Церковь воскресения христова на варшавском вокзале в санкт-петербурге

Знаменный распев

В нашем храме один раз в месяц по субботам проходят службы древнерусским знаменным распевом, которым пели на Руси до XVII века. Сейчас так поют в некоторых храмах и монастырях, а также в единоверческих общинах. Это пение пришло к нам из Византии вместе с Христианской верой, поется всеми в один голос по «крюкам» — знакам (знаменам), взявшим свое развитие от различных ударений над церковно-славянским текстом. Знаменное пение особо располагает к молитве, обладает целебными свойствами для души.

Подробнее о знаменном распеве можно узнать на сайте о.Павла (Коротких) и послушать ипакои на нашем Ю-туб-канале.

История

В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями. Первоначально у них не было своего храма. В 1710—1712 годах они построили при местном кладбище, существовавшем до 1756 года, деревянную часовню. Вероятнее всего, эта часовня сгорела при пожаре 1714 года.

По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по благословению архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Это было небольшое здание без колокольни. В 1723 году была построена деревянная ярусная колокольня. Колокола для храма были взяты из тех, которые привозились для переливания в пушки.

В 1730 году церковь сгорела, на её месте опять поставили деревянный храм. В 1740 году причт и прихожане сообщили, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением», просили разрешить им «напереди ея пред алтарем поставить вновь святую церковь каменную». Имя архитектора этой церкви неизвестно, наблюдал за строительством архитектор И. Шумахер. Прихожане и причт пожелали вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», откуда церковь, а затем и собор получили название.

За этой церковью в 1764—1768 гг. была построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в стиле барокко. Она была расширена в 1842-44 перед перестройкой Крестовоздвиженской церкви.

Вид колокольни 1802—1812 гг. со стороны Лиговского проспекта.

В 1848—1852 гг. Крестовоздвиженская церковь была перестроена архитектором Е. И. Диммертом. Образа написал иконописец Коротков, лепку исполнил Тимофей Дылёв. С 1856 по 1874 гг. настоятелем храма был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, издатель журнала «Духовная беседа», красноречивый проповедник.

В 1880 выполнена,под плащаницу, серебренная гробница, работы С. Ф. Верховцева.

В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом И. И. Шигалёвым, стараниями того же отца Иоанна Яхонтова, под сводами колокольни была устроена церковь Кирилла и Мефодия.

В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным. Общество создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Особенною чертою в деятельности Общества за всё время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась бесплатная столовая для бедных. В 1913 году было организовано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости».

К началу 20 века приход насчитывал 14 тысяч прихожан. Причт, возглавляемый митрофорным протоиереем Владимиром Григорьевичем Гуляевым, кавалером ордена Св. Александра Невского, считался образцовым среди причтов столичных приходов.

В 1932 году Тихвинская церковь была закрыта и переделана под школу, затем в ней разместились мастерские радиотехнического техникума. Крестовоздвиженская церковь была закрыта в 1938 году, в 1947 году переоборудована в реставрационные мастерские, фактически превратившие храм в завод.

В 1991 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.

Возрождены храмы свв. Кирилла и Мефодия, Тихвинской иконы Божией Матери, ведутся работы по реставрации центрального Крестовоздвиженского собора.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения Царя-Страстотерпца Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск.

26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен Памятник святому Цесаревичу Алексию, Атаману всех казачьих войск России.

Завершил композицию Памятник святой Царице Мученице Александре Федоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три Памятника выполнены петербургским скульптором Сергеем Алиповым.

ОКТЯБРЬ 2021

02.

СБ

17.00 Всенощное бдение
03.

ВС

Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия и иже с ним.. 8.30 Часы. Литургия. Водосвятный молебен.
05

ВТ

16.00 Акафист бл.кн.Александру Невскому
07

ЧТ

16.00 Акафист равноап. кн. Ольге
08

ПТ

Прп. Сергия, игумена Радонежского 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
09

СБ

17.00 Всенощное бдение
10

ВС

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Сщмч. Петра, митр. Крутицкого 8.30 Часы. Литургия.
12

ВТ

16.00 Акафист бл.кн.Александру Невскому
13

СР

17.00 Всенощное бдение
14

ЧТ

Покров Пресвятой Богородицы 8.30 Часы. Литургия.
16.00 Акафист равноап. кн. Ольге
16

СБ

Сщмч. Дионисия Ареопагита 8.00 Утреня. Часы. Литургия (Знаменное пение). Панихида
17.00 Всенощное бдение
17

ВС

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Сщмч. Иерофея, еп. Афинского. 8.30 Часы. Литургия. Водосвятный молебен.
18

ПН

Свтт. Московских 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
19

ВТ

16.00 Акафист бл.кн.Александру Невскому
21

ЧТ

16.00 Акафист равноап. кн. Ольге
23

СБ

Прп. Амвросия Оптинского. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия. Панихида.
17.00 Всенощное бдение
24

ВС

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. 8.30 Часы. Литургия.
17.00 Всенощное бдение
26

ВТ

Иверской иконы Божией Матери. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
16.00 Акафист бл.кн.Александру Невскому
28

ЧТ

16.00 Акафист равноап. кн. Ольге
30

СБ

Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского. 8.00 Утреня. Часы. Литургия (Знаменное пение). Панихида
17.00 Всенощное бдение
31

ВС

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Луки. 8.30 Часы. Литургия. Водосвятный молебен.
04.11 Казанской иконы Божией Матери. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия

Сгорая, превращался в камень… Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.

Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками.  Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды  ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда  на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили  колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены  кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось –  украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и        сохранившись до наших дней.   

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви   имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр.  В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно,  главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг.  ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены.  Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей,  и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

Это интересно: Крестобогородская церковь в Ярославле: рассмотрим по полочкам

История[править | править код]

Первый храмправить | править код

Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости была заложена на этом месте 14 августа 1894 года в «память бракосочетания Их Величеств» Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения. Этот временный храм был перенесённой деревянной церковью с Николаевской улицы и собран под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых. Он был освящён 4 декабря 1894 года.

В —1897 годах рядом было возведено трёхэтажное здание, в котором разместилась школа и библиотека-читальня (архитектор Г. Г. фон Голи).

В октябре 1897 года вторым священником к церкви был определен окончивший в тот год Санкт-Петербургскую духовную Академию Александр Рождественский. 30 августа 1898 года о. Александр открыл при храме Александро-Невское общество трезвости, вскоре ставшее многочисленным, создавшим в столице несколько отделений (в 1914 году преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости).

Строительствоправить | править код

С основанием Общества начался сбор денег на строительство новой, каменной церкви. Постройка храма стала делом жизни известного петербургского жертвователя на строительство церквей Дмитрия Лаврентьевича Парфёнова. Храм строился под руководством строительной комиссии, возглавляемой им и «Общества религиозно-нравственного просвещения». Работа шла в условиях войны и государственной смуты с чрезвычайными трудностями. Однако строительство удалось завершить в срок. Поражённый успехом Парфёнова Государь пожаловал купца Парфёнова, минуя промежуточные чины, званием генерала.

Новое здание, строившееся по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма при участии архитекторов Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна было заложено 25 июля 1904 года и через год практически закончено. Оно было облицовано декоративным кирпичом и отделано песчаником. Помещение церкви вмещало до 4000 человек.

11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 метров подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память о безвременно скончавшемся 5 июля 1905 года основателе Общества — священнике Александре Васильевиче Рождественском.

Главный придел был освящён 14 декабря 1908 года. Через неделю был освящён правый — святителя Николая, а левый — благоверного князя Александра Невского, вероятно, не был освящён, хотя в нём позднее были поставлены иконостас и престол.

Главный иконостас был создан по проекту А. Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону «Воскресение Христово» написал художник С. Т. Шелков в 1909 году.

В —1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник — профессор В. Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Советский периодправить | править код

В августе —феврале 1923 года храм примкнул к Петроградской автокефалии, с 1923 года перешёл в Обновленческую церковь.

В 1930 году церковь Воскресения Христова была закрыта.

В храме были размещены службы трамвайного парка.

Восстановлениеправить | править код

Летом 1989 года церковь была возвращена верующим, и на Пасху 1990 года состоялось первое богослужение.

20 июня 1992 года в церкви отпевали Л. Н. Гумилёва.

Колокольня, внутреннее убранство, купола храма еще полностью не восстановлены. 20 декабря 2008 года установлен новый крест на главном куполе.

Проведен ремонт купола. Сделан иконостас (в соответствии с историческим первообразом и учетом архитектурных особенностей здания, архитектора В. Антипина). Затем будет продолжена расчистка росписей и отделка интерьеров.

В 2013 году в честь 400-летия дома Романовых у храма с западной стороны был открыт памятник Николаю II с супругой.

Часовниправить | править код

К храму относились две часовни:

  • при входе с канала
  • у главного фасада Варшавского вокзала, над иконой Спасителя, протягивающего руку утопающему апостолу Петру, кисти И. А. Коркина. Образ этот был установлен здесь 17 октября 1901 года в память спасения Императорской семьи во время железнодорожного крушения в Борках под Харьковом 29 октября 1888 года. В 1902 году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева на средства А. Н. Дорофина был сделан железный футляр в виде часовни. Часовня была снесена в 1925 году, рядом с её местом нахождения был установлен в нише здания вокзала памятник В. И. Ленину.

В на другой стороне Обводного канала на месте убийства министра В. К. Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой преподобного Серафима Саровского.

История

Территория поблизости двух больших вокзалов в Санкт-Петербурге была рабочей окраиной в 1800-х годах. Тут проживали семьи трудящихся на железной дороге и нескольких окрестных заводов. Местное население отличалось безграмотностью, бедностью и распущенностью. Поскольку для простых рабочих тогда не было культурной программы, в этом районе активно росли питейные заведения — кабаки, в которых проводили свое свободное время путейщики и рабочие. Это была территория бедности, грязи, пьянства и всякого разврата.

Стоял острый вопрос необходимости проповеди и церковной работы в той местности и Церковь вместе с Обществом религиозного просвещения, походатайствовав перед высшими инстанциями, получила территорию для постройки своего здания.


Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, Санкт-Петербург

В 1894 году храм Воскресения Христова высился рядом с Варшавским вокзалом, пока только в деревянной отделке. Учитывая специфику окрестностей, при церкви проходили не только стандартные службы, но и регулярные просветительские беседы, которые сразу стали посещать толпы народа. Вскоре при церкви заработала школа и библиотека, а в 1898 году родилось и Александро-Невское Общество трезвости, чья работа была тут крайне востребована и необходима.

Поскольку это был настоящий народный храм, в начале XX века он уже не мог вмещать всех желающих и протоиерей Философ Орнатский решил возводить каменное более просторное здание, на что получил Высочайшую субсидию. При участии городских властей и народных пожертвований новое здание было заложено при поддержке императора Николая II летом 1904 года.

Активные строительные работы приостановились в годы русско-японской войны, но стройка проводилась постоянно даже в малом темпе. Несмотря на трудности и недостаток финансов уже в 1908 году у Варшавского вокзала высилось новое красивое здание православной церкви, которое, хоть и требовало внутренней отделки, освятили в декабре 1908 года при участии митрополита Санкт-Петербургского Антония. При церкви возобновило работу Общество трезвости.

Во время революции 1917 года Общество было закрыто, а настоятель Философ Орнатский и прочие служители — расстреляны. Здание разграбили и закрыли в 1930 году. Во времена СССР здесь попеременно был склад, кинотеатр и даже площадка для прыжков с парашютом на крыше. По слухам, здание не взорвали только из-за опасения повредить соседний Дом культуры.

Интересно! Только зимой 1990 года здание было возвращено в Лоно Православной Церкви и уже в апреле состоялось первое Пасхальное богослужение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector