Храм рождества христова в чернево. расписание богослужений, история, адрес, как добраться

Годы лихолетья

На храм Параскевы Пятницы в Бутово обрушились все тяготы 30-х годов, когда уничтожались церкви и их служители. Он был закрыт, осквернен и разграблен. Затем в нем долгие годы находились то склады, то пошивочные мастерские, а позднее храм и вовсе сгорел. Разрушенный, без окон, дверей и крыши, он стал восстанавливаться в 90-е годы силами общины, которой был передан, и в 1998 году храм был освящен Патриархом Московским. Верующие приносили иконы, на пожертвования были заказаны новые. Когда не было громадного жилого микрорайона Северное Бутово, на этом месте находились несколько сел – Киово, Бица, Качалово. Поэтому церковь Пятницы в Бутово имеет и другое название, так сказать, синоним – храм Параскевы Пятницы в Качалове.

Он очень популярен у местного населения, но мал. Поэтому в этом районе запланировано строительство нового большого культового сооружения, названного в честь Пророка Ильи.

Житие св. Параскевы

Житие св. Параскевы пришлось на один из самых тяжелых периодов раннего христианства – III век, правление императора Диоклетиана, яростного ненавистника всех исповедавших Истинную Веру.

Параскева родилась в городе Иконий (ныне на территории Турции), в благочестивой семье, где свято чтили заветы Иисуса: молились, постились, почитали среду и пятницу, поминая в эти дни Страсти Христовы. Они и дочь свою нарекли Параскевой (Пятница в переводе с греческого, на Руси это имя превратилось в Прасковью, одно из самых распространенных женских имен).

Девушка выросла, соблюдая Божьи заповеди, и отличалась благочестием и редкой красотой. Уже в молодом возрасте она осталась сиротой, но продолжала богоугодное служение своих родителей. Хорошее наследство, оставленное родителями, Параскева тратила на еду и одежду для нищих и убогих, на себя же – самую малость. Ее не привлекали ни красивые наряды, ни украшения, ни развлечения, всю свою жизнь она посвятила Господу и проповедь Христова учения, хотя это и грозило ей преследованием.

Параскева отвергала всех женихов, ибо считала своим единственным женихом Иисуса. Ее проповеди подвигли немало людей обратиться в веру Христову, но ей постоянно напоминали об опасности такой открытой проповеди.

Годы лихолетья

На храм Параскевы Пятницы в Бутово обрушились все тяготы 30-х годов, когда уничтожались церкви и их служители. Он был закрыт, осквернен и разграблен. Затем в нем долгие годы находились то склады, то пошивочные мастерские, а позднее храм и вовсе сгорел. Разрушенный, без окон, дверей и крыши, он стал восстанавливаться в 90-е годы силами общины, которой был передан, и в 1998 году храм был освящен Патриархом Московским. Верующие приносили иконы, на пожертвования были заказаны новые. Когда не было громадного жилого микрорайона Северное Бутово, на этом месте находились несколько сел – Киово, Бица, Качалово. Поэтому церковь Пятницы в Бутово имеет и другое название, так сказать, синоним – храм Параскевы Пятницы в Качалове.

Он очень популярен у местного населения, но мал. Поэтому в этом районе запланировано строительство нового большого культового сооружения, названного в честь Пророка Ильи.

Святыни и мощи храма

Храм новомучеников и исповедников хранит множество особо почитаемых в России уникальных священных реликвий, мощей и икон. Главной его святыней является сама территория Бутовского захоронения.

Среди святынь выделяют:

  • поклонный крест, установленный в зоне захоронений;
  • большой Бутовский крест, изготовленный в Соловецком монастыре (самый высокий в стране), установленный возле храма Воскресения Христова;
  • малый крест (соловецкий), находящийся в алтаре верхней церкви;
  • крест-мощевик из дерева, находящийся в нижней церкви;
  • фрагмент гроба, в котором был похоронен архиепископ Верейский Иларион (В. А. Троицкий) и фрагмент облачения, отданный ему в последний путь митр. Серафимом (Л. М. Чичагов);
  • вещи погибших праведников РЦП (письма, документы, предметы быта), хранящиеся в реликварии.

Останки святых (мощи) в любом храме являются источником благодати и дают верующим ощущение присутствия почивших праведников, к коим они обращаются в молитве.

В храмовых иконах Бутовского собора новых мучеников и исповедников РПЦ имеются частички мощей:

  • святых Иоанна и Тихона;
  • преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского;
  • Лукиана Киево-Печерского;
  • Олега Брянского.

Частицы мощей св. новомучеников и исповедников российских располагаются в специальном раке, установленном в правом приделе верхнего храма.

Среди них мощи:

  • Иоанна Рижского и Петра Воронежского;
  • Афанасия Ковровского и Петра Великодворского;
  • Георгия Даниловского и Севастиана Карагандинского;
  • Агафангела Ярославского и Илариона Верейского;
  • Константина Богородского и Георгия Тутаевского;
  • Великой княгини Елисаветы и Инокини Варвары.

В храме имеются уникальные иконы.

К наиболее чтимым относят образы:

  • новомучеников и исповедников российских;
  • Бутовских новомучеников;
  • «Бутовские» образы Николая Угодника и Серафима (Чичагова);
  • царственных страстотерпцев семьи Романовых;
  • Сергия Кедрова;
  • некоторых Тверских святых;
  • Пресвятой Богородицы (Казанский образ).

Деятельность прихода

Храм Параскевы в Бутово является центром Параскево-Пятницкого благочиннического округа и ведет активную приходскую деятельность, которая включает в себя следующие направления:

  • по субботам осуществляются собеседования с настоятелем храма;
  • действует воскресная школа, в том числе и для взрослых:
  • кроме того духовенство храма осуществляет духовное и благотворительное окормление: хосписа, местное СИЗО, все школы района и детские сады.

Интересный момент деятельности прихода связан с тем, что особое значение здесь придают спортивным мероприятиям. А именно футболу.


Внутреннее убранство Пятницкой церкви

Клирик храма ответственен за проведение общемосковских московских турниров Покровских, Рождественских и Пасхальных, а также руководит Православной Спортивной Лигой. Общемосковский Православный турнир по футболу проходит именно под руководством клириков храма св. Параскевы Пятницы в Бутово.

Деятельность прихода

Храм Параскевы в Бутово является центром Параскево-Пятницкого благочиннического округа и ведет активную приходскую деятельность, которая включает в себя следующие направления:

  • по субботам осуществляются собеседования с настоятелем храма;
  • действует воскресная школа, в том числе и для взрослых:
  • кроме того духовенство храма осуществляет духовное и благотворительное окормление: хосписа, местное СИЗО, все школы района и детские сады.

Интересный момент деятельности прихода связан с тем, что особое значение здесь придают спортивным мероприятиям. А именно футболу.


Внутреннее убранство Пятницкой церкви

Клирик храма ответственен за проведение общемосковских московских турниров Покровских, Рождественских и Пасхальных, а также руководит Православной Спортивной Лигой. Общемосковский Православный турнир по футболу проходит именно под руководством клириков храма св. Параскевы Пятницы в Бутово.

Святая великомученица Параскева


Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4. Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне распятия Христа. Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие. Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота. У людей она способна исцелить тяжелые недуги – и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен. На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа. У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

История возведения обители

Около 500 лет назад на территории села Киово-Качалово была поставлена деревянная церковь на честь Параскевы Пятницы. В начале 17 века она была уничтожена при польско-литовском нашествии. В 1694 году на ее месте появился каменный храм. Со временем рядом с ней появился придел Рождества Богородицы. Он проработал длительное время и со временем немного обнищал. Было принято решение его обновить.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

В 1901 году было начато реконструкцию. В конце концов его архитектурный облик был настолько изменен, что он казался построенный заново. Освящение нового храма провели в 1904 году. Рядом с ним в 1906 году была построена деревянная сторожка и размещено кладбище. С 30-х годов началось не простое время для храма. Он был передан местным властям. Вся церковная утварь куда-то исчезла.

Такое разрушение продолжалось до 80-х годов. Затем храм Великомученицы Параскевы Пятницы бросили в покое. Таким его вернули Русской Православной церкви. Сначала в 1990 году, на фоне бумажных икон, было проведено первое богослужение в храме Параскевы Пятницы в Бутово.

