Устье мсты. церковь николая чудотворца на липне

Как добраться

Разыскать церковь в дельте Мсты довольно просто.
Если двигаться от Новгорода
вверх по Волхову (в сторону Ильменя) и приблизиться к восточному берегу озера,
то церковь становится видна, хотя вы еще даже не вошли в протоки.
В сторону Новгорода обращено два рукава Мсты: северный — более короткий,
и южный, который длиннее, но шире. Они сходятся вместе примерно в полутора километрах
от церкви. Мы рекомендуем все-таки южный, широкий и красивый, хотя местные,
скорости ради, используют северный. В месте слияния протоков северный рукав
имеет ширину метра 3-4, а вот южный — вполне полноводная и большая река.

Церковь Николы на Липне

    Дошедший до нас памятник самого конца XIII века — церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствует о том, что попытки переосмыслить старую схему церковного здания, намеченные строителями церкви Параскевы-Пятницы и особенно церкви Рождества богородицы Перынского скита, нашли свое дальнейшее развитие в конце XIII века. Исходя из старой композиции кубической, четырехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие конца XIII века окончательно отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия. Несмотря на позднейшую переделку завершающих частей здания, верх здания Николы можно было с уверенностью реконструировать, подобно верху церкви Параскевы-Пятницы и церкви Перынского скита, в виде трехлопастного покрытия, позже переделанного па восьмискатное, пощипцовое. Трехлопастное покрытие являлось отражением новой структуры сводов церкви. Фасады церкви Николы, как и фасады церкви
Перынского скита, не имеющие трехчастного деления лопатками, стягиваются вверху трехлопастной декоративной ар­кой, по кривизне которой тянется поясок свисающих полуциркульных арочек. Отказ от трехчастного членения на фасадах придавал массе здания еще большую монолитность. Зодчие конца XIII века окончательно отказываются от боковых апсид, одновременно опуская центральную до половины высоты храма. Характерной чертой церкви Николы, как и церкви Перынского скита, является вытянутость пропорций, не встречавшаяся в новгородских памятниках второй половины XII века.

    Исходя из старой традиционной композиции храма, новгородские зодчие конца XIII века стреми­лись переосмыслить ее как в отношении конструкции, вводя новые приемы, так, особенно, в отношении общего художественного выражения. В этом переосмыслении нельзя не заметить некоторой роли романского зодчества, откуда новгородские зодчие черпали отдельные конструктивные детали и отдельные элементы композиционного решения, отнюдь не разрушавшие новгородской традиционной схемы здания в целом. Прочные экономические и культурные связи Новгорода с городами Прибалтики и севера Европы легко объясняют заимствования новгородскими зодчими отдельных элементов из опыта романских мастеров, тем более что в самом Новгороде издавна существовали две церкви — немецкая церковь Петра и «варяжская божница», выстроенные иноземными купцами на своих торговых дворах.

    С другой стороны, не подлежит сомнению, что новгородское зодчество оказывало и обратное воз­действие на архитектуру прибалтийских стран. Так, в ряде зданий Таллина, датируемых XV—XVI веками, мы встречаем трехлопастную обработку плоскости щипца, применявшуюся в новгородском зодчестве с XIII века. Интересна и некоторая общность приемов кирпичной орнаментации. Эти совпадения позволяют говорить об определенной культурной близости прибалтийских стран с Новгородом, а также о широком распространении новгородского влияния.

    Существенной особенностью новгородского зодчества с конца XIII века является новая техника кладки. Старая система кладки из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с при­месью толченого кирпича с незначительными отклонениями продержалась в Новгороде до начала XIII века. В этой технике выложены старые части
церкви Параскевы-Пятницы на Торгу и здание Перынского храма. Церковь
Николы на Липне в основном выстроена из волховской грубо отесанной плиты на растворе извести с песком. Кирпич новой, удлиненной формы, правда, встречается в кладке, но старой системы чередования рядов кирпича и камня здесь уже нет. В кладке столбов и сводов церкви Николы применен кирпич, имеющий форму продолговатых брусков очень крупного размера. Кладка из плиты станет характерной чертой новгородского зодчества XIV—XV веков. В этой технике выстроены не только все церкви Новгорода и его пригородов, но и все крепостные сооружения этой эпохи, как, например, древние части стен детинца, стена острога 1335 года на Торговой стороне, вскрытая раскопками, Порховский кремль 1387 года и другие постройки новгородских зодчих. Кладка из блоков различного размера грубо отесанного известняка с использованием кроме того булыги (валунов) и частично кирпича давала чрезвычайно неровную поверхность стены. Система кладки наложила своеобразный отпечаток на характер построек, в которых отсутствует геометрическая четкость линий и форм, что придает новгородскому зодчеству этой поры совсем особую скульптурную пластичность.

Сайт создан в системе uCoz

История церкви Николы на Липне во времена СССР

В середине позапрошлого века храм не использовался по назначению. Его конструкции начали разрушаться. А уже после октябрьской революции церковь закрыли.

Особенно сильно памятник пострадал во время ВОВ. Были разрушены южная и часть северной стены. Фашисты полностью развалили западный притвор с колокольней. Южная и западная арки развалились. Также был разрушен купол с внутренней стороны. Храм находился в аварийном состоянии. Что касается, кладки, то сохранилось только 65 %.

В послевоенные годы начались работы по восстановлению фресок. И уже в середине прошлого века памятник был полностью отреставрирован.

Местонахождение храма

Церковь находится недалеко от города Новгорода. А точнее, на острове Липно, откуда и взяла свое название. Добраться до храма будет не так уж просто, так как остров расположен в дельте реки Мста. Туда не ходят рейсовые автобусы, нет экскурсионных прогулок. Единственный способ, который позволяет добраться до архитектурной памятки — это река. Самостоятельно необходимо будет арендовать лодку, желательно взять с собой провожатого. Путь будет лежать вверх по реке Волхов в направлении озера Ильмень. Оттуда нужно будет добраться до притоков реки Мста, а уже от нее за полтора километра можно будет увидеть храм Николы на Липне. Будьте уверены, увиденное вас не разочарует.

Иконография

Икона написана на липовой доске с ковчегом, состоящей из трёх частей, скреплённых тремя накладными и двумя торцевыми шпонками. На доску наклеена паволока. Местами оригинальная живопись утрачена, замена поновлениями. На иконе много темной олифы, не удалённой при раскрытии, которая снижает интенсивность красок.

На иконе представлено поясное изображение святителя Николая благословляющего правой рукой и держащего левой рукой Евангелие. По сторонам от его головы помещены ростовые фигуры Иисуса Христа (лик с наибольшими утратами древней живописи, поновлён) и Богородицы, вручающие святителю Евангелие и омофор в память о чуде, произошедшем на Первом вселенском соборе (первый известный пример изображения в русской иконописи).

На полях иконы находятся фигуры святых:

  • на верхнем поле этимасия в окружении полуфигур архангелов Михаила и Гавриила и апостолов;
  • на боковых полях (попарно сверху вниз) в полный рост Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ипатий, Кирилл Александрийский и Афанасий Александрийский, Борис и Глеб, Георгий и Дмитрий, Флор и Лавр, Косма и Дамиан.

Нижнее поле иконы занимает ктиторская надпись выполненная черной краской с киноварными инициалами.

Лик святого хотя и близок к традиции византийского искусства комниновского периода, но

святой утратил суровость фанатичного отца церкви. Перед нами добрый русский святитель, готовый оказать наиреальнейшую помощь своему подопечному».

Живопись имитирует скань и эмаль на нимбе святого. Облачение святителя украшены золотыми с жемчугом крестами и ромбами и, по мнению академика В. Н. Лазарева, «разукрашено так, как будто художник воспроизводил народные вышивки». Это является отходом от эллинистических основ византийского искусства и делает икону ориентированной на народный вкус. В самой трактовке образа святителя Николая «много от наивной, почти что деревенской непосредственности восприятия».

Год постройки и автор церкви Николы на Липне

Храм Николая Чудотворца был частью Николо-Липенского монастырского комплекса, основанного в начале XII в. и просуществовавшего до начала XIX в.

Церковь заложил новгородский владыка Климент в 1292 г., спустя 180 лет после прибытия иконы святителя Николая в том месте, где вероятно она могла быть найдена, так как остров Липно расположен на пути из Киева в Новгород.

В 1764 г. монастырь был упразднен, здания разобраны. Уцелела только церковь Николы, но и она пришла в запустение в XIX в., богослужения совершались редко. А после революции в 1917 г. и вовсе прекратились. Здание храма сильно обветшало.

Разрушение здания продолжилось и во время Великой Отечественной войны. На острове располагался советский наблюдательный пункт, периодически подвергавшийся обстрелу немецкими войсками. В результате сохранилось только 65% кладки церкви.

Роспись в правой части алтаря. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, Дар Ветер

В 1960 г. под началом Л. М. Шуляк был проведена капитальная архитектурная реставрация храма с возвращением его первоначального вида. Также с 1950–1980-е гг. с перерывами велись реставрационные работы фресок.

