Храм воскресения христова в кадашах

Как проходят богослужения

В зимний период богослужения проводятся в теплой церковной части на первом этаже. Когда же приходят теплые дни, то службы переносятся в «летний» зал на второй этаж дома Божия.

По будням в 8.00 утра начинается Божественная Литургия. В воскресные дни и праздники эта служба совершается на час позже — в 9.00.

Важно помнить, что Божественная Литургия состоит из 3-х частей:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

На проскомидии могут присутствовать все желающие, на литургии оглашенных — люди крещеные и готовящиеся принять крещение. На литургию верных допускаются только окрестившиеся.

Возведение храма

История храма Воскресения началась в конце XV века: к этому времени (1493 г.) относится первое упоминание о церкви на этом месте. Тот первый храм был деревянным. Каменная церковь, которая встречает гостей в Кадашах сегодня, была построена в 1687 ‒ 1695 гг. Необычное название местности

Строительство храма спонсировали несколько обеспеченных предпринимателей слободы. В результате был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился летний неотапливаемый храм, посвященный Воскресению Христову. В нижнем теплом храме на протяжении XVII ‒ XVIII вв. существовало целых три престола с различными посвящениями.

Церков

В 1695 году к храму была пристроена 43-метровая колокольня. За изящные вытянутые пропорции она даже получила в народе название «свеча». Будучи высотной доминантой Замоскворечья, колокольня встраивалась в ось знаменитых высотных башен средневековой Москвы между колокольней Ивана Великого в Кремле и церковью Вознесения в Коломенском. Главный колокол Кадашей был отлит в 1750 году и весил более 6 тонн. По некоторым данным, сейчас он находится в Большом театре и используется в постановках.

Позиция прихода

Необходимо понять, что речь идет не только о памятнике, но и о целостном имущественном комплексе церкви Воскресения Христова в Кадашах, который сложился как единый комплекс к 1917 году при приходе исключительно для реализации его религиозно-культового функционального назначения. Согласно Распоряжения Президента РФ № 281-рп от 23 апреля 1993 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», Церкви должны быть возвращены здания и помещения именно религиозно-культового функционального назначения.

Составные элементы данного комплекса имели, без всякого сомнения, такое, строго функциональное назначение: религиозно – культовое, и входящие в него благотворительное и духовно – просветительское, а сам комплекс являлся образцом своеобразного многостилевого ансамбля, который сам по себе является памятником градостроительного искусства 17 – 20 веков, неотъемлемой частью заповедной зоны «Замоскворечье», и архитектурно – историческим памятником общегосударственного значения, в чём состоит его уникальность.

Здания, входившие в комплекс, использовались именно для осуществления вышеуказанных функций в чётком соответствии с традициями и канонами Русской Православной Церкви. Он включал в себя ряд чисто церковных объектов — просфорню, богадельную, Дом дьякона с усадьбой, сестричество, помещения духовенства (дом священника Н.Смирнова с усадьбой). Нужно ли объяснять, что, например, просфорня имеет религиозно-культовое назначение? Неотделима от этого и вся церковная благотворительность.

Развалины Дома Диакона

Поэтому мы считаем, что комплекс должен быть восстановлен в полном объёме как единый неделимый имущественный объект. В связи с этим и идёт рассмотрение дела в Арбитражном суде г. Москвы, по которому истец – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) РФ – требует передать из собственности Правительства Москвы, а также от частной компании ООО «Торгпродуктсервис», всего вышеуказанного имущества, ранее являвшегося имущественным комплексом Храма Воскресения Христова в Кадашах. (точнее, то, что на данный момент от него осталось после незаконной приватизации и варварского разрушения в течение ряда лет, особенно в 2010 году).

Возникает вопрос, почему же все эти здания не были возвращены приходу, и даже сейчас никто не собирается этого делать.. Оказывается, по российскому законодательству и согласно уже упомянутого Распоряжения Президента РФ № 281-рп, возврат культовых объектов Церкви возможен только в том случае, если эти объекты находятся в федеральной собственности. В настоящее время только сам храм и земля под ним официально находятся в федеральной собственности.

Но до 1991 года весь имущественный комплекс нашего храма, находившийся практически в целостном состоянии, исторически являлся федеральной собственностью, будучи вместе с тем исторической зоной архитектурного памятника общегосударственного значения и неотъемлемой частью заповедной зоны «Замоскворечье». С образованием Российской Федерации после 1991 года комплекс зданий храма, то есть все остальные здания храмового комплекса де-факто, а затем и де-юре в раздробленном на отдельные объекты виде – самозахвачены в собственность Правительством Москвы ещё в 90-х годах прошлого века; а некоторые здания комплекса – приватизированы и оформлены в собственность ООО «Торгпродуктсервис».

Да, два года назад был всплеск общественного возмущения против частной застройки в исторической зоне Кадашей. Но ситуация оказалась не переломленной в корне, а произошли лишь некоторые, не очень значительные изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector