. Рáдуйтеся и весели́теся, я́ко мздá вáша мнóга на небесе́х.
Понóсят вам — «поносят, бесчестят вас».
Изжену́т — «изгонят».
Реку́т всяк зол глагóл — «скажут всякое злое слово».
На вы — «на вас».
Мздá — «воздаяние».
Мнóга — «многая, большая».
Во время третьего антифона священник в алтаре читает неслышную прихожанам молитву:
Иже óбщия сия и соглáсныя даровáвый нам моли́твы, Иже и двемá или трем согласу́ющимся о и́мени Твое́м проше́ния подáти обещáвый! Сам и ны́не раб Твои́х проше́ния к поле́зному испóлни, подая́ нам в настоя́щем ве́це познáние Твоея́ и́стины и в бу́дущем живóт ве́чный дáруя.
Иже — «Тот, Который».
Общия — «совместные».
Соглáсныя — «согласные, воссылаемые в согласии, единомысленно».
Двемá или трем — «двум или трём».
Согласу́ющимся — «договаривающимся». «Тот, Который двум или трём договорившимся о имени Твоём обещал подать прошения». Эта молитва основана на словах Христа: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:19-20).
Раб Твои́х — «рабов Твоих».
К поле́зному — «к пользе».
Настоя́щем — «нынешнем».
Ве́це — «веке, т.е. сроке жизни».