В последующие периоды проводились технические восстановительные ремонтные работы, однако, здание сильно обветшало и находилось не в лучшем состоянии. После визита главы государства 10 сентября 2016 г., была выделена целевая субсидия на восстановление памятника. Работы были завершены к 2019 г.

Остров можно считать поистине уединенным местом, ведь помимо церкви, на острове находятся только заброшенные здания базы отдыха, а также смотритель церкви.

Также на острове нет магазинов, поэтому необходимым стоит закупиться заранее.

Церковь до реставрации, Konstantin hramov

История

Икона была написана в 1294 году для церкви Липенского Новгородского монастыря и была его храмовым образом. О написании иконы сообщает Новгородская третья летопись:

В лето 6802 при князе Андрее Александровиче, при архиепископе Клименте Великого Новгорода и Пскова, при посаднике Андрее Климовиче, написана бысть икона великого чюдотворца Николая в Липенский монастырь, повелением и стяжанием раба божия Николы Васильевича…

Никола Липенский

В лето 6802 при князе Андрее Александровиче, при архиепископе Клименте Великого Новгорода и Пскова, при посаднике Андрее Климовиче, написана бысть икона великого чюдотворца Николая в Липенский монастырь, повелением и стяжанием раба божия Николы Васильевича…

О мастере, написавшем икону, известно из ктиторской надписи помещённой на нижнем поле иконы. Имя мастера — Алексы Петрова и заказчика иконы — Николая Васильевича не упоминаются в каких-либо сохранившихся документах.

Икона была поновлена в 1556 году по повелению игумена монастыря Антония.

После запустения Липенского монастыря икона в 1798 году была перемещена в Сковородский монастырь. Из него в 1921 году поступила в Новгородский музей в котором была раскрыта в два приема — в 1921 году частично и 1928—1932 годы полностью.

Как добраться

Добраться до Липно можно от Великого Новгорода, расположенного в 11 км от острова. Город находится на северо-западе России, между Санкт-Петербургом и Москвой: примерно в 550 км от Москвы в северо-западном направлении и в 200 км от Санкт-Петербурга. Путь на автомобиле от Москвы займет около 6,5 часов, от Санкт-Петербурга — около 3-х.

Также до Великого Новгорода можно доехать на поезде, в городе действует железнодорожный вокзал или на междугороднем автобусе, следующего до автовокзала. По воздуху непосредственно до города добраться не получится, ближайший аэропорт расположен в Пулково в Санкт-Петербурге.

Далее, необходимо осуществить переправу до острова. В теплое время года, можно арендовать лодку или катер на пристани. В зимнее время известна практика передвижения по льду, однако, это может быть весьма рискованно, особенно во время потепления.

Водная тропа лежит через озеро Ильмень, от города необходимо двигаться в юго-восточном направлении. Время поездки от 30 минут.

На острове в начале пути установлен информационный щит о местности. Рядом с ним начинается тропа, ведущая к храму. Часть пути может быть затоплена. Ближе к храму проложена дорожка из дерева.

Также, храм можно посетить в рамках экскурсионных групп, которые организуют переправу.

Церковь Николы на Липне на видео

Икона

По свидетельству некоторых источников новгородский князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, внезапно заболел. Во сне ему явился святой Николай Чудотворец и пообещал исцеление через свой иконный образ, который хранился на хорах киевского Софийского собора. По пути в Киев на озере Ильмень княжеские посланники неожиданно попали в бурю. Непогоду было принято решение переждать на одном острове

Через три дня они собрались продолжить свой путь, однако, их внимание привлекла доска круглой формы, которая плыла по волнам. Это и была та икона, описанная князю во сне

Умыв лицо водой, которой омыли икону, Мстислав исцелился. Произошедшее событие относят к 1112 г.

В честь чудесного исцеления, в 1113 г. князь приказал заложить «на Ярославле дворе» храм во имя святителя Николая, где и в дальнейшем хранилась икона. По другим данным, строительство этого храма связывают с распространением почитания святителя Николая на Руси. Саму же историю с болезнью относят к периоду 1097—1107 гг.

Кроме того, известны и другие варианты происходящих событий, однако, несмотря на множество разнящихся фактов, чудотворная икона святителя Николая, которую по своей форме называют «круглая доска», была очень почитаема среди людей.

Лариса Замыслова

По свидетельству исследователей, до наших дней оригинал иконы не сохранился, однако, дошли списки, созданные несколько веков назад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector