Собор воздвижения креста господня на лиговском проспекте в санкт-петербурге

История собора в XVIII-XIX веках

Бюрократия в России была сильна во все времена. На различные согласования и сбор необходимых средств потребовалось больше 15 лет. Само строительство заняло два года.

История не сохранила имени автора проекта, но по документам известно, что рабочими руководил немецкий архитектор Иоганн Якоб Шумахер. Это был опытный зодчий, который уже возвел несколько гражданских зданий и церквей в Санкт-Петербурге. В 1749 году новый храм был готов, и его освятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня.

В 60-е годы XVIII века рядом появилась теплая церковь Тихвинской иконы Богоматери. Ее построили на деньги торгового человека И. Ильина.

В начале XIX столетия архитектор Александр Иванович Постников подготовил проект высокой колокольни. К 1812 году строительство было завершено. Перед двумя храмами появилась надвратная четырехъярусная башня со шпилем, и она сразу же стала архитектурной доминантой города.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1850-е годы собор пережил второе рождение. Талантливый архитектор Егор Иванович Диммерт полностью перестроил здание в лучших традициях необарокко. При этом он сохранил часть стен и фундамента каменного храма XVIII века. Лепные работы для обновленного собора выполнил искусный мастер Тимофей Дылев, а иконы написал изограф Коротков.

С 1856 года в течении 18 лет настоятелем храма был известный просветитель и педагог Иоанн Константинович Яхонтов. Благодаря его усилиям и спонсорской помощи купца И. И. Шигалева, под сводами церковной колокольни появился храм Кирилла и Мефодия. Архитектурный проект для небольшой церкви подготовил Людвиг Федорович Бульери.

Год от года Санкт-Петербург рос и расширялся. Лиговская сторона давно не была окраиной, а название «Ямская слобода» осталось только в памяти историков. В храм приходили молиться жители Лиговки и казаки, которые несли воинскую службу в городе.

На рубеже XIX-XX веков приход собора был один из самых больших в епархии. Он насчитывал более 14 тысяч человек. При храме существовали Общество помощи бедным, богадельня для престарелых женщин, бесплатная столовая, приют для детей и церковно-приходская школа.

Ровесник Петербурга

На заре строительства Петербурга, нынешний Лиговский проспект назывался Новгородским трактом. Это была оживленная дорога, соединявшая новый город со всей Россией, других путей еще не было. По приказу Петра I из Москвы в Петербург были отправлены ямщики для дальнейшей работы. Как и всякий работный люд, они поселились в одном месте, образовав Ямскую слободу на берегу Черной речки (Лиговой), недалеко от Новгородской дороги. Вскоре, рядом со слободкой образовалось одно из первых кладбищ Санкт-Петербурга.

У ямщицкого сословия не было собственной церкви и потому было решено построить маленькую часовню на кладбище. Сохранились имена некоторых строителей деревянной церкви – Василий Федотов, Петр Кусов и их товарищи. Храм построили в духе петровской архитектуры в 1718 году, а освятили в честь рождества Иоанна Предтечи в 1719 году. Колокольню к храму пристроили в 1723 году, ее оснастили четырьмя колоколами, взятыми с пушечного двора, куда они были ранее отправлены для переплавки на оружие указом царя.

Простоял деревянный храм недолго, в 1730 году он полностью выгорел. Через год на прежнем месте была построена часовня. Ее купили на охтинском заводе и собрали на новом месте, в том же году ее освятили, дав статус церкви. К 1734 году был пристроен Никольский придел, который с 1743 года использовался Лейб-Гвардейским Кирасирским полком.

Кто такая Святая Евлалия?

Святая Евлалия – покровительница Барселоны, мученица, причисленная к Лику Святых. Она, между прочим, почитается не только католиками, но и православными христианами.

Прожила Евлалия совсем недолго – всего 13 лет. Еще в самом детстве она решила, что всю жизнь она будет служить Богу. Родители, глубоко верующие христиане, и нарадоваться не могли, какая скромная и добродетельная дочь у них растет.

Внутри Барселонского собора (Leonora Enking / flickr.com)

В четвертом веке, когда и жила Евлалия, Барселона находилась под властью Римской Империи, которой правил Диоклетиан, ненавидевший христиан. По его приказам католиков подвергали пыткам, казнили, изгоняли целые поселения и города за пределы Империи. Однажды, Диоклетиан отправил в Барселону своего наместника, который принудительно должен был обратить всех жителей в язычество.

В Барселоне наместник императора столкнулся с протестом, который и начала Евлалия. Обратившись ко всем людям, собравшимся на площади, она призывала не слушать римских завоевателей и оставаться верными своему Богу, ругала наместника. За свои действия она сразу же поплатилась, легионеры схватили ее, и через какое-то время Святая Евлалия скончалась от пыток. Память о ее подвиге жива и в наше время.

На данный момент на внутреннем дворе храма, в часовне, живет тринадцать гусей, которые символизируют невинность Евлалии.

Собор внутри

К сожалению, варварская перепланировка середины XX века полностью лишила Крестовоздвиженский храм внутреннего убранства. За красотой фасадов, величественностью внешних форм — печальная пустота. Долгая, кропотливая и дорогостоящая реставрация, надо думать, вернет церкви былое великолепие.

А взглянуть, действительно, было бы на что. Так, ставший очевидцем перестройки храма Александр Томилин в своих «Исторических трудах», изданных в 1854 году, писал, что интерьер обновленного храма выгодно отличался от внутреннего устройства церкви-предшественницы: был открытым и светлым, «тогда как внутренность прежней церкви была погружена во мрак». Пять грандиозных восьмериков-барабанов с широкими окнами давали достаточно света, чтобы солнце могло беспрепятственно заливать весь обширный внутренний объем храма, еще не обезображенный и не расчлененный межэтажными перекрытиями.

А вот планировка в форме латинского креста — это прямое наследие церкви-предшественницы; как указывал Томилин, план нового храма в средней его части соответствовал плану храма 1747 года. Поэтому, кстати, купола расположили достаточно компактно: решению интерьерных задач в данном случае оказались подчинены внешние формы. На прежних местах были установлены внутренние опорные столбы; не забыли, впрочем, и о расширении храма. Внутренний объем увеличили за счет удлинения «крыльев» планообразующего креста, но и здесь сохранили преемственность по отношению к церкви-предшественнице: в выросших боковых пристройках места снесенных стен обозначили аркадой.

Церковь расписывали как минимум дважды — вскоре после постройки и в 1877—1878 годах. Известны авторы росписей — мастера Я. Казаков и Е. Бушков. Эти росписи были забелены при перестройке храма в советские годы.

История

Деталь Давида и Голиафа из собора.

Общий вид острова Акдамар в весеннее время.

Во время своего правления король Васпураканского царства Гагик I Арцруни (годы правления 908–943 / 944) выбрал остров Ахтамар в качестве одной из своих резиденций и основал там поселение. Единственное сохранившееся сооружение того периода — Собор. Он был построен из розового вулканического туфа архитектором-монахом Мануэлем в 915-921 годах, с внутренними размерами 14,80 м на 11,5 м и куполом, достигающим 20,40 м над землей. В более поздние века и до 1915 года он был частью монастырского комплекса, руины которого все еще можно увидеть к югу от церкви.

Между 1116 и 1895 годами на острове Ахтамар находился армянский католикосат Ахтамар. Хачатур III, умерший в 1895 году, был последним католикосом Ахтамара. В 1915 году, во время геноцида армян , церковь была разграблена, а монастырские постройки разрушены, а в июле 1916 года католикосат был упразднен Османской империей .

В течение десятилетий после 1915 года церковь не использовалась. Когда писатель и журналист Яшар Кемаль посетил остров Ахтамар в 1951 году, он обнаружил, что его вот-вот снесут. Используя свои связи, он помог остановить запланированное разрушение. В ближайшие десятилетия церковь стала известной туристической достопримечательностью. В 2005 году здание было закрыто для посетителей, так как оно подверглось серьезной реставрации, а год спустя турецкое правительство открыло его как музей.

Храмы-предшественники

В первой половине XVIII века Санкт-Петербург был совсем небольшим городом. На месте современного Лиговского проспекта проходила дорога в Новгород – единственный тракт, который связывал берега Невы с Россией. Рядом с проезжей дорогой жили семьи ямщиков, и постепенно здесь образовалась Ямская слобода.

Православные христиане не имели своего храма, поэтому в 1710 годах они соорудили маленькую часовню на местном кладбище. Правда, через три года деревянная постройка сгорела во время пожара.

Ямщики собрали средства, составили прошение и в 1718 году после разрешения архимандрита поставили на погосте небольшую церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Одноэтажный храм выглядел очень скромно. Вытянутое здание имело высокую покатую крышу и узкий шпиль с крестом.

Вид Крестовоздвиженского собора

Через некоторое время рядом появилась деревянная звонница, но колоколов для нее не было. Это были годы, когда по указу Петра I «лишние» колокола из российских монастырей привозили в Санкт-Петербург и отливали из них пушки. Четыре колокола не стали отдавать литейщикам, а повесили на новой колокольне.

В 1730 году случился еще один пожар. Разбушевавшийся огонь спалил деревянный храм дотла. Сокрушенные прихожане собрали деньги и выкупили на Охтинских заводах старую часовню. Так на пепелище появился еще один деревянный храм.

К сожалению, век его был не долог. Деревянная постройка быстро пришла в негодность. Через несколько лет стены обветшали, а кровля стала протекать во время дождя. Огорченные прихожане Ямщицкой слободы составили новое прошение в епархию и попросили разрешить им построить каменный храм.

Фасад Крестовоздвиженского собора

Немного истории

Строительство храма на острове Ломзе (сегодня это остров Октябрьский) стало необходимым в связи с началом жилой застройки этого района: имеющиеся церкви находились довольно далеко. Участок под строительство был определен еще в 1913 году, но постройку приходилось откладывать дважды: первый раз из-за Первой мировой войны, а второй из-за особенностей предложенного проекта, который признали неудачным.

В конечном итоге, первый камень заложили в 1930 году, а осветили готовый новый храм в 1933 году. Возведение финансировалось церковными общинами, а также правительством. Реализованный проект был создан берлинским архитектором Артуром Киктоном, который до этого много работал над восстановлением храмов в Иерусалиме. Киктон придумал целый комплекс строений: не только здание церкви, но и дом для встреч общины и апартаменты священника.

Во время Второй мировой войны был сожжен купол южной башни, но в целом здание пострадало незначительно. В послевоенные годы, храм, как и многие другие в СССР, не использовался по назначению. Здесь работали автомастерская и фабрика снастей для рыбной ловли. К сожалению, здание бессистемно перестраивали, нагружали фундамент дополнительными перекрытиями, во времена, когда здесь размещалась фабрика, собор нес на себе тяжесть многотонного оборудования, создававшего вибрацию. В результате чего фундамент не выдержал нагрузки, а стены дали трещины.

В 80-х заброшенное здание было передано православной церкви, и к середине 90-х годов собор был восстановлен. Правда, внутреннее убранство храма не было сохранено, после реконструкции внутри храм оформили в соответствии с православными канонами. Уникальным элементом и достопримечательностью церкви считается янтарный иконостас, освещенный в 2000 году.

До освещения в 2006 году калининградского Храма Христа Спасителя Крестовоздвиженский Собор являлся кафедральным собором Калининградско-Смоленской епархии Русской Православной Церкви.

История

В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями. Первоначально у них не было своего храма. В 1710—1712 годах они построили при местном кладбище, существовавшем до 1756 года, деревянную часовню. Вероятнее всего, эта часовня сгорела при пожаре 1714 года.

По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по благословению архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Это было небольшое здание без колокольни. В 1723 году была построена деревянная ярусная колокольня. Колокола для храма были взяты из тех, которые привозились для переливания в пушки.

В 1730 году церковь сгорела, на её месте опять поставили деревянный храм. В 1740 году причт и прихожане сообщили, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением», просили разрешить им «напереди ея пред алтарем поставить вновь святую церковь каменную». Имя архитектора этой церкви неизвестно, наблюдал за строительством архитектор И. Шумахер. Прихожане и причт пожелали вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», откуда церковь, а затем и собор получили название.

За этой церковью в 1764—1768 гг. была построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в стиле барокко. Она была расширена в 1842-44 перед перестройкой Крестовоздвиженской церкви.

Вид колокольни 1802—1812 гг. со стороны Лиговского проспекта.

В 1848—1852 гг. Крестовоздвиженская церковь была перестроена архитектором Е. И. Диммертом. Образа написал иконописец Коротков, лепку исполнил Тимофей Дылёв. С 1856 по 1874 гг. настоятелем храма был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, издатель журнала «Духовная беседа», красноречивый проповедник.

В 1880 выполнена,под плащаницу, серебренная гробница, работы С. Ф. Верховцева.

В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом И. И. Шигалёвым, стараниями того же отца Иоанна Яхонтова, под сводами колокольни была устроена церковь Кирилла и Мефодия.

В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным. Общество создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Особенною чертою в деятельности Общества за всё время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась бесплатная столовая для бедных. В 1913 году было организовано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости».

К началу 20 века приход насчитывал 14 тысяч прихожан. Причт, возглавляемый митрофорным протоиереем Владимиром Григорьевичем Гуляевым, кавалером ордена Св. Александра Невского, считался образцовым среди причтов столичных приходов.

В 1932 году Тихвинская церковь была закрыта и переделана под школу, затем в ней разместились мастерские радиотехнического техникума. Крестовоздвиженская церковь была закрыта в 1938 году, в 1947 году переоборудована в реставрационные мастерские, фактически превратившие храм в завод.

В 1991 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.

Возрождены храмы свв. Кирилла и Мефодия, Тихвинской иконы Божией Матери, ведутся работы по реставрации центрального Крестовоздвиженского собора.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения Царя-Страстотерпца Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск.

26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен Памятник святому Цесаревичу Алексию, Атаману всех казачьих войск России.

Завершил композицию Памятник святой Царице Мученице Александре Федоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три Памятника выполнены петербургским скульптором Сергеем Алиповым.

Какой нательный крест может носить православный?

Этот вопрос является одним из наиболее часто задаваемых среди верующих. Действительно, это довольно интересная тема, ведь при таком большом разнообразии возможных видов сложно не запутаться. Основное правило, которое следует запомнить: православные носят нательный крест под одеждой, над одеждой имеют право носить крест только священники.

Обязательно любой крест должен быть освящен православным священником. На нем не должно быть атрибутов, которые имеют отношение к другим церквям и не относятся к православным.

Наиболее значимыми атрибутами являются:

  • Если это крест с распятием, то на нем должно быть не три креста, а четыре; к одному гвоздем могут быть пробиты обе ноги Спасителя. Три гвоздя относятся к католической традиции, в православной же должно их быть четыре.
  • Раньше был еще один отличительный признак, который сейчас не поддерживается. В православной традиции Спаситель бы изображен на кресте живым, в католической традиции его тело изображалось повислым на руках.
  • Признаком православного креста также считается косая перекладина — подножка креста правым концов вверх, если смотреть на крест перед ним. Правда сейчас РПЦ использует также кресты с горизонтальной подножкой, которые ранее встречались только на Западе.
  • Надписи на православных крестах делают на греческом или церковнославянском языках. Иногда, но редко, на дощечке над спасителем можно встретить надписи на иврите, латыни или греческом.
  • Часто распространены ошибочные мнения относительно крестов. Например, считается, что православные не должны носить латинский крест. Латинский крест представляет собой крест без распятия и гвоздей. Однако такая точка зрения является заблуждением, латинским крест называется не по той причине, что распространен среди католиков, потому как латиняне на нем распяли Спасителя.
  • Отсутствовать на православном кресте обязательно должны эмблемы и монограммы других церквей.
  • Перевернутый крест. При условии отсутствия на нем распятия, исторически всегда считался крестом святого Петра, который по его же просьбе был распят головой вниз. Такой крест относится к православной церкви, но сейчас встречается редко. Верхний луч в нем больше нижнего.

Традиционный русский православный крест — это восьмиконечный крест, сверху которого имеется табличка с надписью, косая подножка внизу, а также шестиконечный крест.

Вопреки распространенному мнению кресты можно дарить, находить и носить, можно носить не крестильный крест, а таковой просто хранить

Очень важно, чтобы любой из них был освящен в церкви

Собор Святой Евлалии в Барселоне глазами современного туриста

Собор Святой Евлалии поражает в первую очередь тем, что, несмотря на огромное количество деталей, выполненных в готическом и неоготическом стилях, не кажется огромным «отягощенным» зданием. Напротив, в нем просматривается изящность и даже «легкость». Такое впечатление создается, согласно мнению авторитетных архитекторов, из-за довольно большого количества элементов, относящихся к стилю французской готики. Ни для кого в гордой Барселоне не секрет, что достраивался собор по чертежам, разработанным для возведения Руанского собора. Это и привнесло во внешний вид Барселонского Собора ту самую изящность, которая и сделала его одним из самых красивых во всем Старом Свете.

Интерьер собора

Зайдя во внутренний двор можно увидеть роскошный фонтан, в центре которого расположена статуя Святого Георгия. В нем очень часто можно увидеть тринадцать плавающих белых гусей. Эти гуси своим цветом призваны символизировать непорочность Святой Евлалии, а их число, как нетрудно догадаться, равняется количеству лет, которые прожила на грешной земле великомученица. Кроме фонтана в главном дворе разбит красивейший пальмовый сад. Удивительно, но даже в самые жаркие дни, а их в Барселоне довольно много, у фонтана и в саду всегда прохладно, тихо и уютно. Что создает здесь такую атмосферу, сказать довольно трудно: может, это удачное решение архитекторов, а может, и нечто другое, что неподвластно понять человеку.

Самая священная реликвия для католиков и православных христиан, хранящаяся в соборе, это саркофаг, в котором покоятся останки Святой Евлалии. Саркофаг для Евлалии был выполнен мастерами из Италии в 14-м веке. Удивительно, но эта девушка, принявшая мученическую смерть, почитается не только католиками, но и православными христианами.

Соборный купол

Наверняка, все православные христиане, которые почитают законы Божии, чтут святых и постоянно ходят в церковь, знают, что в конце 2006 года состоялся практически единственный в своем роде православный молебен в католическом храме. Этот молебен и прошел как раз перед мощами тринадцатилетней девушки, причисленной к Лику Святых.

В Соборе Святой Евлалии можно увидеть 26 (!) капелл, каждая из которых уникальна и неповторима. В одной из них, названной в честь Святого Олигария, хранится распятие, выполненное из дерева. Это распятие побывало на битве при Лепанто, после которой Средиземное море «избавилось» от турецкого господства. Выиграл ту битву испанец по имени Дон Хуан, который, несмотря на свою молодость, был талантливым полководцем и стратегом. Именно благодаря этому распятию собор и получил название Святого Креста и Святой Евлалии. По крайней мере, такое мнение выдвигает большинство историков. Хотя у католиков, Святой Крест – это Животворящий Крест, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель.

Каждая из 26 капелл представляет интерес, описать каждую из них в мельчайших деталях в одной статье не получится: слишком много священных предметов и икон хранится в каждой из них.

Отдельное внимание следует уделить лишь тому, что не в одной из этих капелл турист не сможет найти ни один иконостас с резьбой и украшенный многочисленными рельефами, что, в принципе, свойственно всем без исключения католическим храмам. Причина, по которой архитекторы и священники отказались от украшений иконостасов, пока остается загадкой

Находясь в Барселоне, следует обязательно посетить Готический квартал: в путеводителях по Барселоне можно найти информацию, что Готический квартал расположен в центре Старого города, в котором и находится Собор Святого Креста и Святой Евлалии. Этот архитектурный шедевр, являющийся малой папской базиликой еще с 1867 года, выполненный в готическом стиле, останется в памяти на всю жизнь. В нем имеется даже своя сокровищница, с собранными в ней бесценными реликвиями, которые дороги каждому католику, а особенно, коренным жителям Барселоны. Правда, при посещении собора стоит помнить, что это не музей, а действующий католический храм, поэтому суету следует оставить в отеле или каком-либо баре, и не нарушать его атмосферу вспышками от фотокамер без предварительно полученного разрешения.

Внутренний двор

Сфотографировать собор и запечатлеть себя на его фоне можно без проблем за его пределами, а вот фото и видеосъемка в капеллах и других помещениях ограничена.

Сгорая, превращался в камень… Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.

Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками.  Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды  ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда  на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили  колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены  кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось –  украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и        сохранившись до наших дней.   

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви   имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр.  В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно,  главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг.  ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены.  Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей,  и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

Это интересно: Крестобогородская церковь в Ярославле: рассмотрим по полочкам

После закрытия

Храм закрыли в 1930 году. Барабан и главу сломали, над четвериком сделали надстройку. Здания, находившиеся на территории церкви снесли. От колокольни остался только нижний ярус. В помещении храма устроили общежитие.

С настенными росписями обошлись безжалостно: сначала их взялись закрашивать, но через некоторое время они стали проступать через побелку. И тогда стенопись стали попросту сбивать. Однако времени на это, судя по всему, не хватило, потому что большая часть фресок все же сохранилась. Потом общежитие съехало, а в бывшей церкви обосновался фурнитурный цех швейного объединения «Москва».

В общей сложности храм не действовал более шестидесяти лет. Однажды кто-то даже предложил снести его, однако от этого проекта, к счастью, отказались. Здание даже внесли в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану — мол, все-таки памятник XVII века.

Интересное о Соборе Благовещения

К числу интересных фактов о знаменитом соборе относят:

  1. Стены храма украшены уникальной росписью, в том числе и изображениями таких великий личностей, как Сократ, Фукидид, Зенон, Платон, Аристотель, прочих языческих, древнегреческих мыслителей. Рядом с этим оригинальным декором можно увидеть интересные изречения на духовную тематику.
  2. Пристройка (в частности крыльцо собора) времен Ивана Грозного в конечном итоге была названа в его честь. Посодействовал этому тот факт, что на ней скандально известный правитель стоял во время службы после вступления в четвертый брак, после заключения, не одобренного церковью союза. Кроме того, с этим крыльцом связывают и другую историю об Иване Грозном. Стоя на нем, согласно преданию, царь узрел в небе комету в форме креста. Ее он посчитал предвестником скорой смерти (к слову, правитель действительно скончался вскоре после того, как он мистифицировал увиденное космическое тело).
  3. По приказу наследника Ивана Грозного, Федора собор Благовещения украсили золотым крестом, дополненным полумесяцем. Этот необычный декор стал символом победы царя над врагами из Османской Империи (ее Федору предсказали патриарх Константинопольский и Антиохийский). Он же в 1812 года был одной из главных целей Наполеона (Бонапарт мечтал разыскать крест и завладеть им).

Отчего зависят размеры, пропорции и внешний вид креста?

Габариты и пропорции крестов зависят от храмового облика — его куполов, шпилей и глав, где они устанавливаются, а также высоты, на которую возносятся. Кроме того, при создании креста учитываются стилистические особенности, исторический образ и символика храма. Зачастую важную роль играет и экономический фактор, ведь чем крупнее будет изделие, чем больше на нем будет украшений и деталей, чем труднее, дольше и дороже будет процесс его производства, тем более дорогостоящим будет готовый крест.

И еще один момент: каким бы вычурным не был крест для проекта часовни или храма, символичное значение накупольного креста должно оставаться легко читаемым современниками. Пусть даже в основе проекта лежит аутентичный образец 16-17 в.в.

Купол с крестом по канонам церкви рассматриваются как нерушимое единство, связанное не только символикой, но и пропорциями. В частности, буквально каждому виду купола соответствует собственный тип креста:

  • при шлемовидной главе обычно устанавливается корсунский крест;
  • на луковичный купол создают восьмиконечный крест, либо ажурное изделие;
  • на гранёную главу ставят барочный крест.

СРК «Эра» — это сплоченная команда профессионалов, которые долгие годы выполняют широкий спектр работ по реконструкции и строительству церквей. В том числе, ремонтируют и изготавливают купола и кресты. Наших знаний, умений, техники и оборудования достаточно для качественного изготовления и установки крестов на куполах храмов всех исторически сложившихся в православии размеров, типов и орнаментов.

Купольные кресты должны с честью десятилетиями выдерживать погодные капризы, сохраняя эстетически притягательную внешность и роскошный золотистый блеск. Постоянное пребывание на ветрах, солнце и морозе сулит весомую нагрузку на поверхность подобных изделий. Вот почему на их изготовление нельзя экономить, доверяя работу над титан крестом «людям с улицы». Просмотрев наш обширный каталог готовых работ, вы убедитесь, что специалистам СРК «Эра» не только можно, но и нужно доверять это ответственное дело, к выполнению которого мы подходим профессионально и со всей душой.

Архитектор и внешняя отделка собора

Архитектор Жауме Фабре задумал собор по стилю ранневизантийской архитектуры церквей с привнесением ярко выраженных элементов готики, а позднее замысел автора был дополнен нео готическим стилем. Над зданием долгостроем также потрудились архитекторы Бертран Рикер и Арнау Баргес. Собор частично возведен на старинном фундаменте предыдущего храма.

Несмотря на свои внушительные размеры, здание не кажется тяжелым, а производит впечатление легкости и изящности. Собор венчают 5 остроконечных башен: крупная центральная и 4 вокруг.

Стены храма оформлены множеством узких контрфорсов, увенчанных шпилями, маскароны, гарпии, улитки, каменные цветы и головы львов дополняют отделку. Множество скульптур и статуй в стеновых нишах, барельефы и узорчатые капители Характерной чертой отделки фасадов являются каменные резные наличники и рамы с изящными растительными узорами и цветами.

Попасть в храм можно через несколько входов:

  • старейшие ворота Святого Иова;
  • портал Святой Люсии;
  • Святой Евлалии;
  • Пьетат.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector