Русская православная церковь празднует день памяти святителя иоасафа белгородского

Молитва о недугующих и страждущих святителю Иоасафу Белгородскому

О великий угодниче Христов, святителю
отче наш Иоасафе, скорый помощниче и дивный чудотворче!
Призри милостивно на ны, недугующия. Вемы, угодниче
Христов, вемы, и усты и сердцем исповедуем, яко по делом
нашим беды постигоша нас. С разбойником благоразумным
исповедуем Господеви, яко достойная по делом нашим
восприемлем и злая сия якоже раби неключимии терпим.
Сими бо временными мученьми Господь милосердный
сокрушает гордыню и жестоковыйное сердце наше, да вечныя
избежим казни, грешником уготованныя: сеяхом бо семена
жития своевольного и жнем терния скорбей. Обаче, немощни
суща, но в покаяние теплое пришедше, о сем молитися
дерзаем, да гнев Господень на милость к нам преложится,
и тебе, святителю Божий и чудотворче, усердно просим:
пролей теплую молитву твою ко Христу Господу нашему,
Емуже днесь предстоиши и молишися, о почитающих тя с
любовию и смирением на твое престательство уповаем. Се
бо в житии твоем, святителю Христов, ни единаго же
скорбяща и милости твоея просяща, грехи же своя
исповедающа, николиже презрел еси. Умоли праведнаго
Судию, да преложит гнев правды Своея на милование наше.
Благодатию Его, тебе данною, святителю милосердый,
уврачуй наша немощи, болезней лютых течения устави,
смерти отыти повели и на покаяние силу нам даруй.
Старость поддержи, младенцы воспитай, юность уцеломудри,
супружества в чистоте и смирении утверди, нам же всем
послушание трудолюбное и мирное жительство молитвою
твоею даруй, да терпением течем на предлежащий нам
подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника
веры и Совершителя Господа Иисуса, Емуже слава во веки
веков. Аминь.

Молитва благодарственная святителю Иоасафу Белгородскому

О великий святителю наш и чудотворче
предивный Иоасафе, скорый помощниче к тебе припадающим!
Милостиво призри на нас недостойных, со слезами умиления
зде молящихся и благодарение тебе по силе приносящих.
Благодарим тя, угодниче Христов, яко услышал еси моления
нас недостойных и просимая нам изобильно даровал еси.
Вемы и усты исповедуем, яко воистину Христу теплый о нас
еси молитвенник и, по данной ти благодати и дару, во
спасение всем нам потребная даруеши: болящия исцеляеши,
страждущия утешаеши, мир и отраду скорбным сердцам
изливаеши, плачущая радоватися твориши, печальныя
ликовати содеваеши: родителем чада воздравляеши,
супругом подружия от одра смертного возставляеши,
враждующия умиротворяеши, завистливыя твориши милостивы
и всякия неправды караеши, якоже и в житии твоем правды
и милосердия мужественный ревнитель был еси. Благодарим
тя, святителю, за великая твоя и нам явленная
благодеяния и смиренно молимся тебе мы недостойнии:
предстательствуй за нас у престола Христова и помози нам
память присную твоих благодеяний и щедрот на нас
излиянных хранити, да во смирении сердца прочее совершим
житие и Небесное да наследуем селение Божественное
молитвами твоими во веки веков. Аминь.

Последние дни земной жизни

Незадолго до смерти святой Иоасаф пожелал свидеться со своими родителями. Испросив разрешения у Синода, он по-христиански простился со своей паствой и отбыл в Прилуки.

Выйдя навстречу к любимому сыну, отец испытал замешательство. Как христианин он должен был поклониться архиерею, но как отец сам мог рассчитывать на поклон. Когда сын выходил из кареты отец, как бы случайно, уронил свою трость. Едва он нагнулся, чтобы её поднять и одновременно сделать поклон, сын уразумел его замысел, поклонился родителю и подал ему упавшую трость. Затем они обнялись.

Погостив в отеческом доме, святитель Иоасаф направился в Белгород. Шёл сентябрь 1754 года. По пути, в селе Грайворон, он занемог, а через два месяца умер. Перед самой кончиной он исповедал грехи, причастился Тела и Крови Христовых. Смерть наступила 10 декабря 1754 года.

Житие Иоасафа Белгородского

Он родился в 1705 году на Полтавщине, в семье дворянина. День его рождения совпал с великим церковным праздником – Рождество Пресвятой Богородицы. Наверное, это не было случайным совпадением, а повлияло на дальнейшую его жизнь.

  • Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, где строго придерживались постов и отмечались все праздники соответственно обряду.
  • Таким образом, к одиннадцати годам молодой парень уже созрел к тому, чтобы стать монахом и связать с этим всю свою жизнь, но очень боялся сказать об этом своим родителям.
  • Когда исполнилось 18 лет, Иоасаф отрекся окончательно от мирской жизни и принял монашество, и, зная, что эта новость сильно расстроит родителей, решил оставить слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями.

За тридцать лет трудов на благо церкви Иоасаф успел очень много:

  • Служил настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря;
  • Был наместником Свято-Троицкой Лавры;
  • Епископом Белгородского монастыря.

И какой пост он не занимал, везде строго следил за состоянием храмов, моральными качествами священников, правильным проведением службы, соответственно с церковными канонами, образованием священников.

Канонизация Иоасафа Белгородского

– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.

– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

– Эта пещерка существует в настоящее время?

– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.

Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. 16 сентября 2011 года часовню освятил Святейший Патриарх Кирилл. Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.

Молитва 1

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Монашеская жизнь

Два года спустя, в 1727 году, рясофорного Илариона вызвали в Братскую Киевскую обитель. Здесь он был пострижен в мантию и получил новое имя — Иоасаф (в память и честь индийского царевича Иоасафа).

В январе 1728 года Иоасаф был рукоположен во иеродиакона и определён в Киевскую академию преподавателем низшего класса.

В должности учителя он проработал три года, после чего духовное начальство отправило его для сбора пожертвований (на ремонт академических корпусов) по территории Малороссии.

В 1734 году иеродиакон Иоасаф был назначен на должность экзаменатора при Киевской кафедре.

Вскоре он был посвящен в иеромонаха.

В 1737 году архиепископ Рафаил Заборовский поставил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он смиренно исполнил волю архиерея, хотя в силу того же смирения — неохотно: не считал себя, грешного, достойным такого высокого звания.

Под начало игумена перешла и другая обитель, Красногорская, а также несколько местных церквей.

Несмотря на трудности, связанные с руководством братией и монастырским хозяйством, а также на нездоровье, отец Иоасаф не ослаблял строгости аскетических подвигов.

В сентябре 1744 года, при содействии императрицы Елизаветы, он удостоился звания архимандрита. Вскоре его вызвали в Москву. Здесь, в январе 1745 года, отец Иоасаф получил назначение на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители. Это послушание длилось до июня 1748 года.

Клятва

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

– Отец Олег, я могу подписаться под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года

Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Иконография

За основу для икон мастера брали портреты, которые были написаны при жизни и после кончины святителя Иоасафа.

Образы, написанные до канонизации, называют портретами-иконами. Иоасаф на них облачен в церковную торжественную одежду, держит жезл, иногда и крест, но над его головой нет нимба. После канонизации святого Иоасафа стали изображать в погребальном облачении, сохранившемся на мощах. Современные образы святителя можно увидеть в Белгородских храмах. Икона в Преображенском соборе изображает юного Иоакима и ангела, жалующего ему мантию архиерея. Также известен сюжет, взятый из жизни: примирение священника и ангела-покровителя церкви по содействию архипастыря Иоасафа.

Иконы

При жизни святого было много сделано его портретов, поэтому внешность хорошо известна. Он имел сухощавое лицо, темные глаза, волосы немного курчавые. Иконы Иоасафа Белгородского встречаются двух видов:

  • в праздничном облачении архиерея;
  • в мантии епископа.

На обеих образах в левой руке праведника имеется жезл — символ архиерейской власти, ведь в Священном Писании духовенство часто сравнивается с пастухами, которые призваны оберегать свой народ, хранить его от духовных опасностей. Правая рука может быть сложена в благословении, либо в ней святой держит крест.

Есть в одном из музеев редкая икона, где портрет окружен самыми известными сценами из жития святого. До официального утверждения по рукам ходили многочисленные портреты-иконы. Большинство из них не имеет нимба, или грешит другими отступлениями от правил. После канонизации был разработан специальный церковный образ, утвержденные комиссией. Икона имеет портретное сходство со святым, но написана по православным канонам.

Святитель также изображается среди тех святых, которые были прославлены в то же время — в конце 19 — начале 20 вв.

Молитва вторая святителю Иоасафу Белгородскому

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче
Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи
Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того
ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за
нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы
твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну
курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще
живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его.
Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению
нашему, и предстательством твоим даждь роду
христианскому от Господа мир и благословение.
Православие укрепи, нападения же лукавнующих и
беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца
Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от
междоусобий же и смятений народных, от губительных
поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и
иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим
крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же
исцеление: хромым хождение, слепым прозрение,
разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех
скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки
с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился
еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое
имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и
присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2‑я, о недугующих и страждущих**

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче наш Иоаса́фе, ско́рый помо́щниче и ди́вный чудотво́рче! При́зри ми́лостивно на ны неду́гующия. Ве́мы, уго́дниче Христо́в, ве́мы, и усты́ и се́рдцем испове́дуем, я́ко по дело́м на́шим беды́ постиго́ша нас. С разбо́йником благоразу́мным испове́дуем Го́сподеви, я́ко досто́йная по дело́м на́шим восприе́млем и зла́я сия́ я́коже раби́ неключи́мии терпи́м. Си́ми бо вре́менными муче́ньми Госпо́дь милосе́рдый сокруша́ет горды́ню и жестоковы́йное се́рдце на́ше, да ве́чныя избежи́м ка́зни, гре́шником угото́ванныя: се́яхом бо се́мена жития́ своево́льнаго и жнем те́рния скорбе́й. Оба́че, не́мощни су́ще, но в покая́ние те́плое прише́дше, о сем моли́тися дерза́ем, да гнев Госпо́день на ми́лость к нам преложи́тся, и тебе́, святи́телю Бо́жий и чудотво́рче, усе́рдно про́сим: проли́й те́плую моли́тву твою́ ко Хри­сту́ Го́споду на́шему, Ему́же днесь предстои́ши и мо́лишися о почита́ющих тя с любо́вию и смире́нным на твое́ предста́тельство упова́нием. Се бо в житии́ твое́м, святи́телю Христо́в, ни еди́наго же скорбя́ща и ми́лости тво­ея́ прося́ща, гре­хи́ же своя́ испове́дающа, николи́же презре́л еси́. Умо­ли́ Пра́веднаго Судию́, да преложи́т гнев пра́вды Сво­ея́ на ми́лование на́ше. Благода́тию Его́, тебе́ да́нною, святи́телю милосе́рдый, уврачу́й на́ша не́мощи, боле́зней лю́тых тече́ния уста́ви, сме́рти оты­ти́ пове­ли́ и на покая́ние си́лу нам да́руй. Ста́рость под­дер­жи́, младе́нцы воспита́й, ю́ность уцелому́дри, супру́жества в чисто­те́ и смире́нии утвер­ди́, нам же всем послуша́ние трудолю́бное и ми́рное жи́тельство моли́твою твое́ю да́руй, да терпе́нием тече́м на предлежа́щий нам по́двиг жития́ сего́ вре́меннаго, взира́юще на Нача́льника ве́ры и Соверши́теля Го́спода Иису́са, Ему́же сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва перед мощами святителя Иоасафа Белгородского

О великий угодниче Божий и преславный
чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних
градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих
помолитися и многоцелебныя мощи твои облобызати, из
глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже
пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во
дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей
и расколов, научи во странствии сущих горняя
мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь
истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко
ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих,
грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори
благодатию Духа Всесвятаго, да твоему пастырскому гласу
последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и
тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем,
идеже купно с тобою воспрославим пречестное и
великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки
веков. Аминь.

Карьера и чудеса

В 1727 году Иларион (каким он был тогда) принял монашеский постриг и получил имя Иоасафа, а в 1728 году был рукоположен в сан диакона . К концу учебного года он преподавал в Академии. В 1737 году он был назначен архимандритом в монастыре Великих Сорочинцах возле Лубен . В 1744 году по приказу императрицы Елизаветы Иосаф был возведен в сан архимандрита и переведен на пост главы Троице-Сергиевой лавры , важнейшего русского монастыря и духовного центра Русской Православной Церкви . 2 июня 1748 г. был рукоположен в сан епископа Белгородского и Обоянского.

Празднование в Белгороде прославления святителя Иоасафа Белгородского, 4 сентября 1911 г.

После прибытия в Белгород Иоасаф был известен своими неустанными усилиями на благо епархии и особенно своей работой по оказанию помощи нуждающимся, часто навещая бедных и больных.

Он умер 10 декабря 1754 года в возрасте 49 лет в деревне Грайворон. 15 декабря его тело было перевезено оттуда в Белгород и помещено в его Свято-Троицкий собор. Лишь 28 февраля 1755 года гроб был перенесен в склеп собора, сооруженный по приказу Иоасафа. Спустя несколько лет его тело было признано нетленным . Весть об этом распространилась, и больные стали посещать гроб Иоасафа, многие сообщали о своих исцелениях. О чудодейственной силе мощей Иоасафа стало известно на всю Россию, и с каждым годом в Белгород за помощью приезжало все больше людей. Таким образом Иоасаф приобрел ауру святого, и его портреты стали популярными. В 1883 году Свято-Троицкий собор стал монастырским собором, и начали поступать прошения о прославлении Иоасафа . Наконец, в 1910 году царь Николай II попросил Священный Синод прославить Иоасафа как святого, на что он согласился. 4 сентября 1911 года прославление было совершено в Свято-Троицком соборе Белгоруд, на котором присутствовало более 200 000 человек, многие из которых приехали со всей Российской империи и за ее пределами.

Перед Первой мировой войной мощи Иоасафа очень почитались и приносились для исцеления больных, когда приходили большие толпы людей в надежде на чудесное исцеление. Один из присутствовавших на таком мероприятии написал: «Сейчас трудно представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, искалеченных, искалеченных, одержимых и слепых людей стояли и лежали по обе стороны дороги, вдоль которой должны были лежать мощи святого. нести ». В Свято-Троицком соборе была создана солидная святыня из серебра .

Летом 1914 года, когда пришло известие о начавшейся 29 июля 1914 года австро-венгерской контрольной бомбардировке сербского города Белграда , один помещик, князь Оболенский , энергично заявил своим крестьянам о необходимости войны , и они с энтузиазмом отреагировали. Позже он узнал, что его слушатели понимали под ним Белгород, в котором хранились мощи недавно прославленного Иоасафа.

Молитва в день прославления святителя Иоасафа Белгородского

Великий и празднственный день сей, день
твоего на земли прославления, святителю отче наш
Иоасафе, земли нашея славо и радование великое, приими
сия смиренная и теплая моления наша. Днесь зрим
исполнившийся глагол Господень: прославляющия Мя
прославлю. Се бо во дни земнаго жития твоего ничтоже
искал еси, точию же волю Божию исполняти и чада паствы
твоея управити во спасение, и того ради многия труды,
скорби, болезни, путешествия подъял еси. По скончании же
твоем прослави тя милосердый Господь, телеси твоему
нетление и силы целебныя даровавый; темже токи исцелений
молящимся источил еси и призывающим тя недугующим и
скорбящим многажды являлся еси, и утешение и цельбу
скорую тем подавая. Сего ради, якоже избранника
Божественныя благодати тя ведущи, Церковь Христова
прославите тя якоже новаго чудотворца земли нашея
сподобися. Благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго
Бога, люди православныя. Даруй им утешение сердца,
отраду и мир и радость присную о Господе. Сохрани в мире
державу Российскую и люди ея во истине утверди, воином
мужество непоколебимое даруй и вся люди безпечальны
сохрани. Изжени всякую крамолу и крамольных человек
лукавая разруши советования, паче же тех самых в
покаяние приведи. Пастырем и архиреем подаждь
премудрость, чистоту и праведное житие, якоже и сам сими
украшался еси. Младенцем воспитание благое даждь, юныя
научи, болящим и скорбящим здравие испроси. Сущим во
трудех терпение и упование посли, богатым смиренномудрие
и ко ближним милосердие даруй. Нам же всем радость о
Господе присную подаждь, да вси благодарне тя ублажаем,
глаголюще тако: величаем тя, святителю отче Иоасафе, и
чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога
нашего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector