«я тебя никогда не забуду». подлинная история «юноны» и «авось»
Содержание:
- Краткое содержание сюжета
- [править] Значение
- Правдивая история Резанова и Кончиты:
- Визит в Японию: «посол отседова!»
- История рок-оперы «Юнона и Авось»
- [править] История создания
- Основные герои
- [править] Дальнейшие постановки
- Короткий пересказ «Юнона и Авось»
- Второе действие
- Список музыкальных тем
- Композитор
- Влияние произведения
- Американское предприятие
Краткое содержание сюжета
В основу сюжета спектакля положены события, происходившие на самом деле. Известный русский путешественник – граф Николай Рязанов – после смерти своей жены принимает решение посвятить оставшуюся жизнь на благо родины. Долгое время его целью было наладить торговые взаимоотношения с жителями Американского континента. Предложения Резанова не находят отклика у российских властей. Но однажды ему все-таки поручают ответственное задание – отправиться к берегам Америки. Перед поездкой граф рассказывает об одном случае, который произошел с ним еще в юношеские годы. Во сне ему явилась Казанская Божья Матерь. Встреча произвела на него неизгладимое впечатление. Богородица пообещала графу неустанно молиться за него. Два корабля под Андреевскими стягами отправляются в далекое плавание к берегам далекого континента. В это время в Испанской Калифорнии активно идут приготовления к свадебному торжеству. Дочка местного губернатора – Кончита Аргуэльо – готовится выйти замуж за своего жениха Фернандо.
Русский граф высказывает свое почтение от лица государства. Отец девушки приглашает его на официальное торжество, посвященное 16-летию Кончиты в качестве посланника самого императора Александра. На балу русский путешественник приглашает юную именинницу на танец, который становится роковым моментом в судьбах обоих. Фернандо безумно ревнует свою невесту к иностранному гостю. Подчиненные графа с особой циничностью заключают между собой спор – сможет ли он обольстить Кончиту. Между соперниками назревает конфликт.
Ночью в своих покоях молодая девушка читает молитву, обращенную к деве Марии. В эту ночь Резанов объясняется ей в любви. В душе девушки рождается взаимность. Однако удача покидает русского графа: Фернандо вызывает его на дуэль. Российско-Американская кампания графа не может похвастаться успехами, дела экспедиции идут не лучшим образом. Скандал, возникший из-за опрометчивых действий графа, вынуждает экипаж покинуть Америку.
Перед отъездом влюбленные дают друг другу клятвы в верности и совершают тайную помолвку. По пути к Аляске Резанов тяжело заболевает и умирает.
Тайная встреча князя Резанова и Кончиты
Кончита самоотверженно ждет своего возлюбленного. Вскоре до нее доходят печальные известия о кончине графа. Отказываясь верить в свое горе, девушка все же надеется на встречу с возлюбленным. В ожидании проходят три десятилетия. Отчаявшись, она дает обет молчания и остается жить в монастырской обители, где и умирает.
Спустя два столетия, происходит символическая встреча влюбленных. Осенью 2000-го года шериф города Бениша, где похоронена Кончита, привозит землю с ее могилы и цветок розы, чтобы положить их к кресту на могиле графа. На одной его стороне написана фраза: «Я тебя никогда не забуду», а на другой – «Я тебя никогда не увижу».
[править] Значение
Значение постановки для советской культуры было огромно. Еще бы: прямо в центре Москвы идет рок-спектакль, идеологически не совместимый из линией коммунистической партии. Еще при приемке спектакля цензурной комиссией и авторы постановки, и артисты опасались за свое творение. Но страхи оказались напрасны: спектакль был разрешен. Оказывается, рок-опера и православные песнопения совсем не подрывали идеологических государственных основ. Правда, это было время, когда советская власть доживала последние годы, рухнув через несколько лет, что было официально зафиксировано горбачевской Перестройкой в 1985 году, хотя официально страна еще какое-то время существовала.
Спектакль «Юнона и Авось» стал долгожителем в репертуаре Ленкома, сменив не одно поколение актеров.
Правдивая история Резанова и Кончиты:
Николай Петрович Резанов родился 26 марта 1764 года. Служил в лейб-гвардии, был приближен Екатериной II и принят в ее охрану, после возглавлял канцелярию (сперва у графа Чернышова, а затем — у поэта Державина), а с 1797 по 1799 год был обер-секретарем Правительствующего Сената.
Будучи в 1794 г. в Иркутске, Резанов знакомится с путешественником Г. Шелеховым, берет в жены его дочь Анну. Вскоре под влиянием семьи Шелеховых Резанов становится корреспондентом (представителем) организованной ими Российско-Американской Компании в Санкт-Петербурге.
Через восемь лет супружеской жизни, буквально через 12 дней после рождения дочери жена Резанова умирает. В это время Н. Крузенштерн предоставляет властям проект кругосветного плавания. В 1803 году начальство дает «добро» и назначает руководителем экспедиции… нет-нет, совсем не Крузенштерна, как доныне думают многие, а Резанова. Конфликт между Резановым и Крузенштерном, а также голод в русских колониях в Америке (которые должен был проинспектировать Резанов) заставляют его отколоться от экспедиции и направиться в Калифорнию, чтобы наладить торговые отношения с испанскими колониями. Во время посещения Сан-Франциско Резанов знакомится и обручается с дочерью коменданта крепости — 16-летней Кончитой. Но путешественнику надо отвезти отчет российским властям, и он направляется в столицу через Сибирь. Однако Резанов не доехал до Петербурга. По пути он провалился под лед и скончался от лихорадки 1 (13) марта 1807 г. в Красноярске.
Кончита долго не верила слухам о смерти Резанова, а когда получила достоверные сведения, дала обет молчания, и вскоре ушла в доминиканский монастырь в Монтерее, став первой калифорнийской монахиней.
Как видите, даже в столь сжатом изложении эта история имеет все данные, чтобы претендовать на поэму о романтической любви. Америка и Россия, православный россиянин «в летах» и юная испанка-католичка, ветер странствий и трагический финал — подобные темы были востребованы во все времена, а уж тем паче во времена «холодной войны» между США и СССР.
А. Вознесенский: «В Ванкувере один профессор дал мне историческое исследование о Резанове, изданное в Америке. Я был потрясен: этой историей интересуются американцы, в России же историки игнорируют эту тему. Русские ничего не знают о великом русском путешественнике. Я считаю, что его любовная история сильнее, чем „Ромео и Джульетта“. В Вероне есть Дом Ромео и Джульетты. За ним стоит стена, очень похожая на кремлевскую, с зубцами. …Но это все выдумано, потому что Ромео и Джульетты не было, а Кончита и Резанов были. Если бы они обвенчались, то Россия бы вступила на тот берег океана. И вся мировая история пошла бы по другому пути. Все это меня захватило. Я стал собирать исторические свидетельства».
О том, чем закончилась эта история, читайте в заключительной части статьи.
Визит в Японию: «посол отседова!»
На пути в Японию «Надежду» потрепал жестокий ураган. Экипаж надеялся починить снасти и корпус в Нагасаки, но 8 октября на рейд шлюп не пустили, заставив встать на якорь в заливе. Япония исповедовала Сакоку, то есть жесткую самоизоляцию, и незваным гостям оказалась не рада. Прибывшие на борт чиновники заставили русских передать на хранение в местный арсенал пушки, запасы пороха, всё оружие, реи и часть парусов. После долгих переговоров удалось оставить шпаги офицеров и ружья почетного караула посланника.
«Надежда» на рейде в Японии. (otdatshvartovy.ru)
Русских долго не пускали на берег. Лишь через два месяца вблизи порта выстроили небольшой дом, куда поселили только Резанова. Строение окружал высокий бамбуковый забор, вокруг которого стояла круглосуточная охрана. Так же тщательно сторожили и маленькую площадку с тремя деревьями, где разрешили по нескольку часов гулять матросам и офицерам.
Дипломатом Резанов оказался неважнецким. Он кричал на японских официальных лиц, угрожал пожаловаться императору Александру, даже симулировал болезнь, думая ускорить переговоры. Это не помогло — бюрократы ждали ответа из дворца микадо в Эдо, но проходили месяцы, а вестей из столицы всё не было. Оказалось, что русские подарки японцам не нужны. Их кимоно в пуговицах не нуждались, российский фарфор был хуже японского, к меху лисиц чиновники не прикасались, так как считали, что лиса — нечистое животное. Резанов безуспешно пытался торгануть отвергнутыми подарками, а потом даже предлагал поменять их на японские лаковые шкатулки. Когда обмен не удался, российский камергер попросту присвоил пятьсот присланных ему образцов.
Через полгода пребывания русских в Японии, из Эдо прибыл, наконец, переговорщик. На аудиенции Резанову не дали стула, заставив сидеть прямо на полу. В такой неудобной позе он узнал, что Япония не собирается устанавливать никаких дипломатических отношений с Россией, не нуждается в торговле с северным соседом и требует от посольства побыстрее убраться из Нагасаки. Оружие и снасти вернули на «Надежду», а её трюмы забили продовольствием, которые Резанов тут же попытался объявить собственностью Российско-Американской компании. Только под нажимом офицеров он согласился отдать часть соли и зерна жителям Петропавловска.
Русские подарки и посол Резанов. (wikipedia.org)
«Надежда» вернулась на Камчатку, куда вскоре пришла и почта из Петербурга. Крузенштерн узнал, что он награжден орденом святой Анны второй степени, а Резанов получил всего лишь золотую табакерку и предписание покинуть экспедицию и проинспектировать российские владения на Аляске. С тем и распрощались. Добравшись до Ново-Архангельска Резанов обнаружил, что колонисты находятся на пороге смерти от голода. Аляска — край не плодородный, а подвоз продуктов из Охотска и Петропавловска был крайне нерегулярен. Очень кстати к городу подошла «Юнона» — судно американского торговца Джона Вульфа с грузом продовольствия. Резанов купил весь груз вместе со шхуной, но это лишь ненадолго спасло ситуацию. Тогда камергер решил наладить отношения с владениями Испании в Калифорнии, и на «Юноне» отплыл на юг. Неопытная команда вела корабль почти месяц. В марте 1806-го прибыли в Сан-Франциско.
История рок-оперы «Юнона и Авось»
Для своего времени “Юнона и Авось” была на редкость прогрессивной постановкой. Во-первых, это – рок-опера, а к року в те времена было настолько негативное отношение, что под названием “Юнона и Авось” было написано “современная опера”, написать “рок-опера” было нельзя. Во-вторых, музыка к “Юнона и Авось” включает музыкальные импровизации на темы православных песнопений, на сцене появляется Мадонна с младенцем. После премьеры спектакля западная пресса назвала его антисоветским, а цензура 2 года не пропускала стереопластинку с аудиозаписью “Юноны и Авось”.
“Юнона и Авось” в Ленкоме в своём первом составе: Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов, ария “Белый шиповник”
За 30 с лишним лет постановок актёрский состав сменился почти полностью: только артист-вокалист Александр Садо исполняет в “Юноне и Авось” одну из главных партий свыше 30 лет, с премьеры спектакля.
Сюжет “Юноны и Авось” основан на реальных событиях – об экспедиции графа Резанова в Калифорнию, его романе с дочерью губернатора Калифорнии Кончиттой и внезапной смерти.
Для современного зрителя спектакль “Ленкома” недостаточно динамичен – особенно, первое его действие, которое состоит из набора сценических картин: у графа Резанова умирает жена, он предлагает властям наладить отношения с Северной Америкой, власти принимают предложение через какое-то время, Резанову “является” — Мадонна с младенцем, к берегам Калифорнии под предводительством графа Резанова отплывают 2 корабля — “Юнона” и “Авось”, — всё это под аккомпанемент импровизаций на темы православных песнопений. Зритель при этом совершенно не чувствует себя сопричастным к происходящему, что, несомненно, составляет главный недостаток. В результате, первое действие спектакля получается несколько скучным, а из-за аккомпанемента — даже тоскливым.
Второе действие “Юноны и Авось” более “живое” и динамичное, — любовь, ревность, отчаяние, дуэль — накал страстей нарастает, а зритель начинает чувствовать происходящее на сцене как участник событий.
романс «Я тебя никогда не забуду»: Николай Караченцов, Елена Шанина (“Юнона и Авось”, Ленком)
В современной версии спектакля “Юнона и Авось” в “Ленкоме” очень оригинально поставлена хореография: дуэль графа Резанова и Фернандо показана без сражения на шпагах, а с помощью оригинального танца и пластики.
[править] История создания
История спектакля началась с того, что еще в 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссеру Марку Захарову свои музыкальные наработки с использованием православных песнопений. Эти мелодии режиссеру понравились и он решил на их основе создать спектакль на древнерусский сюжет на основе «Слова о полку Игореве». За разработкой драматургии Марк Захаров обратился к поэту Андрею Вознесенскому.
А вот А.Вознесенскому идея совсем не понравилась. Но от совместной работы он не отказался, а предложил в качестве основы собственную поэму «Авось» о любви русского графа Резанова и американки Кончиты.
Вопрос с постановкой решился уже на следующий день. Поэма «Авось» М.Захарову понравилась, и он решил перенести свои режиссерские идеи по музыкальным разработкам Алексея Рыбникова в это направление. Но одной поэмы «Авось» для спектакля было мало, и А. Вознесенский начал дальнейшую работу над текстом либретто, который создавался не в тиши кабинета, а сразу в театре, одновременно с постановкой, в расчете на определенных актеров.
С самого начала Марк Захаров делал установку на то, что новый спектакль должен был стать рок-оперой в соединении с религиозной музыкой — и это в антиклерикальном Советском Союзе, где велась борьба с религией на государственном уровне, а само слово «рок» было чуть ли не запрещено к произнесению, поэтому жанр спектакля по цензурным соображением был заменен на «современная опера».
Основные герои
В опере присутствуют Первый сочинитель и Второй сочинитель — от их лица идет повествование. Главный герой «Юноны и Авось» — граф Николай Резанов. Он похоронил жену и решил полностью отдаться служению Отчизне. В опере также присутствует образ Божьей матери, но из-за цензуры ее заменили на женщину с младенцем. Она часто снится Резанову и просит его не пугаться сновидений.
После прибытия в Калифорнию Резанов знакомится с губернатором Хосе Аргуэльо, а позже и с дочерью коменданта Кончитой. Между Николаем и девушкой сразу появились чувства, но она на тот момент была помолвлена с сеньором Федерико.
В опере также есть второстепенные персонажи — русские моряки, испанские дамы и другие. Все они исполняют свои роли и занимает место в сюжете. Не всегда сразу понятно, что может означать та или иная часть сюжета. Но при просмотре всей оперы становится понятен смысл произведения.
[править] Дальнейшие постановки
Появились и последующие постановки на других сценических площадках.
31 декабря 1985 года постановку «Юноны и Авось» показал ВИА «Поющие гитары», будущий Санкт-Петербургский театр «Рок-опера». Это не было полным копированием постановки Марка Захарова, режиссёр Владимир Подгородинский создал свой спектакль.
Известны постановки на Украине, в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее, во Франции и др. странах. Причем спектакль во Франции в 2009 году создавался под руководством самого композитора Алексея Рыбникова, и в нем главный упор делался на музыку; режиссер Александр Рыхлов. Сам Алексей Рыбников сказал по поводу этой работы: «В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой „городской“ музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора».
Спектакль, рожденный в годы советской власти, когда, казалось бы, не должен был даже существовать, уверенно продолжает шествие по разным театрам.
Короткий пересказ «Юнона и Авось»
Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальных событиях. Изначально это была поэма «Авось», которую Андрей Вознесенский создал, впечатлившись историей любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо.
После встречи с композитором Алексеем Рыбниковым поэт пишет либретто. После переработки которого появляется рок-опера «Юнона и Авось». Это было новое веяние в искусстве – на сцене звучали песни-молитвы с современным музыкальным сопровождением.
И вот уже почти 37 лет рок-опера, поставленная режиссёром Марком Захаровым, успешно идет на подмостках театра имени Ленинского комсомола.
Вознесенский показывает нам главного героя либретто с высоким чувством патриотизма, преданности Родине, человека ищущего смысл, истину жизни. Резанов относит себя к неприкаянному поколению, которым тяжело и дома, и в чужой стороне.
Николай Резанов не находит отраду в повседневности, душа его в вечном поиске несбыточных мечтаний. В юности ему приснилась Богородица и с тех пор она завладела его мыслями. По прошествии лет образ Святой Девы стал роднее. Молодой человек думает о ней как о своей возлюбленной с вишневыми глазами. Сердце его пребывает в постоянном смятении.
И вот ему 40 лет, а он как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли.
Он пишет многочисленные прошения, веря лишь в русское «авось», государю Алексею Николаевичу с просьбой поддержать его затею и направить корабли к берегам Калифорнии для осуществления российско-американской торговой компании, для упрочения славы и мощи России.
От безысходности Резанов молится Богоматери и стыдливо признается в тайной любви к ней, как к обычной женщине. В ответ он слышит голос, который благословляет его на дела. И неожиданно камергер получает положительный ответ на поездку. Государь возлагает на Резанова ответственную миссию — наладить российско-американские и испанские торговые отношения.
Резанцев выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось». Уже на подходе к берегам Калифорнии, у команды не оставалось продовольствия, многие заболели цингой.
Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением.
Российский путешественник дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами. Русский мореплаватель приглашает на танец дочь Хосе Дарио Аргуэьо, которая сразу влюбилась в него. Это переломный момент в рок-опере.
Эмоции переполняют главных героев. Дочери губернатора было всего 16 лет, сеньор Федерико считался ее женихом. Но Резанцев уже не может отказаться от юной красавицы и приходит к Кончите ночь со словами нежности. Они становятся близки.
Им приходится совершить тайную помолвку, которая не имела никакой силы. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – Кончита должна была получить согласие Папы Римского, Резанов – российского императора.
Общество осуждает действия русского, назревает скандал. Резанов с грустью покидает свою невесту; держит путь в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. К тому же Резанову нужно продолжить начатую миссию во благо Отечества.
Обратный путь был печальным. Резанов пишет государю, что хотел прославления родины, но его мечты разбились вдребезги. Возвращаясь в Петербург, путешественник заболевает горячкой и умирает, так и не осуществив свой замысел.
Кончита остается ждать Резанова. Когда ей сообщают о гибели любимого, она отвергает эти слухи. И продолжает ждать. Много завидных женихов сваталось к дочери губернатора, но она вновь и вновь отказывала им. Сердце ее принадлежало только далекому русскому. Мать и отец состарились, Кончита заботилась о них. И ждала.
Шло время, ушли в мир иной родители. Минуло тридцать лет. И только когда Кончита увидела официальные бумаги о гибели Резанова, она становится монахиней, проведя остаток дней в доминиканском монастыре.
«Юнона и Авось» — о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь. В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» — как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.
«…В море общем сливаются реки,
Аллилуйя любви, аллилуйя!»
Второе действие
Рок-оперы «Юнона и Авось» краткое содержание (вторая часть) повествует о том, что происходит с героями уже в Америке. Сцена начинается с того, что Николай Петрович пишет письмо А. Н. Румянцеву о том, в каком состоянии его экспедиция прибыла к берегам Калифорнии, и как их встретили местные жители. Далее действие переносится в бальную залу. Здесь и происходит знакомство Н. П. Резанова с Кончитой, в честь 16-летия которой был дан бал. Николай Петрович преподносит дочери коменданта подарок – золотую диадему из коллекции императрицы Екатерины. После бала Резанов проникает в спальню Кончиты и соблазняет её. Девушка влюбляется в него, а он испытывает лишь раскаяние. На исповеди девушка рассказывает всё своему духовнику, о чём тот доносит её отцу, который настаивает на помолвке, чтобы скрыть бесчестье дочери. Резанов и Кончита обручаются, после чего он уплывает, но вернуться к ней ему уже не суждено. Тридцать лет Кончита ждала возвращения Н. П. Резанова, не веря слухам о его смерти.
Список музыкальных тем
Обложка первого официального CD-переиздания («Мелодия», 1996)
Обложка официального винилового переиздания («Мелодия», 2013)
«Юнона» и «Авось» | ||
---|---|---|
№ | Название | Длительность |
1. | «Пролог» | 4:39 |
2. | «Отпевание» | 2:37 |
3. | «Романс „Я тебя никогда не забуду!“» | 2:45 |
4. | «Ария Резанова „Душой я бешено устал…“» | 5:23 |
5. | «Сцена в церкви. Молитва» | 3:00 |
6. | «Ария Пресвятой Девы» | 3:14 |
7. | «Песня моряков „Авось“» | 4:16 |
8. | «Плавание» | 2:51 |
9. | «Прибытие в Америку» | 1:12 |
10. | «Сцена на балу» | 1:32 |
11. | «Белый шиповник» | 3:21 |
12. | «Ночь в спальне Кончиты» | 1:42 |
13. | «Ария Резанова „Ангел, стань человеком“» | 4:35 |
14. | «Дуэль с Фернандо» | 2:47 |
15. | «Помолвка» | 3:55 |
16. | «Монолог Резанова „Принесите мне карты открытий“» | 2:01 |
17. | «Хор и сцена „Воздайте Господу“» | 6:18 |
18. | «Сцена в келье. Ожидание Кончиты» | 4:09 |
19. | «Финал» | 3:34 |
20. | «Эпилог. „Аллилуйя“» | 5:28 |
Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1982 году, содержит запись, сделанную в 1980 году, то есть ещё до премьеры самой рок-оперы в театре. В 1996 году запись была переиздана фирмой «Мелодия» на CD (MEL CD 60 00327), в 2013 году — в формате двойного винилового альбома (MEL LP 0014) с изменённым оформлением обложки.
Впоследствии был выпущен компакт-диск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра «Ленком» (грампластинка 1982 года была записана без их участия), с несколько другим содержанием:
«Юнона» и «Авось» | ||
---|---|---|
№ | Название | Длительность |
1. | «Пролог» | |
2. | «Романс офицеров» | |
3. | «Душой я бешено устал» | |
4. | «Молитва первая» | |
5. | «Молитва вторая» | |
6. | «Ария Девы» | |
7. | «Авось» | |
8. | «Белый шиповник» | |
9. | «Ангел, стань человеком» | |
10. | «Я тебя никогда не забуду» | |
11. | «Хор Воздайте Господу» | |
12. | «Я умираю от простой хворобы» | |
13. | «35 лет ожидания» | |
14. | «Реплика Человека от театра» | |
15. | «Аллилуйя» | |
16. | «В честь пятнадцатилетия» |
Композитор
Автор музыки к спектаклю – А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать – художником-дизайнером, а отец – скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.
Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: «Остров сокровищ», «Тот самый Мюнхгаузен», «Сказка о Звёздном мальчике», «Андерсен — Жизнь без любви», «Приключения Буратино», «Красная Шапочка», «Братья Карамазовы» и др., а также к мультфильмам: «Волк и семеро козлят на новый лад», «Чёрная курица», серия «Муми-Тролль» и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.
Влияние произведения
Описание сюжета «Юноны и Авось» не передает всей глубины оперы. Ее продолжительность всего 1 час 20 минут, но за это время удается хорошо понять суть работы. Для каждого слушателя открывается свой смысл оперы. Кто-то выделяет историю любви, другой — стремление Резанова служить родине.
Опера стала очень популярной благодаря тому, что главную роль исполнял Николай Караченцов — он мог не только отлично играть, но и хорошо петь. Но постановки с другим действующим составом тоже посещало большое количество зрителей. Пока длится опера зритель успевает проникнуться историей графа и дочки коменданта.
Пьесы, оперы, спектакли имеют большое значение для культурного развития личности. Поэтому нужно посещать разные постановки и это позволит не только получать знания о том или ином сюжете, но и совершенствоваться духовно.
Американское предприятие
В Америку Резанов попал 26 лет спустя — в 1806 году, выполняя приказ провести инспекцию русских поселений на Аляске. Прибыв в Ново-Архангельск, Резанов застал русскую колонию в ужасном состоянии. Поселенцы просто вымирали с голоду, так как продукты им доставлялись через всю Сибирь и далее морем. На это уходили месяцы, и они приходили испорченными.
Резанов купил у купца Джона Вульфа судно «Юнона», полное продуктов и отдал их поселенцам. Но до весны этих продуктов не хватило бы, поэтому Резанов приказал построить ещё одно судно, «Авось».
С этого места начинаются события рок-оперы. По сюжету, оба судна — «Юнона» и «Авось», под предводительством флотоводца Николая Резанова, отправились за продовольствием для русских колоний на Аляске.
Резанов и Кончита
В Сан-Франциско 42-летний граф познакомился с 15-летней дочерью коменданта крепости, испанкой Консепсьон (Кончитой) Аргуэльо. Между ними вспыхнула любовь, и Резанов тайно обручился с Кончитой. После он по долгу службы отправился на Аляску, а затем — в Петербург, чтобы добиться разрешения жениться на католичке. В дороге он заболел и скоропостижно скончался.
Больше 30 лет Кончита ждала возвращения своего возлюбленного, а когда вести о его смерти подтвердились, постриглась в монахини.
Очень не хочется сомневаться в искренности чувств Резанова к юной испанке, но многочисленные свидетельства говорят о том, что им скорее руководил трезвый расчёт.
Предложение он, действительно, сделал, но главной целью его было наладить снабжение русских колоний и этот брак мог оказаться весьма и весьма полезным.
Дело в том, что события происходили в момент обострения франко-русских отношений. Франция была союзницей Испании, которой в те времена принадлежала Калифорния. Комендант Сан-Франциско имел предписание не вступать в торговые отношения с противником. Дочка же могла убедить любящего отца нарушить предписание.
Корабельный врач писал, что Резанов не был похож на потерявшего голову мужчину:
Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо (Кончита) — возлюбленная невеста русского командора Николая Резанова
Впрочем, свидетели событий утверждали, что и со стороны Кончиты, увы, было больше расчёта, чем страсти. Резанов постоянно внушал ей мысль о шикарной жизни в России при императорском дворе. Рассказы вскружили девочке голову, вскоре она только и мечтала стать женой русского камергера.
Николай Караченцов в роли Резанова, рок-опера «Юнона и Авось», 1983
Конечно, Резанов не собирался обманывать девушку — он действительно планировал жениться на ней и увезти с собой, чтобы наладить связи с Калифорнией и упрочить положение России на Американском континенте.
Но уехав из Калифорнии в июне 1806 г., Резанов больше никогда туда не вернулся. Заболев в дороге, он умер в горячке 1 марта 1807 г.
В своем последнем письме, которое он написал М. Булдакову, мужу сестры своей покойной первой жены, Николай Петрович сделал очень неожиданное признание, проливающее свет на всю эту историю:
Если верить этому письму, до последних дней единственной любовью Резанова оставалась Анна Шелехова — его первая жена, умершая много лет назад от родильной горячки.
Впрочем, это не делает историю, рассказанную Вознесенским и поставленную Захаровым менее прекрасной. Для Захарова экспедиция Резанова была лишь поводом поговорить на его любимую тему – о том, что «слава безумцам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец!». И получилось у него это безупречно.
Аллилуйя возлюбленной паре,Мы забыли, бранясь и пируя,Для чего мы на Землю попали,Аллилуйя любви, аллилуйя любви, Аллилуйя.
Аллилуйя актерам трагедии,Что нам жизнь подарили вторую,Полюбивши нас через столетьяАллилуйя любви, Аллилуйя!