Восстановление его производилось исключительно на деньги и пожертвования прихожан. Люди помогали всем, чем могли. Со временем была построена колокольня, а затем и второй придел. Пристольный праздник приходится на 10 ноября. Именно в этот день 1998 года новый храм освятили. На данном событии было большое количество детей.

Священнослужители высшего ранга сказали, что это хороший знак длительного процветания храма. Тогда было принято решение об открытии при храме воскресной школы для детей.

История строительства

В начале 90-х годов группа энтузиастов, состоящая в основном из родственников погибших в Бутово, под руководством М. Б. Миндлина и с помощью различных государственных служб решила увековечить память пострадавших при ежовщине. Деятельность группа начала с архивно-следственных дел казненных на Бутовском полигоне, собирая информацию для намеченной «Книги памяти».

Со следующего года полигон начали посещать родственники погибших. В этот период на его территории устанавливается мемориальная плита.

Далее в 1994 г. в середине урочища, у могильников, установили и освятили 1-й Поклонный крест, сделанный из дерева специально по плану зодчего Д. М. Шаховского. Им же был разработан проект, по которому в 1996 г. (уже после передачи зоны захоронений Московской Патриархии РПЦ) был возведен и освящен небольшой однопрестольный храм из дерева.

После его создания был заложен каменный храм по архитектурному плану М. Ю. Кеслера. Работы были окончены в начале 2007 г. Тогда же Святейшим патриархом Алексием II, совместно с Первоиерархом РПЦЗ Лавром был проведен обряд освящения новой церкви.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия – в 1612 году. Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского. Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась. Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена. Как же иначе – ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива. Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Святая великомученица Параскева


Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4. Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне распятия Христа. Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие. Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота. У людей она способна исцелить тяжелые недуги – и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен. На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа. У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

Воскресная школа

Главным направлением деятельности РПЦ является обучение основам православия. Для духовного и нравственного воспитания, а также для религиозного обучения в Бутовском храме действует 117 воскресная школа, аттестованная по этому разряду в 2020 г. В качестве духовного наставника школы выступает настоятель храма Кирилл Каледа.

Педагогический состав школы состоит из 12 преподавателей и 4 руководителей кружков. Директором является Артамонов Вячеслав Борисович. Обучение бесплатное. Кружки, обед и учебные пособия оплачиваются.

В школе 5 классов:

  • дошкольный (для детей в возрасте до 7 лет);
  • для учащихся начальных классов (7-8 лет);
  • для средних классов (от 9 до 11 лет);
  • класс старшеклассников (12-16);
  • взрослая группа (с 17 лет).

Все обучаются в одно время, у каждой возрастной группы имеется свой класс (комната). Основные уроки проводятся по воскресениям, после Божественной Литургии и трапезы. Между занятиями проводится чаепитие.

Расписание занятий:

Группы Уроки Время Преподаватели
Подготовительная Православные традиции в русской культуре 12.05-12.40 Ольга Дмитриевна (куратор группы), Нина Сергеевна
2Пение 12.45-13.10 Светлана Олеговна
Танцы 13.10-13.45 Нина Сергеевна
Начальная школа Ветхий Завет 12.00-12.30 Надежда Андреевна (куратор)
Рисование 12.30-13.00 Анна Юрьевна
Пение 13.15-13.45 Светлана Олеговна
Средние классы Евангельская История 12.00-12.45 Дмитрий Николаевич (куратор)
Рукоделие 13.00-13.45 Александра Юрьевна
Старшие классы Беседы о христианской жизни 12.00-12.45 Вячеслав Борисович (куратор группы)
Духовные смыслы русской поэзии 13.00-13.45 Александр Иванович
Взрослые Изучение Священного Писания 12.00-13.00 Священник Артемий Диакон Дмитрий
Воскресные беседы с 13.15 Священник Иоанн

Учебные занятия ведутся с 1 сентября по конец мая согласно установленному расписанию.

Каждую субботу работают кружки:

  • ИЗО;
  • танцы;
  • шахматы;
  • футбол.

Помимо основных уроков, проводятся занятия для будущих мам и дошкольников.

Житие Параскевы Пятницы

Параскева родилась в азиатской христианской семье. Её родители настолько чтили святую пятницу, в которую распяли Иисуса Христа, что даже дочери дали греческое имя, которое переводится как пятница – Параскева.

Дело в том, что главным христианским центром в то время считалась Византия, расположенная на современной греческой территории. Именно из этой страны и пришло христианство в Россию.

Параскева рано потеряла родителей и ради христианства поклялась посвятить себя богу и не выходить замуж. Во времена ее юности, правил языческий император, который пытался заставить Параскеву принести жертву языческим богам. Она отказалась это сделать, за что подверглась истязаниям и большим мучениям.

После издевательств Параскеву бросили в тюрьму, однако христианский бог пощадил её и после того, как к ней заглянули язычники, на ней уже не было ни одной раны и Параскева полностью была здорова. Однако император не поверил в это чудо и убил Параскеву, обезглавив и зажигая факелами.

Тело Параскевы было погребено по-христиански и от него шли исцеления больным. Затем её призвали к лику святых.

При жизни Параскевы совершались удивительные чудеса – когда её истязали перед тем, как отправить в тюрьму едва живую, она продолжала молиться и к утру ни одной раны на её теле не осталось и она была жива и здорова.

Тогда император приказал её сжечь факелами, если она не согласится помолиться языческим богам, но пламя всё шло на язычников, а статуи богов тут же обратились в прах. Тогда император отрубил ей голову и на этом земные мучения Параскевы кончились.

Но даже мощи её давали чудесные исцеления. А сам император после казни погиб во время охоты – его растоптал собственный конь.

История жизни Параскевы Пятницы

Первоисточники сообщают, что Параскева родилась в православной семье в третьем веке, и родители назвали девочку, появившуюся на свет в пятницу, созвучным именем, которое в переводе с греческого языка и означает «пятница».

Девочка росла в любви к Господу и принесла ему обет невинности, проповедовала Слово Божие и помогала окружающим людям обрести истинную веру во времена правления жестокого и деспотичного императора Диоклетиана. Его наместник пытался заставить девушку отказаться от своей веры и принеси жертву идолам, однако Параскева не последовала его требованиям, твердо стоя на своих убеждениях. Муки, которым подвергалась верующая, не сломили ее духа и воли, а ангелы небесные исцеляли ее от увечий каждый раз после истязаний. Однако происходящие чудеса не убедили наместника, и Параскева Пятница была казнена путем отсечения головы. Однако и после кончины мощи святой продолжали творить чудеса, исцеляя страждущих и оберегая их от негатива.

Это интересно: Икона святой Марии Магдалины

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Первый храм был сооружен в стиле древних русских церквей из дерева и носил временный характер. Его архитектором стал Дмитрий Шаховский, сын убитого на полигоне иерея М. Шика. Новый храм выполнен в стиле шатрового зодчества. Автором его проекта стал Михаил Юрьевич Кеслер.

Оригинальность архитектурных решений заключается в редкости пятишатровых храмов, как таковых. Кроме того, строение покоится на фундаменте особой конструкции, благодаря которой храм выглядит воздвигнутым на холме. Снаружи обитель представлена в бело-золотистом цвете с фигурными столбцами, аркатурными фризами, вытянутыми тонкими окнами и арочными проемами.

К нижней церкви (крипте) ведет изящная лестница. На колоколах представлены образы святых. Также во владениях храма, но в другом помещении, располагается Музей в память о пострадавших, который носит наименование .

Роспись собора была сделана группой художников в области монументальной живописи под управлением К. В. Охотина. Главный сюжет настенной живописи в нижней церкви – Несение креста (путь страданий Иисуса), в верхней – Воскресение Христа.

Возникновение Бутово


Храм Параскевы Пятницы в Бутово – один из многих культовых объектов, посвященных этой великомученице, на территории Москвы. Церковь имеет богатую историю, начавшуюся за три сотни лет до возникновения вокруг громадного района Северное Бутово. С XVII в России существовало понятие «сельцо», представляющее собой очень маленький населенный пункт, буквально в несколько дворов. Но в его состав обязательно должна была входить часовенка. Таким сельцом в пять дворов – 3 крестьянских и 2 бобыльских, то есть не имеющих никаких земельных наделов, и было Бутово, которым владел дьяк Самойлов. Оно возникло на месте сгоревшей дотла деревни помещиков Щербатовых, владевших этими землями с XV века.

Образ великомученицы

На Руси Параскеву Пятницу почитали наравне с Богородицей, именно поэтому на обратной стороне старинных икон Пресвятой Девы часто можно встретить изображение святой великомученицы Пятницы.


Иконография: Параскева Иконийская (Пятница), великомученица Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 40 см, ширина 31 см Икона краснушка. Однофигурная композиция победренно, крупным планом, в фас. На голове белый плат, корона, в центре ее, в медальоне Спас Нерукотворный, в правой руке крест, левой поддерживает развернутый свиток с текстом. Цвета одежд: белые, светло-охристые, над головой нимб очерчен красной охрой. Фон светлый, канфарение по левкасу кружочками и завитками. Инв. № КП 04550. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Её отображали во весь рост, решительной, непоколебимой подвижницей, с крестом в правой руке и с символом Веры в левой. Облачена в мафорий красного цвета – цвета мученичества и крови, которую пролил за нас на кресте Христос.

Встречаются изображения с житийными фрагментами Параскевы. Часто можно встретить икону Параскевы похожую на икону Богородицы «Нерушимая Стена» или «Покров» с воздетыми к небу в молении и раскинутыми в стороны руками. Такой тип изображения называется «Молящаяся» или «Оранта» и символизирует заступничество перед Создателем.

Вода в ручье, колодце или роднике освящалась и приобретала целебную силу вследствие того, что иконы Параскевы часто находили на воде. Именно поэтому Параскева считается покровительницей воды, а по всей России существует множество источников в честь великомученицы. Ей посвящали храмы и придорожные часовни.

О храме

Новости и события

14.02.2021 15 февраля 2021 года – Сретение Господне В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

14.02.2021 Встреча Владыки в нашем храме!

19.01.2021 ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОГО БОГОЯВЛЕНИЯ — 19 ЯНВАРЯ

Сегодня великий праздник Богоявления Господня. Мы вспоминаем Крещение Спасителя в водах Иордана и явление Святой Троицы, потому и праздник называется Богоявлением.

Православный календарь

В нашем городе, на берегу Казанки, в нескольких десятках метрах от стен Казанского Кремля, сияет куполами храм великомученицы Параскевы Пятницы. Он расположен в самом сердце Казани. Храм Святой великомученицы Параскевы является одним из старейших в Казани, ему чуть менее 300 лет.

Памятник расположен на восточном подъеме к Кремлевскому холму. Церковь возведена в 1730-е гг. на средства И.А.Михляева. Церковь носит название Пятницкой по наименованию левого придела во имя Святой Параскевы Пятницы. В храме находилась чтимая икона Параскевы Пятницы 16 века. В начале 1830-х г., по данным Дульского, по проекту П.Г.Пятницкого был построен входной портик. В 1855г. был разобран и выстроен заново левый придел. В советский период была разрушена колокольня, в настоящее время восстановлена. Объемно-пространственная композиция осевого построения церкви следует изменениям рельефа. Храм — высокий восьмерик на приземистом двусветном четверике — занимает верхний участок. Над сомкнутым сводом вознесена небольшая главка на высокой пятке, сидящей на граненом глухом барабане. Обширная полукруглая апсида под конхой ниже четверика храма и охватывает его с востока. Одноэтажная трапезная на три окна спускается ниже по склону. К ней примыкает северный придел под небольшой главкой на высокой шейке. Нижний сохранившийся ярус колокольни — высокий четверик — заглублен в объем трапезной по основной оси церкви. Входной четырехколонный портик с арочной центральной частью, выдвинутый к западу, выполнен в классицистическом стиле. Убранство церкви отличается лаконичностью. Стены, закрепленные по углам огибающими лопатками, прорезают редкие, симметрично расположенные прямоугольные окна в фигурных наличниках. Восьмерик и шейка центральной главки по верху окаймлены аркатурными поясами. Памятник культовой архитектуры периода русского барокко с позднейшим классицистически.

Подробнее

Примечания

  1. Баранова С. «Разсадник изразцового дела в России» (к вопросу о новоиерусалимских аналогиях в изразцовом декоре Москвы 2-й половины XVII века) // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». — М.: Северный паломник, 2002. — С. 229—230.
  2. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 50. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  3. Баранова С. «Разсадник изразцового дела в России» (к вопросу о новоиерусалимских аналогиях в изразцовом декоре Москвы 2-й половины XVII века) // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». — М.: Северный паломник, 2002. — С. 230.

Чудеса святой Параскевы

На следующий день стражники, ожидавшие увидеть Параскеву мертвой, были потрясены ее здоровым видом, вернувшейся красотой и радостью, с которой она славословила Господа. Эпарх приказал привести ее и заявил, что она исцелилась благодаря языческим богам. Он сам повел ее в капище. Параскева не сопротивлялась, но, когда она вознесла в языческом храме молитву Иисусу, земля содрогнулась, а статуи богов обратились в прах. Многие свидетели этого чуда потом обратились в христианство, Аэтий же обрек ее на новую пытку.

Параскеву подвесили к столбу и стали жечь ее факелами, но, вняв ее молитве, Господь отвел от девы пламя и обратил его на палачей. Тогда Аэтий, осознав свое бессилие, приказал отрубить ей голову. Душа же ее отлетела в Царствие Небесное. Но святая не осталась неотмщенной: Аэтий, чтобы развеяться, отправился на охоту, по дороге конь сбросил его, и мучитель погиб на месте.

Многие христиане пришли к Истинной Вере благодаря проповеди Параскевы и ее чудесам. Они схоронили ее тело, а впоследствии мощи святой Параскевы явили много чудесных исцелений.

За свой подвиг во славу Христа Параскева была возведена в ранг святых великомучеников; икона «Параскева» представляет ее в виде прекрасной девушки с крестом в правой руке и свитком с Символом веры в левой, а ангелы Господни держат над ее головой корону.

Новые тенденции

Среди старцев храма люди, бывшие в прошлом и капитаном дальнего плавания, и военным, и детским врачом. Может быть, это и сказывается на активной церковной жизни храма. При нем имеется воскресная школа, ученики которой наряду с изучением религии принимают участие в спортивных соревнованиях. Храм оказывает действенную помощь детским домам, занимается реабилитацией алкоголиков и наркоманов.

Среди святынь храма имеются такие редкости, как икона равноапостольной Нины (грузинской святой), икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», икона Серафима Сваровского.

  • https://ikona-i-molitva.info/xram-paraskevy-pyatnicy-v-butovo-raspisanie-sluzhb/
  • https://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-paraskevy-pyatnitsy-v-butovo.html
  • https://fb.ru/article/140273/hram-paraskevyi-pyatnitsyi-v-butovo-jemchujina-mikrorayona

Месторасположение, что находится рядом

Православная часовня находится в Красноярске на улице Разина 51. Добраться до подножия Караульной горы можно с остановок «Музкомедия» или «Красная площадь» на городском транспорте, в частности на автобусах № 11, 32, 64. Для автомобилей есть бесплатная парковка.

На саму гору нужно подниматься пешком по лестнице. На вершине находится великолепная смотровая площадка с панорамой на Красноярск. В хорошую погоду с ее открывается обзор на Железнодорожный и Центральный районы города, на знаменитый Коммунальный мост. Есть лавочки для отдыха.

Прямо под часовней стоит пушка, которая выдает залп каждый день ровно в полдень.

История возведения обители

Около 500 лет назад на территории села Киово-Качалово была поставлена деревянная церковь на честь Параскевы Пятницы. В начале 17 века она была уничтожена при польско-литовском нашествии. В 1694 году на ее месте появился каменный храм. Со временем рядом с ней появился придел Рождества Богородицы. Он проработал длительное время и со временем немного обнищал. Было принято решение его обновить.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

В 1901 году было начато реконструкцию. В конце концов его архитектурный облик был настолько изменен, что он казался построенный заново. Освящение нового храма провели в 1904 году. Рядом с ним в 1906 году была построена деревянная сторожка и размещено кладбище. С 30-х годов началось не простое время для храма. Он был передан местным властям. Вся церковная утварь куда-то исчезла.

Такое разрушение продолжалось до 80-х годов. Затем храм Великомученицы Параскевы Пятницы бросили в покое. Таким его вернули Русской Православной церкви. Сначала в 1990 году, на фоне бумажных икон, было проведено первое богослужение в храме Параскевы Пятницы в Бутово.

Восстановление его производилось исключительно на деньги и пожертвования прихожан. Люди помогали всем, чем могли. Со временем была построена колокольня, а затем и второй придел. Пристольный праздник приходится на 10 ноября. Именно в этот день 1998 года новый храм освятили. На данном событии было большое количество детей.

Священнослужители высшего ранга сказали, что это хороший знак длительного процветания храма. Тогда было принято решение об открытии при храме воскресной школы для детей.

Святыни

Храмовый образ великомученицы Параскевы Пятницы

В центральном клиросном киоте находится храмовый образ святой Параскевы . Как и икона Божией Матери «Знамение» из Знаменской церкви, этот образ был спасен верующими от поругания и сохранялся все время гонений, пока не сподобил Господь быть восстановлену храму святой великомученицы. Тогда икона святой храма была возвращена на прежнее место.

Чтимыми являются и образы , расположенные в киотах на западном столпе церкви — великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона и преподобного Серафима Саровского, напротив которого расположен киот с иконой святых просветителей славянских — равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Вообще в храме находится много икон русских святых . Помимо уже упоминавшегося образа преподобного Серафима, есть и образ преподобного Сергия в клиросном киоте, находящийся в Пятницком приделе, и предстоящие у иконы Божией Матери «Знамение» образы равноапостольных великого князя Владимира, просветителя Руси святым Крещением, и великой княгини Ольги. А в приделе Рождества Богородицы западный киот с иконами, находящийся у входа в храм, целиком посвящен русским святым. Центральная икона — это образ всех святых, в земле Российской просиявших. Вокруг него расположены иконы блаженной Матроны Московской, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иннокентия Московского, апостола Сибири и Америки с частицами их мощей, образы царственных страстотерпцев (царя-мученика Николая II и его семьи) и собора Новомучеников и Исповедников Российских.

Среди храмовых икон святых есть большой образ равноапостольной Нины, просветительницы Кавказа, с частицей ее легендарного креста .

В храмовом мощевике (реликварии) хранятся мощи многих великих кавказских святых — Шио Мгвимского (являющегося для народов Кавказа тем же, кем для нас является преподобный Сергий Радонежский), святых Мцхетских мучеников. Есть в храме и другие мощи святых. Из наиболее чтимых можно рассказать о Святых Митрофане Воронежском, Игнатии (Брянчанинове), святителях Московских Филарете (Дроздове) и патриархе Тихоне. Также хранятся мощи и таких святых, как преподобный Максим Грек, благоверные князья Петр и Феврония, мощи святых Муромских князей, преподобных Киево-Печерских.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия — в 1612 году. Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского. Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась. Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена. Как же иначе — ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива. Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Житие св. Параскевы

Житие св. Параскевы пришлось на один из самых тяжелых периодов раннего христианства – III век, правление императора Диоклетиана, яростного ненавистника всех исповедавших Истинную Веру.

Параскева родилась в городе Иконий (ныне на территории Турции), в благочестивой семье, где свято чтили заветы Иисуса: молились, постились, почитали среду и пятницу, поминая в эти дни Страсти Христовы. Они и дочь свою нарекли Параскевой (Пятница в переводе с греческого, на Руси это имя превратилось в Прасковью, одно из самых распространенных женских имен).

Девушка выросла, соблюдая Божьи заповеди, и отличалась благочестием и редкой красотой. Уже в молодом возрасте она осталась сиротой, но продолжала богоугодное служение своих родителей. Хорошее наследство, оставленное родителями, Параскева тратила на еду и одежду для нищих и убогих, на себя же – самую малость. Ее не привлекали ни красивые наряды, ни украшения, ни развлечения, всю свою жизнь она посвятила Господу и проповедь Христова учения, хотя это и грозило ей преследованием.

Параскева отвергала всех женихов, ибо считала своим единственным женихом Иисуса. Ее проповеди подвигли немало людей обратиться в веру Христову, но ей постоянно напоминали об опасности такой открытой проповеди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector