Кавказская албания
Содержание:
- Список народных сказок, легенд, песен и баллад
- Складывание государства
- Албания в период средневековья[]
- Происхождение
- Кухня Албании
- Судьба Кавказской Албании
- Литература
- Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria
- Мехраниды, арабы и исламизация Албании
- Этнографические группы
- Открытие и расшифровка
- Исторические сведения
- Язык
- Города Албании
Список народных сказок, легенд, песен и баллад
Народные сказки
- Мариго из сорока драконов
- Из любви к голубю
- Серебряный зуб
- Змеиный ребенок
- Обетованная Солнцу Дева
- Благодарная змея и волшебное дело
- Ревнивые сестры
- Принцесса Китая
- Глупый юноша и кольцо
- Голый мужчина и брат паши
- Мальчик без имени
- Половина петуха
- Гизар Соловей
- Змея и дочь короля
- Медведь и дервиш
- Дочь короля и череп
- Стременная пустошь
- Сказка о юноше, понимающем язык животных
- Дева в коробке
- Девушка, которая стала мальчиком
- Обувь
- Юноша и Дева со звездами на лбу и полумесяцами на груди
- Три брата и три сестры
- Три друга и земная красота
- Scurfhead
- Мальчик и земная красота
- Близнецы
- Дочь Луны и Солнца (версия с кульшедрой )
- Дочь Луны и Солнца (версия с сыном царя)
- Дочь Солнца
- Змей
- Семь пядей бороды и три пяди тела
- Умелые братья
- Сказка об орле
Легенды
- Ага Имер из Улциня
- Али Дост Деде из Гирокастры
- Цикл Муджо и Халили
- Гьердж Элез Алия
- Сари Саллтёк
- Скандербег и Баллабан
- Шега и Влластар
- Могила влюбленного
- Легенда о Джабали-Альхаме
- Принцесса арджиро
- Месть Кастрати — легенда племени триепши
- Основание племени Келменди
- Основание племени кастрати
- Основание племен хоти и триепши
Песни и баллады
- Песни пограничных воинов
- У платана Машкуллоре
- Чамские народные песни ( Песня Чело Мезани )
- Песня Марко Бочари
- Константин и Дорунтина
- Евфрозина Янина
- О, моя прекрасная Морея
- Песня Таны
- Песни Косовской битвы
- Сборник песен Вука Караджича
Складывание государства
Ядро Кавказской Албании располагалось на территории Северного Азербайджана к северу от реки Куры, между Грузией и Каспийским морем или немного не доходя до последнего. Возможно, что в него входила также часть Горного Дагестана. В разное время Албания могла включать в себя также часть Азербайджана между Курой и Араксом, Карабах, а также большую часть как Горного, так и Приморского Дагестана.
Консолидация албанских племён в одно государство произошла, по-видимому, не ранее II века до н.э. Страбон, как мы видели, ещё помнил время, когда у албанцев не было одного царя, и «каждое разноязыкое племя управлялось собственным царём». Столицей Албании стал город Кабала, руины которого сохранились вблизи районного центра Габала современной Азербайджанской Республики.
Албания находилась в очень тесном общении с Арменией, не раз была ею завоёвана и вновь обретала независимость. Частые конфликты не мешали интенсивным культурным контактам двух стран, причём воспринимающей стороной была Албания, отстававшая в экономическом и культурном развитии от древней Армении. Этот процесс позволил историкам говорить даже об «арменизации» Кавказской Албании. Есть гипотеза, согласно которой армянское население Нагорного Карабаха – потомки древних арменизированных албанцев. Тогда как большинство современных азербайджанцев – потомки то же албанцев, но тюркизированных в раннее Средневековье.
Албания в период средневековья[]
Албания в конце IV—второй половины XV вв
При разделе Римской империи на рубеже IV—V вв. Албания вошла в состав Византии. Нашествие вестготов и гуннов (конец IV-V вв.), а затем славянских племен (конец VI — нач. VII вв.) уничтожило рабовладельческий строй на территории Албании. Славяне (племена берзитов, поселившихся к западу от Охридского озера, вайонитов, заселивших долину реки Вьосы, и др.) укрепили в Албании соседскую общину свободных крестьян. Совместная жизнь на протяжении веков славянских и иллирийских племен на территории Албании привела к взаимодействию их культур. Развитие форм колоната и особенно разложение свободной крестьянской общины постепенно подготовили почву для возникновения феодальных отношений в Албании. Побережье Албании с г. Диррахий (ныне Дуррес) оставалось под властью Византии. В первой половине IX в. здесь образовалась фема Диррахий. Другие части албанской территории входили в состав болгарского государства и, возможно, Зеты. Около 989 фема Диррахий была завоёвана болгарским царём Самуилом, а после падения т. н. Первого болгарского царства (1018) вошла в состав Византии. В XI в. в византийских источниках появляется этноним «албанцы» или «арваниты». Возможно, что уже в это время существовала независимая область Арванон в верховьях р. Шкумбини, ставшая ядром первого самостоятельного албанского государства, т. н. Арберийского принципата (конец XII в.). В 1081 и 1185 Диррахий на короткое время был захвачен норманнами. После падения Византии в Диррахий утвердились (1205) венецианцы; остальная часть албанской территории вошла во 2-й половине XIII в. в состав Эпирского царства. В конце 13 — 1-й половине 14 вв. западная часть территорий Албании входила в состав Неаполитанского королевства, северная — в Сербское. В середине XIV в. вся территория Албании была завоёвана сербским королём Стефаном Душаном. В 14 в. достигли расцвета албанские города. Важнейшими центрами ремесла и торговли стали Дуррес, Шкодер, Дришти, Влёра, Берат, Лежа.
Развитие феодальных отношений, начавших складываться в Албании в VIII—XI вв., привело после распада державы Стефана Душана (в 70-х гг. XIV в.) к усилению в Албании крупных феодальных фамилий: Музака, Арианити, Топия, Бальша, Зенебиши и др. Междоусобной борьбой между ними воспользовались турецкие завоеватели, которые в конце XIV в. стали проникать в Албанию и установили своё господство почти на всей её территории В 1443 борьбу албанского народа против турок возглавил Скандербег (Георгий Кастриоти), сумевший преодолеть сепаратизм албанских феодалов и сплотить их в союз, оформленный в 1444 в Леже («Лига Лежи»). Руководимое Скандербегом албанское феодальное государство в течение 25 лет успешно отражало натиск турецких войск. Однако вскоре после смерти Скандербега (1468) турки сломили сопротивление албанцев и к 1479 заняли всю Албанию, кроме горных областей и нескольких приморских городов, находившихся под властью Венеции.
Происхождение
Бросается в глаза тождество названия этой страны с Албанией на Балканском полуострове. По современным представлениям, мы имеем тут дело со случайным созвучием, а на самом деле кавказские и балканские албанцы никак между собой не связаны. Тем не менее, любопытно, например, что в средние века Шотландия иногда тоже называлась Албанией – от королевства кельтов и пиктов Альба, существовавшего в X-XIII вв., а также, что один из больших островов у берегов Шотландии носит название Арран, как именовалась и Кавказская Албания после её завоевания арабами. По-видимому, «Албания» для всех таких стран – общая латинизированная книжная форма позднейшего времени. Причём Кавказская Албания была так названа раньше всех.
Происхождение же названия Кавказской Албании, очевидно, связано с каким-то из составлявших её племён. На этой счёт есть разные версии. Одна выводит его от ираноязычного народа аланов – предков осетин. Ираноязычные скифы жили там по соседству, а народ удинов – один из главных у албанцев – древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) считал скифским (то есть ираноязычным). Однако античные авторы различали албанцев и аланов, а тот же Плиний удинов не причислял удинов к албанцам.
По другой версии, албанцами (Albani) назвали этот народ римляне от слова «белые» (albi), которое в данном контексте означало «свободные люди». Страбон (I век до н.э.) в «Географии» излагает легенду, как предводитель аргонавтов Ясон дошёл из Колхиды до берегов Каспийского моря и посетил Албанию. Плиний Старший в «Естественной истории» уверяет, что албаны прямо произошли от аргонавтов. Впрочем, греки объясняли своими мифами происхождение многих народов. Так, у того же Страбона начало армянам дал спутник Ясона по имени Армен. Самоназвание же албанцев в точности неизвестно.
Кухня Албании
Она является разнообразной и уникальной. И это тоже благодаря богатой истории Албании. Национальная кухня особенна тем, что была рождена на стыке восточной и западной культуры. Для приготовления блюд используются экологически чистые продукты. Кстати, здесь они стоят очень дешево.
Кухня этого государства состоит из разнообразных блюд. Например, запеченная рыба, бюрек, таве коси, традиционный рис и т. д. К традиционным блюдам Албании относятся:
- сарма – голубцы с помидорами черри, пряными травами и лимоном;
- чомлек – нежная говядина, тушеная с луком, черносливом и морковью;
- таве-коси – сладкая запеченная или тушенная в йогурте баранина;
- гювеч – говядина или баранина, тушенная с картошкой, стручковым горохом и перцем;
- фэргаса-тирана – блюдо из жареного мяса, яиц, печени и помидоров.
Албания также славится винами и коньяком «Скандербег» собственного производства. Они обладают уникальным ароматом и являются очень вкусными. Не менее популярна ракия – традиционный албанский напиток.
Судьба Кавказской Албании
В самом конце IV века в Закавказье вторгаются гунны, а в V веке – тюрки. Их нашествия не пощадили и Албанию. В то же время в Албании усиливается влияние Персии, христианство частично вытесняется зороастризмом, а в середине V века персы включают Албанию в свою империю. Однако в конце V века в результате восстания независимость Албании была восстановлена.
Но в конце VI века Албания снова оказывается ареной борьбы между Персией и Хазарией. Разгром Персии арабами лишь ухудшил положение Албании. Она также оставалась театром военных действий великих держав, а на смену зороастризму пришёл ислам. Время от времени Албания восстанавливала независимость, но в начале VIII века её государственность была окончательно ликвидирована арабами.
Литература
- Ган, «Albanes. Studien» (Йена, );
- его же, «Reise durch das Gebiet des Drin und Wardar im Jahre 1863» (Вена, );
- Кнейт, «А. narrative of a recent travel in Albania» (Лондон, );
- Гопцевье, «Oberalbanien und seine Liga» (Лейпц., );
- его же, «Oberalbanien und die Gegen» (в «Unsere Zeit», , I),
и литературу к статье Албанцы.
- В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Албания, королевство, расположенное длинной и узкой полосой в западной части Балканского п-ова вдоль Адриатического моря; климат имеет теплый и влажный. А. занята продолжением малодоступных Динарских гор, покрытых бедной растительностью. Реки А. — Дрин и Шкумби. Площадь А.— 37,6 тыс.км².
Население — 831.877 чел. () (30 чел. на 1 км²)—состоит из албанских скотоводческих племен, живущих разрозненно в горах. Земледелие возможно лишь в долинах рек и отчасти на береговой полосе, где разводятся табак, оливки, виноград. Сеются также зерновые хлеба, но собственного хлеба недостаточно для прокормления страны. Железных дорог — около 600 км. Обрабатывающая промышленность—кустарная и ремесленная (производство утвари, оружия, одежды). Большое значение имеет горное дело: разрабатываются богатейшие залежи асфальта; наличие нефтяных месторождений привлекает иностранный капитал — пять иностранных компаний получили концессии и производят разведки (1926); имеются также залежи боксита (сырье для алюминия).
В своей внешней торговле Албания связана на 80% с Италией. Ввоз А. — 80,29 млн р. (), вывоз—63,27 млн р. (1925) — состоит из шкур, сыра, оливок, скота, боксита, асфальта. Из 8,5 млн руб. бюджета 1,85 млн р. расходуется на военные цели.
Главные города: столица — Тирана (12 тыс. жит.), Скутари (22 т. жит.), Корица (26 тыс. жит.), порты — Валона, Дураццо.
Народное образование. В 548 начальных школах Албании обучается ок. 25.000 детей (850 учителей). Почти все эти школы — одногодичные школы грамоты и только 24 школы — пятилетки. Кроме этих школ, есть 12 дополнительных, 2 средних школы, учительский ин-т и американ. технич. школа.
Я. Букшпан.
Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria
Упомянутое албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.) отмечает, говоря о самоназвании Албании Shqipëri:
Албания (Albania, Albanese) выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы. Старое название страны сохранилось не только в албанских колониях, о которых речь шла выше, но и в самой Албании. Одна из равнинных местностей западной части Средней Албании — равнина, лежащая между реками Мат и Эрзен, и сейчас называется Arben. Так называется и целый ряд других местностей в Албании. Это название в разных формах arbën-arbër, arbënesh-arbëresh, arbënuer-arbëror используется народом в этническом смысле, для отличия албанца от представителей других балканских народов. С течением времени древние названия были вытеснены новыми shqiptar, Shqipëri.
Названия народа и страны shqiptar, Shqipëri установились в период турецкого господства, после переселения части албанцев в тот период в Грецию и Италию. Однако конкретные причины этого (переименования) проследить невозможно. С наибольшей вероятностью можно сказать лишь одно, а именно, что слово shqip и прежде служило названием языка.
По-видимому, оно как таковое употреблялось еще раньше, быть может, наряду с этническими названиями arbën — arbër, а затем сфера его применения расширилась, и оно стало служить также названием народа и страны. Приблизительно к 1700 году этническое употребление этого названия уже довольно прочно укоренилось, ибо в постановлениях Провинциального Собора от 1706 г. (тогда Албания продолжала оставаться в составе Османской империи. Прим. Portalostranah.ru) наряду с Arbëni (Албания) и arbëreshi (албанец) имеет место и название языка как языка е shqiptarëve. Что же касается происхождения названий shqip, shqiptar, Shqipëri — Shqipni, от которых произошел и глагол shqipëroj (разъяснять, объяснять), то оно все еще продолжает оставаться невыясненным», пишет албанское издание.
Современное издание энциклопедии Britannica более определенно высказывается на тему происхождения албанского самоназвания страны:
«Происхождение слов Shqip или Shqipëri, (означающих самоназвание Албании и албанцев), может быть выведено из (похоже звучащего) албанского слова, что значит «говорить четко, внятно», но эта версия до сих пор оспаривается».
Среди других версий, происхождение самоназвания страны Shqipëri — Shqipni от слова «орел». Но, как мы видим выше, албанский первоисточник эту версию даже не рассматривает. Для албанского издания, как и для современной энциклопедии Britannica, основной версией происхождения самоназвания страны Албания — Shqipëri является глагол shqipëroj. Однако приведем и информацию об альтернативной версии. Так, например, российский справочник «Страны мира» (2002 г.) пишет, что самонаназвание Албания якобы «произошло от алб. shqipe — «орел», а международно принятое название Албании, как уже упоминалось от иллирийского слова olba — «селение». Иллирийцы, напомним, как считается, яляются преками албанцев.
Мехраниды, арабы и исламизация Албании
Во второй четверти VII века независимость Албании от сасанидских шахиншахов была на короткое время восстановлена. Албанию с возглавили князья из династии Мехранидов (Мигранянов), ведшие свое происхождение от персидских Сасанидов. Вараз-Григор и сын его Джеваншир становятся полунезависимыми владетелями; Джеваншир борется с персами, но затем ему приходится объединить силы с Сасанидами в попытке остановить арабское нашествие. Он несколько десятилетий пытался противостоять арабам, заключал союз с хазарами и Византией (под протекторат которой на некоторое время отдался), но в , перед лицом двойной угрозы со стороны арабов на юге и хазар на севере, признал себя вассалом Халифата, что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации.
В власть Мехранидов была упразднена арабами.
В эту эпоху получила развитие албанская письменность, созданная изобретателем армянской письменности Месропом Маштоцем в начале V в. Впрочем, армянский язык — язык двора и церкви — мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. При Джеваншире происходит новый (после Вачагана Благочестивого) всплеск культурной жизни. Вскоре после гибели этого князя (убит заговорщиками), была составлена «История страны Алаунк», принадлежащая перу армяно-албанского историка, уроженца области Утик) Мовсеса Каганкатваци (Каланкатуаци). Это — основной источник по истории Албании (др.-арм. Алаунк, нов.-арм. Агванк) . Этот памятник содержит также уникальный образец армяно-албанской поэзии — элегию-плач, сочиненный неким «ритором» Давтаком на гибель Джеваншира (акростих на 52 буквы армянского алфавита):
По всей земле пронеслась слава его, Имя его долетело во все концы света, Силу разума его и гениальную мудрость Вся вселенная торжественно прославляла.
Император греческий и царь страны южной Рады были узреть владетеля . С радостными приветствиями принимали его, Почестями и славой венчали его.
Но вот нежданно обрушилась беда. Неотступный разврат предстал перед нами. Прогневали Творца своими проступками, И предал Он гибели правителя страны.
Удалились прочь хранители его. Силы небесные покинули его, Ибо Господь удалился в тот черный день, Оставив его злодею на попрание
В VII—VIII веках через территорию Албании, сменяя друг друга, проходили хазары и арабы, боровшиеся за контроль над регионом. В войска Халифата, пройдя через Албанию, вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер, однако сражение закончилось разгромом арабского войска, а хазары взимали дань с Албании и совершили несколько набегов. Самое крупное их нашествие состоялось в . С установлением династии Омейядов арабские завоевания возобновились. Арабам удалось закрепиться в Закавказье, и с первых годов VIII века начинается непрерывная череда арабо-хазарских войн. Успех сопутствовал попеременно как той, так и другой стороне. Пограничной зоной между противниками оставался Дербент. В —, когда арабы осадили Константинополь, хазары вторглись в Восточное Закавказье, оттянув на себя часть арабских сил. В — состоялся самый масштабный набег хазар. Хазары дошли до города Ардебиль в Южном Азербайджане, а отдельные отряды — до окрестностей Мосула. В арабский полководец Мерван, собрав 120-тысячную армию, одновременно через Дербент и Дарьял вторгся в Хазарию. Его войска соединились под тогдашней хазарской столицей Семендер и взяли город. На этом вторжения хазар закончились.
Этнографические группы
Албанцев можно разделить на две основные подгруппы. Они образованы в связи с тем, что этот народ разделяется по языку и обычаям.
- Геги – северные албанцы. Они проживают в Косово, Северной Албании, Македонии, Черногории. Это преимущественно мусульмане и католики. У этого народа до сих пор сохранена своеобразная традиция деления на фисы – племенные объединения.
- Тоски – южные албанцы. Они населяют Грецию, Южную и Центральную Албанию. Среди них — преимущественно мусульмане и православные.
В ходе политических событий на Балканах из албанского этноса выделились две крупные субэтнические группы, которые сегодня являются самостоятельными и слабо связаны с исторической родиной. Это арнауты – православные албанцы республики Греция и арбеши – албанцы-католики, проживающие на территории Сицилии и Южной Италии.
Учитывая всю полученную информацию, можно ответить на интересующий многих вопрос о том, славяне албанцы или нет. Их этногенез, конечно, запутан. Но не настолько, чтобы не понимать, что к славянам они не имеют отношения.
Открытие и расшифровка
О существовании кавказской албанской литературы до конца ХХ века было известно лишь косвенно. Корюна « Жизнь Маштоца» , написанная в V веке, но сохранившаяся только в гораздо более поздних искаженных рукописях, и « История кавказских албанцев» Мовсеса Каганкатваци , написанная в X веке, приписывают обращение кавказских албанцев в христианство двум миссионерам. , Енох и Дана, а также создание кавказского албанского алфавита армянскому ученому Месропу Маштоцу . Затем некий епископ Иеремия перевел христианскую Библию на их язык. Еще в 1977 году Брюс Мецгер мог написать, что «ничего из версии не сохранилось».
В 1996 году Заза Алексидзе Центра рукописей в Тбилиси , Грузия , обнаружили палимпсест в монастыре Святой Екатерины на горе Синай , Египет , с неизвестным скриптом. Он продолжал идентифицировать алфавит как кавказский албанский и идентифицировать рукопись как раннехристианский лекционарий примерно V или VI века. Лекционарий может быть самым ранним из сохранившихся лекционариев христианской религии.
Затем лингвисты Йост Гипперт и Вольфганг Шульце увлеклись кавказским албанским алфавитом . Использовалось специализированное рентгеновское оборудование, позволяющее читать тексты палимпсестов кавказских албанцев целиком. Список названий месяцев кавказских албанцев, сохранившийся в ряде средневековых рукописей , дал один из ключей к разгадке языка. В 2017 году в монастыре Святой Екатерины были обнаружены еще два текста на кавказском албанском языке. Первоначальный текст на палимпсестах был стерт где-то между 4 и 12 веками.
Исторические сведения
Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.
Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.
В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.
В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.
Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.
В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.
В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.
Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.
В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.
До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.
В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.
В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.
Язык
Самым многочисленным племенем среди албан были гаргары. На основании их языка был создан алфавит, в котором было 52 простых графемы и два диграфа. Кроме лезгинских языков, в Албании говорили на среднеперсидском, армянском и парфянском языках. Албанский постепенно вытеснили тюркские диалекты, армянский и грузинский.
Археологами найдены несколько образцов албанской письменности, которые датируют VII—VIII веками. Так, в христианском монастыре Святой Елены на полуострове Синай в 1996 году был найден текст на албанском в 120 страниц. Поверх его был написан текст на грузинском. Сейчас текст дешифрован и издан.
Города Албании
Тирана — столица Албании
- Тирана — шумная и современная столица Албании, которая имеет очарование небольшого городка. Это место с необычным сочетанием старины и современности, космополитической атмосферы и традиций.
- Эльбасан — большой промышленный город, мало интересный туристу.
- Берат — один из древнейших городов Албании с уникальной османской архитектурой.
- Фиери — прибрежный город, возле которого находятся руины древнего Аполлония.
- Гирокастра — город-музей, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Является родиной Энвера Ходжи и славится великолепной архитектурой османского периода.
- Корча — город на юго-востоке Албании, крупный культурный центр страны.
- Шкодер — самый большой город в северной Албании, который считается столицей албанской культуры.
- Влёра — оживленный приморский город с отличными пляжами.
- Круя — древний город с замком и старым базаром. Известен своими коврами.