Краткое содержание сказки «щелкунчик и мышиный король» гофмана

Краткое содержание

Елка

В канун Рождества Фриц и Мари с нетерпением ожидают, когда их позовут к елке распаковывать подарки. Особенные надежды они возлагают на подарок от их крестного Дроссельмейера, который «всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился».

Подарки

Среди подарков Мари находит «нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду», а также нарядное шелковое платьице. Фриц также получает желаемое – великолепного гнедого коня и эскадрон гусар.

Дети любуется подарком Дроссельмейера – музыкальным замком «со множеством зеркальных окон и золотых башен» и с танцующими фигурками.

Любимец

Мари замечает, что под елкой лежит «замечательный человечек», призванный «аккуратно разгрызать твердые орехи». Девочка быстро привязывается к новой игрушке, которую очень быстро ломает шалун Фриц.

Чудеса

Перед сном дети укладывают свои чудесные игрушки в стеклянный шкаф. Неожиданно перед глазами изумленной Мари из-под пола появляются «семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах» – это Мышиный король, который намеревается атаковать стеклянный шкаф с игрушками.

Битва

Щелкунчик берет на себя командование армией Фрица. Битва между игрушками и мышами идет не на жизнь, а на смерть. Желая спасти милого Щелкунчика, Мари кидает в Мышиного короля свою туфельку. От сильного волнения девочка падает в обморок, не заметив, что ее рука порезана осколками разбитого стеклянного шкафа.

Болезнь

На следующее утро Мари с жаром принимается рассказывать о событиях прошлой ночи, но ей никто не верит. В результате «несколько дней ей пришлось лежать в постели и глотать лекарства».

Старый советник Дроссельмейер приходит навестить Мари и рассказывает ей сказку о твердом орехе.

Сказка о твердом орехе

С самого рождения принцесса Пирлипат поражала всех своей красотой – не было на свете девочки, прекраснее ее.

Однажды король просить приготовить его любимое лакомство – колбасы. Добрая королева поделилась с Мышильдой – королевой мышей – кусочком сала, но тут прибежала вся мышиная родня, и вмиг уничтожила практически все сало.

Разгневанный король изгнал Мышильду и всех ее подданных из дворца, на что она пообещала непременно отомстить ему.

Продолжение сказки о твердом орехе

Дождавшись пока королевские няньки заснут, Мышильда превратила Пирлипат в уродину. Королевский часовщик Дроссельмейер получил приказ в течение месяца вернуть принцессе ее ангельский облик. С помощью придворного звездочета он выяснил, что спасти принцессу от мышиного заклятия поможет орех Кракатук, преподнесенный особым образом юношей, который никогда не брился и не носил сапог.

Конец сказки о твердом орехе

После пятнадцати лет странствий Дроссельмейер случайно отыскал твердый орех Кракатук в родном Нюрнберге, у двоюродного брата. К тому же под все описания подходил и его племянник, прекрасный юноша Щелкунчик. Ему удалось расколдовать принцессу, но на последнем шаге он оступился. В «один миг юноша стал так же безобразен, как до того принцесса Пирлипат».

Дядя и племянник

«Мари ни минуты не сомневалась уже во время рассказа», что все услышанное – чистая правда, и лишь сокрушалась, что Дроссельмейер никак не помог своему племяннику.

Победа

Мышиный король принимается шантажировать Мари, но она не выдерживает и обо всем рассказывает Щелкунчику.

Ночью игрушка оживает и бесстрашно убивает противника, после чего преподносит Мари «семь золотых корон мышиного короля».

Кукольное царство

Щелкунчик ведет ее в прекрасное кукольное царство, расположенное в старом платяном шкафу. Девочка с восхищением рассматривает Миндально-Изюмные ворота, Рождественский лес, Апельсиновый ручей и многие другие чудеса, которые, словно красочный калейдоскоп, проносятся у нее перед глазами.

Столица

На «двух золоточешуйчатых дельфинов, впряженных в раковину», Щелкунчик и Мари отправляются в столице кукольного царства – Конфетенбург. В Марципановом замке Мари вместе с сестрами Щелкунчика готовит чудесные сладости, в то время как маленький храбрец рассказывает «о страшной битве с полчищами мышиного короля».

Заключение

Мари рассказывает о своем чудесном путешествии родителям, но те только смеются. Неожиданно в доме Штальбаумов появляется хорошенький мальчик – племянник их крестного, советника Дроссельмейера.

«Как только молодой Дроссельмейер очутился наедине с Мари», он признается, что он и есть тот самый Щелкунчик, который, благодаря Мари, избавился от страшного проклятья. Он делает предложение руки и сердца девочке, а через год увозит ее в волшебное Кукольное королевство.

«Щелкунчик и мышиный король» очень краткое содержание

Гофман «Щелкунчик и мышиный король» краткое содержание для читательского дневника:

Мари и Фриц получают подарки в новогоднюю ночь. Среди них девочка замечает Щелкунчика, некрасивую куклу. Забавляясь с ним, Фриц ломает ему челюсть. Мари перевязывает кукле голову платком. Ночью она видит, как игрушки ведут бой с мышиным королем и его армией.

Дроссельмейер рассказывает девочке сказку про принца Щелкунчика. Мари помогает ему победить в схватке с королем мышей. Утром она понимает, что видела сон. К ним домой приходит племянник Дроссельмейера — Щелкунчик — и просит руки Мари.

Вывод:

Внутренняя красота важнее внешней, и доброта делает человека красивым. Мари заметила некрасивую куклу среди прочих и испытала симпатию к заколдованному принцу из-за его доброй души. Любовь помогла ей быть храброй и решительной и не бояться мышиного короля. Благородство, искренность и смелость Мари позволили Щелкунчику влюбиться в нее и забрать в свое королевство кукол.

Щелкунчик – краткое содержание балета Чайковского

Действие первое

Действие балета происходит в дома доктора Штальбаума. Все ждут Рождественских праздников. В доме будут гости. На кухне идет приготовление торжественных блюд. Родители выбирают детям нарядную одежду. В комнате наряжена елка.

Дети — дочь Маша и сын Фриц с нетерпением ждут подарков. Фриц — любимец родителей. Он получает больше сладостей и игрушек, чем скромная Маша.

Детей очень интересует, что на этот раз подарит их крестный Дроссельмейер. Он всегда балует Фрица и Машу необычными подарками. Среди игрушек, которые принес крестный — странный уродливый человечек с большими зубами. Она может разгрызать орехи, а зовут этого человечка Щелкунчик. Игрушка понравилась Марии, она берет ее себе. Несносный Фриц сломал Щелкунчику зуб, заставляя его разгрызать орехи, но Дроссельмейер починил игрушку и вернул ее Маше. Праздник заканчивается, гости разъезжаются по домам. Маша пробирается в комнату, чтобы еще раз взглянуть на покалеченного Щелкунчика.

С боем часов появляется Дроссельмейер. Он уже не просто крестный, он — добрый волшебник. По взмаху его волшебной палочки комната превращается в огромный зал, игрушки оживают и увеличиваются в размере.

В зал врывается Мышиный король в сопровождении огромной армии мышей. Горсткой елочных игрушек командует Щелкунчик. Начинается битва. Силы не равны. Мыши побеждают, но тут на помощь к игрушкам приходит Маша. Смелая девочка берет горящую свечу и швыряет ее в Мышиного короля. Воспользовавшись минутным замешательством противника, Щелкунчик вонзает в Мышиного короля свою саблю. Лишившись своего предводителя, мыши в панике бегут с поля боя, а торжествующие елочные игрушки празднуют победу. Добросердечной Маше жалко пораненного Мышиного короля, она перевязывает ему раны. После этого Король убегает. Игрушки поднимают Машу на руки и подносят ее к Щелкунчику. Но вместо уродливого Щелкунчика перед Машиными глазами — отважный и прекрасный Принц.

Маша и принц взялись за руки и полетели в окружении снежинок на прогулку по звездному небу. Их сопровождает Дроссельмейер. Злая Королева снежинок хочет заморозить Машу, но Щелкунчик и Дроссельмейер спасают девочку.

Действие второе

Маша и Щелкунчик прилетают в волшебный город Конфитюренбург. Все жители этого города — страшные сластены. Они любят конфеты и пирожные. Для дорогих гостей Фея Драже устраивают праздник. Все веселятся и танцуют. Узнав, что Маша спасла Щелкунчика от неминуемой гибели от зубов Мышиного короля, Фея превращает Машу в настоящую принцессу.

Снова появляется Дроссельмейер, взмахивает палочкой, и обстановка снова меняется. Все готовятся к свадьбе Маши и принца.

Эпилог

Рождественский праздник закончился, Маша просыпается в своей комнате. У нее в руках — деревянный Щелкунчик. В комнату заходит ее крестный — Дроссельмейер со своим племянником. Маша бежит навстречу гостям и замечает, что племянник Дроссельмейера удивительно похож на принца из сказки, которая ей приснилась ночью.

Популярные сегодня пересказы

Через день после приезда рассказчика в пионерский лагерь вожатый объявил, что теперь у отряда будет свой огород. Ребята предложили поделить всю землю на участки, закрепив за каждым двух ответственных

История представляет собой рассказ о том, как американская семья уезжает в Англию, где покупает старинный замок рода Кентервиль. По жанру данное произведение следует отнести к трагикомедии и одним

Главный герой произведения – дед Захар, крепостной кучер. Действие происходит во времена гражданской войны. У деда было двое внуков – Семен и Аникей. У Семена была жена Анисья и маленький сын

Действие происходит в Германии, в деревне на острове Фэр. Это фантастический рассказ, где главный герой – профессор Бройер. Профессор изобретает «вечный хлеб», это вещество зеленого цвета, похожее на тесто

Краткое содержание

Перед Рождеством юные Фриц и Мари находились в предвкушении, они ждали, когда их позовут смотреть подарки.

Особенно дети игрушек от крёстного, ведь он делал их своими руками.

Мари подарили кукол, новую игрушечную посуду и красивое платье. Фриц тоже получил то, что хотел — коня и сразу несколько солдатиков. Дроссельмейер же сделал для детей зеркальный музыкальный замок с золотыми башнями и танцующими фигурами.

Ночные чудеса

Мари заметила, что под ёлкой есть ещё одна игрушка — это был человечек, при помощи которого можно было аккуратно щёлкать орешки. Героине Щелкунчик очень понравился, и она начала играть только с ним, но в скором времени её брат Фриц сломал игрушку.

Перед тем как лечь спать, дети убрали все подарки в стеклянный шкаф. Внезапно, прямо перед Мари, из-под пола выбежали семь мышиных голов в блестящих коронах — это был король мышей, решивший напасть на шкаф с новыми игрушками.

Армией Фринца стал командовать Щелкунчик. Между игрушками начались ожесточённые бои. Мари очень испугалась за своего любимчика и кинула в короля мышей туфелькой. Героиня сильно переволновалась и упала в обморок. Она даже не обратила внимания, как порезалась об разбитый стеклянный шкаф.

Утром Мари проснулась с температурой и начала рассказывать о том, что произошло ночью. Девочке никто не поверил. В итоге последующие дни ей пришлось провести в кровати и пить лекарства.

Навестить малышку пришёл крёстный, он-то и рассказал ей интересную историю.

Сказка о твёрдом орехе

Принцесса Пирлипат была очень красива и все окружающие поражались этому. На всём белом свете не было ни одной девушки, которая была бы прекраснее неё.

Король попросил своих подданных приготовить для него любимое блюдо — колбасу. Его любимая супруга решила поделиться кусочком сала с королевой мышей — Мышильдой. Резко сбежались и её родственники, и они вмиг съели почти всё сало.

Мышильда дождалась пока все в замке лягут спать и превратила красавицу дочку короля в уродину. Часовщику Дроссельмейеру отдали приказ — вернуть девушке прежнее лицо за месяц. Ему стало известно, что спасти принцессу от злых чар можно при помощи ореха Кракатук. Принести его должен был мальчик, который не носил обуви и никогда не брился.

Дроссельмейер отправился в странствие. Спустя пятнадцать лет ему всё-таки удалось отыскать нужный орех у своего двоюродного брата в Нюрнберге. Там же был и юноша, подходящий под описание — прекрасный Щелкунчик. Мальчику удалось снять заклятие с принцессы, но в последнюю секунду он оступился и превратился в уродца.

Встреча с Мышиным королём

Мари ни на секунду не сомневалась, что история, рассказанная крёстным, была правдивой. Девочка не могла понять лишь одного, почему Дроссельмейер не смог помочь своему племяннику.

Король стал шантажировать Мари, она перепугалась и рассказала обо всём Щелкунчику. С наступлением ночи игрушка оживает, убивает мышиного короля и приносит девочки его семь корон.

Щелкунчик взял с собой Мари и отвёл в прекрасное царство кукол, вход в которое был старом шкафу. Девочка смотрела по сторонам и поражалась как же прекрасно всё вокруг.

Вдруг приезжают дельфины, и отвозят их с Щелкунчиком в замок. Там Мари знакомится с его правителями, и готовит различные сладости. Щелкунчик в это время делится историей о страшном сражении с королём мышей.

Завершение истории

Мари решила коротко рассказать родителям о своём удивительном путешествии, но они лишь посмеялись над ней. Внезапно в дом к Штальбаумам приходит юный мальчик — племянник их крёстного.

Оставшись наедине с Мари, гость сразу же рассказал ей, что он и есть тот самый Щелкунчик. С помощью доброй девочки герой смог избавиться от страшного проклятья Мышильды. Щелкунчик сделал Мари предложение руки и сердца. Через год он забрал её с собой, в волшебное кукольное царство.

После изучения краткого содержания сказки «Щелкунчик и Мышиный король», рекомендуется начать читать полную версию произведения.

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание книги Нежданно-негаданно Распутина Речь в произведении идет о Сене Позднякове. Это добропорядочный, честный человек, который отличается состраданием, добротой, чутким нравом. Его жене автор также дает исключительно
  • Борьба за огонь — краткое содержание романа Рони-старшего История рассказывает о первобытном обществе, когда огонь являлся невероятной ценностью. Повествование начинается со сражения племени уламров со своими соперниками, которые не только убивают много людей
  • Краткое содержание романа Так говорил Заратустра Ницше Данный роман описан в четырех частях, каждая из которых издавалась отдельно друг от друга. В его основе есть притчи из философии, также рассказывается о нравственных и моральных вещах
  • Звездный билет — краткое содержание романа Аксенова Произведение повествует о двух братьях Денисовых, Викторе и Дмитрии, живущих в Москве в период шестидесятых годов двадцатого века.

История создания

Оглавление

  1. Балет был создан по мотивам детской сказки «Щелкунчик и Мышиный король», автором которой был Теодор Амадей Гофман.
  2. Версия сказки, которую использовали при создании балета, была не оригинальной сказкой Гофмана, а версией Александра Дюма, который написал сказку, используя оригинал, при этом немного изменив сюжет. Именно его версия и попала в руки И. А. Всеволжскому, который стал инициатором создания балета.
  3. Всеволжский также занималась подбором костюмов для исполнителей ролей и руководил созданием постановки с момента ее написания и до момента выхода произведения на сцену.
  4. Перед созданием произведения Чайковский записал себе сюжет сказки со слов Всеволжского.
  5. В оригинальном произведении имя главной героини – Мари. В некоторых источниках главную героину называют Клара. Однако, если судить по первоисточнику, то Клара — это просто ее любимая кукла. Во многих постановках она попросту отсутствует. При исполнении на российской сцене было принято решение изменить имя на Мария, или просто Маша. Это имело ряд причин. Одна из них: идеология, связанная с отношением к немцам после первой мировой войны.
  6. Написание музыки далось композитору не легко. Периодически он отвлекался, а само произведение жестко критиковал. Есть мнение, что именно в момент создания музыки к Щелкунчику у Чайковского умирает сестра. И это сказывается на произведение в виде некоторых трагичных ноток во втором акте.
  7. Постановкой и созданием балета Чайковский занимался вместе с Мариусом Петипой, а также с хореографом Львом Ивановым.
  8. Петипа был известен тем, что стал одним из основоположников русского балета. Именно он написал либретто по детской сказке, которое позже стало скелетом для создания балета.
  9. И.А. Всеволжский придумал город Конфитюренберг, который появляется во втором акте.
  10. По задумке, первоначально была идея сделать постановку, состоящую из оперы, в которую входит один акт и один балет. Поэтому «Щелкунчик» и «Иоланта» выходили вместе. Они выглядели как самостоятельные произведения, и впредь ставились по отдельности.

Состав балета

Состав:

  1. Увертюра
  2. Действие первое.
    1. Картина 1.
      1. Украшение и зажигание ёлки
      2. Марш
      3. Детский галоп и выход родителей
      4. Сцена с танцами
        1. Выход Дроссельмейера
        2. Танец заводных кукол (мазурка)
        3. Демонический танец
      5. Сцена и Гросфатер
        1. Появление Щелкунчика-куклы
        2. Полька Щелкунчика
        3. Колыбельная Мари и игры Фрица
        4. Танец родителей и гостей (Гросфатер)
      6. Сцена (Мари и Щелкунчик)
        1. Колыбельная
        2. Преображение детской
        3. Рост ёлки
      7. Появление мышей и сражение
    2. Картина 2.
      1. Еловый лес зимой
      2. Вальс снежных хлопьев (танец снежинок)
  3. Действие второе.
    1. Дворец сластей Конфитюренбург
    2. Прибытие Мари и Щелкунчика
    3. Дивертисмент

      1. Шоколад (испанский танец)
      2. Кофе (арабский танец)
      3. Чай (китайский танец)
      4. Трепак (русский танец; карамельная трость)
      5. Танец пастушков (датский марципан)
      6. Мамаша Гигонь (Жигонь) и паяцы
    4. Вальс цветов
    5. Па-де-де

      1. Фея Драже и принц Оршад
      2. Вариация I: тарантелла
      3. Вариация II: танец Феи Драже
      4. Кода
    6. Финальный вальс
    7. Апофеоз

1991, «Hard Nut»

балет Постановка Марка Морриса, театр «Ла Монне», Брюссель

Для Марка Морриса “Щелкунчик” не был воспоминанием о снежной русской зиме или частью его собственной балетной инициации. Скорее он принадлежит к тому поколению, которое знакомилось с классической музыкой при помощи вышеупомянутой “Фантазии”.

Его собственный “Щелкунчик” называется “Крепкий орешек” и стилизован под подростковую вечеринку жесткого поствудстоковского толка.

Вместо елочных принцев у Морриса есть американские комиксы как образцы для подражания, а все добрые и злые чудеса происходят на фоне того, что подросткам, оставшимся на один вечер без взрослых, хватает денег на выпивку, но не хватает на закуску.

Популярные сегодня пересказы

Петр Великий — краткое содержание поэмы Ломоносова Произведение по жанровой направленности является посвящением преподавателю поэта, который курировал его в Московском государственном университете, Шувалову Ивану Ивановичу.
Спеши любить — краткое содержание романа Спаркс Юноша Лэндон Картер учился в престижной школе и был всеобщем любимцем девчонок

Красивый, смелый, отважный, он привлекал к себе внимание многих. В него была влюблена дочь местного священника Джейми.
Краткое содержание Красный шарик в синем небе Драгунского Произведение является составной часть сборника «Денискины рассказы», повествующего о различных историях из жизни мальчика по имени Дениска.
Юлия, или Новая Элоиза — краткое содержание романа Руссо История стара, как мир

В небольшом городке Сен-Пре, питает чувства к своей ученице Юлии, в свою очередь она, дочь барона. Конечно же барон д`Энтаж ни за что не согласиться выдать свою любимую дочь за безродного бедняка.

https://youtube.com/watch?v=ENY29GVYFCQ

[править] Дальнейшие постановки

Балет «Щелкунчик» признан мировым шедевром и неоднократно ставился на разных сценах мира.

Галина Сергеевна Уланова в роли Маши, 1934 г.

Среди огромного количества постановок:

1919 — Большой театр, Москва; балетмейстер Александр Горский, дирижёр Н. А. Федоров, художник Константин Коровин; Клара — Валентина Кудрявцева, Фриц — Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц — Ефим Ефимов, Дроссельмейер — Алексей Булгаков. В этой постановке сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры.

  • 1923 — Ленинградский Кировский театр (прошлая и нынешняя Мариинка), возобновление постановки Л. И. Иванова в декорациях первой постановки; балетмейстеры Ф. В. Лопухов и А. В. Ширяев, дирижёр А. В. Гаук; фея Драже — Елизавета Гердт, принц Коклюш — Михаил Дудко, Дроссельмейер — Николай Солянников.
  • 1929 — Ленинградский Кировский театр (прошлая и нынешняя Мариинка). Новая редакция; балетмейстер Ф. В. Лопухов, дирижёр А. В. Гаук, художник Владимир Дмитриев; Маша — Ольга Мунгалова, Щелкунчик — Пётр Гусев, Дроссельмейер — Леонид Леонтьев.
  • 1932 — спектакль балетного техникума при ГАБТе, Москва; балетмейстер Л. И. Иванов, возобновление А. И. Чекрыгина и А. М. Монахова, дирижёр Ю. Ф. Файер, художник Панфилов; Клара — Евгения Фарманянц, Щелкунчик — Юрий Папко, Фриц — Ю. Гербер, Дроссельмейер — Александр Чекрыгин, фея Драже — Ольга Лепешинская.
  • 1934 — Ленинградский Кировский театр (прошлая и нынешняя Мариинка), балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижёр Е. А. Мравинский, художник И. Ф. Селезнев; Маша — Г. С. Уланова, Щелкунчик-принц — К. М. Сергеев
  • 1939 — Большой театр, Москва; балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижёр Ю. Ф. Файер, художник В. В. Дмитриев; Маша — Марина Семенова, Щелкунчик — Алексей Ермолаев, Дроссельмейер — Владимир Рябцев.
  • 1954 — New York City Ballet, балетмейстер Джордж Баланчин. Этот спектакль стал не просто спектаклем-долгожителем; в рождественские дни он уже более полусотни лет каждый год принимает новых зрителей, сменив уже не одно поколение и зрителей, и исполнителей. Баланчин изначально ставил свой балет как детский — на детей и для детей, поэтому основные танцевальные партии были им отданы взрослым артистам: Фее Драже или Сладостей (Sugarplum Fairy) и Принцу Коклюшу (Оршад).
  • 1967 — Ballet Royal de Suède, балетмейстер Рудольф Нуреев (1985 г. повторил постановку для Парижской оперы)
  • 1976 — балетмейстер Михаил Барышников

и еще множество других

В дальнейшем балетные постановки неоднократно экранизировались. По музыке Чайковского были также сняты мультфильмы. В 1940 году мультипликатор Уолт Дисней использовал фрагменты музыки при создании мультфильма «Фантазия». С тех пор музыка из «Щелкунчика» неоднократно звучала с кино- и телеэкранов.

Первая трактовка

«Щелкунчик» и Петипа разминулись. Считается, что хореограф, пребывая в депрессии после смерти дочери, переложил всю работу на своего ассистента Льва Иванова. В сотрудничестве с ним Чайковский и заканчивал свой балет.

Впоследствии, уже после премьеры, газеты сообщали, что Петипа намерен представить его новую версию. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: балетмейстер так и не вернулся к своему проекту.

Премьера балета состоялась 6 декабря (18 декабря по новому стилю) 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся петербургского Императорского театрального училища.

Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Императорского Мариинского театра, 1892

Вопрос о том, сколько идей Петипа перешло в хореографию Иванова, дискуссионный. Иванов в основном иллюстрировал сюжет, не обращая внимания на драматические возможности партитуры. Именно у него снежная буря и превратилась в безобидный вальс снежных хлопьев. Второе действие балета критики назвали вульгарным: балетные артистки, одетые сдобными булочками-бриошами, были восприняты как вызов хорошему вкусу. Сам Чайковский также остался недоволен постановкой. Последний раз спектакль Иванова возобновляли в 1923 году, после чего он навсегда исчез со сцены Мариинского театра.

Footer

События Анонсы
Репортажи
Интервью

  • Игра в классики

Публикации

  • Знаменательные даты

Страницы календаря Андрея Тихомирова
Юмор и курьезы
Индустрия звукозаписи
Ссылки
Исаак Стерн
Колонка Александра Курмачева
Видео

  • Сумерки богов

Тесты

Спецпроекты

  • Конкурс имени Чайковского Конкурс имени Чайковского – текстовый онлайн

Нано-опера 2020 – текстовый онлайн
Всероссийский музыкальный конкурс
“Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
Конкурс имени Евгения Светланова
Grand piano competition

  • Grand piano competition 2020 – текстовый онлайн

Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
О нас

  • E-mail рассылки

Бриф для пиарщиков
Рекламодателям
Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
Правила размещения и использования материалов и информации
О персональных данных
пользователей

Февраль 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29

Наши друзья

  • «Форум Чайковского»
  • DoubleReed.Ru
  • Конкурс имени Чайковского — спецпроект
  • ChamberMusic.Ru
  • Cello.Ru
  • Валторнист Игорь Лифановский
  • Фестиваль Василия Ладюка «Опера Live»

«Щелкунчик» перебирается за океан

Первые десятилетия после премьеры на сцене Мариинского театра в 1892 году, «Щелкунчик» ставился исключительно в России и в Европе. В спектакле было задействовано много детей, за что представление подвергалось критике со стороны публики. Его эволюция от «ну да, нравится» до «любимой праздничной традиции» выглядит примерно так:

1919 год. Хореограф Александр Горский на роли Клары и Щелкунчика берёт взрослых исполнителей. К слову, переносит балет на сцену Большого театра. Он также создает сокращенную версию: в среднем двухчасовую продолжительность спектакля считали долгой.

1920 – 1934 годы. Разные хореографы продолжают экспериментировать с балетом, отдавая всё больше ролей взрослым. Анализируют, какие танцы лучше всего сократить, чтобы укоротить балет и повысить зрительский интерес, пытаясь сделать историю более правдоподобной.

1934 год. «Щелкунчик» на английской сцене, впервые за пределами России. Балет поставил Николай Сергеев, эмигрировавший в Англию в 1919 году. Сергеев использовал оригинальную хореографию Петипа-Иванова.

1944 год. Художественный руководитель балета Сан-Франциско Уильям Кристенсен решил взять оригинальную версию Петипа-Иванова целиком, без сокращений, и представить балет в Рождественский сочельник. Публика приняла постановку с восторгом. И с тех «Щелкунчик» идёт на сцене самой старой балетной компании США каждый год в канун Рождества и на протяжении всего зимнего сезона.

1954 год. Джордж Баланчин, возглавляющий NYCB, поставил «Щелкунчик» в Нью-Йорке, максимально используя оригинальное либретто. И вот тогда уже началось рождественско-щелкунчиковое безумие по всей Америке.

1966 год. Юрий Григорович поставил своего «Щелкунчика» на сцене Большого театра. Костюмы к спектаклю создал Симон Вирсаладзе. Эта версия считается чуть ли не совершенством. Юрий Николаевич переосмыслил всё, сделанное предшественниками, и создал волшебство, которое заставляло зрителя задуматься, есть ли абсолютное счастье или нет.

Либретто

Балет в двух действиях с прологом

Пролог

В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки с куклами и маршируют мальчики с саблями.

Действие I

Дети доктора Штальбаума, Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крёстного. Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнаёт, что они все убраны.

Чтобы успокоить девочку, крёстный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет её. Фриц нечаянно ломает куклу, и Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари. Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гроссфатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь, и комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом.

Мари возвращается и обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер, но сейчас он уже не крёстный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой, и в комнате всё начинает меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, а ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного Короля. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой.

Щелкунчик и Мышиный Король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков. В отчаянии она снимает с себя туфельку и со всей силой бросает её в Мышиного Короля. Он напуган и убегает вместе со своим войском. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо последнего начинает меняться. Он перестаёт быть Щелкунчиком и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звёздным небом и фантастически красивой ёлкой. Вокруг кружатся снежинки.

Действие II

Мари и Принц любуются красотой звёздного неба, и вспоминают как их атаковали мыши, и как Принц нанёс им поражение. Все танцуют, веселятся и празднуют победу над мышиным войском. Испанская, Арабская, Китайская и Русская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи. Появляется Дроссельмейер и опять меняет всё вокруг. Все готовятся к свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается, а Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Существует также так называемый фрейдистский вариант балета, разработанный Рудольфом Нуреевым. Согласно ему, после танца с Принцем Мари просыпается, и Щелкунчиком оказывается помолодевший Дроссельмейер.

Другие интерпретации

Новый взгляд на балет Чайковского представили балетмейстер Александр Горский и художник Константин Коровин (1919, Большой театр). В их спектакле сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры. В финале Горский оставлял Клару в мистическом сне. Вместо Феи Драже и принца Коклюша Горский отдал Адажио маленьким героям — Кларе и принцу Щелкунчику. Эта идея оказалась настолько хороша, что прочно прижилась в России.

К.А. Коровин. Эскиз бутафории к балету «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Китайский домик. 1919, Третьяковская галерея

Ещё дальше пошёл Василий Вайнонен . Он откорректировал сюжет Петипа, заставив детей в финале первого акта повзрослеть, и выявил в балете историю девочки, полюбившей уродливую куклу (он назвал её Машей, и это имя надолго прижилось в отечественных постановках). Вслед за Горским Вайнонен убрал Коклюша с Феей Драже. Общая тональность спектакля была светлой; это был идеальный детский спектакль с фантастическими фокусами, яркими куклами и ёлкой, сверкающей праздничными огнями. Трагические мотивы балетмейстер оставил без внимания. В финале Щелкунчик и Маша, как и положено в сказке, превращались в Принца и Принцессу. Этот спектакль стал своего рода эмблемой Мариинского театра.

Юрий Григорович , отталкиваясь от музыки Чайковского, в очередной раз переписал либретто, заимствовав лучшие идеи у Горского и Вайнонена. Григорович первым в России создал из «Щелкунчика» философскую притчу о недостижимости идеального счастья. В этом спектакле Маша, простившаяся во сне со своим детством, в финале просыпалась в своей комнате — снова девочка и снова среди игрушек. Эта история изумительно точно и гармонично легла на музыку Чайковского, выявив её драматический потенциал.

Между тем традиции пышного дореволюционного «Щелкунчика» продолжил великий реформатор балета Джордж Баланчин, создатель бессюжетных хореографических постановок, который оказал значительное влияние на развитие хореографической школы в США (1954, Нью-Йорк Сити балет). Когда-то, ещё будучи учеником балетного училища в Петербурге, он участвовал в том самом спектакле, который разочаровал Чайковского. Спустя многие годы он решил оттолкнуться от идей Иванова и поставить пышный дивертисмент, в котором сам сюжет убрал на второй план. У Баланчина дети, попав в кондитерский рай, остаются детьми и смотрят на происходящие чудеса со стороны. Адажио танцуют Фея Драже и Кавалер (так Баланчин обозвал принца Коклюша). Хотя в философские смыслы музыки Чайковского хореограф не углублялся, его версия стала самой популярной в США: на неё до сих пор ориентируются многие американские постановщики «Щелкунчика».

В 1973 году балет «Щелкунчик» соединился с искусством анимации (режиссёр мультфильма — Борис Степанцев). Зрителей поразила — и поражает до сих пор — фантазия его авторов: в начальном эпизоде вместе с Машей танцует метла, а в Вальсе цветов Принц и Маша взлетают в небеса, подобно героям Шагала. И пусть главная героиня вопреки Гофману, Дюма и Петипа превратилась в девочку-служанку, эта версия «Щелкунчика» стала в России не менее классической, чем балет Григоровича.

Из версий XXI века отметим постановку «Щелкунчика» художником Михаилом Шемякиным и хореографом Кириллом Симоновым . Идеолог спектакля Шемякин вольно обошёлся с сюжетом, зато подспудно воскресил дух Гофмана, поставив балет как злой гротеск про мышиное царство. В финале крысы съедают Машу и Щелкунчика, превратившихся в засахаренных куколок.

П. Чайковский. «Щелкунчик». Мариинский театр. Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, декорации, костюмы и постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова. Сцена из спектакля. Фото Н. Разиной

Память о том, что премьера «Щелкунчика» прошла в один вечер с премьерой «Иоланты», сподвигла режиссёра Сергея Женовача вновь соединить вместе эти два произведения. В 2015 году, поставив «Иоланту» в Большом театре, он предварил её сюитой из «Щелкунчика» и заставил слепую Иоланту вслушиваться в музыку балета и сопереживать ей.

Музыку из «Щелкунчика» мы можем слышать не только в оперных или концертных залах. Она звучит за кадром во многих фильмах («Один дома»), мультфильмах («Том и Джерри»), телесериалах («Друзья»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector