Почему николай ii почитается как святой?

Вступление на престол

Александра III не стало в конце октября 1894-го. Перед кончиной самодержец понимал, что его старший сын ещё не готов к самостоятельному правлению. Чувствовал это и сам Николай.

Первым знаменательным событием периода царствования Николая II стало его бракосочетание с принцессой Алисой Гессенской, дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы Английской. Свадьба была скромной: пышные торжества отменили из-за траура по Александру III.

Весной 1896-го в Москве состоялся «великий, торжественный, но тяжкий в нравственном смысле… день» (из дневника Николая II) — день коронации молодого императора и его супруги. Праздничные мероприятия длились 20 дней: торжественный въезд в столицу, балы, приёмы и обеды. А 18 мая произошла трагедия: толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи царского гостинца стала напирать на постройки; случилась ужасная давка, в результате которой погибли более 1,3 тыс. человек.

Венчание Николая II и Александры Федоровны. 1894, И. Е. Репин. (Русский музей)

Николай II ожидал появления на свет наследника престола, но императрица рожала девочек. В течение 6 лет в семье Романовых родились горячо любимые Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. И только в конце июля 1904-го на свет появился долгожданный сын, «маленькое сокровище», цесаревич Алексей.

С рождением наследника Николай II преобразился. Однако радость его была недолгой: вскоре у Алексея обнаружилась гемофилия — неизлечимая наследственная болезнь, наполнившая жизнь царской семьи постоянным страхом за сына.

Это печальное событие способствовало тому, что в 1905-м в жизнь семьи Романовых вошёл Григорий Распутин, «человек Божий… из Тобольской губернии», как отмечал Николай в дневнике. Распутин, со временем ставший царским другом и обретший большое влияние на императрицу Александру Фёдоровну, несколько раз спасал жизнь Алексею, останавливая кровотечение и избавляя мальчика от боли.

Иконописцы в стадии поисков и экспериментов

Последний российский император Николай Александрович Романов и вся царская семья — императрица Александра Федоровна, их дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, и цесаревич Алексей были расстреляны в 1918 г., а причислены к лику святых только в 2000 г., то есть спустя более чем 80 лет, и, конечно, по меркам истории, это срок небольшой для того, чтобы создать глубокий, по-настоящему церковный образ, который был бы принят соборным разумом Церкви и стал бы каноничным. Пока, нужно сказать, в основном иконописцы находятся в стадии поисков и экспериментов.

Надо сказать, что образы царской семьи появились в России задолго до канонизации. Во многом благодаря тому, что Зарубежная Православная Церковь причислила к лику святых Государя Императора и его семью уже в 1981 г. вместе с сонмом новомучеников Российских. И в начале 80-х в Джорданвилле был создан образ, позже многократно растиражированный, получивший название «Собор святых Новомучеников Российских, от безбожников убиенных». Этот образ написал знаменитый иконописец, основоположник русской иконописной школы в Америке архимандрит Киприан (Пыжов). В нижней части иконы, на которой размещено около двухсот святых, изображен Государь Император Николай II с семьей. На этот образ нередко равнялись и равняются до сих пор российские иконописцы.

Важно отметить, что Русская Православная Церковь канонизировала царскую семью в чине страстотерпцев, а Зарубежный Синод — как мучеников. При этом РПЦЗ причислила к лику святых также всех пострадавших вместе с царской семьей в доме Ипатьева, так же как претерпевших мучение от безбожников, это семейный врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова

С воссоединением РПЦ и РПЦЗ было восстановлено не только литургическое и евхаристическое общение церковного народа, но и почитание общих святых, к которым относится царская семья и все погибшие вместе с ними в Екатеринбурге. Это не могло не отразиться в иконографии. Так, в одном из московских храмов есть икона, на которой изображены все мученики Ипатьевского дома вместе с погибшими в Алапевске, где были сброшены в шахту св. Великая княгиня Елизавета Феодоровна, Великие князья и др. (иконописец Антон Яржомбек, храм Живоначальной Троицы в Хохлах). Это, конечно, нетипичный случай, но очень важный не только для развития иконографии царской семьи, но и почитания новомучеников в целом.

Безусловно, в центре трагедии стоит фигура Государя Императора, поэтому к иконографии его образа наиболее пристальное внимание. Первые иконописные изображения Николая Александровича появились на Западе еще в 1920-30-х гг

задолго до его канонизации не только в РПЦ, но и в РПЦЗ. Мне приходилось видеть фреску с изображением Николая II в Сербии, написанную еще до Второй мировой войны. Есть упоминания, что в 1928 году Государь и члены его семьи, расстрелянные с ним, были причислены к лику святых Катакомбной церковью, а в 1938 году они канонизированы Сербской Православной Церковью. Однако документальных подтверждений этому нам не удалось найти.

Палач Царской Семьи признал их людьми «простыми и не заносчивыми»

Даже Юровский, который стал палачом царской семьи, и тот в своих воспоминаниях писал: «Если бы это была не ненавистная царская семья, выпившая столько крови из народа, можно было бы их считать, как простых и не заносчивых людей. Одевались все просто, никаких нарядов».

В ночь на 17 июля 1918 года вся семья приняла мученическую смерть в «Доме особого назначения». До самого конца их сопровождал образ Божией Матери Феодоровская, список с иконы, сопровождавшей дом Романовых на протяжении 300 лет. От восшествия на престол первого царя из рода Романовых до мученической кончины последнего.


Икона Романовых — Феодоровский образ Божией Матери


Дом инженера Ипатьева, в котором провел свои последние дни Николай Александрович с семьёй

В 1981 году Русская Церковь за рубежом причислила царскую семью к лику святых. В 1992 году по решению Архиерейского Собора Русская Православная Церковь начала исследовать материалы по канонизации в России.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был рассмотрен вопрос о канонизации государя Николая Александровича и его семьи, а также многих сотен клириков и мирян, которые пострадали за веру в то страшное время разделения русского народа.


Икона Николая II Страстотерпца

Результатом многолетней кропотливой работы, которую проводила Синодальная Комиссия по канонизации, стало постановление, которое завершалось такими словами:

Ювеналий

Российский епископ

(«Основания для канонизации Царской Семьи» доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия)

История прославления

В 1928 году Николай Второй и его семья были причислены к лику святых Катакомбной церкви.

В 1981 году император и его семья были прославлены группой епископов, «именующих себя Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей, не имеющей признания всей Православной Полноты в силу своей антиканоничности» (Из воззвания Архиерейского собора РПЦ, 1990), иначе говоря т. н. Русской Зарубежной Церковью.

В последнее десятилетие XX века в России рядом священнослужителей, симпатизирующих т. н. «Русской Зарубежной Церкви» была развёрнута компания по канонизации теперь уже и Русской Православной Церковью императора и его семьи, а также слуг. Против канонизации выступили многие видные представители РПЦ, в том числе митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв). В результате Архиерейский Собор в 1997 году отказался канонизировать бывшего государя. По мнению одного из видных противников канонизации Николая II профессора Московской духовной академии А. И. Осипова нравственный облик и масштаб личности Николая II ни в коей мере не соответствовали таковым общецерковных святых подвижников.

Однако давление на РПЦ со стороны сторонников канонизации возрастало. В радикальных монархических и псевдоправославных кругах в отношении Николая II употребляется даже эпитет «искупитель». Это проявляется как в письменных обращениях, направлявшихся в Московскую патриархию при рассмотрении вопроса о канонизации царской семьи, так и в неканонических акафистах и молитвах: «О пречудный и преславный царю-искупителю Николае». Однако на собрании московского духовенства патриарх Алексий II однозначно высказался о недопустимости подобного, заявив что «если он увидит в каком—нибудь храме книги, в которых Николай II именуется Искупителем, то будет рассматривать настоятеля этого храма как проповедника ереси. У нас один Искупитель — Христос».

В соответствии с очередным решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 20 августа 2000 года Николай II, царица Александра Фёдоровна, цесаревич Алексeй, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

День памяти: 4 (17) июля (1918)

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

Канонизация царской семьи

Зарубежная церковь еще в 1981 году причислила царскую семью вместе со слугами к лику святых, назвав их православными мучениками. В Европе говорили о страданиях Романовых, вокруг их смерти витало множество домыслов и мифов. Кто-то даже полагал, что они способны исцелять, если обратиться к ним мысленно за помощью.

Русская православная церковь лишь в 2000 году признала духовный подвиг семьи Романовых и причислила их к «царственным страстотерпцам». В представлении многих православных людей они и по сей день являют собой пример поистине христианской семьи, на которую нужно ориентироваться. В церквях можно увидеть разные иконы, на которых изображены Романовы.Четкого представления о том, как должен выглядеть их лик, у иконописцев нет, так что они разнообразны. Многие христиане молятся перед иконой царской семьи о даровании такого же крепкого союза, воспитании детей в нравственности, об укреплении веры.

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский . Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Длинный путь к канонизации

Все более открытое почитание Николая Второго за границей привело к тому, что уже в 1981 году вся Царская семья была канонизирована в Русской зарубежной церкви. В России при этом на официальном уровне вопрос еще не стоял, но событие привело к активизации внимания к личности Николая Второго.

Так, на месте Ипатьевского дома начали собираться верующие люди и молиться Царской семье. Стали появляться первые, не благословленные еще, самописные иконы. Примечательно, что на первых иконах пытались изобразить только убитых детей, поскольку их невиновность и чистота души ни у кого не вызывала сомнения.

Официально вопрос о канонизации в Русской православной церкви был поднят самым последним — канонизация уже совершилась в Зарубежной церкви, а также Царские страстотерпцы считались местночтимыми святыми в некоторых отдельных областях.

В 1992 году синодальной комиссией РПЦ начался процесс изучения и сбора данных для решения вопроса о причислении к лику святых царя Николая и его семьи. Во главе комиссии стоял митрополит Ювеналий, который почти 5 лет, до 1997 года, посвятил скрупулезной и методичной работе по изучению жизни последнего императора.

Итогами длительной работы комиссии стал доклад, на основании которого Синодом РПЦ было сформулировано решение о причислении Царской семьи к лику святых

Особое внимание было уделено тому факту, что Царская семья безропотно несла свой крест страданий, не пыталась бежать и скрываться, полностью покорилась судьбе и разделила боль России того времени

Интересно! При этом подчеркивалось, что канонизация царя никоим образом не несет никаких политических целей, таких как призывы к монархическому строю или почитание царя за сам факт его правления.

Царь Николай Второй заслужил свой лик святого не столько во время своего правления, сколько за время своего заключения, ареста и сопровождавших страданий. Понимая, что он может погибнуть вместе со всей своей семьей, царь не бежал, не бросил Россию, но страдал и погибал вместе с ней. Другими словами, причисление к лику святых стало возможным не столько за образ жизни государя, но за его смирение, покорность воле Божьей и за его смерть.


Икона Царя-мученика Николая II

Официальное решение было вынесено на Архиерейском соборе, 14 августа 2000 года. До последнего часа было непонятно, состоится канонизация или нет, поскольку были несогласные. Тем не менее решением собора царь Николай Второй вместе со своей супругой Александрой Федоровной и пятью детьми были прославлены как страстотерпцы среди новомучеников и исповедников Российских.

Почитание

Как полагают русские церковные деятели, характерное для русского народа благоговейное уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти, а также жалость, которую вызвала гибель ни в чем не повинных детей, способствовали отношению к царской семье не как к жертвам политических репрессий, а как к христианским мученикам. Поэтому практически сразу же началось почитание Романовых, продолжавшееся в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти настроения и в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями.

О судьбе иконы

Икона с изображением русского царя сегодня хранится дома у Ии Шмидт. Литографии же, сделанные с образа, женщина стала продавать, чтобы они помогали россиянам, претерпевающим трудности за границей. Несколько литографий оказались у родного брата Ии Дмитревны, игумена Германа, служившего в Рязанской Свято-Никольской богадельне. Он привез их в Россию. Одну из них в Свято-Никольской богадельне (Рязань) увидел О. И. Бельченко, ставший ее хранителем. А случилось это спустя восемьдесят лет после отречения, 15 марта 1997-го. С тех пор по его инициативе образ государя стал кочевать по храмам России, нигде подолгу не задерживаясь.

Одним из чудес, связанных с образом императора, по заявлениям свидетелей, является мироточение его иконы, происходящее в дни особых торжеств или памятных исторических событий, сопровождающееся необыкновенным неземным благоуханием. Образ, перед которым читались акафисты, мироточил в продолжение нескольких месяцев. Например, 28 февраля 1999-го, в праздник Торжества Православия, литографию передали в находящийся в Пыжах храм святителя Николая Чудотворца. Икона была здесь принята с особой торжественностью: перед ней постелили ковровую дорогу, звонили во все колокола, а прихожане в это время совершали молитвы. По свидетельствам очевидцев, образ Государя в этот день сильно мироточил.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики…

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым

Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

Последние дни монархии Романовых

1917 г. стал тревожным временем для Российской империи. Усугубился распад власти, начавшийся ещё в 1915 г.: хлебные бунты, вооружённые забастовки, митинги и демонстрации переросли в Февральскую революцию. С восстанием боролись, но протесты не смогли смирить ни расстрелы вольнодумцев, ни ввод войск. 10 марта без ведома царя была распущена Государственная дума и Совет министров, а бразды правления перешли к Временному комитету и Исполкому Петроградского совета рабочих депутатов.

Тогда Николай II находился в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилёве (город в восточной части Белоруссии) и о кризисе узнал из срочной телеграммы. Император приказал своему доверенному генерал-адъютанту Н. И. Иванову выдвинуться к столице, взять под охрану царскую семью и восстановить порядок в городе. Однако план завершился неудачей: генералы Н. В. Рузский и М. В. Алексеев остановили бойцов, предоставив им неверные сведения о положении дел. А затем они обманом заставили владыку заверить манифест об учреждении ответственного правительства.

Отречение от престола Николая II 2 марта (15 марта) 1917 г. В царском вагоне

Это событие оказалось переломным – сразу после него царя начали склонять к отречению от трона. О необходимости подобного шага говорил и один из лидеров Февральской революции М. В. Родзянко, и великий князь Николай Николаевич, и командующие фронтами. Наконец, в ночь с 15 на 16 марта нужный акт был подписан – император отказался от права на престол, причём как от своего имени, так и от лица малолетнего сына. Позже владыка с горечью утверждал, что у него не имелось иного выхода: «А что мне оставалось делать – меня все предали…».


Царская семья во время ареста в Царском селе

21 марта Николай II попытался в последний раз обратиться к солдатам, но его усилия были заведомо обречены на неудачу – Временное правительство даже не опубликовало приказ. В тот же день император простился с матерью Марией Фёдоровной и выехал из Могилёва, и уже через сутки встретился с женой и детьми в Царском Селе. Согласно распоряжению исполкома Петросовета, их, вместе с немногими оставшимися слугами, лишили гражданских прав и взяли под домашний арест в Александровском дворце.

Основные даты

  • 1918 год — расстрел царской семьи.
  • В 1928 году были причислены к лику святых Катакомбной церковью.
  • В 1938 году канонизированы Сербской православной церковью (данный факт оспаривает профессор А. И. Осипов). Первые известия об обращениях верующих в Синод Сербской церкви с прошением о канонизации Николая II относятся к 1930 году.
  • В 1981 году были прославлены Русской Зарубежной Церковью.
  • Октябрь 1996 года — Комиссия РПЦ относительно прославления Царственных мучеников представила свой доклад
  • 20 августа 2000 года были причислены РПЦ к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

День памяти: 4 (17) июля (день расстрела), а также в числе Собора новомучеников — 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Вырос «на приходе»

Владыка родился во Франкфурте-на-Майне в 1955 году. Вырос он буквально «на приходе», с младенчества был воцерковлен, с семи лет уже прислуживал в алтаре храма Воскресения Христова. Дома, в семье Горачек, висел портрет государя Николая Александровича, черно-белая копия работы Серова. 

«О Царской семье, — вспоминал владыка, — мы говорили очень редко, обсуждалась, скорее, возможность восстановления монархического строя в России, в чем сам мой отец сомневался, поскольку полагал, что время иное и духовной почвы для этого нет» . 

Отец владыки долгие годы был издателем журнала «Посев», а также активным членом НТС — Народно-трудового союза российских солидаристов. В этом движении участвовал и будущий архиепископ, он оказывал помощь и своему отцу в верстке известного журнала.

В юные годы из любви к архитектуре владыка стал студентом архитектурного факультета в Дармштадте. Но в какой-то момент сказалось присущее ему стремление все постигнуть до глубин — он решил изучать историю, политологию и философию в университете родного Франкфурта-на-Майне. Однако учеба не удовлетворила его внутренних исканий, видимо, как человека мыслящего самостоятельно, с пытливым, независимым умом.

В 1978 году, в качестве делегата от Германской епархии владыка поехал в Торонто, на Всезарубежный съезд русской молодежи, а по его окончании заехал в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль, один из духовных центров зарубежья. Здесь и произошла значимая и памятная для него на всю жизнь встреча. Владыка рассказывал:

Царская семья не может стать знаменем политической борьбы. Они уже там, где остается только молитва

«После праздника настоятель, нынешний наш Первоиерарх митрополит Лавр, вызвал меня к себе и вручил протоколы следственного дела Николая Соколова по расследованию убийства Царской семьи. Это была копия, которую сделал для себя генерал Дитерихс, когда командовал военным округом в Екатеринбурге, где велось следствие под началом Николая Соколова.

Мне было поручено отвезти протоколы во Франкфурт. Свято-Троицкий монастырь отказался от их издания за неимением научного сотрудника для обработки такого рода материала. Впоследствии издательство «Посев» (к которому я был причастен, поскольку мой отец был формально ответственным издателем ) выпустило эти протоколы, под названием «Гибель Царской семьи». Все материалы были обработаны и прокомментированы историком Николаем Россом.

Помню, как переживал я все это, когда увидел фотографии с места убийства, когда читал леденящие кровь показания свидетелей» .

Во время поездки на Всезарубежный съезд владыка окончательно определился в выборе пути, о чем в дальнейшем часто шутил, говоря, что он поехал в Америку искать себе невесту, но в итоге решил выбрать монашескую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector