Церковь николая чудотворца в пыжах (москва)

Угодник Божий


Историки полагают, что святитель Николай родился около 270 года. У его родителей, благочестивых Нонны и Феофана, жителей малоазиатского города Патара, долгое время не было детей. Рождённый после горячих молитв младенец являл чудеса божественного промысла с первых дней жизни.

Во время обряда крещения малыш три часа самостоятельно стоял в купели, оказывая почести Триединому Богу.

Изучая Божественное писание с раннего возраста, Николай достиг таких духовных высот, что епископ Патарский, родной дядя благочестивого юноши, возвел молодого человека в священнический сан. Множество чудес совершил святитель.

Божий Угодник приходил с помощью к незаслуженно осуждённым узникам. Личное имущество Ликийский епископ тратил на то, чтобы уберечь соплеменников от совершения неблаговидных поступков. Молитвы праведника помогали морякам, терпящим кораблекрушение.

Около 350 года святой Николай мирно отошёл к Богу. Мощи божьего угодника сохранялись в местном кафедральном соборе и источали благовонное миро.


В X веке турки-сельджуки совершали набеги на византийские земли. Христианские святыни подвергались осквернению и разграблению.

В 1087 году итальянские купцы из Бари перевезли большую часть останков епископа Мирликийского на родину. Для сохранения мощей горожане построили храм.

Святитель почитается христианами разных конфессий. На праздник покровителя путешественников паломники со всего мира посещают базилику святого Николо, которая находится по адресу: Bari, Largo Abate Elia, 13.

Ставропигиальное патриаршее подворье свт. Николая Чудотворца в Бари готово встретить российских пилигримов. Паломническая служба помогает с оформлением визы и обеспечивает жильём.

После революции

После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.

По церковному погосту прошлись бульдозерами, сровняли с землей все могилы и проложили на этом месте 1-й Николо-Щеповский переулок.

Когда началась Великая Отечественная война, то на предприятии в бывшем храме выпускали артиллерийские снаряды. После войны завод перевели на мирные рельсы и наладили выпуск медалей, значков и спортивных кубков.

В 1970-х годах за храм на щепах впервые с начала века взялись реставраторы. Они провели пробную расчистку фасадов, и под слоем штукатурки обнаружили сохранившийся декор XVII века. В этой связи в 1983 году церковное строение внесли в список зданий для постановки на государственную охрану. А через десять лет помещение было решено передать верующим.

Седмица 13-я по Пятидесятнице. Суббота

Мф, 90 зач., 22, 15—22

Есть слова, которые меняют течение истории. К таким относится слово Христа: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Оно решительно определяет отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Оно дает христианству принципиально другое направление, отличное, например, от ислама.

Где и когда Христос произнес это слово, которое стало законом? В Иерусалиме, за несколько дней до Своих Крестных Страданий, когда с разных сторон все делали, чтобы избавиться от Него, и изыскивали, как скомпрометировать Его. Ловушка была построена весьма искусно. Платить подати императору, римской оккупационной власти, означало признать ее как законную власть. Однако «фундаменталистски» настроенные иудеи выступали против этого. Они предпочитали террор, вооруженную борьбу против римлян. Многие из них кончили жизнь на кресте, как два разбойника, казненных одновременно с Господом.

Фарисеи, задававшие вопрос Господу, были за компромисс: ради сохранения мира, считали они, надо платить налоги. Когда придет Мессия, Он освободит Свой народ от римского ига. Если Христос объявит Себя Мессией, Он должен отказаться платить подати. Если Он так сделает, они могут предать Его римлянам как бунтовщика. Если Он не сделает так, Он не есть обещанный Искупитель. Господь, видя их намерение, обличает их в лицемерии: «Покажите римскую монету. Разве вы не видите на ней изображение и подпись римского императора? Зачем же вы берете эту монету в руки, в то время как изображение человека запрещено иудеям? Монета принадлежит императору, так отдавайте ее ему! Но более существенно, чтобы вы отдали Богу то, что Ему принадлежит». Этим словом Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу. Император заставлял поклоняться себе как Богу, повиновение ему было культом. Все диктаторы пытались завладеть не только деньгами своих подданных, но также их душой. Они хотели обладать одни всем человеком. Полностью. Так поступал Гитлер и так поступал Ленин. Вот почему Церковь Христова была им ненавистна. С одной стороны, Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданской власти, даже если речь идет о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти. С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово. На монетах изображение и надписание императора, так отдавайте их ему, потому что они принадлежат ему. Вы же носите в себе изображение Божие, образ Божий, ибо человек создан по образу Божию. Отдавайте же ваши сердца, вашу жизнь Тому, Кому они принадлежат. «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Эти слова всегда напоминают нам, что человек больше, чем экономика, деньги, политика. Они тоже важны, но все должно быть на своем месте. Они — только средства и никогда не могут быть смыслом и целью человеческой жизни. Как говорят святые отцы, поставь первое на первое место, и остальное само займет свое место.

