Икона божией матери касперовская

Значение

Небольшая икона написана на холсте, который приклеен на доску. Изображение повествует о Деве Марии, обнимающей своего Сына обеими руками.

В тоже время Младенец обхватил Маму своими ручками и прижался с умилением к Её щеке. Взгляд маленького Иисуса серьёзен не по-детски. Икона считается образом Умиления.

Держа на руках ребенка, Богородица совсем не улыбается. Ей известно будущее Мальчика. Глаза Марии говорят об обреченности и смирении.

Свернутый свиток в руке Младенца указывает на предназначение Сына Божьего, о котором еще никто не догадывается. Намёк на будущие страдания скрывается и в цвете одежды ребёнка — они красные.

Касперовская икона Божией Матери

Касперовско-Тервеническая икона является списком XX века, созданном современной художницей после молитвы перед чудотворной иконой в Одессе. Она имеет название по месту прославления в женской обители деревни Тервеничи Ленинградской области.

Возможно, Касперовская икона не была бы столь известна в двух российских столицах, если бы не явленная воля Пресвятой Богородицы о помощи через Тервеничский список Покровскому монастырю под Петербургом.Этот образ связал судьбы России и Украины.

В начале 1992 года Богородица явилась в сонном видении основателю и духовнику монастыря отцу Лукиану. Он и сестры монастыря усердно молились о даровании обители святынь, через которые Господь являл бы свою милость насельницам и всем паломникам. В видении Божия Матерь стояла над строениями монастыря и указывала рукой на лежащую у Ее ног Свою небольшую икону, из-под которой бил источник чистой воды. Священник удивился видению: источника в обители не было, а икона, увиденная во сне, не была похожа ни на одну из известных ему.

Однако чудесным образом именно такая икона была найдена — в православной традиции говорят, явлена, то есть чудесным образом, после предзнаменования, показана — у художницы Марии Ивановны Барановой, родом из Одессы. Она в свое время написала список с Касперовской иконы Богородицы, молясь перед ней во время пребывания в Одессе. После просьб монахинь о даре или продаже Мария Ивановна сама подарила образ, напоминавшей ей о родине, новому монастырю. 23 февраля 1992 года икону привезли на обустраиваемое подворье Тервенического монастыря в Петербурге — в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек. Богородица явила чудо после первых же молитв перед образом. Во время совершения молебна прихожанка, долгое время болевшая астмой, исцелилась.

Еще одним чудом стало прибытие иконы в Тервенический монастырь: здесь, в деревне, в одиночестве жили лишь две пожилые монахини. Не зная об обретении Касперовско-Тервенической святыни, они молились о благословении новой обители святыней. Во время ночной молитвы однажды они услышали голос Богородицы, обещающий Свою милость всем, кто будет молиться перед Ее образом и возвещающий скорое прибытие чудотворного образа в обитель.

Действительно, по прибытии иконы в монастырь, он начал быстро строиться: был обретен источник чистой целебной воды, нашлись благотворители — и вот через несколько лет белоснежная обитель с голубыми куполами храмов, келейным корпусом, огородом и целым хозяйством поднялась в чистом поле. В 1994 году икона замироточила, а в 1996 году было получено свидетельство Церкви о чудотворности списка: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил считать Тервеническую икону местночтимой. Все чудеса от нее фиксируются монахинями, свидетельства о них записываются.

Одной из святынь обители стал драгоценный венчик для иконы, подаренный в благодарность за чудо верующими людьми 28 августа 2005 года. Благотворители пожелали остаться неизвестными, но традиция иконного венца распространена в южных славянских странах, поэтому сестры обители почитают его как благословение от Касперовской иконы Богородицы, с Украины. Венчик — это обруч из драгоценных металлов, который пребывает рядом с образом, обычно он вставлен в киот. Обращающийся с молитвой к иконе человек держит его над головой или надевает себе на голову как зримое Божие благословение, призывая благодать Божию и помощь Пречистой Девы: венец посвящен иконе и освящается от нее.

В отличие от Касперовской, Тервенический список пока не имеет своей молитвы и акафиста, поэтому петербуржцы молятся перед ним, обращаясь с молитвой к Касперовской иконе.

История создания иконы

Касперовская икона Богородицы была привезена на территорию Руси в XVI веке из Трансильвании неким сербским христианином. Мужчина, остановившийся в Ольвиопольском уезде близ города Херсон, передал образ своим детям. Так икона, переходя из поколения в поколение, в начале XIX века оказалась во владении местной помещицы по фамилии Касперова.

К тому времени очертания святых ликов Девы и младенца Иисуса на обветшавшем изображении были едва видны. Женщина обращалась с образом бережно и часто молилась. В 1840 году, проводя февральскую ночь в молитвах пред иконой, помещица с удивлением заметила, что изображение обновилось, и уже можно было видеть черты Богоматери и Спасителя.

К обновленной чудесным провидением иконе стали приходить люди. Читая молитвы перед образом, верующие наблюдали истинные чудеса исцеления и помощи обращающимся в их делах. На основании многочисленных народных свидетельств Святейший Синод признал икону чудотворной.

В 1844 году владелица передала святыню в Никольскую церковь села Касперовка. С 1852 года, по многочисленным народным прошениям, икону переносили в Херсон ежегодно к дате празднования Вознесения. С 1853 года в течение месяца июля образ находился в городе Николаев. Затем почти 2 года в разгар военных действий в Крыму святыня находилась в Одессе.

Дальнейшая судьба иконы

Помещица Касперова поняла, что чудотворная икона не может принадлежать только ей. Тем более, что весть об исцеляющем образе достигла Святешего Синода. Понимая, что икона это всеобщее достояние, семья решила передать образ в местный Никольский храм. Произошло это в 1844 году. Теперь паломники стали направляться сюда. В церкви чудодейственные исцеления продолжались.

В 1846 году правление Херсонского духовенства поручает благочинному собрать все факты, свершившиеся, благодаря от молитвам пред иконой. Для этого создали специальную комиссию, которая после изучения представленных материалов, приняла решение признать икону чудотворной.

Весть об этом событии разнеслась по все Южной Украине. Паломники стали приходить из Херсона, Николаева, Очакова, Одессы.

В 1853 году по просьбе православных верующих Херсона, икона стала доставляться в город на празднование Вознесения Господня – 8 Мая. Образ прибывал в сопровождении крестного хода.

В нем участвовали все представители власти, учебные заведения и местный гарнизон. Шествие проходило по «высочайше согласованному церемониалу». Военные орудия, рассредоточенные на оборонительных валах, производили непрерывный салют.

После торжественного прибытия икона оставалась в городе до 29 июня.

Эта традиция продолжается поныне.

  1. Крестный ход в Херсоне с иконой Божией Матери Касперовской.

Затем, 1 июля чудодейственный образ переносили в г. Николаев. Крестный ход в честь Касперовской иконы и ее нахождение в городе считались самым большим праздником. И образ Богоматери почитался, как заступничество и покровительство местных жителей.

В Николаев икона прибывала по морю на Спасскую пристань. Там ее встречал крестный ход и сопровождал в главный храм города – Адмиралтейский собор, где она находилась 2 дня, а затем ее переносили в каждую церковь Николаева и оставляли хотя бы на один-два дня. Таким образом, икона прибывала в городе месяц, а 1 августа крестный ход провожал ее до пристани, в обратный путь в с. Касперовку.

Когда происходила Крымская война 1853-1855 гг., Одесса была осаждена вражеской эскадрой, состоящей из 96 кораблей. Православные одесситы обратились к архиепископу Иннокентию (Борисову) с просьбой перенести икону Божией Матери Касперской в одесский Спассо-Преображенский собор. Заручившись высочайшим соизволением, прошение верующих было удовлетворено. 6 августа 1854 г. икона была доставлена в Одессу крестным ходом. Шествие обошло весь город, и в скором времени вражеская блокада была снята. Каких-либо других причин для этого события не было. Это произошло благодаря чудесному избавлению. Город стал свободным и невредимым. После этого почитание иконы возросло еще больше. День, когда закончилась осада – 1 октября 1854 года стал датой празднования православных верующих освобождения Одессы.

С тех пор в этот день ежегодно икона стала прибывать в Одессу в Спасо-Преображенский собор, и оставалась там до Светлой седмицы.

Образ пребывал в храме два года, до 20 мая 1856 г. Архиепископ Иннокентий составил акафист Покрову Пресвятой Богородицы, и сам читал его перед образом Божией Матери Касперской.

Отправляясь на помощь раненым бойцам, сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, приносили обет перед образом Богородицы.

Когда солдаты и матросы следовали на войну, архиепископ благословлял их этой иконой. Воины забирали с собой свечи, купленные ими на медные гроши. Иннокентий распорядился хранить монеты отдельно. Спустя некоторое время их переплавили на крест, который был установлен на куполе кафедрального собора, в память о защитниках Отечества.

В сентябре 1854 года, когда российские войска вынуждены были отступить и открыть вражеским союзникам дорогу на Севастополь и Симферополь, началось массовое отступление. Архиепископ Иннокентий прибыл в Симферополь, чтобы отслужить молебен в поддержку и заботе о воинах. Он обратился к главнокомандующему войсками светлейшему князю Александру Меньшикову с предложением передать в Севастополь список с иконы Божией Матери Касперовской. В ответ пришел отказ.

16 сентября в Симферополе архиепископ произнес проповедь. Касперовской иконой Божией Матери он благословил Крым.

  1. Икона Божией Матери Касперовская.

В дальнейшем с 1918 года прославленный образ был перевезен в Одессу окончательно и находился в Спасо-Преображенском соборе.

Когда, в 1836 году храм был разрушен большевиками, икону сохранил Успенский собор (ныне кафедральный). Куда она была перенесена. С тех пор и до наших дней образ чудотворный образ прибывает там.

Описание и значение в православии

Сравнительно небольшое по размеру оригинальное изображение ликов Богоматери и младенца Иисуса нанесено масляными красками на холст, который закреплен на деревянном основании. На золотистом фоне, символизирующем божественность и величавость, Богородица и Спаситель изображены крупным планом до линии плеч.

Мать держит на руках дитя, с нежностью склоняясь над Его головой. Глубокий взгляд Девы полон печали и смирения. Она знает о великой миссии Сына Божия, о предстоящих нестерпимых муках во имя спасения человечества. Любя всем сердцем младенца, Мать жалеет Его и безмолвно молит Бога о смягчении будущих страданий.

Голова Богородицы традиционно покрыта мафорием, на котором можно видеть вифлеемские звезды. Цвет одеяния Девы на большинстве списков красный, реже – синий, зеленый или золотой. На иконах с окладом, одеяние Божьей Матери белое или золотое, украшенное ажурной отделкой и каменьями.

За край мафория Божий Младенец рукой держит Мать, удерживая в другой ладони свернутый список Священного Писания, как знак того, что именно Ему уготовано тайное предназначение нести христианскую веру в народ. На Касперовском образе Иисус прильнул к Богородице, с детской нежностью прислонившись к Ее щеке. Их головы озарены Божественными нимбами. Красный цвет одеяния младенца предвещает грядущие страдания распятого на кресте Спасителя душ человеческих.

Икона, написанная в стиле Умиление, показывает трепетные чувства между Сыном Божиим и Его Матерью, свойственные и человеческой природе. Соединение святых ликов символизирует единство Бога-Сына и земного человека Иисуса Христа.

Описание Касперовской иконы Божией Матери

Неизвестный автор изобразил Владычицу и Богомладенца только до верхней части груди. Печально взирая на прихожан, Богоматерь, прижимая к себе Иисуса, обеими руками придерживает Его голову, а Он левой ручкой ухватился за край её головного платка. В правой руке маленького Спасителя зажат свиток.

Икона небольшого размера, в отличие от других она писана не на доске, а на холсте, наклеенном на доску. По типу иконографии она относится к иконам Умиления.

В отличие от остальных древних образов, написанных на досках, икона «Касперовская» выполнена на холщовом полотне, натянутом на деревянную основу.

Но на лице Богоматери нет улыбки – Она знает, что ее Дитя обречено на смертные муки, и в Ее глазах читается обреченность, но вместе с тем и смирение перед Божьей волей. В правой руке Младенца Иисуса свернутый свиток, который символизирует предназначение Иисуса, которое пока неведомо людям.

Чудотворные события

  • Рядом с Касперовой проживала дворянка Бурлеева, страдавшая параличом руки. Богоматерь явилась к ней во сне и приказала отправиться к помещице. Женщина исполнила указание. Перед святым образом она стала молиться и выздоровела.
  • В 1843 году в течение лета свершилось три исцеления. Парализованную жительницу Очакова Марию Смешную привезли к чудотворной иконе. После прочтённой молитвы мещанка встала и пошла самостоятельно.
  • Один крестьянин доставил из Херсона в дом Касперовой своего сына Ивана Шумякова, страдавшего эпилепсией. Молитва, произнесенная перед святыми образами, полностью излечила мальчика.
  • Третий случай произошёл с Прасковьей Семипудовой. Женщину длительный период жизни считали сумасшедшей. После того, как она предстала перед иконой Богоматери, прослушала молитву и была помазана маслом от лампадки, находящейся рядом с образом, одержимость сумасшествия отступила.

Истории чудесных исцелений стали известны за пределами херсонской местности и дошли до Святейшего Синода. После этого, высший церковно-управленческий государственный орган признал Касперовскую икону Божией Матери чудотворной. Новоивановский священник предложил Улиане поместить икону в храм.

Спасение Одессы

В 1853–1856 годы шла Крымская война между Российской империей и коалицией Британской, Французской, Османской империй. Касперовскую икону Богоматери было решено доставить в Одессу, осаждённую вражеским флотом из 96 кораблей.

В период с лета 1854 до весны 1856 года икона находилась в кафедральном соборе города. Перед образом Богоматери проводили службы, читали молитвы.

Перед отправкой в Севастополь, солдаты посещали храм, и архиепископ благословлял их Касперовской иконой Девы Марии. Позже из медных денег, от продажи свечек русским воинам, был отлит крест. Его поместили в кафедральный собор.

В 1854 году после крестного хода с Касперовской иконой Богоматери одесситами, произошло настоящее чудо. Эскадра врагов отступила.

В 1922 году в Одесской обл., селе Дачное (ранее Гниляково) среди жителей началась эпидемия холеры. Каждый день местный священник отпевал души умерших. Иногда количество скончавшихся от болезни доходило до 30 человек в сутки. Тогда было решено доставить чудотворную икону и установить её прямо на центральной площади села. После проведённого общественного молебна, ни один человек не умер.

Начиная с 1950 годов с благословления Святейшего Синода в основных местах Херсонской епархии: Одессе, Херсоне, Николаеве с Касперовской иконой Матери Божией устраивают крестные ходы.

Почаевская икона

Икона известна с 1559 года. Тогда через Волынь проезжал один из иерархов Константинопольского Патриархата — митрополит Неофит, ездивший за сбором милостыни в Москву. На какое-то время он остановился в поместье Орля (недалеко от нынешнего Почаева), которым владела благочестивая вдова Анна Ерофеевна Гойская. Тронутый сердечным приемом, щедрыми пожертвованиями и благочестием Анны, митрополит подарил ей старинную икону Богородицы. Уже в ближайшие годы икона проявила чудодейственную силу. Тогда Анна Гойская завещала часть своих имений и чудотворный образ скромному монастырю у Почаевской горы (1597 год). Впрочем, завещание было исполнено не сразу и с этим связано одно из чудес от иконы, которая с тех пор стала именоваться Почаевской.Внук и основной наследник Анны Гойской  шляхтич Андрей Фирлей довольно радикально исповедовал лютеранство. Он нарушил завещание Анны и вместо поддержки Почаевского монастыря разорил обитель и забрал образ Богородицы. А его жена во время попойки в пьяном угаре вырядилась в священнические облачения и стала хулить Богородицу и ее икону. Это закончилось беснованием, жена Фирлея мучилась до тех пор, пока ее муж не раскаялся и не вернул икону в Почаевскую обитель. С тех пор Почаевская икона не оставляет монастырь, со временем ставший Лаврой.За все время, вплоть до наших дней, через Почаевскую икону было явлено множество чудес, которые не прекращаются и сейчас. Например, в 2001 году, во время пребывания в Москве, в свято-Даниловом монастыре было зафиксировано 42 явных чуда.

В чем помогает Касперовская икона Божией Матери

Для всех верующих важно знать, в чем помогает икона Касперовская. Так же как и перед многими другими образами Богородицы, перед этой иконой просят избавления от:

  • бед и недуг;
  • внезапной кончины;
  • влияния плохих людей;
  • различного зла.

Помимо этого следует просить о милости, защите и благодати. Часто к Пресвятой Деве обращаются с пожеланием заступиться, направить на путь истинный и избавиться от грехопадения. После молитвы перед этим образом получают исцеление не только от различных тяжелых и иногда неизлечимых заболеваний, но и в случае сложных жизненных моментов.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и виде о чудотворном Касперовском образе Богородицы:

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святого праведного Иоанна Кронштадтскогозначение и в чем помогает

Касперовская икона Божьей Матери на холсте

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

Небольшая икона, написанная на холсте, наклеенном на доску, в Россию попала из Трансильвании (Румыния), откуда её в конце XVI века привёз серб, поселившийся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии.

В то время по приглашению русского правительства многие сербы переезжали на юг России для охраны её рубежей. Икона передавалась по наследству от родителей детям, пока в 1809 году не стала собственностью помещицы Касперовой.

К тому времени икона обветшала, и живопись на ней просматривалась слабо.

В феврале 1840 года помещица Касперова в минуту скорби, ночью, молилась со слезами перед иконой и вдруг увидела, как лик Богородицы просветлел, и икона обновилась. С тех пор от иконы стали проистекать исцеления, и народ признал её чудотворной.

Специально собранная беспристрастная комиссия официально признала действительность всех чудотворений. К иконе стали стекаться паломники.

С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.

Во время Севастопольской войны 1853–1855 годов при осаде Одессы неприятельским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону из Касперова в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября осада была снята.

С тех пор было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным».

С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постоянно. В 1936 году после уничтожения собора (был взорван) Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.

Касперовский образ схож с КОРСУНСКОЙ иконой Пресвятой Богородицы.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступ­нице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво­их, и вознеси молитвы наша ко Престо­лу Бога, Сына Твоего, да милостив бу­дет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе­гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, моля­щихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бде­ние о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим бла­годушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь пра­вый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и при­зри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милости­ва нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и по­каянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми свя­тыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпо­же, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогу­щей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и при­сно и во веки веков. Аминь.

Јкосъ №i

Свэтопріeмную свэщY свёта невечeрнегw зри1мъ їкHну твою2 сyю. Џбразъ є3S кaсперовскій немерцaемw сіsетъ во хрaмэ сёмъ грaда nдeссы, њзарsz блгdтію бжcтвенною всёхъ прибэгaющихъ под8 покрови1тельство є3ди1ной застyпницэ всегw2 р0да хrтіaнскагw. Сeй бо џбразъ сhй си1лою б9ію врaжіz дёйствіz tгонsетъ, вс‰ недyги нaша и3сцэлsетъ и3 бlгословeніе дaруетъ вопію1щихъ бцdе:

Рaдуйсz, ћкw ты2 є3си2 застyпница nби1димыхъ и3 п0моще стрaждущихъ. Рaдуйсz, ћкw ты2 є3си2 по милосeрдію своемY ўдeрживала десни1цу гDа, простeртую длS наказaніz грёшныхъ. Рaдуйсz, ћкw ты2 млcрдіемъ свои1мъ tвращaла бёдствіz t нaшегw nтeчества и3 ўтэшaла рaспри и3 в0йны. Рaдуйсz, ћкw тоб0ю њстанaвливались њпустоши1тельные прокaзы и3 ўтолsлсz г0лодъ. Рaдуйсz, ћкw помaзаніемъ є3лeйнымъ t лампaды їкHны твоеS возврати1сz рассyдокъ мн0гимъ, њдержи1мымъ си1лою бэс0вскою. Рaдуйсz, ћкw мн0ги получaша здрaвіе на молeбнахъ ў сhz їкHны твоеS.

Рaдуйсz, бGомaти пречcтаz, грaда nдeссы и3 всеS земли2 черном0рскіz покр0ве и3 заступлeніе.

Икона «Призри на смирение»

Это местная киевская святыня. Написала ее в XIX веке в академическом стиле схимонахиня Мария. Первое время образ находился, как и ныне, в Введенском монастыре. Но в послереволюционные годы икону приходилось скрывать от гонителей (в этом ее судьба сходна со Святогорской иконой). Именно к этому драматическому периоду относятся первые свидетельства благодатной помощи от Богородицы через свой образ «Призри на смирение». Так, этот чудотворный образ на протяжении 55 лет скрывала у себя схимонахиня Феодора, которая долгое время пребывала в киевском Флоровском монастыре, и именно там перед иконой получила исцеление глухонемая девочка. Умирая, схимница Феодора пожелала вернуть икону в ее первоначальную обитель – Введенский монастырь. Это произошло в 1992-м году. Тогда же было обнаружено, что на стекле киота, в котором находилась икона, отпечаталась черно-белая копия самого образа. С тех пор в Введенском монастыре почитаются две иконы – первоначальная, написанная красками, и ее нерукотворный отпечаток на стекле.

История появления чудотворного лика

Первые сведения об иконе относятся к 1809 г., когда она досталась в наследство девице Иулиании Иоанновне, буд. жене штабс-капитана Николая Касперова и владелице имения Касперовка (Ново-Ивановка; ныне с. Кизомыс Белозёрского р-на Херсонской обл. Украины). К тому времени иконная доска была уже ветхой, а живопись потемнела.

По свидетельству Касперовой, ее родители умерли рано, при их жизни она не интересовалась происхождением образа, поэтому его история ей неизвестна ( Петровский. 1889. С. 8).

Свящ. Сергий Петровский, основываясь на том, что Касперова принадлежала к русско-сербской семье, предположил, что образ мог быть привезен в Россию неким благородным сербом, приехавшим из Трансильвании по приглашению русского правительства, и передавался в семье из поколения в поколение в качестве святыни (Там же).

Согласно этому предположению, икона могла оказаться в России не ранее 1751 г., когда первые переселенцы приехали в Нов. Сербию на территории Украины.

Согласно преданию, христианская святыня попала в Херсонскую губернию из местности, находящейся под правлением турок, ныне это территория Румынии. Она была привезена неким сербом и передалась по наследству от родителей к детям. В результате постаревшая, потемневшая икона Богородицы, на которой уже было трудно различать образа, оказалась в доме богатой помещицы, владелицы имения Касперовка.

Благочестивая женщина установила святыню в центральное место домашнего иконостаса, несмотря на ее неблагоприятный вид, и постоянно молилась перед ним. 1840 год стал для Улиании Касперовой периодом невзгод, она на коленях проводила ночи в молитвах, прося у Господа выхода из сложившейся ситуации.

Чудо обновления святого образа произошло на рассвете одного дня, краски на иконе обновились, образа стали светлыми и чистыми.

Чудодейственное восстановление святого лика молниеносно распространилась по округе, приходящие поклониться святыне получали исцеления, что стало еще одним поводом для паломничества к ней.

В 1852-м верующие Херсона добились, чтобы икона Божией Матери (Касперовская) находилась на их территории ежегодно, во время традиционного празднования Вознесения Господа. С тех пор образ ежегодно, крестным ходом, приносят в этот город.

Прихожане, проживающие в Николаеве, также получили возможность поклоняться древней реликвии, не покидая пределов родного населённого пункта. В николаевских храмах чудотворная святыня находится с первых дней июля до конца августа.

Спасение Одессы

Во время Крымской войны (1853-1855) Касперовскую икону Божией Матери торжественно перевезли в Одессу, осажденную англо-французской эскадрой в составе 96 линейных кораблей. Почти 2 года (август 1854 – май 1856) в городском кафедральном соборе, куда ее поместили, перед ней служили молебны, а сестры милосердия давали обет.

Касперовской иконой Божией Матери архиепископ благословлял солдат, отправлявшихся в Севастополь, служили молебны, и солдаты на медные деньги покупали свечки. По распоряжению архиепископа их стали хранить отдельно, а впоследствии отлили из них медный крест и установили его в кафедральном соборе.

В 1854 году жители Одессы, неся впереди Касперовскую икону Божией Матери, обошли крестным ходом свой город, и вражеская эскадра отступила. Никаких других причин для этого не было, поэтому слава чудесного избавления Одессы еще больше упрочила славу иконы, а в Одессе этот день стал почитаться как день спасения города и великое православное торжество.

Небывалая мощь иконы способна помочь каждому проникнуться Божией благодатью, избавиться от груза грехов. К Богоматери обращаются за защитой и покровительством. Каждую пятницу в храмах и соборах читается акафист, и желающие в этот день могут присутствовать на литургии, чтобы попросить у Божией Матери поддержки.

История

В Россию икона в конце XVI века была привезена сербами, приехавшими из Трансильвании по приглашению русского правительства. Его предок, в середине XVIII века, поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Икона передавалась по наследству, пока в 1809 году её не приобрела помещица, жена штабс-капитана, Иулиания Ионовна Касперова, проживающая в своём имении Касперово (в настоящее время Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области). Икона к тому времени значительно обветшала.

В феврале 1840 года Касперова ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией матери с просьбой помочь ей в её бедах. Вдруг Касперова увидела, что икона обновилась и лик Богородицы просветлел.

Мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева, жившая в соседнем селе в то же время никак не могла излечить паралич левой руки. Весной 1840 года во сне она услышала голос Богоматери, посылаюший её в село Касперово помолиться иконе. Бурлееву привезли в дом Касперовых, где после молитвы она вылечилась.

Летом 1843 года случаются ещё три выдающихся исцеления. После молитв перед образом Божией Матери выздоровел Иван Шумяков, 13-летний крестьянский мальчик из города Херсона, страдавший припадками падучей болезни. Выздоровела очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом Касперовой привезли разбитую параличом. До исцеления Смешная не владела половиной своего тела и двигаться самостоятельно была не в силах. После молитвы перед образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Парасковье Семипудовой, которая долгое время была одержима.

Через в последних числах января 1844 года икону переносят в сельский храм.

С тех пор от Касперовой иконы Богоматери стали проистекать исцеления, и люди признали её чудотворной. В 1846-м году собранная по этому поводу комиссия официально признала действительность всех чудотворений и к Касперовой иконе начали стекаться паломники из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.

Во время блокады Одессы британским флотом в ходе Крымской войны жители города обратились к архиепископу Иннокентию (Борисову) с просьбой перенести Касперовскую икону в одесский Спасо-Преображенский собор:

…от всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Её Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения.

После получения высочайшего разрешения просьба была удовлетворена. Образ был перенесён в Одессу крестным ходом и пребывал в городе с 6 августа 1854 года до 20 мая 1856 года. Каждую пятницу перед литургией архиепископ Иннокентий читал перед иконой акафист Покрову Пресвятой Богородицы, составленный им самим. Перед иконой давали обет сёстры милосердия Крестовоздвиженской общины.

Касперовской иконой архиепископ Иннокентий благословлял отправлявшиеся в Севастополь войска. Во время молебнов солдаты покупали свечи за медные гроши и пятаки. Архиепископ сделал распоряжение хранить эти деньги отдельно от других пожертвований, а затем отлить из них медный крест и установить его в кафедральном соборе в память будущим поколениям. Одесса осталась невредимой. 1 октября 1854 года осада была снята, после чего было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

После поражения на реке Альме, открывшем путь войскам союзников на Севастополь и Симферополь, началось отступление русских войск. Архиепископ Иннокентий один прибыл в Симферополь 13 сентября 1854 года. На следующий день архиепископ совершил в соборе молебен, обличая малодушие и призывая заботиться о войсках. 15 сентября Иннокентий направил главнокомандующему светлейшему князю Александру Меншикову письмо с просьбой о разрешении приехать в Севастополь, дабы помолиться с войсками и передать им список с Касперовской иконы, однако получил отказ. 16 сентября архиепископ произнёс в соборе проповедь, благословив Симферополь и Крым Касперовской иконой.

С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постоянно. В 1936 году после уничтожения собора Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, ставший позднее кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector