Иоанн кронштадтский: моя жизнь во христе (краткая биография)
Содержание:
Сочинения
На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского; центральное место среди них занимает «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге» (1894).
При его жизни также были изданы:
- Полное собрание сочинений, СПб., 1890—1894.
- О блаженствах евангельских, СПб., 1896.
- Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира, СПб., 1896.
- Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности, СПб., 1897; 2 изд. 1899.
- Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 гг., СПб., 1897-98.
- Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого, М., 1898.
- Правда о Боге, мире и человеке, Кронштадт, 1899.
- Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта, СПб., 1900.
- Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного хрестианина, М., 1900.
- Благодатные мысли о небесном и земном, СПб., 1901.
- Христианская философия, СПб., 1902.
- Мысли христианина, СПб., 1905.
- Путь к Богу. СПб., 1905.
- Созерцания и чувства христианской души, СПб., 1905.
Канонизация
В 12 января 1909 г.Император Николай II издает указ, в котором просит Священный Синод учредить день молитвы в его память в каждую годовщину его смерти.
Однако его канонизация была отложена из-за русской революции , а затем из-за гонений на Церковь при коммунистическом режиме. Только в 1964 году он был канонизирован Русской Зарубежной Церковью и в 1990 году канонизация была подтверждена Московским Патриархатом .
В 2009 году по случаю 180 — летия со дня его рождения в Санкт-Петербурге прошел большой праздник.
Патриарх Кирилл сказал в проповеди , что «Отец Жан научился молиться так , чтобы ни одно слово не остается бездействующим, даже когда мы говорим общие молитвы , такие как» Царь Небесного». Он призвал распознавать в каждом слове литургии внутреннюю силу и, таким образом, облачаться в силу Божью ».
Ему посвящены 144 церкви по всему миру, а в Санкт-Петербурге создан мемориальный музей в его честь.
Сочинения
На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского; центральное место среди них занимает «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге» (1894).
«Моя жизнь во Христе». Титульный лист СПб издания 1905 годаПредисловие к книгеПервая страница
В труде о «Начале и конце нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», издаваемом под авторством Иоанна Кронштадтского сообщается, что «огненная катастрофа», описанная в Библии, будет следствием столкновение Земного шара с кометой или другим небесным телом. Говоря о начале мира, он упоминает «Канто-Лапласовую гипотезу творения». «Тьму кромешную» он связывает с «черным пространством небесной тверди», которую можно наблюдать уже 6-7 верстах от поверхности Земли и через которую проносятся души умерших на пути к Богу. Иоанн Кронштадтский полагал, что наука и Библия не противоречат друг другу, поскольку «кроме шестоднева творения было ещё ранее начальное творение — довременное, в котором созданные Богом небо и земля в совокупности составляли одно целое, покрытое водами», однако отвергал «басню о миллионах веков существования земли»При его жизни также были изданы:
- Полное собрание сочинений, СПб., 1890—1894.
- О блаженствах евангельских, СПб., 1896.
- Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира, СПб., 1896.
- Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности, СПб., 1897; 2 изд. 1899.
- Слова и поучения, произнесённые в 1896, 1897 и 1898 гг., СПб., 1897-98.
- Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого, М., 1898.
- Правда о Боге, мире и человеке, Кронштадт, 1899.
- Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта, СПб., 1900.
- Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина, М., 1900.
- Благодатные мысли о небесном и земном, СПб., 1901.
- Простое Евангельское слово русскому народу, 1902.
- Христианская философия, СПб., 1902.
- Беседа отца Иоанна Кронштадтского с пастырями 21-го июня 1904 г. в городе Сарапуле. Вятские Епархиальные ведомости. 1904 г.
- Мысли христианина, СПб., 1905.
- Путь к Богу. СПб., 1905.
- Созерцания и чувства христианской души, СПб., 1905.
Иоанн Кронштадтский является также автором акафиста праведному отроку Артемию Веркольскому.
Труды
- Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге, М., 1894; 5 изд., 1899;
- Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира, СПб., 1896;
- Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности, СПб., 1897; 2 изд. 1899;
- Несколько слов в обличение лжеучения графа Л.Н.Толстого, М., 1898;
- Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 гг., СПб., 1897-98;
- Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина, М., 1900;
- О блаженствах евангельских, СПб., 1896;
- Правда о Боге, мире и человеке, Кронштадт, 1899;
- Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта, СПб., 1900;
- Благодатные мысли о небесном и земном, СПб., 1901;
- Христианская философия, СПб., 1902;
- Созерцания и чувства христианской души, СПб., 1905;
- Мысли христианина, СПб., 1905;
Работает
Сочинения
Иоанн Кронштадтский — автор обширного духовного труда, который в основном включает его духовный дневник и проповеди.
Это 14 декабря 1855 г.На следующий день после своего рукоположения этот Иоанн начал вести свой ежедневный дневник из расчета одной брошюры в течение двух лет. Он не останавливался до своей смерти в 1908 году.
Первое издание отрывков из этого журнала состоялось в Москве , при его жизни, в 1894 году под названием « Моя жизнь во Христе» или «Мгновения духовного вспоминания и созерцания, благочестивого размышления, очищения души и мира в Боге». Выдержки из Журнала Жана Ильича Сергиева из Андреевского собора, Кронштадт , Россия . Работа состояла из трех томов и более тысячи страниц.
Этот том отрывков был немедленно переведен на английский язык Е.Е. Гулаевым из Санкт-Петербурга и опубликован в Лондоне в 1897 году . Изданный на нескольких иностранных языках, он пользуется большим успехом, особенно среди англиканских священников .
Сочинения
Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский) был православным священником , женат и отцом семейства. Он провел все свое служение в Кронштадте , пригороде Санкт-Петербурга, с простотой и добротой. Его церковь канонизировала его в 1964 году ».
Носить любовь
— Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь в Иисусе Христе , Париж, Lethielleux, 1901/1902, стр. 189.
Библиография на французском языке
Переводы
- Жан де Кронштадт, Моя жизнь в Иисусе Христе , П. Летильё, 1901/1902 ( ASIN )
- Отец Жан де Кронштадт ( пер. Dom Antoine Staerk), Париж, П. Летильё,1902 г. ( Wikisource )
- Жан де Кронштадт, Мишель Евдокимов (Предисловие) и Луи-Альбер Лассю (Перевод), Радость в сердце , Париж / Орбей, Арфуен, колл. «Духовные тетради»,2012 г., 128 с. ( ISBN 978-2-84590-171-1 )
- Жан де Кронштадт и Луи-Альбер Лассю (Перевод), Моя жизнь во Христе , Bégrolles-en-Mauges / Paris, Les éditions du Cerf, coll. «Восточная духовность»,2019 г., 182 с. ( ISBN 978-2-204-13614-3 )
Очерки Иоанна Кронштадтского
- Иоанн Кронштадтский, В свете Христа , Икона Богородицы,1999 г., 154 с. ( ISBN 978-2-909341-17-0 )
- Алла Селаври (en) , Жан де Кронштадт: Посредник между Богом и людьми , Серф, колл. «Биографии»,2001 г., 306 с. ( ISBN 978-2-204-06589-4 )
Кавычки
«Сердиться на кого-то из-за материального дела — значит ставить материальный объект выше своего брата». Но что выше человека? Нет на земле ничего благороднее человека. «
«Развитие интеллекта без развития сердца очень вредно для образования: прежде всего необходимо сформировать сердце. «
- «Как бы мы были, если бы божественная благодать не предупреждала нас, если бы она внезапно и неожиданно не проникла во все наше существо после грехов, которые мы совершили, и если бы она не располагала к нам? «
- «Небеса — это царство, демократия — это ад».
Известность
Его известность вскоре достигла уже за пределы города, люди со всех уголков российской империи приезжали к нему в Кронштадт, ежедневно приходили тысячи, еще больше людей писали Иоанну, так что местной почте пришлось открыть свой отдел переписки.
Его репутация также способствовала увеличению числа пожертвований — речь идет о миллионах рублей в год, в то время это была почти немыслимая сумма. В 1891 году Иоанн открыл специальный центр для паломников. В своем родном селе Сура он основал женский монастырь и построил церковь из камня, в Санкт-Петербурге он основал женский монастырь в селе Карповка.
С 1888 года Иоанн вел обширную деятельность по всей Российской империи, в его распоряжении были для этого собственные корабли и автомобили. Не ограничиваясь лишь одним Кронштадтом, Иоанн часто путешествовал, посещал людей, которые нуждались в его помощи. Когда он ехал на корабле, верующие собрались на берегах, часто коленопреклоняясь.
Признание его заслуг достигло до высшей знати: Царь Александр III умер в 1894 в присутствии Иоанна. Он был настолько популярен у верующих, что те соборы, куда он приезжал для проведения службы, не вмещали всех желающих.
Например, в Харькове пришлось перенести службу на соборную площадь. Чтобы не разочаровать многих верующих, он ввел всеобщую исповедь в богослужении. Вскоре Иоанн был назначен протоиереем с правом носить митру и был избран членом Святейшего Синода.
Почти всю жизнь он вел записи в дневнике, где записывал свои мысли, называя их даром просветляющего Духа Божьего. Эта книга была опубликована в 1893 году под названием «Моя жизнь во Христе» в трех томах, в общей сложности более 1000 страниц. Этот труд был частично переведен на немецкий язык.
Когда грянула революция 1905 года, Иоанн осудил действия правительства, считая, что в бедах страны виноваты распутная жизнь, богохульство и неверная политика императора.
Самое начало жизни
Рождение малыша
История жизни будущего святого началась 19 октября 1829 года (это его день рождения по старому стилю), когда в бедной семье, живущей в селе Сура, что находится под Архангельском, родился первый ребенок. Мальчик появился на свет слабеньким, поэтому родители, как говорится в книге «Житие Иоанна Кронштадтского», не долго думая, окрестили его в первые же дни жизни и дали ему имя Иоанн.
Свое имя в Крещении будущий всенародный пастырь получил в честь болгарского святого Иоанна Рильского, так как был рожден именно в день памяти преподобного (перенесение его мощей).
Впоследствии, в семье Ильи и Феодоры — так звали родителей мальчика Иоанна — родилось ещё пятеро детей. Но из всех осталось жить только трое.
Отец Илья Михайлович Сергиев имел прямое отношение к церкви: всю жизнь прослужил дьяконом в Никольском храме родном селе Сура. Умер довольно рано: в возрасте 48 лет и был похоронен возле места своего служения.
Мать Феодора Власьевна (девичья фамилия Порохина) прожила 63 года. Она несколько раз приезжала в Кронштадт, в гости к своему первенцу — Иоанну.
В один из таких приездов она заболела холерой и вскоре умерла. Похоронена в Кронштадте на городском кладбище. Над ее могилой в 2008 году построена часовня-усыпальница.
В семье Сергиевых было 6 детей: 4 мальчика и 2 девочки. Первенцем стал будущий о.Иоанн. Два его брата умерли во младенчестве, третий — в отрочестве.
Тяжело в учении
Когда малыш немного подрос, отец купил Букварь. Однако, обучение шло очень сложно, и Иван переживал, что грамота ему никак не дается. И как известный русский святой Сергий Радонежский, оказавшись в похожей ситуации, он молился Богу о даровании ему разумения к учебе.
И в этот непростой период произошло, наверное, самое важное и самое запоминающееся в его жизни событие. Прямо возле себя Иоанн увидел сияющего ангела, который, улыбаясь, сказал ему, что будет помогать и оберегать его всегда и везде
Конечно, для маленького мальчика, да как и для всех, эта встреча имела большое значение. Семья была глубоко верующей, некоторые члены рода как по линии отца, так и по линии его мамы были священниками или имели другие церковные должности.
Годы учебы в семинарии
По окончании школы Иоанн поступил на обучение в приходское училище, находившегося не очень далеко Архангельска, а после этого — в семинарию
За отличную успеваемость его направили получать знания дальше, в духовную академию Петербурга и, что немаловажно для небогатой семьи, за казённый счёт
Обучаясь там, как рассказывал впоследствии сам отец Иоанн, он увидел самого себя во сне совершающим Богослужение в Кронштадтском храме. Так и случилось чуть позже.
Окончив академию и, как это положено по правилам этого учебного заведения, защитив там диссертацию, юноша стал кандидатом Богословия. Сначала он решил стать монахом и уехать в Сибирь, а потом и в Америку, чтобы исповедовать там христианскую веру.
Семейная жизнь Иоанна Кронштадтского не сложилась
Святой Иоанн Кронштадтский рассказывал о том, что когда он учился в духовной академии, он увидел себя служащим в соборе Кронштадта в священнических одеждах.
После того как ему приснился этот вещий сон, он получил предложение взять в жёны дочь настоятеля этого собора.
Естественно, что Иоанн согласился это сделать.
Прав. Иоанн Кронштадтский с супругой. Фрагмент фотографии К. Буллы. Нач. XX в. Отец Иоанн Кронштадтский женился на Елизавете Несвицкой
К сожалению, детей у иерея не было. Официальное издание «Краткого жития» святого Московского патриархата сообщает о том, что супруги «приняли на себя подвиг девства».
При этом первое официальное житие, которое благословило священноначалие Русской зарубежной церкви, говорит о том, что «брак о. Иоанна был фиктивным».
Якобы он женился на Елизавете Несвицкой, дочери протоиерея кронштадтского Андреевского собора для «прикрытия самоотверженных пастырских подвигов».
У супругов имелись воспитанницы. Это две дочери сестры Елизаветы Константиновны Анны — Елизавета и Руфина. Руфина впоследствии записала проповеди, которые произносил отец Иоанн в последние годы своей жизни.
В 1909 году вышло две книги об отце Иоанне и Елизавете Константиновне. Руфина — их автор.
К сожалению, личная жизнь отца Иоанна не сложилась. В его дневнике имеются записи о том, что во второй половине 1870-х годов его супруга стала ревновать, проявлять подозрительность и враждебность к отцу Иоанну.
Кроме того, члены его семьи стали отходить от Церкви. Например, в 1883 году они не постились.
Прав. Иоанн Кронштадтский с семьёй. Нач. XX в. У Отца Иоанна Кронштадтского и его супруги имелись две воспитанницы — племянницы Елизавета и Руфина
Елизавета Константиновна в конце жизни перенесла тяжёлую операцию. После неё она лишилась ног. Скончалась она 22 мая 1909 года.
Жизнь и кончина Пастыря
Режим дня будущего святого
По свидетельствам современников отец Иоанн спал очень мало, вставал обычно в 4 утра. Занимался делами в своем рабочем кабинете.
А после церковной службы ходил к прихожанам домой или ездил в Петербург к тем, кто его звал по какой-либо причине. Чаще всего, конечно, это были просьбы об исцеляющей молитве для тяжелобольного, иногда его приглашали на различные мероприятия.
Часто после таких посещений люди благодарили отца Иоанна, давая ему деньги. От пожертвований он не отказывался и частенько, не считая, брал их, чтобы потом передать нуждающимся или на благотворительные дела.
После таких визитов, обычно, отец Иоанн принимал исповедь в , где служил.
Исповедоваться ему хотели многие, и такие общие исповеди нередко заканчивались уже к утру.
Кроме этого отца Иоанна отличала крайняя самокритичность. Он очень негативно отзывался о себе.
Причина и начало болезни
Такая жизнь с минимальным количеством часов для собственного отдыха не могли не отразиться на здоровье священника. Спустя некоторое время он заболел, давала о себе знать болезнь мочевого пузыря.
Существует история, рассказывающая о том, как о.Иоанна ударили в паховую область, когда его позвали, как вроде бы, к больному. Но после произошедшего священник попросил сопровождающих его людей ничего не предпринимать и никого не наказывать. Он не хотел скандалов и погромов.
Долгие годы после этого он пытался хотя бы облегчить болезненные ощущения различными диетами, минеральной водой и даже частым употреблением простокваши.
Но, несмотря на боли, как писали очевидцы, Иоанн Кронштадтский всегда был очень бодр, любил движение и всегда на его лице была приветливая улыбка. А глаза… Понимающие, сострадательные, но, в то же время, требовательные, ждущие от человека определённого поведения.
«Всероссийский батюшка» всю свою жизнь не отступал от правила и ежедневно совершал Литургию. Только в последние дни его болезни он причащался на дому. Последняя служба, которую он провел в Андреевском храме Кронштадта состоялась 9 декабря, за 11 дней до его ухода.
Смерть знаменитого священника
Батюшка предсказывал дату своей смерти: 20 декабря. Уже в последние дни, когда он был в забытьи, очнувшись, спросил у присутствующей рядом с ним игумении Ангелины, какое сегодня число. Она ответила: 18 декабря. На что о. Иоанн сказал: «Еще 2 дня».
Умер прав. отец Иоанн в Кронштадте в своей квартире в самом конце 1908 года — 20 декабря. Ему было почти 80 лет.
Годы его жизни 1829 — 1908. Никакого завещания или денег он не оставил, всё отдал людям при жизни.
Гроб с телом будущего святого поставили в Андреевском храме, где большую часть жизни прослужил батюшка Иоанн. Днем и ночью сюда приходили люди, чтобы проститься с любимым пастырем.
Похороны планировались в Петербурге, однако, лед на Финском заливе был очень тонкий, была опасность транспортировки. Поэтому были планы похоронить пастыря в Кронштадте возле Андреевского собора, где он прослужил многие десятилетия.
Но в день похорон ударили морозы. Поэтому, спустя два дня после кончины, тело пастыря доставили в Петербургский Иоанновский монастырь.
Именно эта женская обитель, расположенная на Карповке в Санкт-Петербурге, была основана св. отцом Иоанном еще при жизни и освящена в честь небесного покровителя батюшки — святого Иоанна Рыльского.
Согласно последнему пожеланию протоиерея там его и похоронили — в усыпальнице красивого храма, которую он сам для себя ранее и построил. В этой гробнице и по сей день находятся мощи Иоанна Кронштадтского.
Сейчас в этой обители хранится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с его епитрахилью. Это часть одежды священника, которая надевается на шею и длинными концами спускается вниз.
Ещё одна частичка этого облачения находится в Измайловском соборе Питера. А в Ферапонтовом Белозерском монастыре (Вологодская область) сохранилась подлинная фелонь о. Иоанна.
Труды праведного Иоанна Кронштадтского
- «Моя жизнь во Христе» или «Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге»
- «Где же мир на земле, возвещенный Ангелами?»
- «Победа над смертью. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы»
- «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта»
- «Великий пост»
- «Живое слово мудрости духовной»
- «Живой колос»
- «Катехизические беседы»
- «Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности»
- «Мысли христианина о покаянии и причащении»
- «Наставление о. Иоанна Сергиева Кронштадтского при совершении Таинства Покаяния»
- «О Кресте Христовом»
- «Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству»
- «Путь спасительный»
- «В мире молитвы. Выборки из его писаний»
- «Письма разных лет. 1859–1908. Том I»
- «Письма разных лет. 1902–1908. Том II»
- «Письма»
- «Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского»
- «Толкование на Евангелие от Матфея»
- «Беседы о Блаженствах Евангельских»
- «Золотые слова»
- «Новые грозные слова о Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся»
- «Полный годовой круг слов, поучений и бесед»
- «Поучения и слова на праздники Господа нашего Иисуса Христа»
- «Поучения, слова и речи на храмовые праздники и разные случаи»
- «Проповеди»
- «Простое Евангельское слово русскому народу»
- «Слова и поучения на праздники Божией Матери»
- «Слова и поучения, произнесенные в разные годы»
- «Слова на высокоторжественные дни»
- «Слово на Новый 1899 год»
- «Дневник. Том I. 1856»
- «Дневник. Том II. 1857–1858 годы»
- «Дневник. Том III. 1859–1860 годы»
- «Дневник. Том IV. 1860–1861 годы»
- «Дневник. Том V. 1862 год»
- «Дневник. Том VI. 1864 год»
- «Дневник. Том VII. 1863–1864 годы»
- «Дневник. Том VIII. 1865 год»
- «Дневник. Том IX. 1865–1866 годы»
- «Дневник. Том X. 1866–1867 годы»
- «Дневник. Том XI. 1866 год»
- «Дневник. Том XII. 1867 год»
- «Дневник. Том XIII. 1867–1868 годы»
- «Дневник. Том XIV. 1868–1869 годы»
- «Дневник. Том XV. 1870–1871 годы»
- «Дневник. Том XVI. 1871–1872 годы»
- «Дневник. Том XVII. 1872–1873 годы»
- «Дневник. Том XVIII. 1873–1874 годы»
- «Дневник. Том XIX. 1874–1876 годы»
Молитва с государем
Иоанн Кронштадтский проводит панихиду по Александру III в Малом дворце в Ливадии. 1866 год. Рисунок с сайта hranitel.club В октябре 1894 года отец Иоанн был вызван в царский дворец в Ливадию, где умирал Император Александр III. О. Иоанна позвали помолиться о здравии тяжело больного Императора.
Государь встретил о. Иоанна словами: «Я не смел пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня, недомогаю».
После совместной коленопреклоненной молитвы Государя наедине с о. Иоанном последовало значительное улучшение здоровья больного, и появились надежды на полное выздоровление. Так продолжалось пять дней; 17 октября началось снова ухудшение, и в этот день Государь сподобился вторично приобщиться Святых Тайн из рук отца Иоанна Кронштадтского.
«Я не считал своей миссии выполненной, — говорил о. Иоанн, — доколе сам не причащу высокого больного. Я крайне нуждаюсь сам в ежедневном причащении Святых Тайн и почитаю за великое лишение, если не причащусь; так же больной человек нуждается в этом все оживотворяющем таинстве, если не всякий день, то через некоторый промежуток, и я, отслужив 17 октября литургию в присутствии Высочайших особ, отправился с Чашею Жизни вместе с протодиаконом в карете во дворец к болящему.
Вошедши со Святой Чашей в помещение его, я вслух произнес слова из церковной песни: «Се входит Царь славы, се жертва тайная совершенно дориносится, верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Государь получил большое утешение благодатью Христовой.
В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы — святой человек. Вы — праведник. Вот почему вас любит русский народ.
«Да, — отвечал о. Иоанн, — ваш народ любит меня». «Любит, — ответил Государь, — потому что знает, кто вы и что вы» (подлинные его слова).
Умирая, Государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их».
Отец Иоанн так и продолжал держать свои руки на голове умирающего царя, пока царь не предал душу свою Богу.
Память: 20 декабря / 2 января, 1 июня / 14 июня
Мудрый наставник и добрый пастырь,
сделавший много для укрепления веры, помощи людям, умирения страны,
спасения от надвигающейся смуты. Податель многих
исцелений и помощи в различных житейских нуждах,
болезнях, при одержимости пьянством. Покровитель
миссионеров и катехизаторов, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе.
Праведный Иоанн Кронштадтский
«Вся ко благоугождению Твоему и
мудрствующе и деюще»
Молитва пред Евангелием на Литургии
Не предпосылаю моему изданiю
предисловiя: пусть оно говоритъ само за себя. Все
содержащееся въ немъ есть не иное что, какъ благодатное
озаренiе души, котораго я удостоился отъ
всепросвещающаго Духа Божiя въ минуты глубокаго къ себе
вниманiя и самоиспытанiя, особенно во время молитвы.
Когда могъ, я записывалъ благодатныя мысли и чувства, и
изъ этихъ записей многихъ годовъ составились теперь
книги. Содержанiе книгъ весьма разнообразно, какъ
увидятъ читатели. Пусть они судятъ о содержанiи моего
изданiя.
Духовный возтязуетъ убо вся, а самъ той
ни отъ единаго востязуется .
Протоиерей I. Сергiевъ.