Церковь Св. Николая в Пыжах

Стрелецкий полк известен с 1650-х годов, когда им командовал Василий Иванович Философов. В 1668 году его сменил Богдан Пыжов. Стрельцы Богдана Пыжова и построили этот храм в камне в 1657 году (в разных источниках стоят 1670-е годы). Храм имел два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. По московской традиции храмы часто именовались по приделам, церковь известна как Никольская, а главный престол освящен во имя Благовещения

Под командованием Пыжова полк отличился в походе против «запорожских черкас» гетмана И. М. Брюховецкого в 1668 г., против Стеньки Разина двумя годами позже, потом воевал против заяицких казаков. А в 1682 году стрельцы подали челобитную государю на своего полковника Богдана Пыжова, обвинив его в незаконном вычитании денег из их жалования. Что, мол, «вычитал он по половине денежного жалования, а у иных и того больше». Проводивший расследование боярин Иоанн Языков решил дело в пользу власти и челобитчиков жестоко наказали: их били кнутом и послали в ссылки. Однако стрельцы считали, что Языков вел следствие «неправедно». Косвенно их правоту доказывает отстранение Пыжова от командования. В феврале 1682 г. он был отправлен воеводой в далекий вятский городок Кайгород.

Эта ссылка возможно спасла Пыжова. Ведь в 1698 году было восстание московских стрелецких полков, во время усмирения которого несколько тысяч стрельцов было повешено. Мог бы и Богдан Пыжов сложить там голову. Его бы убили или стрельцы или петровские войска.

В 1692 году стрельцы пристроили к церкви колокольню.

В 1811 году был построен южный Никольский придел и одновременно реконструирована трапезную – увеличена высота свода трапезной. А в 1812 году церковь была разорена французскими войсками Наполеона Бонапарта.

С 1858 года, почти полвека, о храме заботились жившие рядом известные купцы Лямины. И. А. Лямин был церковным старостой прихода.

Храм стоит в глубине участка за решетчатым забором. Из-за деревьев выглядывает двусветный четверик завершающийся волной кокошников, а выше поднимаются пять куполов храма. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Замечательно оформление западного портала трапезной с гирляндами резных архивольтов и резными колонками, базы которых идентичны капителям, как принято было в конце XVII века. В стройной шатровой колокольне –16 слуховых окон,

звон ее колоколов, был слышен по всему Замоскворечью. Ограда храма была сделана в конце XIX века.

Большевики разорили храм в 1922 году, а в 1930 вообще его закрыли. Иконы отдали в Третьяковку, а колокол передали в Большой театр, где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов». Потом его повесили в Богоявленском соборе в Елохове.

В 1960 году храм реставрировали. Там размещали потом Научно- исследовательские институты и мастерские. В 1990 году храм вернули верующим.

Теги:

  • 17 век
  • 19 век
  • пятиглавие
  • храм

Храм Святителя Николая в Пыжах. Расписание

Вечерня, утреня 18:00

Божественная Литургия 8:00

39 комментариев «Расписание»

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, по каким дням и во сколько в храме совершается исповедь. А также есть ли расписание клириков храма. Заранее спасибо!

Исповедь совершается обычно перед Литургией. Попробуйте уточнить по телефону 8 (495) 951-34-70.

Подскажите, пожалуйста, будет ли завтра исповедь перед поздней литургией? Если да, то во сколько?

Попробуйте позвонить 8 (495) 951-37-42

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где на сайте храма можно увидеть раздел Духовенство храма? ( Фотографии святых отцов, служащих в вашем храме, с кратким описанием/биографией)

Наталия! Приходите в Храм на Богослужение и увидите наших Батюшек. Настоятель Храма протоиерей Александр Шаргунов. Я попала в Храм года 3 назад и после этого больше не ищу других приходов. Проповеди Александра Шаргунова можно найти на сайте moral.ru и в youtube. Приходите. С Прощенным Воскресением.

С Великим постом! Подскажите пожалуйста расписания соборования. Спасибо!

С Великим Постом! О соборовании сообщим, как только будет известно.

Соборование в нашем храме будет 7 марта в 18:00 и 12 марта в 9:00.

Здравствуйте, подскажите, завтра 5.04 перед литургией в 18:00 будет ли проводиться исповедь?

Не понял Ваш вопрос. Попробуйте позвонить 8 (495) 951-37-42

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, поет ли в храме Лина Мкртчян?

Открыт ли храм для посетителей когда службы не идут? В какие часы можно зайти?

Да. С 8:00 до 20:00.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, в какие даты в августе-сентябре будет служить отец Александр (Шаргунов)?

Добрый день! Пожалуйста, сообщите даты богослужений в августе-сентябре, когда будет служить отец Александр (Шаргунов).

Попробуйте позвонить 8 (495) 951-37-42

Посмотрите, пожалуйста: евангельское чтение на завтра должно быть про ловлю рыб.

О Воздвиженской отступке евангельских чтений

С этого дня, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным.

Таким образом, в 19-ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18-й седмицы и апостольские чтения 19-й седмицы; в 20-ю седмицу – евангельские чтения 19-й седмицы и апостольские чтения 20-й седмицы, и так далее до пятницы седмицы 34-й по Пятидесятнице.

Добрый вечер! Будет ли в Вашем храме совершаться память преподобноисповедника Гавриила Игошкина 17/18 октября? Мы с мужем его очень почитаем

Да, в этот день совершается память Святителей Московских: 17 октября в 18:00 Всенощное бдение, а 18 октября Божественная Литургия в 8:00.

Здравствуйте.Этим летом собираемся в Моску.Очень хотим приложиться к мироточивой иконе Царя (наша воскресная школа им.Царстаенных мучеников).Но слышала, что ее выносят только в воскресенье?Как нам быть?Мы будем в будни.Очень хотим приложиться к святыни.К кому обратиться можно?

Попробуйте позвонить 8 (495) 951-37-42

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а отец Александр по Воскресеньям служит раннюю литургию, в 7:00 или позднюю, в 10:00? И непосредственно в ближайшее Воскресенье, 12 мая, на день жён-мироносиц, будет раннюю или позднюю служить?

Добрый день! О.Александр служит обычно на поздней Литургии по Воскресеньям в 10:00.

Здравствуйте! Простите, не подскажите: бывают ли у Вас Молебны Святителю Николаю?

  • ФОТО
  • АУДИО

История

Фотография Николая Найдёнова, 1882 год

Деревянный храм на месте нынешнего был основан не ранее 1593 года, вероятно, одновременно с учреждением стрелецкой слободы. Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов, давший своё имя местности, храму и Пыжевскому переулку. Постройка основного объёма Благовещенского храма датируется 1672 годом (по другим источникам, 1657-м). В 1691 году устроены приделы в честь Антония и Феодосия Печерских и в честь святителя Николая, имя которого со времени и стало главным для «Николы в Пыжах». После разорения в 1812 году храм был восстановлен, начиная с 1848 года, на деньги купцов Ляминых.

Храм был закрыт в 1934 году, последним настоятелем до закрытия был преподобноисповедник Гавриил (Игошкин, 1888—1959). Храм возвращен Русской православной церкви в 1990 году, служба началась в 1991 году. Иконостасы — современные, работы И. В. Клименко; в Никольском приделе — росписи конца XIX века работы А. Соколова.

XIX век

Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.

Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Храм святителя Николая в Пыжах, г.Москва

Возведение деревянного Благовещенского храма на месте теперешнего Николо-Пыжевского началось не раньше, чем в 1593 году. Прихожанами храма выступали стрельцы войска стольника Философова. Стрелецкое войско Философова во времена правления Алексея Михайловича было направлено в Киев для служения в гарнизонах. На смену им пришли войска стрельцов под командованием Богдана Пыжова, от имени которых храм и несет свое теперешнее название. К тому промежутку времени (где-то в 1657 г.) относится возведение каменного храма Благовещения, существование которого не прекращается и по сей день. Пристройки к храму начали сооружать примерно в 1691 году. Первая из пристроек (пределов) была устроена в честь святого Николая Чудотворца стараниями Пыжевского войска, вторая — по воле киевских стрельцов Философова войска во славу преподобным Антонию и Феодосию Печерским. В 1858 году пристройка имени Антония и Феодосия Печерских была ликвидирована, но это никак не повлияло на празднование в честь Преподобных, которые проводились с прежней величавостью.

На протяжении будущих лет храм многократно продолжали достраивать и реконструировать. В 1812 году французы разорили храм. И лишь в 1848 году были учреждены работы по планомерной реконструкции храма, которые длились на протяжении свыше 40 лет. В течение всех этих лет староста И. А. Лямин выступал основным благодетелем и попечителем храма. Во времена преследований в храме несли службу трое из прославленных нынче новомучеников и исповедников – настоятель храма с 1928 по 1934 преподобноисповедник Гавриил, священномученник Николай и мученица Татьяна. Закрытие храма состоялось в 1934 году. Внутри произошли кардинальные перестройки: основную пристройку разобщили на 3 этажа, в трапезной учредили акустическую камеру. На территории храма поочередно были расположены: общежитие строителей, лаборатория наркомата среднего машиностроения, швейные мастерские «Росмонументискусство».

27.09. 1990 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил указ, который возвращал храм Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов был приставлен к храму в качестве его настоятеля. Первое богослужение было проведено 11.07.1991. Но в главной пристройке еще на протяжении полугода функционировали мастерские «Росмонументискусство».

В 1992-2003 гг. рукой иконописца И. В. Клименка были созданы иконостасы Благовещенского и Никольского приделов. В Никольской пристройке уцелели росписи художника А. Соколова, датируемые концом 19 века.

В 1993 году во имя священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников Российских с позволения Святейшего Патриарха Алексия II было проведено освящение третьего престола.

Чтимые святыни: крест-мощевик с частицами мощей 72 святых (в том числе св. Иоанна Предтечи, св. ап. Марка, св. ап. Луки), частицы мощей свт. Николая, св. равноап. Ольги, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобноисповедников Сергия (Сребрянского) и Гавриила (Игошкина), священномученика Владимира, митрополита Киевского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), преподобного Силуана Афонского, блаженного Василия, Христа ради юродивого, преподобных Кукши и Ионы Одесских, преподобного Зосимы Владимирского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, частица св. мощей (молочный зуб) одного из детей св. Царской Семьи. В храме постоянно пребывает мироточивый образ святого мученика страстотерпца Государя Николая II.

История

Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.

В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.

Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.

В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.

Сухих Николай

Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.

Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.

В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.

Настоятели

  • Никита (1624 — 1628)
  • Нефедий (1634 — 1644)
  • Андрей Нефедьев (1645 — 1653)
  • Алексей (1653 — 1654)
  • Симеон (1655 — 1656)
  • Поликарп Степанов (1656 — 1680)
  • Пров Поликарпов (1681 — 1694)
  • Иван Данилов (1694 — 1730)
  • Симеон Александров (1730 — 1759)
  • Илья Федосеев (1759 — 1760)
  • Иоасаф Сахаров (1760 — 1764)
  • Василий Григорьев (5 октября 1764 — 1773)
  • Тарасьев Никифор Васильев (1775 — 1810)
  • Андрей Орлов (10 июня 1814 — 1843)
  • Петр Покровский (1856 — 1857)
  • Пётр Ильинский (9 июня 1860 — 1888)
  • Евлампий Кременский (1888 — 1903)
  • Симеон Ковганкин (1903 — 1911)
  • Николай Померанцев (1911 — 1927)
  • Александр Смирнов (1927 — 1950)
  • Григорий Разумовский (1950 — 1951)
  • Всеволод Шпиллер (1951 — 8 января 1984)
  • Владимир Рожков (1984 — 19 апреля 1997)
  • Владимир Воробьёв (с 1997)

Годы тотального атеизма

Но главные испытания ждали храм впереди, когда в наступившем XX веке власть в стране захватило богоборческое правительство. В 1934 году храм был закрыт, а многие из его священников и прихожан репрессированы. Достаточно сказать, что трое из его клириков были впоследствии канонизированы в лике новомучеников и исповедников российских.

Отчасти Никольскому храму повезло тем, что он не был разрушен, как очень многие его московские собратья, а после внутренней перепланировки использовался для различных хозяйственных нужд. Главный придел храма разделили на три этажа, и в образованных таким образом помещениях вначале помещалось общежитие строительного треста, затем научно-техническая лаборатория, а под конец — швейные мастерские.

Деревянная или каменная?

Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector