Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу

Краткое содержание молитвословий

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаянного чувства в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви к ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах для оплакивания своих злодеяний.

Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. А также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу, ее предстательства перед Богом за падших в грехе человеке.

Вторая песнь, как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты, и только в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук. Призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук. Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности покаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст — ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому спрашивает у Господа прощения и исцеления своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а, наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Краткое содержание

Давайте разберемся, что именно представляет из себя канон, о чем говорится в каждой его части. Это древний текст и нужно быть внимательным при его чтении.

О чем говорится в песнях и седалене

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаяния в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах, чтобы можно было оплакать свои злодеяния. Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. Также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу.

Вторая песнь, как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты и лишь в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук, призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук.

Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

Восхваление творца

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу, для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

https://youtube.com/watch?v=j2EVeaB2BuY

Обращение к душе и всем святым

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности раскаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст — ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Христу Иисусу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому испрашивает у Господа прощения и исцеление своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Для чего люди каются? Покаяние в православии

Покаяние при переводе с древнегреческого означает «сожаление», «раскаяние», «изменение мыслей. Те, кто согрешил перед Господом, должны покаяться. Отсутствие сожаления о содеянном делает человека в собственных глазах непогрешимым и ведет к очернению души, окончательному грехопадению, как было с сатаной. Внутренние изменения при покаянии позволяют отказаться от греховных помыслов, деяний, обратиться к Богу. Однако длительность данного процесса может быть разной. Иногда покаяние длится всю жизнь, в других случаях не занимает и пары дней. Это зависит от глубины любви человека, его готовности измениться.

Непогрешимых людей нет. Прародители Адам и Ева выбрали путь греха (первородного). С тех пор стало невозможно полностью очиститься, стать «как Бог»

Это означает, что важно непрестанно очищать душу от последствий своих поступков, помыслов. Наибольший грех – нераскаянный

Важной частью процесса покаяния является признание своих пригрешений, что происходит на исповеди.

Таинство Причащения

После Воскресения Спасителя христиане стали регулярно собираться для совместного «преломления хлеба» (Таинства Причащения). Со временем трапеза-вечеря преобразовалась в богослужение. Это Таинство (называемое по-гречески Евхаристия — Благодарение) — не только воспоминание Тайной Вечери накануне Распятия Иисуса Христа. Для соответствующей подготовки к этому Таинству были составлены каноны ко Святому Причащению.

По православному учению, Святые Тело и Кровь Христовы — это не только духовная пища для верующих, но и Лекарство Бессмертия. Через евхаристические Вино и Хлеб, становящиеся Телом и Кровью Христа, верующие принимают Христа. По Его собственным словам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Евангелие от Иоанна, 6:55-56).


Перед Причащением

Благодаря этому все христиане образуют «единый организм» — Тело Христа, которым является Церковь.

Преподобный Амфилохий Макрис, 1889-1970:

Молитва о прощении

Произнося молитву с благими намерениями, миряне ступают на непростой, но благодатный путь – раскаяния и искупления грехов. Открывшись перед Господом, грешники опускаются в покаянном поклоне, устыдившись деяний своих, пороков и слабостей перед соблазнами лукавого.

Во время раскаяния человека терзают укоры совести за самые разные проступки:

Грехи против Господа:

  • неверие, богохульство;
  • обращение к магам, ворожба;
  • несоблюдение заповедей, постов;
  • нарушение обещаний, данных Богу;
  • упоминание нечистой силы в порыве гнева.

Грехи против ближнего:

  • причинение зла семье, родным и друзьям;
  • проявление равнодушия, грубости или недостаточная забота о родителях;
  • разгульный образ жизни и подверженность порокам (алкоголизм, наркомания, курение);
  • нарушение закона (от мелкого хулиганства до тяжких преступлений);
  • ненависть, гнев, зависть, обиды.

Грехи против себя:

  • халатное отношение к здоровью;
  • лень, безответственность;
  • жадность, погоня за «длинным рублём»;
  • прелюбодеяние, извращённые плотские отношения (однополые связи, инцест);
  • чревоугодие.

Просят милости Господней и помощи в духовном очищении и наставлений на путь православной веры.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Моя молитва «Моя история»

«Я ранее не была религиозной. Углубилась в эту тему некоторое время назад, когда у меня развилась депрессия. Сложно сказать, почему это произошло: много работы, проблемы в семье, не получается завести детей с мужем. Я случайно на одном из православных сайтов оказалась (Оптина Пустынь), искала другую информацию, но по запросу «как себе помочь» поисковик выдал страницу здесь.


Ангелина, 29 лет, г. Ярославль

Углубилась в чтение – меня буквально затянуло туда, всю ночь просидела. Возникло ощущение, что я именно это искала. Читала о последовании, предначинательных молитвах, акафистах. И тут я натыкаюсь на каноны. Там были разные: Славянский, благодарственный, тот, что читается на Спас и Пасху. Но меня привлек покаянный канон. Я его читала долго, вдумчиво, потом повторила уже быстрее. Утром я уснула, а вечером следующего дня проснулась более бодрой. Было ощущение, что я наконец выспалась. Впервые улыбнулась за последние месяцы. Я поняла тогда, что человек не может жить без Бога в Душе, умирает».

Молитва Божьей матери о прощении грешника

Матерь Божья отпускает грехи с особой теплотой и любовью к детям Божьим. Только материнское сердце способно прочувствовать, насколько ранит её дитя острое жало греховных поступков. Мать всегда прощает заблудшее дитя, подаёт руку помощи, врачует раны и поддерживает при первых робких шагах на православном пути.

Праведник, прочитавший молитву с усердием, всегда ощущает уменьшение тяжести груза, покой и умиротворение в душе. В этот момент приходит понимание, что милость свыше снизошла на него. Молитва Богородице помогает не только признать совершенный грех, но и показать искренность раскаяния, глубину осознания и твердость в решении больше никогда не сворачивать на тропу зла.

Самое страшное наказание для человека – остаться в полном одиночестве из — за черноты помыслов и нанесённых ран себе и близким. Поэтому он и просит Богородицу помолиться перед Спасителем о прощении духовно падшей души, о даровании крепости духа и ясности сознания, чтобы отныне не сбиться с дороги добродетели.

Богоматерь преисполняется радости, когда «дети» исправляют содеянное не для «галочки». Счастлива она, когда происходит понимание тяжести проступка, признание собственной вини, совершение покаяния и исключение из своей жизни того, что толкнуло к греху.

Когда нужно читать

Православные молитвословы содержат покаянный канон Христу как в составе Правила ко Святому Причащению, так и отдельно. Обычно его читают:

  • при подготовке к исповеди, с тем, чтобы правильно настроить душу на покаяние;
  • при подготовке к таинству Причащения (Евхаристии), чтобы еще раз осознать свое недостоинство, помочь себе благоговейно приступить к святыне;
  • в любом другом случае, когда душу тяготит уныние, сознание грехов, требуется поддержка свыше.

При подготовке к исповеди

Готовясь к таинству Покаяния, многим трудно увидеть свое духовное состояние. Другие, напротив, видя свое падение, отчаиваются, переживают, чрезмерно скорбят о грехах, перестают надеяться на помощь Бога. Найти верный баланс помогают проверенные временем церковные молитвы, составленные святыми, имеющими большой духовный опыт и умеющими правильно подвести человека к покаянию, не ввергая его в отчаяние. Один из таких текстов – Канон Иисусу Христу.

1-3 песни канона — не столько молитва Господу, сколько призыв верующего к своей душе покаяться, обратиться к Богу от мирских пристрастий. Здесь вспоминаются возможные человеческие грехи, удаляющие от Господа. Верующему напоминается о Страшном Суде, на котором произойдет не столько Божий Суд, сколько суд совести самого человека над своей душой.

Но зрелище своих постоянных падений не должно ввергать в отчаяние. 4-8 песни напоминают кающемуся о благости Творца и Его любви к людям, о премудром устроении мира. Душа призывается отрешиться от своих грехов, беззаконий, подумать о вечности, обратиться к своему Творцу – единственному реальному смыслу человеческого существования.

Наконец, 9 песнь – горячая просьба кающегося человека к Богородице, Ангелам, всем святым умолить Бога о помощи для исправления жизни человека, ведь без этого реальные изменения невозможны. Кульминация покаяния – завершающая покаянная молитва Христу.

Канон и Причащение

Готовясь к таинству Евхаристии, принято читать покаянный канон в составе так называемого Трехканонника, состоящего из канонов, которые можно читать или один за другим, или совмещенно:

  • Христу;
  • Богородице;
  • ангелу хранителю.

При совмещенном чтении Трехканонника молитвословия читаются как один канон. После Трехканонника следует Правило ко Святому Причащению, помещенное в молитвословах.

Во всякой скорби

Покаянный канон можно читать также вне подготовки к таинствам, при любых тяжелых обстоятельствах, требующих помощи Господа. Это могут быть:

  • болезни;
  • житейские беды;
  • сложности семейной, личной жизни.

Помощь, которую верующий получает, обращаясь ко Христу, связана, конечно, не с читаемым текстом как таковым. Покаяние, смирение, на которые настраивают слова древнего текста, меняют человека, его отношение к Богу, своей жизни. Сердечное покаяние призывает на верующего Божию помощь.

Один из священников рассказывает, что к нему пришла тяжело больная женщина, практически умиравшая от рака. Священник благословил ее читать покаянный канон Христу с сокрушением о своих грехах, и чаще исповедоваться. Через несколько месяцев эта прихожанка сама пришла благодарить священника: при помощи Божией она не только изменила свою жизнь, но и исцелилась от смертельного недуга.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного — грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое — мирским делам.

Каноны перед причастиемможно читать каждый вечер, а можно ограничиться одними молитвами. Если христианин искренне желает покаяться в своих прегрешениях, то и подготовка его будет соответствующая.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни — попросить божьего прощения, за другие — поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Последовательность чтения канона

Слово «канон» в переводе на русский означает общепринятое правило, имеющее четкую структуру, по которой может быть построен. Канон по своей сути является духовным гимнографическим сочинением поэтического характера, которое посвящено или Всесвятой Троице, или одной из ипостаси Божией, Пресвятой Владычице Богородице, Ангелам, святым людям, а также каким-либо знаменательным событиям, в честь которых и были сформированы существующие на сегодняшний момент христианские празднования и торжества.

Канон включает в себя:

  • ирмосы;
  • запевы;
  • тропари;
  • седален;
  • кондак;
  • икос;
  • молитвы.

Канон подразделяется всего на девять песней (впрочем, по факту их обычно восемь, поскольку вторая пропускается). Каждая песнь предваряется ирмосом.

Вторая песнь, которая в обычных современных канонах упускается, поется во время Великого поста и связана обычно с событиями в жизни Господа и Церкви, которые происходили в преддверии страданий Спасителя.

Ирмос — это первый, предварительный установленный текст, который не меняется. Ирмосы могут быть определенного гласа (голоса), всего их восемь. Поэтому обычно подписывается «ирмос, глас такой-то». Поскольку канон — это, как упоминалось, гимнографическое произведение, в него включены певческие вставки. Пометка гласа важна в основном для церковного хора, который знает напевы каждого.

Структура покаянного канона

Молитва имеет следующую структуру:

  • Каждый ирмос, открывающий каждый раздел (песнь), и выполняет связующую функцию между разделами.
  • Далее следует определенное число тропарей. Оно может быть разным. Пред каждым возглашаются запевы, которые являют собой короткие тематические молитвенные прошения или величание Господа. Канон содержит один запев: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Заключительный тропарь каждой из песни посвящается Пресвятой Деве Богородице. Перед предпоследним тропарем читают стандартное прославление «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», перед самым последним стандартное завершение «и ныне и присно и во веки веков» и добавляют «Аминь».
  • Тропарь в каноне представляет собой небольшое поэтическое произведение, следующее после ирмоса. В этом тропаре прославляется тот, кому адресовано молитва.
  • По окончании третьей песни прочитывается седален.
  • Из самого названия следует, что во время его прочтения можно сидеть, чтобы отдохнуть и более глубоко осознать прочитанное.
  • По завершении шестой песни читают кондак и икос.
  • Кондак в переводе с греческого обозначает как «домик» и представляет собой небольшой текст, который может быть прочитан или спет, который посвящен Богу, Пресвятой Богородице, а также ангелам и святым.
  • Икос в переводе с греческого языка звучит как «дом». Данное песнопение аналогично по смыслу и по структуре кондаку. Различие состоит в масштабе раскрытия события. То есть если кондак обрисовывает событие целом и схематично, просто называя факт его происшествия, то икос раскрывает его более широко потому и объем икоса больше.
  • По завершении девятой песни прочитывается покаянная молитва.

Как и кем создан покаянный канон

Покаянная дисциплина христиан формировалась уже с древних времен. Тогда же возникли соответствующие молитвословия. Первоначально они совершались за богослужением в храме, а не келейно. Каноны в их нынешнем виде появились, как считается, около VIII-IX вв. Их авторами были монахи – свт. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Косма Маиюмский и другие. На Руси же практика чтения канонов распространилась только с XIV века. С этого времени известны специальные богослужебные книги – Канонники.

В точности не известно ни время создания, ни авторство покаянного канона Иисусу Христу. Некоторые приписывают его известному полководцу и благочестивому христианину, А. В. Суворову. Он якобы создал этот текст, вдохновленный Великим покаянным каноном прп. Андрея Критского, который читается в храмах во время Великого поста.

Во всяком случае, не подлежит сомнению древность покаянного текста, его воздействие на душу, которое испытали многие верующие.

Покаянный канон в повседневной жизни

Читая о покаянной молитве Господу Богу, только с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди), нельзя узнать все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами из-за наших же грехов, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

Для чего люди каются

Для чего вообще человеку необходимо каяться? Чтобы стать ближе к Богу. А зачем? Чтобы вечная душа после смерти соединилась с Ним, пребывала в раю, наслаждаясь общением с Господом. Земная жизнь нужна для того, чтобы приготовиться к этому. Вот для чего христианам необходимы молитвы, богослужения, таинства. Ощущения духовной радости после очищения совести и причастия — бледная тень той славы, которую имеет Святая Троица на самом деле.

Многие тогда впадают в крайность и начинают ненавидеть Бога. Этим и обусловлено место пребывания подобных душ. Ведь им самим было бы плохо среди тех, кто возлюбил Господа всей душой. Поэтому надо воспитывать в себе способность к восприятию благодати уже здесь — после перехода в мир иной будет поздно.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже,
утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети,
Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго
взывающа.

Утренюющих Ти — с раннего утра
обращающихся к Тебе.

Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети… Построение
фразы для нас непривычно и потому непонятно. Молюсь
Тебе, о Благой: утренюющих Ти души озари
(чтобы) Божиим
светом Твоим — любовию Тя ведети
(любовию к познанию
Тебя) — истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа
(истинного Бога, призывающего к Себе из греховного
мрака).

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, окаянный человече, како лжам,
клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради
порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Трепещу ми уди, всеми бо сотворих вину:
очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего
себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела
еси?

Слава:

Блудника и разбойника кающася приял еси,
Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым
делом поработихся; душе моя грешная, сего ли восхотела
еси?

И ныне:

Дивная и скорая помошнице всем
человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душа бо
моя грешная того восхоте.

Уди — члены тела (ед. число уд).

Блудника и разбойника кающася приял
еси, Спасе…
На память душе приводится блудный сын притчи
(Лк.15:11-32)
и благоразумный разбойник Креста (Лк.23:39-43).

Очима взираяй, ушима слышай… Очима,
ушима — формы двойственного числа.

Икона Добрый
Пастырь

Покаянный канон в повседневной жизни

Мы поговорили об этой покаянной молитве Господу Богу, с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди). Но это далеко не все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами по нашим же грехам, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону. Коснемся наиболее показательного из них.

Случай был следующий. К священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь. В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей. Батюшка обрисовал ей масштабы содеянного ею и назвал все своими именами.

Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.

Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то. Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.

Оказалось, что после приезда домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон, старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась. Через полгода она перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела и в их судьбах произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и ее близких Своими богатыми милостями.

Покаяние называют вторым Крещением. А Крещение, как известно, смывает с человека все грехи. Если быть честным перед собой и Создателем, то искреннее чтение канона покаяния очистит душу человека от грязи и подарит ей свободу для жизни в любви, добре и для вечного Царства Божия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector