Иммануил кант и его философия

Биография

Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире. 

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

Портрет Иммануила Канта

В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.

Иммануил Кант

Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве — пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.

Памятник Иммануилу Канту

В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.

Кенигсбергский университет

В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями Ньютона преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Дальнейшая работа

Рассматривая кратко биографию Канта Иммануила, можно выделить 2 этапа его философского творчества. Это были докритический и критический период:

  1. Докритический этап — становление философской мысли Иммануила и постепенный отказ от учения Вольфа, философия которого преобладала в то время.
  2. Критический период — выделение метафизики в качестве отдельной науки, создание собственного учения, основанного на теории активного сознания.

Первый труд «Мысли об истинной оценке живых сил» Кант создает в университете, но издается он только в 1749 г. за счет финансовой помощи дяди Рихтера.

У Иммануила не получилось закончить университет из-за финансовых сложностей. В 1746 г. скончался отец, и, чтобы семья не голодала, юноша работал преподавателем и практически 10 лет учил детей из богатых семей. В свободное от работы время он создавал философские работы.

В 1755 г. он возвращается в университет для защиты диссертации. Осенью Иммануил получил докторскую степень и после преподает в этом же заведении метафизику и логику.

На первом этапе работ ученого интерес историков привлек труд «Всеобщая естественная история и теория неба», где философ описывает создание Вселенной. В этом случае он опирается на физику, а не на теологию.

В это же время он начинает изучать физическую теорию пространства и доказал, что Высший Разум существует, именно от него происходят все явления в жизни. Философ утверждал, если есть материя, то есть и Бог. Как считал Иммануил, люди должны признать существование кого-то, кто находится за материальными вещами.

Критический этап в его творчестве появляется, когда Кант начинает читать в университете метафизику и логику. Его теории изменялись не мгновенно, а постепенно. Вначале он поменял свои взгляды на время и пространство.

Философия Иммануила Канта

Суждения Канта в этот ранний период его жизни были сформированы под влиянием провокационных идей Руссо и рационализма Лейбница. Но он был также глубоко потрясен достижениями ученого и теолога Исаака Ньютона. В то время работы Ньютона только начали изучаться в Кенигсбергском университете.

Вскоре ученый издает несколько книг и множество эссе по метафизике, этике, эстетике, логике и других наук, включая астрономию. Кант использовал принципы Ньютона в своей гипотезе о первичной туманности, которая лучше всего объяснила происхождение вселенной и не потеряла своей актуальности до сих пор.

В 1796 г. Пьер-Симон де Лаплас дальше развивал идеи Канта, и эта, более усовершенствованная, модель теперь известна как теория Лапласа-Канта.

В 1764 г. — Кант издал свое «Изучение степени ясности принципов естественной теологии и морали». Он рассматривает религиозный культ как «идолопоклонство». Он уверен, что религия как государственный институт развращает людей, порождает лицемерие.

Работа свидетельствует, что Кант понял пределы рационалистического: в частности, он начал чувствовать несоответствия логических демонстраций, выполненных такими рационалистами, как Вольф, который предполагал, что доведение ложного суждения обязательно подразумевало, что спорное ему положение должно быть верным.

Предчувствия Канта указывают, что даже в раннем периоде творчества он уже двигался к диалектическому пониманию правды, которая позже станет его методом мышления.

Кант стал очень известным преподавателем. Он был популярным профессором среди студентов не только потому, что его живой учебный метод включал провокационные идеи, но также и благодаря юмору. Эффективность обучения у него и устойчивая репутация интересного автора привлекли много студентов в Кенигсберг.

Альма-матер

В 1770 г. (когда Канту было 46 лет) его alma mater приняла его как полноправного члена факультета: он был утвержден профессором логики и метафизики. Он продолжал работать в Кенигсбергском университете в течение следующих 27 лет, в 1786 г. стал его ректором.

Кенигсберский университет

В возрасте 57 лет философ закончил свою самую большую работу, «Критический анализ чистого разума». Его труд является диалектическим и тонким; с одной стороны, это делает «чистый разум» предметом критического анализа, а с другой — это использование «чистого разума» для развития в соответствии с запросами.

Основная идея Канта — то, что ум играет активную роль в структурировании действительности. Разум дает структуру объектов, поскольку они должны соответствовать структуре ума, чтобы быть воспринятыми первым.

Кант отвергает идеи догматических метафизиков-рационалистов (Декарта, Спинозы, Лейбница) и скептицизм эмпириков (Локка, Беркли, Юма). Он использует необычный метод анализа суждений и методологий.

Свою философию Кант разделил на 4 части (вопроса):

  1. Что я могу знать? ( метафизика).
  2. Что я должен делать? (мораль).
  3. На что я смею надеяться (религия).
  4. Что такое человек? (антропология).

Последние годы жизни

Философ Иммануил Кант несомненно один из самых известных мыслителей мира. Например, в своей монументальной работе «Критика чистого разума» он показал, как можно использовать способности разума к познанию, чтобы определить границы этих самых способностей.

Его жизнь представляет интерес для невропатологов по нескольким причинам: у него был специфический тип личности; он страдал от головной боли; умер со слабоумием. Кант был человеком легендарного спокойствия и педантичности.

Например, его утренние прогулки происходили всегда в одно и то же время. Жители говорили, что можно сверять часы, когда он проходил рядом.

Он всегда ходил тем же маршрутом и даже проходил одинаковое количество шагов. Он страдал от головных болей, которые были, вероятно, мигренью. Долго считалось, что люди с навязчивым типом индивидуальности часто страдают от мигрени. А в последние годы жизни у Канта появились четкие признаки слабоумия.

Рассматривались разные причины, например, сосудистая деменция или медленно растущая опухоль, такая как лобовая менингиома. Поскольку у него были отмечены нарушения когнитивной функции, наличие галлюцинаций и повторяющаяся утрата сознания.

Философ никогда не был женат. Его имя можно найти в списке знаменитых девственников. Кант скончался 12 февраля 1804 г. Ему было 79 лет. Симптомы душевнобольных имели многие гении.

Иммануил Кант: краткая биография и философия (видео):

МирТесен

Критика чистого разума

Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) — этика
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.

Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы.

Кант философия кратко. ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804)

Иммануил Кант является родоначальником немецкого классического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в г. Кёнигсберге (Восточная Пруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годы преподавал в местном университете. Круг его научных интересов не ограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себя и как незаурядный ученый-естествоиспытатель.

Основные работы Канта

  • «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755)
  • «Критика чистого разума» (1781)
  • «Критика практического разума» (1788)
  • «Критика способности суждения» (1790).

В научной деятельности Канта обычно выделяют докритический и критический периоды. Докритический период деятельности Канта приходится на 50-е и 60-е годы XVIII столетия. В это время он в основном занимается исследованием ряда естественнонаучных проблем, связанных с астрономией и биологией. В 1755 году выходит его книга «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой изложена его гипотеза возникновения Солнечной системы из первоначальной раскаленной пылевидной туманности (так называемая гипотеза Канта – Лапласа). В этой гипотезе вся идейная часть принадлежит Канту, а математическая оценка возможности подобного процесса и устойчивости возникшей планетарной системы принадлежит французскому математику П.Лапласу. Данная гипотеза просуществовала в астрономии до середины прошлого века, когда в распоряжении космологов оказалась современная концепция «большого взрыва».

В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, в конечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузится в вечный мрак

Еще одно важное достижение Канта докритического периода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение

В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант прежде всего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике – на исследовании возможностей и способностей познания человеком окружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики. Под критикой им в этот период понимается установление границ, до которых простираются способности разума и других форм познания

Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни в рационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.

Теория познания Канта

Априоризм. Решая проблему обоснования научного, в том числе философского знания, Кант пришел к выводу, что хотя всякое наше познание и начинается с опыта, более того, никакое наше познание не предшествует во времени опыту, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта. «Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность… дает от себя самой». В этой связи он выделяет знания априорные (независимые от всякого опыта, предшествующие любому конкретному опыту) и эмпирические, апостериорные знания, источником которых целиком и полностью является опыт. Примерами первых являются положения математики и многие положения естествознания. Например, положение, что «всякое изменение должно иметь причину». Ярким примером априорного понятия, по мнению Канта, является философское понятие субстанции, к которому мы приходим умозрительным путем, постепенно исключая из понятия тела «все, что есть в нем эмпирического: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость…».

Иммануил Кант: биография

Он родился 22 апреля (знак зодиака — Телец) 1724 г. в Кенигсберге (Калининград), куда его дедушка эмигрировал из Шотландии. В то время это был очень космополитичный город. Родители Канта были набожными лютеранцами со скромным достатком.

В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами в рабочем районе в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров. Как и его отец, он не отличался крепким здоровьем.

В 1737 г. умерла его мать. Мальчик выделялся среди сверстников, особенно в изучении греческого и латинского языков. Уже в 13-летнем возрасте юноша проявлял признаки своей легендарной настойчивости; он был целеустремленным в своем обучении.

В 1740 г., в 16 лет он поступает в Кенигсбергский университет. Здесь он познакомился с талантливыми профессорами, которые открыли перед молодым ученым, мир философской и научной мысли.

О скромной жизни великого ученого

В последующие 7 лет Иммануил не только углубил изучение математики, он также продолжил свое увлечение методологией различных наук. В 1746 г. умер его отец, и Кант понял, что не может закончить обучение, так как у него нет средств.

Он покидает родной город (в 1747 г.) и начинает учить детей из богатых семей Юдшена (ныне поселок Веселовка). Молодой ученый также посвятил большую часть своего времени работе над своей диссертацией. В 1755 г. — получает степень приват-доцента.

Должность внештатного доцента, которую он занимал в течение следующих пятнадцати лет, не приносила прибыли. Ученый был вынужден жить на небольшие деньги, которые платили ему студенты. В конце концов он вынужден был подрабатывать помощником библиотекаря по несколько часов в неделю в библиотеке королевского замка.

Кант мог позволить себе лишь небольшую комнату со скромными условиями жизни. После чтения лекций по географии, минералогии, физике, педагогике, антропологии и философии он наслаждался чтением газет за чашкой кофе.

Иногда он отдыхал, играя в бильярд или в карты, изредка выпивал одну-две кружки пива с друзьями. Вечером Кант возвращался в свою комнату к своему столу, стулу, кровати и нескольким избранным книгам. Единственное, что украшало его стены, был портрет французского теоретика Ж.-Ж. Руссо.

Кто такой Кант Иммануил. Краткая биография

Иммануил Кант — крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после — ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики — «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений Руссо , Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем . Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

Биография

Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире.

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.


Портрет Иммануила Канта

В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.


Иммануил Кант

Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве — пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.


Памятник Иммануилу Канту

В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.


Кенигсбергский университет

В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями Ньютона преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Более поздние годы

  • Продолжая писать почти до самой смерти, Иммануил Кант опубликовал в 1793 году «Die Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft» («Религия в пределах голого разума»). Первоначально написанная в виде серии из четырех журнальных статей, первая часть была опубликована в апреле 1792 года.
  • Когда он попытался опубликовать второе произведение, оно встретило возражения со стороны королевских цензоров. Поэтому в 1793 году он опубликовал все четыре книги в виде книги, направив их через философский факультет Йенского университета. Хотя таким образом он избежал цензуры, король сделал ему выговор.
  • Книга стала чрезвычайно популярной, и в 1794 году он опубликовал ее второе издание. На этот раз ему запретили публиковать статьи о религии или даже выступать на эту тему публично. Тем не менее книга оказала длительное влияние на историю теологии и философию религии.
  • В 1797 году Кант опубликовал свою последнюю крупную работу «Die Metaphysik der Sitten» («метафизика морали»). После этого, хотя здоровье его быстро пошатнулось, он продолжал писать. Его незаконченная последняя работа была опубликована посмертно под названием «Opus Postumum».

Влияние на мировую истории философии

Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.

Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.

Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.

О страхах

Стихи перед болезнью и немощью, маниакальное желание заботиться о своем здоровье, переходящее границы нормальности, все это, по мнению Канта не продлевает, а наоборот укорачивает дни человека.

Ведь если мы завышаем важность какого-то события или факта, мы создаем энергетический избыточный потенциал, и силы внешнего мира пытаются этот дисбаланс погасить. Не зря говорят, что у многих людей почему-то сбываются самые пугающие страхи, ведь они постоянно дератизируют их в уме!

Не зря говорят, что у многих людей почему-то сбываются самые пугающие страхи, ведь они постоянно дератизируют их в уме!

Эстетика Канта

В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.

Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:

  1. Внешняя – когда животное или предмет могут быть полезны для достижения конкретной цели: человек использует силу быка, чтобы вспахать землю.
  2. Внутренняя – то, что вызывает в человеке чувство прекрасного.

Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.

Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты. Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства. Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector