Популярные религии и языки в албании
Содержание:
- Религиозная композиция
- Ислам в Албании
- Примечания[править | править код]
- Претензии на религиозную собственность
- Фестивали
- Обычаи и традиции Албании
- Терминология
- Список исторических племен и племенных регионов
- Братство конфессий (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Что за народ албанцы?
- Исторические сведения
- Экономика Албании
- Список народных сказок, легенд, песен и баллад
- Обычаи и традиции Албании
- Исторический обзор
- История
- литература
Религиозная композиция
Религиозное большинство по муниципалитетам (перепись 2011 г.)
Суннитское большинство
Большинство не принадлежит к какой-либо традиционной религии / нет ответа
Католическое большинство
ортодоксальное большинство
Бекташи большинство
Перепись 2011 года
Перепись 2011 года выявила следующие религии:
религия | Жители | доля |
---|---|---|
Ислам Мусульмане Бекташи | 1 646 236 1 587 608 58 628 | 58,79% 56,70% 2,09% |
Христиане Католики, Православные Протестанты / Прочие евангелисты | 475 629 280 921 188 992 3797 1 919 | 16,99% 10,03% 6,75% 0,14% 0,07% |
атеизм | 69 995 | 2,50% |
Нет ответа | 386,024 | 13,79% |
Верующие без вероисповедания | 153 630 | 5,49% |
не актуально / не указано | 68,022 | 2,43% |
Результаты переписи 2011 года противоречивы. Автокефальная Православная Церковь Албании официально объявила , что не признает результаты переписи. С ее точки зрения, именно православные христиане недопредставлены, что она объясняет ошибками в проведении личных интервью и преднамеренным бойкотом соответствующих вопросов. Согласно нашим собственным исследованиям, основанным на крещальных и приходских книгах, доля православных христиан в Албании превышает 24%.
Дальнейшие исследования
Дальнейшие исследования последних нескольких лет дают совсем другие цифры. Согласно опросам, проведенным Академией наук Албании в 2003 году, около 40% албанцев принадлежали к суннитам , 20% — к ордену Бекташи , еще 20% — к православной церкви и около 10% — к католической церкви . Остальные 10% назвали себя атеистами или принадлежат к другим религиям и конфессиям, в частности, протестантским или евангелическим свободным церквям. Исследование, проведенное албанским национальным статистическим управлением Instituti i Statistikës в 2005 году, показало, что 79,9% мусульман составляют 79,9% всего населения Албании. По оценкам Швейцарской базы метаданных религиозной принадлежности (SMRE), опубликованной в 2018 году, за период 2000 (1996–2005 гг.) За период 2010 (2006–2015 гг.) Предполагается, что 8% католиков, 15% православных, 65,9% мусульман и 10,9% лиц без религиозной принадлежности. ) SMRE оценивает 8,7% католиков, 9,1% православных, 52,5% мусульман и 29,5% людей без религиозной принадлежности.
Еврейская деноминация насчитывает около ста членов, хотя были евреи в Албании в течение 2000 лет . Синагога была открыта в Тиране в 2010 году , но вскоре снова закрылась. Почти все оставшиеся евреи в этой небольшой общине эмигрировали в Израиль после .
В 2008 году в Албании насчитывалось 1757 культовых и культовых сооружений. Хотя мусульмане составляют относительное и абсолютное большинство, у них меньше домов веры. Было всего 568 мечетей и 70 теккенов , но 1119 церквей . Из церквей 694 были католическими и 425 православными.
Предыдущие опросы
До Второй мировой войны около 70% населения исповедовали суннитский ислам. 20% были православными христианами, в том числе практически все представители этнических меньшинств ( македонцы , аромуны , греки и рома ). Около 10% принадлежали Римско-католической церкви. Православные албанцы жили в основном на юге, католики на северо-западе, а мусульмане были представлены повсюду, за исключением нескольких горных регионов.
Ислам в Албании
Во многих источниках Албанию называют единственной мусульманской страной в Европе. Это не совсем точное определение. Во-первых, не нужно забывать Турцию; во-вторых, мусульманство было доминирующим вероисповеданием только на этапе религиозного возрождения. Итоги последней переписи говорят о том, что процентное соотношение мусульман сейчас представлено цифрой 60 %.
Итак, мусульманская Албания. Религия ислам пришла в эту страну с приверженцами Хаджи Бекташ–вели на рубеже 12-13 веков. Позднее, с 14 века, с османами на территорию державы проникли мусульмане-сунниты. Традиции албанских мусульман-бекташей отличаются от традиционно исламских и содержат некоторые элементы, сходные с христианством.
Если распределять по территориальности, то сунниты занимают в основном северо-восток и центр страны, бекташи преимущественно селятся в городах.
Примечания[править | править код]
- ↑ J. Gordon Melton. Albania // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann. — Oxford, England: ABC CLIO, 2010. — С. 61—65. — 3200 с. — ISBN 1-57607-223-1.
- ↑ (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 21 марта 2014.
- ↑ (англ.). POPULATION AND HOUSING CENSUS 2011. Instituti i Statistikave — Tiranë. Дата обращения: 21 марта 2014.
- (англ.). Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. Дата обращения: 21 марта 2014.
- (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 7 марта 2014.
- Ahmadiyya Mosques Around the World: A Pictorial Presentation (англ.). — Khilafat Centenary Edition; The Ahmadiyya Muslim Community, 2008. — P. 14. — ISBN 978-1-882494-51-4.
- “Ahmadiyya Muslim Mosques Around the World, pg. 33
- (англ.). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 21 марта 2014.
- Shawn Tribe. (англ.). New Liturgical Movement (22 November 2010). Дата обращения: 21 марта 2014.
- David B. Barrett, George T. Kurian, Todd M. Johnson. Albania // World Christian Encyclopedia (англ.). — 2-е изд.. — New York: Oxford University Press, Inc., 2001. — Vol. I. — P. 51. — 876 p. — ISBN 9780195079630.
- (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 7 марта 2014.
Претензии на религиозную собственность
Политика и практика правительства способствовали в целом свободному исповеданию религии; однако реституция собственности, экспроприированной бывшим коммунистическим правительством, продолжала оставаться проблемой. Согласно закону о реституции и компенсации за такую собственность, религиозные общины имеют те же права, что и частные лица в вопросах реституции собственности или компенсации, но религиозные общины подвергли сомнению ограничение закона на реституцию собственности до 150 акров (0,61 км 2 ). . В течение отчетного периода правительство не создавало специальный фонд денежной компенсации, но канцелярия премьер-министра постоянно пыталась решить вопросы, связанные с религиозной собственностью. Правительство также объявило о планах устранить бюрократические и юридические препятствия, препятствующие возвращению конфискованной собственности, путем отмены требования о предъявлении религиозными организациями титулов и документов, подтверждающих первоначальное право собственности. В коммунистическую эпоху собственность, конфискованная режимом, обычно регистрировалась, и правительство работало над тем, чтобы признать эти архивные документы эквивалентными титулам собственности, таким образом проясняя право собственности на землю в некоторых случаях.
У всех четырех основных традиционных общин были существенные имущественные претензии, которые остались неурегулированными. В случаях, связанных с возвращением религиозных построек, правительство часто не возвращало землю вокруг зданий, иногда из-за претензий частных лиц на реконструкцию, которые начали возделывать ее или использовать для других целей. Православная церковь продолжила строительство нового собора в Тиране на участке земли, который она получила в качестве компенсации за другие земли, захваченные коммунистическим правительством, но она заявила о непринятии мер по другим имущественным претензиям по всей стране, а также о трудностях в восстановление религиозных икон и ценных рукописей. И православная церковь, и католическая церковь пытались вернуть себе архивы, захваченные коммунистическим правительством и хранящиеся в национальных архивах.
Хотя у католической церкви были существенные неурегулированные имущественные претензии, она указала, что не занимается их активным поиском и решила сосредоточить свои усилия на других областях. Тем не менее, если компенсация в конечном итоге будет выплачена другим религиозным группам, они также будут ожидать компенсации.
Исламская община Албании и мусульманские бекташи также обратились к правительству с просьбой вернуть ряд объектов собственности. Исламскому сообществу удалось получить право собственности на большой участок земли в Тиране, где когда-то стояла мечеть. Однако разрешения на строительство новой мечети он не получил. В соответствии с новым планом городского регулирования в Тиране для этой цели был выделен еще один земельный участок в Тиране, также принадлежащий исламскому сообществу. Исламское сообщество отвергло это место как слишком маленькое и продолжило отдавать предпочтение первоначальному месту. На конец отчетного периода проблема оставалась нерешенной. Община бекташи также требует от правительства компенсации жертвам жестокого обращения на религиозной почве во время коммунистического режима.
Фестивали
- Dita e Verës (Verëza) : «Летний день», весенний праздник в Албании, отмечаемый 1 марта по юлианскому календарю ( 14 марта по григорианскому календарю ). В старом албанском календаре он соответствует первому дню нового года (по- албански : Kryeviti, Kryet e Motmotit, Motmoti i Ri, Nata e Mojit ) и отмечает конец зимнего сезона (вторая половина года) и начало летнего сезона (первая половина года) в день весеннего равноденствия . Другой праздник весеннего равноденствия — Навруз (по- албански : Dita e Sulltan Nevruzit ), отмечаемый 22 марта .
- Ната-э-Бузмит : « Ночь Святочного бревна » отмечается во время зимнего солнцестояния , с 22 декабря по 6 января. В албанских верованиях она знаменует возвращение солнца на лето и удлинение дней.
Обычаи и традиции Албании
Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.
Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании
довольно пристально изучаются европейскими этнографами.
Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.
Терминология
Основные термины, определяющие структуру албанских племен, разделяют все регионы. Некоторые термины могут использоваться взаимозаменяемо с одним и тем же семантическим содержанием, а другие термины имеют различное содержание в зависимости от региона. Не существует единой или стандартной классификации, поскольку структура общества показывала различия даже в пределах одной и той же общей области. Термин фис является центральным понятием албанской племенной структуры. Диез это сообщество, члены которого связаны друг с другом , как в родстве через тот же отцовской родословной и живут в одной и той же территории. На английский это слово было переведено как « племя» или « клан» . Таким образом, fis относится как к родственным связям, которые связывают сообщество, так и к территориализации этого сообщества в регионе, который используется исключительно в качестве сообщества членами fis . Напротив, башкэси (буквально « ассоциация» ) относится к сообществу того же происхождения, которое не было создано территориально в данном районе, который считается его традиционным домашним регионом.
Далее он делится на fis i madh и fis i vogël . Fis i madh относится ко всем членам родственной общины, проживающим на ее традиционной территории, а fis i vogël относится к ближайшим членам семьи и их двоюродным братьям ( kushëri ). В этом смысле он иногда используется как синоним vëllazëri или vllazni в гегском албанском. Этот термин относится ко всем семьям, которые ведут свое происхождение от одного и того же предка по отцовской линии. Родственные семьи ( familje ) называются одной корой / пл. barqe (буквально живот ). По мере увеличения численности некоторых племен часть из них поселилась на новой территории и образовала новые фы, которые могли или не могли носить то же имя, что и родительская группа. Концепция farefisni относится к связям между всеми сообществами, которые происходят от одной и той же рыбы . Фарэ буквально означает семя . Среди южных албанцев он иногда используется как синоним слова fis , которое, в свою очередь, используется в значении fis i vogël .
Термин байрак относится к османскому военному учреждению 17 века. В международной библиографии конца 19-го и начала 20-го веков его часто ошибочно приравнивали к fis, поскольку оба они иногда охватывали одну и ту же географическую область. Результатом этой ошибки стало изображение административных единиц байраков и других регионов как fis в ранних антропологических отчетах Албании, хотя были bajraks, в которых только небольшая часть или совсем не составляла fis .
Список исторических племен и племенных регионов
Ниже приводится список исторических албанских племен и племенных регионов. Некоторые из племен считаются вымершими, потому что не сохранились коллективные воспоминания о происхождении (например, Матаруга, Рогами и т. Д.), В то время как другие стали славянами очень рано, и большинство потомков больше не считают себя албанцами (например, Кучи, Махине и т. Д.).
Карта байраков и племен Франца Сейнера, 1918 год.
Malësia e Madhe
Малезия- э- Мадхе в Северных Албанских Альпах между Албанией и Черногорией исторически была землей десяти больших и трех меньших племенных регионов. Двое из них, Сума и Тузи, объединились, чтобы сформировать Груду в 15-16 веках. Жителей этой области обычно называют «горцами» (по- албански : malësorë ).
- Кельменди
- Груда (полностью в Черногории)
- Хоти (частично в Черногории)
- Кастрати
- Шкрели
- Триеш (полностью в Черногории)
- Коджа (полностью в Черногории)
- Лохья
- Груэмири
- Rrjolli
- Reçi
Дукагджинское нагорье
В высокогорье Дукагджин входят следующие племена:
- Боби
- Шала
- Шоши
- Шлаку
- Маврики
- Мазреку
- Душмани
- Toplana
- Кири
- Прекали
Гьякова нагорье
Есть шесть племен нагорья Гьякова ( албанский : Malësia e Gjakovës ), также известных как Malësia e Vogël (Малая Малезия):
- Никай (обычно группируется как Никай-Мёртур )
- Мертури (обычно группируется как Никай-Мертур )
- Красники
- Гаши
- Бытыки
- Морина
Пука
«Семь колен Пука» (по- албански : shtatë bajrakët e Pukës ) населяют регион Пука. Дарем сказал о них: «Группа Пука … иногда считалась большим племенем из семи байраков. Иногда группой племен».
- Qerreti
- Пука
- Кабаши
- Бериша или Бериша-Мертури
- Тачи
- Мали и Зи
Исторический
|
Братство конфессий (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Период господства атеистического коммунизма вырастил целое поколение албанцев, которые на вопрос о своем вероисповедании не могут дать твердого ответа. Албания, религия которой сейчас проходит этап возрождения, может служить современному миру образцом мирного сосуществования людей различных религиозных убеждений.
Мечети и храмы возрождаются наравне. Христиане и мусульмане не только мирно живут и работают рука об руку, но и создают семьи. Интересная страна эта Албания. Религия в жизни ярко представлена на примере семьи албанского премьер-министра. Дедушка главного министра страны Эди Рамы был православным, а бабушка – католичкой. В этой вере она и воспитала своих сыновей. Нынешняя супруга главы кабмина – мусульманка, двое сыновей от разных браков – приверженцы православия и католицизма. И такая многоконфессиональная семья в Албании не одна.
Что за народ албанцы?
Их можно назвать уникальными. Впрочем, как и любой другой народ. Ведь каждый имеет свои особенности, даже странности. Например, у албанцев положительный кивок головой означает отрицание. А если вы откажетесь выпить с ними кофе, то очень сильно обидите их
Ведь для албанцев это очень важно. Для них выпить кофе – целый ритуал и добрая традиция
Что за народ албанцы? Это добрые, отзывчивые и общительные люди, которые выделяются многогранной бытовой культурой. В этногенезе до сих пор кроется много тайн, недомолвок, а также активно ведутся споры относительно происхождения народа. Поэтому еще более удивительным кажется тот факт, что им удалось накопить столь необычные, интересные и разнообразные традиции, касающиеся народных костюмов, обустройства жилья, кухни, архитектуры и, конечно, процесса бракосочетания и семьи в целом. Эти все мелочи как нельзя лучше отражают, что за народ албанцы.
Исторические сведения
Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.
Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.
В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.
В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.
Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.
В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.
В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.
Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.
В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.
До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.
В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.
В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.
Экономика Албании
В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.
Список народных сказок, легенд, песен и баллад
Народные сказки
- Мариго из сорока драконов
- Из любви к голубю
- Серебряный зуб
- Змеиный ребенок
- Обетованная Солнцу Дева
- Благодарная змея и волшебное дело
- Ревнивые сестры
- Принцесса Китая
- Глупый юноша и кольцо
- Голый мужчина и брат паши
- Мальчик без имени
- Половина петуха
- Гизар Соловей
- Змея и дочь короля
- Медведь и дервиш
- Дочь короля и череп
- Стременная пустошь
- Сказка о юноше, понимающем язык животных
- Дева в коробке
- Девушка, которая стала мальчиком
- Обувь
- Юноша и Дева со звездами на лбу и полумесяцами на груди
- Три брата и три сестры
- Три друга и земная красота
- Scurfhead
- Мальчик и земная красота
- Близнецы
- Дочь Луны и Солнца (версия с кульшедрой )
- Дочь Луны и Солнца (версия с сыном царя)
- Дочь Солнца
- Змей
- Семь пядей бороды и три пяди тела
- Умелые братья
- Сказка об орле
Легенды
- Ага Имер из Улциня
- Али Дост Деде из Гирокастры
- Цикл Муджо и Халили
- Гьердж Элез Алия
- Сари Саллтёк
- Скандербег и Баллабан
- Шега и Влластар
- Могила влюбленного
- Легенда о Джабали-Альхаме
- Принцесса арджиро
- Месть Кастрати — легенда племени триепши
- Основание племени Келменди
- Основание племени кастрати
- Основание племен хоти и триепши
Песни и баллады
- Песни пограничных воинов
- У платана Машкуллоре
- Чамские народные песни ( Песня Чело Мезани )
- Песня Марко Бочари
- Константин и Дорунтина
- Евфрозина Янина
- О, моя прекрасная Морея
- Песня Таны
- Песни Косовской битвы
- Сборник песен Вука Караджича
Обычаи и традиции Албании
Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.
Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании
довольно пристально изучаются европейскими этнографами.
Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.
Исторический обзор
Первая христианская община на территории современной Албании была установлена в 58 году н. э. в Дурресе. После раскола христианской церкви в 1054 году южная Албания сохранила связи с Константинополем, северная часть страны вернулась под юрисдикцию Рима.
В середине XV века Албания была завоёвана Османской империей; албанцы стали первым европейским народом, принявшим ислам. Причин тому было несколько — турецкий прозелитизм, реакция на анти-албанскую деятельность православных в соседних странах и экономические преференции для принявших ислам. В XVIII веке в Албании получает распространение суфийское движение бекташи.
Со второй половины XIX века в Албании действует протестантская Евангелическая церковь Албании
. В конце XIX — начале XX века среди албанских православных началось движение за создание поместной национальной церкви, закончившееся созданием Албанской православной церкви. В 1900 году священник Георг Германос, перешедший из православия в католицизм сформировал грекокатолическую общину, которая впоследствии оформилась в Албанскую грекокатолическую церковь
После второй мировой войны и с установлением коммунистического правительства в Албании началось преследование религии. В 1967 году Энвер Ходжа запретил любое отправление религиозного культа и объявил Албанию первым в мире атеистическим государством. В стране были закрыты сотни храмов; некоторые религиозные иерархи были расстреляны, сотни священников разных конфессий были отправлены в тюрьмы.
С началом демократизации страны (конец 1980-х) в Албании началось восстановление храмов и возрождение религиозной жизни. В начале 1990-х годов в страну прибыли различные протестантские миссионеры, проповедники бахаи, Свидетели Иеговы и мормоны.
История
Албанский фольклор восходит к палеобалканской мифологии, включая основу иллирийской религии . Существует ряд параллелей с древнегреческой и римской мифологиями. Албанцы были христианизированы под влиянием католиков, вероятно, в четвертом и пятом веках. В более поздние времена, после Gheg — Tosk раскола, они стали католиками на севере и православными на юге.
В тексте, составленном примерно в начале XI века на болгарском языке , албанцы упоминаются со своим старым этнонимом как наполовину верующие. Ислам впервые появился в Албании в 15 веке после османского завоевания этой территории. Во времена Османской империи , часто чтобы избежать более высоких налогов, взимаемых с христианских подданных, большинство албанцев стали мусульманами. Однако одна часть сохранила христианские и дохристианские верования. Британский поэт лорд Байрон (1788–1824) описал албанскую религиозную веру следующим образом: «Греки вряд ли считают их христианами, а турок — мусульманами; на самом деле они представляют собой смесь того и другого, а иногда и ни одного».
Между 16 и 18 веками в Албанию прибыл также суфийский орден Бекташи , который широко распространился среди албанцев отчасти потому, что он позволил себе быть средством выражения крипто-христианских и языческих верований и ритуалов. Бекташизм — это мусульманский пантеистический орден дервишей ( тарикат ), возникший в XIII веке в пограничном регионе Анатолии , где сосуществовали христианство, ислам и язычество, что позволило включить сопоставимые языческие и немусульманские верования в популярный ислам. Это облегчило процесс обращения в новых мусульман и стало официальным приказом янычар . После запрета всех суфийских орденов в Турции в 1925 году Орден Бекташи основал свою штаб-квартиру в Тиране . С момента своего основания в 1912 году Албания была светским государством , стала атеистической во время коммунистического режима и вернулась в светскую жизнь после его падения.
Албанский фольклор веками развивался в относительно изолированной племенной культуре и обществе , и, хотя в албанской системе верований произошли все эти изменения, древний субстрат дохристианских верований сохранился до наших дней. Народные сказки, мифы и легенды передавались из поколения в поколение в устной форме и все еще живы в горных регионах Албании , Косово и западной части Северной Македонии , среди арбэрешэ в Италии и арванитов в Греции .
литература
- Шпреса Мусай: Религиозность Албании : неизменна на протяжении веков . Межцерковная и межрелигиозная толерантность на Балканах. В кн . : Научные статьи из серии «История науки» Tectum Verlag . Лента18 . Tectum Verlag, Марбург 2011 г., ISBN 978-3-8288-2693-9 .
- Де ла Рокка: религия и нация в Албании . Рим 1989
- Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . В: Оливер Йенс Шмитт (ред.): Pro Oriente (серия публикаций Комиссии по истории Юго-Восточной Европы) . Лента4 . Питер Ланг, Франкфурт-на-Майне 2010, ISBN 978-3-631-60295-9 .
- Стефани Шванднер-Сиверс, Бернд Юрген Фишер: Албанские идентичности: миф и история . 2002, Indiana University Press, глава 9 (Fatos Lubonja), ISBN 0-253-34189-2 .
- Маркус А. Вайнгардт, Ханс Кюнг, Дитер Сенгхаас: Религия, сила, мир: мирный потенциал религий в жестоких политических конфликтах . У. Кольхаммер, 2007, ISBN 3-17-019881-5 .