Храм живоначальной троицы в хорошеве: официальный сайт и адрес
Содержание:
- Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками
- Святыни
- Святыни и иконы
- Работа храма
- Происхождение названия
- Как строился полковой храм стрельцов
- Архитектурные особенности храма
- Святыни
- Святыни
- Святые, связанные с храмом
- Описание церкви
- Нынешнее состояние храма
- Внутреннее убранство
- Нынешнее состояние храма
- История постройки и становления храма
- Интересные факты о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве
- Посещение храма, режим его работы
- Святыни и иконы
- Святыни храма
Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками
Храм Успения Божией Матери на Покровке известен с XVI в. Возникла она в Котельной слободе. Котельники — ремесленники, делавшие разную металлическую посуду — жили по левой стороне улицы Покровка.
Предполагается, что котельники с Покровки были даже поставщиками двора, делая посуду для царских нужд. Поначалу храм был деревянным.
С начала XVII в. по Покровке государь стал ездить во вновь устроенные резиденции: Измайлово и Рубцово. Поэтому и на улице стали поселяться состоятельные москвичи: купцы и бояре.
Изменение статуса улицы сказалось на храмовом строительстве.
В 1656 г. взамен деревянной Успенской церкви появилась каменная.
Но в 1688 г. случился большой пожар, и Успенский храм сильно пострадал. Тогда местный житель, купец Иван Сверчков, решил построить новый храм, больше размером и необычной архитектуры.
Он выстроил церковь на собственные деньги за три года — с 1696 по 1699 год. По желанию благотворителя для него в храм был сделан отдельный вход, прямо из сада Сверчковых: ведь он примыкал прямо к церкви.
Позже Ивана Сверчкова и похоронили в фамильной усыпальнице в Успенской церкви.
Святыни
В церкви Троицы в Хохлах расположенной в Москве особо чтятся две иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших». Также здесь находятся иконы с частицами св. мощей следующих святых:
- преподобномучеников Давидо-Гареджийских;
- новомучеников Тихона, патриарха Московсковского, Владимира, митрополита Киевского, Фаддея, архиепископа Тверского;
- св. апостола Матфея;
- мученика Федора Тирона;
- св. пророка Иоанна Крестителя.
Кроме того с храмом связано имя священномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Для нее в доме причта были отведены специальные комнаты на тот случай, когда она посещала храм. Святитель Филарет Московский освящал антиминс для одного из приделов, а святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил при храме один штат вместо двух, чем улучшил материальное положение местного причта.
Святыни и иконы
Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.
Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:
- Образ Николая Чудотворца, написанный на круглом основании в XVIII веке.
- Мамврийский дуб, который является частью любого образа Троицы. В киоте, где располагается образ, также расположены крест и иконы, обрамление которых выполнено из белого, розового и перламутрового мрамора.
- Феодоровская икона Божьей Матери, к которой приходят с молитвами о благополучном течении беременности и родоразрешении. Этот образ написан в XIX веке.
- Икона Сергия Радонежского, на которой старец изображен в полный рост. Она является списком с крыши раки, в которой находятся мощи святого. Датируется концом XIX века.
- Богоматерь Рудненская — это список c чудотворного лика XVIII века. Образ творит чудеса, многие верующие приходят помолиться и поклониться лику.
Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.
Работа храма
Духовенство прихода проводит не только богослужение, но и ведёт активную просветительскую и попечительскую деятельность.
Расписание богослужений
Божественные службы проводятся в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво ежедневно по следующему расписанию:
- в будние дни и субботу богослужения проводятся в 8.30 и 10.30;
- по вечерам в 17.00 службы проводятся в пятницу, субботу и воскресенье;
- в воскресенье проводят раннюю службу в 6.40 и позднюю литургию в 8.40.
Расписание богослужений в дни престольных праздников, перечисленных ниже, уточняют на сайте храма. Его престольными праздниками являются:
- день Святой Троицы, отмечаемый на 50-й день после Пасхи;
- Фёдора Стратилата — 21 февраля и 21 июня;
- Пророка Ильи — 2 августа;
- Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря.
Следует знать, что в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво запрещено вести видеосъемку и фотографировать. Одежда мужчин и женщин во время её посещения должна быть скромной, закрывающей колени и плечи у женщин, которым нельзя использовать косметику.
Деятельность прихода
В Троицком приходе действует Воскресная школа, в которой проводятся следующие занятия:
- изучение Закона Божьего;
- курсы церковнославянского языка;
- кружок рукоделия;
- хоровое пение.
Взрослые могут участвовать в деятельности общества сестёр милосердия и молодёжного клуба «Синаксис», в катехизисных беседах.
Происхождение названия
Название присвоено в 1963 году, сохраняет имя бывшего подмосковного села Карамышево, известного по документам с 1646 года (было перенесено на 1,5 км в 1930-х годах в связи со строительством Карамышевского гидроузла канала Москва-Волга, а в конце 1940-х включено в состав Москвы). Деревня принадлежала старинному дворянскому роду Карамышевых, предок которого татарин Карамыш, согласно родословной, приехал в Москву из Золотой Орды в начале XV в. Среди первых дворян Карамышевых нижегородский боярин Семён Карамышев (1410 г.), князь Михаил Фёдорович Карамыш Курбский (1493 г.), Александр Васильевич Карамышев (1470 г.). В основе фамилии Карамышев — тюркский корень со значением «защитивший».
Как строился полковой храм стрельцов
Как реформы патриарха Никона повлияли на Троицкую церковь
О существовании здесь деревянной церкви известно ещё с 1632 года. Изначально она строилась как кладбищенская. Сам же погост был достаточно большим и находился с её северо-западной стороны.
В середине 17 века церковь Троицы в листах уже считалась храмом стрельцов под началом их командира Василия Пушечникова. Здесь была окраина Москвы, и стрельцы несли свою службу: охраняли въезд в город. К тому же здесь, у Сретенских ворот, проходил путь паломников в Троице-Сергиеву Лавру.
Со временем, стрельцы решили обновить свою полковую церковь и выстроить каменное, более надёжное и долговечное здание. Точная дата начала постройки нового храма в документах не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1657 году стройка шла полным ходом. А в 1661 году патриарх Никон торжественно провёл обряд освящения каменного храма во имя Святой Троицы.
Интересная история связывает это имя и храм Живоначальной Троицы в листах. Строительство пришлось на время, когда архиепископ Никон запретил шатровое зодчество, приказав все постройки возводить только в традициях византийской архитектуры. Солдаты привыкли выполнять приказы, и новая полковая церковь стрельцов имела вид пятиглавого крестово-купольного здания, как и повелел Никон. Лишь одна небольшая поправочка была допущена военными. Дело в том, что патриарх лично выдал им документ, в котором указывал точные размеры будущей полковой церкви.
Чтобы несколько увеличить объём своего храма военнослужащие немного изменили по своему желанию предписанные размеры. Узнав об этом, патриарх пришёл в ярость. Он приказал всё построенное снести, а старосту с семьёй на десять лет отлучить от церкви. Вероятно, так он хотел показать всем свою безграничную власть. Получилось так, что старосту через некоторое время убили в бою, с его семьи наказание сняли. А стрельцы, немного схитрив, сумели построить здание положенных параметров на заложенном ранее фундаменте большего объёма.
Почему церковь “в листах”?
Своё необычное название храм получил совсем не потому, что его окружало большое количество лиственных деревьев. Дело тут в том, что недалеко находилась слобода работников Государева Печатного двора, которое основал ещё Иван Грозный. И печатники, чтобы показать прохожим свой товар, который они хотели продать, вывешивали на ограду церкви свои творения.
Чаще всего это были изготовленные ими собственноручно лубочные картинки, кстати, очень популярные в те времена. Назывались они просто «листы». Вот и получалось, что храм стоит весь в листах.
Такие картинки использовались, чаще всего, для украшения внутреннего интерьера комнаты. Их отличительной особенностью, и это было обязательным, являлась словесная надпись или поучительного, или же юмористического содержания.
Под царским покровительством
Интересный факт: церковь Троица в Листах всегда была на особом положении у царей дома Романовых и церковных служителей высокого ранга. Наверное, причиной этому были ратные подвиги стрельцов, постоянно делом, а не словом доказывающих свою преданность царю и Отечеству.
Так, в 1667 году именно это военное подразделение, по приказу царя, направили в Астрахань. Там солдаты принимали участие в подавлении мятежа Степана Разина.
Вернувшись домой, полк был награждён царствующим в те годы Алексеем Михайловичем. 150 тысяч кирпичей были куплены за казённый счёт для конкретной цели: обновления полкового храма. К тому же, царь пожаловал для церкви ещё много икон, различную церковную утварь, необходимую для Богослужений, и даже главные в православном храме врата иконостаса — царские.
Особо ценными среди царских даров являлись такие предметы как, например, искусно сделанный позолоченный потир ручной работы для совершения обряда причастия, изысканный украшенный жемчугом серебряный с позолотой крест. Патриарх Никон также не остался в стороне и преподнёс стрелецкой церкви свой подарок: напрестольное Евангелие середины 17 века.
Со временем и по необходимости храм расширялся. Так, в 1680 году там появилась трапезная
Затем в честь успешного окончания Чигиринского похода, исход которого имел важное значение для Руси в войне с турками возвели придел во имя Покрова Пресвятой Божьей Матери. Позже его обновили на деньги прихожанина купца Колосова
Чуть позже в 1689 году в здании произошёл пожар. После него храм нужно было восстанавливать. Узнав об этом Пётр 1, помня о доблести и верности ему стрельцов этого полка, пожаловал 700 рублей специально на его восстановление.
Архитектурные особенности храма
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.
Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.
Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.
На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.
Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.
Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.
В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.
Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.
В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.
Святыни
За годы использования культовой постройки советскими властями для различных хозяйственных целей росписи стен и потолков были практически полностью потеряны. Часть икон вывезли в 1922 году в результате конфискации церковного имущества. После закрытия церкви, сохранившиеся образы были похищены или скрыты под слоями пыли и грязи.
Храмовый образ церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве
После возвращения храма Московской патриархии началось восстановление собрания икон. Оно содержит большое количество старинных образов, написанных в XVIII-XIX веками. Самыми известными и почитаемыми из них являются:
- Икона Николая Чудотворца, написанная на металлическом круглом основании в XIX веке.
- «Мамврийский дуб» — часть дерева, изображенного на всех образах Троицы. В киоте, его содержащем, также находятся иконы и крест из белого перламутр и розового мрамора.
- Феодоровская икона Божией Матери (XIX век), к которой возносят молитвы об удачном течении беременности и рождении ребёнка.
- Ростовая икона Сергия Радонежского, являющаяся списком с крышки раки со святыми мощами преподобного мужа, который был сделан в XIX веке.
- Икона «Богоматерь Рудненская» — список с чудотворного образа XVIII века.
Важно! Одной из самых почитаемых икон Троицкой церкви в Хорошёво является образ Казанской Богоматери, подаренный патриархом Алексием II к празднованию 400-я храма
Святыни
За годы использования культовой постройки советскими властями для различных хозяйственных целей росписи стен и потолков были практически полностью потеряны. Часть икон вывезли в 1922 году в результате конфискации церковного имущества. После закрытия церкви, сохранившиеся образы были похищены или скрыты под слоями пыли и грязи.
Храмовый образ церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве
После возвращения храма Московской патриархии началось восстановление собрания икон. Оно содержит большое количество старинных образов, написанных в XVIII-XIX веками. Самыми известными и почитаемыми из них являются:
- Икона Николая Чудотворца, написанная на металлическом круглом основании в XIX веке.
- «Мамврийский дуб» — часть дерева, изображенного на всех образах Троицы. В киоте, его содержащем, также находятся иконы и крест из белого перламутр и розового мрамора.
- Феодоровская икона Божией Матери (XIX век), к которой возносят молитвы об удачном течении беременности и рождении ребёнка.
- Ростовая икона Сергия Радонежского, являющаяся списком с крышки раки со святыми мощами преподобного мужа, который был сделан в XIX веке.
- Икона «Богоматерь Рудненская» — список с чудотворного образа XVIII века.
Важно! Одной из самых почитаемых икон Троицкой церкви в Хорошёво является образ Казанской Богоматери, подаренный патриархом Алексием II к празднованию 400-я храма
Святые, связанные с храмом
- Великая княгиня Елизавета Фёдоровна — на первом этаже двухэтажного дома причта по плану 1910 г. 5 светлых комнат отводились для «денного приюта Ея имп. выс. Елизаветы Федоровны».
- Святитель Филарет Московский — лично освятил антиминс Троицкого предела дореволюционного храма, благословил отца-настоятеля Алексия Беляева преподавать Закон Божий в доме Межевой канцелярии в Константиновском межевом училище и дал разрешение отремонтировать алтарь и купол храма в 1824 г.
- митрополит Иннокентий (Вениаминов) — по его указу с 1873 г. при храме за малоприходством вновь утвердили двухштатный причт, состоящий из священника и псаломщика.
- Патриарх Тихон — в январе 1921 г. наградил настоятеля храма, отца Николая Успенского, наперсным крестом, а в 1923 г. распорядился наградить палицей уже другого настоятеля, протоиерея Димитрия Муравейского.
Описание церкви
Церковь на Карамышевской набережной в Хорошево (Мневники) в настоящее время представляет в своей основе однокупольный храм, у основания которого находятся несколько рядов кокошников. По бокам храма пристроено два придела, имеющие по одному куполу с такими же кокошниками, как и на основном навершии.
Апсиды и стены церкви украшены тонкими, аккуратными карнизами и лопатками, которые имеют сложную профилировку.
Узкие храмовые окна были расширены, обветшавшая звонница полностью разобрана, а на ее месте возведена новая колокольня, сохранившаяся и в наши дни. Купольная кровля имеет нестандартный черный окрас, лишь навершие колокольни сделано под позолоту. Сам храм окрашен в белый цвет, а колокольня — в бледно-розовый.
Нынешнее состояние храма
Хорошевское здание было передано Русской православной церкви в 1989 году. Восстановление иконостаса происходило не только силами священников. Люди приносили как образа из домашнего обихода, так и редкие иконы, оставшиеся от предков.
В 1993 году храм перенес акт вандализма — все иконы были похищены. Но прихожане вновь не оставили религиозный центр без внимания. Они помогли восстановить утраченное. И через год в здании появились новые иконостасы, выполненные в рублевском стиле.
Настоятелями и служителями монастыря являются люди, которые относятся к Отделу внешних церковных связей Московской области. Реставрационные работы закончились в 2002 году. Последним штрихом стало восстановление кокошника, в котором были установлены копии тарелок, подаренных Борису Годунову турками.
Внутреннее убранство
По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.
Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.
В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.
Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.
Нынешнее состояние храма
Хорошевское здание было передано Русской православной церкви в 1989 году. Восстановление иконостаса происходило не только силами священников. Люди приносили как образа из домашнего обихода, так и редкие иконы, оставшиеся от предков.
В 1993 году храм перенес акт вандализма — все иконы были похищены. Но прихожане вновь не оставили религиозный центр без внимания. Они помогли восстановить утраченное. И через год в здании появились новые иконостасы, выполненные в рублевском стиле.
Настоятелями и служителями монастыря являются люди, которые относятся к Отделу внешних церковных связей Московской области. Реставрационные работы закончились в 2002 году. Последним штрихом стало восстановление кокошника, в котором были установлены копии тарелок, подаренных Борису Годунову турками.
История постройки и становления храма
Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:
- Беседы;
- Хорошево;
- Ходынский луг.
В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.
Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.
Романовы и их вклад в историю
Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.
После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.
Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.
Изменения в советское время
С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.
На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.
В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.
После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.
В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:
- восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
- обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
- реконструирование оконных проемов.
Интересные факты о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве
Храм Троицы являет собой уникальный образец архитектуры:
- Фасад храма украшен с помощью расписной посуды: встроенных блюд и чаш. Это уникальное архитектурное решение для Москвы, которое вдобавок было спонтанным – на полное украшение храма посуды не хватило и мастера использовали жестяные круги, расписанные в тон керамическим украшениям.
Тарелки на фасаде
- Царь Борис Годунов почти ежегодно посещал праздник зимнего Николая, а путь из царского дворца занимал час времени.
- На одной из стен храма изображен сам Борис Годунов, склоняющийся перед престолом и преподносящий храм Святой Троице.
Храму Живоначальной Троицы уже больше чем 400 лет. В это время он видел многое. В Хорошеве совершались нашествия, оно передавалось как царская милость, оно видело перестройку и советское атеистическое время. Но над всем этим продолжает звенеть, не замолкая, колокольный звон, а молитвы все так же поднимаются к небесам.
Оформление статьи: Владимир Великий
Посещение храма, режим его работы
Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся здесь каждый день
Обратите внимание, что храм является действующим, поэтому здесь следует соблюдать тишину, отключать мобильные телефоны во время пребывания внутри
Важно! Съемка и фотографирование храма не разрешается.Женщинам необходимо посещать храм в юбках или платьях, которые закрывают колени, с покрытыми плечами, в головных уборах, без косметики (особенно это касается помады). Мужчинам следует снять головные уборы
Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах.
Если вы решили посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его иконостас
, в котором немало образов, датируемых XVIII-XIX веком: несколько икон Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного, списки Казанской, Тихвинской, Владимирской икон Богоматери, Троеручница, Неопалимая Купина. Также здесь сохраняются реликвии из Иерусалима – крест из перламутра, часть маврийского дуба. Есть и несколько серебряных распятий, датируемых XIX веком
Стоит обратить внимание и на изящнуюархитектуру храма , которая сочетает в себе роскошь кокошников и достаточно скромные апсиды и фасады
Знаете ли вы? Некоторые исследователи уверены, что изначально три церкви стояли отдельно друг от друга, соединяясь закрытым гульбищем.
Святыни и иконы
Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.
Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:
- Образ Николая Чудотворца, написанный на круглом основании в XVIII веке.
- Мамврийский дуб, который является частью любого образа Троицы. В киоте, где располагается образ, также расположены крест и иконы, обрамление которых выполнено из белого, розового и перламутрового мрамора.
- Феодоровская икона Божьей Матери, к которой приходят с молитвами о благополучном течении беременности и родоразрешении. Этот образ написан в XIX веке.
- Икона Сергия Радонежского, на которой старец изображен в полный рост. Она является списком с крыши раки, в которой находятся мощи святого. Датируется концом XIX века.
- Богоматерь Рудненская — это список c чудотворного лика XVIII века. Образ творит чудеса, многие верующие приходят помолиться и поклониться лику.
Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.
Святыни храма
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве сохранил различные особо почитаемые святыни, которые находятся здесь постоянно, и к которым ежедневно приходят молящиеся и паломники.
Феодоровская икона Божией Матери
Икона начала XIX в. располагается на аналое в основном приделе. Это одна из святынь, переживших разграбление храма, возможно, она относится к числу тех, что были спрятаны местными жителями. Икона сохранила свою оригинальную чеканную ризу. Перед ней еженедельно совершаются акафисты и молитвы.
Икона святой Троицы
За давностью лет невозможно сказать точно, кто и когда написал образ Троицы. Единственное что известно, это что характерный стиль барокко и реалистичная манера письма и передачи образов отсылает к художникам XVII века.
Эта икона несколько раз реставрировалась, с нее были удалены различные загрязнения, восстановлены цвета. Ведутся исследования и попытки определить происхождение иконы. Это одна из нескольких икон, не относящихся к каноничным образам.
Образ святителя Николая
Эта круглая икона была написана в начале XIX-го века и является одной из самых почитаемых святынь прихода. Именно этот образ был в списке первых, что появились в храме после его открытия в 1989 г., и это одна из нескольких сохранившихся икон, что находились в храме до революции. Сейчас образ хранится в Никольском приделе, перед ним совершаются молебны, и горит постоянная лампада.