Храм святителя николая на щепах, как доехать, адрес, телефон, сайт
Содержание:
- Оригинальное зодчество
- Внутри
- История Храма
- После революции
- Деревянная или каменная?
- После революции
- После революции
- XIX век
- Николая Чудотворца на Щепах, храм
- Храм Николая на Щепах
- Храм святителя Николая на Щепах
- Деревянная или каменная?
- Архитектура и достопримечательности обители
- Охранный статус и состояние храма[ | ]
- Деревянная или каменная?
Оригинальное зодчество
У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.
Церковь
Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.
Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.
Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.
На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.
Колокольня
Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.
Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.
Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.
Роскошный интерьер
Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.
Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.
В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.
Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.
Внутри
Внутреннее пространство Николо-Щеповской церкви организовано традиционно для русских православных храмов, выстроенных «кораблем» с запада на восток: притвор (подколокольное помещение) -тралезная — придел — собственно храм — алтарь.
Когда смотришь на внутреннее убранство храма, с трудом верится, что еще четверть века назад здесь царило запустение. Сегодня о былом поругании напоминает, пожалуй, лишь тот факт, что настенные росписи кое-где не окончены. Основное помещение храма и придел расписаны целиком, в трапезной еще остается немало «белых пятен».
К стенописи подходят с большой тщательностью, фрески выполняются с огромным художественным мастерством в соответствии с изографическими традициями, с преобладанием в цветовой гамме спокойных тонов охры и лазури, придающей изображениям объем.
Храм вполне просторный. Хотя внутреннее пространство поделено на четыре зоны (не считая притвора и алтаря), они не выглядят обособленными. Переходы из трапезной в придел и основную часть храма — широкие арки. В основном объеме, справа и слева от арочного проема, — винтовые лестницы на хоры, сами хоры — разнесенные надвое, в стенах над ними заметны отверстия голосников. Свод сомкнутый, полностью покрытый фресками.
Главный иконостас шестиярусный, резной, золоченный, современной работы, но воспроизводящий тот, что был в храме до революции. Его смогли воссоздать благодаря сохранившимся фотографиям. Иконостас придела — небольшой трехъярусный. Придел сообщается арочными проемами как с основной частью храма, так и с трапезной, и сам разделен надвое; в западной его части располагается крестильня с купелью. Стену над ней украшает ростовое живописное изображение Богоматери иконографического типа «Оранта».
История Храма
Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).
Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”
Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.
После революции
После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.
Деревянная или каменная?
Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.
После революции
После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.
По церковному погосту прошлись бульдозерами, сровняли с землей все могилы и проложили на этом месте 1-й Николо-Щеповский переулок.
Когда началась Великая Отечественная война, то на предприятии в бывшем храме выпускали артиллерийские снаряды. После войны завод перевели на мирные рельсы и наладили выпуск медалей, значков и спортивных кубков.
В 1970-х годах за храм на щепах впервые с начала века взялись реставраторы. Они провели пробную расчистку фасадов, и под слоем штукатурки обнаружили сохранившийся декор XVII века. В этой связи в 1983 году церковное строение внесли в список зданий для постановки на государственную охрану. А через десять лет помещение было решено передать верующим.
После революции
После революции храм Николая на Щепах долго не закрывали. Так что на какое-то время она превратилась в своего рода хранилище для святынь из соседних церквей… Все изменилось в 1936 году — Николощеповский храм тоже закрыли, все реликвии вывезли, барабаны и верхние ярусы колокольни снесли, само сооружение начали было разбирать, но потом передумали: то, что осталось от колокольни, превратили в заводскую проходную. А бывшее церковное здание отдали, как говорится, под производственные нужды: надстроили еще несколько этажей, внутри возвели межкомнатные перекрытия и организовали там завод.
По церковному погосту прошлись бульдозерами, сровняли с землей все могилы и проложили на этом месте 1-й Николо-Щеповский переулок.
Когда началась Великая Отечественная война, то на предприятии в бывшем храме выпускали артиллерийские снаряды. После войны завод перевели на мирные рельсы и наладили выпуск медалей, значков и спортивных кубков.
В 1970-х годах за храм на щепах впервые с начала века взялись реставраторы. Они провели пробную расчистку фасадов, и под слоем штукатурки обнаружили сохранившийся декор XVII века. В этой связи в 1983 году церковное строение внесли в список зданий для постановки на государственную охрану. А через десять лет помещение было решено передать верующим.
XIX век
Во время пожара Москвы 1812 года храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал. На ремонт нашлись средства только после того, как Отечественная война закончилась. Прихожане собрали необходимые деньги и восстановили свой храм. При новом освящении прежний придел Феодосия Киовиарха получил новое посвящение — в честь апостолов Петра и Павла. Через год к храму пристроили боковой придел, а кроме того, возвели колокольню.
Новый цикл ремонтных работ начался в конце XIX века. В 1882 году у церкви появился северный придел, спроектированный архитектором Николаем Финисовым. Еще через несколько лет добавился южный придел — туда решено было перенести престол Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Николая Чудотворца на Щепах, храм
Храм святителя Николая Чудотворца на Щепах (Николощеповская церковь)
— православный храм, в районе Арбат, на углу 1-го Смоленского и 2-го Николощеповского переулков.
По храму Николая на Щепах не позднее XIX века были названы существующие поныне 1-й, 2-й и 3-й Николощеповские переулки (3-й Николощеповский переулок в 1957 году был переименован в проезд Шломина).
Из истории:
- История храма берёт начало с 1649 года, когда на этом месте была построена деревянная церковь, которая, наподобие множества других московских православных храмов, была освящена в честь святого Николая Мирликийского. В том же столетии деревянный храм сгорел, а на его месте на средства прихожан в 1686 году был сооружён новый каменный храм. Как и старая деревянная церковь, храм именовался «на Щепах» по местности, называемой тогда Щепы, так как неподалёку располагался Государев дровяной (Щепной) двор, где изготавливались срубы для деревянных дворцовых зданий.
- Дополнительно к главному престолу св. Николая Чудотворца в 1773 году в трапезной храма был устроен придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (в 1884 году перенесён в сооружённую для него пристройку).
- Во время пожара Москвы 1812 года церковь Николая Чудотворца на Щепах серьёзно пострадала, впоследствии здание было восстановлено на народные средства, при этом к существующему приделу прибавился второй, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Кроме того, в 1813 году сооружена сохранившаяся поныне колокольня. В 1882 году по проекту архитектора Н.И.Финисова был построен северный придел церкви.
- В 1934 году храм был закрыт для богослужений, а несколькими годами позже разграблен и перестроен почти до неузнаваемости, при этом были снесены купола и верхняя часть колокольни, а также ликвидировано церковное кладбище. Внутренние помещения храма были перестроены под производственные цеха, где в годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск боеприпасов, а в мирное время вплоть до 1990-х годов располагался завод производственного объединения «Художественная гравюра».
- В 1993 году храм был возвращён верующим.
- Богослужения возобновлены в 1994, а с 1999 по 2002 год проходила масштабная реконструкция здания с восстановлением башен, куполов и колокольни. В 2008 году завершены работы по восстановлению иконостаса храма.
вторник, 30 апреля 2013 г., 9:35.
Постоянная ссылка Ответить Подписаться
Храм Николая на Щепах
Арбат – одно из самых известных мест в Москве. Именно здесь приютился весьма оригинальный пятиглавый храм Николая на Щепах. Кто-то удивленно спросит: почему на Щепах? Все просто – в старину тут находился Государев дровяной щепной двор, где складывали бревенчатые срубы для всевозможных дворцовых построек.
Традиционно начало истории храма в честь свт. Николая на Щепах датируют 1649 г., о чем свидетельствуют источники, и считают, что в то время он был деревянным. Но вот у реставраторов, проводивших работы по его восстановлению в 2000 – 2002 гг. сложилось иное мнение. В ходе земляных работ по открытию фундамента церкви были обнаружены не только надгробная плита с датой «1609», но и «алевизовские» маломерные кирпичи с известковым раствором, точнее – их остатки, что позволило предположить, что в начале XVII в. храм здесь уже стоял, причем – каменный (как известно, такой кирпич ввел в строительную практику на Руси миланский архитектор Алевиз Новый (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) еще в начале XVI в., после чего этот строительный материал стал необычайно популярен в стране). Были сделаны и другие находки Смутного времени.
Как бы то ни было, но точно известно, что в 1686 г. Патриарх Иоаким благословил строительство здесь нового каменного храма. Возможно, старый был уничтожен при пожаре. Новый пятиглавый храм Николая на Щепах был возведен в стиле русского узорочья. В 1773 г. к трапезной был пристроен придел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (благодаря которым православная Церковь празднует праздник Сретения). Позже (1882 -1884 гг, архитектор – Н.И. Финисов) придел этот перенесли в специальную пристройку.
Вид до реставрации
В 1812 г. во время пожаров в Москве храм Николая Чудотворца на Щепах сильно пострадал, но народ не пожалел сил и денег и вскорости вновь отстроил храм в честь такого почитаемого на Руси Угодника Божия, устроив еще один придел – св.ап. Петра и Павла – и 3-ярусную колокольню в стиле классицизма.
Именно благодаря храму несколько переулков стали носить имя Николощеповских.
Советские власти закрыли храм в 1934 г. К тому времени в нем хранились ценности из многих близлежащих церквей, ликвидированных раньше этого времени. По закрытии ценности были разграблены, храм обезглавлен, колокольня разрушена, а помещения приспособлены под нужды государства. Так, например, в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) здесь выпускали боеприпасы для фронта.
Храм Николая на Щепах терпеливо пережил все издевательства и дождался-таки воскресения. В 1993 г. его вернули верующим, которые, «положась на Бога», занялись реконструкцией. Реставраторы столкнулись со множеством проблем как физического, так и морального плана, но некоторые находки компенсировали их страдания.
22.04.2008 Освящение храма Царские врата
Так, например, было и радостно, и огорчительно найти в четверике храма внутристенные голосники (специальные керамические кувшины, вмурованные внутрь стен для улучшения акустики церкви; огорчительно – поскольку некоторые из них пришлось задеть). Приятно было обнаружить многослойную обмазку стен разных цветов. Именно благодаря этой находке, стены храма сегодня имеют такую красивую окраску, аналогичную первоначальной, – конца XVII в. А колокольня и пристройки XIX в. окрашены в другой цвет, более присущий классицизму.
В начале 2008 г. были закончены восстановительные работы по иконостасу, и 22 апреля состоялось новое освящение храма.
Храм святителя Николая на Щепах
Москва. Март. Смоленская площадь — широкое Садовое кольцо. Тысячи машин, откуда они только берутся.
Где-то справа-сзади от площади — высокое здание МИДа и Старый Арбат. А слева — одна из самых загадочных станций московского метро. «Смоленская»-Филевской линии.
Когда-то она была ответвлением самой первой красной ветки, потом стала частью голубой-Филевской и — почти бесполезной, потому что рядом теперь есть еще одна более нужная станция «Смоленская»-синяя, а на эту уже никто почти не приходит, и даже выход из нее с некоторых пор скрыт в фасаде Сталинского дома — дома Жолтовского.
Сейчас — после реконструкции Садового кольца — храм Николы на Щепах немного видно: и с самой улицы, и с площади перед Смоленской. По крайней мере зимой — когда нет листвы.
Церковь на Смоленской — как и многие храмы в самом центре города — зажата между самыми разными домами. Окружена постройками самых разных времен и стилей.
Отражается в их стеклах.
Деревянная или каменная?
Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.
Архитектура и достопримечательности обители
На первый взгляд храм выглядит так, словно он сошел с иллюстраций русских сказок. Обитель представляет собой сочетание московского барокко и замысловатых украшений от ярославских мастеров. Стены возведены из кирпича и белого камня. Белая штукатурка красиво контрастирует с яркими зелеными акцентами на углах и сводах.
Попасть в основное помещение можно, пройдя под колокольней. Окна церкви низкие, поэтому нет ощущения пространства от высоты потолков. Стены украшены богатой, очень красивой росписью. Она видна везде, за исключением карнизов и местами под иконами.
Кроме росписи, особого внимания заслуживает лепнина. Она отличается оригинальными узорами. Также с помощью лепнины выполнены сюжеты из Евангелия и Ветхого Завета, изображения серафимов. Над алтарем помещен центральный элемент композиции – изображение Святой Троицы. Фигуры и используемые пейзажи очень реалистичны и просты. Иконостас храма четырехъярусный, украшен богатой позолотой.
Церковь представляет собой комплекс, в который входят:
- пятиглавый храм;
- трапезная;
- шатровая колокольня;
- восьмиугольная колокольня.
Внутреннее убранство Божьего храма
Охранный статус и состояние храма[ | ]
До 2000-х годов здание, несмотря на солидную историю, не имело какого либо охранного статуса.
В начале 2000-х годов проводилось историко-архитектурное обследование здания. Специалисты признали культурную ценность за обеими частями постройки — и церковной, и административной. Особо отмечалось, что при введении здания в списки выявленных объектов культурного наследия встанет вопрос о реставрации, при этом отмечалось нецелесообразность сноса советской постройки, имеющей по мнению специалистов ценность, как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.» так и места, где на протяжении многих лет работали лучшие советские мультипликаторы. Также отмечалось, что в случае сноса административного здания «Союзмультфильма» и восстановления бывшего на его месте храма, алтарные абсиды выйдут на проезжую часть улицы.
Колокольня храма в октябре 2020 года. Пристройка снесена.
16 ноября 2004 года рабочая группа экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям, осмотрев здание, постановила: «принимая во внимание утрату основного объёма храма считать нецелесообразным отнесение его к числу выявленных объектов культурного наследия, отнести к числу ценных объектов историко-градостроительной среды». 30 декабря того же года решение рабочей группы было подтверждено протоколом пленарного заседания экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям
Это едва ли не единственный в постсоветское время случай, когда было отказано в постановке под охрану культовых зданий.
28 декабря 2005 года решением Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям здание храма («Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе, арх. С. Ф. Воскресенский, Н. С. Курдюков, 1904 г.») отнесено к объектам историко-градостроительной среды.
19 сентября 2006 года в постановлении правительства Москвы № 706-ПП было указано, что здание храма находится в границах объединённой охранной зоны № 141 и «является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия».
Журналисты, писавшие о здании храма в 2010-е годы, отмечали его плохое состояние. В 2011 году «Коммерсантъ» констатировал: «в зданиях „Союзмультфильма“ капитальный ремонт не проводился уже полвека, а в 30 % помещений из-за ветхости труб вообще нет центрального теплоснабжения». В 2020 году Анар Гасимов отмечал, что красный кирпич, из которого были вытроены колокольня и трапезная, потерял былой яркий цвет, потемнел от времени, стал бурым, во многих местах осыпался.
В мае 2020 года активисты московского штаба Общероссийского народного фронта констатировали, что храм нуждается в реставрации: старая кирпичная кладка разрушается, колокольню лишили купола и колоколов, окна выбиты, вокруг — покосившийся забор с колючей проволокой. В связи с этим представители ОНФ сформировали пакет документов для заявки в Мосгорнаследие о признании храма с его многовековой историей объектом культурного наследия. Координатор движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов о.
Деревянная или каменная?
Примерно в середине XVII века на горе возвели деревянную церковь. Официально считается, что это произошло в 1649 году. Позже храм сгорел и был отстроен заново в камне… Однако в начале 2000-х годов, когда община занялась восстановлением Никольского храма, рабочие вдруг обнаружили надгробную плиту с датой смерти некогда погребенного под ней человека — 1609 год. Тогда же в земле нашли небольшие кирпичи, называвшиеся «алевизовскими», так как первым их стал использовать итальянский архитектор Алевиз Новый в начале XV века. Так что возникло предположение (правда, пока так и оставшееся гипотезой), что еще в начале XVII столетия на горе имелся каменный храм.