Христос воскрес воистину воскрес

Примечания

  1. Pascha (греч.)
  2. 12Православный молитвослов с параллельным переводом на русский язык
  3. 12Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
  4. 123Воскресение Христово видевше // Православная энциклопедия
  5. Требник большой. Л. 125 об.- 126

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Воскресение Христово видевше» в других словарях:

«ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ» — , увидевшие Воскресение Христово], одно из главных воскресных песнопений в правосл. богослужебной традиции. Указания относительно «В. Х. в.» присутствуют уже в памятниках студийского периода. Оно… … Православная энциклопедия

ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА — Воскресение Иисуса Христа, возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения. Одноименное название носит установленный в память этого события великий христ. праздник … Православная энциклопедия

ВОСКРЕСЕНЬЕ — , один из дней недели, в христ. Церкви празднуемый как день Воскресения Иисуса Христа. Наименования В. Совр. рус. слова «воскресенье» и «воскресение» напрямую связаны по смыслу с празднуемым в этот… … Православная энциклопедия

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ — , один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число… … Православная энциклопедия

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия

ГОЛЬТИСОН — Михаил Александрович (16.10.1870 15.02.1914, С. Петербург), духовный композитор, певец (тенор), хоровой дирижер и муз. писатель. Род. в семье военного фельдшера. С 9 летнего возраста в течение 16 лет… … Православная энциклопедия

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — , в широком смысле слова аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви особый комплекс служб суточного … Православная энциклопедия

Гроб Господень — Святой Гроб Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа … Википедия

Святой Гроб — Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа Гроб Господень, Святой Гроб (греч. Αγιος Τάφος) главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия… … Википедия

Туберовский, Александр Михайлович — Александр Михайлович Туберовский (8 марта 1881, село Маккавеево (ныне посёлок Сынтул), Касимовская уезд, Рязанская губерния 23 декабря 1937, Рязанская область) российский богослов, священник Русской православной церкви, протоиерей.… … Википедия

Явления после воскрешения

В первый же день после воскресения из мертвых, Иисус Христос начал являться своим ученикам и всем верным Ему. Согласно преданию, первой увидела воскресшего Спасителя Его Мать. Своим явлением Он утешил ее неизмеримую материнскую скорбь о казненном Сыне.

Затем живого Христа видели апостолы, которые скрывались от преследователей и врагов христианства в разных местах. Видели Его и остальные жены мироносицы, которые стремились еще рано утром к Его гробу. Из апостолов первыми удостоился явления Петр и ученики Клеопа и Лука.

Большинство апостолов собрались в Сионской горнице (месте, где была совершена Тайная Вечеря), чтобы тайно обсудить весть о воскресении. Тогда им всем и явился Господь. На этой встрече отсутствовал апостол Фома, который позже в народе будет назван «неверующим». Такое прозвище он получил за то, что отказался верить в весть о чуде до тех пор, пока лично не увидит Господа и не прикоснется руками к Его ранам. Тогда Иисус является апостолам еще раз и позволяет Фоме убедиться в истинности произошедшего и в реальности ран на Своем теле от распятия.


Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения

После Своего воскрешения Спаситель пребывал на земле 40 дней в обновленном и преображенном теле. За это время Он явился многим сотням своих учеников и последователей. Он наставлял апостолов в Своем учении, дабы они смогли проповедовать Евангелие по всей Земле, как и было завещано. По прошествии 40 дней Господь вместе со своим нетленным телом вознесся на Небо, где и пребывает рядом со своим Отцом. Этот день в богослужебном календаре отмечается как Великий двунадесятый праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается пребывание Христа на земле, как Богочеловека. Отныне каждый искренне верующий христианин имеет все возможности наследовать вечную жизнь, по примеру самого Христа.

Важно! Самое главное, что сделал Спаситель, будучи на земле — это победа над смертью

Какие традиции празднования Светлой Пасхи

Пока украшается дом и идет подготовка к празднованию, можно узнать и о иных традициях торжества. Начало Пасхи всегда начинается с церковной службы (начало ее приходится на полночь с субботы на воскресенье) воздух пропитан благодатью и приближающейся радостной вестью.

Помолившись и отстояв полностью службу, освятив куличи, яйца, вино и иные продукты пасхальной корзины, прихожане направляются домой. По дороге, встречая идущих навстречу, проговаривают «Христос Воскрес», в ответ проговаривают «Воистину Воскрес».

Please enable JavaScript

Пасхальное послание его Высокопреосвященства Кирилла, архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского.

«Сегодня мы празднуем чудо, которое мир не может понять. В наших странах нам пришлось видеть слишком много смерти в прошедшем году, даже и в самые недавние дни, но мы провозглашаем, что смерть упразднена. Мы стали очевидцами трагедий человеческого греха, но мы провозглашаем, что грех побежден. Мы наблюдали, как врата адовы как будто отверзлись и выпустили лукавства преисподней по всему нашему свету — бомбы, убийства детей, даже и не рожденных, пытки и похищения мирян, но мы провозглашаем, что ад уничтожен и упразднена его сила. Весь окружающий нас мир пытается снова и снова распинать нашего Господа, говорят о неуместности, ненужности Спасителя в наши дни, но мы восклицаем в весь голос: «Христос Воскрес!».

Верные чада Церкви, моя возлюбленная паства: не бойтесь, если мир не понимает наше провозглашение об истинной надежде. Будем мы находить назидание даже и в самих пасхальных яйцах, которые мы так радостно раздаем в эти дни, вспоминая предание, на основании которого они нам даны: в дни, последующие Христову Воскресению во плоти, Его возлюбленная ученица Святая Мария Магдалина обрела великое дерзновение в проповеди Евангелия. Призванная ни кем иным, как Императором Тиверием осудить злодеяния, совершенные над Господом Понтием Пилатом, она провозгласила самому высокому мирскому властелину того времени реальную истину: что Иисус, которого Пилат приказал распять, — Воскрес. При этом она держала в своих руках яйцо, символизирующее новую жизнь в Воскресении.

Жестокосердый Император ответил Святой Марии: «Скорее поверю, что это яйцо станет красным на моих глазах, чем поверю, что человек может воскреснуть из мертвых!» И тогда совершилось еще одно чудо: пока он еще произносил эти слова, яйцо стало ярко-красным. То, во что он не мог поверить, оказалось истиной. Мир может не понять наше радостное восклицание, дорогие мои, но он должен это восклицание услышать именно сейчас, как никогда раньше. Пусть каждый из нас найдет то же дерзновение, которым обладала Святая Мария, провозглашать Воскресение без страха, зная, что Господь силен, смягчить и самое жестокое сердце. Итак, воспоем, радуясь, не стесняясь  исполненные благодатию: Христос Воскрес! Воистину Воскрес!»

Please enable JavaScript

Смерть Иисуса Христа

Иисус готовился к принесению Себя в жертву. Он был испытан страданиями и смертью. Ему было больно также, как могло быть больно нам. Безвинный понес за нас наказание и был проклят на древе за наши грехи, став нашим Спасителем. В Его смерти за человека была выражена верность Иисуса Христа и послушание Богу-Отцу.

Иисус Христос победил грех, и в доказательство Бог воскресил Его, Своего Сына. И мы уверены, мы знаем, мы верим, что, последовав за Христом, нас Бог также воскресит из мертвых.

Таким образом, Его страдания до смерти крестной — суть спасения для человека, а последующая слава за этим — доказательство Его победы!

Как нам относится к этим фактам и что делать в своей жизни?

Мы начали христианскую жизнь после крещения. В крещении нам простились грехи, это спасительный акт благодати Божьей. В крещении мы умерли для греха и воскресли для новой жизни со Христом. И также в крещении мы подтвердили, что поверили в воскресенье Иисуса Христа.

Апостол Павел говорит нам о важности напоминать христианам о страданиях Спасителя. Делаем мы это во время причастия, возвещая смерть Иисуса Христа

Павел несколько раз повторяет в посланиях, что мы, христиане, проповедуем Христа распятого. Конечно, при этом не стоит нести в мир «обрезанное» Евангелие, нужно говорить не только о Его смерти, но и о Его погребении и воскресении, потому что Евангелие – это радостная весть как об освобождении от грехов, так и о надежде на вечную жизнь.

И в определенных случаях ослабшим в вере христианам услышать напоминание о воскресении в вечную жизнь со Христом будет как глоток свежего воздуха.

Но можно ли бессмысленно повторять слова «Христос воскрес, воистину воскрес», не сообщая о жертвенной смерти Христа? И для чего вообще их произносить во время причастия, если нам дана заповедь вспоминать при этом смерть и жертву Христа?

Если мы уже провозгласили свою веру в воскресение Христа и в наше будущее воскресение при крещении, то для чего нам это делать каждый раз, когда мы вспоминаем о смерти Христа?

Библия учит:

  1. в Новом Завете только один праздник для верующего: вечеря Господня.
  2. христиане в церкви на Богослужении смерть Господню возвещают.
  3. первые ученики Нового Завета не придерживались в своем служении Богу национальных традиций и не участвовали в религиозных праздниках страны, в которой проживали.

По пункту №3, например:

  • не есть свинины, «национальная традиция» была трижды опровергнута Петру в видении. (Деян.10:13-15)
  • не есть с язычниками — противостоял Павел Петру (Гал.2:11)
  • обрезание — религиозная традиция утратила силу в Новом Завете (Рим.2:28,29)
  • Закон Моисея — все его традиции, праздники были выполнены. Теперь все новое (2Кор.5:17)

Суть жертвы Иисуса Христа и последующая за этим Слава — суть Божьей воли, описанной на протяжении всей Библии.


Причастие, вечеря, трапеза Господня — воспоминание о смерти Иисуса Христа

Если мы говорим слова и не понимаем сути, если мы совершаем ритуал, но не проверяем свою совесть — Апостол Павел предупреждает нас:

Ученики Иисуса имеют небесное рождение, прописку от Духа Святого, подчинены заповедям Бога, защищены Кровью Христа.

Что вы говорите, когда вспоминаете о Иисусе Христе?

Где воскрес Иисус Христос?

Со стороны Иосифа это было проявлением большой верности – выражать заинтересованность в казненном по обвинению в мятеже Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение. В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу – и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем. На другой день собрались первосвященники и фарисеи и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим.

Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Мф 28:1-7).

Место, где был погребен – и воскрес – Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года.

С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался, но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день. Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима” (Ис 2:3).

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Да радуется вся земля,Да в небе ангелы поют,Ведь это радость в Небесах!Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

И не бойтесь вы сказать,Об этом всему миру,Ведь все должны узнать,Что Бог воскрес с могилы!

Христос умер за наши все грехи,На крест страданий согласился,Чтоб люди жизнь с избытком получили,Чтоб все поверили в Любовь Отца.

Ведь Любящий Отец отдал за нас Сына,Единого, на смерть, за грешный мир.Он доказал, как любит нас всех грешных,Чтоб жили мы потом все в небе с Ним.

Мы все должны задуматься над этим,Принять ту Кровь Святую и смерть за нас.И начать жить как учит Слово Божье,Ведь за нас умер на кресте Христос!

Задумайтесь над этим, люди,Ведь Пасха, это праздник не простой.Не нужно просто в день тот наедаться,А нужно нам осознать Божью Любовь.

Примите люди, все, тот Жизни Дар,Который дан ценою Крови Божьей.За нас Он пострадал, за нас, людей,Цените то, и будьте благодарны Богу.

Не просто говорите те слова,Для галочки, или так говорят все, и скажу я.А говорите и задумывайтесь над тем,Что Он страдал за нас, чтоб вечно жили мы.

И пусть всегда в вашем сердце,Звучат слова те радостны, святы:«Христос Воскрес! Воистину воскрес!»Бог есть живой, и Он воскрес с могилы!

Сборник поздравлений к светлому празднику Пасхи

В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник поздравлений к светлому празднику Пасхи архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Христос Воскресе!»

    

Что может быть радостнее для христианина, чем пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» Но особо дорого получить его от подвижника и исповедника веры Христовой архимандрита Иоанна (Крестьянкина; 1910–2006).

Вот дорогие для нас слова старца о празднике Пасхи Христовой: «Девяносто пять лет я встречаю уже этот Великий день. И вот теперь, когда вожделенный край лазури Вечности близок, я хочу порадовать сердца ваши и своим личным свидетельством… Он освящал меня чистой, ликующей радостью в детстве. Он укреплял меня, изнемогающего в трудах и болезнях. Он приходил и во мрак неволи, свидетельствуя о свободе во Христе и обещая свободу узнику».

«Христос Воскресе!

Что за чудесные слова! Как от них изменяется все вокруг нас и в нас самих! В этих словах и победная весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира».

«Сердечно желаю вам всем великое сие торжество из торжеств христианских встретить и провести в мире и утешении духовном, добром здравии и всяком благополучии. Пусть Воскресший Христос поддержит и обновит силы ваши, чтобы вы могли всегда стоять твердо и непоколебимо на том камне, который есть Христос. Хорошо и радостно быть во всем в Его воле».

«Да будем продолжать свидетельствовать о Воскресении Христа не только взаимными приветствиями и поздравлениями, но и действием силы Его Воскресения в наших делах на многотрудном поприще земном, дабы наследовать по неизреченной милости Господней вечную Пасху и бесконечную радость на Небесах».

«Будем верить, что все наши скорби и горести — неизбежны на пути к Небесному Иерусалиму и попускаются Господом ради нашего спасения. Пусть же радость о Воскресшем Спасителе утешит и ободрит вас, и навсегда пребудет с вами».

«Христос Воскресе!

Прильнем же к Воскресшему Христу. В Нем — истинное познание великих ценностей Бытия, в Нем — блаженство Вечных благ, и познание бессмертия — только в Нем. Просветимся Его светом, и станет все в жизни нашей просто, ясно и очевидно».

«Дорогие мои, чадца Божии!

Живите же и вы радостью Святой Пасхи, питайтесь ее обетованиями. Приносите возлюбившему нас Спасителю и свою любовь к Нему, и живую веру в то, что Истина и Милость путей Господних ведет нас в радость Вечной Пасхи.

Воистину, воистину Воскресе Христос!»

Пусть этот сборник пасхальных поздравлений приснопамятного старца будет для нас свидетельством вечной жизни и радости.

13 мая 2016 г.

В каком году воскрес Иисус Христос?

Посчитать, в каком году воскрес Иисус Христос довольно просто. Все православные знают, что летоисчисление ведется от Рождества Христова, от момента, когда дева Мария произвела на свет младенца. Дата рождения у разных религий может отличаться на несколько дней, но год один.

Возраст Иисуса Христа, когда его схватили слуги Пилата и распяли на кресте, был тридцать три года. Именно в 33 году от Рождества Христова умер Иисус. Это случилось накануне еврейской Пасхи, в пятницу, примерно в 3 (15) часа дня.

Пасха празднуется не в числе, а по луне. Поэтому, во сколько часов, и какого именно числа воскрес Спаситель, сказать точно невозможно. Пасха празднуется по лунному календарю, всегда в воскресенье, но числа разные.

Само событие воскрешения описывается несколькими авторами и имеет незначительные отличия. Например, в Евангелие от Луки когда женщины пришли поутру, чтобы смазать тело Иисуса ароматическими маслами, камень уже был отвален от входа в пещеру. Внутри находились два мужа в сияющих одеждах – Отец и Сын, Бог в двух обликах.

Евангелие по Марку гласит, что к приходу Марии Магдалины, матери Христа и других женщин, камня, закрывавшего вход в пещеру, не было, стража разбежалась в страхе. Тела в гробу не было, только сидел ангел.

Смерть и погребение Иисуса в Евангелие от Матфея, описаны также. Только когда мироносицы подошли к пещере, затряслась земля, у них на глазах ангел отвалил камень. Эти отличия незначительные и не противоречат друг другу. Все они подтверждают, что в воскресенье рано утром Иисус воскрес, но уже бессмертным.

ИНТЕРЕСНО: Молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго…»: слушать, читать

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2021 году православные празднуют Пасху 2 мая, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 27 марта–4 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе:

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря. Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней. Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями»? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника? 

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения» не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Святые Отцы о Пасхе

Этот текст священник читает во время пасхального богослужения. Тем самым — Церковь свидетельствует, что это Слово Златоуста выражает полноту истины о Пасхе. Давайте еще раз прислушаемся к это полному ликования гимну:

«Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство. Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение воссияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: «ад», говорит, «огорчился» (Ис. 14:9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» (1 Кор. 15:55)? Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе!»

Слово Златоуста ближе к поэзии, это гимн. Проповедь же Григория Богослова — описывает богословие Пасхи. Это одно из самых глубоких святоотеческих творений о Пасхе.

Он рассматривает «вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими» о том, кому принесена Жертва — много позже это назовут «теорией искупления». И Григорий Назианзин, величайший восточнохристианский богослов, не знает ответа.

Конечно, жертва принесена не дьяволу — это было бы абсурдом. Но и не Отцу, ведь это было бы еще более абсурдным: «по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо обещанной жертвы дав овна».

Свт. Григорий знает только одно — Бог хотел освободить нас, а не получить удовлетворения. «Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием». Проблематика «теории Искупления» у свт. Григория выглядит так: надо отказаться от самого вопроса, кому принесена Жертва и помнить о главном — Бог спас нас, а все остальное отдается молчанию. Этот урок молчания от Назианзина — пожалуй, самое ценное здесь.

Итак, Златоуст учит нас радоваться о Христе. А Григорий Богослов — учит молчать. Согласитесь, часто это намного труднее.

За две тысячи лет христианства много чего произошло. Церковь создала удивительно богатое богословие, и одновременно — образовались кучи словесного мусора «по поводу». Главным же и тогда и сейчас остается одно — радость о Воскресшем Господе. Об это напоминают Отцы первых веков.

«Слово о Пасхе» — важнейшее творение Мелитона Сардикийского, бесценное свидетельство веры ранней Церкви (нач. II века). Рискну назвать это произведение одной из лучших христианских проповедей.

«Подвесивший землю — подвешен, Утвердивший небеса — пригвожден, Укрепивший все — укреплен на Древе, Владыка — презрен, Бог — убит, Царь Израильский — уничтожен десницей израильтян».

Мелитон Сардикийский видит в Пасхе всю тайну христианства, которую невозможно постичь. Христос находится в центре его богословия. Творчество святителя Мелитона глубоко поэтично, насыщенно образной символикой, парадоксами и антитезами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector