Что означает «камо грядеши», или куда идешь?

Во все времена

Очевидно, что эта эпоха дала писателю богатейший материал для воплощения своего замысла. В романе автору удалось раскрыть свою идею, а именно показать читателю картину двух миров. Первый — внешней красоты, прекрасных тел, золотых статуй и одновременно духовной смерти. Он противопоставлен второму миру — жизни духовной. Мир первый подчинил себе все, но утратил цели. Исчерпав себя изнутри, внешне могучий, прекрасный, но не имеющий ясной жизненной перспективы, этот мир порождает вопрос: «Камо грядеши», что означает «Куда идешь?». Смысл этого вопроса уходит далеко за рамки сюжетной линии произведения. Этот непростой вопрос не только напоминает человечеству о прошлом, но и обращен к настоящему и будущему. Именно этот вопрос как смысл существования человека неизменно притягателен для любого читателя.

Исторический роман Генриха Сенкевича (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Что означает «камо грядеши»? На этот вопрос ответил польский писатель и автор романа, принесшего ему мировую известность, Генрих Сенкевич. В течение двух лет автор работал над созданием своего бессмертного произведения.

С 1894 по 1896 годы опубликовывал он главы книги одна за другой. Очень скоро роман был переведен на все основные языки европейских государств. В 1905 году Сенкевич получает Нобелевскую премию за достижения в литературе. Критиками роман был встречен положительно, но были и такие времена, когда писателя ругали за чересчур яркое описание языческого мира. Хотя такая крайность в оценках произведения присутствовала, тем не менее, она открывала для читателя новую возможность для понимания смысла бессмертного романа.

В первый период после написания романа прогрессивная польская интеллигенция толковала его, как призыв к борьбе с тиранией и деспотизмом. Писателю удалось раскрыть картину двух существующих и по сей день миров: телесной и духовной жизни. Прекрасен и неповторим мир Древнего Рима: красивые тела, золотые статуи, богатство и роскошь, все это великолепие не имело уже жизненных позиций и целей. В противовес поставлен мир духовных ценностей. Что означает «камо грядеши»? Это предложение, представленное в форме вопроса, который задавал себе хотя бы один раз в жизни каждый человек

В каком направлении движется твоя жизнь? Что важно для тебя? Чего ты хочешь?

Что означает

22 декабря 2017

В этой статье предоставлен материал, имеющий историческое значение, а именно мы разберем, что означает «камо грядеши». Расскажем о тех событиях в мировой истории, которые связаны с зарождением этой известной фразы. Это выражение имеет прямое отношение к роману Генриха Сенкевича, который был назван писателем «Камо грядеши».

Куда идешь?

Начиная наше повествование, хотелось бы рассказать, что означают слова «камо грядеши». Итак, в переводе со старославянского это выражение переводится как «куда идешь», по преданию этот вопрос был задан апостолом Петром Иисусу Христу. В те далекие исторические времена правил император Нерон, отличающийся особой жестокостью.

Петр обратился с вопросом к Иисусу: «Куда идешь, Господи?», что в переводе означает «камо грядеши», на что Иисус ответил ему: «Я иду в Рим на второе распятие, за то, что ты оставил мой народ».

Петр просил разрешения вернуться в Рим вместе с Иисусом, где был схвачен и распят вниз головой, приняв, таким образом, в виде искупления, мученическую смерть.

Что означает «камо грядеши» в иносказательном смысле? Это вопрос, который заставляется каждого человека задуматься, а правильно ли он живет, каковы его жизненные ценности, в каком направлении движется его жизнь?

Роман с мировым именем

Роман «Камо грядеши» считается одним из значимых исторических романов польского писателя Генриха Сенкевича. Писатель начал работать над романом весной 1894 года и закончил его спустя два года, в 1896 году.

По мере написания автор публиковал главы в периодической печати. Очень скоро знаменитое произведение было переведено на все основные европейские языки. Роман приобрел мировую известность.

Но главное внимание привлекает, разумеется, сама идея романа. Значение «Камо грядеши» было настолько весомым, что это обстоятельство объясняет присуждение в 1905 году Сенкевичу Нобелевской премии за достижения в области литературы

Значение «Камо грядеши» было настолько весомым, что это обстоятельство объясняет присуждение в 1905 году Сенкевичу Нобелевской премии за достижения в области литературы.

Но тем не менее крайности в оценки его работы заставляют по-новому осознать значение романа. Итак, куда идешь? Стоит поразмышлять о том, что означает «камо грядеши»?

Историческая эпоха

64 – 68 гг. н. э. стали последними годами правления императора Нерона. Все события романа происходили в это время, открывая перед читателями одну из самых тяжелых и кровавых страниц мировых событий.

На заре своей юности император Нерон не отличался дурными наклонностями, однако его мать пыталась любым способом занять ведущее положение и была убита с ведома Нерона. Так император вступил на путь преступлений, которые и приведут к гибели династии и способствуют началу новой гражданской войны.

На фоне этих исторический событий читатель наблюдает роман молодого знатного воина с девушкой славянского происхождения. Влечение юноши перерастает в настоящее чувство, действия развиваются на фоне грандиозных событий: по приказу императора был организован пожар, который продлился девять дней.

Что в переводе означает: «Камо грядеши?», мы уже выяснили. Это значит: «Куда идешь?» Именно такой вопрос задает Петр Иисусу.

Что же остается, если Рим стал миром, а мир – Римом? Остается только философия: наслаждайся всем, чем можешь, и уходи из жизни, когда все тобой изведано.

Подобные слова были сказаны одним из ярких персонажей романа – Петронием – римским “интеллигентом” эпохи всеобщего упадка.

Концерты

«Анна Нетребко приглашает»

В свой день рождения оперная дива Анна Нетребко соберет знаменитых друзей со всего мира на грандиозный концерт на сцене Государственного Кремлевского дворца. Певицу приедут поздравить Пласидо Доминго, Чечилия Бартоли, Роландо Виллазон, Юсиф Эйвазов, Лука Сальси, Михаэль Фолле, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Елена Жидкова, Олег Ивенко, Эльчин Азизов, Филипп Киркоров, Игорь Крутой и многие другие. Концерт пройдет в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова. За дирижерским пультом — Пласидо Доминго, а также Марко Боэми и Юрий Медяник. Мероприятие пройдет в формате COVID-free: помимо билета необходимо предъявить QR-код и паспорт.

18 сентября, 17:00, Государственный Кремлевский дворец.

Сергей Полунин

Центром творческого вечера звезды балета Сергея Полунина станет одноактный спектакль-монолог Sacré, посвященный гениальному танцовщику и хореографу Вацлаву Нижинскому. За постановку отвечала японский хореограф Юка Ойши. В основе балета — «Весна священная» Игоря Стравинского. Вторая часть вечера пройдет в виде камерной беседы Сергея Полунина со зрителями о жизни, творчестве, съемках в кино, благотворительных проектах, планах на будущее. Мероприятие организовано в формате COVID-free: на входе обязательно предъявление QR-кода и документа, удостоверяющего личность.

20 сентября, 19:00, Московский международный Дом музыки, Светлановский зал.

«Я — композитор! Эльмир Низамов»

Цикл концертов «Я — композитор!» знакомит с произведениями наших современников и классиков, учит слушать и понимать язык музыки. На этот раз героем станет один из современных российских композиторов, Эльмир Низамов. Спектакли с его музыкой были не раз номинированы на «Золотую маску», а «Алтын Казан» стал первым татарским мюзиклом, показанным в Москве и Нью-Йорке. На концерте музыка Эльмира Низамова вступит в диалог с партитурами композиторов разных эпох. В программу входит также беседа зрителей с Низамовым.

18 сентября, 14:00, концертный зал «Зарядье», малый зал.

Камо Грядеши, Генрих Сенкевич – отзыв

В подростковом возрасте у меня был период, когда я читала много классики. Не все дочитывала, правда, но бралась за многое. В какой-то момент добралась я и до Сенкевича. Уж и не знаю, почему рука потянулась именно к “Куда идешь”, а не к трилогии про Речь Посполитую, возможно интуиция. Как бы то ни было, книга попала ко мне в руки ооочень вовремя.

В свои 13-14 лет я, как и любой подросток, мучалась вопросами смысла жизни, была максималисткой, романтиком и до кучи воинствующей атеисткой (но как ни парадоксально, с уклоном в мистику). А тут – исторический роман о раннем христианстве. Я совершенно не представляла, что меня ждет: аннотация сообщала лишь о том, что в романе описываются последние четыре года царствования Нерона. Не густо.

Среди достоинств книги я выбрала “историческую достоверность”. Хотя, возможно, это не совсем точно – я не историк, и откуда мне знать, насколько достоверно описано начало заката Римской империи. Самозабвенный разврат императорских пиров, собрания первых христиан, быт патрициев и безумие пожара, охватившего огромный город. Но при чтении ты полностью погружаешься в ту эпоху.

Экранизации

Роман многократно экранизировался. Первая экранизация была предпринята уже в 1901 году. Немые экранизации романа вышли также в и в годах. Наибольшую известность получили три фильма:

  • Экранизация 1951 года, США. Режиссёр Мервин Лерой. Главные роли — Роберт Тейлор (Виниций), Дебора Керр (Лигия), Лео Генн (Петроний), Питер Устинов (Нерон).
  • Экранизация 1985 года, Италия-Франция-Югославия. Режиссёр Франко Росси. Главные роли — Клаус Мария Брандауэр (Нерон), Фредерик Форрест (Петроний).
  • Экранизация 2001 года, Польша. Режиссёр Ежи Кавалерович. Главные роли — Павел Делонг (Виниций), Магдалена Мельцаж (Лигия), Богуслав Линда (Петроний).

Фестивали и конкурсы

«Кинотавр»

В 32-й раз в Сочи состоится один из самых любимых в России кинофестивалей — «Кинотавр». Оценивать большой конкурс будет жюри в составе режиссера Петра Буслова, продюсера Петра Анурова, сценариста Олега Маловичко, киноведа Лилии Немченко, оператора Юрия Никогосова и артиста Петра Федорова. Возглавит жюри народная артистка России Чулпан Хаматова. Откроется киносмотр документальной лентой «Нас других не будет» Петра Шепотинника, в основе которой — интервью с Сергеем Бодровым-младшим и Алексеем Балабановым, снимавшиеся на протяжении нескольких лет.

До 25 сентября, Сочи, Зимний театр.

«Видеть музыку»

В Москве проходит VI Фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». В афише — более 40 спектаклей 35 театров из 27 городов, в том числе Ростова-на-Дону, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Барнаула, Иваново, Калининграда, Нижнего Новгорода, Северска. Также представлены театры Донбасса, Узбекистана и Казахстана. Постановки на любой вкус, самого разного уровня. Многие театры привезли в столицу свои премьеры.

До 16 ноября.

Лайт-опера «Мертвые души»

Международный фестиваль современного танца DanceInversion

В этом году Международному фестивалю современного танца исполняется 22 года. Зрители увидят лучшие работы ведущих танцевальных трупп из Германии, Италии, Великобритании, Франции, России. Впервые в Москве выступят Танцтеатр из Майнца, компании Вивианы Дуранте (Великобритания) и «Спеллбаунд» (Италия). В афише — звезды современной хореографии: Шарон Эяль, Эрик Готье, Анжелен Прельжокаж. Показы спектаклей фестивальной программы пройдут на сценах Геликон-оперы, Театра Вахтангова, Театра наций, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Большого театра.

До 17 ноября.

«Образцовфест»

16 сентября, в день рождения Театра Образцова, в Москве открывается XI Международный фестиваль театров кукол им. С. В. Образцова («Образцовфест»), на который соберутся кукольники из разных стран. В нынешнем году фестиваль посвящен 90-летию театра и 120-летию со дня рождения его основателя. С учетом этих громких дат организаторы решили в 2021 году назвать мероприятие «Юбилей в кругу друзей».

Открытие фестиваля состоится в Образцов-парке рядом с театром при участии театральной компании «Антикварный цирк». «Образцовфест» проходит при поддержке Министерства культуры РФ.

16-22 сентября, Театр кукол С. В. Образцова.

В чем смысл романа

Несмотря на то, что, по мнению критиков, в романе проводится параллель противостояния ранних христиан империи Нерона с борьбой поляков за независимость, «Камо грядеши» имеет более серьезную, религиозную проблематику.

В романе противопоставляются два мира: языческий — материальный, развращенный с бесконечными кровавыми расправами, зрелищами и пирами, произволом и злодеяниями, и мир христианский, добродетельный, полный духовной жизни и любви к ближним.

Сенкевич намеренно описывает времена смуты, распрей и упадка. Старый языческий мир, лишенный нравственных идеалов, находящийся в духовном, политическом и экономическом кризисе, обречен на гибель. В языческом обществе утеряно самое главное — любовь к человеку. И только идеал христианства, исполненный любви людей друг к другу и любви к Богу, способен излечить общество.

Вопрос, заложенный в заглавии романа, «Камо грядеши» — это вопрос о пути, по которому идет человек: с верой и Спасителем или с его гонителями и неверием? В конце романа дан четкий ответ: с верой, которая вечна.

Главные персонажи

Исторические

  • Гай Петроний — писатель, придворный Нерона
  • Нерон — римский император
  • Гай Софоний Тигеллин — префект претория, советник Нерона
  • Апостол Пётр — библейский персонаж
  • Апостол Павел — библейский персонаж
  • Поппея Сабина — вторая жена Нерона
  • Авл Плавтий — заслуженный военачальник
  • Помпония Грецина — жена Авла Плавтия, в романе представлена как христианка (исторически это не подтверждено)

Вымышленные

  • Марк Виниций — молодой римский патриций, племянник Петрония
  • Лигия — возлюбленная Виниция, дочь царя племени лигийцев, обитавших на территории современной Польши
  • Урс — воин-лигиец, феноменальный силач и великан, телохранитель Лигии
  • Хилон — бродячий философ-грек
  • Кротон — начальник школы гладиаторов

Экранизации

Роман часто экранизировали. Уже в 1899 году братья Люмьер сняли 30-секундную ленту по мотивам романа.

Первая попытка снять полнометражный киновариант «Камо грядеши» была предпринята в 1912 году итальянским режиссером Энрико Гуаццони. Это было черно-белое немое кино, в котором красным цветом была раскрашена сцена Великого пожара в Риме.

Наиболее известны одноименные фильмы по роману:

1951 года режиссера Мервина Лероя.

Мини-сериал 1985 года, снятый Франко Росси.

И экранизация 2001 года, режиссером которой выступил польский режиссер Ежи Кавалерович.

На шапке картина «Смерть Петрония», написана Костянтином Маковским в 1904 году под воздействием романа «Камо грядеши».

“Камо грядеши” Сенкевича: описание и анализ романа из энциклопедии

«Камо грядеши» («Quo vadis») — исторический роман Генрика Сенкевича. Работа над ним началась в 1894 году, отдельные главы по мере их написания публиковались в периодике. Полностью роман увидел свет в начале 1896 г. и сразу был переведен на многие европейские языки. В том же 1896 г. вышло первое русское издание под авторским названием — «Quo vadis».

В течение последующего столетия роман издавался по-русски не менее 20 раз, причем название иногда сохранялось в латинском варианте оригинала, а иногда переводилось на церковно-славянский («Камо грядеши»).

В любом случае соблюдалась ориентация автора на сакральный язык, так что тут скорее имеет место перевод из одной конфессионально-культурной традиции (католической) в другую (православную).

На современном русском языке название означает «Куда идешь». По преданию, этот вопрос задал апостол Петр Христу, которого встретил за стенами Рима, пытаясь покинуть город и скрыться от преследований императора Нерона. Спаситель ответил: «В Рим, чтобы снова принять распятие». Апостол же устыдился своей слабости и вернулся в Рим, где и претерпел мученическую смерть.

Это и послужило отправной точкой для начала непосредственной работы над романом.

«Камо грядеши» Сенкевича — единственный из исторических романов автора не на польскую тему. По-видимому, именно этим обусловлена его значительно меньшая по сравнению с другими произведениями писателя популярность в самой Польше и гораздо большая во всем остальном мире.

Более того, по мере распространения за пределами Польши роман подвергся существенному переосмыслению. Сам Сенкевич задумывал апологию католицизма, и основная сюжетная линия представляет собой историю обращения язычника. Этой теме подчинена даже любовная интрига.

В завязке романа молодой аристократ Марк Виниций настолько пугает очаровательную христианку Лигию бурной страстью, что девушка исчезает, скрываясь не только от возможных домогательств самого Нерона, но и от не в меру пылкого героя.

Поиски возлюбленной превращаются для Виниция не просто в выяснение места ее пребывания, но и в путь духовных исканий. Своему другу и родственнику Петронию он признается, что любовь изменила его душу, а тот — воплощение языческого интеллекта — не понимает.

Другой, быть может, сказал бы вам: «Окрестите меня!» А я говорю: «Просветите меня!» И долгожданная встреча с самой Лигией приобретает ярко выраженную религиозную окраску: «Сердца наши будут биться заодно, единой будет молитва наша и благодарность Христу. О дорогая моя! Вместе жить, вместе чтить сладостного Бога…». И все это — на фоне массового истребления христиан.

К окончательному счастливому воссоединению в финале героиня приходит через скитания и застенки, через чудом отмененную в самую последнюю минуту театрализованную казнь на арене, в значительной мере утратив былую прелесть. Но герой этого уже не замечает.

А вот эстет Петроний, искренне сочувствующий влюбленным, при виде ее всерьез задумывается, стоит ли она такая приложенных для ее спасения усилий. Отношения самого Петрония с Эвникой проходят в романе вторым планом, оттеняя основную линию.

Это прежде всего плотская любовь двух физически совершенных людей, тоже самозабвенная, ломающая предрассудки, но — в рамках языческой культуры, а потому обреченная.

Религиозный пафос романа «Камо грядеши» Сенкевича усиливают фигуры апостолов — Павла и особенно Петра, которого католическая церковь считает первым папой, пытаясь выстроить на этом обстоятельстве обоснование своего превосходства в христианском мире. В этом смысле особенно значимо вынесение слов Петра в заглавие.

Театр

«Вересковый мед»

Режиссер: Тереза Дурова. В ролях: Артур Матусов, Егор Комаров, Анастасия Крылова, Елизавета Виноградова, Евгений Мишечкин, Константин Лещенко, Юлия Юнушева, Павел Никитченко и др.

29-й сезон в Театре Терезы Дуровой откроется премьерным музыкальным спектаклем «Вересковый мед». Действие начинается в Эдинбурге XIX века в эпоху удивительных открытий и меняющих мир изобретений. Но и о старых традициях забывать не стоит. Вместе с героями спектакля девушкой Элли и юношей Вилли зрители побывают на традиционных Играх горцев, где звучат волынки, шотландские барабаны и старинная труба карникс, люди танцуют исторические шотландские танцы и соревнуются в стрельбе из лука. Однако на этом события не заканчиваются…

17 сентября в 19:00, 18 и 19 сентября в 12:00 и 15:00, «Театриум на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой.

Terra Гуэрра. Каприччио»

Режиссер: Иван Поповски. В ролях: Елена Камбурова, Елена Веремеенко, Юлия Зыбцева, Александр Кольцов, Анна Комова, Алексей Костричкин, Данил Можаев и др.

Свой 29-й сезон Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой откроет спектаклем-посвящением великому итальянскому писателю, поэту, сценаристу Тонино Гуэрре и его товарищам по золотой эпохе кино — Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрею Тарковскому, братьям Тавиани и другим. Зрители попадут на праздник, где получат удовольствие от произведений Гуэрры и итальянских мелодий. Также прозвучат сочинения, написанные музыкальным руководителем постановки Олегом Синкиным.

16 и 17 сентября, 19:00, Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, новый зал.

«Безымянная звезда»

Режиссер: Александр Созонов. В ролях: Анна Снаткина, Никита Пресняков, Вера Шпак, Антон Соколов и др.

Московский Губернский театр открывает сезон премьерой музыкального, пластического и поэтического спектакля по пьесе Михаила Себастьяна о трогательной встрече провинциального учителя астрономии Марина и столичной светской красавицы Моны. Их любовь возникает, как внезапный звездопад, пролившийся на маленький город. Но порой легче открыть на небе новую звезду, чем понять и удержать рядом любимую.

16 и 17 сентября в 19:00, 18 сентября в 18:00, Московский Губернский театр, большая сцена.

«Пьяные»

Режиссер: Андрей Могучий. В ролях: Марина Игнатова, Дмитрий Воробьев, Валерий Дегтярь, Анатолий Петров, Василий Реутов и др.

В Москве начались самые масштабные гастроли в новейшей истории петербургского Большого драматического театра им. Товстоногова. Спектакль «Пьяные» поставлен по пьесе Ивана Вырыпаева. Это философская комедия о познании истины, эпиграф к которой — стихотворение Омара Хайяма: «Всё, что видишь ты, — видимость только одна. Только форма, а суть никому не видна. Смысла этих картинок понять не пытайся, сядь спокойно в сторонке и выпей вина». А еще «Пьяные» — история о том, что каждый из нас может научиться не бояться жить, любить, прощать, менять себя и мир вокруг.

17, 18 и 19 сентября, 19:00, «Современник», основная сцена.

«Полнолуние»

Постановщик: Пина Бауш. В ролях: Дин Биоско, Габриэль Брито, Сильвия Фариас Эредиа, Дита Миранда Ясфи, Александр Лопес Гуэрра и др.

Танцтеатр Вупперталь Пина Бауш привез в Санкт-Петербург одну из поздних постановок легендарного хореографа. Этот спектакль погружает в мир танца и знакомит зрителей с уникальным художественным и сценическим стилем создательницы театра и его труппы. «Полнолуние» часто называют элегией воды, и это действительно чистая поэзия: тонкая, смелая, изящная, остроумная, живая. Гастроли организованы в рамках Года Германии в России и проходят под эгидой международного театрального фестиваля «Александринский».

16, 17 и 18 сентября, 19:00, Санкт-Петербург, Александринский театр.

«Камо грядеш» — работа всей жизни

«Камо грядеши» — лучшее произведение Сенкевича, роман из жизни ранних христиан.

В начале 90-х годов XIX века Генрик Сенкевич задумал роман, в котором собирался воссоздать картину Рима четырех последних лет правления императора Нерона — времени жестоких гонений на христиан. Такая тема требовала большой исторической достоверности, и писатель изучил огромное количество исторических источников и трудов античных авторов (Плутарха, Сенеки, Тацита, Диона Кассия и других), что заняло два года. По словам Сенкевича, в 1893 году он осматривал Рим с Тацитом в руках.

В основном благодаря «Камо грядеши», Сенкевичу присудили Нобелевскую премию. Сенкевич писал:

«Вчитываясь в «Анналы», я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу».

По словам Сенкевича, при написании ни одного другого романа он столько не работал с историческими документами, как при написании «Камо грядеши».

Отец Александр Мень говорил о романе «Камо грядеши»:

«Сенкевич начинает с того момента, когда кончается Новый Завет. В 61–62 году апостол Павел приезжает в Рим. Обрыв. Конец хронологических рамок Нового Завета. И именно с этого года начинается повествование Сенкевича. Он дает яркую многоплановую панораму Римской империи. Тут и вольноотпущенники, и рабы, и патриции, и царедворцы, и сам император, и чиновники, и сенат. И вот на этом фоне, за парадным фасадом могучей державы, мы чувствуем гниение, кризис духовный, политический и даже экономический. И вот появляется христианство, как малое русло, как малая речушка, и ему принадлежит будущее, потому что в нем заложены семена духа, семена веры, семена нравственности. Сенкевич вовсе не идеализирует христиан. Он показывает, что и среди них есть люди разного пошиба, есть и фанатики, и добрые, и глупые, и образованные — всякие. Но ведет их Христос. Поэтому они выдерживают самый тяжкий напор империи, они идут навстречу массовым гонениям, погибают, и во главе их погибают апостолы Петр и Павел.

Мы находим Евангелие в этой замечательной книге не непосредственно, а через призму апостолов. Апостол Петр рассказывает о Христе, дух Христов живет в этой общине, в самой Церкви».

Роман «Камо грядеши» печатался отдельными главами с марта 1895 года в нескольких польских газетах в Варшаве, Познани и Кракове, а в 1896 году вышел отдельным изданием. Зарубежная и польская критика встретила роман восторженно. О нем положительно отзывался глава Римско-Католической Церкви папа Лев XIII, а к 1916 году (год смерти Сенкевича) в США «Камо грядеши» был распродан в количестве 1,5 млн. экземпляров.

Книга принесла Сенкевичу всемирную известность. На русский язык роман был переведен практически сразу после его выхода — в том же 1896 году.

Историческая эпоха

64 – 68 гг. н. э. стали последними годами правления императора Нерона. Все события романа происходили в это время, открывая перед читателями одну из самых тяжелых и кровавых страниц мировых событий. На заре своей юности император Нерон не отличался дурными наклонностями, однако его мать пыталась любым способом занять ведущее положение и была убита с ведома Нерона. Так император вступил на путь преступлений, которые и приведут к гибели династии и способствуют началу новой гражданской войны. На фоне этих исторический событий читатель наблюдает роман молодого знатного воина с девушкой славянского происхождения. Влечение юноши перерастает в настоящее чувство, действия развиваются на фоне грандиозных событий: по приказу императора был организован пожар, который продлился девять дней. Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон отдал приказ на арест тех, которых называли христианами. Это название происходит от имени Христа.

Что в переводе означает: «Камо грядеши?», мы уже выяснили. Это значит: «Куда идешь?» Именно такой вопрос задает Петр Иисусу. Что же остается, если Рим стал миром, а мир — Римом? Остается только философия: наслаждайся всем, чем можешь, и уходи из жизни, когда все тобой изведано. Подобные слова были сказаны одним из ярких персонажей романа — Петронием — римским «интеллигентом» эпохи всеобщего упадка.

Во все времена

Очевидно, что эта эпоха дала писателю богатейший материал для воплощения своего замысла. В романе автору удалось раскрыть свою идею, а именно показать читателю картину двух миров. Первый — внешней красоты, прекрасных тел, золотых статуй и одновременно духовной смерти. Он противопоставлен второму миру — жизни духовной. Мир первый подчинил себе все, но утратил цели. Исчерпав себя изнутри, внешне могучий, прекрасный, но не имеющий ясной жизненной перспективы, этот мир порождает вопрос: «Камо грядеши», что означает «Куда идешь?». Смысл этого вопроса уходит далеко за рамки сюжетной линии произведения. Этот непростой вопрос не только напоминает человечеству о прошлом, но и обращен к настоящему и будущему. Именно этот вопрос как смысл существования человека неизменно притягателен для любого читателя.

Отрывок, характеризующий Камо грядеши

– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете? – Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня. – Ну что ж, коли не боишься. – Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня. Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай. «Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде. – Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая. «Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!» Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа. На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело. «Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector